Судя по традиционным хозяйственным занятиям и культурно-бытовой специфике большей части народов Ирана, и прежде всего самих персов, здесь сохранился лиственно-культурный тип пашенных земледельцев и скотоводов засушливой зоны. На территории страны также представлен хозяйственно-культурный тип кочевых и полукочевых скотоводов с его равнинным (бахтиары, кашкайцы, арабы) и горным (часть курдов и луров) подтипами.
Традиционное пахотное орудие иранских земледельцев — деревянная соха с железным сошником, в которую впрягают быков или ослов. Для боронования служит доска с железными зубьями, для уборки урожая — короткий железный серп. На поливных землях, значительная часть которых обводнена подземными каналами — кяризами, важным орудием труда служит также железная лопата для выкапывания оросительных канавок. Распространенное средство передвижения— двухколесная арба; в деревнях чаще используется вьючный транспорт. В скотоводческом хозяйстве кочевников и полукочевников материальное снаряжение в основном ограничивается лопатой для рытья колодцев, арканом, уздечкой, седлом.
Жилища в разных природно-климатических зонах Ирана имеют различный облик. Наиболее типичны для персидских деревень глинобитные дома с каркасом из деревянных столбов и горизонтальными балками, на которых держится плоская земляная крыша. Окон в этом жилище нет: свет проникает через двери или небольшие отверстия в крыше или стенах. Вокруг дома расположены хозяйственные постройки. Другой, также распространенный тип дома — глинобитное или сырцовое сооружение с куполообразной крышей, состоящее из нескольких комнат, окружающих небольшой внутренний дворик. На юге крестьянские дома обычно построены из камня или тростника. Напротив, в сырых и лесистых прикаспийских провинциях севера гилянцы и мазандеранцы строят деревянные дома с остроконечными, крытыми соломой или черепицей крышами, на высоком фундаменте или даже на сваях для предохранения от влаги.
Внутреннее убранство большинства крестьянских жилищ состоит из циновок, на которых спят, прикрываясь зимой шерстяным ковриком или одеялом из овечьей шерсти, защищающим от скорпионов и фаланг. Для приготовления пищи и обогрева служит курси — жаровня с раскаленными углями. В холодное время года ее устанавливают под квадратным столиком, накрытым большим одеялом, которым семья во время трапезы и ночью укрывает ноги.
Жилища иранских горцев, например курдов, построены из нетесаного камня или сырцового кирпича. Земляная или соломенная крыша опирается на деревянные столбы с потолочными балками. Окном и одновременно дымоходом служит отверстие в центре крыши. Внутри комнаты напротив входа расположены нары, куда на день складывают постельные принадлежности. Спят на полу, подле круглого, обложенного кирпичом очага, который считается священным местом: на очаг нельзя плевать, бросать грязь, чтобы не осквернить огонь. Сын, отделяющий свое хозяйство, зажигает в первый раз свой очаг огнем, взятым из родительского дома. Дочь, выходя замуж, прощается с отцовским очагом, обходя вокруг него. Эти традиции связаны с доисламскими зороастрийскими верованиями.
Кочевые жилища бахтиаров, кашкайцев, арабов и других сохранивших подвижный образ жизни скотоводческих народов Ирана представляют собой палатки, крытые полотнищами из черной (у привилегированных членов кашкайских племен иногда белой или цветной) козьей шерсти. Полотнища натянуты на расставленные в несколько рядов деревянные жерди; чем богаче кочевник, тем больше рядов жердей и соответственно больше величина шатра. Шатры полукочевников внизу часто прикрыты изнутри циновками, а снаружи — невысокими каменными стенками. Циновка или кусок ткани делят шатер на мужскую и женскую половины или же на три части, из которых средняя служит загоном для молодняка скота. Внутреннее убранство жилищ рядовых скотоводов в основном ограничивается постельными принадлежностями и посудой.
В небольших городах многие жилые здания сохранили традиционный облик. К каждому дому примыкает дворик с небольшим бассейном. Под домом есть подвальное помещение (аб-амбар), где в жаркие летние дни семья спасается от зноя. Дом окружен открытой террасой, на которую выходит несколько дверей из внутренних помещений. Для обогрева в старых домах используется традиционное курси. Своеобразную особенность жилищ жарких южных районов Ирана представляют бадгиры — вертикальные трубы, выведенные над плоскими крышами и снабженные боковыми отверстиями, которые обеспечивают вентиляцию помещения.
У состоятельного населения в старых городских домах сохраняется деление на две части: бирун — внешние («мужские») комнаты и эндерун — внутренние покои, предназначенные для женщин и детей, куда вход посторонним мужчинам запрещен. Внутреннее убранство таких домов составляют ковры, мягкая низкая мебель, множество декоративных стеклянных предметов: зеркала, лампы, вазочки и др.
В то же время в городах Ирана уже немало многоквартирных домов, а в богатых кварталах — особняков современного типа, лишенных традиционной внутренней планировки и обставленных на европейский лад. Это по преимуществу жилища интеллигенции, европеизированной верхушки общества.
Что касается традиционной одежды персов, то теперь ее носят большей частью в сельской местности и главным образом в отдаленных районах страны. Жители городов, в особенности представители зажиточных слоев населения, интеллигенция, почти полностью перешли на европейскую одежду. Головным убором помимо вошедшей в обиход европейской фуражки в сельских местностях служит шерстяная тюбетейка. На ногах широкие слои населения носят дешевые белые парусиновые туфли — гиве, на подошвы которых часто идет резина автопокрышек. Широко рас пространен обычай окрашивать волосы и ногти хной.
Традиционная одежда мужчин и женщин других национальностей довольно значительно отличается от одежды персов. Курды носят рубаху, шаровары, безрукавку и кафтан, подпоясанный длинным (часто до 30 м) шерстяным или хлопчатобумажным поясом. Головным убором служат войлочные или фетровые колпаки, обмотанные яркими шелковыми или шерстяными платками с бахромой. На ноги надевают шерстяные носки и кожаные постолы, или сапоги. Одежда курдских женщин в разных племенах различается по своему цвету. Это ситцевые или сатиновые шаровары, рубахи, шерстяные или бархатные безрукавки, обшитые спереди перламутровыми пуговицами, кофты, многочисленные юбки в сборку, поверх которых надевают передники. На ногах носят шерстяные с черным или цветным орнаментом носки и кожаные туфли. Головной убор очень сложен по устройству: полусферической формы, обтянутый ярким, разноцветным сукном и шелковыми платками, украшенный в несколько рядов монетами. Очень распространены украшения: налобные, ушные, шейные, нагрудные, ручные, поясные, ножные. Монеты, перламутровые пуговицы, бусы, бисер — обязательные элементы этих украшений.
В одежде женщин из менее состоятельных слоев европейские элементы еще совмещаются с национальными. В городах, особенно в религиозных центрах — Куме и Мешхеде, — женщины носят отмененное еще в 1920-х годах черное или цветное покрывало — чадур, закрывающее фигуру с головы до пят. Такое покрывало менее состоятельные женщины носят также в Тегеране, Исфахане и других городах: для них оно служит прикрытием домашней одежды. Одежда персиянок глухих провинциальных районов состоит из пестрого жилета и кофты, надеваемых поверх рубахи, я также узких длинных штанов (шальвар). Традиционная одежда персов-мужчин состоит из короткой белой рубахи, широких черных штанов, безрукавки и кафтана с широким поясом. Часть рабочих и ремесленников, даже в столице, и сейчас носят рубахи, безрукавки и штаны национального покроя. Головным убором помимо вошедшей в
В одежде белуджей преобладают белый и в меньшей степени черный цвета. Мужчины носят широкие шаровары, поверх них — длинные (ниже колен) рубахи и жилеты, на голове — ярко-голубые чалмы. Одежда женщин состоит из черных или темно-красных ситцевых шаровар, таких же, как у мужчин, рубах и нескольких юбок (состоятельные женщины надевают пять и больше юбок).
У азербайджанцев старинная одежда сейчас редко встречается даже в деревушках. Это — рубахи, широкие штаны, куртки, бараньи шапки у мужчин и короткие кофты, широкие юбки, платки у женщин, а также самодельная кожаная обувь.
У гилянцев мужская одежда в основном сходна с одеждой персов, женская существенно отличается. Женщины носят белую рубаху и короткую до колен широкую юбочку в мелкую сетку из легкой цветной ткани, поверх которой надевается темная кофта с длинными рукавами и вырезом на шее. Нижняя часть кофты, доходящей до бедер, несколько расширена, имеет разрезы и, как и юбочка, обшита по нижнему краю волосками ткани другого цвета. Головным убором обычно служит сложенный по диагонали и завязанный под подбородок платок. Традиционной обуви у гилянских женщин не существует: в прошлом они всегда предпочитали ходить босиком.
Основная пища большей части населения — лепешки (лаваш), кислое молоко (мает), брынза, овощи, фрукты, чай. У средних и высших слоев населения в ходу котлеты из мяса и зелени, шашлык, мясной суп, маринованные овощи, фруктовые соки со льдом (шербет). Спиртные напитки в Иране употребляют мало. Одно из самых любимых праздничных блюд— плов, который готовят разными способами и с различными приправами; две его основные разновидности — пилау (рис варится вместе с приправами) и чилау (приправы подаются отдельно). Широко распространено курение кальяна.
В современном семейном быту персов и других народов страны стали редки такие явления, как многоженство или запрещенные законом временные браки (сигэ), но ранние браки еще имеют место, особенно в деревне. Для подавляющего большинства населения правилом является единобрачие, но законодательно провозглашенное равноправие женщины еще не вошло в быт: даже в городах оно не всегда осуществляется на деле. Среди основной массы населения семейные отношения сохраняют весьма консервативный, патриархальный характер: практически еще сильна власть мужа над женой и власть родителей над детьми.
Исключение составляют гилянцы, у которых сохранились значительные остатки матриархата. Гилянка — хозяйка дома, в ее ведении находятся не только продукты, но и деньги, она занимает независимое положение в семье, участвует в общественной жизни наравне с мужчиной и свободно общается с посторонними как на улице, так и дома. Но на ней лежат и самые тяжелые земледельческие работы, в частности рисоводство, а также шелководство. Интересна и другая традиционная особенность разделения труда у гилянцев: девушки пасут скот, мужчины же доят коров.
Характерная черта общественного быта Ирана, как, впрочем, и многих других южных стран, — тяга населения к общественным местам, площадям, улицам, базарам. Иранцы любят оживление, сутолоку, громкие разговоры, торг на базарах иногда только ради развлечения. На улицах, в лавках, в чайхане говорят о житейских делах, обмениваются мнениями. Роль своеобразного клуба для мелкобуржуазных слоев общества играют бани, где за чаем, курением кальяна и разговором люди проводят немало времени.
Среди многочисленных народных праздников наиболее важный и популярный— Новый год (Ноуруз), справляемый в течение пяти дней. Он приходится на первое число месяца фарвардина, что соответствует весеннему равноденствию 21 марта, когда наступает весна и устанавливается благодатная погода.
К Ноурузу начинают готовиться заранее, во всех домах производят уборку, готовят праздничную пищу, люди побогаче приобретают новую одежду. Существует поговорка: «После праздника старая одежда пригодна лишь для того, чтобы висеть на краю минарета». Новому году предшествует всеобщее оживление, ощущаемое особенно на базарах, улицах, в общественных местах. В последнюю среду старого года во дворах, на улицах раскладывают костры, прыгают через них, гадают. В вечер накануне Ноуруза устраивают фейерверк. В первый день праздника все члены семьи обычно находятся дома, во второй день посещают родителей, живущих отдельно, в последующие дни ходят в гости к знакомым и принимают гостей у себя. По всей стране проводятся народные гулянья, устраиваются загородные прогулки и пикники на лоне природы; малосостоятельные жители организуют пикники на улицах и в скверах городов. Каждая семья отмечает Новый год особым праздничным столом, носящим название хафт син, что означает «семь с». На столе должны обязательно находиться семь предметов, персидские названия которых начинаются на букву «с» (яблоки, чеснок, уксус, проросшее на тарелке зерно и др.). Принято готовить плов с овощами.
Иранцы любят зрелища. Из действующих театральных коллективов страны лучший — при Тегеранском университете, выезжающий на гастроли и в другие крупные города. Пьесы нравоучительного и комедийного характера часто передаются по иранскому телевидению. Различные виды народного театра (кукольный театр, театр марионеток) и музыкальные комедии, столь популярные ранее в народе, официально не признаются и не поощряются. В Тегеране есть несколько небольших частных театров, однако они ставят слабые в художественном отношении, бессодержательные пьесы. Начинает развиваться национальный балет.
В 1967 г. в Иране был открыт музыкальный театр им. Рудаки, при котором создан государственный симфонический оркестр под управлением дирижера Хешмата Санджари. Это первое в Иране современное театральное помещение, но оно предназначено в основном для концертных исполнений симфонического оркестра и коллективов зарубежных артистов, приглашаемых на гастроли в страну. Оперная и балетная труппы театра пока еще не набрали силу. В театре им. Рудаки ежегодно в октябре проводится фестиваль искусств, цель которого ознакомить иранский народ с культурным наследием прошлого, а также с современным искусством. Однако простой народ не в состоянии посещать театральные представления из-за высокой стоимости билетов.
Кинопромышленность начала развиваться лишь после второй мировой войны. Иранские киностудии выпускают значительное количество национальных фильмов; некоторые из них, например «Мазендеранский тигр», получили премии на международных фестивалях. Но общий уровень киноискусства невысок, так как занимательность сюжета и прекрасная игра артистов не могут компенсировать неактуальности тематики большинства сценариев. Однако появляются на экранах и фильмы, в которых ставятся социальные проблемы. В иранских кинотеатрах демонстрируется огромное количество дублированных иностранных кинофильмов, среди которых немало боевиков, пропагандирующих пресловутый американский образ жизни.
Иранцы очень любят поэзию. Многие, даже неграмотные люди, знают наизусть стихи или изречения персидских классиков.
Персидская литература, давшая человечеству в период своего расцвета, в X—XIV вв., таких гигантов художественного слова, как Фирдоуси, Омар Хаям, Хафиз, Саади, в последующее время, вплоть до середины XIX в., переживала упадок. Характерными чертами персидской литературы этого периода стали избитые литературные штампы, цветистость и вычурность языка, погоня за сложностью формы. В XX в. с ростом национально-освободительного движения и развертыванием борьбы за конституцию на смену придворной поэзии, любовной лирике (газели) и хвалебным одам (касиды) пришла гражданская поэзия. В 1920-х годах развернулась деятельность таких замечательных поэтов, как Ираджмирза, Малек-ош-Шоара Бахар, Фаррохи Йязди (погиб в тюрьме), Мир-заде Эшки (убит реакционерами) и др. Тогда же появились первые социально-бытовые романы: «Страшный Тегеран» Мошфега Каземи, «Мрачная жизнь труженика» Ходаде, «Были и небылицы» Джамалзаде. В 30-х годах в персидскую литературу пришел мастер короткого сатирического рассказа Садек Хедаят. Он вместе с Бозоргом Аляви, Фарзадом и Минови создал литературную группу «Четверка», распавшуюся в результате репрессий во второй половине 1930-х годов. В 1940-е и 50-е годы расцвело творчество прозаиков Бехазина, Эхсана Табари, Абдолхосейна Нушина, литературоведа и писателя Нателя Ханляри, ученого и литератора Сайда Нафиси, Садека Чубака. Али Афраште, поэтессы Жале, поэта Cайе и др. Однако позднее некоторые из иях (Аляви, Табари) должны были эмигрировать. В 1920-е годы получил известность основатель нового направления в поэзии (свободный стих, подчинение ритма и рифмы содержанию) Нима-Юшидж.
Изобразительное искусство Ирана имеет многовековую историю. Памятники, сохранившиеся со времен Ахеменидов. свидетельствуют о том, что свыше 2 тыс. лет назад в стране существовали величественные дворцы с обширными многоколонными залами, украшенными рельефными изображениями бытовых, военных и охотничьих сцен. Наиболее вольно о высокой культуре Древнего Ирана свидетельствуют исторические памятники его древней столицы — Пересполя.
Средневековая архитектура достигла совершенства в сооружении мавзолеев, период — XII—XIII вв. Изделия иранских мастеров, собранные в музеях всего мира, до сих пор восхищают посетителей своей тонкостью, совершенной красотой, характерным колоритом.
Исторические памятники в Иране объявлены национальным достоянием и находятся под охраной государства. В археологическом и этнографическом музеях, в музеях декоративного и народного искусства, а также в Голестанском дворце собраны ценнейшие предметы старины.
В настоящее время усилиями правительства восстанавливается характерный для средневековья высокий уровень прикладного изобразительного искусства. При Министерстве культуры и искусства созданы мастерские и цеха по изготовлению серебряных и эмалевых предметов, миниатюр, художественной керамики, мозаики, инкрустации, златоткачеству и особенно ковроделию, до сих пор остающемуся важнейшей отраслью ремесленного производства многих народов Ирана. Некоторые современные архитекторы Ирана пытаются сочетать в новых постройках мечетей, минаретов, отделанных богато орнаментированными изразцами. Высокого мастерства достигла живопись, главным образом миниатюра и стенная роспись. Образцы росписи, расцвет которой приходится на позднесефевидский период, сохранились на памятниках Исфахана (стены дворцов Али-Гапу и Чехель-Сотун). Миниатюра на бытовых предметах (зеркалах, шкатулках и др.) нередко сочеталась с инкрустацией из кости, меди и дерева. Как и миниатюра, знаменитое персидское ковроделие достигло своего расцвета в XVI в. Расцвет иранской керамики приходится на более ранний западный стиль с элементами древнеиранского зодчества.
Развитие экономики и сдвиги в общественной жизни, происходящие в Иране в последнее десятилетие, привели к определенному прогрессу в области просвещения, науки, здравоохранения, спорта.
Для борьбы с неграмотностью создан так называемый корпус просвещения. Молодые люди, призванные на военную службу и зачисленные в этот корпус, направляются на два года преподавателями в сельские школы. Они учат не только детей, но и взрослых. Для распространения навыков гигиены и санитарии в сельской местности и оказания крестьянам медицинской помощи создан подобный же корпус здравоохранения.
В стране значительно выросло число населения, умеющего читать и писать. Если в 1956 г., по данным ЮНЕСКО, население Ирана было неграмотно на 85—90% (среди сельского населения грамотных было менее 4%, в том числе среди женщин — около 1%), то в 1968 г. неграмотность снизилась до 70%. В 1974 г., по иранским данным, неграмотное население моложе 50 лет уже составило немногим менее 50%.
В середине 20 века в Тегеране и в других крупных городах созданы новые высшие учебные заведения (государственные и частные), проведена перестройка системы высшего образования с ориентацией на подготовку технических кадров для развивающейся промышленности и сельского хозяйства. При этом была сокращена подготовка специалистов в области гуманитарных наук. Организованы центры профессионального и технического образования.
Возрастает количество студентов в высших учебных заведениях. В 1971/72 г. в более чем 35 университетах, институтах и колледжах обучалось 84 тыс. человек, в 1976/77 г. — 150 тыс., а к концу 70-х гг. намечено довести число обучающихся в университетах и институтах до 180 тыс. человек. Свыше 50 тыс. юношей и девушек получают высшее образование за границей.
В 1974 г. в Иране введено бесплатное обучение в средней и высшей школе. По утвержденному проекту закончившие курс обучения должны отработать на предприятиях и в учреждениях государственного или частного сектора один год за каждый год обучения в полной средней школе и два года — за каждый год обучения в высшем учебном заведении. В случае отказа учащиеся оплачивают расходы по их обучению. Эти правила распространяются и на иранских студентов, посланных для продолжения образования за границу.
Медицинское обслуживание в Иране в настоящее время далеко не удовлетворяет потребности страны, но и в этой области произошли довольно значительные сдвиги.
В стране полностью ликвидированы заболевания трахомой, которая раньше была бичом населения южных городов и деревень, большие успехи достигнуты в борьбе с туберкулезом, венерическими болезнями, проказой. В результате борьбы с детскими эпидемическими заболеваниями детская смертность значительно снизилась.
В 1970-х гг. общее количество врачей по стране по сравнению с 1960 г. увеличилось приблизительно вдвое. Однако и этого количества врачей недостаточно Несмотря на значительное число построенных в последнее время больниц, в стране все еще не хватает больничных коек.
Заметное развитие в Иране получил массовый спорт. За последние годы построено большое количество стадионов в столице и в провинциальных городах Излюбленными видами спорта являются футбол, тяжелая атлетика, борьба, а также волейбол и фехтование. Во время народных праздников часто устраиваются спортивные состязания. Традиционных видом спорта является борьба.