Экономика Гайаны

Гайана

Несмотря на огромные и разнообразные природные ресурсы, Гайана остается аграрной страной, ориентирующейся в основном на внешний рынок.

Главная сельскохозяйственная культура — сахарный тростник. Основные посевные площади его сосредоточены на побережье Атлантического океана. Еще во времена рабства сахарный тростник выращивался на сахарных плантациях, принадлежащих крупным английским компаниям. До 1976 г. все производство сахарного тростника находилось в руках одной из самых крупных английских сахарных монополий — «Букерс бразес Макконел энд компани», которая имела более ста своих отделений в Гайане и контролировала 14 сахарных плантаций из 19 и 11 сахарных заводов из 16, имевшихся в стране. Располагая собственными морскими судами, совершавшими рейсы между Джорджтауном и Ливерпулем, компания практически монополизировала всю внешнюю торговлю Гайаны и стремилась контролировать не только экономическую, но и политическую жизнь страны.

В 1976 г. правительство Гайаны национализировало собственность этой компании и передало ее плантации в созданную Гайанскую сахарную корпорацию, которая контролирует работу 10 плантаций, где занято 30 тыс. рабочих. Еще раньше, в 1975 г., была национализирована собственность другой английской компании — «Дженерал секьюрити лимитед» — и создана сахарная компания «Демерара».

Рис — вторая по значению сельскохозяйственная культура в стране. Производство его сосредоточено главным образом на небольших фермерских участках размером 0,2 га. Но имеются и крупные государственные плантации размером более 400 га, где применяется механическая посадка и обработка риса. Весь собранный рис, за исключением небольшого количества, нужного для внутреннего потребления, продается Гайанскому управлению по рису, которое продает его на внешнем рынке. Большинство экспортируемого риса идет в страны Вест-Индии.

Кокосовые орехи — важный продукт сельского хозяйства страны. Кокосовые пальмы занимают плантации и небольшие участки вдоль дамб и оросительных каналов. Большая часть собранных орехов идет на изготовление масла, маргарина и мыла. Все это поступает на внутренний рынок.

Кроме того, в стране выращивают цитрусовые, бананы, ананасы, маис и другие сельскохозяйственные культуры главным образом для внутреннего потребления. Все продукты земледелия покупаются у фермеров государственной Гайанской сбытовой корпорацией по заранее обусловленным ценам, которые выше минимума государственных цен.

Хотя животноводческим районом страны являются саванны Рупунуни, значение его в снабжении мясом и молоком внутреннего рынка очень невелико. Это объясняется его удаленностью от густонаселенной прибрежной зоны и отсутствием дорог для доставки продуктов в города Атлантического побережья. Поэтому снабжение прибрежных городов мясом и молоком обеспечивается небольшими пригородными хозяйствами индийцев или импортными поставками. Правительство Гайаны разрабатывает проекты развития животноводства как в Рупунуни, так и в других районах страны, одновременно предусматривается строительство дорог.

Главное богатство страны — бокситы, добыча и обработка которых до середины 70-х годов находилась в руках крупных американских компаний. В 1971 и 1975 гг. правительство Гайаны национализировало их собственность и создало две государственные компании, которые в 1976 г. были объединены в одну бокситовую компанию «Гайана майнинг корпорейшн» (ГАЙМАЙН). Добыча и обработка бокситов ведутся близ городов Линден, Кваквани и Итуни.

Добыча золота и алмазов сосредоточена в основном в руках мелких предпринимателей и золотоискателей, которые приобретают лицензии у правительства. Промышленной добычи этих полезных ископаемых нет.

В последние годы в Гайане значительное развитие получило рыболовство, как океанское, так и речное. Главный продукты рыболовства — креветки идут на экспорт.

В стране ведутся лесоразработки, не добыча древесины затруднена отсутствием дорог во внутренних районах страны. Поэтому производство древесины еще незначительно.

Правительство Гайаны уделяет большое внимание развитию сельского хозяйства, созданию в стране легкой промышленности, развитию рыболовства, расширению лесоразработок и развитию мясного животноводства.

Протяженность шоссейных дорог в Гайане — около 3 тыс. км, из них только немногим более 500 км покрыто асфальтом. Главное шоссе проходит по Атлантическому побережью к городам Нью-Амстердам и Линден. В стране имеются только две узкоколейные железные дороги, и те небольшой протяженности. Одна связывает северо-запад с портом Кайтума, а другая идет из Линдена и Итуни и используется для транспортировки бокситовой руды.

Развивается в стране авиатранспорт. Международный аэропорт в Тимейри принимает самолеты различных авиакомпаний. Гайана располагает небольшими по садочными площадками для самолетов обслуживающих внутренние линии.

До получения независимости Гайана в основном имела торговые отношения со своей метрополией и с другими западными странами. Торговая политика независимой Гайаны — яркое отражение ее политики неприсоединения и диверсификации экономики страны. Сейчас Гайана торгует более чем со 120 странами мира.

Обзор стран мира
Добавить комментарий