Этнический состав Ирака не так сложен, как в Иране или Афганистане. Приблизительно 80% населения составляют арабы, 18% — курды, остальное — персы, турки, ассирийцы, армяне, туркмены и др. Арабы сосредоточены в основном в южных и центральных областях, курды, турки и ассирийцы — на севере и северо-западе, персы — на юге и в пограничных с Ираном районах, армяне — в городах.
Некоторая часть арабов Ирака сохраняет племенное деление. В стране насчитывается больше сотни кочевых, полукочевых и оседлых племен. Крупнейшие из них — шаммар-джарба и аназа-амарат на севере, мунтефик, кяб, бени лям, дулейм, акейдат, джбур, хазаиль, убейд, бени хасан, фатла на юге и в центре страны. Племенное деление сохраняют и курды. Самые многочисленные курдские племена Ирака — дизаи, джар, миралда-ли, бабан, барзан, барзинджан.
Антропологически в Ираке представлены все три группы южных европеоидов. Признаки переднеазиатской, или арменоидной, группы характерны для большей части арабов, армян, ассирийцев. Индо-памирские черты свойственны курдам и персам. Средиземноморскими антропологическими чертами характеризуется некоторая часть арабов (преимущественно кочевники или сравнительно недавно осевшие выходцы из кочевых племен) и турки. На юге страны можно встретить арабов, в облике которых заметна негроидная примесь: это объясняется смешением их с вывозившимися в средние века из Африки рабами-неграми.
По языковой принадлежности арабы и ассирийцы принадлежат к семитской группе семито-хамитской лингвистической семьи. Сюда же относятся и иракские евреи, говорящие по-арабски. Курды и персы говорят на языках западноиранской подгруппы иранской группы индоевропейской семьи, турки и туркмены —на языках тюркской группы. Армяне сохраняют свой язык, занимающий обособленное положение в индоевропейской лингвистической семье.
Официальным языком в Ираке является арабский, а в Курдистане наряду с ним — курдский. На арабском литературном языке ведется все официальное делопроизводство, обучение, радио- и телевещание, издается литература. Для существующего, наряду с ним иракского разговорного диалекта характерны арамеизмы, т. е. заимствования из арамейского языка доарабского населения Ирака, а также некоторые заимствования из персидского и турецкого языков. Многие образованные иракцы, говоря на литературном языке, употребляют и диалектные обороты.
Курды
Подавляющее большинство населения Ирака (96%) —мусульмане шиитского и суннитского толков. Среди арабов Ирака шиитов несколько больше, чем суннитов. К первым в основном принадлежат арабы южных и центральных областей, ко вторым — арабы, живущие на севере, в Багдаде, в Эль-Бадийе. В годы турецкого владычества суннизм часто принимали те из иракских арабов-шиитов, которые были связаны с османской администрацией; поэтому и сейчас в верхушечных слоях населения процент суннитов несколько выше. Из неарабских народов страны большая часть курдов, турки, туркмены и черкесы — сунниты, персы — шииты. В Ираке находятся два священных города шиитов — Эн-Наджаф и Кербела, где сохранились гробницы шиитских имамов куда совершают паломничество шииты всего мира. 3% населения страны — христиане, 1% — йезиды, мандейцы и иудаисты. К числу христиан относятся арабы-якобиты, арабы сиро-католики и приверженцы некоторых других религиозных толков; подавляющее большинство ассирийцев — несториане и халдо-католики; среди армян есть как армяно-григориане, так и армяно-католики.
К йезидам принадлежат 70 тыс. курдов, живущих в районе Синджара. Еще меньше, всего 14 тыс., насчитывается мандейцев, или сабейцев, — потомков древних ассировавиловян, сохранивших доисламский культ астрального бога, свои написанные на близком к ассирийскому языке священные книги, молельные дома, религиозные праздники и т. д. Иудаистов-евреев после выезда их основной массы в Израиль осталось в Ираке немного. Формирование арабского народа Ирака как развитой этнической общности современного типа долгое время тормозилось Ирак экономическим и культурным застоем в годы османского, а затем британского господства. К этому добавлялось то обстоятельство, что турецкие и английские власти сознательно поддерживали религиозные распри между суннитами и шиитами, разжигали противоречия между оседлым и кочевым населением и межплеменные конфликты. Однако в период между двумя мировыми войнами положение существенно изменилось. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне, рост национальной буржуазии и рабочего класса, заметные сдвиги в культурной жизни, и в частности в области народного образования, подготовка национальных кадров интеллигенции, распространение литературы и литературного языка — все это ускорило национальную консолидацию арабов Ирака. Большое значение в этом отношении имело также развертывание освободительной борьбы против английских колонизаторов, способствовавшее ослаблению конфессиональной и племенной разобщенности и росту национального самосознания.
Одна из улиц Багдада
Турецкое и английское владычество, а затем реакционный монархический режим отрицательно сказались также и на развитии межэтнических отношений в Ираке. В стране постоянно вспыхивали и разжигались арабо-турецкие, арабо-ассирийские, а в последнее время особенно арабо-курдские столкновения. После первой мировой войны начались вооруженные выступления курдов против англоиракской администрации.
Наиболее активную борьбу за свои национальные права иракские курды начали в конце второй мировой войны: они подняли восстание, которое было жестоко подавлено английскими колониальными властями.
С 1968 г. начали предприниматься важные шаги для мирного, демократического решения курдского вопроса В марте 1971 г. было подписано соглашение между правительством Ирака и курдскими руководителями, предусматривавшее предоставление автономии Курдистану. В соответствии с ним 11 марта 1974 г. был издан закон о курдской автономии, предоставивший курдам равные права с арабами.
По оценке 2009 г., в Ираке проживает около 31 млн. человек, это почти в 11 раз больше, чем насчитывалось в стране во времена британского мандата.
В настоящее время иракское население ежегодно растет в среднем на 3,2% (мировой прирост населения составляет около 2%). Рождаемость здесь значительно превышает смертность. Высокий естественный прирост населения связан с восточной традицией иметь многодетные семьи и с запрещением исламом искусственного регулирования рождаемости.
Экономически активное население в начале 1970-х гг. составляло около 30% населения страны, и свыше половины его было занято в сельском хозяйстве (в том числе около 10% — кочевым и полукочевым скотоводством). Остальное — в промышленности (7%), строительстве и на транспорте (8,5%), в торговле и прочих отраслях. Иракский рабочий класс еще сравнительно немногочислен (около 200 тыс. человек).
По территории страны население размещено неравномерно. Средняя плотность составляет около 25 человек на 1 кв. км. Наиболее густо заселена центральная часть Месопотамии — губернаторство Багдад, берега Тигра и Евфрата южнее столицы, бассейн р. Диялы, а на севере — губернаторство Мосул.
В городах проживает около 60% жителей страны. Крупнейшие из них — Багдад (около 5,3 млн. жителей, оценка на анварь 2008 г.), Басра (2,3 млн.), Мосул (1,8 млн.), Киркук (1,2 млн). В остальных городах численность населения колеблется от 10 тыс. до 1 млн. человек. Промышленность в них развита очень слабо, и коренное их население занято в основном административной и торгово-ремесленной деятельностью. В небольших городских поселениях жители еще не порвали с сельским хозяйством и занимаются выращиванием овощей и фруктов.
Жилые строения иракских деревень однотипны, как и в других странах ислама. Исключение составляют селения «болотных арабов» в заболоченной части Нижней Месопотамии. Там среди тростниковых зарослей люди живут в примитивных хижинах из камыша. Главные занятия «болотных арабов» — разведение буйволов и выращивание риса.