Монголия — почти однонациональная, страна, более 90% ее населения составляют монголы и слившиеся с ними тюркские по происхождению группы, говорящие на диалектах монгольского языка.
Монголы принадлежат к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы. Для данного антропологического типа характерны круглый массивный череп, резко уплощенное, широкое и высокое лицо, высокие глазницы, слабо выступающий широкий нос. К этому же антропологическому типу относятся проживающие в Монголии буряты, урянхайцы и казахи.
В Монголии насчитывается около 20 монгольских и немонгольских по происхождению этнических групп, среди которых ведущее место принадлежит халха (халхасцам, халха-монголам). Они составляют основное ядро монгольской нации и в силу своей численности, и потому, что все прочие, значительно более мелкие народы и этнографические группы консолидируются вокруг халха, постепенно утрачивая отличия от них в языке и культуре. Небольшие группы южных монголов (харчины, чахары, тумэты, узумчины) и обособленные в прошлом хотогоиты, сартулы, дариганга практически уже слились с халха. В этногенезе халха приняли участие как древнемонгольские (борджигин, горлос, олхонуд и др.), так и немонгольские (тангуты и др.) племена и роды. Как этнос халха известны с XVI в. Территория их формирования — междуречье Онона и Керулена. В настоящее время халха расселены по всем аймакам страны, но наиболее сконцентрированы в восточных, центральных и южных.
В западных аймаках страны — Убсунурском, Кобдоском, Баян-Улэгэйском — проживают дербэты, баяты, захчины, торгуты и олеты. Все они потомки западных монголов — ойратов. В их этногенезе принял значительное участие тюркский компонент, что до сих пор прослеживается в некоторых элементах материальной и духовной культуры. Дербэты (включая вошедших в их состав хошутов и хойтов) и олеты восходят к реальным племенам XIII—XIV вв., захчины представляют собой искусственное этническое образование конца XVII в., созданное джунгарскими ханами для охраны своих границ от маньчжурских войск. Отсюда и этноним «захчин», что означает «окраинные». Этнонимы «торгут» и «баят» этимологически восходят к социально-административной терминологии XIII—XIV вв.: первый термин обозначал дневную стражу дворца, второй — личную дружину хана. Сейчас эти этнические группы все более и более сближаются с халха. Кроме собственно монголов в Монголии проживают и другие группы населения, говорящие на монгольских языках.
Буряты (46 тыс. чел. по переписи 1979 г.) расселены в северных аймаках страны: Восточном, Хэнтэйском, Центральном и некоторых сомонах Хубсугульского, Булганского, Селенгинского аймаков. Одна часть их издавна населяет долины Селенги и Онона, другая сравнительно поздно перекочевала из Забайкалья и Тункинской долины. Для бурят уже в дореволюционное время были характерны сравнительно высокий уровень ведения скотоводческого хозяйства (заготовка кормов, строительство зимних загонов для скота), в отдельных хозяйствах использование сенокосилок, сепараторов, строительство деревянных домов, зачатки земледелия и т. д. Буряты Монголии и сейчас сохраняют свое этническое своеобразие, хотя язык их в значительной степени халхаизирован. Близка к бурятам по языку, культуре и происхождению группа баргутов, прикочевавшая в 1947 г. из Северо-Восточного Китая и проживающая ныне одним сомоном в Восточном аймаке.
Урянхайцы (21 тыс. чел. по переписи 1979 г.) не представляют собой единой этнической группы. К ним относятся алтайские урянхайцы, урянхайцы мончак, хубсугульские урянхайцы и цаатан. Этногенетически все они восходят к различным группам тувинцев, в различной степени ассимилировавшихся с монголами. Наиболее многочисленные из них алтайские урянхайцы расселены в горных долинах Монгольского Алтая — в Кобдоском и Баян-Улэгэйском аймаках. По языку и культуре они сейчас почти не отличаются от групп западных монголов, среди которых проживают. Урянхайцы мончак живут в тех же аймаках по соседству с алтайскими урянхайцами и казахами. В их языке много заимствований из казахского.
В районе оз. Хубсугул проживают хубсугульские урянхайцы. Наиболее обособлены и сохраняют свою специфику тувинцы-оленеводы, называемые монголами цаатан. Их всего две сотни человек. Говорят они на диалекте тувинского языка, но владеют также и дархатским говором монгольского языка.
Дархаты — один из самых интересных малых народов Монголии. Они населяю Дархатскую котловину Хубсугульского аймака. Этноним «дархат» известен с XVII в. До революции дархаты считались крепостными духовного ведомства Богдо-гэгэна. В этногенезе дархатов принимали участие самодийские, тюркские, монгольские компоненты. Язык их довольно близок к западномонгольским диалектам.
Самая крупная немонгольская этническая группа Монголии — это относящиеся к тюркским народам казахи (по переписи 1979 г. 84 тыс. человек). Проживают они в Баян-Улэгэйском аймаке. Язык их входит в кыпчакскую группу тюркской семьи языков. На территорию Монголии казахи прикочевали в середине XIX в. из районов Черного Иртыша и верховьев Бухтармы. Государство помогает казахам сохранить свою самобытную национальную культуру и язык: на казахском языке ведется преподавание в школах, издается аймачная газета, работает аймачный радиоцентр и издательство. В то же время в культуре казахов Монгольской республики много монгольских заимствований.
Из прочих этнических групп следует указать русских, китайцев, хотонов, хамниган. Русское население Монголии — потомки староверов, купцов, мастеровых интеллигенции (фельдшеров, врачей учителей), прибывавших в Монголию со второй половины XIX в., — живет в основном в городах. Китайцы также живут главным образом в городах и поселках Центрального, Селенгинского, Кобдоского, Восточного аймаков, занимаются огородничеством и ремеслами. Многие китайцы и русские владеют монгольским языком. Хотоны — омонголившиеся тюрки, попавшие на территорию Монголии в ходе маньчжуро-джунгарской войны и связанных с ней перемещений населения.
Хамниганы — омонголившиеся тунгусы, перешедшие от оленеводства к кочевому скотоводству, — проживают по соседству с бурятами, многое в культуре усвоили от них.
Монгольская Республика является, таким образом, страной одной ведущей нации. Все ее народы, говорящие на монгольских языках, консолидируются в единую социалистическую нацию, некоторые из них сохраняют языковые и культурные особенности. В основу государственного языка Монголии лег халхаский диалект, на котором говорит значительная часть населения страны. Известно несколько видов монгольской письменности. Древнейшая из них, старомонгольская письменность, была создана в XIII в. на основе заимствованного у уйгуров алфавита. С некоторыми изменениями, внесенными в нее в XVII в., она просуществовала до середины XX в. При династии Юань (1271—1368) для официальной документации пользовались так называемой «квадратной» письменностью, основанной на знаках тибетского алфавита. В XVII в. ойратский просветитель Зая-Пандита создал «ясное письмо» (тодо узуг), известное в науке как ойратская письменность. Она тоже не получила широкого распространения. Еще быстрее было забыто письмо «соембо», изобретенное в конце XVII в. главой ламаистской церкви Монголии Ундур-гэгэном.
Современная кириллическая письменность начала вводиться в Монголии в 1942 г. К знакам русского алфавита в ней добавлены две буквы — ? (фита) и Y (ижица) — для передачи специфических для монгольских языков звуков «переднего» ряда.
С конца XVI в. официальной религией Монголии стала особая ветвь буддизма — ламаизм желтошапочного толка (секта гелукпа, основанная реформатором буддизма Цзонхавой в начале XV в.). В 1586 г. в Монголии был построен первый буддийский монастырь Эрдэни-Дзу. К 1921 г. монастырей разного типа насчитывалось около 750. Для ламаизма как религии характерны чрезвычайно высокая насыщенность его культовой практики добуддийскими верованиями, обрядами, представлениями, институт «живых богов» и признание важной роли монашества в достижении «спасения». Последнее представление имело своим следствием очень высокий процент монахов в стране (40% мужского населения, около 100 тыс. человек), что пагубно отражалось на экономике, росте численности населения и других социальных показателях. Наряду с ламаизмом вплоть до середины XX в. в глухих таежных районах Монголии сохранялся шаманизм — религия, имевшая у монголов весьма развитые формы (сложный многоступенчатый пантеон божеств, разработанный ритуал, мифологию и гимны — призывания и восхваления богам и духам природы). В настоящее время в Монголии религия отделена от школы и государства. В Улан-Баторе действует единственный буддийский монастырь Гандантекчинлинг.
В дореволюционной Монголии прирост населения был чрезвычайно низок, а в последние десятилетия XIX — начале XX в. он вообще отсутствовал. Помимо общих факторов, характерных для стран с кочевым укладом экономики, таких, как тяжелые условия кочевой жизни, низкая культура быта, почти полное отсутствие медицинской помощи, в этом сказывалась и монгольская специфика — наличие громадного слоя монашества, связанного обетом безбрачия.
После революции 1921 года, за годы Монгольской Народной Демократической Республики численность населения возросла более чем вдвое. Вдвое возросла также плотность населения, хотя она и сейчас низкая. В силу географических, климатических и экономических причин население в стране распределено неравномерно. Наибольшая плотность приходится на центральную часть хангайской зоны страны, одну из наиболее развитых в сельскохозяйственном и промышленном отношении, наименьшая — на полупустынные и пустынные гобийские районы юга.
Постепенно увеличивается естественный прирост населения. С начала 1960-х годов количество родившихся на тысячу человек превышает 40, а количество умерших колеблется на уровне 10. Последний показатель на 8 человек ниже среднего мирового уровня смертности населения. Таким образом, темпы прироста населения в Монголии достигли 3%, что выше среднего уровня прироста в ряде стран Азии и Латинской Америки. При общем росте населения соотношение мужчин и женщин приблизительно равное и почти не изменилось на протяжении всего XX в. Средняя продолжительность жизни мужчин — 64 года, женщин — 66 лет.
До революции 1921 г. Монголия была страной классического кочевого уклада. Единственной отраслью ее хозяйства было кочевое экстенсивное скотоводство ведением которого занималось подавляющее большинство коренного населения страны. Лишь монахи больших монастырей, чиновники и немногочисленные горожане Урги и двух-трех других центр дореволюционной Монголии составляя практически все оседлое население страны.
В настоящее время основную роль хозяйстве Монголии по-прежнему играет скотоводство, но за во второй половине 20 века развитие получила промышленность, возникла разветвленная система обслуживания и занятая в ней прослойка служащих. Довольно показательно соотношение между этими тремя группами населения в отраслях экономики: примерно 60% занято в сельском хозяйстве, 25% — в промышленном строительстве, на транспорте, 15 % — науке, образовании, здравоохранении, сфере обслуживания, при этом доля второй и третьей групп возрастает.
Развитие экономики и культуры привело к росту городов и городского населения.
В дореволюционной Монголии городом, по существу, можно было назвать только Ургу с населением в несколько десятков тысяч человек. Да и это население было в основном пришлое — русские и китайцы (чиновники, торговцы земледельцы-колонисты). Ныне в городах республики проживает несколько более 1/2 населения страны. Понятие город в условиях Монголии было определено начале 1960-х годов. Указом Великого народного хурала установлено считать городом центр с населением не менее 6000. Насчитывается 25 городов и свыше 10 поселков городского типа. Из них самый крупный — столица Улан-Батор (более 1 млн. человек). Следующими по численности являются города Дархан, Эрдэнэт, Чойбалсан, Кобдо, Сухэ-Батор, Цэцэрлэг, Налайха. В города и поселки последней категории (2—10 тыс. человек) входят все остальные центры аймаков и промышленные поселки. Прочие населенные пункты Монголии — это центры сельскохозяйственных объединений и госхозов (их более 300, в каждом проживает от 200 до 2000 человек) и, наконец, бригадные центры СХО и отделения госхозов (их более 1000 — по 20—40 человек в каждом).
Демографическая и социальная структура населения Монголии меняется очень быстро. В стране идет интенсивный процесс оседания кочевников. Часть населения переходит к оседлым формам ведения скотоводческого хозяйства и земледелию,
другая часть уходит в промышленность, на транспорт, в сферу обслуживания. Центрами оседания служат в основном города и поселки городского типа, а также центральные усадьбы СХО и госхозов. В каждом из сельских центров есть школа, больница или фельдшерский пункт, библиотека, детский сад, гостиница, клуб, магазины, контора, в которых занята значительная прослойка служащих. Некоторые СХО имеют свои небольшие производства. Но существуют и межобъединенческие предприятия: деревообрабатывающие, транспортные, по производству стройматериалов, по переработке продуктов сельского хозяйства.
Большая часть скотоводов Монголии все еще ведет кочевой образ жизни. Правда, характер перекочевок сильно изменился. На маршрутах строятся стационарные пункты — жилье и культурно-торговые базы, обслуживающие скотоводов.
Превращение центральных усадеб, СХО в опорные пункты оседания активно происходит с начала 1960-х годов. С этой Целью создается все больше построек не только служебного и культурно-просветительного назначения, но и жилого. Характерной чертой архитектурного облика Монголии является сочетание стационарного и кочевого жилища — традиция, восходящая к средневековью. Учреждения и жилые дома расположены вдоль улиц и образуют городской центр, вокруг которого размещаются столь же тщательно и аккуратно спланированные кварталы юрт. В них тоже имеются свои улицы и проходы, доступные и конному и автомобильному транспорту. Застройка городов, поселков и даже бригадных центров совершается по специально разработанным планам и типовым проектам с учетом экономических, демографических и прочих факторов. Материальная база для перехода на оседлость крепнет год от года, хотя трудности со строительными материалами и кадрами строителей еще велики.
Монголия — удивительная страна с разнообразной культурой и богатым историческим наследием. Население Монголии стремительно растет, и это очень хорошо. Это свидетельствует о том, что люди в Монголии привержены развитию своей страны и верят в ее будущее. Монгольский народ известен своей гостеприимностью и приветливостью, и мне всегда приятно общаться с ними. Желаю Монголии процветания и дальнейшего роста населения!
Население Монголии составляет около 3 миллионов человек. Эта страна известна своей богатой историей и уникальной культурой. По сравнению с другими странами, Монголия имеет невысокую плотность населения. Однако ее народ является гордым и сильным, сохраняя традиции и образ жизни своих предков. Монголия — удивительное место, где природа и культура сочетаются в едином гармоничном образе.