В середине 1930-х годов была заложена база крупной современной промышленности Монголии. С 1940 г. народное хозяйство республики строилось на основе годовых планов, а с 1948 г. — пятилетних (8-я пятилетка — 1986 — 1990 гг.). Конец 1940-х годов ознаменовался началом кооперирования 200 тыс. индивидуальных кочевых хозяйств, которое несколько лет спустя успешно завершилось. В середине 1950-х годов север и юг были соединены первой трансмонгольской железной дорогой, создавались и развивались другие виды современного транспорта — автомобильный и воздушный. В конце 1950-х годов началось освоение нескольких сот тысяч гектаров целинных земель, и земледелие становится второй крупной отраслью сельского хозяйства. Страна полностью обеспечивает себя хлебом. С 1962 г. Монголия — была членом Совета Экономической Взаимопомощи. В Комплексной программе социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ Монголии уделялось особое внимание. Советский Союз, Польша, Чехословакия, Венгрия, ГДР, Болгария участвовали в создании крупного промышленного комплекса в Дархане. На востоке страны строится третий по значению промышленный центр — Чойбалсан. Недалеко от Улан-Батора заложен и развивается самый мощный топливный центр республики — Баганур. Успешно функционировал Монголсовцветмет — совместное с Советским Союзом объединение по разведке, добыче и обогащению минеральных ресурсов страны. Был введен в строй гигантский медно-молибденовый комбинат «Эрдэнэт». Проходивший в середине 1960-х годов новый поход на целину позволил увеличить пашню еще на несколько сот тысяч гектаров и обеспечить сырьем недавно возникшую и быстро растущую комбикормовую промышленность. Созданы предпосылки развития животноводства на индустриальной основе. Животноводческо-кочевая, аграрно-индустриальная, а в близкой перспективе индустриально-аграрная страна — таковы были главные вехи становления хозяйства Монголии.
Сельское хозяйство
Природные условия Монголии благоприятствуют развитию многих отраслей экономики. Однако в прошлом эффективной была лишь одна отрасль — круглогодичное пастбищное животноводство, которому соответствовал и кочевой образ жизни коренного населения. Монголы, как правило, не занимались земледелием, не знали они и ремесла, отделенного от домашнего производства. Поэтому домашний скот в течение многих веков оставался практически единственным источником их существования и являлся основой натурального хозяйства Монголии. Чтобы жить более или менее сносно, семья из 4—5 человек должна была владеть не единицами и даже не десятками, а сотнями голов разного скота. Важным было и то обстоятельство, что владение относительно большим стадом служило гарантией его восстановления в случае массового падежа.
В дореволюционной Монголии поголовье скота исчислялось в 10—12 млн. голов. Значительная часть стада страны принадлежала кучке церковных и светских феодалов.
После ликвидации феодалов как класса хозяевами скота стали араты. Государство всеми мерами помогало мелкому собственнику в увеличении его стада. К началу второй мировой войны поголовье скота в Монголии превышало дореволюционное поголовье более чем в 2 раза. Затем — война, длинная череда трудных лет. Проявилась отрицательная сторона частнособственнической деревни, ее расслоение на хозяйства многоскотные, малоскотные и вовсе бесскотные (последних к началу кооперирования насчитывалось несколько тысяч юрт). Еще в период поощрения частной инициативы создавались простейшие формы кооператива — аратские производственные объединения (АПО). С середины 1950-х годов шел ускоренный рост сельскохозяйственных объединений (СХО). Кооперирование аратских хозяйств в основном было завершено к концу 1950-х годов. Наряду с СХО создавались государственные хозяйства (госхозы).
Сельское хозяйство еще сохраняет ведущее место в экономике Монголии и имеет животноводческо-земледельческое направление. В животноводстве трудится около половины населения страны, занятого в сфере материального производства. Его продукция и теперь составляет большую часть всех экспортных отправлений республики.
Монголы разводят овец, коз, крупный рогатый скот, лошадей, двугорбых верблюдов. Обычно большую часть стада занимают овцы. Созданная народной практикой в течение веков монгольская жирнохвостая овца достаточно продуктивна, и вместе с тем она одна из самых неприхотливых среди существующих пород овец. Эта овца распространена повсеместно, правда в несколько меньшей степени на юге и востоке страны. Приблизительно 1/5 стада составляют козы — животные малопродуктивные, но обладающие способностью довольствоваться травами, плохо или вовсе не подъедаемыми другими видами скота. Поэтому в местах, отличающихся особой скудостью кормов (Гоби), козы в стаде мелкого рогатого скота иногда занимают главенствующее место.
Крупный рогатый скот красномонгольской породы (примерно 1/10стада) низкорослый, низкоудойный, но неприхотливый. Поэтому получаемые от него мясо и жирное молоко обходятся дешево. Крупный рогатый скот распространен преимущественно в горно-степной и степной зонах. В высоких горах разводят сарлыков (яков) и их более продуктивные помеси с красномонгольской породой — ортомов и хайнаков.
Доля лошадей в общем стаде приблизительно равна доле крупного рогатого скота. Лошадь в монгольской степи — незаменимый спутник скотовода-пастуха; кобылье молоко служит для приготовления национального напитка — кумыса; конское мясо идет в пищу. Содержание лошадей на дальних выпасах не требует почти никаких затрат.
Из домашних животных Монголии наиболее локализованы двугорбые верблюды; местом их разведения служит главным образом зона полупустынь. Здесь они обеспечивают население мясом, молоком, шерстью и используются в транспортных целях.
Сельское хозяйство до 1992 года развивалось по социалистическому пути. Сельскохозяйственных объединений (СХО) в стране было более 250, госхозов — свыше 60. Группами СХО стали создаваться межхозяйственные объединения (их насчитывалось около 30) для проведения совместных, крупных по масштабу сельскохозяйственных работ. Кооперативы и госхозы отличались друг от друга формой собственности, направлением деятельности. СХО заняты в основном животноводством, госхозы — земледелием. Имеющиеся животноводческие госхозы призваны вести экспериментальные работы и передавать опыт другим хозяйствам. В СХО сосредоточено 3/4 общественного поголовья скота, а с личным скотом членов СХО — 9/10. Средняя площадь одного СХО — свыше 4 тыс. кв. км. Каждый кооператив или госхоз целиком размещается в границах низшей административной единицы Монголии — сомона, а председатель СХО или директор госхоза является одновременно и председателем сомона. Сельскохозяйственные угодья представлены главным образом пастбищами разносезонного пользования, которыми занято около 4/5 территории страны. Годовой запас поедаемой массы кормов оценивается в несколько десятков миллионов тонн. При достаточно полном использовании всей этой массы трав можно прокормить скота больше, чем кормится в настоящее время. Ввиду своеобразия монгольских зим (почти полное бесснежье) травы можно использовать на корню и в самое холодное время года. Пастбищный фонд характеризуется разнообразием кормов по зонам, поясам и в известной мере внутри одного природного района. Поэтому их использование наиболее рационально, если стадо состоит из нескольких видов скота.
Пастбища в сомоне предназначаются для выпаса скота своего СХО или госхоза (ведь стадо одного хозяйства составляет 70, 100 и более тысяч голов), однако, если где-то случается дзуд (бескормица), скот может перегоняться на временный выпас из одних сомонов в другие.
Выпас столь огромного стада осуществляется следующим образом. Крупный рогатый скот разбивается на отдельные гурты взрослых особей и молодняка, а мелкий рогатый скот — на отары. Несколько чабанов, отвечающих за гурт или отару, уходят со скотом в кочевку; обычно это две-три семьи, живущие каждая в своей юрте. Так формируется первичная производственная единица, по-монгольски «сурь». Сурей в одном хозяйстве десятки, а в стране — тысячи.
Сури кочуют по территории сомона в силу особенностей кочевого хозяйства разрозненно и на большом удалении друг от друга. Объединение сурей в бригады облегчает управление кочевками из центра, открывает новые возможности для повышения производительности труда в животноводческом хозяйстве. Теперь в ряде СХО можно встретить специализированные бригады, которые занимаются выпасом какой-либо одной группы домашних животных: мелкого рогатого или крупного рогатого скота, лошадей или только молодняка того или иного вида животных. В степи создаются постоянные небольшие центры для обслуживания бригад. Организация выпаса скота в госхозах такая же, как в СХО, только чабаны не кооператоры, а рабочие.
Различия между современными кооперированными кочевыми хозяйствами и единолично-аратскими, уже исчезнувшими, очень велики. Хотя и теперь в кочевку уходит значительная часть сельского населения Монголии, но работа по ведению животноводческого хозяйства намного усложнилась и отличается разнообразием. Раньше монголы-кочевники не заготавливали кормов, а теперь стало традицией заготавливать страховые корма на естественных сенокосах и в полеводстве. Раньше зимой отары овец и коз кочевали под открытым небом, прячась от ветра за низким, сложенным из навоза или камня забором, а народившийся молодняк (окот — кампания зимняя) находился в юрте с людьми. Крупный рогатый скот кормился в некотором отдалении от юрты почти без присмотра; в сумерках его собирали, подгоняли к стоянке, и он ночевал без всякого укрытия.
Сейчас в степи сооружается все больше крытых загонов, строятся глубокие колодцы сложных систем; летом прямо в поле организуются фермы молочных коров, кобылиц, верблюдиц; проводятся электрострижка овец, обеззараживающее купание в земляных ваннах мелкого рогатого скота, искусственное осеменение, чего старое кочевое хозяйство не знало.
Развитие ветеринарии в Монголии позволило резко уменьшить или ликвидировать такие в прошлом распространенные заболевания скота, как бруцеллез, сап, туберкулез. Очевидны результаты научной селекции домашних животных. Так, селекционная работа с овцами, проводимая в госхозе «Орхон» в 1960-х годах, привела к возникновению новой, более продуктивной орхонской породы овец. Орхонская овца используется для улучшения жирнохвостой породы, и стадо метисных овец (метисная сохраняет приспособленность аборигена, а шерсти дает больше и лучшего качества) увеличивается повсеместно. Хорошую удойность показывают коровы, полученные от скрещивания ряда зарубежных пород с красномонгольской; этим скотом комплектуют молочные фермы, расположенные вблизи городов.
Во многих СХО Гоби созданы отары каракульских овец и пуховых коз из пород, выведенных Гобийской опытной сельскохозяйственной станцией и доказавших рентабельность их разведения в этой самой бескормной части страны.
Монгольскому животноводству заметную помощь оказывают промышленность и земледелие. Разнообразные биопрепараты выпускает биокомбинат в Улан-Баторе. Все больше в разных уголках страны появляется заводов, занимающихся производством комбинированных кормов, сырьем для которых служат продукты земледелия.
Земледелие на территории Монголии известно давно, но занималось им на западе страны преимущественно небольшое число монгольских семей, которых называли тарячинами (хлебопашцами). В целом монголы относились к земледелию с предубеждением. С образованием МНР государство стало поощрять тарячинское земледелие, затем были созданы земледельческие госхозы на крайнем западе, близ Кобдо, и в долине р. Хары, севернее Улан-Батора. Тогда вся пашня в стране не превышала 25 тыс. га.
Земледелие стало шириться и крепнуть в годы второй мировой войны. Определился тип земледельческого хозяйства — госхоз, и установилась структура посевов — зерновые на богаре. Еще через несколько лет в стране распахиваются уже сотни тысяч гектаров целины; хозяйства обеспечиваются техникой, удобрениями, строится сеть мощных мельниц и мелькомбинатов. К началу 1970-х годов в Монголии сформировалась новая отрасль сельского хозяйства — растениеводство.
Земледелие Монголии преимущественно неполивное и распространено в обеспеченных атмосферными осадками районах. Это степные Хангай, Хэнтэй и район развивающегося земледелия на востоке — в долине р. Халхин-Гол. На крайнем западе, в полупустынных условиях Котловины Больших озер (там пашни немного), посевы приходится поливать. В богарных зонах поливают огороды, местами кормовые культуры и сады.
Земледелие имеет в основном зерновое направление. Земледельческие госхозы выращивают преимущественно пшеницу, а СХО, занимающиеся земледелием, — фуражное зерно (ячмень, овес, просо). Под зерновыми в стране занята большая часть площади пашни, которая ныне достигла 1 млн. га.
Труд земледельцев высокомеханизирован. Каждое зерноводческое отделение госхоза, обычно базирующееся на небольшой поселок, имеет свой парк машин. Однако климатические условия определяют крайне сжатые сроки уборки зерновых и необходимость привлечения массы рабочих со стороны. Ученые Монголии занимаются выведением растений, более пригодных для местных условий. Выведен и распространен быстро созревающий сорт пшеницы «орхон», передаются на государственное испытание новые сорта ячменя, овса, проса, кукурузы.
Новым направлением в земледелии становится плодоводство. В 1950-х под руководством ученого-садовода Шагдара был выращен яблоневый сад в долине Орхона (ныне Шаморская плодовоопытная станция). Сейчас под садами в республике занято несколько сот гектаров.
Целенаправленная, проводимая по всей стране работа по повышению продуктивности разных видов скота, по увеличению посевной площади и совершенствованию сельскохозяйственных культур дает видимые результаты. Увеличивается производство мяса, молока, шерсти, зерна, картофельно-овощных культур и других продуктов сельского хозяйства.
Большое (около 23— 24 млн. голов) и разнообразное по видам стадо Монголии продолжает оставаться одной из основ ее экономики. Примерно треть стада ежегодно расходуется на хозяйственные нужды. Этот расход покрывается за счет нарождающегося и сохраняемого молодняка: годовое возобновление стада за счет выращенного молодняка обычно превышает 8 млн. голов. Немалое поголовье продолжает поступать на экспорт.
Главная и массовая продукция, которую дает сельское хозяйство Монголии (помимо скота, экспортируемого в живом виде), — шерсть, мясо, молоко, зерно. Этих видов продукции заготавливают ежегодно по всей стране десятки и сотни тысяч тонн.
Размеры сельскохозяйственной продукции, заготавливаемой государством, можно более наглядно и ощутимо представить, если отнести ее на душу населения. Так, на душу населения Монголии в год приходится: шерсти всякой — до 18 кг, мяса (в убойном весе) — до 160 и зерна — более 200 кг.
Как видим, мясо-молочная продукция и в особенности шерсть находятся в стране в избытке (здесь еще не учтена продукция животноводства от поголовья, находящегося в личной собственности жителей села) и потому служат крупными статьями монгольского экспорта. Значительное и всевозрастающее производство зерна решило проблему обеспечения страны хлебом; теперь уже стоит задача создать надежную зерновую базу для многих заводов и цехов по производству искусственных кормов. Что касается картофельно-овощных продуктов, яиц, фруктов, то их пока производится недостаточно и для собственного потребления. Государство ведет заготовку и промышленную переработку шкур расходуемого скота в количестве пять и более миллионов штук в год.
К распространенным занятиям сельского населения относится пушной промысел. В интересах биологической сохранности видов диких животных закон регулирует отстрел пушного зверя, вследствие чего добыча его неодинакова по годам. Пушнина почти целиком экспортируется и за рубежом пользуется большим спросом, в особенности сурок, шкурки которого (в год заготовляется до 1 млн. штук) легко имитировать под ценные меха.
Промышленность
Сельскохозяйственное сырье — главная база промышленного развития республики; важное место занимают лесные ресурсы и в последние годы все больше и больше полезные ископаемые.
Первые промышленные предприятия республики были созданы в рамках организованной кустарно-промысловой кооперации. Повсеместно образовывались артели, в которых араты осваивали производство изделий массового спроса. Первые крупные промышленные предприятия — промкомбинат в Улан-Баторе и шерстомойка в Хатгале были созданы на 13—14-й год после революции 1921г.. Молодая государственная промышленность стала обрабатывать кожи, выпускать сапоги и гутулы (монгольская обувь), овчинные шубы, войлок, шорно-седельные изделия, шерсть горячей мойки, сукно.
С годами беспрерывно увеличивается количество монгольских тружеников в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи. Сейчас эти отрасли народного хозяйства дают республике более 1/3 ее национального дохода.
В стране развиты такие отрасли промышленности, как электроэнергетическая, топливная, горнорудная, строительных материалов, металлообрабатывающая, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевкусовая; две последние отрасли включают ряд подотраслей — текстильную, швейную, мясную, молочную и т. д. В настоящее время несколько больше половины общей стоимости промышленной продукции приходится на легкую и пищевкусовую отрасли, 1/4 — на деревообрабатывающую и электроэнергетическую. В Монголии пока не представлены такие отрасли, как металлургия и машиностроение, обычные в индустриальных странах.
Но структура промышленности Монголии постепенно изменяется: доля легкой и пищевкусовой сокращается, доля — же большинства других отраслей возрастает. Этот процесс закономерен. Страна индустриализируется, развертывается строительство крупных предприятий, увеличивается производство электроэнергии. Вследствие этого возрастает потребность в строительных материалах, древесине, рудном сырье; появляется необходимость налаживать ремонтное дело, производить оборудование и детали к машинам, строить электростанции, увеличивать добычу угля.
Промышленность делится по формам собственности на государственную и кооперативную (промысловые артели), а государственная разделяется еще по формам подчинения — на республиканскую и местную.
Много внимания уделяется созданию государственной промышленности республиканского подчинения. Только ввод в эксплуатацию крупных предприятий и периодическая их модернизация могут завершить индустриализацию страны. На этом пути встречаются трудности (потребность в больших капиталовложениях, квалифицированных кадрах), но они преодолеваются с помощью стран СНГ. Предприятия строятся крупные, совершенные по технологии, с достаточно большим количеством рабочих.
Государственная промышленность местного подчинения представлена в основном пищевыми комбинатами, находящимися в аймачных центрах; это сепараторные пункты, маслозаводы, хлебопекарни, кондитерские, мыловаренные производства, рыбные промыслы, местные скотобойни и пр. Созданием таких комбинатов на базе местного сырья в начале 1940-х годов решалась проблема размещения пищевой промышленности по территории республики; доля ее в валовой продукции всей государственной промышленности снижается, но остается еще заметной.
Промысловые артели в свое время сыграли большую роль в формировании государственных предприятий и подготовке кадров. Разнообразнейшие изделия (из дерева и железа, швейные, кожевенные, фаянсовые и пр.), изготовляемые артелями преимущественно из местного сырья, дают то, что еще не производят или производят недостаточно государственные предприятия.
В Монголии при недостаточно развитом транспорте очень важно, чтобы источники топлива находились поблизости от строящихся и быстро развивающихся промышленных центров. Ввиду этого поиски источников топлива с помощью специалистов из стран СНГ ведутся весьма интенсивно. Разведано большое число месторождений угля, из которых полтора-два десятка осваиваются, в том числе несколько значительных.
Месторождение Налайха находится вблизи Улан-Батора. Промышленные запасы — 50 млн. т, годовая добыча — более 1 млн. т. Угли бурые, среднекалорийные, высокозольные добывают шахтным способом с глубины нескольких десятков метров. В Улан-Батор уголь доставляется по железнодорожной ветке.
Шарын-Гол — месторождение, расположенное севернее Улан-Батора, по соседству с городом Дарханом, — эксплуатируется с середины 1960-х годов. Угли переходные, по запасам превышают налайхинские приблизительно в 2 раза и выше по качеству; разработка ведется открытым способом; отсюда на железнодорожную магистраль (город Дархан) доставляется в год больше 1 млн. т угля.
Адун-Чулун — среднее по размеру месторождение бурого угля поблизости от развивающегося на восточной окраине республики города Чойбалсана; добывается до 200 тыс. т угля в год.
Баганур — месторождение бурого угля в 120 км восточнее столицы, запасы превышают 300 млн. т, разработка ведется открытым способом.
В стране добывается свыше 4 млн. т угля в год. По углю на душу населения Монголия не уступает ряду стран СНГ. Намечается увеличить добычу угля путем прироста мощностей угольных бассейнов Шарын-Гол и Баганур (в первом — до 2 млн. т и во втором — до 6 млн. т) уже в ближайшее время.
Крупные электростанции, базирующиеся на угле, вырабатывают свыше 1 млрд. кВт-ч в год. Самые мощные электростанции находятся в Улан-Баторе (три ТЭЦ образуют электрокомбинат общей мощностью свыше 100 тыс. кВт) и Дархане (около 100 тыс. кВт). В Улэгэе и Сухэ-Баторе мощность электростанций невелика В середине 1960-х годов в центральной части страны станции были закольцованы в единую энергосистему по линии Улан-Батор —Дархан — Cухэ-Батор; позднее протянули ЛЭП на отрезках Дархан — Эрдэнэт и Улан-Батор – новый угольный центр Баганур. К монгольскому кольцу ЛЭП подошла также с территории России (от Гусиноозерской ТЭЦ). Кроме названных станций страна широко пользуется для выработки электроэнергии дизельными установками, работающими на привозном жидком топливе.
В настоящее время сооружена ТЭЦ-4 в Улан-Баторе (самая мощная в pecпублике) и расширена ТЭЦ в Чойбалсане.
Из добываемых в стране в особо крупных масштабах рудных полезных ископаемых следует выделить флюорит, вольфрам, медь и молибден. Флюорит (плавиковый шпат) добывают во многих месторождениях. Самые крупные горнорудные узлы — Бэрхэинский на востоке, вблизи Хэнтэйского аймачного центра, и Хаара-Айрагский в Восточно-Гобийском аймаке. Ведется эксплуатация медно-молибденового месторождения Эрдэнтий-Обо на западе от Дархана. Здесь совместно Советским Союзом монголы построили самый большой в Азии комбинат по производству медно-молибденового концентрата. Мощное комбината составляет 16 млн. т перерабатываемой руды в год. В перспективе –освоение мощного месторождения фосфоритов в районе оз. Хубсугул. Заслуживают внимания залежи свинцово-цинковых руд в местечке Салхит на востоке.
Поиску, разработке и обогащению минеральных ресурсов в Монголии уделяется большое внимание. При участи геологов ряда стран СНГ работают совместные экспедиции. Ценное минеральное сырье может стать одним из крупных и постоянных источников получения иностранной валюты. Уже в ближайшее время только минеральное сырье составит до трети стоимости национального экспорта.
Многие годы промышленные предприятия республиканского значения строились почти исключительно в Улан-Баторе. Сейчас такие предприятия имеются во многих аймаках, преимущественно в се верной части республики. Создаются новые промышленные центры, формируются промышленные узлы. Но Улан-Батор теперь среди них самый крупный и значительный: на него приходится до половины промышленного производства всей страны.
Столица с пригородами Найлайха и Сонгино имеет многоотраслевую проммышленность, где представлены почти все отрасли, известные в стране. Ведущее место занимают легкая и пищевая, затем топливно-энергетическая, обеспечивающая работу других отраслей.
Процесс создания промышленности в этом центре имеет свои особенности. Десятилетия назад строились относительно небольшие и слабо связанные друг с другом производства
Полувековая практика промышленного строительства, обученные кадры, широкие экономические связи способствовали формированию отраслей полного производственного цикла Камвольно-суконная и ковровая фабрики перерабатывают шерсть, выпускаемую в основном столичной шерстомойной фабрикой. Заводы крупных и мелких кож (кожевенный, шевретовый, шевровый) вырабатывают разнообразный кожевенный материал, который в большой мере потребляется столичными же обувными, швейными и галантерейными предприятиями. Только в столице находятся такие уникальные для Монголии производства, как фармацевтическая фабрика, биокомбинат, полиграфкомбинат. В начале 1982 г. начал выпуск продукции крупный мыловаренный завод.
Городов с предприятиями республиканского значения в стране насчитывается свыше двух десятков. Наиболее значительные находятся в северной и центральной частях республики (Дархан, Эрдэнэт, Сухэ-Батор, растущий Баганур), крупный промышленный центр сформировался на востоке (Чойбалсан), и много небольших центров рассредоточено по всему обширному западу страны. Характеристика промышленности этих городов дана в разделе «Города и особенности Монголии».
Нынешняя Монголия производит несколько сот наименований промышленных продуктов и изделий. Подавляющее их большинство потребляется в самой стране, а часть (главным образом продукты и изделия животноводства и несколько видов рудного сырья) предназначается на экспорт. Кроме названных выше отраслей тяжелой индустрии выделяются производство стройматериалов и деревообрабатывающая.
Действуют два крупных цементных завода, недавно построен третий — хугульский, по нескольку заводов домостроительных, деревообрабатывающих, железобетонных изделий; имеются заводы силикатного кирпича, керамзитовый, керамических изделий и т. д. Все это в разных городах страны. Металлообрабатывающая и химическая отрасли представлены: первая — тремя авторемонтными заводами и многими мастерскими по ремонту сельскохозяйственных машин и механизмов, вторая — биокомбинатом и фармацевтической фабрикой.
Отрасли легкой промышленности — шерстомойная, шерстяная, кожевенная, обувная.
Вся заготавливаемая государством шерсть мелкого рогатого скота проходит фабричную мойку. Некоторое количество мытой шерсти (в основном она экспортируется) используется отечественными предприятиями, вырабатывающими шерстяные ткани, ковры, войлок, валяную обувь и другие изделия.
Промышленность также полностью обрабатывает миллионы заготавливаемых в стране крупных и мелких шкур домашних животных. Кожи (подошвенные, юфтовые, хромовые, шевро, шеврет и др.) поступают на экспорт и одновременно все в большем количестве используются в отечественной промышленности на производство обуви, пальто и других кожаных изделий. Налажен пошив дубленых шуб, пользующихся значительным спросом за рубежом.
Большое число изделий выпускает пищевкусовая промышленность: разнообразные мясные и молочные продукты, сливочное масло, муку, крупу, макароны, хлебобулочные и кондитерские изделия, спирт, пиво, минеральные воды и многое другое.
Легкая и пищевкусовая отрасли промышленности решают одну из главных государственных задач: больше производить изделий и продуктов массового народного потребления, для чего полнее и разнообразнее использовать имеющееся в больших количествах сельскохозяйственное сырье.
Построены ковровая фабрика в городе Эрдэнэте, прядильная трикотажная фабрики, завод по обработке кожевенного сырья, самая крупная фабрика кожаной обуви в Улан-Батор, цех по производству жаккардовых одеял в Чойбалсане, предприятия по выделке искусственных кож; на крайнем западе, Улангоме, сооружен четвертый в стране крупный мясокомбинат.
Транспорт
После второй мировой войны в Монголии приступили к коренной реконструкции транспорта. До этого господствовал гужевой (верблюды волы) и конно-верховой транспорт. Из Советского Союза протянулась ширококолейная железная дорога Наушки — Улан-Батор (400 км). К концу 1940-х годов эта дорога стала незаменимой в связи с возросшими грузоперевозками. Тогда же государство полностью освободило аратов от несения уртонной службы (обязанности обслуживать пассажирский транспорт собственными лошадьми), взяв на себя их функции. В перевозках все увеличивалась роль автотранспорта. Строились мосты, улучшались грунтовые дороги, прокладывались дороги с твердым покрытием (например, Наушки — Улан-Батор), создавалась собственная авиа служба.
В 1956 г. открылось движение на железной дороге от Улан-Батора до границы с КНР; этот участок завершил трансмонгольскую железнодорожную магистраль (общая длина — 1156 км). От трансмагистрали стали ответвляться короткие железнодорожные линии: в Налайху (раньше была узкоколейная), и ШарынТол, в Эрдэнэт, в Баганур. Большое значение приобрела построенная еще до войны на востоке железнодорожная ветка Чойбалсан — Соловьевск (СССР) Длина всех железнодорожных линий около 1700 км. По грузообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в стране, а по объему перевозимых грузов уступает автомобильному.
Автомобиль проник во все уголки республики, курсируя в основном по грунтовым дорогам, общая длина которых превышает 70 тыс. км.
Воздушная трасса Москва — Улан-Батор проложена более полувека назад Столичный аэропорт оборудован для обслуживания современных самолетов Столица имеет регулярную авиасвязь а всеми аймачными центрами, эпизодическую — с большим числом сомонных центров и центральных усадеб госхозов СХО. Авиация активно участвует в сельскохозяйственных работах.
Пароходное сообщение организовано на оз. Хубсугул и на нижнем отрезке Селенги.
Почтовая связь с ее меняющимися техническими средствами была известна монголам во все времена. С телефоном они познакомились в первые годы революции. Радио появилось незадолго до начала второй мировой войны, телевидение — в 1970х. В сегодняшней Монголии протяженность телефонных линий достигает 20 тыс. км..
Внешние экономические связи
Внешняя торговля Монголии осуществляется в основном с Россией и Китаем. В экспорте страны ведущее место занимает сырье животного и растительного происхождения и сырье для производства продовольственных товаров. Монголия стала важным поставщиком мяса и мясопродуктов, животного масла, шерсти, кож, мехов и др. В ближайшей перспективе существенно увеличится в экспорте доля минерального сырья, особенно концентрата цветных металлов, плавикового шпата и готовой промышленной продукции — мясных консервов, кожаных и овчинно-шубных изделий, шерстяных тканей, ковров. В импорте первое место принадлежит технике (машины, оборудование), минеральному сырью, металлам, топливу, продуктам химии и второе — продовольственным и промышленным товарам народного потребления.
Внешние экономические связи не ограничиваются торговлей. Большое значение имеет экономическая и техническая помощь стран СНГ в строительстве различных экономических объектов. С 1971—1980 гг. на территории Монголии возведено с их помощью (тогда еще СССР) около 500 различных объектов. Некоторые очень крупные были введены в эксплуатацию совместно с Россией. В странах СНГ и Китае постоянно обучается различным специальностям несколько тысяч монгольских юношей и девушек.