Население Кореи

Корея

Корейцы — один из древнейших народов Восточной Азии. В национальном отно­шении, Корея однородна: корейцы со­ставляют абсолютное большинство на­селения.

Среди корейцев существуют небольшие этнографические группы, имеющие неко­торые особенности быта и культуры. Наиболее заметная группа — жители острова Чеджудо, которые говорят на особом диалекте.

Население Кореи говорит на одном языке — корейском. Корейский язык по традиции занимает изолированное поло­жение в лингвистической классификации народов мира, хотя в настоящее время многие ученые поддерживают гипотезу о родстве корейского языка с языками алтайской семьи.

В основе единого национального ко­рейского языка лежит сеульский говор центрального диалекта. Понятие формы литературного языка за последнее время несколько изменилось: в КНДР в литера­турном языке все более употребляются слова и формы, свойственные северным диалектам. Диалекты корейского языка характеризуются рядом фонетических, морфологических и лексических особен­ностей. Однако носители различных диа­лектов вполне могут объясняться друг с другом.

Подобно другим народам дальнево­сточного историко-культурного региона, корейцы заимствовали китайскую иерог­лифическую письменность. Однако уже к VII в. была создана система иду, которая использовала китайскую иероглифиче­скую письменность для передачи грам­матических особенностей корейского языка

Корейское фонетическое письмо (хунмин чонным) было создано группой корейских ученых в 1443 г. Эта система письма считается одной из самых простых в мире. Алфавит состоял первоначально из 28 букв (в настоящее время 40 букв). Корейский алфавит стал понемногу вы­теснять иероглифику и даже проникать в сферу официального делопроизводства, но здесь иероглифическому письму дол­гое время отдавалось предпочтение. Ко­рейский алфавит долго использовался в литературных произведениях, которые имели большое хождение среди народа. С конца XIX в. в обиход вошла система смешанного иероглифически-буквенного письма.

С 1949 г. в КНДР стала широко приме­няться корейская графика. Иероглифы сохраняются преимущественно в научной литературе, выполняя вспомогательную роль для передачи заимствованных ки­тайских слов и смысла одинаково звуча­щих слов. В Южной Корее по-прежнему в официальном делопроизводстве, в перио­дической, научной, специальной и даже художественной литературе употребляет­ся смешанная графика — иероглифы и корейская азбука. В последние десятиле­тия в Корее все больше распространяется горизонтальная запись (слева направо).

Древнейшие верования корейцев бы­ли анимистические. В период трех го­сударств (IV—VII вв.) официальной ре­лигией стал буддизм в форме Махаяны, который проник на территорию Корей­ского полуострова из Китая. Наиболь­шего расцвета буддизм в Корее достиг при династии Корё, когда буддийская церковь стала играть важную роль как в экономи­ческой, так и в политической жизни стра­ны.

В конце XIV в. влияние буддизма осла­бевает. Это было вызвано борьбой нового правительства (с 1392 г. к власти приходит династия Ли) против центро­бежных тенденций буддийской церкви, бывшей в период династии Коре крупным земельным собственником. В течение не­скольких лет был издан ряд законов, значительно ограничивших земельные владения монастырей. Монахам воспре­щалось входить в столицу и другие круп­ные города под страхом телесного наказа­ния и обращения в рабов, запрещалось восстанавливать буддийские храмы. Не­которые из буддийских божеств слились в представлении народа с древними духами, нередко тем и другим воздавались одина­ковые почести. Утратив свое влияние и государственное значение, буддизм про­должал существовать наряду с конфу­цианством.

Распространение конфуцианства в Ко­рее относится к V—VII вв. В широких слоях народа философская сторона этого учения оставалась мало известной. В на­роде распространилась обрядовая сторона конфуцианства, проявлявшаяся в культе предков, великих людей и духов. В XVI в. впервые ряд корейских философов вы­ступил с критикой основ неоконфуциан­ства.

Христианство впервые проникло в Ко­рею в 1592 г., во время вторжения япон­ских войск. Однако только с конца XVIII в. можно говорить о более или менее значительном распространении идей христианства. Сторонники новой ре­лигии преследовались корейским прави­тельством и конфуцианскими учеными. Проникновение иностранного капитала в Корею в конце XIX в. сопровождалось широкой идеологической экспансией ка­питалистических держав. В стране созда­вались духовные миссии различных хри­стианских вероисповеданий: православ­ного, протестантского, католического. Особенно бурную деятельность разверну­ли американские миссионеры, которые занимались и концессионными делами, и продвижением своей агентуры в полити­ческие организации Кореи. Эту же роль идеологической экспансии выполняет христианская церковь в Южной Корее и сейчас. В Северной Корее церковь была отделена от государства в 1945 г.

Установление «народной» власти и со­циально-экономические преобразования в Северной Корее изменили социальную структуру общества. Заново созданы системы просвещения и образования, народного здравоохранения.

В среднем на каждый квадратный ки­лометр территории КНДР приходится 140 человек. Наиболее густо населена провинция Хванхэ-Намдо, где плотность превышает среднюю по стране примерно в 1,6 раза. Выше средней плотность на­селения и в провинциях Пхенан-Намдо, Пхенан-Пукто, Хванхэ-Пукто.

В период японской оккупации север­ные районы Кореи, имеющие большие природные богатства, были более слабо обжиты. Но уже к концу 20 века населе­ние районов, входящих в состав провин­ций Янгандо и Чагандо, увеличилось примерно в 4 раза, что способствовало более рациональному размещению населения по стране. Однако возможности для освоения северных районов остаются все еще большими.

Население КНДР в первые годы жило преимущественно в де­ревнях. Интенсивный процесс индустриализации привел к от­ливу населения из деревни в город. С 1956 по 1980 г. численность городского насе­ления увеличилась в 3,2 раза. В городах и рабочих поселках в настоящее время про­живает более половины населения стра­ны. Преобладают уездные города, кото­рые в 1950х годах имели главным образом административ­ное значение. Интенсивное развитие местной промышленности коренным об­разом изменило народнохозяйственные функции этих городских поселений. Они, как и крупные и средние города, стали не только организационными, но и произ­водственными центрами.

В архитектуре городов и селений 1950-1980х годов отмечается перехо­д от одноэтажных построек, которые в начале 20 века были характерны не только для сельских районов, но и для городов Кореи, к 4—5-этажным зданиям, постро­енным с учетом национальных архитек­турных традиций.

Ярким примером новой застройки яв­ляются восстановленные после войны 1950—1953 гг. Пхеньян, Вонсан, Хамхын и другие города КНДР. В архитектуру современных построек корейские зодчие удачно вписывают детали и элементы традиционного жилища. Принцип симме­тричного расположения и величествен­ность строений, строгая согласованность архитектурного решения той или иной постройки с ее назначением, единство архитектуры и пейзажа, богатство деко­ративного украшения — таковы некото­рые из черт корейской национальной ар­хитектуры. В отличие от западной архи­тектуры, стремящейся к вертикальным линиям, корейская архитектура шла по пути создания мягких очертаний, не отделяя архитектурных форм сооружений от окружающей природы, которые как бы врастали в нее и сливались с ней в качест­ве ее органического дополнения. При­поднятые концы крыш создают впечат­ление мягкости, воздушности.

Большинство крупных городов Кореи расположено или на морском побережье, или в устье больших рек, или в плодород­ных долинах, защищенных холмами. С глубокой древности города возникали у подножия высоких гор, на вершинах которых когда-то строились оборони­тельные крепости. Сейчас уже сами на­звания этих гор стали как бы символами корейских городов. Такова гора Моранбон в Пхеньяне, Самгаксан — в Сеуле, Чанамсан — в Кэсоне.

С естественно-географическими усло­виями связана в Корее и планировка сельских поселений. Селения, располо­женные в долинах рек или вдоль дорог, имеют рядовую или уличную планировку.

В КНДР в середине 1970-х годов было око­ло 3 тыс. сельских населенных пунктов. Облик северокорейской деревни преобразился. На средства государства вместо небольших глинобитных домиков, крытых рисовой соломой, построены фундаментальные кирпичные одноэтажные, двух- и трехэтажные дома с чере­пичной крышей. В настоящее время по­чти все деревни КНДР электрифициро­ваны. Во многих селениях построены детские ясли и сады, школы, амбулато­рии, дома культуры.

Жители городов и сел современной социалистической Кореи — это в основ­ном люди молодого и среднего возраста. Пожилые люди (старше 65 лет) состав­ляют лишь 5% общей численности насе­ления.

Трудоспособного населения в КНДР насчитывается примерно 10 млн. чело­век. Более 2/3 работающих занято в сфере материального производства (в промышленности, сельском, лесном, рыбном хозяйствах, на грузовом транс­порте, в связи, торговле), а остальная 1/3 в коммунально-бытовом хозяй­стве, государственных учреждениях. В КНДР потребность в рабочей силе удо­влетворяется еще не полностью.

В КНДР принят закон об охране труда, социальном стра­ховании и медицинской помощи. В горо­дах и сельской местности открыты амбу­латории и больницы, где трудящиеся получают бесплатную медицинскую по­мощь. В ходе интенсивной санитарно-профилактической работы уничтожены очаги многих инфекционных заболеваний, средняя продолжительность жизни возросла.

В КНДР созданы поликлиники народ­ной медицины. В настоящее время функ­ционирует Научно-исследовательский институт восточной медицины при Акаде­мии медицинских наук КНДР. При Пхеньянском медицинском институте создан факультет, а при Кэсонском меди­цинском техникуме — отделение на­родной медицины. В лечении активно используются настои из трав, корней де­ревьев, морских водорослей. Первое ме­сто среди лечебных препаратов отводит­ся инсаму (женьшеню).

Большинство населения Южной Кореи ранее проживало в сельской местности, существуя за счет кропотливой обработ­ки небольших клочков земли. Но мелкие крестьянские хозяйства не выдерживали конкуренции с быстро растущими капи­талистическими фермами. Разорившие­ся, лишенные земли крестьяне в поисках заработка устремляются в город.

Численность городских жителей Юж­ной Кореи увеличилась с 7 млн. человек в 1960 г. до 20 млн. в начале 1980-х годов.

В городах наряду с кварталами много­этажных домов существуют трущобы с обветшалыми домишками, без водопровода, канализации и даже электричества. Многие улицы не имеют водостоков и освещения, не асфальтированы, санитар­ное состояние их очень плохое.

В сельских районах проживает около 18 млн. человек. Уровень жизни трудя­щихся как в городах, так и в деревнях низок, заработки и доходы непостоянны. Далеко не все жители имеют доступ к дорогостоящему образованию; многие не располагают нужными средствами, для того чтобы пользоваться медицинской помощью. Плохие материальные условия жизни и низкий уровень развития здраво­охранения привели к снижению продолжительности жизни. Общая численность населения в тру­доспособном возрасте (от 15 до 54 лет) составила в начале 1980-х годов около 20 млн. человек. Однако существующая социально-экономическая система прида­ет использованию богатых трудовых ре­сурсов нерациональный характер. Среди рабо­тающих значительную долю занимают низкооплачиваемые мальчики-подростки и женщины. Число полностью безработ­ных достигает миллиона, несколько мил­лионов человек — частично безработ­ные.

При японских колонизаторах в Корее не было государственной системы здраво­охранения. Отсутствие медицинской помощи приводило к высокой смертности населения, особенно при заболевании ту­беркулезом и частых эпидемиях оспы, холеры, тифа и др. Средняя продолжи­тельность жизни корейцев не превышала 37 лет. Четвертая часть родившихся детей умирала в возрасте до 1 года.

В Корее применяется как европейская, так и восточная медицина. Национальная медицина имеет древнюю историю. В начале VII в. в Силла было учреждено звание «доктора» медицины, а в XV в. были изданы книги, составленные на основе изучения народной практики и достижений мировой медицины.

В Южной Корее по-прежнему ежегод­но много жизней уносят брюшной тиф, дифтерия, энцефалит, туберкулез. С эти­ми широко распространенными инфек­ционными болезнями почти никакой борьбы не ведется. В начале 1980-х годов в Южной Корее на каждые 10 тыс. чело­век населения приходилось 6 врачей, что в 3 раза меньше соответствующего показателя КНДР.

Обзор стран мира
Добавить комментарий