Профессор Карлтонского университета (Канада).
Публикуем размышления двух представителей канадской академии, которые предлагают начать обзор отношений между Канадой и Россией. Статья отражает личное мнение авторов. Редакторы будут рады продолжить это обсуждение и с нетерпением ждут любых отзывов об этой инициативе.
Суть внешней политики Канады заключается в защите интересов Канады, которые напрямую затрагивают саму Россию, а также регионы, в которых Россия и Канада могут конкурировать, сотрудничать или сосуществовать. Эти интересы включают экономические, политические, экологические, социальные и многие другие вопросы, по которым мы можем выиграть или проиграть.
С последних лет холодной войны до начала 2014 года канадско-российские отношения были динамичными и многогранными, требующими диалога и сотрудничества даже по самым чувствительным и противоречивым вопросам. Конечно, были сложные ситуации, например, во время российско-грузинского конфликта, но общая тенденция взаимовыгодного сотрудничества была положительной. Годы усилий по развитию канадской торговли также принесли свои плоды.
В марте 2014 года двусторонние отношения изменились к худшему из-за конфликта России с Украиной из-за Крыма и Донбасса. Безоговорочно поддерживая Украину, Канада не только участвовала в нескольких раундах санкций, но и пошла дальше некоторых стран Большой семерки и НАТО в ограничении своего участия в России.
Наши отношения стали фактически бесплодными. Их статус лучше всего характеризует глава канадского штаба генерал Джонатан Вэнс, который назвал Россию «прямой военной угрозой для этой страны». В свою очередь, посол России в Канаде Александр Дарчиев сказал о «печальном, но не безнадежном состоянии российско-канадского диалога».
Вызовы
С точки зрения Канады, Россия не является страной-единомышленником. Более того, на отношения негативно повлияла непредсказуемая судьба нескольких именитых критиков Владимира Путина.
Власти институционально и политически вынуждены поддерживать высокий уровень защиты от внутренних вызовов и внешнего влияния. Вот почему Россия стремится систематически сдерживать и ограничивать политическое / экономическое влияние «чужаков», особенно евроатлантического истеблишмента. И во все более конфронтационной среде он защищает себя от прямого и косвенного внутреннего и внешнего (экономического, политического и военного) влияния.
Восприятие Россией Канады в целом положительное благодаря ее прогрессивному, либеральному правительству и традиционно конструктивному подходу к внешней политике. Страна считается приятным, но не значимым политическим и экономическим партнером. В то же время Канада теперь рассматривается Россией как один из западных лидеров «антироссийского крестового похода».
У Канады другая проблема: мало политически разноплановых и хорошо информированных экспертов и аналитических центров, связанных с правительством, которые могут предоставить лицам, принимающим решения, объективную информацию о России и, таким образом, заполнить информационный пробел.
В последние десятилетия у Канады были разногласия с Россией по некоторым аспектам внешней политики Москвы, но впервые украинский кризис вызвал реакцию, исключающую конструктивный диалог.
Иная ситуация была у наших ближайших союзников — США и ЕС.
Канадский подход отражал желание продемонстрировать украинской диаспоре решительное неприятие поведения России. В то же время тогдашний премьер скептически относился к вмешательству Канады в международные дела. Беспрецедентный отказ от диалога не повлиял на попытки урегулирования конфликта: Франция и Германия предприняли дипломатические усилия, которые привели к заключению мирных соглашений Минск-1 и Минск-2, в то время как Канада оставалась в стороне.
Политика ограниченных контактов с Россией во многом символична, но поддержка Украины стала настолько привычной, что украинские власти начали критиковать Канаду за попытки отказаться от этой политики и преследовать национальные интересы. Украина пыталась заблокировать диалогКанадско-русские, несмотря на якобы поддерживающие контакты с самой Россией.
Реалистичная оценка заставила нас признать, что политика ограниченных контактов с Россией выполнила свою символическую роль, не затронув конфликт между Украиной и Россией и лишив Канаду ее роли в качестве ключевого дипломатического канала.
Более того, из-за такой политики канадские экспортеры в Россию оказались в невыгодном положении по сравнению с конкурентами из других стран G7 и евроатлантического сообщества. Конкуренты Канады полагаются на активную поддержку торговых представителей и структур экспортного кредитования; Канадские компании не имеют таких возможностей на российском рынке.
Другими словами, Канаде нужны те же рыночные условия, что и ее партнерам. Но это еще долгий путь.
Изменение политики Канады не должно беспокоить украинское правительство, которое само активно ищет пути урегулирования конфликта на Донбассе путем переговоров.