Материальная культура чилийского народа представляет собой сплав элементов испанской материальной культуры и культуры коренного населения страны, причем испанское начало в отличие от Перу и Боливии преобладает. Объясняется это более низким уровнем материальной и духовной культуры и меньшей численностью индейцев мапуче, населявших Чили до испанского завоевания, по сравнению с кечуа и аймара — индейцами Перу и Боливии. Соответственно вклад мапуче в материальную и духовную культуру чилийцев был относительно невелик. После испанского завоевания в Чили стали применяться орудия труда, типичные для средиземноморских стран, появились новые породы скота, новые сельскохозяйственные культуры. В настоящее время основные орудия труда, применяемые в Чили, мало отличаются от орудий труда, применяемых в средиземноморских странах Европы. В качестве тягловой силы широко используются, как и там, волы и мулы.
Напоминают Испанию и здания колониальной эпохи — жилые дома и церкви в городах, помещичьи дома в сельской местности. Один из типичных памятников архитектуры колониальной эпохи — президентский дворец Ла-Монеда в Сантьяго. Однако старинных построек в Чили меньше, чем в Перу и Боливии. Виной тому — частые землетрясения, более позднее освоение страны, ее положение второстепенной, бедной колонии в американской империи Испании.
Крестьянские жилища по своему внешнему виду и материалу, из которого они построены, изменяются от района к району. На севере дома складывают из камня, крыши кроют соломой, двери и перекладины, поддерживающие крыши, делают из стволов кактусов.В центре страны дома глинобитные или из адобы (кирпич-сырец) с крышами из тростника или соломы, на юге чаще всего деревянные. В районах, где живут индейцы мапуче, нередко можно встретить хижины, плетенные из тростника, с тростниковыми же крышами. Мапуче строят свои хижины не только из тростника, но и из дерева. Они бывают очень большие, рассчитанные на несколько семей, но могут быть и небольших размеров.
Подавляющее большинство жителей Чили, в том числе и многие индейцы, носят современную европейскую одежду, которая иногда дополняется пончо или чилийской его разновидностью — чаманато — короткой, с разрезом для головы накидкой из очень яркой шерсти с узорами. Составными частями национального костюма кроме чаманато являются сомбреро, белая рубашка с манишкой, открытый жилет, короткая светлая куртка, стянутая в талии узким поясом, узкие брюки и сапоги из черной, желтой или красной кожи со шпорами. Национальный костюм надевают только участники родео— состязаний, в которых молодые люди соревнуются в умении владеть лассо и на всем скаку заарканить быка. Родео привлекают многочисленных зрителей со всей округи. В перерывах между соревнованиями выступают певцы —мужчины и женщины, исполняющие под гитару народные песни. Песня и танцы, особенно национальный танец куэка, в Чили очень популярны.
Профессиональное музыкальное искусство начало развиваться в Чили под влиянием европейских композиторов в первой половине XIX в., а в начале XX в. выделилась большая группа композиторов, стремящихся развивать в музыке национальный стиль (П. У. Альенде Сарон, Р. Асеведо, К. Лавин и др.).
Любовь чилийцев к танцам, песням и музыке сочетается с любовью к декоративному народному искусству. Керамика, изделия из дерева, плетение из конского волоса и древесных волокон, шерстяные пончо, одеяла, ковры, металлические украшения — вот характерная продукция чилийских ремесленников. Наиболее интересные керамические изделия — это фигурки животных и мелкие, ярко раскрашенные игрушечные сосудики. Из дерева также делают игрушки; пользуются спросом и деревянные стремена, украшенные резьбой. Шерстяные изделия изготавливаются ярких цветов — полосатые или с геометрическим узором. Для окраски пряжи часто используются естественные красители, которые получают из коры, корней и веток различных растений. Очень изящны безделушки и украшения. Когда-то мапуче делали серебряные украшения из монет и серебряных пластинок. Теперь этим занимаются главным образом чилийцы, использующие старинные индейские образцы. Народные мотивы прослеживаются в творчестве многих чилийских живописцев и скульпторов. Наиболее известные художники второй половины XX в. — Г. Нуньес, X. Вентурельи, П. Лобос, X. Эскамес.
Чилийская литература, как и литература других латиноамериканских стран, долгое время находилась под сильнейшим влиянием европейской литературы, особенно испанской и французской. Однако специфическая латиноамериканская действительность и появление в XX в. новых мощных влияний русской и североамериканской литератур, стремление отразить своеобразную чилийскую действительность привели к бурному расцвету самобытной чилийской литературы.
Процесс становления чилийского реализма совершился в сравнительно короткий срок — приблизительно за 50 лет— и это обусловило одновременное существование нескольких школ, резкие столкновения между ними и противоречия в творчестве отдельных писателей.
Характерная особенность чилийской литературы — явное преобладание поэзии над прозой. Имена Габриелы Мистраль и Пабло Неруды известны всему миру, тогда как имена чилийских прозаиков знакомы читающей публике гораздо меньше. Особое значение для Чили, да и для мировой литературы, имели писатели, творческая деятельность которых началась в 20-х годах.
Мистраль, когда ей было 29 лет, приехала в Темуко, чтобы занять пост директора школы. Там она познакомилась с четырнадцатилетним юношей Нефтали Рикардо Рейесом Басуальто, который впоследствии вошел в историю чилийской литературы под именем Пабло Неруды.
Пабло Неруда — великий чилийский поэт, видный общественный деятель. Его поэмы и стихи проникнуты духом борьбы за. В 1950 г. Неруда получил международную Ленинскую премию мира, а в 1971г.— Нобелевскую премию. Умер Пабло Неруда в 1973 г. Ярким и своеобразным поэтом был и Висенте Уидобро, умерший в 1948 г. Сын богатых и высокопоставленных родителей, Уидобро стал на сторону народа, что нашло отражение в его творчестве и в его жизни.
Современником трех лучших поэтов Чили был Мануэль Рохас — один из виднейших, если не самый видный чилийский романист, произведения которого («Сын вора», «Слаще вина» и несколько других) переведены на ряд языков, в том числе и на русский.
Очень популярно в Чили театральное искусство. Зародившись в колониальную эпоху в виде обрядовых церемоний (так называемый театр миссионеров) и любительских спектаклей, оно стало развиваться по-настоящему лишь после завоевания независимости, когда в Сантьяго в 1818 г. был создан Национальный театр. Сначала в нем ставились главным образом иностранные пьесы, мо уже в середине XIX в. в репертуар все чаще включаются пьесы чилийских драматургов. В XX в. театры появились во всех крупнейших городах страны.
Чилийское кино очень молодо. Производство полнометражных фильмов началось в Чили только после второй мировой войны. В первые послевоенные годы выпускалось по нескольку фильмов в год, но к середине 50-х годов производство фильмов под давлением иностранной конкуренции резко сократилось.
После военного переворота национальное кино, как и все другие виды искусства, пришло в упадок; наиболее талантливые режиссеры и артисты, писатели, композиторы и музыканты, художники эмигрировали, а многие были репрессированы. Приход к власти Пиночета был подлинной трагедией не только для трудящихся Чили, но и для прогрессивной культуры страны.
Чили выделяется среди большинства латиноамериканских стран относительно высокой грамотностью населения: неграмотных в общей численности чилийцев старше 15 лет — около 16%. Однако среди грамотных много людей, не окончивших начальную школу, хотя восьмилетнее обучение формально является обязательным. Часть детей, особенно в сельской местности, не имеет возможности учиться из-за недостатка школьных помещений и учителей, из-за тяжелого материального положения. Только 8% детей оканчивает средние учебные заведения. В вузах страны обучается более 100 тыс. студентов. По количеству студентов на 10 тыс, жителей Чили заметно уступает развитым странам, но в Латинской Америке стоит на одном из первых мест.
Важнейшим высшим учебным заведением и научным центром является Государственный университет Чили, который располагает многочисленными исследовательскими институтами и лабораториями самых различных направлений, начиная от Института чилийской литературы и кончая Институтом ядерной физики. Кроме Сантьяго высшие учебные заведения имеются в Вальпараисо, Консепсьоне, Антофагасте и Вальдивии.
Наибольших успехов чилийские ученые добились в XIX в. в области геологии, а в XX в. — в области гуманитарных наук. Успехи геологов вполне понятны, если учесть большое значение чилийской горной промышленности. За пределами Чили наиболее известно имя геолога и географа Игнатия Домейко — литовца по национальности, переселившегося из Польши в Чили в 1838 г. Минеролог, геолог, лингвист, профессор университета города Сантьяго, Домейко разработал научные основы эксплуатации минеральных богатств. Его именем назван один из хребтов, окаймляющих на востоке пустыню Атакаму.