Экономика Японии

ekonomika yaponii Япония

После окончания второй мировой войны и до середины 1950-х годов в Японии шел период восстановления разрушенной войной экономики. В это время поли­тика США в отношении Японии была направлена на восстановление ее про­мышленного потенциала, были созданы условия для притока иностранного ка­питала. Японские монополии, опираясь на поддержку американских оккупа­ционных властей, к середине 1950-х годов восстановили свои позиции.

С середины 1950-х до начала 70-х годов происходило ускоренное развитие япон­ской экономики. В стране начался период экономического подъема. Среднего­довой темп прироста ВНП за 1955 — 1973 гг. исчислялся для Японии в 15% (в ФРГ— 10%, во Франции — 5—6%, в Англии — 3%). Сопоставление данных динамики экономического развития Япо­нии за это время с аналогичными дан­ными других развитых капиталистиче­ских стран показывает, что японский монополистический капитал шаг за ша­гом теснил своих зарубежных конкурен­тов, захватывал одну позицию за другой. В итоге Япония по объему производства к началу 70-х годов вышла на второе место после США в капиталистическом мире, по большинству показателей опе­редив наиболее развитые европейские капиталистические страны.

Япония заняла первое место в капита­листическом мире по судостроению, вы­пуску автомобилей, производству основных видов химической продукции.

Какие же причины сделали возможным такое быстрое развитие японской эконо­мики?

Важным фактором, повлиявшим на развитие промышленности, явился высо­кий уровень накопления капитала в стра­не. Широкое использование передовых научно-технических достижений позво­лило японским монополиям создать крупную индустриальную базу, основой кото­рой стали энергетика, тяжелая промыш­ленность, ведущие отрасли химического производства, модернизированная стро­ительная индустрия. Многие ценные па­тенты закупались за рубежом, особенно в США и ФРГ. Японский монополистиче­ский капитал шел по пути творческого приспособления иностранных новинок к японским условиям.

Росту японской промышленности спо­собствовали также изменения в организа­ционной структуре самого производства. В ведущих отраслях на базе новой тех­ники усилились процессы комплексного характера, возросла роль комбинатов, со­единяющих в одном предприятии раз­ные виды производств, что позволило ши­роко использовать промышленные и сы­рьевые отходы. Особенно усиленно этот процесс проявился в металлургии, маши­ностроении, в химической промышлен­ности.

Всевозрастающее место занимала в хо­зяйстве страны крупная строительная индустрия, ее материально-техническая основа заметно усилилась. Это позво­лило осуществлять крупномасштабное строительство высокоэтажных зданий на антисейсмическом фундаменте, подвод­ных тоннелей, автострад, электростанций, в том числе атомных, больших портов и аэродромов.

В условиях Японии особенное значение имела сравнительно дешевая рабочая сила. Этот фактор не утратил своей роли и в условиях активного внедрения в про­изводство достижений науки и техники. Хотя заработная плата японского рабо­чего на крупных предприятиях и повы­силась, но все же в реальном исчислении она продолжала отставать от оплаты западноевропейских рабочих. Это давало немалую выгоду японским предприни­мателям в их конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате внедре­ния передовой техники и технологии от­крылись новые возможности для усиле­ния эксплуатации трудящихся, возросла интенсификация труда.

Ускоренное развитие экономического потенциала страны завершилось в конце 1973 г., и Япония вступила в период двух­летнего тяжелого кризиса, перешедшего в 1976 г. в фазу депрессии.

Кризис охватил разные сферы хозяй­ства и отразился на социальной и поли­тической жизни страны. Сократилось производство в различных отраслях про­мышленности, особенно в металлургии, машиностроении и химической промыш­ленности. В значительной мере это было обусловлено топливно-сырьевым кризи­сом, охватившим весь капиталистический мир, инфляцией, а также валютными ко­лебаниями и усилением конкурентной борьбы за внешние рынки.

Экономическое положение Японии осложнилось резким усилением зависи­мости от импорта иностранного сырья. Особенно сильно возросли расходы на ввоз нефти в силу значительного повы­шения мировых цен на жидкое топливо. В условиях обострения конкурентной борьбы крупных капиталистических стран из-за экспорта промышленных товаров ухудшились условия сбыта. Это привело к тому, что во времена послекризисной, длительной депрессии, охватившей Японию после 1974 — 1975 гг., замедлилось новое, промышлен­ное строительство, были сокращены бюджетные ассигнования на обществен­ные работы — все это способствовало сокращению емкости внутреннего рын­ка, что в свою очередь усилило экспорт­ную экспансию Японии.

Оживлению экономики мешает непре­рывная инфляция; она развивается в Япо­нии особенно активно, приняв тяжелую форму стагфляции, т. е. сочетания ин­фляционных процессов со структурными кризисными явлениями. В условиях стаг­фляции еще более затрудняется процесс воспроизводства и усиливается неустой­чивость экономического положения.

Большинство перспективных прогно­зов определяли среднегодовой темп раз­вития промышленности в Японии в пределах 4—5%, а в отдельных отраслях еще более низкие темпы. С резким сни­жением темпов промышленного произ­водства связана недогрузка производст­венного аппарата, которая исчислялась в пределах 20—25% и порой принимала хроническую форму. С одной стороны, в Японии наблюдалось сокращение зака­зов, а с другой — сохранялось затова­ривание в торговой сети.

Попытки выйти из кризиса за счет дальнейшей интенсификации труда, взвинчивания цен на товары массового потребления, увольнения рабочих и слу­жащих вызвали организованный отпор масс, продолжались весенние и осенние выступления трудящихся Японии, кото­рые зародились еще в 50-х годах. В стачечной борьбе принимали участие же­лезнодорожники, рабочие различных отраслей промышленности и сферы ус­луг, служащие муниципалитетов, школь­ные учителя. Борьбой трудящихся масс руководили Коммунистическая и Социа­листическая партии Японии и Генераль­ный совет профсоюзов (СОХИО).

В результате упорной борьбы удалось добиться повышения зарплаты трудящих­ся, однако реальные доходы все же заметно отстают от роста цен, сохраня­ется и продолжает увеличиваться безра­ботица.

Кризис сказался и на ухудшении поло­жения слоев мелкой буржуазии. Банкрот­ство — частое явление в деловой жизни Японии. Раньше, однако, оно не охваты­вало столь значительное число средних и мелких предпринимателей, многочисленных субпоставщиков крупных компа­ний (так, за два года — 1980 и 1981 обан­кротилось 35 тыс. мелких и средних фирм).

Более влиятельные группы японского делового мира, связанные с государствен­ным аппаратом, и в сложных экономиче­ских условиях получают немало выгод. Об этом свидетельствует рост их прибы­лей, значительное увеличение вкладов в коммерческие банки страны, быстрое на­растание валютных резервов, которые к началу 1980-х годов достигли небывалой цифры — 33 млрд. долл. Система го­сударственного монополистического ка­питализма была активно использована ведущими японскими корпорациями и смогла, порой даже в кризисных усло­виях, обеспечить им немалые выгоды. Однако в условиях этой системы уровень жизни широких масс населения страны резко снизился.

Современная Япония — страна моно­полистического капитализма, для кото­рого характерна борьба за наиболее выгодные условия деятельности: полу­чение государственных заказов, субсидий и всякого рода льгот.

В отличие от США и стран Западной Европы, где основные средства в расши­рение производства вкладывают сами предприятия, в Японии преобладает иной путь — использование заемных средств: либо долгосрочных банковских ссуд, либо правительственных кредитов (25% падает на собственные средства и 75% — на заемные). Такое положение могло сло­житься в Японии в условиях значитель­ного развития государственно-монополи­стического капитализма.

Весьма важным в деятельности япон­ского монополистического капитала яв­ляется то, что сфера интересов его веду­щих компаний стала выходить за пределы национальных границ: некоторые из этих компаний включились в ряды многона­циональных корпораций.

Одна из своеобразных черт японской экономики — сочетание крупных кон­цернов с большим числом мелких предприятий. С одной стороны, здесь дей­ствует горстка гигантских монополий, охватывающих почти все области эконо­мической жизни, — банки и страховые компании, внешнюю торговлю, промыш­ленность, строительство, сферу развле­чений и туризма и др. Это шесть крупней­ших монополий и их банки: «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Фудзи», «Санва» и «Дай ити кангё». С другой сторо­ны, в Японии существует множество мелких и средних предприятий и масса мельчайших, многие из которых являют­ся субподрядчиками монополий и под­вергаются их нещадной эксплуатации.

В политической и экономической жиз­ни страны значительную роль играют организации, созданные деловыми кру­гами Японии. К наиболее влиятельным среди них относится «Кэйданрэн» —Фе­дерация экономических организаций. В ее состав входят ведущие предприни­мательские компании, наиболее мощные региональные объединения районов Осаки, Нагой, Ниигаты, Кюсю и других, а также индивидуальные члены — лидеры японской финансовой олигархии. «Кэйданрэн» состоит из большого числа раз­ного рода постоянных комитетов и кон­сультативных бюро. Формально в ее задачу входит разработка экономических рекомендаций для японского правитель­ства.

Из других предпринимательских организаций крупного капитала следует назвать созданное в декабре 1975 г. Общество по изучению промышленных проблем. Главная цель этого общества сугубо практическая — установление непосредственных контактов лидеров делового мира с наиболее влиятельными государственными чиновниками.

Большую роль в деле защиты инте­ресов капитала играют два других объ­единения: Торгово-промышленная пала­та с ее многочисленными отделениями на местах и представительствами за ру­бежом, а также «Никэйрэн» — Феде­рация предпринимательских организа­ций.

Промышленность Японии

В конце 1950-х — на­чале 1960-х годов производственный по­тенциал страны, основу которого с довоенных лет составляла легкая про­мышленность, был переориентирован на тяжелую индустрию. Реконструкции и коренной модернизации подверглись ба­зисные отрасли промышленности — энергетика, черная и цветная металлур­гия, производство различных видов про­мышленного оборудования, станкостро­ение, металлообработка, судостроение, ряд производств основной химии, произ­водство транспортных средств.

В последние годы взят курс на пре­имущественное развитие наукоемких производств при некотором сдержива­нии энергоемких и материалоемких от­раслей. К числу новых производств от­носятся электронное, точное и слож­ное приборостроение, оптика, производ­ство фотоаппаратов, медикаментов, на­учно-лабораторного оборудования.

Довольно долгое время основой энер­гетики страны являлись уголь, вода и дре­весина; импорт топлива играл дополнительную роль. Уголь транспортировался к центрам его потребления из окраинных районов Японии — из Кюсю и Хоккай­до, а гидростанции, расположенные в го­рах Центрального Хонсю, передавали энергию по линиям электропередач. Рост тяжелой промышленности в последние десятилетия обусловил существенные из­менения в энергетической базе инду­стриальных районов Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоем­кие производства. Там резко возросли масштабы потребления импортной неф­ти и коксующегося угля, а доля национальных источников энергетики заметно снизилась. Ввиду этого энергетическая база японской промышленности являет­ся весьма уязвимой, поскольку она в ос­новном находится в зависимости от им­порта нефти, а внутренние источники энергии только дополняют топливный баланс страны. С 1976 г. импорт не­фти составляет около 230 млн. т в год при собственной годовой добыче всего 500 тыс. т. Переработкой нефти за­нято до 50 нефтеперегонных заводов, общая мощность которых достигает 300 млн. т.

В топливно-энергетическом балансе Японии на долю жидкого топлива прихо­дится больше 2/3 общего потребления, на долю угля — 1/5, гидроэнергии — 1/15

Весьма быстро растет потребление га­за, что обусловлено его высоким коэф­фициентом полезного действия по сравнению со всеми другими видами топ­лива.

Учитывая, что от энергетики зависит функционирование многих отраслей хо­зяйства, ведущие японские монополии захватили в ней сильные позиции. Всего несколько частных компаний занимают­ся поставками газа. 5—6 компаний господствуют в угольной промышленности и нефтедобыче. 7—8 наиболее мощных компаний играют ведущую роль в нефте­перерабатывающей промышленности и фактически осуществляют импорт нефти и продажу нефтепродуктов на внутрен­нем рынке. Девять крупных региональ­ных компаний производят 85% всей электроэнергии, в их руках находятся ли­нии электропередач и распределительная система.

Япония относится к числу высокоэлектрифицированных стран. К 1980 г. ежегодная выработка достигла почти 500 млрд. кВт-ч электроэнергии. Одна­ко по выработке электроэнергии на душу населения Япония заметно отстает от Германии и Англии.

В Японии насчитывается свыше 1 тыс. электростанций. По разработанной пра­вительственной программе на ближайшее время намечено строительство большого числа новых электростанций — тепло­вых, гидростанций и атомных.

Тепловые станции — основа японской электроэнергетики. Крупные тепловые станции размещаются вблизи главных городов страны — в районах Токио, Осаки и Нагой. В Японии 570 гидростан­ций общей мощностью 20 млн. кВт.

К 1980 г. в эксплуатации находилась 21 атомная электростанция общей мощно­стью 15 млн. кВт. В ядерной энергетике активную роль играют влиятельные мо­нополии — «Мицуи», «Мицубиси» и «Сумитомо». Поставка уранового сырья производится в основном из Африки.

Разветвленная сеть линий электропередач связывает потребительские районы Японии с центрами выработки энергии. Общее протяжение линий электропередач достигает 60 тыс. км. Долгое время напряжение в сети электропередач ограничивалось 100-170-220 кВт. В связи со значительным повышением мощности электростанций в 1970х годах вошли в эксплуатацию линии сверхвысокого напряжения до 500 кВт.

Черная металлургия в Японии относится к числу особо приоритетных производств. Из 25 крупных металлургических предприятий 20 были построены в 1960-70х годах. За это время в развитие черной металлургии была вложена огромная сумма (свыше 5 млрд. долларов). В 1980 г. выплавка чугуна исчислялась в 87 млн. т, стали – в 111 млн. т, а производство проката превысило 100 млн.т.

Лидер японской металлургии – мощная и влиятельная корпорация «Ниппон сэйтэцу» с годовым оборотом капитала в несколько миллиардов долларов. Корпорация объединяет свыше 500 компаний, организаций и научных учреждений. На девяти крупных комбинатах, оснащенных передовой техникой, выплавляется ос­новное количество чугуна, стали и прока­та, производимых страной. По объему производства металла «Ниппон сэйтэцу» занимает в капиталистическом мире пер­вое место, опережая два американских ги­ганта — «Юнайтед Стейтс стил» и «Бетлехем стил кориорэйшн». «Ниппон сэйтэ­цу» — полугосударственная компания, половина акций которой принадлежит правительству. В японской металлургии существует также много частных компа­ний.

Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентиру­ется на импортные железную руду и коксующиеся угли. Ежегодно ввозится свыше 130 млн. т железной руды. В связи с тем что перевозка ее производится на крупнотоннажных специальных рудо­возах, ввоз из близлежащих к Японии стран, особенно из Филиппин, уменьшается, а растет из более далеких — Индии и Австралии. С начала 1960-х годов увеличи­ваются закупки железной руды в Южной Африке и Латинской Америке — Чили, Перу, Бразилии. Крупными поставщика­ми железной руды остаются Малайзия, Канада. Импорт угля достигает 60 млн. т в год. Основные поставщики угля — США, Австралия и в меньшей степени Индия и Канада.

В последние десятилетия быстро инду­стриализирующаяся Япония намного уве­личила спрос на цветные и редкие металлы. Это связано с тем, что новые отрасли промышленности страны: электроника, самолетостроение, ракетостроение, эле­ктротехника, атомное производство и многие другие — в той или иной степени являются потребителями различных цвет­ных и редких металлов.

Большинство медеплавильных заводов расположено вблизи рудников в север­ной части острова Хонсю и на острове Сикоку. Это связано с тем, что тран­спортировка медных руд с низким содер­жанием металла нерентабельна. Вы плав­кой меди занято много заводов, самые крупные из которых — Асио, Хитати и Бэсси.

По производству рафинированной меди (свыше 800 тыс. т в год) Япония зани­мает второе место в мире после США.

Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития произ­водства цинка и свинца. Эти руды встречаются в залеганиях вместе с медными и серными колчеданами. Крупные заводы цветной металлургии находятся на остро­ве Сикоку вблизи Бэсси, на острове Кюсю в промышленном центре Минкэ и на юге Хонсю около Симоносеки.

Ввиду того что выплавка цинка требует значительного количества электроэнер­гии, ряд крупных цинкоплавильных заво­дов возник вблизи больших электростан­ций. Руда в местах добычи обогащается и в виде цинкового концентрата перево­зится на плавильные заводы. Годовое производство свинца в 1980 г. составляло около 225 тыс. т (четвертое место в мире), а цинка — 740 тыс. т.

По цинку Япония в основном удовле­творяет свои потребности, дополнительно ввозя небольшое количество концентра­та. По свинцу дефицит более значителен: собственное производство невелико; ввоз из Австралии, Канады и Мексики покры­вает потребности на 60—70%.

В процессе развития экономики возро­сли запросы на алюминий со стороны многих отраслей хозяйства. Хотя япон­ская алюминиевая промышленность ба­зируется на привозном сырье из Малай­зии, Индонезии, это не лимитирует ее развития. Выплавляя до 900 тыс. т пер­вичного алюминия в год, Япония обогна­ла Канаду и вышла на второе место в капиталистическом мире. Но и этого коли­чества ей не хватает— приходится много алюминия импортировать.

В номенклатуре производства японской цветной металлургии можно найти разно­образные виды легирующих, малых и редких металлов, спрос на которые растет быстро. В Японии имеется два пути полу­чения этих металлов: либо в природных соединениях комплексных руд, которыми Япония в общем богата (медные и серные колчеданы), либо в ходе производствен­ной обработки руд цветных металлов. Значение последнего пути особенно воз­росло после широкого использования электротермии в технических процессах металлургии. Возможности получения титана в стране значительны, поскольку имеется собственная сырьевая база — магнетитовые пески. Большая часть производимого титана экспортируется.

В Японии сделано немало открытий в области получения малых металлов и минералов из группы рассеянных и редкоземельных элементов. Особое внима­ние уделяется утилизации отходов произ­водства меди и полиметаллов, а также сернокислотных и коксохимических про­изводств. В результате этого в небольших количествах извлекаются такие редкие элементы, как кадмий, селен, теллур, ре­ний, индий, таллий, германий, которые используются в электронике и необхо­димы для изготовления точных приборов и механизмов.

Номенклатура производимых в Японии машин и механизмов разнообразна и насчитывает тысячи наименований. К числу наиболее развитых отраслей можно отнести энергетическую инду­стрию, электротехническое производство, промышленное машиностроение почти для всех видов производств, насосно-компрессорное и холодильное оборудова­ние, транспортное, сельскохозяйственное, строительное машиностроение. Значи­тельное развитие получило приборостроение, изготовление точных и слож­ных инструментов и механизмов, произ­водство шарикоподшипников, медицин­ской и оптической аппаратуры. Однако Япония все же продолжает оставаться импортером оборудования, правда в го­раздо меньших размерах, чем раньше, закупая наиболее технически усовершен­ствованные виды машин и механизмов.

Станкостроение и металлообработка являются старыми отраслями японской промышленности, однако ранее их техни­ческий уровень был невысок и более сложные станки и инструменты ввози­лись из-за рубежа. В последние десяти­летия эти производства были реконструи­рованы и ассортимент выпускаемой продукции расширился. Особенно уве­личилось производство автоматов и полу­автоматов, а также металлорежущих станков и высококачественных сложных инструментов. Создано немало моделей станков с числовым программным управ­лением. Широкое развитие получило производство малогабаритных станков высокой точности, спрос на которые воз­рос со стороны приборостроения, раз­вивающегося очень быстрыми темпами.

По судостроению Япония с середины 1950-х годов занимает первое место в мире по объему производства. Мощность японских судостроительных верфей ис­числяется в 18 млн. брутто-реч. т, на до­лю Японии приходится свыше полови­ны всего мирового тоннажа спущенных на воду судов.

Быстро развивающейся отраслью ма­шиностроения стала автомобильная про­мышленность. Япония в 1981 г. вышла на первое место в капиталистическом мире по производству и экспорту авто­машин. В 1980 г. было произведено 10,9 млн. легковых и грузовых автомо­билей.

Основные крупные центры машино­строения находятся в главных инду­стриальных районах страны. Машино­строительные предприятия размещаются в районе городов Токио — Йокогама, Нагоя, Осака-Кобе. Некоторые виды машиностроения возникли на северо-западе Кюсю, особенно в городе Нагасаки, где имеются крупные судостроительные верфи. Стали создаваться машинострои­тельные заводы в новых районах, преи­мущественно на западе Японии; однако по своему масштабу и оборудованию они меньше, чем на востоке страны.

Значительная часть производимых в Японии машин и механизмов идет на внутренний рынок, однако немалое ко­личество их стало направляться в КНР, в развивающиеся страны Африки и Латин­ской Америки, а также в Западную Европу.

Одной из важных отраслей промыш­ленности Японии за весьма короткий срок стала электроника. Основные направления в японской электронике — это производство специальных электрон­ных приборов и аппаратов, радиоприем­ников, телевизоров, магнитофонов, ап­паратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования.

Электронное производство требует значительных материальных затрат и в большой степени опирается на научно-экспериментальную работу. Японское правительство оказывает поддержку крупным компаниям, которые организу­ют у себя выпуск электронных изделий.

Высокую репутацию за пределами Японии завоевала продукция оптической индустрии, отличающаяся высоким качеством, — киноаппараты, микроскопы, оптические приборы для аэрофотосъем­ки, для подводного фотографирования и др.

Некоторые химические производства, как, например, лакокрасочная, изготов­ление технических масел, косметиче­ских веществ, лекарств и др., существо­вали в Японии уже давно. Значительный рост химическая индустрия получила, когда стали активно использоваться отхо­ды угольной и металлургической про­мышленности и лесного хозяйства.

Следующий большой сдвиг в химиче­ской индустрии имел место на рубеже 1960-х годов, когда форсированными темпами создавалась нефтехимия на базе отходов нефтяного и газового производ­ства. Нефтехимия дает для изготовления синтетических продуктов новое сырье по сравнительно низкой цене и в больших количествах, дополняя и заменяя старые виды сырья, получавшиеся из отходов угля, черной и цветной металлургии.

По размерам производства многих ви­дов химических товаров Япония стоит на третьем месте после США и Германии.

Номенклатура производимых в Японии химических товаров разнообразна. По та­ким химическим продуктам, как сульфат-аммоний, серная кислота, сода, искус­ственное волокно, этилен, пластмассы, синтетический каучук, Япония находит­ся в числе крупнейших производителей капиталистического мира.

Химические товары, особенно пласт­массы и пленки, быстро вошли в по­вседневную жизнь Японии. Пленка широко используется не только в городе, но и в деревне: распространено покры­тие пленкой посевов на полях и в огоро­дах и применение ее для хранения собранного урожая.

Значительное внимание уделяется в Японии биохимии — изготовлению эф­фективных лечебных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, производству витаминов, специальных кислот.

Химические товары являются важной статьей японского экспорта; вывозятся минеральные удобрения, неорганические химикаты, красители, медикаменты, кос­метические изделия, текстильные и мно­гие другие товары.

Долгое время легкая промышленность Японии являлась сферой мелкотоварного производства с широким использованием дешевого ручного труда. Крупных пред­приятий было немного, и они концентри­ровались главным образом в районе больших городов.

В настоящее время основой легкой индустрии стали хорошо оборудованные крупные предприятия. Самостоятельные мелкие и средние предприятия сохрани­лись в отдаленных от индустриальных центров окраинных районах. Однако и на этих мелкотоварных предприятиях стала внедряться новая техника.

Технический прогресс заметно сказал­ся на судьбе текстильной промышлен­ности, занимавшей до 1930-х годов ве­дущее место в японской экономике. Из­менилась структура текстильного про­изводства, обновилось оборудование, вне­дрена новая технология, улучшилось ка­чество выпускаемой продукции, возрос ассортимент изготовляемых изделий.

Две главные отрасли текстильной промышленности — хлопчатобумажная и шерстяная работают на привозном сырье, доставляемом главным образом из США (хлопок), Австралии и Южной Африки (шерсть). На закупку сырья затрачиваются большие суммы. Ввоз хлопка в начале 1980-х годов достигал 700 тыс. т в год, а по импорту шерсти Япония занимала второе место после США.

По темпам развития текстильной инду­стрии Япония из года в год опережала страны Западной Европы и США. Более интенсивно росло производство синтети­ческого волокна, шерстяных и трикотаж­ных изделий. По этим позициям Япония занимала в начале 1980-х годов третье место после США и Индии, вырабатывая ежегодно свыше 22 млрд. м разных тка­ней. Текстильные фабрики и заводы встречаются во многих местах страны, кроме северных.

Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-за­паде Японии. Наиболее значительные комбинаты расположены в районе горо­дов Киото, Хиросима, Ямагути, на западе Хонсю в районе залива Тояма и на севере Сикоку; несколько крупных заводов соо­ружено на Кюсю.

По производству химического волокна (штапельного и филамантного) Япония, уступая еще США, заметно обогнала ряд своих конкурентов в Европе. Много син­тетического волокна вывозится в развивающиеся страны Южной Азии и в Африку. А по производству и экспорту целлюлозного волокна Япония давно за­няла первое место, опередив и США.

Предприятия старых отраслей тек­стильной индустрии — хлопчатобумаж­ной и шерстяной размещаются преимущественно в более населенных портовых городах, где сосредоточивается дешевая рабочая сила и куда доставляется из-за границы сырье.

В числе старинных национальных про­изводств Японии керамическое произ­водство всегда занимало важное место, а в модернизированном виде оно иг­рает значительную роль и в настоящее время.

Япония обладает большим запасом вы­сококачественных глин, особенно каоли­на; всего насчитывается свыше 170 значительных разработок глины, в районах которых находятся обжиговые предпри­ятия. Самый известный центр керамиче­ского производства находится в городе Сэто вблизи города Нагоя.

А всего керамическим производством занято около 35 тыс. различного рода предприятий, в которых насчитывается более 400 тыс. рабочих. Почти 3/4 всех предприятий — мелкие. Эта отрасль промышленности охватывает множество самых разнообразных производств — от изготовления художественных изделий, фарфоровой посуды до производства крупных строительных материалов и важных для хозяйства технических изде­лий — теплоизоляционных, радиотехни­ческих и особого вида стекла.

В прошлом продукция керамической промышленности почти целиком шла на удовлетворение внутренних нужд, загра­ницу вывозились главным образом худо­жественные изделия. В настоящее время до 3/4 производимых товаров экспорти­руется в различные страны мира. Выво­зятся бытовая посуда, лабораторная, хи­мическая и электротехническая керами­ка, сантехника, кустарно-художествен­ные изделия, игрушки.

Обработка древесины получила боль­шое развитие еще во времена феодализ­ма, когда основой строительства были древесные материалы. В наши дни, хотя строительная индустрия Японии до­стигла высокого технического уровня и производит массу различных товаров, древесина по-прежнему сохраняет важное значение.

Лесопиление и различные виды дерево­обработки по количеству предприятий уступают лишь текстильной и пищевкусовой отраслям промышленности. В стране насчитывается до 30 тыс. разного рода лесопильных и фанерных заводов.

Особенностью японского лесопиления является рациональное использование древесины, отходов остается мало. Боль­шинство лесопилен хотя и невелики по размерам, но широко используют эле­ктроэнергию и механические двига­тели.

Крупные лесопильные предприятия на­ходятся в окрестностях больших городов страны — Нагой, Токио и Иокогамы, Осаки-Кобе, Сидзуоки, Хиросимы, Ока-ямы, на севере Кюсю и на юге Хоккайдо. Малые и средние заводы встречаются почти в каждой префектуре. Они разме­щаются обычно у транспортных путей, либо на морском побережье, либо в устьях рек или вдоль каналов, чтобы использовать сплав для доставки древе­сины и перевозить изготовленную про­дукцию водными путями.

Среди деревообрабатывающих пред­приятий насчитывается немало специализированных производств по изготов­лению тары, предметов домашнего оби­хода, японской обуви (гэта), зонтов, ве­еров, посуды, деревянных труб из бам­бука, спортивного инвентаря.

Важная отрасль японской деревообра­батывающей промышленности — фа­нерное производство. По размерам ее продукции Япония уступает только США и Канаде и стоит примерно на уровне Финляндии.

Японская фанерная промышленность широко внедрила новую технологию, в результате чего не только повысилось качество продукции, но и значительно расширился ее ассортимент. Стали изго­товлять фанеру, обладающую хорошей твердостью и большой устойчивостью против воздействия влаги и тепла, огне­упорную, покрытую специальными кра­сками и особым металлическим покрыти­ем, декоративную. Большой спрос на фанеру предъявляют помимо старых потребителей также и такие отрасли про­мышленности, как авиационная, автомо­бильная, радиоэлектронная.

Сельское хозяйство Японии

О японском тради­ционном сельском хозяйстве за рубежом издавна сложилось представление как о весьма отсталом. Это обусловлено рядом причин: преобладанием карликовых кре­стьянских хозяйств мелкотоварного типа, ограниченными капиталовложениями, направляемыми на улучшение земель, слабостью агротехнической базы, кабальной задолженностью крестьян. Однако сельское хозяйство Японии всегда отли­чалось высокой продуктивностью земель. Немало столетий обрабатывались поля и сады, не знавшие отдыха, но благодаря тщательному уходу крестьян за посевами, умелому использованию удобрений (пре­имущественно натуральных), специаль­ному отбору семян высокое плодородие земель сохранялось. К достижениям старинной народной агротехники отно­сится распространение двукратных уро­жаев, а на юге в ряде мест и трехкрат­ных.

По своей структуре японское сельское хозяйство следует отнести к типу много­отраслевых. Основой его является земледелие, главным образом возделывание риса и других зерновых культур, техниче­ских культур и чая. Известную роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. В Япо­нии к сельскому хозяйству относят также лесной промысел, рыболовство и мор­ской промысел (сбор морепродуктов в прибрежных водах).

До второй мировой войны в японской деревне насчитывалось около 4,5 млн. крестьянских хозяйств, обрабатывающих землю. В основном это были малозе­мельные крестьяне, владевшие участками в 1 га и меньше. Подавляющая часть помещиков (а их числилось около 600 тыс.) проживала в городах и не занималась сельским хозяйством. Владея наделом в 5—10 га земли, помещик обычно сдавал свою землю в аренду на кабальных усло­виях.

После войны в 1946 г. вошел в силу за­кон об аграрной реформе, по которому выкуп земли носил принудительный характер. Размер участка у земледельца, самостоятельно обрабатывающего зем­лю, не должен был превышать 3 га в среднем по всей стране (кроме Хоккай­до). Реформа охватывала только пахот­ные земли; лесные участки и ороситель­ные сооружения остались у старых вла­дельцев. Размер арендуемого участка ог­раничивался 1 га (на Хоккайдо — 4 га), натуральная арендная плата была заменена денежной и снижена. В фонд аг­рарной реформы поступило для выкупа свыше 1 млн. га земли, приобрести зем­лю можно было только за плату. Мало­земельные крестьяне реально могли приобрести в среднем не более чем по 0,2 га, а около 2,5 млн. наиболее бедных хозяйств вообще не имели возможности купить землю. Больше всего выиграли от реформы зажиточные хозяйства, ко­торые могли скупать помещичьи земли. Помещикам все же удавалось различны­ми способами скрыть некоторую часть своих земель, особенно на Хоккайдо.

К концу 1950-х годов аграрная политика японского правительства приняла новое направление: под лозунгом «упорядоче­ния деревни» стала проводиться ликвида­ция так называемых «неустойчивых» мелкотоварных хозяйств. Вошел в силу новый Основной сельскохозяйственный закон, который ставил своей целью не облегчение тяжелого положения трудовой части японской деревни, а активное содействие созданию хозяйств фер­мерского типа. В дополнение к этому закону были изданы постановления, раз­решавшие более высокие пределы зе­млевладения для крестьянских семей, активно осуществлявших интенсифика­цию, для пригородных хозяйств фермер­ского типа и для кооперативов.

Наиболее характерной чертой развития сельского хозяйства Японии в это время следует считать усиление капиталистиче­ской основы, распространение пригород­ного земледелия, быстрый рост механиза­ции.

Однако в своеобразных условиях япон­ской системы земледелия роль механиза­ции надо рассматривать по-иному, чем в Западной Европе или США. Дело в том, что, несмотря на аграрную реформу, кар­ликовый тип крестьянских хозяйств (по­рой участок имеет меньше 0,5 га) в большой мере продолжает сохраняться.

Даже небольшие клочки земли нередко не представляют собой одного целого, а разделены на более мелкие и разбросаны по разным местам. В условиях че­респолосицы возможно осуществлять только малую механизацию, используя преимущественно ручной инвентарь и механические двигатели с ручным управ­лением. Более мощная механизация встречается в немногих крупных хозяй­ствах капиталистического типа.

Обрабатываемая площадь страны со­ставляет 6 млн. га, а посевная превы­шает ее в силу того, что в ряде районов снимается по два, а на юге и по три урожая в год.

Под зерновыми занято свыше поло­вины посевной площади, под овощами — несколько больше 1/4, остальная отво­дится под кормовые травы, технические культуры и тутовицу.

Господствующее положение в земле­делии занимает рис. Среднегодовой сбор этой культуры к концу 1970-х годов дости­гал почти 16 млн. т. Урожайность состав­ляет в среднем 45 ц/га на поливных полях, а по отдельным сортам достигает 50—55 ц/га. Поддержание урожайности риса на высоком уровне обусловлено рядом причин: увеличением использова­ния химических удобрений и ядохимика­тов, улучшением подачи воды (особенно в результате широкого применения эле­ктромоторов для орошения), эффектив­ным ведением селекционной работы. Вы­веденные сорта семян отличаются хоро­шей урожайностью и устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям и болезням.

В то же время наблюдается снижение сборов таких зерновых культур, как пшеница, ячмень (в прошлом игравших важную роль в сельском хозяйстве), что вызвано низкой доходностью от их вы­ращивания и конкуренцией импортного зерна.

Большое значение имеет овощеводст­во, которое стало весьма доходной отра­слью для пригородных хозяйств. Овощи в пригородных фермах обычно выращи­ваются круглогодично в хорошо удоб­ренном и защищенном грунте (грядки чаще всего покрываются пленками).

Увеличиваются сборы сахарной свеклы на Хоккайдо и сахарного тростника на юге. Возрастают посадки чая. Сбор чайного листа теперь достигает 100 тыс. т в год. Выращиваются цитрусовые, ябло­ки, груши, сливы, персики, хурма, вино­град, каштаны, грецкие орехи, арбузы, дыни, в теплицах культивируют ананасы. Видное место быстро завоевывает клуб­ника, под которой на юго-западе Хонсю заняты крупные участки. Сбор плодово-ягодных культур составляет более 6 млн. т в год.

Таким образом, собственное растение­водство Японии обеспечивает страну ри­сом, овощами, ягодами и фруктами. Потребность в сахаре удовлетворяется меньше чем на 1/3. Резко возрос импорт пшеницы и ячменя (четверть века назад их продукция обеспечивала половину нужд страны). Потребности в соевых бобах, спрос на которые всегда высок в Японии, удовлетворяются собственным производством всего на несколько про­центов. В целом Япония обеспечивает себя продовольствием на 72%.

Животноводство, ранее относящееся к числу слаборазвитых отраслей хозяйства, после второй мировой войны стало активно развиваться. Это было вызвано увеличением внутреннего спроса на мясо и молочные продукты, ранее имевшие весьма ограниченное распространение. В настоящее время стадо крупного рога­того скота достигает 5 млн. голов, из них почти половина приходится на молочных коров. В южных районах страны быстро растет свиноводство (свиней насчитыва­ется около 7 млн. голов). В пригородных хозяйствах важное место занимает птице­водство. Животноводство Японии харак­теризуется высокой продуктивностью. За четверть века производство мяса уве­личилось в 5 раз и ныне составляет не менее 2 млн. т в год; выход молока удво­ился, достигнув 5 млн. т; возрос также сбор яиц.

Центром животноводства является се­вер  страны  — остров Хоккайдо, где создаются специальные фермы и коопе­ративные хозяйства. Почти 1/4 всего молочного стада Японии сосредоточена на Хоккайдо.

Особенностью японского животновод­ства является то, что оно базируется на импортных кормах (особенно много ввозится кукурузы). Местные кормовые травы считаются малопродуктивными и малопитательными, и сбор их невелик. Собственное производство покрывает не более 1/3 потребности животноводства в кормах.

Лес — одно из важнейших националь­ных богатств страны. Лесная площадь исчисляется в 25 млн. га. По этому показателю Япония находится на уровне таких лесистых стран, как Швеция или Финлян­дия. Леса в Японии располагаются на склонах гор, что крайне затрудняет их эксплуатацию. Велико значение лесоза­щитных насаждений, под которыми заня­то около 6 млн. га.

В лесном хозяйстве Японии историче­ски сложились специфические формы лесовладения. Господствующее место за­нимает частная собственность. В част­ном владении находится более половины всех лесов, в том числе бамбуковые на­саждения.

Подавляющее количество лесовладельцев составляют мелкие крестьяне, име­ющие до 1 га лесной площади. Крупные лесовладельцы имеют участки размером 5 га и выше, что по японским условиям немалая величина. Они, как правило, свя­заны с главными потребителями древе­сины — лесобумажными компаниями, а некоторые из компаний сами являются лесовладельцами. В число крупных соб­ственников лесов входят члены импера­торской фамилии, монастыри, храмы, владеющие наиболее высококачествен­ными лесами.

Несмотря на то, что Япония по своим потенциальным возможностям является страной богатой лесом, все же потребности в деловой древесине национальными ресурсами удовлетворяются недостаточ­но. По перспективным расчетам лесного агентства Японии, общий объем по­требления древесины определяется бо­лее чем в 125 млн. куб. м, а импорт уже сейчас превышает половину этого коли­чества.

На значительной по своему протяже­нию береговой полосе, окаймляющей Японские острова, проживает большое количество жителей, для многих из кото­рых рыболовство и сбор морепродуктов служат подсобным промыслом, а в ряде случаев и основным занятием. Но гос­подствующее положение в японском рыболовстве занимают крупные компании монопольного типа, которые через си­стему разнообразных посредников скупа­ют улов у рыбаков. Так сложилась си­стема тяжелой зависимости многих ры­боловецких хозяйств от «рыбных» маг­натов. Особенно выделяются пять ком­паний, которые располагают своим ры­боловным флотом, технически оснащен­ным для дальних плаваний. Японские суда уходят далеко в Тихий океан, Ан­тарктиду, в воды Индийского и Атланти­ческого океанов. Крупные компании да­ют почти половину валовой продукции рыболовства и контролируют торговлю рыбой.

Морская фауна прибрежной зоны Япо­нии богата и разнообразна. К основным объектам лова относятся сельдь, треска, лососевые, камбала, окунь, сайра, сарди­ны, тунец, палтус, акула, рыба-меч и др. В прибрежных водах добывают морепро­дукты, особенно водоросли (морская ка­пуста) и различные моллюски.

Рыболовный флот Японии насчитывает несколько сот тысяч судов, но только половина из них оснащена механиче­скими двигателями. Общий тоннаж всех судов достигает 2,5 млн. т. На долю крупных судов приходится значительная часть улова рыбы, вместе с тем известную роль играют и малотоннажные суда, в том числе безмоторные парусники.

Японцы ежегодно добывают свыше 10 млн. т рыбы и морепродуктов. Около 1/3 улова дают воды в районе Хоккайдо. Важными промысловыми районами всегда также были северо-восточные по­бережья Хонсю, где у 37° с. ш. встреча­ются мощные потоки холодного и тепло­го течений, и юг страны, где температура воды зимой не ниже 20° тепла; здесь добывают излюбленную японцами рыбу тай, бури (желтохвостик), родственный тунцу бонито, а также устриц и водоросли.

Широкое распространение приобретает аквакультура — искусственное разведе­ние рыб в морских прибрежных лагунах и пресноводных водоемах, особенно в гор­ных озерах и на заливных рисовых полях, где особенно хорошо выращиваются кар­пы. Большой известностью пользуется разведение жемчужных раковин в теплых прибрежных водах.

Прибрежный лов переживает значи­тельные трудности, что связано с некон­курентоспособностью маломощных мел­ких и средних рыболовецких хозяйств, специализирующихся на прибрежном лове, с крупными компаниями, а также загрязнением вод сточными отходами многочисленных фабрично-заводских предприятий, расположенных на побе­режье.

Новым, весьма важным явлением в экономической жизни страны следует считать развитие аграрно-промышленных комплексов, размещающихся в при­городных зонах, в сельской местности. Это по существу новая форма внедрения капитализма в деревню, при которой ис­пользуются местные ресурсы сырья и местная рабочая сила — относительно более дешевая, чем в городах.

Агропромышленные комплексы ох­ватывают земледельческие и животно­водческие фермы, рыболовный флот, холодильники и складское хозяйство, элеваторы, транспортные средства и на­конец предприятия пищевой промышленности и сеть магазинов по продаже готовой продукции. Выгоду от соедине­ния сельского хозяйства с промышлен­ным производством получает прежде всего крупное предпринимательство.

Транспорт Японии

Значительные сдвиги, про­исшедшие в последние десятилетия в эко­номике страны, в немалой степени косну­лись и транспорта. Наблюдался интенсив­ный рост внутренних грузопотоков, и ныне они достигли 300 млн. ткм. Однако темпы промышленного роста опережали развитие транспорта. Тран­спортную напряженность несколько ослабило усиление автомобильного дви­жения по перевозке как пассажиров, так и грузов. В настоящее время на автомо­бильный транспорт приходится около 2/5 всего грузопотока.

Значение железных дорог, по которым раньше транспортировалась основная масса грузов, снизилось в общем грузообороте с 3/5 до 1/5; каботажный флот сохраняет свое значение (2/5 всего грузо­потока).

Длина всех железных дорог страны достигает 28 тыс. км (это больше, чем в Англии). Господствующее положение занимает Корпорация государственных же­лезных дорог — крупное объединение, работающее на коммерческой основе.

Во владении частных компаний нахо­дятся короткие междугородные и местные линий (подъездные пути к фабрично-заводским предприятиям и пригородные до­роги). Частные пригородные дороги заняты почти исключительно транспор­тировкой пассажиров; на их долю пада­ет около уз всех пассажирских перево­зок страны.

Гористый рельеф местности, сравни­тельно неширокие речные долины и узкие прибрежные низменности создали немало трудностей при сооружении железнодо­рожной сети.

Для железнодорожной сети Японии характерны тоннели и многочисленные мосты. Преобладают однопутные узкоколейные дороги. Узкая колея не только сокращала расходы на строительство, но и давала возможность использовать лег­кую конструкцию подвижного состава. Ввиду неровности пути (крутые уклоны и частые повороты) состав поезда обыч­но невелик.

В стране электрифицировано несколь­ко меньше половины всех дорог, а част­ные пригородные дороги электрофицированы почти полностью.

Большое внимание в последние годы уделяется модернизации подвижного со­става: возросло использование более мощных дизельных локомотивов и эле­ктровозов, широко входят в эксплуата­цию специализированные вагоны для контейнерных перевозок. Новое направ­ление в реконструкции транспорта — это сооружение    специальных железнодорожных путей для сверхскоростных по­ездов.

Магистральные железнодорожные пути проходят преимущественно вдоль мор­ского побережья острова Хонсю, опоясы­вая его кольцом. Поперечные железные дороги, более короткие по своему протя­жению, соединяют запад и восток Хонсю, пересекая его гористую часть, втягивая горные префектуры, оторванные от раз­витых центров, в хозяйственную жизнь страны. На островах Кюсю, Сикоку, Хок­кайдо железнодорожные линии связы­вают глубинные, горные районы с бе­реговыми.

Основное звено железнодорожной си­стемы Японии — сверхскоростная маги­страль Синкансэн. Она протягивается от Токио до Фукуоки через Осаку и Окаяму на 1074 км. Средняя скорость экспресса «Хикари» — 150 км в час, а на отдельных участках — 210—220 км.

В 1942 г. было открыто железнодо­рожное движение по подводному тон­нелю Канмон между портом Симоносеки на юге Хонсю и портом Модзи на севере Кюсю. Тоннель трехъярусный —для же­лезнодорожного, автомобильного и пешеходного движения — протяжением 3,4 км. Наличие тоннеля намного рас­ширило возможности транспортировки массовых грузов. В послевоенное время его пропускная способность стала недо­статочной. Был сооружен второй тоннель, получивший название «Син-канмон» (новый Канмон). Он начинается в предместьях порта Симоносеки, несколь­ко поодаль от старого тоннеля, и заканчи­вается на севере Кюсю, в порту Кокура, являющемся частью большого города Китакюсю.

В 1970 г. через пролив Цугару началось строительство тоннеля Сэйкан протяжени­ем 54 км, который соединил двухъярусной железной   дорогой   порты   Аомори на севере Хонсю и Хакодате на юге Хоккай­до. Строительство тоннеля в техническом отношении оказалось чрезвычайно слож­ным: работы велись на глубине до 100 м ниже дна моря; введен в эксплуатацию в середине  80-х годов. Раньше весь путь от административного центр Хоккайдо города Саппоро до Токио железнодорожный состав проходил за 20 часов, а после сооружения тоннеля Сэй кан сверхскоростной экспресс проходит его за 5 часов.

Запроектировано сооружение мостов для соединения юго-востока Хонсю и северо-востока Кюсю с северо-западом Сикоку. Существует проект строитель­ства мостов между югом Хонсю и севе­ром Сикоку. В 1980х годах были запланированы три линии мостов, которые проходят над Внутренним морем Японии (опорами будут служат острова этого моря). Один из мостов пе­ресекает восточную часть моря и проходит от города Осаки через остров Авадзи на северо-восток Сикоку до порта Наруто.

Шоссейные дороги возникли в Японии еще в VIII в. Тогда было пять основных почтовых дорог, при сооружении кото­рых учитывались естественные условия местности. В наше время новые магист­ральные автодороги в общем сохраняют направление исторических шоссейных путей.

Шоссейные дороги в Японии делятся на четыре категории: государственные, или национальные (с твердым покрытием), префектурные, городские и сельские. Об­щее протяжение всей дорожной сети пре­вышает 1,2 млн. км. Шоссейные дороги связывают не только города, но и почти все сколько-нибудь важные населенные пункты страны.

Автомобильный транспорт развивается очень быстро: общее число автомашин приблизилось к 30 млн еще в 1980х годах, из них полови­на — грузовые. Легковые автомобили в подавляющем количестве находятся и частном владении.

Автомобильное движение развивалось настолько интенсивно, что крупные го­рода страны, в первую очередь Токио, оказались перенасыщенными машина­ми.

Метро имеется в Токио, Иокогаме, Осаке, Кобе, Нагое, Саппоро; кроме то­го, в столице введена в эксплуатацию монорельсовая дорога.

В городском транспорте Токио сохра­няет значение кольцевая железная доро­га, к которой примыкают автобусные линии. Для токийцев это наиболее удоб­ный и дешевый вид транспорта. В го­родах страны широкое распространение получило автобусное движение.

Япония располагает большим каботаж­ным флотом общим тоннажем 1 млн. т. До сих пор велико значение грузовых джонок, сочетающих старинный парус с моторной установкой. Небольшие кабо­тажные грузовые суда перевозят такие массовые грузы, как уголь, лес, строи­тельные материалы, рыбопродукты, удобрения. Широкое использование ма­лых судов обусловлено также и тем, что на побережье страны много небольших портов, не принимающих крупных кораблей.

В Японии принято деление портов на три категории: главные — их несколько десятков, они глубоководные, расположены у больших городов, принимают суда, совершающие зарубежные рейсы; мест­ные — обслуживают каботажные и ры­боловные   суда,   обычно иностранные корабли в них не заходят; портоубежища.

Суммарный грузооборот японских портов составляет примерно 3 млрд. т.

По решению властей ведется реконст­рукция главных портов. Основные на­правления портового строительства включают расширение и модернизацию портов для приспособления их к совре­менным операциям (в первую очередь внешнеторговым). В частности, была улучшена обработка контейнеро­возов в крупнейших портах — Токио, Йокогаме, Кавасаки, Кобе, Нагое. До­полнительное внимание уделяется обеспечению безопасности фарватеров, охране окружающей среды.

Для Японии, внешняя торговля которой приняла весьма большие масштабы, мор­ской транспорт имеет исключительное значение. Общий тоннаж японского тор­гового флота превышает 40 млн. т. Оке­анские танкеры доставляют в Японию ежегодно до 200 млн. т нефтетоплива. По тоннажу танкерного флота высокой мощности — свыше 100 тыс. т — Япония занимает первое место в мире. Быстры­ми темпами увеличивается водоизмеще­ние танкеров, строящихся в Японии. Не так давно танкер тоннажем 100 тыс. т вызывал удивление, а уже в начале 1970-х годов был спущен на воду танкер-гигант в 477 тыс. т. Однако в кризисные време­на эксплуатация танкеров-гигантов себя не оправдала.

Но, несмотря на значительный тоннаж национального торгового флота, Япония вынуждена в больших размерах фрахтовать иностранные суда.

Для такой страны, как Япония, где рас­стояние между городами невелико, где развиты другие виды транспорта, внутреннее воздушное сообщение, казалось, не должно играть значительной роли. Однако в последнее время роль воздуш­ного транспорта заметно возросла. Поч­ти все сколько-нибудь значительные го­рода связаны с центрами страны воздуш­ными авиалиниями. Особенно активна работа японского воздушного транспор­та на зарубежных авиалиниях.

Внешние экономические связи Японии

Внеш­неторговый оборот Японии в 1980 г. со­ставил 270 млрд. долл. (экспорт 130 млрд. долл., импорт — 140 млрд. долл.). Хотя внешняя торговля имеет большое значе­ние в экономике Японии, ее экспорт со­ставляет лишь 13% валового нацио­нального продукта страны.

Наибольший удельный вес в японском экспорте занимают машины, суда и авто­мобили, электротехнические товары, разного рода механизмы и точные при­боры, а также металлы (прокат и метал­лические изделия).

Важное место в экспорте принадлежит разнообразным химическим товарам. Текстиль, раньше являвшийся основной статьей экспорта, хотя и растет по разме­рам вывоза, но по стоимости уже не занимает главного места. Однако на мировых рынках роль текстиля Японии по-прежнему велика. Так, например, по экс­порту хлопчатобумажных товаров она занимает второе-третье место в мире, по экспорту химических волокон — первое-второе место.

В импорте первое место принадлежит нефти (почти 40% японского импорта) и коксующемуся углю. Велики размеры импорта металлов, металлолома и бокси­тов.

По-прежнему ввозится большое коли­чество текстильного сырья (хлопок и шерсть) и натурального каучука. Увеличивается покупка строевого леса. Доля промышленных изделий в импорте со­ставляет лишь 23%.

Ввоз продовольственных товаров увеличился за счет кормового зерна (осо­бенно кукурузы), затем бобов, сахара-сырца, морепродуктов и рыбы.

Крупнейшим торговым партнером Япо­нии продолжают оставаться США, даже в условиях значительных американо-япон­ских торговых противоречий. На долю США приходится 1/3 всего внешнетор­гового оборота Японии.

В географическом направлении внеш­ней торговли Японии в последние десяти­летия произошли изменения. Значитель­но расширились торговые связи с Юж­ной Кореей и Тайванем, которые стали крупными покупателями самых разнообразных японских товаров. Торговыми партнерами Японии стали «нефтяные» страны Персидского залива — Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн.

Активные торговые связи сложились у Японии со странами Юго-Восточной Азии — Филиппинами, Малайзией, Таиландом и Индонезией. Эти страны на­правляют в Японию сырье — нефть, же­лезную руду, бокситы, цветные и редкие металлы, лес тропических пород, а Япо­ния вывозит туда потребительские това­ры, комплектное оборудование, транс­портные средства.

Японо-китайская торговля, игравшая значительную роль в довоенные годы, одно время резко сократилась, но затем вновь стала наращивать темпы, однако к концу 1970-х годов приняла неустойчи­вый характер. Объем торговли достигал почти 5 млрд. долл. Япония вывозит из Китая железную руду, нефть, коксующийся уголь, редкие и цветные металлы, все это правда не в столь значительных размерах. Поставляет туда потребитель­ские товары и промышленное оборудование.

В борьбе за новые рынки Японии уда­лось завоевать значительные позиции в Австралии и Новой Зеландии, расширить торговые связи со странами Латинской Америки (особенно с Бразилией и Вене­суэлой) и странами Африки.

Новым явлением в японской внешней торговле является значительный рост торговых операций со странами Западной Европы, в первую очередь с Германией.

Форсированным расширением экспор­та Япония стремится покрыть огромные расходы на импорт сырья. Особенно успешно конкурирует Япония по таким товарам, как автомобили, электроника, оптика, фотоаппараты, пластмассы, синтетические ткани, керамика, одежда, обувь. Японские товары выделяются вы­соким качеством, красивой упаковкой и чаще всего дешевизной, при этом хоро­шо рекламируются, нередко продаются в кредит. Столь активная торговая экс­пансия привела, но существу, к слабо за­маскированной «торговой войне» Япо­нии с другими капиталистическими стра­нами.

Успешное развитие внешней торговли в немалой степени связано с усилением экспорта японских капиталов не только в развивающиеся страны, но и в промышленно развитые. Экспорт капиталов осу­ществляется главным образом ведущими японскими монополиями, опирающимися на активную правительственную под­держку.

Первоначально Япония вывозила свои капиталы в слаборазвитые страны и рай­оны Восточной Азии. Позднее наступил этап более активного усиления экспорта капиталов в связи с политикой создания за рубежом сырьевых баз. В странах Южной Азии, Ближнего Востока, Аф­рики и Латинской Америки японскими монополиями также создаются предприя­тия по добыче и первичной обработке различных видов сырья.

Наиболее значительные вложения на­правляются в Бразилию, Индонезию, Южную Корею, Тайвань, Сянган.

Исходя из своих интересов, японские монополии особое внимание уделяют но­вому строительству, предусмотренному в долгосрочных национальных програм­мах экономически слабо развитых стран, предоставляют кредиты для закупки про­мышленного оборудования и транспортно-строительных средств, посылают сво­их специалистов, создают смешанные предприятия, используя дешевый мест­ный труд.

Большая доля экспортируемых капита­лов направляется в промышленно разви­тые страны, где осуществляется скупка ценных бумаг, выпускаемых крупными зарубежными компаниями. В ряде стран (США, Канада, Австралия, Германия, Англия, Франция) японскими монополиями соз­даются смешанные предприятия.

Японо-Российские экономические связи характеризуются расширением торговых отношений. Этому содействовала заключенная в Москве 19 октября 1956 г. «Со­вместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и о восстановлении дипломатических и консульских отноше­ний». Вслед за этим был заключен 6 де­кабря 1957 г. первый советско-японский торговый договор и досрочное соглаше­ние о товарообороте и платежах сроком на 5 лет. В последующее время он прод­левался.

Наряду с развитием торговых отноше­ний было положено начало совместному осуществлению крупномасштабных проектов на компенсационной основе но раз­работке древесины, угля, по разведке нефти на Сахалине и газа в Якутии. Япон­ской стороной были выполнены заказы по сооружению на Дальнем Востоке ря­да промышленных предприятий. Япон­ская сторона приняла участие в составле­нии проекта постройки крупного Восточ­ного порта вблизи Находки.

Таким образом сложилось новое на­правление в российско-японских эконо­мических отношениях, основу которых составили крупномасштабные проекты, для осуществления которых ведутся за­купки в Японии промышленного оборудования, а оплата кредитов осущест­вляется путем компенсационных поста­вок леса, угля и других товаров.

Россия закупает в Японии различные виды промышленного обору­дования, трубы большого диаметра, некоторые потребительские товары для районов Дальнего Востока. Заметно рас­тет российский экспорт в Японию. Выво­зятся обработанная древесина, целлюло­за, чугун, алюминий, асбест, калийные соли, некоторые виды машин, редкие металлы. Развивается обмен научно-тех­нической информацией.

Осуществляются экономические связи между Приморским краем и кооперативными объединениями западных районов Япо­нии — прибрежная торговля между рай­онами, примыкающими к Японскому мо­рю. Центрами этой торговли стали порт Находка и города на побере­жье Японского моря — Ниигата, Майдзуру, где сооружены новые причалы для приема дальневосточного леса и других грузов.

Dave
Оцените автора
Обзор стран мира
Добавить комментарий

Situs Togel 4D Bo Togel Bandar Togel Deposit Pulsa hondatoto Agen Togel Deposit Ovo Togel Bet 100 Perak Bandar Togel Terbesar Toto Togel Bandar Togel Daftar Bandar Togel Terbesar agen togel deposit ovo situs togel 4d Slot Bonus 100 Situs Judi Slot Terbaik Slot Gacor Slot Pragmatic Link Slot Gacor Dingdong Togel Slot Deposit Pulsa Situs Slot Judi Online Agen Slot Online BO Togel 5 Bandar Togel Terpercaya Agen Togel Bet 100 Perak Toto Togel Agen Togel Resmi Bandar Togel Deposit Pulsa Dingdong Togel Situs Togel Terbesar Bandar Darat Togel Togel Toto Online Togel Singapore BO Togel Bet 100 Perak Agen Togel Deposit Pulsa Situs Bandar Togel Hadiah 4D 10 Juta 10 Situs Togel Terpercaya 5 Bandar Togel Terpercaya Situs Slot Deposit Pulsa Agen Slot Online Togel Hari Akun Slot Bet Game Situs Judi Slot Situs Judi Slot Resmi Game Slot Slot Game Bonus New Member 100 Agen Togel terpercaya 10 Situs Togel Terpercaya Agen Togel Online Agen Togel Singapore Togel Toto Macau Situs Togel Terpercaya 10 Situs Togel Terpercaya Situs Bandar Judi Togel Situs Togel BRI Online 24 Jam situs togel dan slot SITUS TOGEL DEPOSIT VIA DANA situs togel terbaik 5 bandar togel terpercaya bandar togel hadiah 4d 10 juta terpercaya BANDAR TOGEL HADIAH 4D 10 JUTA Situs Slot Bet 100 Perak situs bandar togel terpercaya Bandar Togel Deposit Pulsa Situs Slot Situs Slot deposit Pulsa Agen Slot Dan Togel Toto Slot Bandar Togel Hadiah 4D 10 Juta Situs Togel Online Situs Slot Togel Terlengkap Agen Slot BO Togel Agen Togel Online Situs Bandar Togel Dan Slot Situs Togel Togel Deposit Pulsa Slot Gacor Bandar Togel Lengkap Situs Slot 5 Bandar Togel Terpercaya Bo Togel dan Slot Toto Togel Judi togel Togel Hadiah 2D 100rb Bandar Togel Dan Slot Togel Bet 100 Lotre Togel bandar darat togel 5 bandar togel terpercaya Situs Togel Terpercaya bandar judi terpercaya Bandar Togel Terbesar Bandar Togel Online bandar togel bandar togel terpercaya hadiah terbesar judi togel bandar togel terbesar situs judi online bandar togel terbesar Togel Online Bandar Togel Bolak Balik Dibayar Bandar Togel Lengkap situs togel Bandar Togel Togel Hadiah 4d Terbesar bandar togel hadiah terbesar Bandar Togel Hadiah 4d Terbesar judi togel Togel Online Terbaik Situs Togel Terbesar Bandar Lotre Togel Togel Kamboja Dingdong Togel Bandar Togel Terbesar dan Terpercaya Bandar Togel Terpercaya Daftar Bandar Togel Togel Deposit Via Dana 5 Bandar togel terpercaya agen togel terpercaya slot online Situs Bonus New Member Slot Gacor 10 Situs Bandar Togel Slot Online Agen Slot Online Slot Pragmatic Slot Pragmatic Agen Togel Lengkap Bandar Togel Hadiah 4d 10 Juta Slot Resmi Bo Togel Situs Togel Terpercaya 5 Bandar Togel Terpercaya Agen Bo Togel Bandar Togel Slot Pragmatic Judi Slot Pragmatic agen togel online Agen Togel Terpercaya toto togel 5 Bandar Togel Terpercaya Bandar Togel Terpercaya Bandar Togel Online Situs Togel Resmi Agen Slot Judi Slot Online 10 Situs Togel Terpercaya Slot Pulsa Tanpa Potongan Situs Slot Gacor Bo Togel Togel deposit pulsa Agen Judi Slot Online Terpercaya Situs Slot Gacor Mesin Slot Bandar Togel dan Slot Agen Judi Slot Pragmatic Slot Online Via Dana Link Slot Gacor Situs Game Slot Online SITUS SLOT ONLINE GAME SLOT Agen Togel Terpercaya Bandar Togel Slot Bandar Togel dan Slot Bandar Togel Terpercaya Hadiah 4d 10 Juta Bo Togel Bandar Togel Deposit Pulsa Bandar Togel Terpercaya Bandar Togel Hadiah 2d 100rb Slot Pragmatic 5 Bandar Togel Terpercaya Bandar Darat Togel Bandar Togel Dan Slot Bandar Togel Hadiah 2d 100rb Bandar Togel Hadiah Terbesar Bandar Togel Lengkap Bandar Togel Online Bandar Togel Terbesar Daftar Bandar Togel Tertua Agen Slot Bonus 100 Agen Togel Mesin Slot BANDAR TOGEL HADIAH 2D 100RB Bandar Togel 77 TOTO SLOT 5 Bandar Togel Terpercaya 5 Bandar Togel Terpercaya 2022 Situs Judi Slot Terbaik Bandar Darat Togel Bandar Lotre Togel Bandar Togel Bet 100 Rupiah Bandar Togel Bet 100 Bandar Togel Hadiah 4d 10 Juta Terpercaya BANDAR TOGEL HADIAH 4D 10 JUTA Bandar Togel Terpercaya BANDAR TOGEL TERPERCAYA HADIAH TERBESAR Bandar Togel Terbesar BANDAR TOGEL LENGKAP Bandar Togel Hadiah Full Togel Online Bandar Togel Resmi Bandar Togel Terbaik Bandar Togel Terbesar Situs Slot Online Bandar Judi Slot Online BANDAR JUDI SLOT ONLINE BANDAR TOGEL TERPERCAYA KUMPULAN SITUS JUDI SLOT 4D Situs Bandar Togel Hadiah 4d 10 Juta LINK BANDAR SLOT TERPERCAYA Daftar Bandar Togel Terbesar Dan Terpercaya Daftar Bandar Togel Tertua Dingdong Togel Daftar Situs Judi Slot Online BANDAR TOGEL TERPERCAYA AGEN JUDI SLOT ONLINE TERPERCAYA DAFTAR JUDI SLOT ONLINE Slot Pragmatic BO JUDI SLOT ONLINE DAFTAR SITUS SLOT GACOR Nama Nama Situs Judi Slot Online Terpercaya Togel China Bandar Judi Slot Online SITUS JUDI SLOT DEPOSIT PULSA Situs Slot Deposit Pulsa Togel Kamboja Agen Togel Resmi AGEN SLOT ONLINE Slot Bonus New Member 100 LINK BO TERPERCAYA SITUS SLOT GACOR Slot Gacor Agen Judi Slot Online Resmi DAFTAR NAMA NAMA SITUS JUDI SLOT ONLINE DAFTAR SITUS JUDI SLOT ONLINE AGEN TOGEL RESMI DEPOSIT PULSA Toto Slot Agen Judi Slot Gacor SLOT ONLINE KUMPULAN NAMA SITUS SLOT ONLINE TERPERCAYA Bandar Togel dan Slot GAME SLOT ONLINE Togel Bandar Darat BANDAR TOGEL TERBESAR TOGEL HADIAH PRIZE 123 BANDAR TOGEL TERPERCAYA Agen Slot Online Situs Slot Deposit Pulsa Situs Judi Online Situs Slot Online Situs Judi Togel Situs Judi Slot Online Terpercaya 5 Bandar Togel Terpercaya Toto Slot Agen Judi Slot Online Situs Slot Terbaru Togel Deposit Pulsa Slot Online Situs Judi Slot Online Terpercaya Slot Pragmatic Bandar Togel Bet 100 Perak Situs Slot Slot Deposit Pulsa Slot Mpo Situs Judi Slot Online Slot Online Terbaik dan Terpercaya Game Slot Agen Slot Pulsa Slot Gacor Agen slot dan Togel Agen Judi Slot Online Terpercaya Togel dan Slot Agen Togel Slot Gacor Slot Gacor Agen Judi Slot Online24Jam Slot Gacor Judi Online Judi Slot Online Bo Togel Slot Online Sultanplay Situs Judi Slot Online Situs Mpo Slot Gacor Slot PG Soft Slot Online Sultanplay Situs Togel Online Agen Judi Slot Online Situs Togel dan Slot Online 10 Situs Togel Terpercaya 10 SITUS TOGEL TERPERCAYA Slot Online Terpercaya Joker Slot Bandar Togel Dan Slot Bandar Togel Hadiah Full Bandar Togel Hadiah Terbesar Bandar Togel BANDAR TOGEL TERPERCAYA Akun Togel Resmi Togel Macau Togel Kamboja Slot Deposit 5000 Slot Terpercaya Togel Singapura Toto Macau Nama Nama Situs Slot Online Bandar Togel Kamboja Bandar Togel Terpercaya Togel Hadiah 4d 10 Juta Terpercaya Agen Slot Agen Judi togel Resmi Situs Togel Terpercaya Situs Togel Terbesar Bandar Toto Terpercaya Agen Slot Gacor Togel Hongkong Judi Slot Online Hondatoto Ojktoto agen slot agen togel resmi togel online agen togel terpercaya agen togel slot online bandar togel situs slot bandar togel online judi slot agen bandar togel agen togel situs judi slot slot online 5 bandar togel terpercaya bo togel terbesar agen slot judi togel online agen togel terpercaya situs togel terpercaya slot online bo togel slot online bo togel bo togel agen togel online agen togel online bo togel deposit via pulsa bet 100 tanpa potongan agen togel terpercaya https://www.cansbar.com/cgi-bin/ toto slot bo togel bo togel idn slot bo togel judi togel online slot gacor https://www.veracruzanos.info/wp-admin/js/widgets/ murah slot situs judi slot situs togel resmi daftar bandar togel tertua slot togel agen togel resmi aman https://www.la-hunaudaye.com/wp-includes/pomo/ situs togel resmi bo togel situs slot situs slot nama toto togel togel online bandar togel terpercaya 10 situs togel terpercaya https://wegotpowerfilms.com/music/img/ judi slot online situs slot gacor situs agen toto togel resmi situs slot online terbaik 5 bandar togel terpercaya situs slot daftar togel bandar togel lengkap agen slot dan togel terpercaya bandar slot terpercaya dingdong togel agen judi togel situs togel situs judi slot situs togel bandar togel situs togel terpercaya bo togel hadiah terbesar togel 100 perak bo togel terpercaya seratus bandar togel togel 100 situs judi slot online togel hongkong togel sdy situs togel situs toto slot 4d terpercaya bandar togel terbaik togel singapore situs togel terbaik agen togel resmi situs judi slot online bandar togel hadiah 4d terbesar situs slot deposit pulsa agen judi slot online agen judi slot gacor online situs judi slot online togel macau togel macau nama situs togel terpercaya situs bo togel togel kamboja slot mpo situs judi slot terbaik bo judi slot online bandar togel hadiah 4d 10 juta daftar bandar togel terbesar dan terpercaya situs togel terpercaya agen judi slot Duta Jav bo togel situs slot online situs judi slot terbaik agen togel terpercaya situs togel online toto togel lengkap agen slot deposit pulsa tanpa potongan situs togel terbesar dan terpercaya agen togel terpercaya daftar togel toto online agen judi slot gacor online agen slot deposit pulsa tanpa potongan situs bandar togel lengkap situs togel terpercaya daftar togel toto online toto togel lengkap situs togel online bandar togel hadiah 4d 10 juta toto togel slot hoki agen slot dan togel terpercaya situs togel online terbesar agen slot dan togel terpercaya toto togel lengkap agen togel hadiah 2d 100rb bandar togel terpercaya togel wap dingdong togel daftar agen judi slot online situs judi slot online agen judi slot gacor online togel sdy togel hadiah 2d 100rb 5 bandar togel terpecaya daftar bandar togel terbesar dan terpercaya togel hadiah 2d 100rb 5 bandar togel terpercaya daftar bandar togel terbesar dan terpercaya situs bandar togel togel online 10 situs togel terpercaya 5 bandar togel terpercaya situs bandar togel terpercaya agen togel situs judi online agen slot gacor bandar togel terpercaya bandar togel terpercaya bandar darat togel judi togel online judi togel online situs bandar togel terpercaya daftar bandar togel resmi