Из девятимиллионного населения Саудовской Аравии примерно половина — кочевники и полукочевники. Оседлое население сосредоточено в городах и оазисах. Городское население в начале 1970-х годов составляло около 24%. 60% экономически активного населения страны (2,1 млн. человек в 1970 г.) занималось сельским хозяйством. Средняя плотность населения менее 4 человек на 1 кв. км, в пустынных районах — менее 1 человека. Ежегодный прирост населения за 1963—1975 гг. составил в среднем 2%. Сейчас население Саудовской Аравии значительно возросло за счет притока иностранной рабочей силы и в 2009 году составляло около 29 млн. человек.
Подавляющее большинство населения Саудовской Аравии составляют арабы. Наиболее значительная группа неарабского населения (по некоторым оценочным данным, до 10%) — потомки вывезенных из стран Тропической Африки рабов. Имеется также значительное количество выходцев из Ирана, Турции, Пакистана, Индонезии и других мусульманских стран Азии; большинство их проживает в городах западного и восточного побережий. Многие иммигранты попали в Саудовскую Аравию в качестве паломников и остались здесь жить из-за отсутствия средств на обратную дорогу. Кроме того, в стране временно или постоянно живут иммигранты, прибывшие в связи с развитием нефтяной промышленности (главным образом выходцы из других арабских стран).
Кочевое и полукочевое население страны сохраняет племенное деление, крупнейшие племена: шаммар, атайба, мутайр, давасир, кахтан, субаи (Неджд), аджман, бени хаджар, бени халид, менасир, бени мурра (Восточная провинция), харб, бели, бени атийя, хувейтат (Хиджаз).
В условиях относительной изоляции северной и центральной Аравии ее коренные жители лучше, чем соседние арабские народы, сохранили комплекс физических черт древних обитателей полуострова — средиземноморского типа европеоидной расы. На восточном и юго-западном побережьях антропологический тип населения приближается к арменоидному. Среди оседлого населения прибрежных районов, главным образом среди потомственных ремесленников, в результате частичного смешения с африканцами иногда встречаются черты негроидной расы. Государственный язык — арабский. Как и для других арабских народов, для арабов Саудовской Аравии характерно своеобразное «двуязычие»: разрыв между общеарабским литературным языком и принятым в быту разговорным диалектом. Однако поскольку арабский литературный язык развился из так называемого классического, который в свою очередь сложился на основе хиджазского говора, аравийский диалект Саудовской Аравии ближе к литературному языку, чем диалекты других арабских стран. Внутри аравийского диалекта различаются взаимопонимаемые говоры Хиджаза, Асира, Неджда и Эль-Хасы. Арабы Саудовской Аравии исповедуют тавхид («единобожие»), более известный, по имени его основателя Ибн Абд аль-вахаба, под названием ваххабизма. Последователи тавхида называют себя мувахидами («единобожниками»), наименование ваххабитов дали им их противники. Тавхид — особое, распространенное главным образом в Саудовской Аравии, направление в суннитском исламе, возникшее в середине XVIII в. в Неджде как идеологическое знамя объединительного и антитурецкого движения. Первоначальный тавхид требовал строгого единобожия и как следствие этого отказа от культа святых, включая Мухаммеда, возвращения к очищенному от новшеств исламу, разрыва отношений с немуваххидами и объявления им священной войны. Были запрещены не только религиозные, но и бытовые новшества, а также ассоциировавшаяся с бытом турецких феодалов роскошь и все то, что отвлекает от служения богу: курение табака, ношение шелка и украшений, танцы и т. п. С течением времени тавхид под влиянием новых экономических и политических условий частично видоизменился. Современный, так называемый культурный, тавхид разрешает общение с иноверцами, не противоречащие духу ислама технические нововведения, паломничество к гробнице Мухаммеда; в той или иной степени смягчились и некоторые религиозно-бытовые запреты.
Но в целом в стране еще сохраняется жесткая религиозная регламентация: особая полиция, подчиненная государственной Лиге охраны веры и нравственности, надзирает за соблюдением как общемусульманских, так и специфически мувах-хидских предписаний. Консервации религиозных устоев способствует то обстоятельство, что Саудовская Аравия остается одной из немногих стран мира, имеющих теократическое государственное устройство.
Помимо муваххидов среди арабов Саудовской Аравии есть некоторое число шиитов (в Эль-Хасе) и ортодоксальных суннитов (в Хиджазе и Асире).