Культура Уругвая

Уругвай

У истоков уругвайской культуры лежит главным образом креольское начало, от индейского фольклора осталось очень мало. Его хранителями были в основном странствующие певцы — пайядоры, исполнявшие песни и баллады под аккомпанемент гитары.

Первые литературные произведения относятся к колониальному периоду. Тема борьбы за независимость была основной как в поэзии, так и в прозе. Особое место занимала литература гаучо, уходящая корнями в устное творчество гаучо. Наиболее крупным представителем этого литературного направления был Б. Идальго (1788—1822) — автор стихов и куплетов, направленных против испанских колонизаторов. В XIX в. развиваются литературные направления в стиле европейского классицизма. Одним из представителей этого направления был Ф. Акунья де Фигероа — автор национального гимна. Под влиянием европейского романтизма складывается романтическое направление в уругвайской литературе. Романтики выступали за культурно-политическое единство латиноамериканских народов, призывали покончить с духовной зависимостью от Испании. Одним из наиболее ярких представителей романтизма был A. Магариньос Сервантес (1825—1893) — автор стихов и романов «Селиар», «Карамуру». Группа романтиков формировалась вокруг творческого сообщества писателей и ученых «Атенеум»; большое влияние на них оказало творчества B. Гюго.

Со второй половины XIX в. развивается реалистическое направление, так называемый «креольский реализм». Ярким представителем его был один из основоположников национального романа — Э. Асеведо Диас (1851—1924) — автор романов «Исмаэль», «Клич славы», «Копье и сабля». К началу XX в. относится творчество основоположника уругвайской драматургии Ф. Санчеса (1875—1910), автора реалистических драм «Мой сын — доктор», «Гринга» и др. В XX в. в уругвайской литературе развиваются различные течения, как модернистские, так и реалистическо-демократические с ярко выраженными социальными мотивами и беспощадной критикой социальных противоречий; верность национальным мотивам в них сочетается с высокими идеалами гуманизма и просветительства. Такова проза Э. Аморима (1900—1960), нарисовавшего в романах «Поселянин Агилар», «Лошадь и ее тень», «Девять лун над Неукеном» беспощадную картину социальных противоречий. Представителями прогрессивно-реалистического направления являются X. К. Онетти — один из лучших прозаиков Уругвая, К. М. Морено, Э. Галеано. Все они вынуждены были покинуть страну. Находясь в эмиграции, они продолжают свою деятельность, обличая в стихах и прозе тяжелую действительность своей родины. В их числе видный уругвайский писатель Марио Бенедетти, активный деятель «Широкого фронта», автор почти 40 книг, уже многие годы находящийся в изгнании. Его романы «Передышка», «Спасибо за огонь» и др. издавались во многих странах. В Уругвае же его книги изъяты из государственных библиотек. М. Бенедетти много пишет об Уругвае, и с горькой иронией называет его «маленькой страной, превратившейся в великую державу благодаря пыткам».

В развитии музыкальной культуры Уругвая большое значение имеет народное творчество, выраженное в различных песенных жанрах: эстило, видалита, тристе, а также в хороводных танцах, таких, как перикон. Песни и танцы исполнялись под аккомпанемент гитары, аккордеона, барабана. В Уругвае, как и в большинстве стран Латинской Америки, распространены карнавалы. Профессиональная музыка начала развиваться довольно поздно, в XIX в. Большое влияние на нее оказала музыка Италии и Испании. С 30-х годов XIX в. здесь проходят спектакли итальянской оперной труппы. Большое место занимала церковная музыка, а также салонное музицирование. К нача¬лу XX в. складывается национальная композиторская школа, ее основоположником был Э. Ф. Фабини. В Монтевидео — основном центре культуры Уругвая — создаются музыкальные театры, консерватория, Национальная ассоциация камерной музыки, Национальная ассоциация симфонических оркестров. Большое значение имело создание в 20-х годах Государственной службы радиопередач и публичных концертов (в настоящее время — Государственная служба радиовещания и телевидения), объединившей солистов, симфонический оркестр, хор, камерные ансамбли. Большое внимание уделялось хорам, проводились национальные хоровые фестивали. В 1954 г. была открыта Национальная консерватория при республиканском университете. Среди современных композиторов можно выделить Э. Тосара, А. Мастроджованни.

Начало развития драматического театра в стране относится к XVIII в.: в 1793 г. был открыт Дом комедии, в котором устраивались театральные представления. В 1856 г. в Монтевидео построено здание театра «Солис». Расцвет национального театра связан с творчеством драматургов Ф. Санчеса и Э. Эрреры, реалистически отражавших проблемы национальной действительности. В первой половине XX в. в драматургии распространяются модернистские течения, театры становятся преимущественно коммерческими предприятиями. В 30—40-х годах возникло движение «независимых театров», ставившее своей задачей повышение художественного уровня спектаклей, а главное — борьбу с развлекательным коммерческим театром. Это движение, традиции которого в дальнейшем продолжали труппы «Театроуниверситарио», «Городской театр Монтевидео», способствовало подъему уругвайского театра. В настоящее время многие театральные труппы распущены, а в зданиях театров устроены казармы.

В уругвайской архитектуре сохранились черты колониальных времен, которые больше всего представлены в церковных строениях, нередко их можно найти и в отдельных гражданских постройках городов и селений. В архитектуре XIX в, сказалось влияние европейских стран, особенно распространилось пышное барокко, в меньшей степени — европейский классицизм. В XX в. появляется стиль «модерн», особенно проникший в архитектуру столицы. Монтевидео разнообразен по своему архитектурному облику: классицизм здесь сочетается с широко распространенным барокко, модернизм — со старыми постройками колониальных времен. В столице построены современные высотные здания; роскошь центральных кварталов города и курортного побережья контрастирует с трущобными кварталами нищеты на его окраинах.

По уровню развития просвещения и образования Уругвай всегда выделялся среди стран Латинской Америки. В стране высокий процент грамотности населения, существует всеобщее обязательное 9-лет¬нее обучение. В Монтевидео находится Республиканский университет, основанный в 1849 г.; при университете существуют консерватория, школа изящных искусств, Институт химии и технологии.

К числу первых научных учреждений Уругвая относятся Институт географии и истории, основанный в 1843 г., Химико-фармацевтический институт (1888 г.). В первой половине XX в. в связи с индустриализацией были созданы Институт биологии, Астрономическая обсерватория, Центр сельскохозяйственных исследований, Институт химической промышленности. В 50—60-х годах в Уругвае интенсивно развивалась научная деятельность, в которой наряду с государственными учреждениями принимали активное участие частные фирмы. В стране велись теоретические исследования в области медицины, биологии, онкологии, легкой промышленности. Национальный совет научных и технических исследований занимался вопросами планирования и опытно-конструкторских работ.

Обзор стран мира
Добавить комментарий

  1. Гость

    Уругвай — удивительная страна с богатой культурой и историей. Его народ известен своим гостеприимством, любовью к футболу и празднованиям. Танго и карнавалы являются неотъемлемой частью уругвайской культуры, которые притягивают туристов со всего мира. Проходя через время и пространство, Уругвай сохраняет свои традиции и особенности, что делает его уникальным и прекрасным местом для посещения.