Ирак, как и многие соседние страны Юго-восточной Азии, — один из наиболее ранних очагов культурного развития человека. На его территории обнаружены стоянки людей древнекаменного века (особенно известна пещера Шанидар в Иракском Курдистане), а в новокаменном веке прослеживается ряд сменявших друг друга археологических культур, свидетельствующих о развитии земледелия, скотоводства, ремесел (поселения Джармо, Хассуна и др.).
В 1975 г. участники советской археологической экспедиции в Ираке обнаружили — при раскопках древних искусственных холмов медную печать и бусинки из меди, датируемые V тысячелетием до н. э. Эти находки позволяют предположить, что жители Месопотамии были одними из первых «металлургов» на Земле. Название «Месопотамия» происходит от греческих слов «мезос» — середина и «потамос» река и может быть переведено как «междуречье».
Как и в соседних странах, земледельческо-скотоводческое хозяйство здесь, вероятно, первоначально зародилось в горных районах, но уже в VI тысячелетии до н. э. освоившие его племена спускаются с гор и начинают широко осваивать земли Месопотамии.
Плодородные, но неравномерно обводнявшиеся из-за периодических разливов Тигра и Евфрата земли южной Месопотамии требовали создания крупных ирригационных сооружений — водоотводных каналов и водохранилищ. Это заставляло общины земледельцев объединяться для совместных работ, ускоряло их социальное и политическое развитие. Месопотамия наряду с Египтом стала областью формирования древнейших на Земле классовых обществ и государств, начавших складываться здесь уже в конце IV тысячелетия до н. э.
Первыми создателями древнеиракской цивилизации были шумеры, чья этническая принадлежность все еще остается невыясненной. К северу от них поселились семитоязычные аккадийцы. Между раннерабовладельческими городами-государствами Шумером и Аккадом велась борьба за политическую гегемонию, в результате которой Аккаду удалось в середине III тысячелетия до н. э. объединить под своей властью всю Месопотамию и соседний Элам. Однако уже к концу этого тысячелетия в северную часть страны вторглись из Аравии племена амореев, а юг, заселенный эламитами, отделился от Аккада. Месопотамия снова распалась на ряд отдельных государств, среди которых вскоре выдвинулся Вавилон. Утвердившиеся в нем аморейские правители к началу II тысячелетия до н. э. вновь объединили Двуречье, создав Древневавилонское царство. Город Вавилон стал крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром Юго-Западной Азии, влияние которого в той или иной степени испытали все ее страны и народы.
Такое влияние, в частности, особенно сильно испытала Ассирия. Это первоначально небольшое государство в северном Двуречье, населенное этнически близкими аккадийцам ассирийцами, во II—I тысячелетиях до н. э. постепенно превратилось в огромную военно-рабовладельческую державу, включившую в свой состав Сирию, Палестину, Закавказье, Месопотамию и даже Египет. Ассирийские завоевания сопровождались массовыми перемещениями покоренного населения и сыграли заметную роль в этнической и культурной истории Юго-Западной Азии.
В VII в. до н. э. Ассирийская держава была разгромлена объединенными силами вавилонян и мидян, и на территории Месопотамии образовалось Нововавилонское царство. Но просуществовало оно недолго: уже в VI в. до н. э. страна была захвачена ахеменидским Ираном, а затем последовательно входила в состав державы Александра Македонского, государства Селевкидов и Парфянского царства. В III в. н. э. южная Месопотамия была завоевана сасанидским Ираном, а северная — на протяжении нескольких веков оставалась ареной борьбы между Ираном и Римом, а затем между Ираном и преемницей Рима — Византией. Все эти политические события привносили в Месопотамию новые этнические элементы, но не оказали существенного воздействия на ее древнюю, высокоразвитую культуру.
Еще задолго до арабского завоевания Ирака, по крайней мере с середины I тысячелетия до н. э., в его южные и юго-западные районы периодически выселялись значительные группы арабов из прилегающих областей Аравийского полуострова.
В сасанидское время на нижнем Евфрате существовало небольшое арабское государство Лахмидов. Здесь же были крупные центры доисламской арабской цивилизации, например город Эль-Хадр, где во время недавних раскопок обнаружены памятники арабского зодчества и литературы. Процесс арабизации Ирака в огромной степени усилился с 30-х годов VII в., когда в ходе исламских завоеваний в страну переселилось большое число арабов. В политическом отношении этот процесс облегчался тем, что местное население видело в арабских войсках избавителей от иранского и византийского гнета; в этническом отношении — близким родством распространенного в Месопотамии арамейского и принесенного выходцами из Аравии арабского языков. В стране стала формироваться новая, арабская народность. Древняя культура местного населения слилась с культурой арабов, арамейский язык был вытеснен арабским, прежние религиозные культы — исламом.
В эпоху Арабского халифата, особенно после того как в 750 г. сирийская династия Омейядов сменилась иракской династией Аббасидов и столица была перенесена в Багдад, Ирак стал одной из культурнейших областей тогдашнего мира. Наибольшего блеска он достиг в правление халифа Харуна ар-Рашида и его сына аль-Мамуна. В Багдаде был основан Бейт аль-Хикма («Дом мудрости») — своего рода академия с библиотекой и обсерваторией, открыты первые в мусульманском мире больницы и аптеки, налажено производство бумаги и организован перевод на арабский язык трактатов древнегреческих и римских ученых. В столице Аббасидского халифата жили и творили философы аль-Кинди и аль-Фараби, математик аль-Хорезми, медик ар-Рази, географ Якут, историк и географ аль-Масуди, путешественник и писатель ибн-Фадлан.
Развитие в Аббасидском халифате феодальных отношений и сопровождавшее его обострение социальных и национальных противоречий привели к распаду крупного образования на ряд независимых или полузависимых государств. Власть багдадских халифов стала ограничиваться только Ираком. С 1055 г. страной на два века овладевают турки-сельджуки. А в 1258 г. войска внука Чингисхана — Хулагу закрыли последнюю страницу в истории независимого Аббасидского халифата. Начавшийся упадок ирригационного земледелия и высокой городской культуры Ирака был еще более усилен в XIV в. нашествием полчищ Тимура, а с конца XVI в. — османским завоеванием.
С этого времени и до конца первой мировой войны страна в течение почти 400 лет находилась в составе Османской империи, образуя три ее вилайета — Мосульский, Багдадский и Басорский. Годы турецкого владычества были отмечены продолжавшимся экономическим и культурным застоем и жестоким национальным гнетом. В то же время уже с XVI в. гнет местных и турецких феодалов стал дополняться экспансией западноевропейских держав, в особенности Англии, к середине XIX в. практически превратившей Ирак в свою полуколонию.
В годы первой мировой войны английские империалисты, стремясь полностью завладеть страной, объявили о своей поддержке национально-освободительной борьбы арабов Ирака против турецкого ига. После поражения Турции в первой мировой войне Англия в 1920 получила мандат Лиги наций на управление Ираком, но после вспыхнувшего вслед за этим общенародного восстания вынуждена была пойти на создание в 1921 г. Иракского королевства во главе с династией Хашимитов. В 1922 г. мандату была придана форма «союзного» договора, обеспечившего английскому империализму ключевые экономические и военно-политические позиции в стране. Это положение сохранилось и после того, как в 1932 г. Англия под натиском национально-освободительного движения должна была признать формальную независимость Иракского королевства.
Территория Ирака служила центральным звеном, соединявшим колониальные владения Великобритании, тянувшиеся от Восточной Африки на западе до Малайи на востоке. Оккупировавшие страну британские войска превратили ее в стратегический плацдарм с сетью военно-воздушных баз.
Английские империалисты пытались использовать этот плацдарм для проникновения в другие страны: отсюда, и была направлена в советское-Закавказье английская военная армия генерала Денстервиля — партия бакинских комиссаров.
В своей политике колонизаторы опирались на королевский режим и крупных феодалов.
Они разжигали также национальную и религиозную вражду между курдами и ассирийцами, суннитским и шиитским населением. Освободительное движение жестоко подавлялось вражескими оккупационными войсками и феодально-монархическими правителями Ирака, метко прозванными в народе «Арабами Его величества».
После второй мировой войны феодально-монархическая клика правителей Ирака втянула страну в агрессивный Багдадский пакт. Однако в новой исторической обстановке иракский народ усилил свою борьбу против продолжавшейся английской и начавшейся американской империалистической экспансии. В стране развернулось освободительное движение широких трудящихся масс, части национальной буржуазии и армейских офицеров империализма и реакции; произошло несколько крупных восстаний. В 1957 был создан Фронт национального единства, в который вошли представители патриотических сил страны, в том числе Иракская компартия. И наконец, — 14 июля 1958 г. совершилась антиимпериалистическая и антифеодальная революция. Реакционное королевское правительство было свергнуто, и Ирак провозглашен республикой.
Основной движущей силой революции были широкие патриотические круги. Первое республиканское правительство Ирака провело ряд прогрессивных мероприятий: провозглашение политики позитивного нейтралитета, отказ от участия в Багдадском пакте, установление партнерских отношений с Советским Союзом и другими социалистическими странами, принятие плана экономического возрождения страны, закона об аграрной реформе и др.
Иракская революция 1958 г. нанесла сильный удар по стратегическим планам империализма и интересам нефтяных монополий на Ближнем Востоке.
В феврале 1963 г. к власти в Ираке пришла партия Баас (Партия арабского социалистического возрождения). В ноябре того же года Баас была отстранена от власти военной группировкой. В июле 1968 г. к власти пришла снова Партия арабского социалистического возрождения. Новое правительство встало на путь осуществления прогрессивных социально-экономических преобразований и проведения антиимпериалистической внешней политики, развития сотрудничества с Советским Союзом и другими социалистическими странами.
Был принят новый закон об аграрной реформе, введено трудовое законодательство. В результате национализации под контроль правительства перешла вся нефтедобыча в стране. В 1972 г. был подписан советско-иракский Договор о дружбе и сотрудничестве.
В 1973 г. создан Прогрессивный национально-патриотический фронт, в рамках которого согласились сотрудничать партия Баас и Иракская компартия.
Антиимпериалистический курс, программа коренных социально-экономических и политических преобразований, а также помощь СССР и других социалистических государств создали предпосылки для продвижения Иракской Республики по избранному ею пути некапиталистического развития.
Январь 1977 года — репрессии против Компартии Ирака — младшего партнера партии БААС в Народном фронте.
11 июля 1979— дворцовый переворот в Багдаде — отставка Президента аль-Бакра. Президентом Ирака провозглашается Саддам Хусейн
1980—1988 – Ирано-иракская война
2 августа 1990 — вторжение в Кувейт и присоединение его к Ираку.
1991 — «Война в заливе». Иракские войска изгнаны из Кувейта.
Иракский Курдистан получает широкую автономию при американской поддержке, а иракская Компартия получила возможность легально действовать в этом регионе.
1991 — 2003. Гражданская война в Курдистане между группировками Барзани и Талабани.
1998 — операция «Лиса в пустыне» (американские авианалёты на Багдад)
2003 — вторжение войск международной коалиции в Ирак с целью свержения Саддама Хусейна (основные участники — США и Великобритания).
Ирак, богатая страна с богатой историей. Важнейшие исторические события включают образование первых цивилизаций, величественное царство, завоевание мусульманами и, конечно же, последующие конфликты и войны, которые оставили глубокий след в развитии страны. Сегодня, Ирак стремительно развивается и становится образцом для других стран Ближнего Востока.