Самое характерное для экономики современного Ирана — это завершение пере хода от полуфеодальных социально-экономических отношений к капиталистическим и превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную. Правящие круги Ирана поставили задачу индустриализировать страну, создать многоотраслевое хозяйство, способное через 15— 20 лет обеспечивать в основном внутренние потребности страны, и стать крупным экспортером промышленной продукции.
В первой половине 70-х годов экономика Ирана развивалась быстро. Валовой национальный продукт (ВНП) возрастал ежегодно более чем на 10% и составил в 1975 г. 20,7 млрд. долл., что превышало валовой национальный продукт 1960 г. почти в 5 раз. Резко изменилось соотношение долей основных отраслей экономики в ВНП. Если в 1941 г. доля сельского хозяйства в ВНП составляла 71 и в промышленности 25%, а в 1962 г. — соответственно 28 и 33 %, то в 1972 г. доля сельского хозяйства в ВНП уменьшилась до 15%, а доля промышленности увеличилась до 43%. Однако под влиянием экономического кризиса в капиталистическом мире темпы экономического развития Ирана снизились, рост ВНП в 1976 г. составил уже 4,9%.
О промышленном развитии страны свидетельствовало и сокращение, доли занятости сельского населения в производстве национального дохода. Если 30 лет назад сельское население Ирана, составлявшее 78% всех жителей страны, производило 3/4 национального дохода, то теперь 60% населения, проживающего в сельской местности, производит уже менее 1/5 национального дохода.
Экономическое развитие Ирана стало возможным благодаря огромным доходам от нефти. В июле 1973 г. Иран добился полного контроля над своими нефтяными ресурсами. В связи с разразившимся в 70-х годах в капиталистическом мире энергетическим кризисом Иран стал получать огромное количество валюты (в 1973 г. — 6,3 млрд., в 1974 г. — 18,6 млрд., в 1975 и 1976 гг. — около 1 млрд. долл. в год), значительная часть которой направлялась на развитие экономики. Годовой бюджет страны за 15 лет возрос примерно в 20 раз, составив в 1977 г. около 50 млрд. долл.
В будущем Иран смог получать значительные средства и от продажи газа, который до недавнего времени бесполезно сжигался в факелах в местах добычи нефти, а также от развития горнодобывающей промышленности.
В ноябре 1975 г. в Тегеране было подписано два многосторонних соглашения на компенсационной основе о поставке иранского природного газа в Германию, Австрию и Францию через территорию СССР и Чехии по 13,4 млрд. куб. м ежегодно, начиная с января 1981-го и вплоть до 2003 г. В соответствии с этими соглашениями поставляемый Ираном газ потреблялся в России, а в Германию, Францию и Австрию поставлялось эквивалентное количество российского природного газа. До обострения внутриполитической обстановки Иран по экспорту природного газа занимал третье место среди капиталистических и развивающихся стран.
На экономическое развитие Ирана благотворное влияние оказало улучшение отношений с СССР. В 60-е годы между СССР и Ираном был заключен ряд договоров и соглашений, в том числе об оказании экономического и технического содействия в строительстве Исфаханского металлургического завода и других предприятий.
В 1962 г. иранским правительством были разработаны, а 26 января 1963 г. (по старому иранскому календарю — 6 бахмана 1341 г.) утверждены референдумом социально-экономические реформы, названные «белой революцией», или «революцией 6-го бахмана». Они касались вопросов осуществления земельной реформы, национализации лесов и пастбищ, продажи государственных предприятий частным лицам в целях получения средств для финансирования земельной реформы и поощрения частнокапиталистического предпринимательства, создания «корпуса просвещения».
Однако в условиях режима личной власти и постоянного несоблюдения конституционных норм, проведение реформ сопровождалось многочисленными нарушениями законности. Коррупция, расхищение государственных средств, злоупотребления властью привели к тому, что результатами реформ воспользовалась численно небольшая имущая верхушка общества. Что же касается широких народных масс, а также так называемых средних слоев, то они продолжали страдать от безработицы, неуклонного роста стоимости жизни и бесправия. Отрицательно сказывался на положении трудящихся также безудержный рост непроизводительных (военных и других) расходов, в частности, на содержание аппарата насилия (тайной полиции, жандармерии и других), вызывавших всеобщее недовольство. Ежегодно Иран расходовал около трети государственного бюджета (в 1978 г. — 10 млрд. долл.) на закупки современного оружия (главным образом в США) и на другие военные цели.
До начала претворения в жизнь аграрной реформы Иран был страной крупного полуфеодально-помещичьего землевладения. Шаху, его семье, помещикам, вождям племен, высшему духовенству, т. е. небольшому кругу семей, составлявшим примерно 1% населения страны, принадлежало свыше 80% пригодных к обработке земель. На долю же мелких землевладельцев приходилось всего лишь около 12—15% всех обрабатываемых земель. Около 70% крестьян
землей не владели, арендуя ее на кабальных условиях полуфеодальной издольщины.
Аграрная реформа ставила своей целью не ликвидацию земельной собственности помещиков, а лишь ее ограничение, точнее — ликвидацию крупного землевладения, ведущегося на полуфеодальной основе. Излишки земель у помещиков подлежали изъятию за выкуп и продаже в рассрочку крестьянам, работающим на этой земле.
Несмотря на сопротивление отдельных крупных феодалов, вождей племен и части духовенства, иранскому правительству удалось, в основном, осуществить земельную реформу и разукрупнить помещичьи владения. Полуфеодальное землевладение и землепользование в целом было ликвидировано. Первоначально владения помещиков ограничивались землями одной деревни (вне зависимости от размеров площади имения), затем с 1965 г. размер имений был установлен в пределах от 20 до 150 га (в зависимости от климата и наличия воды).
Разделу не подлежали земли тех имений, в которых сельскохозяйственное производство велось на капиталистической основе (с применением сельскохозяйственных машин и наемных рабочих) и размеры которых не превышали 500 га, а также сады. Земельные излишки сверх установленного максимума помещик мог по своему усмотрению «ибо продать своим арендаторам, либо сдать в аренду на 30 лет. В долгосрочную аренду (на 99 лет) сдавались лишь неотчуждаемые земли мечетей — вакфы. Следующий этап реформы (с конца 1968 г.) касался вопросов дальнейшего урегулирования взаимоотношений помещиков с крестьянами: все земли, отдаваемые ранее помещиками в аренду, должны были быть проданы; предполагалась также интенсивная механизация сельского хозяйства у более зажиточных крестьян.
Земельная реформа позволила 2,9 млн. крестьянских семей (около 15 млн. человек) приобрести небольшие участки земли, в среднем около 2,4 га на одну семью.
Земельная реформа нанесла удар по полуфеодальному землевладению — главной опоре средневекового способа производства и одному из источников отсталости Ирана — и тем самым расчистила путь для развития сельского хозяйства в капиталистическом направлении.
Аграрная реформа изменила социально-экономические отношения в иранской деревне. Помещик перестал быть центральной фигурой деревни, уменьшилась роль ростовщика, в финансировании сельскохозяйственного производства возросла роль кооперативного кредита. Повысилась техническая оснащенность сельского хозяйства. Если в 1962 г. один трактор приходился на 9 деревень, то в начале 1970-х гг. — на 2 деревни. За период проведения реформы более чем в 4раза возросло применение минеральных удобрений. Однако усилия иранского правительства, направленные на изменение сложившегося веками отсталого сельскохозяйственного производства со средневековыми в целом методами ведения растениеводства и животноводства, не дали эффективных результатов. Сельское хозяйство не обеспечивает (за несением некоторых благоприятных по негодным условиям годов) внутренних потребностей страны. Оно в значительной степени подвержено влиянию стихийных природных явлений, таких, как засуха, наводнения, снегопады и др.
Аграрные преобразования тем не менее привели к определенным сдвигам. Уже за период с 1964 по 1969 г. продукция земледелия возросла примерно на одну треть, что позволило Ирану в начале 1970-х гг. превратиться из импортера в экспортера пшеницы. За 1960—1970-е годы производство пшеницы и ячменя увеличилось с 2,6 млн. до 6 млн. т риса — с 566 тыс. до 1,45 млн. т, более чем в 2 раза возросло производство фруктов и овощей. Однако в середине 70-х годов страна стала вновь испытывать очень острую нехватку продовольствия, особенно зерна. Импорт продуктов земледелия и животноводства в страну растет из года в год.
Рост сельскохозяйственного производства происходит главным образом путем учения посевных площадей и в меньшей степени за счет механизации хозяйства и применения химических удобрений.
За период с 1960 по 1973 г. посевные площади в Иране увеличились с 6,4 млн. до 8 млн. га. В результате строительства 12 новых плотин и ввода их в действие площадь обрабатываемых земель увеличится в начале 80-х годов до 10—12 млн. га. Намечается построить первые установки по опреснению соленой воды, что также позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции.
Сейчас темпы роста продукции в сельском хозяйстве еще низки (3% при плане 4—5% в год). Невысокая продуктивность иранского растениеводства наряду с низкой урожайностью зерновых культур (7—10 ц/га) связана также с недостаточно полным использованием пригодных для обработки площадей. Так, приблизительно из 52 млн. пригодных к обработке земель под посевами и садами занято только около 15%. Пока искусственно орошается лишь 45% обрабатываемой площади, а 55% — малопродуктивная богара.
Сельское хозяйство является одной из главных отраслей иранской экономики, обеспечивающей существование большей части населения страны. Почти 3/4 сельскохозяйственной продукции дает земледелие, 1/4 — животноводство и только 1,5% — лесное хозяйство и рыболовство.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства в Иране благоприятны. Они позволяют возделывать самые различные культуры — от риса и чая на побережье Каспийского моря (район с обильными осадками) до финиковых пальм в засушливых районах на юге и в изолированных оазисах. Иран производит также тропические фрукты (бананы, манго), фисташки, цитрусовые и другие культуры.
Под зерновыми занято 77% обрабатываемых земель. Важнейшими из них являются пшеница (70% посевных площадей
зерновых), ячмень и рис. Пшеницу, как и ячмень, возделывают почти повсеместно. Третье место по площади посевов и сбору занимает рис (стоимость продукции риса в 3 раза превышает стоимость ячменя). Рис выращивают на поливных землях и преимущественно на севере страны. Из технических культур в Иране выращивают хлопчатник, сахарную свеклу, чай, табак и др.
Животноводство отличается крайней экстенсивностью, так как скот почти всюду в течение круглого года содержится на подножном корму; зимой он находится в долинах и на степных равнинах, летом пасется на горных склонах. Огромный ущерб животноводству наносят эпизоотии (чума, ящур, сибирская язва, бруцеллез и др.), засуха и морозы. Животноводством занимаются преимущественно кочевые и полукочевые племена. Они содержат около 70 % всего поголовья крупного рогатого скота, овец и коз.
На долю экстенсивного скотоводства приходится треть национального дохода, создаваемого в сельскохозяйственном производстве. Поголовье скота на протяжении последних 10 лет не только не возросло, но даже несколько уменьшилось. В 1976 г. насчитывалось крупного рогатого скота 5,8 млн., овец — 27 млн., коз — 14 млн. голов.
В 1972 г. иранское правительств утвердило план строительства нескольких крупных аграрно-индустриальных центров. Один из них создается в Марвдаште (провинция Фарс), другой — в Муганской степи.
Таким образом, развитие сельского хозяйства Ирана мыслится посредством вовлечения мелких крестьянских хозяйств в систему капиталистических отношений, с одной стороны, и, с другой — помощью создания аграрно-индустриальных комплексов и кооперативов капиталистического типа.
Однако, несмотря на предпринимаемы правительством меры к подъему сельского хозяйства, поставленная им задача— добиться самообеспечения страны сельскохозяйственными продуктами — в ближайшее время вряд ли может быть решена. Рост внутреннего потреблениия (13% в год в среднем) в связи с постоянным приростом населения значительно превышает рост сельскохозяйственного производства (среднегодовой темп роста его за 1968—1972 гг. — 3,9%). В результате Иран вынужден ежегодно закупать в других странах многие продовольственные товары.
Правительство Ирана проводит курс на индустриализацию страны, пытается превратить ее в промышленно развитое государство
Опираясь на постоянно растущие доводы от нефти (они покрывают примерно80% валютных и более 50% государственных расходов), Иран производит диверсификацию, т. е. усиливает тенденцию к многообразию структуры своей экономики. Создаются такие новые для этой страны отрасли промышленности, как металлургия, машиностроение, автомобилестроение, химическая промышленность, электротехника, добыча и переработка нефти и других полезных ископаемых, строительство ирригационных сооружений, электростанций (в том числе атомных).
Иностранные международные компании охотно идут на вложение своих капиталов в совместные предприятия в Иране. Монополии США, Англии, Франции, Германии, Японии и других капиталистических стран отводят Ирану роль опорной базы для своей деятельности на Ближнем и Среднем Востоке. Создаваемые ими на паях с иранским капиталом (иностранные капиталы по иранским законам не должны превышать 50% совместных капиталовложений) акционерные компании завоевывают не только иранский рынок, но уже выходят на региональные международные рынки сбыта.
В 1970-х в Иране основана тяжелая промышленность. Характерно, что новая промышленность в стране создается на уровне самой современной техники. Первенец иранской металлургии — металлургический завод в Исфахане был построен на основании советско-иранского соглашения 1966 г. и вступил в строй в 1973 г. Его первоначальная мощность определена в 600 тыс. т стали в год, мощность второй очереди — 1,2 млн. т с последующим увеличением до 1,9 и затем до 4 млн. т стали в год. С завершением строительства металлургического завода Иран избавился от необходимости импортировать значительное количество стали и металлоизделий из-за границы.
В 1972 г. вступили в строй машиностроительный завод в Араке, и машиностроительный завод в Тебризе. Там же в 1971 г. при помощи Румынии был построен тракторный завод. Вступили в строй заводы алюминиевой, автомобильной, нефтехимической и других отраслей промышленности. Только в начале 1970-х гг. было введено в строй 115 промышленных объектов, в том числе такие крупные, как трансиранский газопровод, нефтехимический комплекс в Бендер-Шахпуре, целлюлозно-бумажный комбинат в Хафттепе и др.
Развиваются и старые традиционные отрасли иранской обрабатывающей промышленности, например текстильная. Теперь Иран производит 92% нужных ему товаров широкого потребления. Если лет 10—15 назад в этой стране производилось лишь 1 млн. м ткани в год, то теперь — 480 млн. м; строятся три фабрики по производству акрилина, полистирола и нейлона. Иран начинает продавать помимо традиционных предметов иранского экспорта (ковры, хлопок, фрукты, кожи) многие промышленные изделия: ткани, обувь, автобусы, автомобили, холодильники.
Построены сталеплавильные заводы в Бендер-Аббасе, Ахвазе, Бушире, Серахсе и Мешхеде. Металлургические заводы в Ахвазе и Бушире (на побережье Персидского залива) используют железную руду, привозимую из Индии, а в качестве топлива — газ.
В декабре 1974 г. Франция и Иран подписали несколько соглашений об экономическом сотрудничестве на сумму 7 млрд. долл., в том числе соглашения о строительстве в Иране пяти атомных электростанций, завода по производству искусственных удобрений, завода по сжижению газа, завода специальных сталей, автосборочного завода.
Самой развитой отраслью добывающей промышленности Ирана является нефтяная промышленность. В 1971 г. Иран стал акционером важнейшего дочернего предприятия западногерманской компании «Фридрю Крупп Хюттенверке АГ», — в Тегеране была образована совместная фирма, которая планировала строительство в Иране ряда предприятий: цементных и сахарных заводов, заводов по производству запасных частей для автомобильной промышленности, металлургического комбинат и др.
Несмотря на поощрение деятельности частного сектора и стимулирование частных капиталовложений, значительная часть капиталовложений приходится на государственный сектор. Доля его в капиталовложениях возросла с 34% в 1962 г. до 45% в 1969 г., и эта тенденция продолжает развиваться.
Иностранный частный капитал проникает в Иран в форме смешанных компаний (совместных с иранским капиталом). Так, в 1974 г. в Иране вступил в строй большой ирано-американский завод «Дженерал моторс-Иран», производящий 10 тыс. автомашин в год (предусматривается расширение его мощности до 50 тыс.). В 1976 г. в стране было выпущено 140 тыс. автомобилей. После того как в июле 1974 г. Иран вышел на первое место в мире среди стран — экспортеров нефти и занял третье место после США и России по ее добыче, но в 1973 г. его опередила по добыче Саудовская Аравия. В 1976 г. в Иране было добыто около 295 млн. т нефти.
После ввода в действие трансиранского газопровода газ стал широко применяться в промышленности и быту, особенно в столице. В 1973 г. построен новый газопровод Серахс — Мешхед.
С завершением строительства нескольких гидроэлектростанций (на реках Кередж — около Тегерана, Сефидруд — на севере, Диз — на юге и др.) общее производство электроэнергии в стране возросло с 0,7 млрд. кВт ч в 1960 г. до 15 млрд. кВт-ч в 1975 г. Высоковольтные линии передач связывают ГЭС со столицей и другими крупными городами страны (общая их протяженность превышает 3000 км). Производство электроэнергии в 1978 г. до 27,5 млрд. кВт-ч. Однако предполагается, что через 20 лет, когда нефтяные запасы в стране сократятся, большую часть энергии будут производить атомные электростанции.
Таким образом, располагая огромными доходами от нефти, Иран теоретически мог бы превратиться в капиталистическое государство с довольно развитой современной экономикой. Но несмотря на громадные возможности, которые давал экспорт нефти, экономические и социальные программы страны не были выполнены.
Между планами и действительностью имеется очень большой разрыв. В стране чествует безработица (избыток неквалифицированной рабочей силы), а средний доход на душу населения весьма невысок. Растет стоимость жизни, особенно жилья. Развитие экономики сопровождается обострением процесса социального расслоения. Урбанизация лишает деревню рабочих рук. Паломничество в города ведет к тому, что тысячи семей вчерашних деревенских жителей вынуждены селиться в городских трущобах. Тяжким бременем для страны стали огромные военные расходы, даже по официальным данным превышавшие 20 процентов государственного бюджета.
Игнорирование насущных социально-экономических проблем Ирана привело в 1978 г. к крайне острому внутриполитическому кризису.
В конкурентной борьбе с крупными монополистическими объединениями ежегодно прекращают существование сотни мелких фирм. Уже тесно связанный с международным капиталистическим рынком, Иран все сильнее подвергался воздействию инфляции, валютно-финансовых неурядиц, колебаниям конъюнктуры. Резко подорожали импортные товары, возросли расходы на вооружение, остро ощущается нехватка квалифицированных рабочих, инженеров и других специалистов. Реализация ряда государственных и частных проектов откладывалась. Например, намеченная шестым пятилетним планом цифра выплавки стали в 15 млн. т (к 1983 г.) снижена до 7 млн. т. Урезались планы строительства университетских корпусов, больниц, а также программы благоустройства и социального развития.
Крупные магистрали, пересекающие всю страну, сходятся в Тегеране, в силу чего иранская столица непосредственно связана со всеми районами страны. Автомобильный транспорт в современном Иране играет первостепенную роль. Автомобильные грузоперевозки в 3 раза превышают перевозки по железным дорогам.
До второй мировой войны в Иране была только одна крупная трансиранская железная дорога протяженностью 1394 км, соединяющая порт Бендер-Шахпур на Персидском заливе с портом Бендер-Шах на Каспийском море. Теперь общая протяженность железнодорожных линий Ирана превысила 5 тыс. км. Все железные дороги принадлежат государству.
В начале 70-х годов было завершено строительство железных дорог Тегеран — Иезд — Керман, с веткой на Исфахан, а также ветки от Шерефхане до Татвана (Турция), которая соединила Иран через Турцию со странами Западной Европы. Железнодорожная линия Керман — Захедан свяжет Иран (и Турцию) с Пакистаном.
К началу 80-х годов было намечено построить еще около 2 тыс. км железных дорог. Существующая линия Тегеран—Мешхед была продлена на восток до афганского города Герат. Также была сооружена железная дорога от Мешхеда к Керману, с тем чтобы соединить Мешхед с южным портом страны Бен-дер-Аббасом. Построена Железнодорожная ветка от нового торгового порта на Каспийском море Ферехабада до города Сари. Электрифицирован железнодорожный путь Тебриз— Джульфа, по которому проходит большой поток грузов из
стран СНГ в Иран и в обратном направлении. Разрабатываются планы строительства железной дороги от Мешхеда до границы с Туркменистаном в Средней Азии и соединение иранской железнодорожной сети с туркменской ж/д сетью в районе Баджгирана. Это проект поможет удовлетворить растущие потребности в перевозках грузов между странами СНГ и Ираном, а также в транзитных перевозках.
Торгово-экономические связи Ирана в конце 20 века получили значительное развитие. Внешняя торговля Ирана в середине 1970-х годов по сравнению с серединой 60-х годов выросла в несколько раз. Импортируются главным образом машины и оборудование, сталь и металлоизделия (15%), электротехническая аппаратура (10%), медицинские и химические материалы (8%) и др. Около 75% импорта связано с развитием национальной промышленности.
Около 75% общей стоимости товаров продаваемых Ираном за границу, приходится на нефть. Другими экспортными товарами являются ковры, хлопок, сухофрукты, шкуры и шерсть, руды металлов, икра, мыло и стиральный порошок, гуммидрагант.
Главные торговые партнеры Ирана — Китай, Япония, Германия, Россия, Франция, Италия и Турция. В области внутренней и внешней торговли иранское правительство придерживается следующих принципов: разрешать импорт тех иностранных товаров, потребность в которых не может быть покрыта за счет местного производства; поощрять производство тех товаров, часть компонентов которых производится внутри страны; разрешать в первую очередь импорт товаров из тех стран, которые в свою очередь импортируют иранские товары; стимулировать те отрасли промышленности, которые используют местное сырье и экономят иностранную валюту. Новые капиталовложения делаются главным образом в те отрасли, которые производят сырье, полуфабрикаты и средства производства, т. е. те товары, которые составляют сейчас большую часть иранского импорта.