После окончания второй мировой войны и до середины 1950-х годов в Японии шел период восстановления разрушенной войной экономики. В это время политика США в отношении Японии была направлена на восстановление ее промышленного потенциала, были созданы условия для притока иностранного капитала. Японские монополии, опираясь на поддержку американских оккупационных властей, к середине 1950-х годов восстановили свои позиции.
С середины 1950-х до начала 70-х годов происходило ускоренное развитие японской экономики. В стране начался период экономического подъема. Среднегодовой темп прироста ВНП за 1955 — 1973 гг. исчислялся для Японии в 15% (в ФРГ— 10%, во Франции — 5—6%, в Англии — 3%). Сопоставление данных динамики экономического развития Японии за это время с аналогичными данными других развитых капиталистических стран показывает, что японский монополистический капитал шаг за шагом теснил своих зарубежных конкурентов, захватывал одну позицию за другой. В итоге Япония по объему производства к началу 70-х годов вышла на второе место после США в капиталистическом мире, по большинству показателей опередив наиболее развитые европейские капиталистические страны.
Япония заняла первое место в капиталистическом мире по судостроению, выпуску автомобилей, производству основных видов химической продукции.
Какие же причины сделали возможным такое быстрое развитие японской экономики?
Важным фактором, повлиявшим на развитие промышленности, явился высокий уровень накопления капитала в стране. Широкое использование передовых научно-технических достижений позволило японским монополиям создать крупную индустриальную базу, основой которой стали энергетика, тяжелая промышленность, ведущие отрасли химического производства, модернизированная строительная индустрия. Многие ценные патенты закупались за рубежом, особенно в США и ФРГ. Японский монополистический капитал шел по пути творческого приспособления иностранных новинок к японским условиям.
Росту японской промышленности способствовали также изменения в организационной структуре самого производства. В ведущих отраслях на базе новой техники усилились процессы комплексного характера, возросла роль комбинатов, соединяющих в одном предприятии разные виды производств, что позволило широко использовать промышленные и сырьевые отходы. Особенно усиленно этот процесс проявился в металлургии, машиностроении, в химической промышленности.
Всевозрастающее место занимала в хозяйстве страны крупная строительная индустрия, ее материально-техническая основа заметно усилилась. Это позволило осуществлять крупномасштабное строительство высокоэтажных зданий на антисейсмическом фундаменте, подводных тоннелей, автострад, электростанций, в том числе атомных, больших портов и аэродромов.
В условиях Японии особенное значение имела сравнительно дешевая рабочая сила. Этот фактор не утратил своей роли и в условиях активного внедрения в производство достижений науки и техники. Хотя заработная плата японского рабочего на крупных предприятиях и повысилась, но все же в реальном исчислении она продолжала отставать от оплаты западноевропейских рабочих. Это давало немалую выгоду японским предпринимателям в их конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате внедрения передовой техники и технологии открылись новые возможности для усиления эксплуатации трудящихся, возросла интенсификация труда.
Ускоренное развитие экономического потенциала страны завершилось в конце 1973 г., и Япония вступила в период двухлетнего тяжелого кризиса, перешедшего в 1976 г. в фазу депрессии.
Кризис охватил разные сферы хозяйства и отразился на социальной и политической жизни страны. Сократилось производство в различных отраслях промышленности, особенно в металлургии, машиностроении и химической промышленности. В значительной мере это было обусловлено топливно-сырьевым кризисом, охватившим весь капиталистический мир, инфляцией, а также валютными колебаниями и усилением конкурентной борьбы за внешние рынки.
Экономическое положение Японии осложнилось резким усилением зависимости от импорта иностранного сырья. Особенно сильно возросли расходы на ввоз нефти в силу значительного повышения мировых цен на жидкое топливо. В условиях обострения конкурентной борьбы крупных капиталистических стран из-за экспорта промышленных товаров ухудшились условия сбыта. Это привело к тому, что во времена послекризисной, длительной депрессии, охватившей Японию после 1974 — 1975 гг., замедлилось новое, промышленное строительство, были сокращены бюджетные ассигнования на общественные работы — все это способствовало сокращению емкости внутреннего рынка, что в свою очередь усилило экспортную экспансию Японии.
Оживлению экономики мешает непрерывная инфляция; она развивается в Японии особенно активно, приняв тяжелую форму стагфляции, т. е. сочетания инфляционных процессов со структурными кризисными явлениями. В условиях стагфляции еще более затрудняется процесс воспроизводства и усиливается неустойчивость экономического положения.
Большинство перспективных прогнозов определяли среднегодовой темп развития промышленности в Японии в пределах 4—5%, а в отдельных отраслях еще более низкие темпы. С резким снижением темпов промышленного производства связана недогрузка производственного аппарата, которая исчислялась в пределах 20—25% и порой принимала хроническую форму. С одной стороны, в Японии наблюдалось сокращение заказов, а с другой — сохранялось затоваривание в торговой сети.
Попытки выйти из кризиса за счет дальнейшей интенсификации труда, взвинчивания цен на товары массового потребления, увольнения рабочих и служащих вызвали организованный отпор масс, продолжались весенние и осенние выступления трудящихся Японии, которые зародились еще в 50-х годах. В стачечной борьбе принимали участие железнодорожники, рабочие различных отраслей промышленности и сферы услуг, служащие муниципалитетов, школьные учителя. Борьбой трудящихся масс руководили Коммунистическая и Социалистическая партии Японии и Генеральный совет профсоюзов (СОХИО).
В результате упорной борьбы удалось добиться повышения зарплаты трудящихся, однако реальные доходы все же заметно отстают от роста цен, сохраняется и продолжает увеличиваться безработица.
Кризис сказался и на ухудшении положения слоев мелкой буржуазии. Банкротство — частое явление в деловой жизни Японии. Раньше, однако, оно не охватывало столь значительное число средних и мелких предпринимателей, многочисленных субпоставщиков крупных компаний (так, за два года — 1980 и 1981 обанкротилось 35 тыс. мелких и средних фирм).
Более влиятельные группы японского делового мира, связанные с государственным аппаратом, и в сложных экономических условиях получают немало выгод. Об этом свидетельствует рост их прибылей, значительное увеличение вкладов в коммерческие банки страны, быстрое нарастание валютных резервов, которые к началу 1980-х годов достигли небывалой цифры — 33 млрд. долл. Система государственного монополистического капитализма была активно использована ведущими японскими корпорациями и смогла, порой даже в кризисных условиях, обеспечить им немалые выгоды. Однако в условиях этой системы уровень жизни широких масс населения страны резко снизился.
Современная Япония — страна монополистического капитализма, для которого характерна борьба за наиболее выгодные условия деятельности: получение государственных заказов, субсидий и всякого рода льгот.
В отличие от США и стран Западной Европы, где основные средства в расширение производства вкладывают сами предприятия, в Японии преобладает иной путь — использование заемных средств: либо долгосрочных банковских ссуд, либо правительственных кредитов (25% падает на собственные средства и 75% — на заемные). Такое положение могло сложиться в Японии в условиях значительного развития государственно-монополистического капитализма.
Весьма важным в деятельности японского монополистического капитала является то, что сфера интересов его ведущих компаний стала выходить за пределы национальных границ: некоторые из этих компаний включились в ряды многонациональных корпораций.
Одна из своеобразных черт японской экономики — сочетание крупных концернов с большим числом мелких предприятий. С одной стороны, здесь действует горстка гигантских монополий, охватывающих почти все области экономической жизни, — банки и страховые компании, внешнюю торговлю, промышленность, строительство, сферу развлечений и туризма и др. Это шесть крупнейших монополий и их банки: «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Фудзи», «Санва» и «Дай ити кангё». С другой стороны, в Японии существует множество мелких и средних предприятий и масса мельчайших, многие из которых являются субподрядчиками монополий и подвергаются их нещадной эксплуатации.
В политической и экономической жизни страны значительную роль играют организации, созданные деловыми кругами Японии. К наиболее влиятельным среди них относится «Кэйданрэн» —Федерация экономических организаций. В ее состав входят ведущие предпринимательские компании, наиболее мощные региональные объединения районов Осаки, Нагой, Ниигаты, Кюсю и других, а также индивидуальные члены — лидеры японской финансовой олигархии. «Кэйданрэн» состоит из большого числа разного рода постоянных комитетов и консультативных бюро. Формально в ее задачу входит разработка экономических рекомендаций для японского правительства.
Из других предпринимательских организаций крупного капитала следует назвать созданное в декабре 1975 г. Общество по изучению промышленных проблем. Главная цель этого общества сугубо практическая — установление непосредственных контактов лидеров делового мира с наиболее влиятельными государственными чиновниками.
Большую роль в деле защиты интересов капитала играют два других объединения: Торгово-промышленная палата с ее многочисленными отделениями на местах и представительствами за рубежом, а также «Никэйрэн» — Федерация предпринимательских организаций.
Промышленность Японии
В конце 1950-х — начале 1960-х годов производственный потенциал страны, основу которого с довоенных лет составляла легкая промышленность, был переориентирован на тяжелую индустрию. Реконструкции и коренной модернизации подверглись базисные отрасли промышленности — энергетика, черная и цветная металлургия, производство различных видов промышленного оборудования, станкостроение, металлообработка, судостроение, ряд производств основной химии, производство транспортных средств.
В последние годы взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при некотором сдерживании энергоемких и материалоемких отраслей. К числу новых производств относятся электронное, точное и сложное приборостроение, оптика, производство фотоаппаратов, медикаментов, научно-лабораторного оборудования.
Довольно долгое время основой энергетики страны являлись уголь, вода и древесина; импорт топлива играл дополнительную роль. Уголь транспортировался к центрам его потребления из окраинных районов Японии — из Кюсю и Хоккайдо, а гидростанции, расположенные в горах Центрального Хонсю, передавали энергию по линиям электропередач. Рост тяжелой промышленности в последние десятилетия обусловил существенные изменения в энергетической базе индустриальных районов Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие производства. Там резко возросли масштабы потребления импортной нефти и коксующегося угля, а доля национальных источников энергетики заметно снизилась. Ввиду этого энергетическая база японской промышленности является весьма уязвимой, поскольку она в основном находится в зависимости от импорта нефти, а внутренние источники энергии только дополняют топливный баланс страны. С 1976 г. импорт нефти составляет около 230 млн. т в год при собственной годовой добыче всего 500 тыс. т. Переработкой нефти занято до 50 нефтеперегонных заводов, общая мощность которых достигает 300 млн. т.
В топливно-энергетическом балансе Японии на долю жидкого топлива приходится больше 2/3 общего потребления, на долю угля — 1/5, гидроэнергии — 1/15
Весьма быстро растет потребление газа, что обусловлено его высоким коэффициентом полезного действия по сравнению со всеми другими видами топлива.
Учитывая, что от энергетики зависит функционирование многих отраслей хозяйства, ведущие японские монополии захватили в ней сильные позиции. Всего несколько частных компаний занимаются поставками газа. 5—6 компаний господствуют в угольной промышленности и нефтедобыче. 7—8 наиболее мощных компаний играют ведущую роль в нефтеперерабатывающей промышленности и фактически осуществляют импорт нефти и продажу нефтепродуктов на внутреннем рынке. Девять крупных региональных компаний производят 85% всей электроэнергии, в их руках находятся линии электропередач и распределительная система.
Япония относится к числу высокоэлектрифицированных стран. К 1980 г. ежегодная выработка достигла почти 500 млрд. кВт-ч электроэнергии. Однако по выработке электроэнергии на душу населения Япония заметно отстает от Германии и Англии.
В Японии насчитывается свыше 1 тыс. электростанций. По разработанной правительственной программе на ближайшее время намечено строительство большого числа новых электростанций — тепловых, гидростанций и атомных.
Тепловые станции — основа японской электроэнергетики. Крупные тепловые станции размещаются вблизи главных городов страны — в районах Токио, Осаки и Нагой. В Японии 570 гидростанций общей мощностью 20 млн. кВт.
К 1980 г. в эксплуатации находилась 21 атомная электростанция общей мощностью 15 млн. кВт. В ядерной энергетике активную роль играют влиятельные монополии — «Мицуи», «Мицубиси» и «Сумитомо». Поставка уранового сырья производится в основном из Африки.
Разветвленная сеть линий электропередач связывает потребительские районы Японии с центрами выработки энергии. Общее протяжение линий электропередач достигает 60 тыс. км. Долгое время напряжение в сети электропередач ограничивалось 100-170-220 кВт. В связи со значительным повышением мощности электростанций в 1970х годах вошли в эксплуатацию линии сверхвысокого напряжения до 500 кВт.
Черная металлургия в Японии относится к числу особо приоритетных производств. Из 25 крупных металлургических предприятий 20 были построены в 1960-70х годах. За это время в развитие черной металлургии была вложена огромная сумма (свыше 5 млрд. долларов). В 1980 г. выплавка чугуна исчислялась в 87 млн. т, стали – в 111 млн. т, а производство проката превысило 100 млн.т.
Лидер японской металлургии – мощная и влиятельная корпорация «Ниппон сэйтэцу» с годовым оборотом капитала в несколько миллиардов долларов. Корпорация объединяет свыше 500 компаний, организаций и научных учреждений. На девяти крупных комбинатах, оснащенных передовой техникой, выплавляется основное количество чугуна, стали и проката, производимых страной. По объему производства металла «Ниппон сэйтэцу» занимает в капиталистическом мире первое место, опережая два американских гиганта — «Юнайтед Стейтс стил» и «Бетлехем стил кориорэйшн». «Ниппон сэйтэцу» — полугосударственная компания, половина акций которой принадлежит правительству. В японской металлургии существует также много частных компаний.
Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импортные железную руду и коксующиеся угли. Ежегодно ввозится свыше 130 млн. т железной руды. В связи с тем что перевозка ее производится на крупнотоннажных специальных рудовозах, ввоз из близлежащих к Японии стран, особенно из Филиппин, уменьшается, а растет из более далеких — Индии и Австралии. С начала 1960-х годов увеличиваются закупки железной руды в Южной Африке и Латинской Америке — Чили, Перу, Бразилии. Крупными поставщиками железной руды остаются Малайзия, Канада. Импорт угля достигает 60 млн. т в год. Основные поставщики угля — США, Австралия и в меньшей степени Индия и Канада.
В последние десятилетия быстро индустриализирующаяся Япония намного увеличила спрос на цветные и редкие металлы. Это связано с тем, что новые отрасли промышленности страны: электроника, самолетостроение, ракетостроение, электротехника, атомное производство и многие другие — в той или иной степени являются потребителями различных цветных и редких металлов.
Большинство медеплавильных заводов расположено вблизи рудников в северной части острова Хонсю и на острове Сикоку. Это связано с тем, что транспортировка медных руд с низким содержанием металла нерентабельна. Вы плавкой меди занято много заводов, самые крупные из которых — Асио, Хитати и Бэсси.
По производству рафинированной меди (свыше 800 тыс. т в год) Япония занимает второе место в мире после США.
Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца. Эти руды встречаются в залеганиях вместе с медными и серными колчеданами. Крупные заводы цветной металлургии находятся на острове Сикоку вблизи Бэсси, на острове Кюсю в промышленном центре Минкэ и на юге Хонсю около Симоносеки.
Ввиду того что выплавка цинка требует значительного количества электроэнергии, ряд крупных цинкоплавильных заводов возник вблизи больших электростанций. Руда в местах добычи обогащается и в виде цинкового концентрата перевозится на плавильные заводы. Годовое производство свинца в 1980 г. составляло около 225 тыс. т (четвертое место в мире), а цинка — 740 тыс. т.
По цинку Япония в основном удовлетворяет свои потребности, дополнительно ввозя небольшое количество концентрата. По свинцу дефицит более значителен: собственное производство невелико; ввоз из Австралии, Канады и Мексики покрывает потребности на 60—70%.
В процессе развития экономики возросли запросы на алюминий со стороны многих отраслей хозяйства. Хотя японская алюминиевая промышленность базируется на привозном сырье из Малайзии, Индонезии, это не лимитирует ее развития. Выплавляя до 900 тыс. т первичного алюминия в год, Япония обогнала Канаду и вышла на второе место в капиталистическом мире. Но и этого количества ей не хватает— приходится много алюминия импортировать.
В номенклатуре производства японской цветной металлургии можно найти разнообразные виды легирующих, малых и редких металлов, спрос на которые растет быстро. В Японии имеется два пути получения этих металлов: либо в природных соединениях комплексных руд, которыми Япония в общем богата (медные и серные колчеданы), либо в ходе производственной обработки руд цветных металлов. Значение последнего пути особенно возросло после широкого использования электротермии в технических процессах металлургии. Возможности получения титана в стране значительны, поскольку имеется собственная сырьевая база — магнетитовые пески. Большая часть производимого титана экспортируется.
В Японии сделано немало открытий в области получения малых металлов и минералов из группы рассеянных и редкоземельных элементов. Особое внимание уделяется утилизации отходов производства меди и полиметаллов, а также сернокислотных и коксохимических производств. В результате этого в небольших количествах извлекаются такие редкие элементы, как кадмий, селен, теллур, рений, индий, таллий, германий, которые используются в электронике и необходимы для изготовления точных приборов и механизмов.
Номенклатура производимых в Японии машин и механизмов разнообразна и насчитывает тысячи наименований. К числу наиболее развитых отраслей можно отнести энергетическую индустрию, электротехническое производство, промышленное машиностроение почти для всех видов производств, насосно-компрессорное и холодильное оборудование, транспортное, сельскохозяйственное, строительное машиностроение. Значительное развитие получило приборостроение, изготовление точных и сложных инструментов и механизмов, производство шарикоподшипников, медицинской и оптической аппаратуры. Однако Япония все же продолжает оставаться импортером оборудования, правда в гораздо меньших размерах, чем раньше, закупая наиболее технически усовершенствованные виды машин и механизмов.
Станкостроение и металлообработка являются старыми отраслями японской промышленности, однако ранее их технический уровень был невысок и более сложные станки и инструменты ввозились из-за рубежа. В последние десятилетия эти производства были реконструированы и ассортимент выпускаемой продукции расширился. Особенно увеличилось производство автоматов и полуавтоматов, а также металлорежущих станков и высококачественных сложных инструментов. Создано немало моделей станков с числовым программным управлением. Широкое развитие получило производство малогабаритных станков высокой точности, спрос на которые возрос со стороны приборостроения, развивающегося очень быстрыми темпами.
По судостроению Япония с середины 1950-х годов занимает первое место в мире по объему производства. Мощность японских судостроительных верфей исчисляется в 18 млн. брутто-реч. т, на долю Японии приходится свыше половины всего мирового тоннажа спущенных на воду судов.
Быстро развивающейся отраслью машиностроения стала автомобильная промышленность. Япония в 1981 г. вышла на первое место в капиталистическом мире по производству и экспорту автомашин. В 1980 г. было произведено 10,9 млн. легковых и грузовых автомобилей.
Основные крупные центры машиностроения находятся в главных индустриальных районах страны. Машиностроительные предприятия размещаются в районе городов Токио — Йокогама, Нагоя, Осака-Кобе. Некоторые виды машиностроения возникли на северо-западе Кюсю, особенно в городе Нагасаки, где имеются крупные судостроительные верфи. Стали создаваться машиностроительные заводы в новых районах, преимущественно на западе Японии; однако по своему масштабу и оборудованию они меньше, чем на востоке страны.
Значительная часть производимых в Японии машин и механизмов идет на внутренний рынок, однако немалое количество их стало направляться в КНР, в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки, а также в Западную Европу.
Одной из важных отраслей промышленности Японии за весьма короткий срок стала электроника. Основные направления в японской электронике — это производство специальных электронных приборов и аппаратов, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, аппаратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования.
Электронное производство требует значительных материальных затрат и в большой степени опирается на научно-экспериментальную работу. Японское правительство оказывает поддержку крупным компаниям, которые организуют у себя выпуск электронных изделий.
Высокую репутацию за пределами Японии завоевала продукция оптической индустрии, отличающаяся высоким качеством, — киноаппараты, микроскопы, оптические приборы для аэрофотосъемки, для подводного фотографирования и др.
Некоторые химические производства, как, например, лакокрасочная, изготовление технических масел, косметических веществ, лекарств и др., существовали в Японии уже давно. Значительный рост химическая индустрия получила, когда стали активно использоваться отходы угольной и металлургической промышленности и лесного хозяйства.
Следующий большой сдвиг в химической индустрии имел место на рубеже 1960-х годов, когда форсированными темпами создавалась нефтехимия на базе отходов нефтяного и газового производства. Нефтехимия дает для изготовления синтетических продуктов новое сырье по сравнительно низкой цене и в больших количествах, дополняя и заменяя старые виды сырья, получавшиеся из отходов угля, черной и цветной металлургии.
По размерам производства многих видов химических товаров Япония стоит на третьем месте после США и Германии.
Номенклатура производимых в Японии химических товаров разнообразна. По таким химическим продуктам, как сульфат-аммоний, серная кислота, сода, искусственное волокно, этилен, пластмассы, синтетический каучук, Япония находится в числе крупнейших производителей капиталистического мира.
Химические товары, особенно пластмассы и пленки, быстро вошли в повседневную жизнь Японии. Пленка широко используется не только в городе, но и в деревне: распространено покрытие пленкой посевов на полях и в огородах и применение ее для хранения собранного урожая.
Значительное внимание уделяется в Японии биохимии — изготовлению эффективных лечебных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, производству витаминов, специальных кислот.
Химические товары являются важной статьей японского экспорта; вывозятся минеральные удобрения, неорганические химикаты, красители, медикаменты, косметические изделия, текстильные и многие другие товары.
Долгое время легкая промышленность Японии являлась сферой мелкотоварного производства с широким использованием дешевого ручного труда. Крупных предприятий было немного, и они концентрировались главным образом в районе больших городов.
В настоящее время основой легкой индустрии стали хорошо оборудованные крупные предприятия. Самостоятельные мелкие и средние предприятия сохранились в отдаленных от индустриальных центров окраинных районах. Однако и на этих мелкотоварных предприятиях стала внедряться новая техника.
Технический прогресс заметно сказался на судьбе текстильной промышленности, занимавшей до 1930-х годов ведущее место в японской экономике. Изменилась структура текстильного производства, обновилось оборудование, внедрена новая технология, улучшилось качество выпускаемой продукции, возрос ассортимент изготовляемых изделий.
Две главные отрасли текстильной промышленности — хлопчатобумажная и шерстяная работают на привозном сырье, доставляемом главным образом из США (хлопок), Австралии и Южной Африки (шерсть). На закупку сырья затрачиваются большие суммы. Ввоз хлопка в начале 1980-х годов достигал 700 тыс. т в год, а по импорту шерсти Япония занимала второе место после США.
По темпам развития текстильной индустрии Япония из года в год опережала страны Западной Европы и США. Более интенсивно росло производство синтетического волокна, шерстяных и трикотажных изделий. По этим позициям Япония занимала в начале 1980-х годов третье место после США и Индии, вырабатывая ежегодно свыше 22 млрд. м разных тканей. Текстильные фабрики и заводы встречаются во многих местах страны, кроме северных.
Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительные комбинаты расположены в районе городов Киото, Хиросима, Ямагути, на западе Хонсю в районе залива Тояма и на севере Сикоку; несколько крупных заводов сооружено на Кюсю.
По производству химического волокна (штапельного и филамантного) Япония, уступая еще США, заметно обогнала ряд своих конкурентов в Европе. Много синтетического волокна вывозится в развивающиеся страны Южной Азии и в Африку. А по производству и экспорту целлюлозного волокна Япония давно заняла первое место, опередив и США.
Предприятия старых отраслей текстильной индустрии — хлопчатобумажной и шерстяной размещаются преимущественно в более населенных портовых городах, где сосредоточивается дешевая рабочая сила и куда доставляется из-за границы сырье.
В числе старинных национальных производств Японии керамическое производство всегда занимало важное место, а в модернизированном виде оно играет значительную роль и в настоящее время.
Япония обладает большим запасом высококачественных глин, особенно каолина; всего насчитывается свыше 170 значительных разработок глины, в районах которых находятся обжиговые предприятия. Самый известный центр керамического производства находится в городе Сэто вблизи города Нагоя.
А всего керамическим производством занято около 35 тыс. различного рода предприятий, в которых насчитывается более 400 тыс. рабочих. Почти 3/4 всех предприятий — мелкие. Эта отрасль промышленности охватывает множество самых разнообразных производств — от изготовления художественных изделий, фарфоровой посуды до производства крупных строительных материалов и важных для хозяйства технических изделий — теплоизоляционных, радиотехнических и особого вида стекла.
В прошлом продукция керамической промышленности почти целиком шла на удовлетворение внутренних нужд, заграницу вывозились главным образом художественные изделия. В настоящее время до 3/4 производимых товаров экспортируется в различные страны мира. Вывозятся бытовая посуда, лабораторная, химическая и электротехническая керамика, сантехника, кустарно-художественные изделия, игрушки.
Обработка древесины получила большое развитие еще во времена феодализма, когда основой строительства были древесные материалы. В наши дни, хотя строительная индустрия Японии достигла высокого технического уровня и производит массу различных товаров, древесина по-прежнему сохраняет важное значение.
Лесопиление и различные виды деревообработки по количеству предприятий уступают лишь текстильной и пищевкусовой отраслям промышленности. В стране насчитывается до 30 тыс. разного рода лесопильных и фанерных заводов.
Особенностью японского лесопиления является рациональное использование древесины, отходов остается мало. Большинство лесопилен хотя и невелики по размерам, но широко используют электроэнергию и механические двигатели.
Крупные лесопильные предприятия находятся в окрестностях больших городов страны — Нагой, Токио и Иокогамы, Осаки-Кобе, Сидзуоки, Хиросимы, Ока-ямы, на севере Кюсю и на юге Хоккайдо. Малые и средние заводы встречаются почти в каждой префектуре. Они размещаются обычно у транспортных путей, либо на морском побережье, либо в устьях рек или вдоль каналов, чтобы использовать сплав для доставки древесины и перевозить изготовленную продукцию водными путями.
Среди деревообрабатывающих предприятий насчитывается немало специализированных производств по изготовлению тары, предметов домашнего обихода, японской обуви (гэта), зонтов, вееров, посуды, деревянных труб из бамбука, спортивного инвентаря.
Важная отрасль японской деревообрабатывающей промышленности — фанерное производство. По размерам ее продукции Япония уступает только США и Канаде и стоит примерно на уровне Финляндии.
Японская фанерная промышленность широко внедрила новую технологию, в результате чего не только повысилось качество продукции, но и значительно расширился ее ассортимент. Стали изготовлять фанеру, обладающую хорошей твердостью и большой устойчивостью против воздействия влаги и тепла, огнеупорную, покрытую специальными красками и особым металлическим покрытием, декоративную. Большой спрос на фанеру предъявляют помимо старых потребителей также и такие отрасли промышленности, как авиационная, автомобильная, радиоэлектронная.
Сельское хозяйство Японии
О японском традиционном сельском хозяйстве за рубежом издавна сложилось представление как о весьма отсталом. Это обусловлено рядом причин: преобладанием карликовых крестьянских хозяйств мелкотоварного типа, ограниченными капиталовложениями, направляемыми на улучшение земель, слабостью агротехнической базы, кабальной задолженностью крестьян. Однако сельское хозяйство Японии всегда отличалось высокой продуктивностью земель. Немало столетий обрабатывались поля и сады, не знавшие отдыха, но благодаря тщательному уходу крестьян за посевами, умелому использованию удобрений (преимущественно натуральных), специальному отбору семян высокое плодородие земель сохранялось. К достижениям старинной народной агротехники относится распространение двукратных урожаев, а на юге в ряде мест и трехкратных.
По своей структуре японское сельское хозяйство следует отнести к типу многоотраслевых. Основой его является земледелие, главным образом возделывание риса и других зерновых культур, технических культур и чая. Известную роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. В Японии к сельскому хозяйству относят также лесной промысел, рыболовство и морской промысел (сбор морепродуктов в прибрежных водах).
До второй мировой войны в японской деревне насчитывалось около 4,5 млн. крестьянских хозяйств, обрабатывающих землю. В основном это были малоземельные крестьяне, владевшие участками в 1 га и меньше. Подавляющая часть помещиков (а их числилось около 600 тыс.) проживала в городах и не занималась сельским хозяйством. Владея наделом в 5—10 га земли, помещик обычно сдавал свою землю в аренду на кабальных условиях.
После войны в 1946 г. вошел в силу закон об аграрной реформе, по которому выкуп земли носил принудительный характер. Размер участка у земледельца, самостоятельно обрабатывающего землю, не должен был превышать 3 га в среднем по всей стране (кроме Хоккайдо). Реформа охватывала только пахотные земли; лесные участки и оросительные сооружения остались у старых владельцев. Размер арендуемого участка ограничивался 1 га (на Хоккайдо — 4 га), натуральная арендная плата была заменена денежной и снижена. В фонд аграрной реформы поступило для выкупа свыше 1 млн. га земли, приобрести землю можно было только за плату. Малоземельные крестьяне реально могли приобрести в среднем не более чем по 0,2 га, а около 2,5 млн. наиболее бедных хозяйств вообще не имели возможности купить землю. Больше всего выиграли от реформы зажиточные хозяйства, которые могли скупать помещичьи земли. Помещикам все же удавалось различными способами скрыть некоторую часть своих земель, особенно на Хоккайдо.
К концу 1950-х годов аграрная политика японского правительства приняла новое направление: под лозунгом «упорядочения деревни» стала проводиться ликвидация так называемых «неустойчивых» мелкотоварных хозяйств. Вошел в силу новый Основной сельскохозяйственный закон, который ставил своей целью не облегчение тяжелого положения трудовой части японской деревни, а активное содействие созданию хозяйств фермерского типа. В дополнение к этому закону были изданы постановления, разрешавшие более высокие пределы землевладения для крестьянских семей, активно осуществлявших интенсификацию, для пригородных хозяйств фермерского типа и для кооперативов.
Наиболее характерной чертой развития сельского хозяйства Японии в это время следует считать усиление капиталистической основы, распространение пригородного земледелия, быстрый рост механизации.
Однако в своеобразных условиях японской системы земледелия роль механизации надо рассматривать по-иному, чем в Западной Европе или США. Дело в том, что, несмотря на аграрную реформу, карликовый тип крестьянских хозяйств (порой участок имеет меньше 0,5 га) в большой мере продолжает сохраняться.
Даже небольшие клочки земли нередко не представляют собой одного целого, а разделены на более мелкие и разбросаны по разным местам. В условиях чересполосицы возможно осуществлять только малую механизацию, используя преимущественно ручной инвентарь и механические двигатели с ручным управлением. Более мощная механизация встречается в немногих крупных хозяйствах капиталистического типа.
Обрабатываемая площадь страны составляет 6 млн. га, а посевная превышает ее в силу того, что в ряде районов снимается по два, а на юге и по три урожая в год.
Под зерновыми занято свыше половины посевной площади, под овощами — несколько больше 1/4, остальная отводится под кормовые травы, технические культуры и тутовицу.
Господствующее положение в земледелии занимает рис. Среднегодовой сбор этой культуры к концу 1970-х годов достигал почти 16 млн. т. Урожайность составляет в среднем 45 ц/га на поливных полях, а по отдельным сортам достигает 50—55 ц/га. Поддержание урожайности риса на высоком уровне обусловлено рядом причин: увеличением использования химических удобрений и ядохимикатов, улучшением подачи воды (особенно в результате широкого применения электромоторов для орошения), эффективным ведением селекционной работы. Выведенные сорта семян отличаются хорошей урожайностью и устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям и болезням.
В то же время наблюдается снижение сборов таких зерновых культур, как пшеница, ячмень (в прошлом игравших важную роль в сельском хозяйстве), что вызвано низкой доходностью от их выращивания и конкуренцией импортного зерна.
Большое значение имеет овощеводство, которое стало весьма доходной отраслью для пригородных хозяйств. Овощи в пригородных фермах обычно выращиваются круглогодично в хорошо удобренном и защищенном грунте (грядки чаще всего покрываются пленками).
Увеличиваются сборы сахарной свеклы на Хоккайдо и сахарного тростника на юге. Возрастают посадки чая. Сбор чайного листа теперь достигает 100 тыс. т в год. Выращиваются цитрусовые, яблоки, груши, сливы, персики, хурма, виноград, каштаны, грецкие орехи, арбузы, дыни, в теплицах культивируют ананасы. Видное место быстро завоевывает клубника, под которой на юго-западе Хонсю заняты крупные участки. Сбор плодово-ягодных культур составляет более 6 млн. т в год.
Таким образом, собственное растениеводство Японии обеспечивает страну рисом, овощами, ягодами и фруктами. Потребность в сахаре удовлетворяется меньше чем на 1/3. Резко возрос импорт пшеницы и ячменя (четверть века назад их продукция обеспечивала половину нужд страны). Потребности в соевых бобах, спрос на которые всегда высок в Японии, удовлетворяются собственным производством всего на несколько процентов. В целом Япония обеспечивает себя продовольствием на 72%.
Животноводство, ранее относящееся к числу слаборазвитых отраслей хозяйства, после второй мировой войны стало активно развиваться. Это было вызвано увеличением внутреннего спроса на мясо и молочные продукты, ранее имевшие весьма ограниченное распространение. В настоящее время стадо крупного рогатого скота достигает 5 млн. голов, из них почти половина приходится на молочных коров. В южных районах страны быстро растет свиноводство (свиней насчитывается около 7 млн. голов). В пригородных хозяйствах важное место занимает птицеводство. Животноводство Японии характеризуется высокой продуктивностью. За четверть века производство мяса увеличилось в 5 раз и ныне составляет не менее 2 млн. т в год; выход молока удвоился, достигнув 5 млн. т; возрос также сбор яиц.
Центром животноводства является север страны — остров Хоккайдо, где создаются специальные фермы и кооперативные хозяйства. Почти 1/4 всего молочного стада Японии сосредоточена на Хоккайдо.
Особенностью японского животноводства является то, что оно базируется на импортных кормах (особенно много ввозится кукурузы). Местные кормовые травы считаются малопродуктивными и малопитательными, и сбор их невелик. Собственное производство покрывает не более 1/3 потребности животноводства в кормах.
Лес — одно из важнейших национальных богатств страны. Лесная площадь исчисляется в 25 млн. га. По этому показателю Япония находится на уровне таких лесистых стран, как Швеция или Финляндия. Леса в Японии располагаются на склонах гор, что крайне затрудняет их эксплуатацию. Велико значение лесозащитных насаждений, под которыми занято около 6 млн. га.
В лесном хозяйстве Японии исторически сложились специфические формы лесовладения. Господствующее место занимает частная собственность. В частном владении находится более половины всех лесов, в том числе бамбуковые насаждения.
Подавляющее количество лесовладельцев составляют мелкие крестьяне, имеющие до 1 га лесной площади. Крупные лесовладельцы имеют участки размером 5 га и выше, что по японским условиям немалая величина. Они, как правило, связаны с главными потребителями древесины — лесобумажными компаниями, а некоторые из компаний сами являются лесовладельцами. В число крупных собственников лесов входят члены императорской фамилии, монастыри, храмы, владеющие наиболее высококачественными лесами.
Несмотря на то, что Япония по своим потенциальным возможностям является страной богатой лесом, все же потребности в деловой древесине национальными ресурсами удовлетворяются недостаточно. По перспективным расчетам лесного агентства Японии, общий объем потребления древесины определяется более чем в 125 млн. куб. м, а импорт уже сейчас превышает половину этого количества.
На значительной по своему протяжению береговой полосе, окаймляющей Японские острова, проживает большое количество жителей, для многих из которых рыболовство и сбор морепродуктов служат подсобным промыслом, а в ряде случаев и основным занятием. Но господствующее положение в японском рыболовстве занимают крупные компании монопольного типа, которые через систему разнообразных посредников скупают улов у рыбаков. Так сложилась система тяжелой зависимости многих рыболовецких хозяйств от «рыбных» магнатов. Особенно выделяются пять компаний, которые располагают своим рыболовным флотом, технически оснащенным для дальних плаваний. Японские суда уходят далеко в Тихий океан, Антарктиду, в воды Индийского и Атлантического океанов. Крупные компании дают почти половину валовой продукции рыболовства и контролируют торговлю рыбой.
Морская фауна прибрежной зоны Японии богата и разнообразна. К основным объектам лова относятся сельдь, треска, лососевые, камбала, окунь, сайра, сардины, тунец, палтус, акула, рыба-меч и др. В прибрежных водах добывают морепродукты, особенно водоросли (морская капуста) и различные моллюски.
Рыболовный флот Японии насчитывает несколько сот тысяч судов, но только половина из них оснащена механическими двигателями. Общий тоннаж всех судов достигает 2,5 млн. т. На долю крупных судов приходится значительная часть улова рыбы, вместе с тем известную роль играют и малотоннажные суда, в том числе безмоторные парусники.
Японцы ежегодно добывают свыше 10 млн. т рыбы и морепродуктов. Около 1/3 улова дают воды в районе Хоккайдо. Важными промысловыми районами всегда также были северо-восточные побережья Хонсю, где у 37° с. ш. встречаются мощные потоки холодного и теплого течений, и юг страны, где температура воды зимой не ниже 20° тепла; здесь добывают излюбленную японцами рыбу тай, бури (желтохвостик), родственный тунцу бонито, а также устриц и водоросли.
Широкое распространение приобретает аквакультура — искусственное разведение рыб в морских прибрежных лагунах и пресноводных водоемах, особенно в горных озерах и на заливных рисовых полях, где особенно хорошо выращиваются карпы. Большой известностью пользуется разведение жемчужных раковин в теплых прибрежных водах.
Прибрежный лов переживает значительные трудности, что связано с неконкурентоспособностью маломощных мелких и средних рыболовецких хозяйств, специализирующихся на прибрежном лове, с крупными компаниями, а также загрязнением вод сточными отходами многочисленных фабрично-заводских предприятий, расположенных на побережье.
Новым, весьма важным явлением в экономической жизни страны следует считать развитие аграрно-промышленных комплексов, размещающихся в пригородных зонах, в сельской местности. Это по существу новая форма внедрения капитализма в деревню, при которой используются местные ресурсы сырья и местная рабочая сила — относительно более дешевая, чем в городах.
Агропромышленные комплексы охватывают земледельческие и животноводческие фермы, рыболовный флот, холодильники и складское хозяйство, элеваторы, транспортные средства и наконец предприятия пищевой промышленности и сеть магазинов по продаже готовой продукции. Выгоду от соединения сельского хозяйства с промышленным производством получает прежде всего крупное предпринимательство.
Транспорт Японии
Значительные сдвиги, происшедшие в последние десятилетия в экономике страны, в немалой степени коснулись и транспорта. Наблюдался интенсивный рост внутренних грузопотоков, и ныне они достигли 300 млн. ткм. Однако темпы промышленного роста опережали развитие транспорта. Транспортную напряженность несколько ослабило усиление автомобильного движения по перевозке как пассажиров, так и грузов. В настоящее время на автомобильный транспорт приходится около 2/5 всего грузопотока.
Значение железных дорог, по которым раньше транспортировалась основная масса грузов, снизилось в общем грузообороте с 3/5 до 1/5; каботажный флот сохраняет свое значение (2/5 всего грузопотока).
Длина всех железных дорог страны достигает 28 тыс. км (это больше, чем в Англии). Господствующее положение занимает Корпорация государственных железных дорог — крупное объединение, работающее на коммерческой основе.
Во владении частных компаний находятся короткие междугородные и местные линий (подъездные пути к фабрично-заводским предприятиям и пригородные дороги). Частные пригородные дороги заняты почти исключительно транспортировкой пассажиров; на их долю падает около уз всех пассажирских перевозок страны.
Гористый рельеф местности, сравнительно неширокие речные долины и узкие прибрежные низменности создали немало трудностей при сооружении железнодорожной сети.
Для железнодорожной сети Японии характерны тоннели и многочисленные мосты. Преобладают однопутные узкоколейные дороги. Узкая колея не только сокращала расходы на строительство, но и давала возможность использовать легкую конструкцию подвижного состава. Ввиду неровности пути (крутые уклоны и частые повороты) состав поезда обычно невелик.
В стране электрифицировано несколько меньше половины всех дорог, а частные пригородные дороги электрофицированы почти полностью.
Большое внимание в последние годы уделяется модернизации подвижного состава: возросло использование более мощных дизельных локомотивов и электровозов, широко входят в эксплуатацию специализированные вагоны для контейнерных перевозок. Новое направление в реконструкции транспорта — это сооружение специальных железнодорожных путей для сверхскоростных поездов.
Магистральные железнодорожные пути проходят преимущественно вдоль морского побережья острова Хонсю, опоясывая его кольцом. Поперечные железные дороги, более короткие по своему протяжению, соединяют запад и восток Хонсю, пересекая его гористую часть, втягивая горные префектуры, оторванные от развитых центров, в хозяйственную жизнь страны. На островах Кюсю, Сикоку, Хоккайдо железнодорожные линии связывают глубинные, горные районы с береговыми.
Основное звено железнодорожной системы Японии — сверхскоростная магистраль Синкансэн. Она протягивается от Токио до Фукуоки через Осаку и Окаяму на 1074 км. Средняя скорость экспресса «Хикари» — 150 км в час, а на отдельных участках — 210—220 км.
В 1942 г. было открыто железнодорожное движение по подводному тоннелю Канмон между портом Симоносеки на юге Хонсю и портом Модзи на севере Кюсю. Тоннель трехъярусный —для железнодорожного, автомобильного и пешеходного движения — протяжением 3,4 км. Наличие тоннеля намного расширило возможности транспортировки массовых грузов. В послевоенное время его пропускная способность стала недостаточной. Был сооружен второй тоннель, получивший название «Син-канмон» (новый Канмон). Он начинается в предместьях порта Симоносеки, несколько поодаль от старого тоннеля, и заканчивается на севере Кюсю, в порту Кокура, являющемся частью большого города Китакюсю.
В 1970 г. через пролив Цугару началось строительство тоннеля Сэйкан протяжением 54 км, который соединил двухъярусной железной дорогой порты Аомори на севере Хонсю и Хакодате на юге Хоккайдо. Строительство тоннеля в техническом отношении оказалось чрезвычайно сложным: работы велись на глубине до 100 м ниже дна моря; введен в эксплуатацию в середине 80-х годов. Раньше весь путь от административного центр Хоккайдо города Саппоро до Токио железнодорожный состав проходил за 20 часов, а после сооружения тоннеля Сэй кан сверхскоростной экспресс проходит его за 5 часов.
Запроектировано сооружение мостов для соединения юго-востока Хонсю и северо-востока Кюсю с северо-западом Сикоку. Существует проект строительства мостов между югом Хонсю и севером Сикоку. В 1980х годах были запланированы три линии мостов, которые проходят над Внутренним морем Японии (опорами будут служат острова этого моря). Один из мостов пересекает восточную часть моря и проходит от города Осаки через остров Авадзи на северо-восток Сикоку до порта Наруто.
Шоссейные дороги возникли в Японии еще в VIII в. Тогда было пять основных почтовых дорог, при сооружении которых учитывались естественные условия местности. В наше время новые магистральные автодороги в общем сохраняют направление исторических шоссейных путей.
Шоссейные дороги в Японии делятся на четыре категории: государственные, или национальные (с твердым покрытием), префектурные, городские и сельские. Общее протяжение всей дорожной сети превышает 1,2 млн. км. Шоссейные дороги связывают не только города, но и почти все сколько-нибудь важные населенные пункты страны.
Автомобильный транспорт развивается очень быстро: общее число автомашин приблизилось к 30 млн еще в 1980х годах, из них половина — грузовые. Легковые автомобили в подавляющем количестве находятся и частном владении.
Автомобильное движение развивалось настолько интенсивно, что крупные города страны, в первую очередь Токио, оказались перенасыщенными машинами.
Метро имеется в Токио, Иокогаме, Осаке, Кобе, Нагое, Саппоро; кроме того, в столице введена в эксплуатацию монорельсовая дорога.
В городском транспорте Токио сохраняет значение кольцевая железная дорога, к которой примыкают автобусные линии. Для токийцев это наиболее удобный и дешевый вид транспорта. В городах страны широкое распространение получило автобусное движение.
Япония располагает большим каботажным флотом общим тоннажем 1 млн. т. До сих пор велико значение грузовых джонок, сочетающих старинный парус с моторной установкой. Небольшие каботажные грузовые суда перевозят такие массовые грузы, как уголь, лес, строительные материалы, рыбопродукты, удобрения. Широкое использование малых судов обусловлено также и тем, что на побережье страны много небольших портов, не принимающих крупных кораблей.
В Японии принято деление портов на три категории: главные — их несколько десятков, они глубоководные, расположены у больших городов, принимают суда, совершающие зарубежные рейсы; местные — обслуживают каботажные и рыболовные суда, обычно иностранные корабли в них не заходят; портоубежища.
Суммарный грузооборот японских портов составляет примерно 3 млрд. т.
По решению властей ведется реконструкция главных портов. Основные направления портового строительства включают расширение и модернизацию портов для приспособления их к современным операциям (в первую очередь внешнеторговым). В частности, была улучшена обработка контейнеровозов в крупнейших портах — Токио, Йокогаме, Кавасаки, Кобе, Нагое. Дополнительное внимание уделяется обеспечению безопасности фарватеров, охране окружающей среды.
Для Японии, внешняя торговля которой приняла весьма большие масштабы, морской транспорт имеет исключительное значение. Общий тоннаж японского торгового флота превышает 40 млн. т. Океанские танкеры доставляют в Японию ежегодно до 200 млн. т нефтетоплива. По тоннажу танкерного флота высокой мощности — свыше 100 тыс. т — Япония занимает первое место в мире. Быстрыми темпами увеличивается водоизмещение танкеров, строящихся в Японии. Не так давно танкер тоннажем 100 тыс. т вызывал удивление, а уже в начале 1970-х годов был спущен на воду танкер-гигант в 477 тыс. т. Однако в кризисные времена эксплуатация танкеров-гигантов себя не оправдала.
Но, несмотря на значительный тоннаж национального торгового флота, Япония вынуждена в больших размерах фрахтовать иностранные суда.
Для такой страны, как Япония, где расстояние между городами невелико, где развиты другие виды транспорта, внутреннее воздушное сообщение, казалось, не должно играть значительной роли. Однако в последнее время роль воздушного транспорта заметно возросла. Почти все сколько-нибудь значительные города связаны с центрами страны воздушными авиалиниями. Особенно активна работа японского воздушного транспорта на зарубежных авиалиниях.
Внешние экономические связи Японии
Внешнеторговый оборот Японии в 1980 г. составил 270 млрд. долл. (экспорт 130 млрд. долл., импорт — 140 млрд. долл.). Хотя внешняя торговля имеет большое значение в экономике Японии, ее экспорт составляет лишь 13% валового национального продукта страны.
Наибольший удельный вес в японском экспорте занимают машины, суда и автомобили, электротехнические товары, разного рода механизмы и точные приборы, а также металлы (прокат и металлические изделия).
Важное место в экспорте принадлежит разнообразным химическим товарам. Текстиль, раньше являвшийся основной статьей экспорта, хотя и растет по размерам вывоза, но по стоимости уже не занимает главного места. Однако на мировых рынках роль текстиля Японии по-прежнему велика. Так, например, по экспорту хлопчатобумажных товаров она занимает второе-третье место в мире, по экспорту химических волокон — первое-второе место.
В импорте первое место принадлежит нефти (почти 40% японского импорта) и коксующемуся углю. Велики размеры импорта металлов, металлолома и бокситов.
По-прежнему ввозится большое количество текстильного сырья (хлопок и шерсть) и натурального каучука. Увеличивается покупка строевого леса. Доля промышленных изделий в импорте составляет лишь 23%.
Ввоз продовольственных товаров увеличился за счет кормового зерна (особенно кукурузы), затем бобов, сахара-сырца, морепродуктов и рыбы.
Крупнейшим торговым партнером Японии продолжают оставаться США, даже в условиях значительных американо-японских торговых противоречий. На долю США приходится 1/3 всего внешнеторгового оборота Японии.
В географическом направлении внешней торговли Японии в последние десятилетия произошли изменения. Значительно расширились торговые связи с Южной Кореей и Тайванем, которые стали крупными покупателями самых разнообразных японских товаров. Торговыми партнерами Японии стали «нефтяные» страны Персидского залива — Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн.
Активные торговые связи сложились у Японии со странами Юго-Восточной Азии — Филиппинами, Малайзией, Таиландом и Индонезией. Эти страны направляют в Японию сырье — нефть, железную руду, бокситы, цветные и редкие металлы, лес тропических пород, а Япония вывозит туда потребительские товары, комплектное оборудование, транспортные средства.
Японо-китайская торговля, игравшая значительную роль в довоенные годы, одно время резко сократилась, но затем вновь стала наращивать темпы, однако к концу 1970-х годов приняла неустойчивый характер. Объем торговли достигал почти 5 млрд. долл. Япония вывозит из Китая железную руду, нефть, коксующийся уголь, редкие и цветные металлы, все это правда не в столь значительных размерах. Поставляет туда потребительские товары и промышленное оборудование.
В борьбе за новые рынки Японии удалось завоевать значительные позиции в Австралии и Новой Зеландии, расширить торговые связи со странами Латинской Америки (особенно с Бразилией и Венесуэлой) и странами Африки.
Новым явлением в японской внешней торговле является значительный рост торговых операций со странами Западной Европы, в первую очередь с Германией.
Форсированным расширением экспорта Япония стремится покрыть огромные расходы на импорт сырья. Особенно успешно конкурирует Япония по таким товарам, как автомобили, электроника, оптика, фотоаппараты, пластмассы, синтетические ткани, керамика, одежда, обувь. Японские товары выделяются высоким качеством, красивой упаковкой и чаще всего дешевизной, при этом хорошо рекламируются, нередко продаются в кредит. Столь активная торговая экспансия привела, но существу, к слабо замаскированной «торговой войне» Японии с другими капиталистическими странами.
Успешное развитие внешней торговли в немалой степени связано с усилением экспорта японских капиталов не только в развивающиеся страны, но и в промышленно развитые. Экспорт капиталов осуществляется главным образом ведущими японскими монополиями, опирающимися на активную правительственную поддержку.
Первоначально Япония вывозила свои капиталы в слаборазвитые страны и районы Восточной Азии. Позднее наступил этап более активного усиления экспорта капиталов в связи с политикой создания за рубежом сырьевых баз. В странах Южной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки японскими монополиями также создаются предприятия по добыче и первичной обработке различных видов сырья.
Наиболее значительные вложения направляются в Бразилию, Индонезию, Южную Корею, Тайвань, Сянган.
Исходя из своих интересов, японские монополии особое внимание уделяют новому строительству, предусмотренному в долгосрочных национальных программах экономически слабо развитых стран, предоставляют кредиты для закупки промышленного оборудования и транспортно-строительных средств, посылают своих специалистов, создают смешанные предприятия, используя дешевый местный труд.
Большая доля экспортируемых капиталов направляется в промышленно развитые страны, где осуществляется скупка ценных бумаг, выпускаемых крупными зарубежными компаниями. В ряде стран (США, Канада, Австралия, Германия, Англия, Франция) японскими монополиями создаются смешанные предприятия.
Японо-Российские экономические связи характеризуются расширением торговых отношений. Этому содействовала заключенная в Москве 19 октября 1956 г. «Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и о восстановлении дипломатических и консульских отношений». Вслед за этим был заключен 6 декабря 1957 г. первый советско-японский торговый договор и досрочное соглашение о товарообороте и платежах сроком на 5 лет. В последующее время он продлевался.
Наряду с развитием торговых отношений было положено начало совместному осуществлению крупномасштабных проектов на компенсационной основе но разработке древесины, угля, по разведке нефти на Сахалине и газа в Якутии. Японской стороной были выполнены заказы по сооружению на Дальнем Востоке ряда промышленных предприятий. Японская сторона приняла участие в составлении проекта постройки крупного Восточного порта вблизи Находки.
Таким образом сложилось новое направление в российско-японских экономических отношениях, основу которых составили крупномасштабные проекты, для осуществления которых ведутся закупки в Японии промышленного оборудования, а оплата кредитов осуществляется путем компенсационных поставок леса, угля и других товаров.
Россия закупает в Японии различные виды промышленного оборудования, трубы большого диаметра, некоторые потребительские товары для районов Дальнего Востока. Заметно растет российский экспорт в Японию. Вывозятся обработанная древесина, целлюлоза, чугун, алюминий, асбест, калийные соли, некоторые виды машин, редкие металлы. Развивается обмен научно-технической информацией.
Осуществляются экономические связи между Приморским краем и кооперативными объединениями западных районов Японии — прибрежная торговля между районами, примыкающими к Японскому морю. Центрами этой торговли стали порт Находка и города на побережье Японского моря — Ниигата, Майдзуру, где сооружены новые причалы для приема дальневосточного леса и других грузов.