Важнейшие исторические события в Японии

Япония

На протяжении большей части четвертич­ного периода Япония была связана сухо­путными мостами с материком и состав­ляла с ним единое целое. Японское море было тогда огромным внутренним озе­ром. Поэтому древнейшие люди, близкие к обитавшему в Восточной Азии синан­тропу, вполне могли проникать на ее тер­риторию. В результате археологических раскопок в последние десятилетия на территории Японии найдено немало камен­ных орудий, типологически сопостави­мых с нижнепалеолитическими. Однако нет достаточного количества данных, ко­торые позволяли бы судить о физическом типе людей и датировании эпохи, в кото­рой они жили. Бесспорно датируются лишь памятники эпохи мезолита (10 — 6 тыс. лет до н. э).

Древнейшие из неолитических культур Японии, так называемые культуры протодземон, датируются VII тысячелетием до н. э. С VI по I тысячелетие до н. э. растянулся период неолитической куль­туры дземон (слово означает по-японски «веревочный узор»), распадающейся на более узкие по своим хронологическим и географическим рамкам локальные куль­туры, которые, различаясь по формам и орнаментации керамики, довольно едины по каменному инвентарю и по хозяй­ственно-культурному типу оставивше­го их населения. Это были племена с охотничьим и собирательским хозяйст­вом, с особым значением рыболовст­ва и сбора съедобных моллюсков в прибрежных районах. По общему облику керамического и каменного инвентаря, а также по характеру орнамента эти куль­туры ближе всего стоят к ранненеолитическим культурам Юго-Восточной Азии. Можно предполагать, что население эпохи дземон по своему языку и физиче­скому типу было близко к современным айнам, которые и могут рассматриваться как наиболее прямые его потомки. Древ­ние айнские племена, антропологически принадлежавшие к весьма специфиче­ской ветви австралоидной большой расы, очевидно, расселялись морским путем из Юго-Восточной Азии вдоль берегов Филиппинского и Рюкюского архипелагов. В физическом облике и даже в отдельных этнографических чертах (например, тату­ировке) современного населения остро­вов Рюкю прослеживаются некоторые элементы айнского субстрата в большей степени, чем среди современного населе­ния Центральной Японии. Были ли япон­ские острова к моменту прихода древних айнов необитаемы, или же айны вклю­чили в свой состав потомков палеолити­ческого и мезолитического населения страны, пока сказать трудно.

Начиная с III тысячелетия до н. э. име­ются археологические свидетельства при­митивного подсечно-огневого земледе­лия, которое имело вспомогательное зна­чение и не стало основным занятием насе­ления.

Во II тысячелетии до н. э. Южную Япо­нию начали заселять малайско-полинезийские по своему языку и южно-монголоидные по расовому типу племена, кото­рые, смешиваясь с более древним айно-язычным населением, включили в себя немало айнских элементов. В хозяй­ственно-культурном отношении суще­ственных различий между этими племенами не было.

В VII—V вв. до н. э. в этническом и культурном облике населения Южной Японии происходят существенные сдви­ги. Через Цусимский пролив сначала на север острова Кюсю, а затем на Сикоку и на юго-западный Хонсю проникают из Южной Кореи племена — носители энеолитической культуры яёй.

Племена культуры яёй были значи­тельно выше по уровню хозяйственно-культурного развития, чем племена куль­туры дземон. Им было известно поливное рисосеяние, разведение домашнего ско­та— коров, свиней, лошадей. Они уже имели некоторые связи с высокоразвитой цивилизацией континентальной Восточ­ной Азии. Из Китая и Кореи к этим пле­менам проникают металлические, брон­зовые и железные орудия и оружие, гон­чарные изделия. В последние века до нашей эры спорадические упоминания о племенах культуры яёй появляются в китайских династийных хрониках, где они фигурируют под названием «людей Ва» («вожень»). Хроники сообщают о многих десятках небольших «царств» людей Ва, часть которых поддерживала с китайским императорским двором посольские отно­шения. «Царства», очевидно, представля­ли собой племенные объединения, в рам­ках которых зарождались раннеклассо­вые отношения, далеко зашло имуще­ственное расслоение, появилась родоплеменная знать. «Цари» или «царицы», о которых сообщают хроники, были по своей роли, вероятно, идентичны басилевсам, вождям племен, правителям не­больших поселений Древней Греции.

В течение первых веков нашей эры между крупнейшими из «царств» идет ожесточенная борьба за господство, в результате которой в начале IV в. н. э. «царство» Ямато захватывает наиболее богатые и плодородные земли в районе современных городов Осака и Нара и утверждает свое господство над всей Цен­тральной и Южной Японией. Археологи­чески эта эпоха соответствует курганной культуре, названной так по огромным курганам— могилам знати государства Ямато. На смену бронзовым орудиям и оружию приходят железные. Заключи­тельный этап курганной культуры по существу идентичен периоду Асука, пер­вому из периодов, на которые японская традиционная историография делит историю страны, запечатленную уже в письменных документах. В V—VI вв. в Японии еще не было постоянной столицы. Каждый из  правителей (присвоивших себе китаизированный титул «тэнно», пе­реводимый обычно на европейские языки как император) переносил свою ставку в новое место.

В это время в Японию из Китая и Кореи переселяется много людей, среди которых и монахи-грамотеи, и искусные ремеслен­ники. Архитектура и роспись дворцов, храмов, погребальных курганов, одежда и образ жизни знати следуют привезенным ими образцам.

В 710 г. была построена по китайскому образцу первая постоянная столица Япо­нии город Нара. Хотя она оставалась императорской резиденцией только до 794 г., но в ней было выстроено много культовых и светских зданий, которые и по сей день остаются ценнейшими истори­ческими и художественными памятника­ми. Этот период ознаменовался также составлением двух первых (во всяком слу­чае, из известных нам) японских письмен­ных исторических документов — «Кодзики», включившего в себя запись японских космогонических мифов, легенд и деяний мифических первых «императоров», и «Нихонги», во многом параллельного с «Кодзики» текста, но более подробно освещающего реальные исторические со­бытия V—VII вв.

В 794 г. столица была перенесена из Нара в город Хэйан (ныне Киото). С этого времени и по XII в. тянется Хэйанский период истории Японии.

Хэйанский период ознаменовался рас­цветом изысканной, утонченной культу­ры, ограниченной, однако, исключитель­но кругами столичной придворной ари­стократии. В это время были созданы произведения прозы и поэзии, до сих пор не потерявшие своей популярности. В провинциях росло влияние местных фе­одалов, постепенно превращавших временные земельные наделы в частные поместья, все более независимые от цен­тральной власти, и создававших там свои военные дружины.

В V в. в Японию проник буддизм в виде отдельных религиозно-философ­ских школ, которые позднее оформились в замкнутые секты. Однако и приняв­шая буддизм аристократия, и тем бо­лее народ продолжали исповедовать добуддийскую религию Японии — синто­изм (почитание божеств природы и пред­ков).

При поддержке властей в период Хэй­ан между обеими религиями сложились отношения дружественного нейтралите­та, выражавшиеся во взаимной поддерж­ке различных религиозных начинаний друг друга (строительства храмов, сооружения новых статуй божеств и т. д.). В последующие периоды истории Японии причиной возникавших конфликтных си­туаций между обеими религиями, как правило, было покровительство очеред­ной правящей династии какой-либо од­ной из них. В итоге на сегодняшний день буддизм и синтоизм сосуществуют, поде­лив сферы влияния: первый взял на себя погребальные и заупокойные обряды, второй обслуживает религиозно-быто­вые потребности людей на этом свете.

Буддийские и синтоистские монастыри были крупными церковными феодалами и пользовались большим влиянием в стране. Некоторые из них, завладев огромными богатствами, землями, создав собственные войска из вооруженных монахов, стали настоящими «государствами в государстве».

Дружинники светских феодалов, пер­воначально бывшие мелкими ленниками, формировались в особое сословие самураев, мелкопоместного дворянства, кото­рое с завистью смотрело на крупные поместья придворной знати в Централь­ной Японии. В 1185 г. самурайство, объ­единившись вокруг влиятельного на се­веро-востоке дома Минамото, разгроми­ло войска клана Тайра, заправлявшего в то время делами в столичном районе. Предводитель самураев Минамото Еритомо в 1192 г. объявил себя сегуном, т. е. верховным военным правителем. Фор­мально признавая императорский сюзере­нитет, сёгун фактически сосредоточил в своих руках всю политическую власть, сохранив за императором лишь номи­нальный, символический статус духовно­го главы государства. История Японии XIII—XVI вв. заполнена междоусобными войнами между крупнейшими княжески­ми родами, каждый из которых стремился закрепить за собой прерогативы сёгунской власти. Поэтому сёгунские дина­стии менялись, но система сёгуната со­хранялась в Японии вплоть до середины XIX в.

В 1274—1281 гг. над Японией навис­ла серьезная угроза: монгольский власти­тель Хубилай дважды посылал к берегам Японии большой флот. Однако оба раза большинство кораблей было разбито бу­рей, и попытка вторжения не удалась. Эти бури, так помогшие японцам, были названы «камикадзэ», т. е. «божествен­ный ветер». (Именно к этим бурям и восходит прозвище «камикадзэ», дававшееся японским летчикам-смертникам во время второй мировой войны.)
Отражение монгольского нашествия потребовало от сёгунского правитель­ства большого усилия и расходов и существенно его ослабило, чем воспользова­лись наместники в отдаленных провинци­ях. Сконцентрировав в своих руках землю, они превратились в крупных феодалов, стремящихся к власти. Осо­бенно усилились феодалы юго-западных провинций, где принимались меры по отражению монгольского вторжения. Они получили возможность увеличить свои вооруженные силы за счет средств, отпущенных сёгунской казной.

Расположенная вдалеке от стран Запад­ной Европы, островная Япония до сере­дины XVI в. оставалась почти неизвестной европейцам. Первое открытие Япо­нии для европейцев состоялось в 1540-х годах. В Японию проникают испанские и португальские купцы и католические миссионеры. Завезенное ими огнестрель­ное оружие становится важным фактором обострения междоусобных войн. Многие феодалы, особенно князья юго-западных княжеств, вместе со своими подданными принимают католичество.

В XVI в. сильно развилась внутренняя и внешняя торговля. Японское политиче­ское и экономическое влияние достигает Сиама, Камбоджи, португальских и ис­панских владений в Индонезии и на Филиппинах, идет активное общение с европейцами. В результате этого возро­сла роль городского бюргерства, купцов и ремесленников. Но феодальная раздро­бленность тормозила экономическое раз­витие страны. Жизнь все настойчивее тре­бовала объединения Японии под сильной центральной властью. Талантливый вое­начальник Хидэёси Тоётоми, выдвинув­шийся из рядовых солдат-пехотинцев, не только объединил под своей властью почти всю страну, но и предпринял ряд завоевательных походов в Корею, стре­мясь расширить рынки для купечества и отвлечь князей и самураев от борьбы за власть. Однако всенародное сопротивле­ние корейцев привело к разгрому втор­гшихся японских войск. После смерти Хидэёси власть перешла к другому воена­чальнику, князю Иэясу Токугава. Се­гуны из рода Токугава правили Японией с 1603 по 1868 г. Сёгунское правительство подчинило своей власти всю страну, но наряду с владениями сёгуна сохранилось около 200 вассальных сёгуну княжеств во главе с князьями — даймё.

Объединение Японии под властью То­кугава привело к развитию ремесел, тор­говли, городской культуры. Особенно это чувствовалось в резиденции сёгунов Эдо (ныне Токио). Всем князьям вменялось в обязанность определенное время нахо­диться в Эдо вместе с семьями и при­ближенными, причем пребывание это должно было проходить с должной княжеской пышностью. В княжеских столич­ных замковых городах, в станциях вдоль дорог, соединявших княжества со столи­цей, и прежде всего в самой столице, став­шей к XVIII в. большим городом, требо­вались услуги ремесленников, торговцев, художников, актеров. Многие крупные ростовщики и торговцы, несмотря на строгую сословную регламентацию, пред­писывавшую каждому определенный об­раз жизни, по своему влиянию, состо­янию и окружавшей их роскоши не усту­пали иным князьям.

Содержание всей этой роскошество­вавшей верхушки позднефеодального японского общества ложилось тяжелым бременем на плечи основного произво­дящего класса — крестьянства. За пе­риод сёгуната Токугава история насчитывает более 1500 крестьянских вы­ступлений. В некоторых восстаниях участвовало до 200 тыс. крестьян.

При сёгунах Токугава были изгнаны католические миссионеры; христианство жестоко преследовалось и повсеместно искоренялось. В 1639 г. доступ иностран­цам в Японию был запрещен, порты страны закрыты для всех иностранных судов, кроме китайских и (в Нагасаки) голландских. Такой политикой сёгуны стремились увековечить феодальный режим. Однако капиталистический уклад неуклонно развивался в недрах феодаль­ной Японии. Недовольство охватывало широкие круги общества, включая и обедневших самураев. Последние давно передали свои поместья князьям в обмен на ежегодную выплату им определенного рисового пайка, но князья были уже не в состоянии выплачивать его регулярно, отчего многие самураи переходили к тор­говле, ремеслу или становились деклассированными бродягами— «ронинами». Преуспевшие в торговле горожане, на­против, приобретали за деньги самурай­ские звания и земли и становились поме­щиками.

В 1854 г. Япония была вынуждена открыть границы для западных держав, расширявших свою политическую и торговую экспансию в бассейне Тихого оке­ана. Проникновение в страну иностран­ного капитала еще более усугубляло бед­ственное положение трудящихся масс. В этой обстановке лидеры обуржуазив­шегося самурайства, опираясь на воору­женные отряды ронинов и горожан, свергли сёгунское правительство, заста­вили князей — даймё отказаться от своих феодальных прав и передать значитель­ную часть поместий их фактическим вла­дельцам (ростовщикам и обуржуазив­шимся самураям). Вся полнота власти в стране была передана императорскому правительству,   ставшему выразителем буржуазных классовых интересов. Так произошла «революция Мэйдзи» 1868 г. Но, открыв дорогу капиталистическому пути развития страны, она все же оста­лась незавершенной, в значительной мере сохранив много феодальных пережитков в социальной и экономической структуре Японии. Рост японского капитализма со­провождался введением европейской тех­нологии и административной системы, развитием организованного рабочего и крестьянского движения, переходом Япо­нии к политике империалистической экспансии. В 1894 г. Япония отторгает от Китая Тайвань, в 1905 г. захватывает у России южную часть Сахалина, занимает полуостров Ляодун, а в 1910 г. и Корею.

Большое влияние на развитие классо­вой борьбы в Японии оказала Великая Октябрьская социалистическая револю­ция. В 1918 г. по стране прокатились «рисовые» бунты, а в 1922 г. в подполье была создана Коммунистическая партия Японии.

В 1931 г. начался новый этап агрессии Японии в Китае, в период которого япон­ские милитаристы попытались испытать прочность дальневосточных границ Со­ветского Союза, организовав серьезные военные провокации против СССР и МНР— у оз. Хасан в 1938 г. и у р. Хал-хин-Гол в 1939 г. В 1940 г. японское пра­вительство заключило тройственный во­енный союз с Германией и Италией и ввело милитаристский режим внутри страны, распустив все оппозиционные политические организации. 7 декабря 1941 г. Япония внезапным нападением на американскую военную базу Перл-Харбор, находящуюся на Гавайских островах, активно включилась во вторую мировую войну на Тихом океане на стороне фашистской Германии и Италии. Япон­ские войска оккупировали значительную часть Юго-Восточной Азии и Океании. Разгром милитаристской Японии в 1945 г. был ускорен выступлением против нее СССР. Перед самым концом войны США нанесли демонстративные атомные удары по городам Хиросима и Нагасаки, хотя военно-стратегической необходимости в этом не было, так как Япония уже была на грани капитуляции.

После капитуляции Японии США, действуя формально от имени всех союз­ников, фактически установили единолич­ную оккупацию страны. Советский Союз настаивал на полном и последовательном проведении в жизнь решений Потсдамской конференции, на широкой демокра­тизации всех сторон жизни японского об­щества. США стремились провести лишь ограниченные реформы, которые ослаби­ли бы японский монополистический ка­питал и его крупнейшие группировки — «дзайбацу», обеспечили бы определенный минимум буржуазных свобод в стране, но в то же время не ставили бы под угрозу незыблемость самих основ капиталисти­ческого строя Японии. Хотя в целом им удалось осуществить эту линию реформ, все же следует отметить, что выступле­ния советских представителей в Союз­ном совете по Японии заставили амери­канские оккупационные власти осущест­вить ряд более радикальных демократи­ческих преобразований, нежели это предполагалось ими первоначально.

С октября 1945 г. возобновила свою легальную деятельность вышедшая из подполья Коммунистическая партия Японии, а месяцем позже в политическую жизнь страны включилась Социалисти­ческая партия Японии.

3 мая 1947 г. вступила в силу новая конституция Японии. Ее 9-я статья про­возгласила отказ Японии от ведения войны когда-либо в будущем и от созда­ния своих вооруженных сил. Позднее, в обход конституции, такие силы все же были созданы, сперва под названием ре­зервного полицейского корпуса, а затем Сил самообороны.

Принятие новой конституции в опреде­ленной мере способствовало закрепле­нию ранее проведенной демократизации в области законодательства, обеспечению буржуазных гражданских свобод, отделе­нию религии от государства. Аграрная реформа 1946—1949 гг. в основном лик­видировала помещичье землевладение и способствовала созданию условий для развития сельского хозяйства страны на капиталистической основе. Фермерский путь развития, однако, не решил всех сложных проблем, стоящих перед парцел­лярным японским сельским хозяйством.

С конца 1948 г., в связи с нагнетанием англо-американскими империалистиче­скими кругами атмосферы «холодной войны», в позициях американских окку­пационных властей в Японии наметился курс на поддержку наиболее консерватив­ных и реакционных кругов японской бур­жуазии, на создание в Японии плацдарма будущей агрессии против СССР.

8 сентября 1951 г. на конференции в Сан-Франциско были одновременно под­писаны мирный договор с Японией и японо-американский «договор безопас­ности». Советский Союз и другие социа­листические страны отказались подписать Сан-францисский мирный договор, так как он не создал необходимых гаран­тий дальнейшего развития Японии как миролюбивого и демилитаризованного государства. В то же время Советский Союз последовательно придерживался политического курса, направленного на улучшение советско-японских отноше­ний. С 1956 г. восстановлены нормаль­ные дипломатические отношения Совет­ского Союза с Японией.

Несмотря на значительный ущерб, при­чиненный японской экономике в годы второй мировой войны, в послевоенное время Япония, используя поддержку США, сумела довольно быстро не толь­ко восстановить разрушенное войной хозяйство, но и выйти в число ведущих капиталистических держав. Стабильный подъем экономики наметился с середины 1950-х годов, а с конца 1960-х годов по общему объему производства Япония вы­шла на второе после США место в мире среди капиталистических стран.

Но в начале 1970-х годов быстрые темпы экономического роста Японии, харак­терные для 1960-х годов, не только резко упали, но и сменились в конце 1973 г. кризисом перепроизводства, кото­рый принял особо острые формы в результате переплетения с охватившими весь капиталистический мир валютно-финансовым и энергетическим кризиса­ми. Лишь в 1976 г. наметился очень мед­ленный и вялый выход из этого кризиса, который существенно ухудшил положение японских трудящихся. Непрекраща­ющаяся инфляция, бедственное положе­ние крестьян и мелких ремесленных производителей, принявшее угрожающие масштабы загрязнение природной сре­ды постоянно стоят среди важнейших проблем, тревожащих народ Японии.

Обзор стран мира
Добавить комментарий

  1. Аноним

    Япония имеет богатую историю, полную важных событий. Одним из них является эпоха Сэнгоку, период войн между феодальными владетелями, который привел к созданию единой Японии. Еще одной значимой событием было открытие Японии для мирового сообщества в эпоху Мэйдзи, когда началось быстрое индустриальное развитие страны. Кроме того, Вторая мировая война имела огромное влияние на Японию, закончившись разорением страны и приведя к оккупации американскими войсками. Эти события оказали глубокое влияние на современную Японию и её культуру.