Культура Саудовской Аравии

kultura saudovskoj aravii Саудовская Аравия

В условиях феодальной и полуфеодальной отсталости Саудовской Аравии большинство ее населения сохранило древний хозяйственно-культурный тип кочевых скотоводов полупустынь. Другой хозяй­ственно—культурный тип докапиталистической эпохи представлен здесь пашенными (а отчасти еще мотыжными) земледельцами засушливой зоны. Обе эти группы населения, а также жители саудийских городов различаются по своей традиционной (в особенности материальной) культуре и степени ее модернизации в новейшее время. Вместе с тем, поскольку многие оседлые жители страны сравнительно недавно вышли из среды кочевых племен, в традиционной культуре всех групп населения немало сходного и даже общего.

Кочевники занимаются в основном верблюдоводством и называются бедуинами (от баду — «пустыня»). Верблюды дают им почти все нужное для жизни. Их молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготовляют ткани и веревки, из шкур — кожу для бурдюков и другой твари, навоз идет на топливо, и даже моча при недостатке воды используется для умывания. Верблюд же лучшее в условиях пустыни транспортное сред­ство. Поэтому у бедуинов существует своего рода культ верблюдов, и в арабском языке слова «верблюд» и «красота» происходят от одного корня. Полукочевников в Саудовской Аравии в прошлом было меньше, чем кочевников, но в последние десятилетия, с обводнением некоторых районов, число их увеличилось. Они совмещают скотоводство (преимущественно овцеводство) с земледелием; племена, в хозяйстве которых преобладает кочевое скотоводство, называются араб ад-дар («арабы кочевий»), а пле­мена, отдающие предпочтение земледелию, называются райя («стадо»). В последнем наименовании отразилось староарабское представление о превосходстве кочевого образа жизни и презрение к земледельческому труду. Оседлые земледельцы в Саудовской Аравии в отличие от других арабских стран называются не феллахами, а саддадами («тружениками»).

Кочевники живут в «домах из козьей персти» — переносных шатрах из натянутых на деревянные колья черных шерстяных полотнищ со свисающими стенками. Колья врыты в землю и закреплены веревками, привязанными к небольшим колышкам в нескольких шагах от шатра. В холодное время года шатер со всех сторон зашпилен деревянными булавка­ми, в жаркое — боковые стенки подня­ты, чтобы не мешать циркуляции возду­ха. По внешнему виду шатра легко определить социальное положение его хозяина: богатые шатры сотканы из чистой козьей шерсти и покоятся на мно­гих рядах высоких кольев; для покрытий бедняцких шатров козья шерсть смеши­вается с овечьей или верблюжьей, а число опорных кольев ограничивается двумя-тремя. На стоянках небольшие группы шатров расположены подковооб­разно, группы побольше — параллель­ными рядами. У одного из концов под­ковы или в начале первого ряда высится шатер шейха.

Если размеры шатра позволяют, он делится куском ткани или узорным пала­сом на мужскую, или гостевую (ма-джлис), и женскую, или семейную (маха-рам), половины. Обстановку маджлиса составляют очаг и посуда для варки кофе, шкуры и паласы для сидения, верховые седла; обстановку махарама — кухонный очаг и посуда, мешки и бурдюки с припасами, постельные принадлежности, вьючные сундучки с одеждой, ткацкий станок и другая утварь.

Одежда кочевников состоит из едва достигающих лодыжек штанов, полно­стью закрывающей их длинной и широ­кой рубахи, а у более состоятель­ных — также кафтана. Рубаха или каф­тан стянуты поясом, к которому прикре­плен кривой нож или кинжал. Теплой одеждой служит распашной шерстяной плащ — аба, часто с укороченными рука­вами или совсем без рукавов. Традицион­ный головной убор — куфийя, или сума-да, — представляет собой квадратный (130 X 130 см) кусок ткани, сложенный по диагонали и надетый на голову так, чтобы один конец спускался на затылок, а два других свисали на плечи или прикрывали от ветра и холода нижнюю часть лица. Платок придерживается толстым черным или коричневым шерстяным шнуром — укалем, дважды или трижды закручен­ным вокруг головы. Этот шнур не только элемент головного убора, но и социаль­ный символ: носить его вправе только взрослые свободные арабы, но не дети и не бывшие рабы. Вместе с тем в послед­нее время бедуинский головной платок со шнуром стал как бы символом арабиз­ма: во многих арабских странах Юго-Западной Азии его часто носят даже те горожане, которые в остальном полно­стью перешли к европейской одежде. Цвет плаща и платка в прошлом разли­чался по областям и даже по племенам, сейчас платок чаще всего белый или клетчатый. Традиционная обувь — кожа­ные сандалии с петлей, зажимаемой ме­жду пальцами ног.

У женщин штаны длиннее, головной платок больше, завязан под подбородком и придерживается не шнуром, а налобной повязкой; рубаха, кафтан и плащ укра­шены вышивками. В дороге бедуинки закрывают лицо подобием маски с проре­зями для глаз (бурка), но это не предпи­санное исламом покрывало, а защита от ветра или холода. В ходу всевозможные украшения: браслеты, ножные кольца, перстни, ожерелья, носовые кольца и броши из самых различных материа­лов— металла, рога, коралла, стекла. Девочкам с шестилетнего возраста тату­ируют синей или зеленой краской лоб и подбородок, а часто также губы, щеки, руки, грудь, ступни ног

В пище кочевников преобладают мо­лочные продукты — свежее, кислое и приготовленное путем выпаривания су­хое молоко, сыр, реже топленое масло.

К этому добавляются финики и зерно, из которого пекут пресные лепешки и ва­рят крутую кашу — бургулъ. Мясо кочев­ники едят лишь по праздникам; его варят или жарят в выложенных камнями ямах. Из мяса готовят марак — густой бульон, приправленный специями. Праздничным для многих является и излюбленный напиток арабов — кофе, приготовление и питье которого рассматривается как торжественная церемония, обычно свя­занная с приемом гостей. Полагается, чтобы кофе варил сам хозяин, а в богатых семьях специальный слуга — кахваджи. Зерна жарят, толкут в медной или камен­ной ступке и варят в высоких медных или латунных сосудах, изготовлением кото­рых славится Эль-Хаса. Напиток подают в небольших налитых до половины чаш­ках, обнося ими гостей в порядке стар­шинства. Почетным гостям кофе подают трижды, после чего следует поблагода­рить и отказаться. Пьют кофе без сахара, но с добавлением пряностей; так называ­емый сахарный кофе ничего общего с кофе не имеет: это напиток из горячей воды, сахара и пряностей. Повседневные напитки — разбавленное водой кислое молоко и распространившийся в послед­ние десятилетия чай.

Жилища оседлых земледельцев в рав­нинных районах построены из глины, необожженного кирпича или пальмовых циновок, в горных — из нетесаного кам­ня. Дома чаще всего однокомнатные, причем единственная комната служит не только кухней и спальней, но и ночным пристанищем для скота. Тот, кто распола­гает средствами, строит двухкомнатный дом, чтобы иметь маджлис и махарам, и делает к нему хозяйственные пристрой­ки. Дополнительным жилым и хозяй­ственным помещением служит плоская, окруженная невысоким парапетом кры­ша: в теплое время здесь спят, работают, сушат фрукты и зерно. Для горных рай­онов Асира обычны двухэтажные дома, нижний этаж которых служит кладовой и загоном для скота, а верхний — жилым помещением.

В деревенском доме, как и в кочевом шатре, нет мебели: хозяева работают, едят и спят на полу. Тем не менее не только сам дом, но и его внутреннее убранство напоминают о земледельче­ской оседлости. На полу обычно посте­лены не шкуры и паласы, а пальмовые циновки; матрацы и подушки набиты не шерстью, а соломой или ватой; для еды служат не деревянные, а глиняные миски; детская люлька сделана не из кожи, а из дерева или пальмового волок­на. В пище оседлых крестьян также преобладают продукты земледелия: лепешки, каша, овощные и крупяные похлебки и в особенности финики, которые едят во всех видах — свежими, сушеными, вялеными, размятыми в пасту вместе с мукой, саранчой и жиром. Из фиников же гонят водку — арак, а из сока финиковой пальмы варят сахар и приготовляют алкогольный напиток лакби.

Костюм крестьянина отличается более короткой рубахой, из-за которой видны засучиваемые во время работы штаны. Крестьянки лица не закрывают.

Традиционная материальная культура народов испытала влияние более развитых стран Ближнего Востока, в частности Турции. Жилища городских окраин не отличаются от сельских, но центральная часть городов застроена домами в несколько этажей, с кухней, кладовыми и помещением для прислуги внизу, маджлисом и махарамом наверху. По большей части это дома с выходящими на улиицу глухими стенами и обращенными во внутренний двор фасадами, часто обрамленными галереями. Двери комнат выходят на галереи, в окнах вместо стекол—деревянные решетки. Посреди внутреннего двора — колодец или фонтан, рядом циновки и ковры для отдыха.

В богатых домах комнаты обставлены узкими диванами, креслами, столиками. В Хиджазе, где особенно заметно турецкое влияние, много домов с окнами и скрытыми галереями, выходящими на улицу. Для Асира, испытавшего влияние соседнего Йемена, характерны многоэтажные башнеобразные дома в форме усеченной пирамиды. В Неджде старые дворцы крупных феодалов имеют вид крепостных сооружений с бойницами в стенах и высокими зубчатыми пара­дами плоских крыш. Многие города сохраняют облик ближневосточного средневековья: высокие городские стены, извилистые лабиринты узких улиц и переулков, глухие стены домов, аркады паров и караван-сараев, многочисленные башни минаретов. В традиционной мужской одежде горожан также сказываются областные различия. Для Хиджаза характерен так называемый меккский костюм: белые штаны и рубаха, цветная безрукавка и круглая шапочка или чалма. У богатых людей этот костюм дополняется цветным кафтаном и красными кожаными туфлями без каблуков с загнутыми носками, а зимой также шерстяным плащом, рубаха или кафтан подпоясаны куском пестрой ткани. В городах Неджда среди состоятельных людей принят бедуин­ский, среди бедноты — крестьянский костюм. Для Восточной провинции в качестве верхней одежды характерны вышитая куртка и легкий красный плащ-аба. Женская одежда единообразнее: сужива­ющиеся к щиколоткам штаны, длинная рубаха с вышитым воротом, похожие на мужские, но украшенные вышивками кафтаны и плащи, головной платок, ботинки без каблуков с кисточками спереди. Обязательная принадлежность уличного костюма горожанки — лицевое покрывало — хиджаб, иногда, впрочем, закрывающее только рот и нижнюю часть носа. Обычно хиджаб черного цве­та, но в Хиджазе преобладает белый.

Пища городской бедноты в основном та же, что и у деревенских низов, но кухня состоятельных горожан отличается разнообразием и изысканностью. В ходу блюда из молодой баранины и верблюжа­тины, риса, пшеницы, различных орехов. Это жареное на вертеле или тушеное мясо, плов, шарики из рубленого мяса и вареной пшеницы или риса, пшеничные лепешки, слоеные пирожки с миндалем или инжиром, несколько видов халвы и т. п. Старинное парадное блюдо — цели­ком зажаренный верблюжонок, внутрь которого помещен ягненок, а в не­го — курица, фаршированная рисом и фисташками. Из напитков кроме кофе и чая в ходу фруктовые шербеты. В бога­тых домах после еды подают розовую воду для мытья рук и зажигают благово­ния.

В последние десятилетия в традицион­ный материальный быт саудийцев впле­лось немало новых явлений. В централь­ных кварталах Джидды и Мекки и на главных улицах Эр-Рияда снесены ста­рые дома и построены железобетонные здания современного типа. В домах зажи­точных горожан появилась европейская мебель. На улицах больших городов автомобили и велосипеды в основном вытеснили старый вьючный и верховой транспорт. Старинная одежда в самых различных комбинациях сочетается с элементами европейского костюма; обя­зательно сохраняются лишь традицион­ный мужской головной убор и женское уличное покрывало. Постепенно новые черты материального быта проникают и в сельские районы: даже в бедуинском кочевье можно встретить брезентовое покрытие шатра, пиджак, жакет или ват­ник европейского покроя, примус или газовую плитку, велосипед и авто­мобиль.

Более консервативен общественный и семейный быт, в котором из-за экономи­ческой и культурной отсталости Саудовской Аравии сильны патриархально-фе­одальные и религиозные традиции.

Не только кочевники и большая часть земледельцев, но и многие горожане хорошо знают свою родо-племенную принадлежность. Наиболее почетным считается происхождение от шейхских до­мов бедуинских племен, в прошлом взимавших дань со своих полуоседлых и оседлых соседей. К этим домам возводит свое происхождение как кочевая, так и оседлая знать Саудовской Аравии, в том числе и правящая династия Саудидов, вышедших из рода масалих племени вульд али бедуинского объединения ана-за.

Почетом пользуются также шерифы, считающиеся потомками Мухаммеда, и составляющие духовную знать страны потомки основателя тавхида — Ибн Абд аль-Ваххаба. Напротив, происхождение из полуоседлых и оседлых племен счита­ется малопочтенным. Еще более «небла­городны» по староарабской традиции ре­месленники, а среди них в особенности кузнецы, мясники, ткачи и портные. Остальные саудийцы не роднятся с ними, не едят с одного блюда; назвать человека «сыном ремесленника» — значит нане­сти ему оскорбление. Такое же отноше­ние сложилось к бродячим племенам сулуба и хитайм, промышляющим глав­ным образом охотой и ремесленной деятельностью. В самом низу этой тради­ционной иерархии стоят бывшие рабы и их потомки.

В то же время внешне взаимоотноше­ния, особенно в Неджде, вуалируются видимостью патриархальности и равен­ства муваххидов перед богом. Приняты ваххабитсткие обращения: аху, ихван — «брат», «братья». Титулы не употребля­ются даже при обращении к королю; раб называл хозяина «дядей»; младший при­ветствует старшего поцелуем в лоб или в нос (в Хиджазе целуют руку).

Подпись:
В стране еще живы остатки феодально-областнической обособленности. Так, офицерство и теперь формируется главным образом из жителей Неджда, и те весьма свысока смотрят на остальных саудийцев. Еще многочисленней остатки племенной разобщенности. Хотя офи­циально в Саудовской Аравии принята единая — шариатская — юрисдикция, в кочевых племенах, в особенности при решении дел о браке, семье и наследстве, частично продолжают действовать нормы обычного права. Племена различаются принятыми в их среде, еще не изжитыми нормами кровной мести, составом и размерами брачного выкупа, традициями гостеприимства и другими обычаями.

Гостеприимство в Саудовской Аравии сохраняет архаические черты, восходящие к межплеменным отношениям в одноклассовом обществе. Обычай требует, чтобы оно на три дня оказывалось любому человеку, и лишь недавно правительство запретило давать пищу и кров преступникам. Обязанности гостеприимства лежат на каждом, но в особенности на местных шейхах. Этот порядок санкционирован правительством: местные власти получают определенные отчисления деньгами и продуктами на нужды гостеприимства из собранных ими податей. Поэтому шейхский маджлис обычно выступает в роли гостиницы; он же своего рода клуб, место, куда мужчины сходятся вечерами послушать новости, поговорить, получить чашку кофе. В городах такого гостеприимства, разумеется, уже нет: здесь для приезжих имеются платные гостиницы, а для общественных сборищ — кофейни, базары и мечети.

«Пуританские» предписания тавхида и упорная борьба против всего, что не канонизировано религией, наложили свой отпечаток на общественный быт, изгнав из него многие обычные для других стран развлечения. В Саудовской Аравии отмечаются лишь официальные суннитские праздники, по случаю которых местные правители устраивают для народа угощение и любимое традиционное развлечение — скачки. Старинные празднества, связанные с сельскохозяйственным календарем и культами местных святых, запрещены и почти забыты. Запрещены также все виды театральных представлений, равно как и кино. Под запретом громкое пение, танцы и игра на музыкальных инструментах, которые даже нельзя ввозить в страну. Не разрешены, по крайней мере в общественных местах, алкогольные напитки и курение табака. Пять раз в день, когда с минаретов разда­ются призывы муэдзинов на молитву, которую у муваххидов мужчины должны совершать сообща, жизнь в городах и крупных оазисах замирает, слышны лишь крики служащих Лиги охраны веры и нравственности, сгоняющих нерадивых в мечети. В последние десятилетия в результате деятельности муваххидских наставников — мутавва и строгих наказаний, налагаемых властями, основные предписания ислама и тавхида стали соблюдаться даже в отдаленных селениях и кочевьях.

В семье — как малой, так и большой кое-где еще сохраняющейся неразделенной — крепка патриархальная власть ее главы — отца, деда, старшего брата. Он распоряжается заработками домочадцев, в том числе продолжающих жить в доме взрослых сыновей или бра­тьев, решает вопросы, связанные со вступлением в брак, разводом и другими семейными событиями. Неравенство старших и младших, мужчин и женщин проявляется и во внешнем быте семьи: сыновьям не положено есть вместе с отцом, младшим братьям — со старшим, жене — с мужем, сестрам — со взрослыми братьями.

Неполноправие женщины сильнее все­го сказывается в сохранении брачного выкупа—махра и других связанных с этим брачных традиций. Среди состо­ятельных людей, за исключением части тех, кто получил образование за грани­цей и стремится следовать в быту евро­пейским образцам, практикуются полига­мия, частые разводы по желанию мужа. В большинстве случаев богатые люди имеют четырех жен, люди среднего достатка—двух и лишь малоиму­щие — одну. У некоторых крупных фе­одалов еще сохраняются гаремы, глав­ным образом из африканок. Преобла­дают так называемые ортокузенные бра­ки, т. е. браки с двоюродными или тро­юродными сестрами по отцовской линии, причем девушка не вправе отказать сво­ему двоюродному брату, в то время как сам он жениться на ней не обязан. По­сторонний претендент должен предва­рительно испросить его согласия на брак и уплатить ему отступные. Ортокузенный брак, возникший у ряда народов в эпоху разложения первобытнообщинно­го строя, у арабов укоренился настолько прочно, что нашел свое отражение в тер­минологии родства. По-арабски дядя со стороны отца и тесть называются одина­ково — амм, муж и двоюродный (а также троюродный ит. д.) брат — ибн аль-амм (сын дяди), жена и двоюродная (или тро­юродная ит.д.) сестра — бинт аль-амм (дочь дяди). Закон и общественное мне­ние очень строги к вопросам женской чести.

Затворничество женщины, в особенно­сти горожанки, проявляется не только в делении жилища на маджлис, где не полагается бывать женщинам, и махарам, куда не разрешено входить посторонним мужчинам, и ношении покрывала. Счита­ется, что горожанка из «хорошей семьи» вообще не должна без особой нужды выходить из дома, разве лишь затем, чтобы навестить родственников. Тради­ционные запреты дополняются вполне современными: в Саудовской Аравии женщине не разрешается водить маши­ну. Менее замкнут быт сельских житель­ниц, вынужденных работать в поле, и особенно бедуинок, которых даже можно встретить идущими об руку с мужьями.

Положение женщины в семье не­сколько улучшается после того, как она родит ребенка, в особенности сына. С этого дня родителей часто называют в быту не их собственными именами, а по имени первенца, например Абу (или Умм) Мухаммед — отец (или мать) Му­хаммеда. Напротив, в официальном пол­ном имени человека к его собственному имени добавляются имена его отца, деда и т. д., например Мухаммед ибн Абдаллах ибн Фейсал.

По случаю рождения сына, а затем по случаю его обрезания устраиваются семейные празднества. Обряд обреза­ния — общемусульманский, но еще в прошлом веке у бедуинов западной Ара­вии он сохранял черты древних инициа­ции, т. е. посвятительных обрядов при переводе юношей в категорию взрослых мужчин. Эта операция называлась ас-салх («сдирание» кожи) и совершалась над 16—17-летним юношей, который должен был вынести ее без единого сто­на, так как иначе он прослыл бы трусом и не нашел себе жены. Свадебная обряд­ность удержала пережитки древнего обычая поселения мужа в доме жены. После уплаты выкупа и заключения брачного контракта жених неделю оста­ется в доме родителей невесты, где и начинается супружеская жизнь; только затем молодых ночью переводят в дом мужа и устраивают там, отдельно для мужчин и для женщин, свадебное угоще­ние. Похоронный обряд — общемусуль­манский, но поминки тавхидом запре­щены.

Столетия застоя в Аравии привели к тому, что едва ли не центральное место в ее традиционной духовной культуре до недавнего времени занимал бедуинский фольклор. Более всего распространены панегирические и лирические песни, в которых воспеваются заслуги вождей, до­блесть предков, красота девушек, родная природа. Есть свадебные и колыбельные песни, похоронные плачи, песни, осме­ивающие врагов. Своеобразным моно­тонным ритмом выделяются трудовые песни. Распространены также генеалоги­ческие сказания, сказки, рассказы о животных, бытовые анекдоты. В коче­вьях и оазисах есть свои певцы и сказите­ли, а также бродячие певцы. Нередко, особенно по окончании поста рамадан, между ними устраиваются состязания. Традиционный музыкальный инстру­мент певцов и сказителей, вероятно еще не везде вышедший из употребле­ния,— рабаба, род одно- или двухструн­ной скрипки со смычком из конского волоса. Меньше развито народное изо­бразительное творчество, представлен­ное главным образом прикладным искус­ством: чеканкой по серебру и меди, тис­нением по коже и резьбой по дереву, ковроткачеством и вышивкой. Орна­мент — геометрический, реже расти­тельный.

Истоки аравийской литературы восхо­дят к раннему средневековью. Первый образец прозы — Коран — был напи­сан в VII в., первые образцы по­эзии— насчитывающие до 150 строк однорифменные поэмы (касыды) про­славленных поэтов Имру-ль-Кайса, Зу-хейра, Антары и др. — в VIII в. До конца нового времени литература не пошла дальше традиционной поэзии, подражавшей архаическим образцам и питавшейся бедуинским фольклором. Известный сдвиг произошел только в 20-х годах XX в., когда под влиянием сирий­ского и египетского литературного воз­рождения в Хиджазе оформилась группа молодых литераторов, противопоставив­ших себя сторонникам традиционализма. Но литература Саудовской Аравии все еще слабо развита. Преобладает поэзия, в своей большей части не освободив­шаяся от подражания архаике; проза представлена формирующейся новеллой. Наиболее известны поэты ас-Саббан и Аввад. поэт и новеллист Аттар. в твор­честве которого есть социальные моти­вы. Очаги литературной жизни — ре­дакции газет. К середине 1970-х гг. в стране издавалось два десятка газет и журналов. Радиовещание появилось в 1946 г., а телевидение лишь в 1965 г.

До недавнего времени в стране име­лись только начальные религиозные школы—куггабы, в которых учили чи­тать Коран, а в крупных городах, кроме

школ, — духовные училища. В 1930-х годах стали создаваться бесплатные общеобразовательные начальные и средние школы для мальчиков, а в 1960-х годах уже для девочек, однако и в них много внимания уделяется изучению Корана и Шариата. Учащихся девочек втрое меньше, чем мальчиков: кроме того, более 90%

оканчивает лишь начальную шестилетнюю школу, так как в неимущих слоях населения они лет с двенадцати начинают работать наравне со взрослыми, а в имущих — становятся затворницами. Организованы передвижные школы в кочевых племенах. Расширению народного образования мешает нехватка учителей, многие из которых приглашены из соседних арабских стран. В конце 20 века создано несколько учительских колледжей. Только в 1957 г. в Эль-Рияде был открыт первый в стране университет; сейчас университетов 8, и одном из них — Джиддском — имеется женский колледж. Всего высших учебных заведений, за исключением духовных, около 80.

Низким остается уровень здравоохранения. В стране широко распространены трахома, малярия, амёбная дизентерия, бильгарциоз, туберкулез, сифилис, среди кочевников — цинга, в городах — рахит. Периодически вспыхивают эпидемии оспы и холеры, завозимых в Хиджаз паломниками. Со всеми этими и другими болезнями до последнего времени боролась, а во многих сельских районах борется и сейчас лишь нетрадиционная медицина, использующая наряду с рациональными народными знаниями рецепты средневековых трактатов и магические приемы. Заразных больных подвергают карантину, трахому лечат сурьмой и диетой, желудочные болезни — настоями трав и верблюжьим молоком. Широко применяются кровопускание, стягивание крови, прижигание ран. Лучшие лекари — табибы умеют извлекать куски раздробленной кости и заме­нить ее костью животных. Лечение дополняется, а нередко и заменяется лечебной магией: чаще всего пишут на куске бумаги определенную молитву, чтобы, растворив затем чернила в воде, выпить этот «целебный» напиток. Организация современного здравоохранения началась недавно, за период с 1950-1970 годы в стране, главным образом в городах и крупных селениях, была создана сеть больниц, амбулаторий, диспансеров и медицинских пунктов.

Наметившиеся в последнее время некоторые успехи в градостроительстве, народном образовании, здравоохранении Саудовской Аравии показывают, что в ее культурной жизни кончилось безраз­дельное господство средневековья. Но по сравнению с большинством других араб­ских стран она по-прежнему остается ост­ровом средневековой отсталости. Под­линно широкой и всесторонней модерни­зации традиционной саудийской культу­ры мешают полуфеодальные общест­венные отношения, абсолютистско-со­кратический режим, засилье религиозной идеологии.

Dave
Оцените автора
Обзор стран мира
Добавить комментарий

Situs Togel 4D Bo Togel Bandar Togel Deposit Pulsa hondatoto Agen Togel Deposit Ovo Togel Bet 100 Perak Bandar Togel Terbesar Toto Togel Bandar Togel Daftar Bandar Togel Terbesar agen togel deposit ovo situs togel 4d Slot Bonus 100 Situs Judi Slot Terbaik Slot Gacor Slot Pragmatic Link Slot Gacor Dingdong Togel Slot Deposit Pulsa Situs Slot Judi Online Agen Slot Online BO Togel 5 Bandar Togel Terpercaya Agen Togel Bet 100 Perak Toto Togel Agen Togel Resmi Bandar Togel Deposit Pulsa Dingdong Togel Situs Togel Terbesar Bandar Darat Togel Togel Toto Online Togel Singapore BO Togel Bet 100 Perak Agen Togel Deposit Pulsa Situs Bandar Togel Hadiah 4D 10 Juta 10 Situs Togel Terpercaya 5 Bandar Togel Terpercaya Situs Slot Deposit Pulsa Agen Slot Online Togel Hari Akun Slot Bet Game Situs Judi Slot Situs Judi Slot Resmi Game Slot Slot Game Bonus New Member 100 Agen Togel terpercaya 10 Situs Togel Terpercaya Agen Togel Online Agen Togel Singapore Togel Toto Macau Situs Togel Terpercaya 10 Situs Togel Terpercaya Situs Bandar Judi Togel Situs Togel BRI Online 24 Jam situs togel dan slot SITUS TOGEL DEPOSIT VIA DANA situs togel terbaik 5 bandar togel terpercaya bandar togel hadiah 4d 10 juta terpercaya BANDAR TOGEL HADIAH 4D 10 JUTA Situs Slot Bet 100 Perak situs bandar togel terpercaya Bandar Togel Deposit Pulsa Situs Slot Situs Slot deposit Pulsa Agen Slot Dan Togel Toto Slot Bandar Togel Hadiah 4D 10 Juta Situs Togel Online Situs Slot Togel Terlengkap Agen Slot BO Togel Agen Togel Online Situs Bandar Togel Dan Slot Situs Togel Togel Deposit Pulsa Slot Gacor Bandar Togel Lengkap Situs Slot 5 Bandar Togel Terpercaya Bo Togel dan Slot Toto Togel Judi togel Togel Hadiah 2D 100rb Bandar Togel Dan Slot Togel Bet 100 Lotre Togel bandar darat togel 5 bandar togel terpercaya Situs Togel Terpercaya bandar judi terpercaya Bandar Togel Terbesar Bandar Togel Online bandar togel bandar togel terpercaya hadiah terbesar judi togel bandar togel terbesar situs judi online bandar togel terbesar Togel Online Bandar Togel Bolak Balik Dibayar Bandar Togel Lengkap situs togel Bandar Togel Togel Hadiah 4d Terbesar bandar togel hadiah terbesar Bandar Togel Hadiah 4d Terbesar judi togel Togel Online Terbaik Situs Togel Terbesar Bandar Lotre Togel Togel Kamboja Dingdong Togel Bandar Togel Terbesar dan Terpercaya Bandar Togel Terpercaya Daftar Bandar Togel Togel Deposit Via Dana 5 Bandar togel terpercaya agen togel terpercaya slot online Situs Bonus New Member Slot Gacor 10 Situs Bandar Togel Slot Online Agen Slot Online Slot Pragmatic Slot Pragmatic Agen Togel Lengkap Bandar Togel Hadiah 4d 10 Juta Slot Resmi Bo Togel Situs Togel Terpercaya 5 Bandar Togel Terpercaya Agen Bo Togel Bandar Togel Slot Pragmatic Judi Slot Pragmatic agen togel online Agen Togel Terpercaya toto togel 5 Bandar Togel Terpercaya Bandar Togel Terpercaya Bandar Togel Online Situs Togel Resmi Agen Slot Judi Slot Online 10 Situs Togel Terpercaya Slot Pulsa Tanpa Potongan Situs Slot Gacor Bo Togel Togel deposit pulsa Agen Judi Slot Online Terpercaya Situs Slot Gacor Mesin Slot Bandar Togel dan Slot Agen Judi Slot Pragmatic Slot Online Via Dana Link Slot Gacor Situs Game Slot Online SITUS SLOT ONLINE GAME SLOT Agen Togel Terpercaya Bandar Togel Slot Bandar Togel dan Slot Bandar Togel Terpercaya Hadiah 4d 10 Juta Bo Togel Bandar Togel Deposit Pulsa Bandar Togel Terpercaya Bandar Togel Hadiah 2d 100rb Slot Pragmatic 5 Bandar Togel Terpercaya Bandar Darat Togel Bandar Togel Dan Slot Bandar Togel Hadiah 2d 100rb Bandar Togel Hadiah Terbesar Bandar Togel Lengkap Bandar Togel Online Bandar Togel Terbesar Daftar Bandar Togel Tertua Agen Slot Bonus 100 Agen Togel Mesin Slot BANDAR TOGEL HADIAH 2D 100RB Bandar Togel 77 TOTO SLOT 5 Bandar Togel Terpercaya 5 Bandar Togel Terpercaya 2022 Situs Judi Slot Terbaik Bandar Darat Togel Bandar Lotre Togel Bandar Togel Bet 100 Rupiah Bandar Togel Bet 100 Bandar Togel Hadiah 4d 10 Juta Terpercaya BANDAR TOGEL HADIAH 4D 10 JUTA Bandar Togel Terpercaya BANDAR TOGEL TERPERCAYA HADIAH TERBESAR Bandar Togel Terbesar BANDAR TOGEL LENGKAP Bandar Togel Hadiah Full Togel Online Bandar Togel Resmi Bandar Togel Terbaik Bandar Togel Terbesar Situs Slot Online Bandar Judi Slot Online BANDAR JUDI SLOT ONLINE BANDAR TOGEL TERPERCAYA KUMPULAN SITUS JUDI SLOT 4D Situs Bandar Togel Hadiah 4d 10 Juta LINK BANDAR SLOT TERPERCAYA Daftar Bandar Togel Terbesar Dan Terpercaya Daftar Bandar Togel Tertua Dingdong Togel Daftar Situs Judi Slot Online BANDAR TOGEL TERPERCAYA AGEN JUDI SLOT ONLINE TERPERCAYA DAFTAR JUDI SLOT ONLINE Slot Pragmatic BO JUDI SLOT ONLINE DAFTAR SITUS SLOT GACOR Nama Nama Situs Judi Slot Online Terpercaya Togel China Bandar Judi Slot Online SITUS JUDI SLOT DEPOSIT PULSA Situs Slot Deposit Pulsa Togel Kamboja Agen Togel Resmi AGEN SLOT ONLINE Slot Bonus New Member 100 LINK BO TERPERCAYA SITUS SLOT GACOR Slot Gacor Agen Judi Slot Online Resmi DAFTAR NAMA NAMA SITUS JUDI SLOT ONLINE DAFTAR SITUS JUDI SLOT ONLINE AGEN TOGEL RESMI DEPOSIT PULSA Toto Slot Agen Judi Slot Gacor SLOT ONLINE KUMPULAN NAMA SITUS SLOT ONLINE TERPERCAYA Bandar Togel dan Slot GAME SLOT ONLINE Togel Bandar Darat BANDAR TOGEL TERBESAR TOGEL HADIAH PRIZE 123 BANDAR TOGEL TERPERCAYA Agen Slot Online Situs Slot Deposit Pulsa Situs Judi Online Situs Slot Online Situs Judi Togel Situs Judi Slot Online Terpercaya 5 Bandar Togel Terpercaya Toto Slot Agen Judi Slot Online Situs Slot Terbaru Togel Deposit Pulsa Slot Online Situs Judi Slot Online Terpercaya Slot Pragmatic Bandar Togel Bet 100 Perak Situs Slot Slot Deposit Pulsa Slot Mpo Situs Judi Slot Online Slot Online Terbaik dan Terpercaya Game Slot Agen Slot Pulsa Slot Gacor Agen slot dan Togel Agen Judi Slot Online Terpercaya Togel dan Slot Agen Togel Slot Gacor Slot Gacor Agen Judi Slot Online24Jam Slot Gacor Judi Online Judi Slot Online Bo Togel Slot Online Sultanplay Situs Judi Slot Online Situs Mpo Slot Gacor Slot PG Soft Slot Online Sultanplay Situs Togel Online Agen Judi Slot Online Situs Togel dan Slot Online 10 Situs Togel Terpercaya 10 SITUS TOGEL TERPERCAYA Slot Online Terpercaya Joker Slot Bandar Togel Dan Slot Bandar Togel Hadiah Full Bandar Togel Hadiah Terbesar Bandar Togel BANDAR TOGEL TERPERCAYA Akun Togel Resmi Togel Macau Togel Kamboja Slot Deposit 5000 Slot Terpercaya Togel Singapura Toto Macau Nama Nama Situs Slot Online Bandar Togel Kamboja Bandar Togel Terpercaya Togel Hadiah 4d 10 Juta Terpercaya Agen Slot Agen Judi togel Resmi Situs Togel Terpercaya Situs Togel Terbesar Bandar Toto Terpercaya Agen Slot Gacor Togel Hongkong Judi Slot Online Hondatoto Ojktoto agen slot agen togel resmi togel online agen togel terpercaya agen togel slot online bandar togel situs slot bandar togel online judi slot agen bandar togel agen togel situs judi slot slot online 5 bandar togel terpercaya bo togel terbesar agen slot judi togel online agen togel terpercaya situs togel terpercaya slot online bo togel slot online bo togel bo togel agen togel online agen togel online bo togel deposit via pulsa bet 100 tanpa potongan agen togel terpercaya https://www.cansbar.com/cgi-bin/ toto slot bo togel bo togel idn slot bo togel judi togel online slot gacor https://www.veracruzanos.info/wp-admin/js/widgets/ murah slot situs judi slot situs togel resmi daftar bandar togel tertua slot togel agen togel resmi aman https://www.la-hunaudaye.com/wp-includes/pomo/ situs togel resmi bo togel situs slot situs slot nama toto togel togel online bandar togel terpercaya 10 situs togel terpercaya https://wegotpowerfilms.com/music/img/ judi slot online situs slot gacor situs agen toto togel resmi situs slot online terbaik 5 bandar togel terpercaya situs slot daftar togel bandar togel lengkap agen slot dan togel terpercaya bandar slot terpercaya dingdong togel agen judi togel situs togel situs judi slot situs togel bandar togel situs togel terpercaya bo togel hadiah terbesar togel 100 perak bo togel terpercaya seratus bandar togel togel 100 situs judi slot online togel hongkong togel sdy situs togel situs toto slot 4d terpercaya bandar togel terbaik togel singapore situs togel terbaik agen togel resmi situs judi slot online bandar togel hadiah 4d terbesar situs slot deposit pulsa agen judi slot online agen judi slot gacor online situs judi slot online togel macau togel macau nama situs togel terpercaya situs bo togel togel kamboja slot mpo situs judi slot terbaik bo judi slot online bandar togel hadiah 4d 10 juta daftar bandar togel terbesar dan terpercaya situs togel terpercaya agen judi slot Duta Jav bo togel situs slot online situs judi slot terbaik agen togel terpercaya situs togel online toto togel lengkap agen slot deposit pulsa tanpa potongan situs togel terbesar dan terpercaya agen togel terpercaya daftar togel toto online agen judi slot gacor online agen slot deposit pulsa tanpa potongan situs bandar togel lengkap situs togel terpercaya daftar togel toto online toto togel lengkap situs togel online bandar togel hadiah 4d 10 juta toto togel slot hoki agen slot dan togel terpercaya situs togel online terbesar agen slot dan togel terpercaya toto togel lengkap agen togel hadiah 2d 100rb bandar togel terpercaya togel wap dingdong togel daftar agen judi slot online situs judi slot online agen judi slot gacor online togel sdy togel hadiah 2d 100rb 5 bandar togel terpecaya daftar bandar togel terbesar dan terpercaya togel hadiah 2d 100rb 5 bandar togel terpercaya daftar bandar togel terbesar dan terpercaya situs bandar togel togel online 10 situs togel terpercaya 5 bandar togel terpercaya situs bandar togel terpercaya agen togel situs judi online agen slot gacor bandar togel terpercaya bandar togel terpercaya bandar darat togel judi togel online judi togel online situs bandar togel terpercaya daftar bandar togel resmi