Экономика Чили

Чили

После освобождения от испанского владычества Чили в течение многих десятилетий развивалось как зависимая от иностранного капитала аграрно-горнопромышленная страна, причем горная промышленность была сферой преимущественно капиталистических производственных отношений, а сельское хозяйство сохраняло сильнейшие феодальные пережитки.

После первой и особенно после второй мировой войны в Чили все большее значение приобретает обрабатывающая промышленность, ориентированная главным образом на внутренний рынок. Но месте страны в международном разделение труда по-прежнему определяет горная промышленность. Только на смену производству селитры как главной экспортной отрасли приходят добыча и выплавка меди, добыча железной руды Значение же сельского хозяйства в экономике начинает падать.

Правительство Альенде начало осуществлять очень важные преобразования, которые должны были коренным образом изменить социальную и экономическую структуру хозяйства страны.

Были национализированы ведущие отрасли горной промышленности, 60 крупнейших компаний, 16 из 18 банков, экспроприированы поместья, располагавшие орошаемыми землями, площадью более 80 га. В 2 с лишним раза уменьшилось число безработных.

Уровень промышленного производства в Чили возрос в 1980 г. на 4% против запланированных 8,5%. В 1979 г. этот показатель составлял 8,2%.

Сбор пшеницы в 1980 г. составил всего 600 тыс. т, тогда как потребности страны составляют 1800 тыс. т. В этой связи власти вынуждены были ввести свободный импорт зерновых.

Среди отраслей, определяющих международную специализацию Чили, наибольшее значение имеют добыча и выплавка меди, добыча железной руды, добыча и производство селитры.

По запасам и добычи меди Чили занимает одно из первых мест в мире. Месторождения тянутся двумя полосами от перуанской границы до р. Био-Био. Главная полоса медного оруднения простирается по склонам и у подножия Анд; вторая, сильно выработанная, совпадает с Береговыми Кордильерами. Наиболее крупные рудники — Чукикамата, Эль-Сальвадор (оба на севере) и Эль-Теньен-те (южнее Сантьяго). Кроме них работает большое количество средних и мелких рудников. Медная руда обогащается в местах добычи, и там же или поблизости производится выплавка черновой меди, а частично и рафинирование. Самые крупные медеплавильные заводы действуют в Чукикамате, Потрерильосе (перерабатывает концентраты рудника Эль-Сальвадор и нескольких более мелких), Эль-Теньенте и Вентанасе (недалеко от Вальпараисо).

Железорудная промышленность по сравнению с добычей меди — молодая отрасль. Она стала развиваться в начале XX в. Рудники размещаются в так называемом железном поясе, который простирается севернее Сантьяго. Железная руда экспортируется, а часть ее отправляется морем на металлургический завод Уачипато близ Консепсьона. Ежегодно на этом заводе выплавляется около 500 тыс. т стали. Кроме завода полного цикла в Уачипато в Чили работает несколько заводов, производящих прокат (крупнейшие в Сантьяго, Талькауано), и завод качественных сталей в Ренго (южнее Сантьяго).

На севере Чили, в безводной пустыне Атакама, более ста лет ведется добыча селитры. Она используется для производства азотных удобрений и йода. В конце XIX и в первой четверти XX в. селитра была главным экспортным продуктом Чили, но появление на мировом рынке синтетических азотных удобрений нанесло сильнейший удар селитряной промышленности. Селитры добывается в наше время приблизительно в 5 раз меньше, чем в годы расцвета отрасли. Наличие ископаемого химического сырья (кроме селитры в Чили добывается сера), утилизация побочных продуктов металлургии и нефтепереработки являются той основой, на которой выросла относительно сильная чилийская химическая промышленность. В Чили производятся серная кислота, суперфосфат, соляная кислота, химические волокна, в небольшом количестве пластмассы и некоторые другие химикаты. Крупнейшие центры химической промышленности — Сантьяго, Вальпараисо, Винья-дель-Мар и Консепсьон. Если Северное Чили обеспечивает сырьем металлургию и химическую промышленность, то южная часть страны — поставщик сырья для деревообрабатывающей промышленности (лесопильной, целлюлозно-бумажной, мебельной), которая размещена в городах юга — Консепсьоне, Темуко, Вальдивии и др. Часть продукции лесной промышленности экспортируется.

Большинство машиностроительных заводов размещается в Сантьяго, Вальпараисо и Консепсьоне, второстепенны центрами машиностроения являются Арика и Антофагаста (на севере), Ранкгуа (в центральной части страны), Валдивия (на юге). Отраслевая структура машиностроения Чили сложилась под воздействием иностранного капитала спроса на внутреннем рынке. Поэтому Чили относительно большое значение имеют такие отрасли, как сборка автомобилей, радиоприемников, телевизоров производство бытового электрооборудования. Из других отраслей машиностроения выделяются судостроение и производство оборудования для железных дорог.

Чили удовлетворяет часть своих потребностей в строительных материалах, в продукции легкой и пищевой промышленности. Цементные заводы расположены в Кокимбо и вблизи от него, в Хуан-Сольдадо; текстильная промышленность сконцентрирована в столице; кожевенно-обувная — там же, в Вальпараисо, Консепсьоне и нескольких других южных городах — центрах животноводческих районов. Предприятия пищевой промышленности, получающие сырье от сельского хозяйства, располагаются в главном сельскохозяйственном районе страны — Центральном Чили и ориентируются на потребление. Чили занимает одно из первых мест в Латинской Америке по величине улова рыбы. Большая часть улова перерабатывается в рыбную муку, значительная часть которой экспортируется. Предприятия, перерабатывающие рыбу, размещаются в портовых городах.

Одной из причин, затрудняющих развитие хозяйства Чили, является недостаток электроэнергии и топлива. Развитие электроэнергетики затруднено прежде всего тем, что запасы жидкого и газообразного топлива в Чили невелики и расположены на южной окраине, в нескольких тысячах километров от главных центров потребления. Правда, в последнее время бурение новых скважин началось на полуострове Арауко, поблизости от Консепсьона — третьего крупного промышленного центра страны, но пока почти всю добычу дают промыслы Огненной Земли и территории, прилегающей к Магелланову проливу с севера. В тех районах, где добывается нефть, идет и добыча газа, который используется для местных нужд и перерабатывается в бензин, пропан и бутан, поскольку трубопроводов, которые соединяли бы промыслы с крупными центрами потребления, нет. Нефть же вывозится танкерами на север, где расположены два больших нефтеперерабатывающих завода — один в Консепсьоне, другой в Конконе, близ Вальпараисо. От Консепсьона проложен нефтепровод в Конкон, что ускоряет транспортировку нефти. Относительно крупная добыча угля ведется в провинциях южнее Консепсьона. Добыча растет медленно, так как угольные пласты лежат на большой глубине и издержки производства поэтому высоки. Недостаток ископаемого топлива в какой-то мере компенсируется большими запасами гидроэнергоресурсов, которые довольно широко используются для производства электрической энергии. Большинство ГЭС, в том числе и самые крупные, построено в центральной части страны. На ГЭС вырабатывается около 70% электроэнергии.

Сельское хозяйство Чили обеспечивает только часть потребностей страны в основных продуктах питания (импортируется большое количество мясных продуктов, зерна, сахара и жиров), а фрукты и виноград производит в количестве, позволяющем экспортировать их в сыром или переработанном виде. Так, Чили выступает в роли довольно крупного экспортера виноградного вина. Важнейшая зерновая культура Чили — пшеница возделывается главным образом в Центральном Чили. На этот район приходится более половины всех посевных площадей под этой культурой. Важным хлебным районом является и южная часть Продольной долины (около 35% посевных площадей). Учитывая, что население Сур-Чико — так называют в Чили этот район — составляет лишь около 15% населения страны, можно считать этот район важной чилийской житницей. Другие зерновые культуры, характерные для Чили, — это кукуруза и рис, возделываемые в оазисах теплой северной части страны и на севере Центрального Чили, а также овес и ячмень, возделываемые главным образом на юге Продольной долины. Большое значение имеет картофель. Перспективная культура для Чили — сахарная свекла. Производство ее постепенно растет, в результате чего импорт тростникового сахара сокращается.

Из других технических культур в Чили возделываются рапс, лен-кудряш, конопля, табак. Большие площади заняты садами, виноградниками и огородами.

Важнейшие отрасли животноводства — разведение крупного рогатого скота, свиноводство и овцеводство.

Сельское хозяйство Чили отличается невысокой продуктивностью. Урожайность пшеницы не превышает 12—17 ц/га, кукурузы — 25 ц/га. Оно крайне нуждается в механизации, химизации, расширении орошаемых площадей. Решение этих проблем невозможно без коренных социально-экономических преобразований. Площадь орошаемых земель в Чили немногим более 1 млн. га. Специалисты считают, что эту площадь можно значительно увеличить, однако хунта Пиночета не выделяет необходимых для этого средств.

Для Чили — страны, вытянутой с севера на юг более чем на 4000 км, очень большое значение имеет транспортное хозяйство, и прежде всего морское судоходство, поскольку для южной части страны море по сути дела является единственным путем для перевозки массовых грузов. Очень велико значение морского судоходства и для внешней торговли. Вместе с тем морской транспорт Чили развит недостаточно — в конце 70-х годов тоннаж чилийского торгового флота был около 500 тыс. бр.-рег. т. В стране много морских портов, в том числе 25 имеющих существенное хозяйственное значение. На севере, там, где концентрируются крупнейшие горнопромышленные предприятия, разместились главные экспортные порты. К ним относятся Ари-ка, Икике, Токопилья, Антофагаста, Ко-кимбо. Первые четыре отправляют в другие страны медь, селитру, рыбную муку; через Кокимбо экспортируется железная руда.

В порты Центрального Чили с его многочисленным населением поступают в большом количестве импортные грузы. Важнейшие порты этой части страны — Вальпараисо, Сан-Антонио, Талькауано. Через северные порты проходит более 90% экспорта (по весу), через порты Центрального Чили поступает около 60% импорта.

В отличие от многих латиноамериканских стран Чили располагает относительно разветвленной сетью железных и автомобильных дорог. Общая протяженность железных дорог— 9800 км, автомобильных, годных для использования в течение всего года, т. е. с твердым и гравийным покрытием,— 37 тыс. км. Автопарк насчитывал в конце 70-х годов более 400 тыс. автомашин, из них 40% —грузовики. Наиболее протяженные дороги в силу конфигурации страны дублируют морской путь вдоль побережья от северной границы до Пуэрто-Монта. Южнее железных дорог нет, а автомобильных мало. Три железные дороги связывают Чили с соседями: на крайнем севере линия Арика — Ла-Пас, являющаяся важным выходом к океану для Боливии; южнее линии Антофагаста — Сальта (Аргентина) и Антофагаста — Уюни — Ла-Пас и, наконец, в центре страны Трансандийская железная дорога, соединяющая Вальпараисо и Буэнос-Айрес. Эксплуатация этой дороги связана с большими трудностями. Крутые подъемы, снежные заносы зимой, ливни, размывающие полотно летом, сильно удорожают перевозки.

Ряд авиалиний соединяют Чили с большинством латиноамериканских стран, со странами Северной Америки и Европы Большинство международных линий обслуживаются иностранными компаниями Воздушный транспорт имеет немаловажное значение и для внутренних перевозок и в первую очередь для связи с южной окраиной страны. Крупнейший узел авиалиний — Сантьяго.

Внешняя торговля имеет для Чили очень важное значение, поскольку страна производит в больших количествах продукцию, которая идет на экспорт, и поскольку ее промышленность и сельское хозяйство не в состоянии удовлетворить всех нужд страны в промышленных изделиях, многих видах сырья и продовольствия. Около 70% чилийского экспорта составляет медь. Другие важные экспортные товары — это железная руда, селитра, йод, рыбная мука, целлюлоза и бумага. В импорте преобладают машины и оборудование, химикаты, топливо и продовольствие. Главные покупатели чилийской продукции — Германия, Япония, США и Великобритания. Важнейшие поставщики товаров в Чили — США, Аргентина, Германия и Бразилия.

Обзор стран мира
Добавить комментарий

  1. Аноним

    Чили является одной из самых развитых экономик в Латинской Америке. Страна известна своей открытой рыночной экономикой, низким уровнем инфляции и стабильным ростом ВВП. Чили активно развивает международную торговлю и привлекает иностранные инвестиции благодаря своей благоприятной деловой среде. Однако, несмотря на все достижения, экономическое неравенство остается значительной проблемой в стране. Важно, чтобы Чили продолжал разрабатывать политики, способствующие более равномерному распределению благосостояния, чтобы обеспечить устойчивый и справедливый рост для всех своих граждан.