Культура Чили

Чили

Материальная культура чилийского народа представляет собой сплав элементов испанской материальной культуры и культуры коренного населения страны, причем испанское начало в отличие от Перу и Боливии преобладает. Объясняется это более низким уровнем материальной и духовной культуры и меньшей численностью индейцев мапуче, населявших Чили до испанского завоевания, по сравнению с кечуа и аймара — индейцами Перу и Боливии. Соответственно вклад мапуче в материальную и духовную культуру чилийцев был относительно невелик. После испанского завоевания в Чили стали применяться орудия труда, типичные для средиземноморских стран, появились новые породы скота, новые сельскохозяйственные культуры. В настоящее время основные орудия труда, применяемые в Чили, мало отличаются от орудий труда, применяемых в средиземноморских странах Европы. В качестве тягловой силы широко используются, как и там, волы и мулы.

Напоминают Испанию и здания колониальной эпохи — жилые дома и церкви в городах, помещичьи дома в сельской местности. Один из типичных памятников архитектуры колониальной эпохи — президентский дворец Ла-Монеда в Сантьяго. Однако старинных построек в Чили меньше, чем в Перу и Боливии. Виной тому — частые землетрясения, более позднее освоение страны, ее положение второстепенной, бедной колонии в американской империи Испании.

Крестьянские жилища по своему внешнему виду и материалу, из которого они построены, изменяются от района к району. На севере дома складывают из камня, крыши кроют соломой, двери и перекладины, поддерживающие крыши, делают из стволов кактусов.В центре страны дома глинобитные или из адобы (кирпич-сырец) с крышами из тростника или соломы, на юге чаще всего деревянные. В районах, где живут индейцы мапуче, нередко можно встретить хижины, плетенные из тростника, с тростниковыми же крышами. Мапуче строят свои хижины не только из тростника, но и из дерева. Они бывают очень большие, рассчитанные на несколько семей, но могут быть и небольших размеров.

Подавляющее большинство жителей Чили, в том числе и многие индейцы, носят современную европейскую одежду, которая иногда дополняется пончо или чилийской его разновидностью — чаманато — короткой, с разрезом для головы накидкой из очень яркой шерсти с узорами. Составными частями национального костюма кроме чаманато являются сомбреро, белая рубашка с манишкой, открытый жилет, короткая светлая куртка, стянутая в талии узким поясом, узкие брюки и сапоги из черной, желтой или красной кожи со шпорами. Национальный костюм надевают только участники родео— состязаний, в которых молодые люди соревнуются в умении владеть лассо и на всем скаку заарканить быка. Родео привлекают многочисленных зрителей со всей округи. В перерывах между соревнованиями выступают певцы —мужчины и женщины, исполняющие под гитару народные песни. Песня и танцы, особенно национальный танец куэка, в Чили очень популярны.

Профессиональное музыкальное искусство начало развиваться в Чили под влиянием европейских композиторов в первой половине XIX в., а в начале XX в. выделилась большая группа композиторов, стремящихся развивать в музыке национальный стиль (П. У. Альенде Сарон, Р. Асеведо, К. Лавин и др.).

Любовь чилийцев к танцам, песням и музыке сочетается с любовью к декоративному народному искусству. Керамика, изделия из дерева, плетение из конского волоса и древесных волокон, шерстяные пончо, одеяла, ковры, металлические украшения — вот характерная продукция чилийских ремесленников. Наиболее интересные керамические изделия — это фигурки животных и мелкие, ярко раскрашенные игрушечные сосудики. Из дерева также делают игрушки; пользуются спросом и деревянные стремена, украшенные резьбой. Шерстяные изделия изготавливаются ярких цветов — полосатые или с геометрическим узором. Для окраски пряжи часто используются естественные красители, которые получают из коры, корней и веток различных растений. Очень изящны безделушки и украшения. Когда-то мапуче делали серебряные украшения из монет и серебряных пластинок. Теперь этим занимаются главным образом чилийцы, использующие старинные индейские образцы. Народные мотивы прослеживаются в творчестве многих чилийских живописцев и скульпторов. Наиболее известные художники второй половины XX в. — Г. Нуньес, X. Вентурельи, П. Лобос, X. Эскамес.

Чилийская литература, как и литература других латиноамериканских стран, долгое время находилась под сильнейшим влиянием европейской литературы, особенно испанской и французской. Однако специфическая латиноамериканская действительность и появление в XX в. новых мощных влияний русской и североамериканской литератур, стремление отразить своеобразную чилийскую действительность привели к бурному расцвету самобытной чилийской литературы.

Процесс становления чилийского реализма совершился в сравнительно короткий срок — приблизительно за 50 лет— и это обусловило одновременное существование нескольких школ, резкие столкновения между ними и противоречия в творчестве отдельных писателей.

Характерная особенность чилийской литературы — явное преобладание поэзии над прозой. Имена Габриелы Мистраль и Пабло Неруды известны всему миру, тогда как имена чилийских прозаиков знакомы читающей публике гораздо меньше. Особое значение для Чили, да и для мировой литературы, имели писатели, творческая деятельность которых началась в 20-х годах.

Мистраль, когда ей было 29 лет, приехала в Темуко, чтобы занять пост директора школы. Там она познакомилась с четырнадцатилетним юношей Нефтали Рикардо Рейесом Басуальто, который впоследствии вошел в историю чилийской литературы под именем Пабло Неруды.

Пабло Неруда — великий чилийский поэт, видный общественный деятель. Его поэмы и стихи проникнуты духом борьбы за. В 1950 г. Неруда получил международную Ленинскую премию мира, а в 1971г.— Нобелевскую премию. Умер Пабло Неруда в 1973 г. Ярким и своеобразным поэтом был и Висенте Уидобро, умерший в 1948 г. Сын богатых и высокопоставленных родителей, Уидобро стал на сторону народа, что нашло отражение в его творчестве и в его жизни.

Современником трех лучших поэтов Чили был Мануэль Рохас — один из виднейших, если не самый видный чилийский романист, произведения которого («Сын вора», «Слаще вина» и несколько других) переведены на ряд языков, в том числе и на русский.

Очень популярно в Чили театральное искусство. Зародившись в колониальную эпоху в виде обрядовых церемоний (так называемый театр миссионеров) и любительских спектаклей, оно стало развиваться по-настоящему лишь после завоевания независимости, когда в Сантьяго в 1818 г. был создан Национальный театр. Сначала в нем ставились главным образом иностранные пьесы, мо уже в середине XIX в. в репертуар все чаще включаются пьесы чилийских драматургов. В XX в. театры появились во всех крупнейших городах страны.

Чилийское кино очень молодо. Производство полнометражных фильмов началось в Чили только после второй мировой войны. В первые послевоенные годы выпускалось по нескольку фильмов в год, но к середине 50-х годов производство фильмов под давлением иностранной конкуренции резко сократилось.

После военного переворота национальное кино, как и все другие виды искусства, пришло в упадок; наиболее талантливые режиссеры и артисты, писатели, композиторы и музыканты, художники эмигрировали, а многие были репрессированы. Приход к власти Пиночета был подлинной трагедией не только для трудящихся Чили, но и для прогрессивной культуры страны.

Чили выделяется среди большинства латиноамериканских стран относительно высокой грамотностью населения: неграмотных в общей численности чилийцев старше 15 лет — около 16%. Однако среди грамотных много людей, не окончивших начальную школу, хотя восьмилетнее обучение формально является обязательным. Часть детей, особенно в сельской местности, не имеет возможности учиться из-за недостатка школьных помещений и учителей, из-за тяжелого материального положения. Только 8% детей оканчивает средние учебные заведения. В вузах страны обучается более 100 тыс. студентов. По количеству студентов на 10 тыс, жителей Чили заметно уступает развитым странам, но в Латинской Америке стоит на одном из первых мест.

Важнейшим высшим учебным заведением и научным центром является Государственный университет Чили, который располагает многочисленными исследовательскими институтами и лабораториями самых различных направлений, начиная от Института чилийской литературы и кончая Институтом ядерной физики. Кроме Сантьяго высшие учебные заведения имеются в Вальпараисо, Консепсьоне, Антофагасте и Вальдивии.

Наибольших успехов чилийские ученые добились в XIX в. в области геологии, а в XX в. — в области гуманитарных наук. Успехи геологов вполне понятны, если учесть большое значение чилийской горной промышленности. За пределами Чили наиболее известно имя геолога и географа Игнатия Домейко — литовца по национальности, переселившегося из Польши в Чили в 1838 г. Минеролог, геолог, лингвист, профессор университета города Сантьяго, Домейко разработал научные основы эксплуатации минеральных богатств. Его именем назван один из хребтов, окаймляющих на востоке пустыню Атакаму.

Обзор стран мира
Добавить комментарий

  1. Гость

    Культура Чили — богатое смешение наследия индейцев-араваков, испанских колонистов и других et cetera народов. Их яркие традиции, музыка, танцы и кухня делают Чили особенным и уникальным местом. Изучая и погружаясь в культуру Чили, можно узнать больше о их богатой истории и традициях. Будьте готовы к увлекательному и познавательному путешествию в мир Чили!