Основным занятием монголов на протяжении всей их истории было кочевое скотоводство. Этот хозяйственно-культурный тип, сложившийся в зоне Монгольского плато, прослеживается по археологическим данным и у предков нынешних монголов, обитавших на территории Монголии.
Весь уклад жизни кочевника был органически связан с особенностями его хозяйства, приспособлен к нему и обусловлен его возможностями. Главное ездовое животное — лошадь, вьючные — верблюд и бык. Жилище кочевника — мобильная легкая разборная юрта. Юрта имеет деревянный остов. На него снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которой наматывается ткань, защищающая войлок от дождя и снега. Устойчивость юрте придают два опорных столба, стоящие справа и слева от очага и упирающиеся в обод дымового отверстия юрты. Между ними при сильном ветре подвешивается тяжелый камень. Дверь юрты всегда обращена к югу — к теплу — привычка, выработанная кочевым бытом. Традиционное деление юрты на левую (женскую) и правую (мужскую) половины сейчас почти изжито. Но северная сторона, прямо против входа, до сих пор считается самой почетной — там принимают гостей. Традиционная мебель также приспособлена к особенностям кочевого быта. Прежде всего она легкая и малогабаритная, легко разбирающаяся на составные части. Таковы кровать, табуреты, шкафчики для посуды и ящики для вещей. В современном быту скотоводов, продолжающих жить в юрте, но уже ведущих оседлый или полуоседлый образ жизни, встречается мебель городского типа.
Однако по-прежнему популярны и некоторые виды мебели старого образца, производимые специальными артелями на продажу населению. Пол в юрте застилается войлочными кошмами, обработанными шкурами крупного рогатого скота и овчинами. Теперь во многих юртах имеется деревянный настил, который также легко разбирается и перевозится в случае надобности.
Необходимый минимум утвари кочевников — это чугунный котел, в котором варится мясо, лапша, чай с молоком, поджаривается мука; кожаные и деревянные ведра для хранения молока и жидких молочных продуктов; бурдюки для кумыса из шкуры быков вместимостью от 100 до 300 л; кожаные мешки и сумки для хранения муки, вяленого мяса, сахара, соли; деревянные, серебряные, фаянсовые чашки, из которых ели, как правило руками, лапшу с мясом и пили чай. Такую чашку каждый монгол должен был постоянно иметь при себе.
Столь же приспособлена к условиям быта монголов и их одежда. Это одинаковый для мужчин и женщин халат (летний — «тэрлэг», зимний — «дэли»), который запахивается слева направо, застегивается у ворота и подпоясывается широким многометровым кушаком, много раз обертываемым вокруг тела. Кушак обеспечивает плотное прилегание верхней одежды к телу и существенно утепляет область поясницы, что в условиях континентального сурового климата при частой верховой, езде очень важно для защиты от заболеваний радикулитом. Удлиненные рукава дэли заменяли собой рукавицы. Сейчас, когда рукавицы прочно вошли в быт, рукава укоротились до нормальных размеров. Обычное дэли достаточно длинное, оно спускается до середины голени. Казалось бы, такая одежда должна делать человека неповоротливым, однако достаточно широкий запах ничуть не мешает монголу легко садиться на коня. Карманов в общепринятом смысле в монгольской традиции одежды нет, их заменяет весьма вместительная пазуха, образующаяся между внутренней и внешней полой застегнутого и перепоясанного дэли. Такой «карман» надежен. Хранят в нем кисет с курительным табаком либо табакерку с нюхательным табаком и другие мелкие предметы. Но при надобности в нем помещаются старомонгольские книги — довольно длинные листы бумаги, сложенные стопкой между двумя деревянными дощечками, внушительные свертки т. д. Дэли шьют из шерстяных, хлопчатобумажных и шелковых тканей разнообразных расцветок. Зимние дэли делают из овчин, мех которых обращен внутрь, а наружная часть обшита материей.
Монголы в праздничных дэли — удивительно красивое зрелище. Костюм взрослого мужчины раньше дополнял поясной набор, включавший в себя нож в ножнах и огниво. Женщины в зависимости от социального ранга и богатства были обильно увешаны кольцами, серьгами, накосниками, массивными нагрудными украшениями из серебра, кораллов и бирюзы. Национальные сапоги — «гутулы» делались из прочной кожи на толстой подошве, для утепления в них вкладывался войлочный чулок. Сапоги имели загнутые вверх носки, что представлял определенное удобство с точки зрения верховой езды. За голенище сапога мужчины и женщины затыкали курительные трубки. Многие старики в сельской местности до сих пор носят такие сапоги. Молодежь и горожане предпочитают обувь и одежду европейского образца.
Головные уборы монголов удивительно разнообразны как по форме, так и по материалу, идущему на их изготовление кожа, мех (овчина, лисица, волк, тарбаган), бархат, шелк. Вышивка, аппликации, шелковые ленты украшали головные уборы наиболее почетных лиц (знати, победителей в спортивных играх). Каждая этническая группа монголов имела головной убор особого покроя.
Пищевой рацион монголов также определялся продуктами скотоводческого хозяйства. Это мясо (в основном баранина, реже говядина и конина) и молочные продукты (чай с молоком, сыр «бислаг», сушеный творог «арул», простокваша «тарак», пенки «урум», молочная водка «архи», кумыс «айраг», топленое мае л «шар тос»). Мясо не доваривают, чтобы сохранить в нем витамины. Когда-то этот рацион дополнялся продуктами собирательства: дикими злаками, луком и чесноком. Злаки толкли на зернотерках, полученную муку поджаривали и размешивали в чае с молоком. Сейчас мучные изделия (хлеб, печенье, лапша) и овощи (картофель, капуста, репа, чеснок, лук) в свежем и консервированном виде довольно обычное явление в пище монголов, особенно горожан. Любимые национальные блюда— пирожки с мясом, обжаренные в бараньем жиру «хушур», вареные на пару пельмени «бууз», лапша с мясом, мелко нарезанный и приправленный луком и чесноком бараний ливер. В монгольской кухне встречаются и древние блюда кочевников, например «бодог» — козел, запеченный в собственной шкуре. Во многих местностях Монголии едят мясо сурка (тарбагана), которое считается полезным.
Таким образом, материальная культура монголов и кочевой уклад их жизни тесно связаны, взаимозависимы, влияют друг на друга. И хотя хозяйственно-культурный тип кочевников считался боле отсталым в сравнении с земледельческими типами культуры, тем не менее именно кочевники подарили миру конскую сбрую и седло со стременами для верховой езды, легкие переносные жилища — юрту и палатку, способы консервирования молочных продуктов, искусство валяния войлока. Во все это внесли свой вклад и монгольские народы.
Семейная и общественная жизнь монголов определялась устоявшейся многовековой традицией, закрепленной сначала нормами обычного права, затем монголо-ойратским сводом законов 1640 г., далее общемонгольским кодексом «Халха Джирум», наконец, маньчжурским законодательством, действовавшим с конца XVIII по начало XX в.
Главой семьи считался мужчина. Обычное право дозволяло многоженство в случае бесплодия жены или при наличии большого хозяйства. Тем не менее пользовались этим правом лишь в богатых и ханских семьях, так как рядовому скотоводу уплатить калым даже за одну жену было трудно. Кочевой уклад требовал довольно четкого разделения труда в семье. Мужчина осуществлял общий надзор за скотом, выбирал пастбище, руководил перекочевкой, ходил на охоту. Все остальное делала женщина: доила скот и ухаживала за ним, варила пищу, приготавливала из молока различные продукты, шила одежду и обувь, выделывала кошмы, обрабатывала шкуры. Воспитание детей полностью лежало на женщине. Монгольские семьи обычно многодетны. 8—10 детей не редкость и сейчас.
Чрезвычайно высокая смертность детей до революции и непонимание истинных социальных причин этого породили в среде монголов целую систему магических приемов и запретов, целью которых было оградить ребенка от «злых духов». Например, в юрту, где рожает женщина, нельзя было входить постороннему, выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ними не ушло счастье. С целью сбить с толку «злых духов» мальчикам часто давали женские имена, девочкам— мужские. С этой же целью детям иногда давали такие унизительные имена, как Нохой (собака), Энэбиш (не тот) и др. В бездетных и малодетных семьях был распространен обычай брать детей на воспитание. Дети росли, обычно зная и настоящих, и приемных родителей, в равной степени уважая и почитая и тех и других. Уважение к старшим, высокий авторитет учителя и сейчас сильны в монгольском обществе. Кем бы ни стал человек, какую бы должность он ни занимал, он всегда с любовью и уважением говорит о своем учителе, называя его почтительно «багша» (учитель).
С точки зрения укрепления социальных и родственных связей большую роль в монгольском обществе играли праздники: всенародные (надом) и семейные (найр). Надом устраивался раз в год, а найров могло быть несколько в зависимости от поводов: рождение или усыновление ребенка, первая стрижка его волос (она проводилась, когда ребенку исполнялось 3, 5 или 7 лет), начало дойки лошадей и изготовление первого кумыса и т. д. Из календарных праздников наиболее важными считались зимний праздник Нового года (Цаган cap), не имевший фиксированной даты и отмечавшийся по восточноазиатскому лунно-солнечному календарю в феврале—марте, и летний праздник «обо» — чествование местных духов-покровителей, от «благоволения» которых, как считалось, зависела погода, обильные дожди, травостой на пастбищах, тучность скота, т. е. все то, что определяло благосостояние скотовода. Цикл обрядов, совершавшихся при обо, уходит корнями в глубокую древность. После утверждения в Монголии ламаизма он продолжал сохраняться, хотя исполнялся уже в честь божеств ламаистского пантеона, покровителей ближайшего монастыря. После совершения религиозного обряда начиналось народное гулянье с традиционными спортивными соревнованиями, называвшимися «три игрища мужей» (эрийн гурван надом) и включавшими в себя стрельбу из лука, борьбу, скачки. Эти соревнования были известны уже в эпоху Чингисхана и служили средством отбора самых сильных и ловких воинов в ханскую дружину. Сейчас, когда почитание обо уже ушло в прошлое, надом по-прежнему существует как всенародный праздник и проводится ежегодно по всей республике 11 июля— в годовщину народной революции. Религиозные буддийские праздники, которых до революции насчитывалось несколько десятков в году, сейчас сведены к шести наиболее крупным, отмечаемым только в буддийском монастыре в Улан-Баторе.
Замечательны традиции монгольского гостеприимства. Любой путник, случайно зашедший в юрту, может рассчитывать на то, что хозяева поделятся с ним своей едой. Хозяйка сразу же начинает варить кирпичный чай с молоком, так как угощать гостя следует лишь свежим чаем. Хозяин и гость совершают тем временем традиционный обмен табакерками с нюхательным табаком— поочередно дают друг другу нюхать свой табак, после чего хозяин начинает с гостем разговор о том, кто он, откуда и т. д.
Монголы имеют древние традиции в устном народном творчестве и литературе. Из фольклорных жанров популярны героический эпос Гэсэриада, известный в разных вариантах у разных монгольских народов, сказки, пословицы, поговорки, благопожелания, восхваления, заклинания, гимны, призывания. В последних трех жанрах сильно сказывается шаманский элемент. Услышать героические сказания (улигеры) сейчас можно очень редко, но зато все остальные жанры довольно широко бытуют в народе.
Своеобразна монгольская музыка — протяжная, мелодичная, сопровождающая обычно сольное пение. Песни монголов — это лиро-эпические восхваления родного края, любимого коня — победителя в скачках, лирические, любовные и исполняемые только на пирах, дорожные песни, пастушеские возгласные распеву восхваления победителей во время надома. Речитативное пение было формой исполнения улигеров. Музыкальные и инструменты делились на смычковые (моринхур, шанза), ударные (барабан, цан), духовые (разного вида и назначения трубы). Громкозвучные инструменты, судя по древним сказаниям и легендам, употреблялись во время облавных охот и перекочевок: ими загоняли в ловушки диких зверей, собирали скот. Самый популярный национальный инструмент — трехструнный смычковый моринхур, согласно легенде, сотворенный из гривы и хвоста крылатого коня, издававшего при прилете чарующие мелодии.
Монголам были известны и массовые пляски во время семейных и общественных праздников, и индивидуальные танцы — подражания повадкам животных имитации охотничьих сцен. Ламаизм не поощрял светских танцев, признавая лишь религиозные танцевальные мистерии.
Большое место в жизни монгольских народов занимало декоративно-прикладное искусство. Орнаментом украшались детали юрты, одежда, бытовая утварь. Многие орнаментальные мотивы уходят в глубокую древность и несут на себе довольно сложную символику. Для монгольского орнамента характерны естественные краски окружающей природы. Монголы с удивительным чувством меры и такта сочетают эти цвета не только в рисунке, но и в композиции своей одежды.
Быт монголов в наши дни претерпевает значительные изменения. Прежде всего это связано с активно проходящим процессом оседания кочевников. Развитие монгольской экономики создает все большие возможности для этого. Фабричная мебель, радиоприемники, одежда европейского покроя, библиотека, электрическая лампочка, телевидение — все это стало не редким явлением и в худоне. На смену кожаной и деревянной посуде приходит стеклянная, фаянсовая, алюминиевая. Много и других новшеств в быту скотоводов, ведущих кочевой образ жизни. На далекие кочевья доставляют почту свежие газеты. Для перекочевки нескольких семей с детьми выделяется грузовик. Если заболел человек на отдаленном кочевье, его вертолетом доставляют в больницу. Дети учатся в школах-интернатах на центральной усадьбе СХО и на каникулы, а часто и в выходные дни приезжают на кочевье к родителям.
Повысилась социальная мобильность населения. Дети скотоводов учатся в вузах Улан-Батора, России и других стран на инженеров, учителей, врачей, пополняя собой ряды молодой монгольской интеллигенции. А в сельскую местность едут квалифицированные ветеринары, зоотехники, и несут с собой новую культуру в скотоводческий быт.
На территории Монголии находится немало памятников минувших времен — свидетелей ее истории. Многие из них открыты монгольскими и российскими археологами в последние годы. Среди них гигантские палеолитические мастерские в Южной Гоби, наскальные рисунки в каньоне р. Чулут и в других местах Хангая— художественная летопись жизни кочевников эпохи бронзы, развалины столицы монгольской империи Каракорума, разрушенного китайскими войсками в 1380 г. и раскопанного в середине XX в. Прекрасным памятником средневекового зодчества является первый буддийский монастырь Монголии Эрдэни-Дзу (близ Каракорума), сохраняющий благодаря регулярным реставрационным работам свою былую красоту. В степях Монголии стоят тюркские рунические стелы — надгробные памятники тюркским каганам и полководцам Тоньюкуку, Бильгя-кагану, правителям государств, которые существовали на территории Монголии в VI—VIII вв. и открытие и изучение которых положило начало новому направлению в науке — рунической эпиграфике. Стоит упомянуть здесь сотни каменных баб и камней с изображением мчащихся оленей, являющихся, как предполагают археологи, надгробиями павших воинов и составной частью культовых сооружений, но загадка их еще не решена до конца.
Однако не только археологические древности и архитектурные памятники являются сокровищем монгольской культуры. Она вправе гордиться и своей литературой. Древнейший ее памятник «Сокровенное сказание» датируется 1240 г. Это летопись рода Чингисхана, история становления монгольского государства. Реальные факты перемежаются в ней с эпическими сказаниями. Вслед за первой монгольской летописью последовали другие; правда, сочинения XV—XVI вв. до нас не дошли, но они известны в более позднем пересказе летописей XVII в.: «Алтан товч» («Золотое сказание»), «Шар тууж» («Желтое повествование») и им подобных. Летописный жанр продолжал существовать в XVIII и даже в XIX в. В XVIII в. появились литературные варианты эпических произведений — «Гэсэрхан», «Повесть о хане Харангуе» и др., намтары — жизнеописания, сургаалы — сборники афоризмов; в большом ходу были рукописные сборники жанров обрядовой поэзии (ероолов— благопожеланий, магтаалов — восхвалений и др.). В XVII—XVIII вв. в связи с распространением буддизма появляется много переводов буддийских сочинений, в основном с тибетского языка, но в их число попали и индийские произведения, получившие большую известность в Монголии. Таковы циклы сказок из Панчатантры, сборник «Волшебный мертвец», поэма Калидасы, наставления Нагарджуны и др.
Крупными представителями дореволюционной монгольской литературы являлись автор социальных романов Инжаннаш (1837—1891) и поэт Хишигбат (1849—1916). В современной литературе насчитываются десятки имен, в частности прозаики Д. Нацагдорж, Ц. Дамдинсурэн, Б. Ринчин, Ч. Лодойдамба, Л. Тудэв, С. Удвал, С. Эрдэнэ, поэты Ч. Чимид, Б. Явухулан, Ц. Гайтав, драматурги Ч. Ойдов, Э. Оюун, Л. Ванган, Д. Сэнгээ, и другие.
До революции единственным видом театрального зрелища в Монголии были танцевальные мистерии — цам, ежегодно устраивавшиеся при буддийских монастырях. Профессиональный театр появился только в 1930-х годах. Сейчас в Улан-Баторе действуют театр оперы и балета, драматический театр, театр кукол, детский театр, на базе самодеятельных коллективов появились театры в ряде аймачных центров. Профессиональная музыка представлена, двумя симфоническими оркестрами, Государственным ансамблем народной песни и танца, Ансамблем народных инструментов, Ансамблем песни и пляски, многочисленными оркестрами национальных инструментов и хоровыми коллективами. С 1941 г. в Монголии работает цирк, с 1935 г. — студия «Монголкино». На международных кинофестивалях ряд монгольских фильмов отмечен премиями и дипломами.
Станковая живопись до революции почти не существовала. Скованное буддийским каноном искусство было представлено в основном иконописью и буддийской скульптурой. Среди них есть выдающиеся образцы, в частности работы первого главы монгольского ламаизма Ундур-гэгэна (Дзанабадзара). Первым светским живописцем считается Б. Шарав, автор известной картины «Один день Монголии», портретов В. И. Ленина и Сухэ-Батора. С 1955 г. существует Союз художников Монголии. В жанре национальной живописи «монгол дзураг» работали старейшие заслуженные мастера Монголии Д. Манибадар, Д. Дамдинсурэн, У. Ядамсурэн и другие.
Наиболее крупные из современных живописцев— Н. Чултэм, Д. Амгалан, Г. Одон, Л. Намхайцэрэн, Л. Гава, из скульпторов — Н. Жамба, А. Давацэрэн, Д. Дамдима. Интересные изделия в последние годы можно видеть у мастеров искусства малых форм— резчиков по дереву, специалистов художественного литья, вышивальщиц, аппликаторов и др.
Большой популярностью среди монголов пользуется ежегодный праздник надом. До тысячи наездников участвуют в скачках. Обычно это дети от 5 до 13 лет; у них особые костюмы, шапочки с отличительными знаками. Первые 5 победителей получают подарки, совершают круг почета. В соревнованиях по борьбе, согласно правилам, участников должно быть либо 512, либо 1024. Разница в весе и росте не имеет значения, не ограничено также и время борьбы. Проигрывает тот, кто первым коснется земли хотя бы рукой или коленом. Победители получают почетные титулы Исполина, Сокола, Льва и т.д.
Соревнования по стрельбе выполняются командами по 12 человек в каждой. Стреляют с расстояния 100 м из тугих монгольских луков по мишени в виде кожаных или войлочных цилиндров. Победителям присваивается звание Мэргэна (меткого стрелка). В честь победителей во всех трех видах соревнований тут же, на стадионе, поются восхваления, сочиняемые прямо на месте специалистами в этом жанре. Кроме трех национальных видов спорта в Монголии в последние десятилетия получили распространение тяжелая и легкая атлетика, вольная и классическая борьба, гимнастика, футбол, баскетбол, бокс, велоспорт.
Успехи в области просвещения и медицины особенно показательны. В дореволюционной Монголии грамотными были лишь ламы, получавшие специальное образование, и китайские чиновники. Системы светского образования не существовало вообще, были лишь школы при буддийских монастырях. В 1921 г. в Урге открылась первая начальная школа, вслед за ней было открыто еще два десятка школ в разных районах страны. Сначала в них преподавали бывшие чиновники и даже ламы, лояльно относившиеся к народной власти. С 1922 г. стали открываться курсы учителей. С конца 1950-х годов введено всеобщее семилетнее обучение в городах и аймачных центрах. К середине 1960-х годов во всех поселках уже имелись начальные, а в городах и аймачных центрах семилетние и десятилетние школы. Ныне страна насчитывает более 60 специальных средних и высших учебных заведений.
В 1921 г. в Монголии был создан Ученый комитет, переименованный впоследствии в Комитет наук Монголии, а в 1961 г. преобразованный в Академию наук Монголии. Она состоит из трех отделений: сельскохозяйственных, естественных и общественных наук и располагает научно-исследовательскими институтами, обсерваторией, фундаментальной библиотекой, издательством, несколькими музеями. Академия наук Монголии работает в тесном контакте с Академиями наук России и других стран. Формы такого сотрудничества многообразны: совместные научные исследования и экспедиции, обмен трудами, новейшей научной информацией.
Здравоохранения как такового в дореволюционной Монголии не существовало, были лишь знахари и ламы — специалисты по тибетской медицине. В 1925 г. в Улан-Баторе была открыта первая государственная больница на 15 коек. В настоящее время в Монголии насчитывается более 1000 различных медицинских учреждений: больниц, врачебных пунктов, аптек, профилактических станций и т. д. В стране действует несколько курортов, построенных на базе минеральных источников.
Большую помощь в деле здравоохранения Монголия получает от России и других стран. Совместными усилиями российских врачей и монгольских коллег ликвидированы социальные болезни (туберкулез, сифилис, трахома), остроинфекционные болезни (оспа, чума, сыпной тиф), легко превращавшиеся раньше в эпидемии и уносившие тысячи человеческих жизней. Монгольским врачам принадлежит большая заслуга в том, что за годы народной власти резко сократилась детская смертность, средняя продолжительность жизни поднялась от 32 до 65 лет, население Монголии увеличилось в 2,5 раза.
Монгольская культура — это великое сокровище мирового наследия. Она насыщена уникальными традициями, песнями, танцами и музыкой, отражающими душу этой могучей страны. Искусство воинов, такое как национальное дздвль, вызывает восхищение своей энергией и грацией. И, конечно же, необходимо упомянуть национальную кухню — вкусные мясные блюда, бонфарш и арын халуун чай настолько вкусные, что очаровывают всех гостей. Многовековая история и культурное наследие Монголии вдохновляют к посещению этой удивительной и гостеприимной страны.