Экономика США

США

По характеру своей экономики Соединенные Штаты — это индустриально-аграрная страна, в которой высоко развиты как промышленность, так и сельское хозяйство и очень велико значение непроизводственной сферы, в том числе сферы обслуживания населения. Для отраслевой структуры производства характерно растущее преобладание обрабатывающей промышленности над сельским хозяйством и добывающей промышленностью, число занятых в которых все уменьшается.

Число занятых в обрабатывающей промышленности было в 1940 г. на 259 больше, чем в сельском хозяйстве, 1960 г. — уже в 3 раза, а в 1980 г. почти в 8 раз. Однако и занятость в промышленности в послевоенный период относительно, а в отдельные годы и абсолютно сокращается. Общая занятость США растет в основном за счет сферы услуг. В 1980 г. экономически активно население (включая безработных) составляло почти 100 млн. человек, а обще число занятых в хозяйстве страны — примерно 92 млн. В сельском хозяйстве (включая лесное хозяйство и рыболовство) было занято около 3,5 млн. человек что составляло менее 4% работающей населения. В обрабатывающей промышленности работало свыше 20 млн. человек (22%), в добывающей — 0,8 млн. (0,8%). На транспорт и связь приходи лось 5% работающих, на строительство — 4,5 %. В то же время в обслуживающих отраслях, торговле и финансово кредитных учреждениях работала почти половина (более 40 млн. человек), а в государственном секторе (на всех уровнях) 1/6 экономически активного населения.

Промышленность США. В 1977 г. в промышленном производстве (включая электроэнергетику и газовое хозяйство) было занято 20,2 млн. человек, или 24% всех занятых в экономике. Промышленность дает 30% национального дохода и 2/3 стоимости экспортируемых товаров. По мощности производственного аппарата и стоимости выпускаемой продукции США значительно опережают другие развитые страны, вырабатывая промышленной продукции почти столько же, сколько страны Западной Европы и Япония, вместе взятые. Однако в послевоенные годы Соединенные Штаты Америки стали заметно проигрывать своим основным конкурентам в темпах роста промышленного производства. За 1960—1975 гг. выпуск промышленной продукции увеличился в США на 70%, тогда как во Франции и Италии он более чем удвоился, в Германии вырос на 93%, а в Японии — почти в 4 раза. В результате доля США в промышленном производстве мира уменьшилась с 44,9% в 1963 г. до 41,4% в 1978 г. Тем не менее промышленность страны занимает особое место в международном разделении труда. Многообразие отраслей промышленности, обеспеченность различным сырьем и квалифицированными кадрами, высокоразвитая научно-исследовательская база позволили американской промышленности обеспечить массовое производство разнообразной серийной продукции и выпуск уникальных, сложнейших машин, приборов и оборудования как для внутреннего, так и для мирового рынка.

По производительности труда в промышленности (наиболее общему показателю уровня технического и экономического развития) США по-прежнему значительно — почти в 4 раза — опережают все другие страны. Уровень производительности труда в промышленности развитых стран в 1970 г. составил лишь 41% соответствующего показателя для США. США занимают ведущее место в развитии науки и техники всего мира, на страну приходится около 70% его совокупных затрат на научные исследования и технические разработки.

Однако научно-техническая революция в условиях господства монополий не только обостряет все прежние противоречия, но и порождает новые. Для промышленности США характерны хроническая недогрузка производственного аппарата, наличие постоянной резервной армии труда, резко выраженная неравномерность и скачкообразность развития. Экономический кризис 1973—1975 гг., уступающий по глубине лишь «великой депрессии» 1929—1933 гг., отразился практически на всех отраслях промышленности, усилив диспропорции в их развитии. Общий Америки объем промышленного производства снизился на 14%; коэффициент загрузки производственных мощностей упал до 74%.

В результате ожесточенной конкурентной борьбы и погони монополистов за прибылями, милитаризации экономики и усиления внешнеэкономической экспансии техника в новых отраслях промышленности США развивается быстрыми темпами. Наибольший рост характерен для отраслей, определяющих технический прогресс и тесно связанных с военным производством. За последние десятилетия в новые отрасли выделились ракетная промышленность, производство космической техники, полупроводниковая промышленность, производство ЭВМ, научное приборостроение, производство станков с программным управлением, лазерная, вакуумная, кислородная промышленность, вертолетостроение, производство оборудования для предотвращения загрязнения и для очистки окружающей среды, промышленность топливных элементов, производство средств автоматизации и многие другие. В среднем в обрабатывающей промышленности каждые четыре года обновляется не менее 18% выпускаемой продукции.

Имея весьма крупную горнодобывающую промышленность, США занимают видное место в капиталистическом мире по добыче ряда важнейших полезных ископаемых — каменного угля, нефти, природного газа, железной руды, меди, свинца, цинка, серы, фосфоритов. Однако доля отрасли по числу занятых и стоимости продукции в промышленном производстве страны невелика и проявляет тенденцию к дальнейшему сокращению. В 1977 г. в горнодобывающей промышленности было занято 780 тыс. человек, или 3,9% всех занятых в промышленном производстве США. При абсолютном росте добычи большинства полезных ископаемых доля США в их мировом производстве сокращается. Например, с 1960 по 1975 г. доля страны в мировой добыче нефти снизилась с 34 до 16%, железной руды — с 17 до 9, калийных солей — с 26 до 9%. Потребности экономики в топливе и сырье растут быстрее, чем их добыча. В результате США, которые до второй мировой войны были крупнейшим экспортером минерального сырья и топлива, ныне превратились в крупного их импортера (главным образом нефти, железной руды, руд и концентратов цветных металлов, бокситов и глинозема). Зависимость экономики страны от ввоза сырья и топлива быстро увеличивается. США импортируют также олово, никель, хромиты, марганцевую руду, сурьму, алмазы, кобальт, слюду, добыча которых в стране незначительна или отсутствует.

В размещении горнодобывающей промышленности по районам США произошли заметные сдвиги, связанные с изменением структуры отрасли, главным образом ростом доли добываемых энергоресурсов. В 1975 г. 57% стоимости продукции горнодобывающей промышленности страны приходилось на нефть и природный газ, 20% — на каменный уголь, 8% — на руды металлов, 15% — на нерудные ископаемые (в основном горнохимическое сырье и строительные материалы). Доля Юга, основного района добычи нефти, каменного угля и природного газа, в стоимости продукции горнодобывающей промышленности страны возросла с 41% в 1940 г. до 62% в 1975 г. Соответственно уменьшилась доля Севера и Запада, где в сумме добывается свыше 95% (по стоимости) руд черных и цветных металлов.

Соединенные Штаты Америки обладают наиболее развитым в мире топливно-энергетическим хозяйством. В стране вырабатывается свыше 40% электроэнергии, производимой в мире. Структура энергобаланса США по сравнению с довоенным периодом претерпела резкие изменения. Если перед войной его основу составлял каменный уголь, то в послевоенные десятилетия доминирующее положение заняли нефть и природный газ. Основой этих структурных сдвигов послужили не только объективные технико-экономические факторы, но и конкурентная борьба крупнейших нефтегазовых монополий США с угольными компаниями за ведущее место в поставках энергии американским потребителям, приведшая к резкому падению добычи угля в стране, закрытию десятков шахт и увольнению сотен тысяч шахтеров. В результате возникло несоответствие между структурой запасов (нефть и газ — 7%, уголь — 93%) и структурой потребления (нефть и газ — 74%, уголь — 26%) топливных энергоресурсов США, послужившее одной из предпосылок энергетического кризиса, охватившего страну в 1973—1975 гг. и отразившегося на состоянии всей экономики.

Преобладание в энергобалансе США нефти связано также с расточительным использованием горючего транспортными средствами.

Резкое повышение цен на нефть в период обострения энергетического кризиса (от 40 до 100%) принесло нефтяным корпорациям США громадные прибыли. Так, монополия «Экссон корпорейшн» (бывшая «Стандард ойл оф Нью-Джерси») увеличила свои прибыли в 1974 г. по сравнению с 1973 г. на 60%, доведя их до 3 млрд. долл.; доход «Мобил ойл корпорейшн» возрос до 1 млрд. долл., «Тексако» — до 1,6 млрд. долл. в год. В то же время энергетический кризис способствовал определенной стабилизации доли каменного угля в энергобалансе страны и увеличению капиталовложений для субсидирования угольной промышленности. Программа развития энергетики, предложенная правительством США, предусматривает изыскание новых источников энергии, в первую очередь возобновляемых, совершенствование методов добычи нефти и природного газа и одновременное осуществление мер по экономии всех видов топлива.

Нефтяная промышленность США — важнейшая отрасль энергетического хозяйства страны. Максимальный объем добычи за все годы был отмечен в 1972 г. — 528 млн. т нефти. В 1978 г. в США было добыто 485 млн. т нефти (включая газовый конденсат), или 21% суммарной ее добычи в капиталистических и развивающихся странах; при этом доля США в разведанных запасах нефти на начало 1979 г. составила 5,2%. Главную роль в добыче играют юго-западные штаты — Техас, Луизиана, Оклахома, Нью-Мексико, поставляющие свыше 70% добываемой в стране нефти. В пределах этого района нефть разрабатывают не только на суше, но и в шельфовой полосе Мексиканского залива, особенно у побережья штата Луизиана, где значительную часть прироста добычи обеспечивает подводное бурение. Крупные месторождения нефти имеются на Тихоокеанском побережье в штате Калифорния (10% всей добычи) и в горном штате Вайоминг (4% добычи). Потенциально значительные месторождения нефти на Аляске начали разрабатываться недавно. К середине 70-х годов добыча нефти составила 10 млн. т, в будущем она увеличится до 50 млн. т.

Соединенные Штаты Америки обладают наиболее развитой в мире нефтеперерабатывающей промышленностью.

К началу 1979 г. общая мощность нефтеперерабатывающих заводов страны достигла 358 млн. т в год (27 % суммарной мощности заводов развитых и развивающихся стран). Число нефтеперерабатывающих заводов в США сокращается, а единичные мощности предприятий возрастают. Мелкие заводы в условиях ожесточенной конкуренции оказываются нерентабельными и закрываются. К числу наиболее крупных предприятий отрасли относятся заводы фирм «Экссон корпорейшн» в Батон-Руже (Луизиана) — 22,0 млн. т/г; «Тексако инкорпорейтед» в Порт-Артуре (Техас) — 20,0 млн. т/г; «Экссон корпорейшн» в Хьюстоне (Техас) — 19,7 млн. т/г; «Амоко ойл» в Тексас-Сити (Техас) — 16,4 млн. т/г.

Нефтяная промышленность США находится во власти десяти гигантских нефтегазовых монополий во главе с крупнейшей в стране и во всем мире рокфеллеровской корпорацией «Экссон». Непосредственно этим десяти монополиям принадлежит около 60% всех мощностей нефтеперерабатывающих заводов страны. Они контролируют значительную часть нефте- и газодобычи более мелких фирм, владеют нефтяными и газовыми трубопроводами, имеют собственный танкерный флот и пункты по реализации нефтепродуктов почти во всех странах мира. Борьба нефтедобывающих стран Ближнего Востока и Латинской Америки за экономическую независимость ослабила позиции нефтяных монополий на международной арене, однако в руках нефтяного консорциума (где ведущую роль играют нефтяные монополии США) по-прежнему находится значительная часть нефтяного хозяйства развитых и развивающихся стран.

Размещение нефтепереработки в США заметно отличается от размещения добычи нефти. Значительная часть мощностей нефтеперерабатывающих заводов размещается не только в районах добычи нефти, но и в основных районах потребления нефтепродуктов, т. е. в важнейших промышленных узлах Северо-Востока, в портовых центрах, где перерабатывается поступающая морем импортная нефть, на трассах магистральных нефтепроводов.

Главнейшими районами концентрации нефтеперерабатывающих заводов к середине 70-х годов были:

1. Побережье Мексиканского залива (полоса шириной 200 — 300 км на тер-ритории штатов Техас, Луизиана и Миссисипи), где перерабатывается свыше 33% сырой нефти, поступающей на нефтеперерабатывающие заводы страны.

2. Южная и Центральная Калифорния, на которую приходится 13% мощностей нефтеперерабатывающих заводов страны.

3. Полоса Атлантического побережья от Нью-Йорка до Балтимора (главным образом устья рек Гудзон и Делавэр), где концентрируется 10% мощностей нефтеперерабатывающих заводов США.

Большое значение в топливно-энергетическом хозяйстве США имеет природный газ, по добыче которого страна в течение ряда лет занимает доминирующее положение в мире. В 1978 г. добыча природного газа в США составила 55 млрд. куб. м — около 60% суммарной добычи развитых и развивающихся стран (максимальный объем добычи природного газа за все годы отмечен в США в 1973 г. — 641 млрд. куб. м). Районы залегания природного газа в основном совпадают с нефтеносными бассейнами. На долю пяти штатов— Техаса, Луизианы, Оклахомы, Нью-Мексико и Канзаса — приходится свыше 90% общей добычи, в том числе около 75% природного газа добывается в Техасе и Луизиане. Свыше 50% потребляемого в США газа используется в промышленности, 14% — торгово-коммунальными предприятиями, 31% падает на бытовое потребление.

Значительная часть нефти, газа и нефтепродуктов поступает из юго-западных штатов страны в районы промышленного Севера США. Общая длина магистральных нефте- и продуктопроводов около 300 тыс. км, газопроводов — более 350 тыс. км. Особенно густую внутрирайонную сеть распределительные трубопроводы образуют на побережье Мексиканского залива, соединяя газо- и нефтепромыслы с нефтеперерабатывающими и газобензиновыми заводам и нефтехимическими комбинатами, портами, откуда продукты нефтепереработки и нефтехимии вывозятся в другие районы страны. Здесь же перерабатывается сырая нефть и продукты первичной нефтеперегонки, поступающие из Латинской Америки.

Геологические запасы каменного угля в Соединенных Штатах Америки превышают запасы всех остальных промышленно развитых стран мира, вместе взятых. Добыча каменного угля в стране в 70-х годах находилась на уровне 500— 600 млн. т в год, доля же США в суммарной добыче угля капиталистическими и развивающимися странами оставалась в эти годы относительно стабильной — на уровне 48 — 51%.

Добыча антрацита (5 млн. т в 1977 г.) почти полностью концентрируется на территории единственного крупного месторождения в восточной Пенсильвании. В то же время месторождения битуминозного угля и лигнитов занимают США обширные площади, однако промышленный характер добыча носит лишь в нескольких штатах. Угольные месторождения Аппалачей и Восточного внутреннего бассейна (последний включает штаты Индиана, Иллинойс и западную часть Кентукки), вместе взятые, дают около 95% всей добычи угля. На эти два крупных угольных бассейна приходите около 30% запасов угля в стране.

По добыче битуминозного угля среди штатов выделяются Кентукки и Западная Виргиния (свыше 40% добычи), Пенсильвания, Иллинойс и Огайо (свыше 30%). Угольные разработки в Восточном внутреннем бассейне, несмотря на относительно низкое качество добываемого угля, оказались более рентабельными, чем в Аппалачах, где преобладает шахтный способ добычи. Рост добычи относительно низкокачественного, но дешевого угля связан с изменением общей структуры потребления каменного угля в стране, отмечаемым в последние десятилетия. Если в 1953 г. на долю тепловой электроэнергетики приходилось 26% общего потребления битуминозного угля в США, то в 1975 г. для выработки электроэнергии использовалось уже свыше 72% добываемого угля, как правило, более низкого качества. За этот же период доля металлургической промышленности, где требуется главным образом высокосортный коксующийся уголь, снизилась с 26 до 15%.

В результате энергетического кризиса и резкого повышения цен на нефть как на внешнем, так и на внутреннем рынке в США большое внимание стали уделять разработке рентабельных способов получения жидкого топлива из каменного угля. Характерно, что активную роль в этих исследованиях играют ведущие нефтяные монополии страны.

Электроэнергетика относится к числу наиболее быстро развивающихся отраслей экономики США. За 15 лет, с 1960 по 1975 г., среднегодовые темпы прироста промышленной продукции составили 3,6% в год, в то время как выработка электроэнергии возрастала за год в среднем на 6,6%. Установленная мощность всех электростанций, включая электростанции промышленных предприятий, в 1977 превысила 575 млн. кВт. Общая выработка электроэнергии в стране в 1978 г. составила 2260 млрд. кВт-ч. До второй мировой войны производство электроэнергии на государственных, муниципальных и кооперативных электростанциях составило менее 10%; в 1976 г. — 21%. Крупнейшей государственной энергосистемой США является система гидравлических и тепловых электростанций в бассейне рек Теннесси и Камберленд, управляемая Администрацией долины р. Теннесси. На ее долю приходится свыше 51% установленных мощностей всех государственных электростанций страны. Около 4/5 всей электроэнергии вырабатывается в США на частных электростанциях, в том числе 4% — на электростанциях промышленных предприятий, главным образом химической, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, металлургической и других энергоемких отраслей промышленности.

Доля гидроэлектростанций в производстве электроэнергии до середины 70-х годов неуклонно снижалась, хотя гидроэнергетические сооружения (без насосно-аккумулятивных станций) используют менее 1/3 потенциальных ресурсов всех рек. Общий объем неиспользуемых гидроресурсов составляет 114 млн. кВт, в том числе 3/4 приходится на Горные и Тихоокеанские штаты (в основном бассейн р. Колумбия). В 1975 г. около 60% всей электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС, приходилось также на штаты Запада, в том числе 48% — на Тихоокеанские штаты. Крупные ГЭС построены в США также на Ниагаре, Теннесси и в верхнем течении р. Миссури. В отличие от ТЭС все крупнейшие гидроэлектростанции США принадлежат государству или местным властям штатов. К их числу относятся (мощность в тыс. кВт): Гранд-Кули на р. Колумбия (4130), Джон-Дей на р. Колумбия (2480), Роберт-Мозес на р. Ниагара (1950), Даллес на р. Колумбия (1810), Хувер на р. Колорадо (1350), Чиф-Джозеф на р. Колумбия (1030). Разрабатываются проекты расширения мощностей крупнейших ГЭС Тихоокеанского Северо-Запада.

В 1972 г. на долю ТЭС, использующих в качестве топлива уголь, приходилось 54% мощностей, природный газ — 27, мазут — 19%. В последующие годы в связи с энергетическим кризисом роль угля как топлива для ТЭС снова стала возрастать. Ряд тепловых электростанций Северо-Востока США, работавших ранее на мазуте были переведены на угольное топливо.

В размещении электроэнергетики США отчетливо наблюдается тенденция постепенного усиления значения южных штатов, в особенности Южно-атлантических, и Юго-Западного центра.

Доля занятых в обрабатывающей промышленности США в общем числе занятых в несельскохозяйственных секторах экономики заметно снижается: в 1947 г.— 35%, в 1965 г.— 30, в 1976 г — 24%. Происходит постоянное изменение структуры обрабатывающей промышленности, отражающееся на географическом размещении промышленного производства. За период 1947— 1971 гг. доля отраслей, играющих решающую роль в техническом прогрессе (химическая и резиновая, электротехническая и радиоэлектронная, приборостроение, транспортное машиностроение), выросла (по стоимости условно-чистой продукции) с 24 до 35%, в то же время доля «старых», традиционных отраслей (пищевая, металлургическая, легкая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная) снизилась с 45 до 33%. Всего в обрабатывающей промышленности США к середине 70-х годов было занято свыше 20 млн. человек, из них 12,2 млн. человек работали в отраслях тяжелой промышленности, в том числе 8,2 млн. человек — в металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Суммарная стоимость условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности США в 1976 г. превысила 510 млрд. долл., обеспечив 26% национального дохода.

Одна из главных тенденций в географии обрабатывающей промышленности США— частичное выравнивание уровней промышленного развития как по трем главным экономическим районам страны (Север, Юг, Запад), так и по более дробным территориальным единицам. Индустриальный Восток, на который приходится 14% территории страны (без Аляски и Гавайских островов) и 42% ее населения (1976 г.), продолжает оставаться основой промышленного потенциала США, однако его доля в промышленном производстве (по стоимости условно-чистой продукции) с конца прошлого века до середины 70-х годов снизилась с 77 до 51 %. В то же время доля Юга возросла с 12 до 27%. По оценкам американских экономистов и географов, доля Индустриального Востока к последнему десятилетию XX в. снизится до 48 — 50%, доля Юга поднимется до 30—31%, а доля Запада останется на уровне 13 — 14%.

Важная особенность размещения обрабатывающей промышленности США — практически повсеместное усиление темпов ее субурбанизации, т. е. сдвига промышленного производства из центральных частей городских агломераций в их пригородные зоны. Здесь, как правило, размещаются заводы, требующие больших производственных площадей (автомобильные, авиационные, цементные, химические, нефтеперерабатывающие, тяжелого машиностроения и т. п.) и развитой инфраструктуры.

К факторам, «выталкивающим» промышленность в пригороды, относятся: более высокая цена на земельные участки в центральных частях городских агломераций, необходимость создания обширных площадок для стоянок автомобилей (площадь таких стоянок близ новых заводов приближается по размерам к площади самого предприятия), действие законов по охране окружающей среды в городах, «кризис больших городов», где центральные части перенаселены беднотой. В результате не только относительный, но и абсолютный объем промышленного производства в центральных частях крупнейших городских агломераций США (таких, как Нью-Йорк, Чикаго, Детройт) заметно снижается. Однако в целом значение городских агломераций в выпуске промышленной продукции не уменьшается, так как общее число таких агломераций с каждым годом возрастает, а занимаемая ими площадь уже превышает 12% всей территории страны. К середине 70-х годов на долю городских агломераций приходилось 3/4 продукции обрабатывающей промышленности США, причем 35 крупнейших агломераций дали половину суммарного выпуска продукции.

Развитие черной металлургии — ведущей отрасли металлургической промышленности США — в значительной степени базируется на крупных запасах железной руды в районе оз. Верхнее и коксующихся углях Аппалачского бассейна. Запасы железной руды в стране далеки от истощения, однако лучшие руды были выработаны в результате более чем столетней эксплуатации. Огромные запасы относительно низкокачественных руд (таконитов) в районе оз. Верхнее начали разрабатывать лишь с середины 50-х годов. Однако процесс промышленного обогащения таконитов недостаточно рентабелен — стоимость получаемых железорудных окатышей значительно выше стоимости импортируемой железной руды. Начиная с 50-х годов металлургические монополии США стали форсировать ввоз высококачественной железной руды, главным образом из Канады и Венесуэлы. Если в 1945 г. за счет импорта обеспечивался лишь 1% всех потребностей черной металлургии США в железной руде, : 1956 г. эта доля возросла до 23%, 1975 г.— до 41%. США вынуждена ввозить большинство легирующих металлов, в том числе марганец, хром и никель.

Отмеченные особенности развития черной металлургии США способствовали относительной устойчивости ее территориальной структуры и сохранению территориальной концентрации отрасли на северо-востоке страны. Всего на долю штатов Севера приходится около 90% мощностей металлургических заводов США (включая заводы, расположенные в долине р. Огайо, а также в штатах Мэриленд и Делавэр). В основном они концентрируются в трех районах:

1. Внутреннем с важнейшими центрами Питтсбург, Янгстаун, Стьюбенвилл, Джонстаун — старейшем районе черной металлургии, возникшем на базе коксующихся углей Североаппалачского бассейна, однако постепенно теряющем прежнее значение (26% мощностей сталелитейных заводов страны).

2. Приозерном с важнейшими центрами Чикаго — Гэри, Детройт, Кливленд, Буффало— в настоящее время основном металлургическом районе страны, развитие которого связано с выгодами транспортно-географического положения на путях подвоза железной руды с месторождений оз. Верхнее и импортной руды, поступающей по р. Св. Лаврентия; емким внутренним рынком сбыта в виде предприятий металлообрабатывающей, автомобильной и других металлоемких отраслей промышленности; наличием значительных ресурсов пресной воды, необходимой для сталелитейных заводов (48% мощностей заводов страны).

3. Приатлантическом с важнейшими центрами Балтимор, Бетлехем, Филадельфия, Трентон — районе, возникшем в основном на базе импортируемой железной руды. В пригороде Балтимора — городе Спарроус-Пойнт — расположен один из крупнейших в стране заводов полного металлургического цикла фирмы «Бетлехем стил корпорейшн» мощностью около 7 млн. т стали в год. На долю этого района приходится 15% мощностей сталелитейных заводов страны.

Вне трех указанных районов крупные металлургические заводы полного цикла размещаются в ряде центров вдоль р. Огайо, в Сент-Луисе, Канзас-Сити, на Юге США (в Бирмингеме) и на Западе (Дженива, Фонтана).

В США развита цветная металлургия, в то же время доля страны в выплавке цветных металлов заметно сокращается, и значительная часть потребностей обеспечивается за счет импорта. В 1978 г. было выплавлено около 1,7 млн. т рафинированной меди; 4,4 млн. т первичного алюминия; 1,1 млн. т свинца; 0,4 млн. т. цинка. Доля США в производстве этих важнейших видов цветных металлов составляет 30— 40% от производства их в Америки развитых и развивающихся странах. Свыше 9/10 алюминия в стране выплавляется из импортных глинозема и бокситов, поступающих главным образом из Ямайки и Гайаны.

Заводы по выплавке алюминия концентрируются в районах, обеспеченных энергетическими ресурсами, — на Тихоокеанском Северо-Западе, в бассейнах рек Теннесси и Огайо, в Юго-Западном центре, на р. Св. Лаврентия, причем подавляющая часть мощностей сосредоточена в руках трех монополий: «Алкоа», «Рейнолдс» и «Кайзер». В Горных штатах, важнейшем районе цветной металлургии страны, расположены крупные медеплавильные заводы (штаты Аризона, Юта, Монтана) и заводы по выплавке полиметаллических руд (штаты Айдахо, Колорадо, Монтана). На Северо-Востоке США медеплавильные заводы Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора работают на импортном сырье или осуществляют рафинирование черновой меди. В центральной части страны (штаты Миссури, Небраска, Иллинойс, Оклахома) концентрируются заводы по выплавке свинца и цинка. В целом уровень территориальной концентрации цветной металлургии США, предприятия которой располагаются как вблизи источников сырья, так и в портовых центрах или районах крупных энергосистем, заметно ниже, чем сталелитейной промышленности.

Машиностроение США — наиболее крупная отрасль обрабатывающей промышленности. В машиностроении (совместно с металлообработкой) занято свыше 40% всех рабочих и служащих обрабатывающей промышленности страны. В экспорте США доля изделий машиностроения составляет около 45%. Особенно сильны позиции США на мировом рынке машин и оборудования в производстве авиационной и ракетной техники, оборудования для атомных электростанций и ускорителей элементарных частиц, электронно-вычислительных машин, кондиционеров и промышленного холодильного оборудования. Процесс обновления основного капитала, ускорение темпов научно-технического прогресса, структурно-отраслевые сдвиги в химической промышленности, электроэнергетике и других отраслях, милитаризация экономики страны способствовали развитию многих отраслей машиностроения США, выпускающих как общепромышленное оборудование, так и транспортные и

военно-транспортные средства, радиоэлектронную аппаратуру и средства связи. В 1975 г. на транспортное машиностроение приходилось 31% условно-чистой продукции машиностроительной промышленности, на общее машиностроение — 32, на радиоэлектронную промышленность — 16, на электротехническую — 11, на приборостроение — 10%.

Предприятия машиностроительной промышленности размещаются по территории страны крайне неравномерно — большая часть их расположена в индустриальных центрах Севера и на Тихоокеанском побережье, а доля этих районов в стоимости выпускаемой продукции составляет 80%. Важнейшие центры машиностроения и металлообработки США (в порядке значимости): Лос-Анджелес, Чикаго, Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд, Бостон, Сент-Луис, Милуоки, Даллас—Форт-Уэрт.

Крупнейшая отрасль транспортного машиностроения США — автомобильная промышленность (около 15% условно-чистой продукции машиностроения в 1975 г.). Легковые автомобили — основное транспортное средство для миллионов американцев, а грузовые автомобильные перевозки занимают важное место в транспортной системе страны. В производстве автомобилей, их сбыте и коммерческой эксплуатации занято около 13 млн. человек, т. е. каждый шестой работающий американец прямо или косвенно связан с автомобильной промышленностью. В автомобилестроении используется основная часть парка станков и кузнечнопрессового оборудования. Выпуск автомобилей в США находится на высоком уровне (в 1977 г. — 15,2 млн. машин), однако эта отрасль чрезвычайно подвержена конъюнктурным колебаниям и спадам (так, в 1975 г. производство автомобилей в стране по сравнению с 1973 г. снизилось на 3,6 млн. машин), которые непосредственно сказываются как на автомобилестроении, так и на смежных отраслях: металлургической, химической и резиновой промышленности, станкостроении и т. д., вызывая недогрузку производственных мощностей и безработицу. На американском рынке растет конкуренция со стороны иностранных средне- и малолитражных машин, поставляемых главным образом Японией и Германией. Успешной конкуренции этих машин способствовал энергетический кризис и резкое повышение цен на горючее. Автомобильная промышленность — одна из наиболее монополизированных отраслей машиностроения США. На долю «большой тройки» — концернов «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» — приходит около 97% национального производства легковых и 85% грузовых автомобилей. За пределами США эти монополии контролируют почти 1/4 производства автомобилей развитыми и развивающимися странами.

Для размещения автомобильной промышленности характерна значительная концентрация производства в Приозерье. Только на один штат Мичиган приходится свыше 30% продукции автомобилестроения, основная часть которой вырабатывается в Детройте и его окрестностях, а также в близлежащих город: Флинт, Лансинг и Анн-Арбор. Столь значительная концентрация автомобильной промышленности на юге Мичигана объясняется хорошей обеспеченность района квалифицированными кадрам металлургическими, металлообрабатывающими и станкостроительными предприятиями, выгодным транспортно-географическим положением в центре Приозерья, емким рынком сбыта, а также историческими традициями. Однако наметившаяся еще до второй мировой войны тенденция к рассредоточению автосборочных заводов и приближению их к периферийным рынкам сбыта усиливается.

В начале 70-х годов в США насчитывалось 25 промышленных центров, каждом из которых ежегодно собиралось свыше 100 тыс. автомобилей. Помимо Детройта, где мощности автосборочных заводов в сумме превышают 3,5 млн. автомашин в год, к крупнейшим центром сборки автомобилей относятся Нью-Йорк, Сент-Луис, Канзас-Сити, Флинт, Атланта, Лос-Анджелес, Уилмингто (Делавэр), Лансинг, Даллас — Фор-Уэрт, Джейнсвилл (Висконсин), Бахтимор. В то же время сохраняется чрезвычайно высокий уровень территориальной концентрации предприятий, вырабатывающих узлы, агрегаты и детали для сборки автомобилей. Весьма показателе тот факт, что в главном районе автомобильной промышленности страны -Приозерье — сосредоточено около 80%, всех занятых в производстве узлов, агрегатов и деталей для автомобилей и 609 занятых в автосборке. Многие автосборочные заводы, расположенные за пределами Северо-Восточного центра, работают «с колес», получая отдельные узлы детали из традиционных центров автомобильной промышленности Приозерья.

Сочетание высокой степени концентрации производства и капитала и территориальной концентрации, характерное для автомобилестроения США, способствовало образованию такой специфической, формы территориально-производственной структуры, как города «владения» автомобильных концернов. Широко известен, например, Дирборн (пригород Детройта) — вотчина автомобильного короля Генри Форда. Еще более показателен Флинт — центр, в котором в начале 70-х годов из 93 тыс. занятых в обрабатывающей промышленности 76 тыс. работало на заводах фирмы «Дженерал моторе». Рабочие и служащие промышленных предприятий Флинта как цепью прикованы к гигантскому концерну, и любой спад в автомобильной промышленности отражается на всей экономической и социальной жизни города, делая его одним из самых неустойчивых в этом отношении крупных промышленных центров США.

Авиационная промышленность страны, выросшая в годы второй мировой войны, с развитием военного ракетостроения и развертыванием космических программ в США превратилась по существу в новую отрасль — авиаракетнокосмическую промышленность. Данная отрасль машиностроения охватывает производство самолетов, ракет, вертолетов, космических кораблей, их деталей, узлов и агрегатов, наземного оборудования и т. д. В 1975 г. стоимость условно-чистой продукции отрасли составила 13 млрд. долл., или 9% всей продукции машиностроения. Стремление милитаристских кругов США покончить с политикой разрядки международной напряженности на стыке 70-х и 80-х годов привело к резкому увеличению расходов на создание новых видов военной техники: ракетной системы «Трайдент», межконтинентальной баллистической ракеты MX, крылатых ракет и др. Авиаракетные монополии «Макдоннел — Дуглас», «Локхид», «Боинг», «Рокуэлл», «Хьюз эйркрафт», в течение многих лет занимающие первые места по размерам правительственных военных заказов, представляют собой основу военно-промышленного комплекса США и выступают инициаторами усиления гонки вооружений и создания новых систем стратегического оружия. Заметное место в авиаракетнокосмической промышленности страны занимает выпуск и гражданской авиационной техники, в том числе гигантских лайнеров, легких самолетов, вертолетов, значительная часть которых экспортируется. В середине 70-х годов стоимость ежегодно экспортируемой продукции данной отрасли превышала 6 млрд. долл. (около 14% общей стоимости экспорта машин и оборудования).

Ведущий район авиаракетнокосмической промышленности — Тихоокеанское побережье с главными центрами Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Диего, Сан-Хосе. В начале 70-х годов здесь концентрировалось около 40% всех занятых в отрасли. На Юге к важнейшим центрам отрасли относятся Даллас — Форт-Уэрт (крупнейшая по числу занятых в отрасли агломерация района), Атланта, Хантсвилл (Алабама), основной ракетный полигон и космодром страны на мысе Канаверал (Флорида) и центр управления космическими полетами в Хьюстоне. Основные центры сборки самолетов на Севере — Сент-Луис, Уичито, Нью-Йорк. В Сент-Луисе расположено одно из крупнейших промышленных предприятий страны — авиационный завод фирмы «Макдоннел—Дуглас», где работает около 35 тыс. человек. Свыше 2/3 всего производства авиационных двигателей, приборов, комплектующих узлов и деталей сосредоточено на Индустриальном Востоке США (основные центры — Цинциннати, Индианаполис, Хартфорд, Нью-Йорк, Бостон, Буффало). На Западе к числу крупных центров двигателестроения в авиакосмической промышленности относятся Сакраменто, Финикс, Лос-Анджелес. Ускоренное развитие авиаракетно-космической промышленности (в особенности сборки и испытания летательных аппаратов) на Западе и Юге тесно связано с благоприятными климатическими условиями, выгодным транспортно-географическим положением многих ведущих центров отрасли, а также возможностями обеспечения авиационных и ракетных заводов рабочей силой, близостью к крупным научно-исследовательским центрам.

Судостроительная промышленность страны переживает период длительного застоя. По тоннажу спускаемых на воду торговых судов США занимают 5-е место среди стран. Значительные размеры имеет лишь строительство военных кораблей как на частных верфях, так и на верфях военно-морских сил страны. Основные типы спускаемых на воду военных кораблей — авианосцы, атомные подводные лодки, сторожевые корабли. Крупнейшие судоверфи частных компаний на Атлантическом побережье страны расположены в Нью-порт-Ньюсе (штат Виргиния, фирма «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг энд драй док») и Гротоне (штат Коннектикут, фирма «Дженерал дайнэмикс») — ведущем центре конструирования и строительства атомных подводных лодок; крупные верфи имеются также в Бостоне, Балтиморе, Филадельфии, Нью-Йорке. На побережье Мексиканского залива к важным центрам судостроения относятся Паскагула (Миссисипи), Новый Орлеан и Мобил (Алабама); на Тихоокеанском побережье крупные судоверфи находятся в Сан-Франциско, Сиэтле, Сан-Диего, Лос-Анджелесе.

Одна из основных отраслей машиностроительной промышленности США — общее машиностроение — представляет собой по существу целый конгломерат разнообразных отраслей, в которых в общей сложности занято свыше 1,7 млн. человек. В общее машиностроение американская статистика включает станкостроительную и инструментальную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, производство горно-строительных и подъемно-транспортных механизмов, технологического оборудования для полиграфической, пищевой, легкой и других отраслей промышленности, производство турбин и двигателей внутреннего сгорания, торгового и коммунального оборудования, оргтехники, разнообразного общепромышленного оборудования (в том числе подшипников, насосов и компрессоров, силовых трансмиссий, промышленных печей и т. д.). Общее машиностроение — наиболее традиционная отрасль машиностроительной промышленности страны; консервативен и общий рисунок ее размещения на протяжении многих десятилетий. На долю промышленных штатов Севера приходится около 4/5 всех занятых в отрасли; в том числе свыше 2/5 концентрируется в Приозерье, главным образом в Иллинойсе, Огайо и Мичигане. В то же время отдельные отрасли, подотрасли и производства, входящие в общее машиностроение, различаются по характеру и особенностям размещения.

Станкостроительная промышленность США — одна из наиболее высокоразвитых отраслей американского машиностроения. В середине 60-х годов в США производилось свыше 40% всех станков и кузнечнопрессового оборудования развитых стран, однако в 70-е годы на первое место по выпуску станков в мире вышла Германия, в то время как доля США снизилась до 25%. В условиях обострившейся конкуренции американские станкостроительные фирмы уделяют большое внимание расширению производства сложных прецизионных станков, автоматических линий, многоцелевых станков, оборудования с программным управлением, а также промышленных роботов. Важнейшие районы станкостроительной промышленности США — Приозерье (свыше 50% всех занятых в отрасли) и Новая Англия (около 20% занятых).

Наиболее крупные заводы по производству металлорежущих станков размещаются в Цинциннати (Огайо), Вустере (Массачусетс), Провиденсе (Род-Айленд) и Рочестере (Нью-Йорк). Важными центрами станкостроения являются Детройт и Кливленд, однако в них преобладают предприятия средних размеров, обслуживающие автомобильную промышленность Приозерья. Основные центры по выпуску кузнечнопрессового оборудования— Чикаго и Питтсбург. Аналогичный рисунок размещения характерен и для производства подшипников — свыше 40% занятых сосредоточено в Северо-Восточном центре и около 33% — в Новой Англии. Важнейшие центры подшипниковой промышленности США — Нью-Бритен (Коннектикут), Кантон (Огайо) и Детройт.

В достижении высокого уровня механизации полеводства, животноводства и других отраслей сельского хозяйства важное место принадлежит сельскохозяйственному машиностроению. Для этой отрасли характерна высокая степень территориальной концентрации в штатах Приозерья и Северо-Западного центра — важнейшем сельскохозяйственном поясе страны. На долю лишь трех штатов — Иллинойса, Айовы и Висконсина — приходится около половины выпуска всех сельскохозяйственных машин и механизмов в США. Крупнейшие центры сельскохозяйственного машиностроения — Давенпорт — Рок-Айленд — Молин, Де-Мойн (Айова), Миннеаполис — Сент-Пол, Чикаго, Пеория (Иллинойс), Расин (Висконсин). Следует отметить низкий уровень развития отрасли на Юге (свыше 30 % товарной продукции сельского хозяйства и лишь 13% всех занятых в сельскохозяйственном машиностроении США).

В производстве оборудования для нефтяной промышленности выделяются главные нефтедобывающие штаты страны — Техас, Луизиана и Калифорния, на долю которых приходится около 4/5 занятых в этой отрасли машиностроения (в том числе более половины — на долю Техаса). Свыше половины всех двигателей внутреннего сгорания производят в двух штатах — Висконсине и Мичигане (в последнем — главным образом автомобильные двигатели). Выпуск паровых и гидравлических турбин сосредоточен в Питтсбурге, Филадельфии, Бостоне. Основные центры производства оргтехники (пишущих и счетных машин и другого конторского оборудования) размещаются преимущественно в штатах Нью-Йорк, Огайо и Коннектикут.

Наиболее быстро растущая отрасль машиностроения США — производство радиоэлектронной аппаратуры и средств связи. По отгрузкам электронного оборудования США в 3—4 раза опережают своих основных конкурентов — Японию и Германию. На долю американских фирм приходится до 40% всего производства электронно-вычислительных машин в развитых странах. Особенно заметно преобладание США в выпуске электронно-вычислительных машин промышленного и военного назначения; в то же время в производстве бытовой электроники (телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, электронных калькуляторов) американские компании не выдерживают конкуренции с японскими фирмами, в ряде случаев даже на внутреннем рынке.

Радиоэлектронная промышленность размещается по территории страны в целом несколько более равномерно, чем другие крупные отрасли машиностроения. На долю каждого из следующих районов США: Среднеатлантических штатов, Северо-Восточного центра и Тихоокеанских штатов — приходится приблизительно 1/5 всех занятых в производстве радиоэлектронной аппаратуры и средств связи. Однако эти районы заметно различаются по основной специализации предприятий. Если в Приозерье производство телефонной, телеграфной аппаратуры и бытовой радиоэлектроники играет ведущую роль (около половины всех занятых в отрасли), то в Среднеатлантических штатах в названных производствах занято 13%, а в Тихоокеанских штатах — лишь около 6% соответствующего числа рабочих и служащих радиоэлектронной промышленности. В то же время два последних района (а также Новая Англия) — основные поставщики радиоэлектронной аппаратуры военного назначения, на которую в сумме приходится до 40% стоимости отгруженной продукции радиоэлектронной промышленности страны.

Милитаризация экономики США способствовала созданию ряда крупных предприятий по выпуску радиоэлектронной аппаратуры и в южных штатах, а также в Аризоне. К важнейшим центрам радиоэлектронной промышленности страны относятся Лос-Анджелес, Чикаго, Нью-Йорк, Бостон, Анахайм (Калифорния). Наиболее крупное предприятие отрасли — завод фирмы «Рокуэлл» в Анахайме, где работает свыше 20 тыс. человек. Завод вырабатывает оборудование теле- и радиосвязи, навигационные приборы, компоненты и детали радиоэлектронной аппаратуры для авиаракетно-космической промышленности. Крупнейшее предприятие по выпуску электронно-вычислительных машин фирмы «Интернэшнл бизнес машинз» расположено в Покипси (Нью-Йорк), полупроводников фирмы «Моторола» — в Финиксе (Аризона), телефонного и телеграфного оборудования фирмы «Уэстерн электрик» — в Чикаго.

Приборостроение, несмотря на относительно небольшое число занятых (0,5 млн. человек), достигло в США высокого уровня развития. В суммарном производстве развитых капиталистических стран на долю США приходится 3/4 выпуска контрольных, научных и измерительных приборов и 2/3 фото- и киноаппаратуры. Основные центры приборостроения — Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Чикаго (научные и медицинские приборы, контрольно-измерительная аппаратура) и Рочестер (фото- и киноаппаратура).

Химическая индустрия является наряду с машиностроением одной из ведущих отраслей промышленности США. В 1975 г. в химической и резиновой промышленности страны было занято 1,4 млн. человек, которые выработали свыше 200 млн. т химических продуктов, причем номенклатура выпускаемой химической продукции насчитывала десяток тысяч наименований. Стоимость условно-чистой, продукции химической и резиновой промышленности составила в 1975 г. 58 млрд. долл. — 13,3% всей обрабатывающей промышленности США.

По темпам роста химическая индустрия значительно опережает обрабатывающую промышленность в целом, в том числе такие ее отрасли, как приборостроение, транспортное машиностроение, пищевую промышленность, уступая только радиоэлектронике. Производство химической продукции в США в среднем удваивается за каждые 10—12 лет. Современная структура химической промышленности заметно изменилась по сравнению с довоенными годами. Технический прогресс способствовал резкому увеличению спроса на синтетические химикаты с заранее заданными свойствами, прежде всего на полимерные материалы (синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и синтетические смолы), большая часть которых синтезируется на базе нефтехимического сырья. Резко усилилось за последние годы значение ряда технических газов (кислорода, водорода, азота и его соединений, гелия), используемых для интенсификации производственных процессов в металлургии и химической технологии, в виде компонентов ракетных топлив, для исследования космоса и т. д.

Структурно-сырьевые сдвиги способствовали перемещению химической промышленности из штатов Севера в богатые энергетическими ресурсами, углеводородным и горно-химическим сырьем южные штаты страны, в особенности расположенные на побережье Мексиканского залива. На этот район, в частности, приходится около половины производства нефтехимикатов в США. Предприятия Юга производят свыше половины всех вырабатываемых в стране технических химикатов (т. е. химических полупродуктов, поступающих на дальнейшую переработку в пределах этой же отрасли или используемых в других отраслях промышленности, в строительстве и на транспорте), 2/3 полимерных материалов (в том числе 75% синтетического каучука), свыше 50% удобрений и ядохимикатов и т. д., т. е. сравнительно дешевые и многотоннажные химические продукты. Значительная часть их вырабатывается на мощных нефтехимических и химических комбинатах, высокоавтоматизированных и потребляющих большие количества сырья, пара и электроэнергии. Здесь расположены крупнейшие в стране химические предприятия: фирма «Юнион кар-байд» — в Чарлстоне (Западная Виргиния) и «Доу кемикл» — во Фрипорте (Техас). Важнейшие центры химической промышленности Юга — Хьюстон («химическая столица» США), Чарлстон, Батон-Руж, Бомонт — Порт-Артур — Ориндж, Тексас-Сити.

Север, где сконцентрирована подавляющая часть населения и предприятий обрабатывающей промышленности страны, остается основным районом производства и потребления химикатов в США. Однако около значительная часть производимой на Севере химической продукции (в стоимостном выражении) составляют готовые к употреблению малотоннажные и дорогие химикаты: медикаменты, мыло и моющие средства, парфюмерно-косметические изделия, красители. Большая часть указанной продукции потребляется в пределах района, однако вывоз дорогих и малотоннажных химикатов в южные и западные штаты определяет специализацию Севера в территориальном разделении труда в химической промышленности страны. Производимые на Севере неорганические и органические технические химикаты не удовлетворяют местного спроса, и значительная часть их ввозится из южных штатов. Важнейшими центрами химической промышленности района являются Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Цинциннати, Сент-Луис, Индианаполис. Около 20% всех шин вырабатывается в США в крупнейшем центре резиновой промышленности — городе Акрон (Огайо).

Химическая промышленность Запада США играет в масштабах страны второстепенную роль; почти вся выпускаемая химическая продукция идет на удовлетворение собственных нужд района. Основные центры химической промышленности — Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

С химической промышленностью тесно связана атомная промышленность, имеющая огромное военное значение. В комплексе предприятий этой отрасли важнейшее место занимают заводы по производству ядерного горючего (уран-235, тритий, плутоний), построенные во время второй мировой войны правительством США, а затем переданные в эксплуатацию частным фирмам. Их продукция используется при производстве атомного оружия. В последние годы повышенный спрос на ядерное горючее предъявляют атомные электростанции. Центрами производства расщепляющихся материалов являются Ок-Ридж (Теннесси), Падьюка (Кентукки), Саванна (Южная Каролина), Портсмут (Огайо) и Ханфорд (Вашингтон).

Важное место в экономике страны занимают отрасли легкой промышленности, среди которых выделяются текстильная и особенно швейная и трикотажная, хотя темпы роста этих отраслей невысоки и их относительная роль в промышленном производстве снижается. В текстильной промышленности, где занято около 1 млн. человек, структура выпуска тканей после второй мировой войны заметно изменилась — выросла доля тканей, вырабатываемых на основе искусственных и синтетических волокон, а также комбинированных тканей, составив почти половину всей продукции отрасли. В то же время производство хлопчатобумажных тканей с 1950 по 1975 г. сократилось в два с лишним раза, а шерстяных тканей — почти в 8 раз. Следует подчеркнуть, что производство синтетических и искусственных волокон осуществляется на специализированных заводах, включаемых американской статистикой в состав химической промышленности, а выпуск тканей на их основе является собственно текстильным производством, причем часть химических волокон используется для производства автомобильного корда, рыболовных снастей, канатов.

Размещение текстильной промышленности США с начала века претерпело наиболее значительные изменения. В течение нескольких десятилетий отрасль по существу переместилась из традиционного текстильного района — Новой Англии — в Южноатлантические штаты, где текстильных фабрикантов привлекали главным образом дешевая рабочая сила и близость к хлопковому поясу страны. После второй мировой войны в этом районе и соседнем Юго-Восточном центре были построены практически все крупнейшие предприятия США по выпуску синтетических волокон: капрона, нейлона, дакрона, полиакрилового волокна. К середине 70-х годов на долю южных штатов приходилось свыше 80% выпуска хлопчатобумажных тканей и тканей на основе химических волокон. Крупнейшими центрами текстильной промышленности Юга являются Гринсборо — Уинстон-Сейлем — Хай-Пойнт (Северная Каролина), Шарлотт (Северная Каролина), Гринвилл (Южная Каролина), Колумбус (Джорджия); множество текстильных фабрик располагается вдоль Пидмонта в небольших городках или даже сельских районах. Производство дорогих высококачественных тканей по-прежнему концентрируется на Северо-Востоке, поэтому доля этого района в стоимости условно-чистой продукции отрасли еще довольно значительна — около 30%.

В швейной промышленности (число занятых 1,4 млн. человек) также заметен сдвиг на Юг, но в отличие от текстильной промышленности, где этот процесс наиболее интенсивно происходил между двумя мировыми войнами, ускоренное развитие швейного производства в южных штатах началось в конце 40-х годов, и через четверть века на долю предприятий Юга (преимущественно мелких фабрик, выпускающих недорогую мужскую одежду) приходилось свыше 1/3 условно-чистой продукции швейной промышленности страны и около 0,5 млн. занятых. Однако значение старых центров швейной промышленности на Северо-Востоке США, несмотря на абсолютное и относительное снижение выпуска продукции, еще достаточно велико: в Нью-Йорке, крупнейшем центре отрасли, на швейных предприятиях работает 275 тыс. человек, в Филадельфии — около 50 тыс. человек. Значительным центром в последние годы стал один из национальных законодателей моды Лос-Анджелес (число занятых в отрасли — свыше 60 тыс. человек), выдвижение которого связано с производством женского платья по голливудским «киностандартам».

Большое развитие получила в США пищевкусовая промышленность, число занятых в которой превышает 1,6 млн. человек. Доля отрасли в условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности страны составляет 12%. К важнейшим отраслям пищевой промышленности США относятся мясная, молочная, производство алкогольных и безалкогольных напитков, консервная и мукомольная. В связи с ростом цен на продовольственные товары в США большое внимание уделяют производству различного рода заменителей натуральных продуктов, а также наполнителей, панировочных и ароматических веществ, добавляемых в продукты питания. Развивается производство замороженных пищевых продуктов (в том числе закусок, национальных блюд, десертных изделий, кремов и т. д.) и разнообразных консервов.

Размещение пищевой промышленности по территории страны в целом отличается относительной равномерностью. Крупные города, как правило, являются и ведущими центрами отрасли. Однако выделяются районы концентрации предприятий мукомольной промышленности в Северо-Западном центре и вдоль побережья Великих озер (ведущие центры: Миннеаполис — Сент-Пол, Канзас-Сити, Буффало); мясной промышленности — в Чикаго, Канзас-Сити и Омахе (Небраска); молочной и сыроваренной — в штатах Висконсин и Миннесота; консервной — в Калифорнии. Крупнейшими центрами производства кондитерских изделий являются Нью-Йорк и Чикаго; виски — Луисвилл (Кентукки); кока-колы — Атланта; пива — Сент-Луис и Милуоки.

В табачной промышленности страны занято около 70 тыс. человек. Производство сигарет в основном сосредоточено в пределах Пидмонта и Кентукки. Основные центры — Гринсборо — Уинстон-Сейлем — Хай-Пойнт и Дарем в Северной Каролине, Ричмонд в Виргинии и Луисвилл в Кентукки. Выпуск сигар из американского табака концентрируется на Северо-Востоке (основной центр — Филадельфия).

Сельское хозяйство США. По размерам сельскохозяйственного производства США намного превосходят другие развитые страны; на них приходится свыше 1/4 продукции сельского хозяйства мира— больше, чем на все страны Западной Европы, вместе взятые. Сельское хозяйство США не только обеспечивает потребности населения в основных продуктах питания и сырье, за исключением некоторых культур, выращиваемых в тропическом поясе (таких, как кофе, какао, бананы), но и дает большие экспортные излишки. По вывозу продукции сельского хозяйства США стоят на первом месте в мире. Особенно велика их доля в мировой торговле важнейшими продовольственными и кормовыми культурами — пшеницей, кукурузой, соей, а также фруктами. Вывоз сельскохозяйственных продуктов из США в несколько раз превосходит их ввоз. В то же время доля сельского хозяйства в валовом национальном продукте страны небольшая и притом постепенно понижается; в настоящее время она не составляет и 3% его. В 1980 г. в сельском хозяйстве было занято менее 3,5 млн. человек, что составляло менее 4% экономически активного населения. Однако, как видно из сказанного выше, эти цифры не дают полного и объективного представления о значении сельского хозяйства США как для самой страны, так и для всего мира.

Для сельского хозяйства США характерны высокий и притом всевозрастающий уровень развития капиталистических отношений, резко выраженный товарный характер производства, высокая производительность труда, очень сильная порайонная специализация. Все они связаны с благоприятными природными условиями и особенностями социально-исторического развития. По размерам территории США значительно превосходят всю Западную Европу. Восточная половина страны большей частью равнинная, да и в западной части много долин и плоскогорий, где характер поверхности не препятствует их распашке или использованию в качестве пастбищ. США расположены в умеренном и субтропическом поясах; климат здесь, за исключением высокогорных и особо засушливых пространств, подходит для занятия сельским хозяйством. Огромное разнообразие сочетаний тепла и влаги на обширной территории позволяет выращивать очень широкий ассортимент культур от пшеницы, кукурузы и клюквы до хлопчатника, цитрусовых и сахарного тростника, причем для каждой культуры можно найти районы с особо благоприятными условиями.

Выше уже сказано, что на развитие сельского хозяйства большое влияние оказали особенности исторического развития страны. США — страна переселенческого типа. Складывавшиеся на большей ее части аграрные отношения были свободны от пут феодальных пережитков. Землю можно было без особых трудностей и по относительно низкой цене приобрести у государства, а в первое время многие просто уходили подальше от уже заселенных мест, закладывали там фермы и начинали распахивать землю ни у кого не спросясь, по праву первопоселенцев (в США их называли скваттерами). В 1862 г. конгрессом США был принят закон о гомстедах, по которому практически каждый желающий мог задешево получить земельный надел на целине. Большая часть просторов Ближнего и в особенности Среднего и Дальнего Запада была освоена такими «гомстедерами». Основным типом хозяйств здесь стали средние и мелкие фермы, производившие все большую часть своей продукции на продажу. Рынком для нее частично служила Западная Европа, где быстро развивалась промышленность; во второй половине XIX в. быстро растет спрос на продукты сельского хозяйства в бурно развивающихся городах США. Строительство железных дорог способствовало усилению товарности хозяйства, расширению географического разделения труда и его порайонной специализации.

Единственным крупным районом США, где развитие капитализма в сельском хозяйстве столкнулось с трудностями, был Юг, где еще в колониальный период сложилась плантационная система хозяйства, основанная на рабском труде негров. Война Севера с Югом 1861 — 1865 гг. привела к юридическому освобождению рабов, но земля оставалась в руках плантаторов. В результате бывшие рабы превратились в нищих арендаторов-издольщиков (так называемых кропперов), полностью зависевших от белых землевладельцев. Система кропперства, т. е. полуфеодальной издольной аренды, получившая особое распространение в районах выращивания хлопчатника, надолго определила экономическую отсталость Юга и застой его сельского хозяйства. Положение здесь существенно изменилось лишь после второй мировой войны.

Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве протекало не одинаково быстро, приобретало разные масштабы и формы в зависимости от природных условий, степени освоения территории (одни районы еще только колонизовались, другие были давно освоены), ее заселенности, наличия тех или иных пережитков крепостничества и т. п. Поэтому в стране сложились значительные территориальные различия в уровне развития капитализма, в структуре и интенсивности хозяйства, использовании наемной рабочей силы, сельскохозяйственной техники, размерах хозяйств и т. д.

После второй мировой войны сильное воздействие на сельское хозяйство оказала научно-техническая революция. В условиях капитализма НТР ускорила массовое разорение средних и особенно мелких фермеров, вытесняемых крупными хозяйствами капиталистического типа, на которые приходится все большая часть используемых земель и товарной продукции. За последние 50 лет общее число ферм уменьшилось почти в 3 раза, и в 1980 г. оно составляло немногим более 2 млн. В то же время средняя площадь фермы увеличилась с 60 до 200 га. Крупные коммерческие фермы поставляют основную массу товарной продукции. Тем не менее и сейчас большинство ферм — мелкие, дающие мало продукции для продажи. Среди них много так называемых «парттаймовых» ферм (от английского «part time»— часть времени), хозяева которых значительную часть времени работают по найму, совмещая это с работой на своей ферме. Таких ферм особенно много вблизи городов. Вместе с числом ферм сокращается численность населения на них, причем покидает фермы в первую очередь молодежь. Средний возраст обитателей ферм заметно выше, чем население страны в целом; поэтому и рождаемость на фермах ниже, чем в городах.

Разорение мелких фермеров и сгон их с земли наиболее сильно затрагивают арендаторов. Одновременно резко возросла задолженность фермеров банкам. Эти процессы с особой силой сказались на Юге, где быстрое разложение господствовавшей там после войны Севера с Югом полукрепостнической системы привело к фактическому исчезновению издольной аренды, сопровождающемуся сгоном кропперов с земли и созданием на ней крупных капиталистических хозяйств. Перед войной половина фермеров Юга были арендаторами, а к 1975 г. их стало уже меньше 5%. Большую часть кропперов составляли негры; вынужденные покинуть фермы, они устремились в поисках куска хлеба в города. В связи с этим доля негров среди фермеров США резко уменьшилась: с почти 8% в 1959 г. до менее 3% в 1980 г. Негры, бывшие в прошлом сельскими жителями, стали в большинстве обитателями центральных частей крупных городов, где их теперь порой даже больше, чем белых.

В сельскохозяйственном производстве господствуют крупные фермы, дающие основную массу товарной продукции и определяющие положение на рынке: всего 1% ферм дает почти 40% товарной продукции. Научно-техническая революция привела к развитию так называемого агропромышленного комплекса (агробизнеса), знаменующего дальнейшее усиление монополистического контроля над сельским хозяйством. Агробизнес включает наряду с производством сельскохозяйственной продукции ее переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также производство сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, ядохимикатов, кормов и т. п., т. е. всего того, что необходимо сельскому хозяйству. О масштабах агропромышленного комплекса можно судить по числу занятых в нем, которое составляет, по разным подсчетам, от 18 до 20 млн. человек (тогда как в сельском хозяйстве — около 3 млн.), и по доле производимого валового продукта.

Связи внутри агробизнеса гораздо сложнее, чем простое разделение функций по производству, переработке и реализации сельскохозяйственных продуктов. Финансовый капитал выступает организатором сельскохозяйственного производства, придавая ему индустриальный характер, превращая его по сути дела в своеобразный вид крупного промышленного производства. Капиталовложения на одного занятого в сельском хозяйстве и производимая им продукция теперь больше, чем в большинстве других отраслей производства. Крупные высокомеханизированные пшеничные фермы давно уже называют «зерновыми фабриками». Теперь таким же образом говорят и о хлопковых, скотооткормочных, бройлерных «фабриках».

Ярким примером современной организации сельского хозяйства служит производство цыплят-бройлеров. Во главе его, как правило, стоят крупные фирмы, монополизировавшие производство комбикормов. Они владеют также крупными инкубаторами и предприятиями по убою и разделке птицы. Эти фирмы заключают контракты с фермерами, поставляющими им кукурузу, соевые бобы и другие компоненты комбикормов, предоставляя им кредит, а нередко и обеспечивая необходимой техникой и таким образом привязывая их к себе. Другие фермеры поставляют по контрактам яйца на инкубаторы. Однодневные цыплята из инкубаторов передаются на сотни откормочных ферм, причем фермы-организаторы обеспечивают их владельцев необходимым оборудованием, ветеринарной и другой помощью, и в то же самое время диктуют им сроки и размеры поставок цыплят. Фермеры при этом превращаются по существу в наемных рабочих, полностью зависящих от предпринимателя.

Развитие агропромышленного комплекса оказало глубокое влияние на американское сельское хозяйство. Оно еще заметнее подчинило его контролю монополистического капитала, но вместе с тем содействовало его механизации и химизации, привело к усилению производственной специализации как отдельных ферм, так и целых округов и районов, укрупнению и лучшей организации хозяйств, и в конечном счете к снижению затрат труда на единицу продукции. Фактически за послевоенный период произошло техническое перевооружение сельского хозяйства. В частности, за послевоенные годы тракторный парк США вырос почти в 4 раза и подошел к 5 млн. штук (не считая маломощных садово-огородных тракторов). Число тракторов в настоящее время заметно больше, чем число ферм. Тракторная промышленность выпускает много типов тракторов разной мощности, в том числе все больше крупных: в 1960 г. средняя мощность сельского трактора составляла около 30 лошадиных сил, а в 1980 г. — уже 50. Общая мощность тракторов на фермах увеличилась за это время примерно на 50%, хотя число их даже немного

Обзор стран мира
Добавить комментарий