Население Израиля насчитывает около 7,6 млн. человек (оценка 2010г.) и состоит из евреев, арабов и нескольких очень небольших этнических и этноконфессиональных групп: черкесов, караимов, друзов. Русскоязычные евреи составляют 1/4 часть от еврейского населения Израиля и 1/5 часть от всего населения страны.
В стране также проживает незначительное число армян, русских, греков и эфиопов, в основном духовных лиц, связанных с христианскими «святыми» местами и религиозными учреждениями. Евреи Израиля, составляющие около 85% населения страны, представлены несколькими различными по языку и культуре этнолингвистическими группами, основными из которых являются ашкеназы, сефарды и восточные евреи.
Первыми еще в средние века переселились в Палестину сефарды. Так называют евреев, предки которых в раннем средневековье жили в Испании. Их традиционный бытовой язык — спаньола, или ладино, развившийся из средневекового испанского. Первые группы сефардов (не считая единичных переселенцев) прибыли в Палестину в конце XV в. и смешались здесь с немногочисленными остатками местного еврейского населения, говорившего по-арабски и называвшегося миста-аравим («арабизированными евреями»),
Ашкеназами называют евреев— выходцев из стран Европы (кроме Южной), Северной и Южной Америки, Южной Африки, Австралии. Их традиционным бытовым языком является идиш, образовавшийся в раннем средневековье на основе одного из немецких диалектов с добавлением древнееврейских и некоторых славянских слов. Первые ашкеназы иммигрировали в Палестину в XVI в. и создали так называемую старую колонию. В странах своего прежнего обитания ашкеназы и сефарды пользовались языками окружающего населения (в Англии и США— английским, во Франции —
французским, в Италии — итальянским), а также идишем и ладино. Приехав в Израиль, многие из них продолжают пользоваться этими языками.
Восточные евреи (к середине 1970-х годов они составляли более 1/2 еврейского населения Израиля)— выходцы из стран Азии, Северной и Восточной Африки, хотя и объединяются условно в одну группу, принадлежат к разным этнолингвистическим общностям. Сюда входят переселенцы из разных, очень своеобразных в культурном отношении еврейских общин рабских стран, Эфиопии, Ирана, Южной Индии, традиционными бытовыми языками которых являются языки этих стран
Евреи различных стран не имеют единого антропологического типа. Поэтому лишено его и еврейское население Израиля, хотя все же преобладает арменоидный тип.
Различия в языке, культуре, трудовых навыках приводят к серьезным трениям между различными группами еврейского населения, особенно между европеизированными ашкеназами и восточными евреями. Существуют также сильные противоречия между старожилами и новыми иммигрантами. В отношений восточных евреев осуществляется прямая дискриминация.
Согласно официальным данным, среди семей восточных евреев не менее 26% живут ниже уровня бедности (среди ашкеназов — 13%). 78% детей Израиля, живущих в бедности, — это дети восточных евреев.
В средних школах детей из восточных общин в 2,5 раза меньше, чем из западных, а в университетах выходцев из восточных общин в 5 раз меньше, чем из западных.
Все это, вместе взятое, затрудняет консолидацию еврейского населения Израиля в единую этническую общность. Для того чтобы ускорить процесс формирования такой общности, власти стремятся не допускать поселения иммигрантов из одной страны компактной группой, размещают их по разным городским районам и селениям. Большое значение придается обучению всего населения ивриту— обновленному древнееврейскому языку, который многие века практически был языком преимущественно богослужения, отчасти литературным и лишь со второй половины XIX в. стал превращаться в разговорный. Иврит является государственным языком Израиля.
Правящие круги Израиля всячески способствуют сохранению еврейской религии — иудаизма, являющейся «духовной» опорой сионизма, распространению религиозного мировоззрения и укреплению позиции клерикалов. Иудаизм во всех его проявлениях: и как система религиозных установлений, и как совокупность морально-правовых норм, закрепленных в Ветхом завете и Талмуде, — играет большую роль в общественно-политической и культурной жизни, а клерикальные партии пользуются значительным влиянием в стране. Ветхий завет — дохристианская часть Библии, являющаяся «священным писанием» иудаистов. Талмуд — толкование содержащихся в священном писании религиозно-этических, правовых и бытовых норм. Национальность в Израиле не отделена от конфессиональной принадлежности; наряду со светским законодательством широко действует ветхозаветно-талмудическое право.
Нынешнее арабское население Израиля (около 14% жителей страны) — часть палестинского арабского народа, который в целом насчитывает более 3 млн. (остальные палестинцы живут на оккупированных Израилем территориях, в Иордании, Ливане, Сирии и других странах). В пределах Израиля наиболее значительна доля арабов на севере страны — в Галилее (67%).
Палестинские арабы — потомки древних обитателей страны: финикиян, ханаанеян и других семитских народов, после арабского завоевания Палестины смешавшихся с арабами и усвоивших арабский язык. Они говорят на сиро-палестинском диалекте арабского языка и в большинстве исповедуют ислам суннитского толка, в меньшей части— христианство. Кроме того, среди них насчитывается около 36 тыс. друзов, живущих в Западной и Центральной Галилее и в окрестностях Хайфы. Арабский язык формально пользуется правом второго официального языка в законодательстве и судопроизводстве Израиля, однако на практике он всячески третируется.
Дискриминационная политика израильского правительства в отношении арабского населения страны привела к тому, что палестинские арабы, живущие в Израиле, почти лишены возможности повышать свой профессиональный и социальный статус и остаются в массе своей земледельцами, малоквалифицированными рабочими, мелкими торговцами и ремесленниками. Доступ к среднему и высшему образованию и соответственно к занятию интеллектуальным трудом для трудящихся-арабов почти невозможен из-за их бедности и ввиду препятствий, чинимых израильскими властями. Арабы, обитающие в пустыне Негев (64 тыс. человек)— в основном кочевники и полукочевники — сохраняют племенное деление.
Израильские правящие круги постоянно и систематически осуществляют политику ущемления гражданских и политических прав арабского населения страны и узурпации его собственности. Уже в первые годы существования Израиля было конфисковано 590 тыс. га арабских земель, в последующие два десятилетия под различными предлогами за недостаточную компенсацию у крестьян-арабов было изъято 61.5 тыс. га их владений. Если к началу 1948 г. частные землевладения палестинских арабов (на территории в пределах демаркационной линии 1949 г.) составляли 740 тыс. га, то к началу 1970-х годов они сократились до 88,5 тыс. га, т. е. более чем в 8 раз. По оценкам некоторых специалистов, только арабская земельная собственность, захваченная правительством Израиля в 1948—1949 гг., стоила от 8 до 12 млрд. долл.; стоимость недвижимого имущества (кроме промышленных и торговых предприятий) палестинских беженцев, экспроприированного израильскими властями, исчислялась в 16 млрд. долл.
В стране живет около 12 тыс. караимов — небольшая этническая группа, принявшая иудаизм. Караимы признают Библию, но отвергают устные традиции, закрепленные в Талмуде. Живут они в городе Рамле и его окрестностях.
Черкесы были поселены в Палестине турками в конце XIX в. Они живут обособленной общиной в двух деревнях Галилеи, сохраняя многие этнические традиции и исповедуя ислам суннитского толка.
Как говорилось, еврейское население государства Израиль в основном сформировалось за счет иммиграции. Следует отметить, что иммиграция евреев в Палестину во второй половине XIX в. была незначительна. В 1914 г. общая численность еврейского населения составляла там всего лишь 85 тыс. человек. Иммиграция усилилась между первой и второй мировыми войнами, особенно после развернувшегося преследования евреев гитлеровским режимом в Германии и в оккупированных фашистами странах. К 1948 г. в Палестине проживало уже 655 тыс. евреев. За первые четыре года после образования Израиля туда прибыло еще около 700 тыс. иммигрантов.
Впоследствии из-за постоянных экономических трудностей, испытываемых Израилем, а также по причине все обостряющегося ближневосточного кризиса, чему способствовала проимпериалистическая агрессивная политика израильских правящих кругов, иммиграция сокращалась, а эмиграция из страны все возрастала. В 1975 г. баланс стал отрицательным: в Израиль приехало на жительство 17 тыс. человек, а покинуло страну 20 тыс. За 25 лет существования Израиля выехали за границу более 300 тыс. человек, или каждый десятый житель государства. В последнее десятилетие началась иммиграция рабочих из таких стран как Румыния и Таиланд и различных стран Африки и Южной Америки. Определить точную численность этих незарегистрированных жителей невозможно, но по различным оценкам их около 200 тыс.
Рождаемость в Израиле составляет 27 на 1000 жителей у еврейского населения и более 50 на 1000 жителей у арабского
Самодеятельное население составляет около 35% общей его численности. В производительных сферах экономической деятельности занято менее половины самодеятельного населения.
Общая плотность населения— 156 человек на 1 кв. км.
Наиболее заселенная часть страны — береговая равнина. Здесь между городами Ашкелоном на юге и Нахарией на севере сконцентрировано около 75% еврейского и 60% арабского населения страны. Особенно велика плотность населения (более 5,2 тыс. человек на 1 кв. км) в городе Тель-Авив-Яффа и окрестных населенных пунктах. Там живет более 1 млн. человек — около 33% всего населения страны. В узкой полосе между Тель-Авивом и Иерусалимом размещается 18% населения Израиля, в городе Хайфе и ее пригородах — 15%. Наименее заселенная часть страны — Негев.
Израиль— страна с отчетливо выраженным преобладанием городского населения, которое составляет около 85% общего числа жителей. Из 70 городов и поселений городского типа крупных, всего четыре: Тель-Авив-Яффа (около 450 тыс.), Иерусалим (770 тыс.), Хайфа (264 тыс.), Рамат-Ган (120 тыс.).
В Израиле можно выделить три группы городов: старые города, история которых восходит к древности или, по крайней мере, к средневековью, например, Сафед; города, которые сравнительно недавно выросли из сельских поселений (Петах-Тиква, Реховот, Хадера); новые города, сооружаемые для расселения иммигрантов в малозаселенных районах страны (Арад, Димона, Бет-Шемеш, Кирьят-Шмона и др.).
Население Израиля является многонациональным и многообразным, с различными этническими и религиозными группами. Страна известна своей высокой плотностью населения и динамичным социальным развитием. Израиль имеет богатую культурную и историческую наследию, и его население гордится своей идентичностью и принадлежностью к этой уникальной стране.