Монгольские специалисты разделяют территорию республики на три экономико-географических района — Центральный, Восточный, Западный— и в двух из них выделяют также подрайоны.
Центральный район занимает срединные части на севере и юге страны, пересеченные по восточному краю трансмонгольской железной дорогой. Район охватывает 10 аймаков и включает примерно половину территории и 2/3 населения республики. В нем больше, чем в других районах, разведано и разрабатывается полезных ископаемых, сосредоточены главные лесные массивы и подавляющая часть фонда пахотопригодных земель страны.
На этот район приходится 4/5 годовой продукции, вырабатываемой во всей Монголии.
Центральный район делится на подрайоны: два на севере и два на юге. Северовосточный подрайон (аймаки Центральный и Селенгинский) занимает в основном восточную часть Орхон-Селенгинского понижения. Подрайон индустриально-аграрный. В нем сосредоточены самые крупные города страны, развит транспорт, много пашни. Северо-западный подрайон (аймаки Булганский, Хубсу-гульский и Ара-Хангайский) «сдвинут» в более высокую часть Орхон-Селенгинского понижения, сильно облесен, имеется пашня, выявлены богатейшие залежи руд: медно-молибденовых в Эрдэнэтий-Обо («гора сокровищ») и фосфоритовых возле оз. Хубсугул; подрайон аграрно-индустриальный. Юго-западный (аймаки Увэр-Хангайский и Баян-Хонгорский) и юго-восточный (аймаки Восточно-Гобийский, Средне-Гобийский и Южно-Гобийский) подрайоны занимают огромные территории, в основном полупустынно-пустынного характера; направление хозяйства преимущественно животноводческое, промышленность развита слабо, имеется несколько городов и поселков городского типа. В юго-восточном подрайоне найдено самое крупное в стране Тавантолгойское месторождение каменных коксующихся углей.
Главный город страны Улан-Батор расположен на севере Центрального района, в Хангае, на р. Тола, у подножия Богдо-Улы («горы святого»). Свыше трех столетий назад селение возникло как ставка («урга») первого гэгэна (главы) ламаистской церкви. (Впервые ставка на берегах Толы появилась в 1639 г., затем последовал длительный период перекочевок. В 1730 г. ставка окончательно основалась на месте современной столицы.) До революции 1921 г. Урга сохраняла функции главного священного города Северной Монголии. В нем были самые крупные и богатые монастыри, которые посещало большое количество паломников со всей страны. Одновременно столица была крупнейшим торгово-ремесленным центром. В Урге осуществлялась основная часть внешнего товарооборота Монголии. А в китайских и русских мастерских изготовлялось все жизненно необходимое жителям города.
По северному берегу Толы селение узкой полосой протягивалось на 5—6 км и складывалось как бы из трех частей: западной — монастырский комплекс Гандан, у стен которого расселялась многотысячная когорта лам; центральной — где вокруг монастыря Зун-хурээ образовался торговый центр — ядро будущего города; восточной — поселок Маймачен, основанный китайцами вслед за возникновением Урги и населенный торговцами и ремесленниками. Ургу называли «войлочным» городом. Заселенные участки представляли собой скопления дворов, обнесенных высоким деревянным частоколом; группы дворов составляли кварталы, отделяемые друг от друга коридорами-улочками; в каждом дворе размещались 5—6 юрт и обычно китайского типа дом.
Бытовые условия столицы мало отличались от бытовых условий стойбища в степи; воду брали из Толы, топливо находили в соседних лесных падях, в юрте горел костер, светильником служила плошка с бараньим салом. Город был сильно загрязнен.
В 1924 г. Ургу переименовали в Улан-Батор («красный богатырь»). Облик столицы менялся постепенно. В 1930-х годах на южной, за протокой Толы, окраине, ранее не населенной, были построены промкомбинат и ТЭЦ-1. В 1950-х годах сюда с западной стороны подошла железная дорога, возникли пристанционный; поселок, затем ТЭЦ-2. Обе части города были связаны большим современным мостом. И когда близ промкомбината появилось еще несколько предприятий, эта окраина получила заслуженное наименование «Рабочий район».
В конце 1940-х годов началась интенсивная застройка северного берега реки, все четче вырисовывался центр столицы с крупными сооружениями вокруг обширной площади имени Сухэ-Батора (Дом правительства, Мавзолей Сухэ-Батора — Чойбалсана, Государственный театр оперы и балета, Музеи, гостиницы, кинотеатры).
Строить столицу монголам помогали специалисты из стран социалистического содружества. Многие здания украшены национальным орнаментом и скульптурными сооружениями, оригинально оформлены входы и интерьеры общественных зданий.
Строительство промышленных предприятий велось на южной, западной и восточней окраинах города. В 1940-х годах на западе, в 16 км от центра, был построен мясокомбинат, там же позднее сооружен мощный мелькомбинат. Затем несколько крупных предприятий появилось на востоке, в 4—5 км от центра. Образовавшиеся промежутки городской территории заполняются главным образом жилыми и общественными зданиями. И теперь столица протянулась вдоль р. Толы более чем на 20 км, прочерченная из конца в конец широкой магистралью — проспектом Мира. Ведется работа по созданию до двух десятков микрорайонов — каждый с собственным центром торгово-бытового и культурного обслуживания, в частности школой и детским садом. Ряд микрорайонов уже застроен. Застройка разноэтажная, в большинстве дома 3—5-этажные, но встречаются здания и в 13 и даже в 15—16 этажей. Здания кирпичные, блочные, крупнопанельные.
В столице проживает более 1 млн. человек, и рост населения продолжается. Здесь три ТЭЦ, заложена еще одна крупная теплоцентраль. Вода для снабжения города подается на фильтрационные станции по каналу из верхней части Толы. В окрестностях столицы организованы молочные фермы и птицеферма. На западной окраине города создан тепличный комбинат, на восточной — разбит обширный ботанический сад, где представлена флора ряда географических зон мира. Городской общественный транспорт — автобусы, такси, троллейбус.
Столица сосредоточивает у себя большую часть интеллигенции страны, ведущие организации и учреждения науки, просвещения, культуры. Здесь Академия наук, почти все вузы, большинство техникумов, самые популярные театры и музеи, крупные библиотеки. Действуют союзы писателей, композиторов, художников, Ассоциация работников искусств.
Научное и культурное значение столицы постоянно возрастает. Работает центр связи «Орбита», обеспечивающий прием телепередач на всей территории страны. В полиграфкомбинате создан цех офсетной печати, поставивший книг издательское дело Монголии на современный уровень. Воздвигаются разнообразные по архитектуре здания — Центры детского творчества, спортивные сооружения спорта, культурно-выставочные павильоны. Разнообразны исторические памятники Улан-Батора. В Музее изобразительного искусства экспонируются предметы материальной культуры из древней столицы чингисидов Хархорина (Каракорума), творения выдающегося скульптора и художника ХVII—XVIII вв. Дзанабадзара и произведения других монгольских художников прошлого и настоящего. Очень богатая коллекция холодного оружия собрана в Государственном Центральном музее. Изделия мастеров XVII— XIX вв. из стран Центральной Азии хранятся в храмах-музеях дворцового ансамбля последнего гэгэна. Чойжин-Ламын сум — изумительнейшей красоты храм-музей, где все оставлено в том виде, как было в некогда действовавшем «храме милосердия». В Государственном Центральном музее собрана обширная коллекция скелетов ископаемых животных, извлеченная из недр «кладбища динозавров» в пустыне Гоби.
Горный заповедник Богдо-Ула — жемчужина Монголии. Рядом с большим шумным городом — край кедрово-лиственничной тайги, гранитных скал и тишины, места свободного обитания зверей и птиц. В подножной части горы, в глубоких и зеленых падях, — санатории, дома отдыха, детские лагеря, а ближе к р. Толе — и места горожан-дачников, юрты которых с наступлением тепла занимают ее зеленые берега.
Улан-Батор имеет центры-спутники. Налайха, лежащий в 40 км восточнее столицы, — старинный шахтерский городок; здесь же работает небольшой стекольный завод. Сонгино отделено всего несколькими километрами от западной окраины столицы; биокомбинат в Сонгино служит главным цехом здоровья скота всей страны. Третьим спутником столицы можно считать Баганур — крупный угольный центр, недавно появившийся сравнительно недалеко от ее восточных границ.
Другие значительные города Центрального района — Дархан, Сухэ-Батор, Эрдэнэт — были сформированы совсем недавно. Строительство Дархана в долине р. Хара-Гол на трансмонгольской железной дороге началось в 1961г. и велось при активной помощи ряда социалистических стран. Своим основанием город обязан шарынгольским углям, залегающим в полусотне километров на юго-востоке (сейчас здесь рабочий поселок Шарын-Гол). Дархан сразу планировался как крупный промышленный центр с населением 60 тыс. человек. Сейчас население Дархана составляет около 74 тыс. человек (2007г.). В городе действуют мощная ТЭЦ, комбинат стройматериалов, заводы цементный и силикатного кирпича, овчинно-шубная фабрика, мясокомбинат, комбикормовый завод, крупнейший в стране элеватор, образующие вместе с Шарын-Голом второй по значению после Улан-Батора промышленный узел страны. В Дархане прямые широкие улицы, 4—5-этажные дома, предприятия, расположенные в стороне от жилых кварталов. Созданы техникумы (политехнический и водного хозяйства), училища (профессионально-техническое и медицинское), музыкально-драматический театр, Дом культуры.
Сухэ-Батор лежит у северной границы Монголии на берегу р. Орхон при впадении ее в Селенгу. Раньше это был небольшой поселок с пристанью (назывался Цаган-Эрэг, что значит «белый берег»). Промышленные предприятия появились в середине 50-х годов. Близость к крупным лесным массивам и удобная транспортировка леса по Селенге и ее притокам определили основную специализацию промышленности города. Здесь осуществляется самая разнообразная переработка древесины: во все концы страны идут стандартные дома, пиломатериалы, мебель, фанера, картон, бумага, спички и ряд предметов домашнего обихода. Действует крупный мелькомбинат. Сухэ-Батор связан высоковольтной линией с другими главными городами района и первым принимает ЛЭП, протягивающуюся из России. Город быстро растет и благоустраивается.
Эрдэнэт основан около крупного месторождения медно-молибденовых руд, расположенного в 180 км юго-западнее Дархана. Здесь построен комбинат, который входит в десятку крупнейших медно-молибденовых комбинатов мира. Здесь строятся также предприятия легкой промышленности (построена вторая в стране ковровая фабрика). Воду для снабжения города качают из Селенги и гонят в трубах по наклонной вверх на расстояние свыше 60 км. С Дарханом Эрдэнэт связывают железная и шоссейная дороги и высоковольтная линия. Как и в Дархане, население в Эрдэнэте бурно растет в основном за счет приезжих и уже теперь насчитывает несколько десятков тысяч человек (83 тыс. – 2006г.).
В Центральном районе кроме этих сравнительно крупных имеется до полутора десятков небольших городов с местной и кооперативной промышленностью. В некоторых городах представлено по одному промышленному предприятию республиканского подчинения: в Булгане, Мурэне и Хархорине — мельницы, в Хатгале — шерстомойная фабрика, в Дзунхаре — спиртовой завод. Небольшие города, развиваясь, становятся центрами просвещения и культуры. Например, в Баян-Чандмане — профтехцентр, готовящий специалистов для сельского хозяйства, в Арвай-Хэрэ — учебный комбинат по подготовке квалифицированных рабочих для промышленности, в Цэцэрлэге — старейшее в стране педучилище, в Алтан-Булаке — сельскохозяйственный техникум и исторический музей республиканского значения.
Центральный район интересен рядом исторических памятников и природных феноменов. Примерно в 400 км западнее Улан-Батора, на левом берегу Орхона близ Хара-Хорина ведутся раскопки Каракорума — столицы монгольской империи времен чингисидов (ХIII—XV вв.). По соседству — Эрдэни-Дзу — первый в Северной Монголии и один крупнейших буддийских монастыре (XVI в.), ныне ставший известным музеем. Примерно в 120 км на юго-западе от Хархорина, в верхнем течении Орхона, — могучий водопад; река обрушивается с высоты 24 м и затем долго течет в глубоком базальтовом каньоне. Приблизительно в 200 км от Хархорина северо-запад, на берегах Чулутын-Гола на протяжении десятков километров можно любоваться чудесными наскальными рисунками эпох неолита и бронзу (8—4 тыс. лет назад). В пустыне Гоби недалеко от отрогов Гобийского Алтая находятся редчайшие на земном шар кладбища ископаемых периодов юры и мела (120—70 млн. лет назад); останки некоторых видов ящеров экспонируются в Государственном Центральном музее в Улан-Баторе.
Восточный район охватывает три аймака — Восточный, Хэнтэйский и Сухэ-Баторский. Район занимает 1/4 территории страны, в нем проживает 1/10 населения Монголии. Природно-хозяйственные условия довольно однообразны. Господствует богатая пастбищами степь. Рек немного. Главная — Керулен пересекает с запада на восток почти всю Восточную равнину. Неполивное земледелие возможно на окраинах: на северо-западе, в предгорьях Хэнтэя, и на крайнем востоке в предгорьях Большого Хингана. Выявлены разнообразные полезные ископаемые. Интенсивно разрабатываются месторождения вольфрама, плавикового шпата, бурого угля. Район аграрно-индустриальный. Города — Чойбалсан и Ундэрхан.
Чойбалсан связан со столицей дорогой протяженностью 600 км. Чойбалсану (прежде Баян-Тумэн) дважды приходилось выполнять функции боевого приграничного городка: в период битвы на Халхин-Голе (1939 г.) и особенно в конце второй мировой войны (здесь формировалась советско-монгольская армия для наступления через высоты Большого Хингана в Маньчжурию). В эти периоды железная дорога Баян-Тумэн — Соловьевск (Россия), построенная в 1939 г., была важна в стратегическом отношении. В 1967 г. было открыто прямое железнодорожное сообщение Чойбалсана с Москвой. Началось строительство промышленных предприятий, которые вместе с угольными копями Адун-Чулун образуют первый в Восточном районе промышленный узел. Чойбалсан быстро становится крупным центром по переработке сельскохозяйственного сырья; в нем действуют мельница, шерстомойная фабрика, мясокомбинат, комбикормовый завод. На развитие промышленности этого центра выделяются большие средства: будет увеличена добыча угля, расширена ТЭЦ, построены новые предприятия легкой и пищевой промышленности.
Ундэрхан расположился в северо-западной богарно-земледельческой части района на р. Керулен, его ведущее промышленное производство — мукомолье.
На просторах восточных равнин в местах разработки месторождений полезных ископаемых рассредоточено до полутора десятков поселков. Некоторые поселки после недавней модернизации местных горнодобывающих предприятий заметно выросли, в частности Бэрх (добыча флюорита) и Бурэнцогт (добыча вольфрама). Интенсивно развивается восточная окраина района — долина р. Халхин-Гол, где организуются крупные животноводческо-земледельческие хозяйства, строятся поселки. Здесь много памятников халхингольских событий 1939 г., в том числе мемориал по случаю 30-летия разгрома японских самураев.
На Западный район приходится примерно 1/5 территории страны и 1/4 ее населения. Характерна удаленность центров района от столицы — 1— 1,5 тыс. км. Железные дороги отсутствуют. Связь с другими районами страны осуществляется по грунтовым дорогам, с Россией — по Чуйскому автотракту на западе и по оз. Хубсугул в сторону Иркутска на востоке. Природно-хозяйственные условия восточной и западной частей района различны, почему они и определены как подрайоны. В западном подрайоне (аймаки Баян-Улэгэйский, Кобдоский и Убсунурский), в Котловине Больших озер имеются благоприятные условия для животноводства и орошаемого земледелия. Восточный подрайон (аймаки Дзабханский и Гоби-Алтайский) — край гор и лесов, чередующихся с высокими, покрытыми питательными травами речными долинами. Обилие кормов способствует процветанию животноводства, зато суровые климатические условия препятствуют широкому развитию земледелия.
В южной части Кобдоского аймака, создано первое в Монголии межкооперативное хозяйственное объединение, которое на орошаемых землях выращивает искусственные корма для сотен тысяч голов скота. Сдана в эксплуатацию радиорелейная линия — Улан-Батор — Улэ-гэй (1900 км), и теперь жители западных аймаков смотрят телепередачи.
В районе имеется 6 городов: Кобдо (Ховд), Улангом, Улэгэй (Ульгий), в западном подрайоне Улясутай (Улиастай), Тосонцэнгэл, Алтай — в восточном.
Кобдо в Котловине Больших озер и Улясутай в восточном подрайоне — самые древние после Урги города Монголии. В прошлом это были крепости маньчжуро-китайских войск, одновременно являвшиеся торгово-ремесленными центрами. Современные Кобдо и Улясутай известны авторемонтными базами.
Улангом и Улэгэй определились как города несколько десятков лет назад. Улангом, лежащий на севере Котловины Больших озер у оз. Убсу-Нур — центр обработки сельскохозяйственного сырья (имеются мельница и мясокомбинат). В Улэгэе, административном центре казахского аймака, работает крупная шерстомойная фабрика, имеется ТЭЦ. Топливо в эти города поступает из местных угольных шахт.
В начале 1970-х на севере богатого лесом восточного подрайона вступил в строй крупный деревообрабатывающий комбинат и вырос город Тосонцэнгэл. На юге подрайона в аймачном центре Алтай развита местная промышленность.
В названных городах создается, растет и совершенствуется промышленность. Меняется архитектурный и культурный облик самих селений. «Войлочные кварталы» с юртами и деревянными домами, подобные тем, какие были в старой Урге, заменяются кварталами современной постройки. Возникают учебные, научные и культурные учреждения.