Экономика Португалии

Португалия

Португалия — индустриально-аграрная страна. Среди капиталистических стран Зарубежной Европы она наряду с Грецией занимает одно из последних мест по уровню экономического развития, по величине валового национального продукта, по общему объему промышленного производства, а также по уровню доходов в расчете на одного жителя.

Экономика Португалии как малой страны с узким внутренним рынком в сильной степени зависит от конъюнктуры мирового рынка. В хозяйстве ее значительное место занимает внешняя торговля. Удельный вес экспорта в валовом национальном продукте страны в 1980 г. составил 17,1 %, а доля импорта во внутреннем потреблении достигла 28,2%. До Апрельской революции 1974 г. роль Португалии в системе международного разделения труда была двойственной: с одной стороны, в связи с низким уровнем ее экономического развития она занимала подчиненное положение по отношению к экономически высокоразвитым странам, а с другой — являлась метрополией, эксплуатирующей свои колонии.

Специализацию Португалии в системе международного разделения труда определяют отдельные отрасли сельского хозяйства (особенно овощеводство, садоводство, виноградарство, выращивание маслин), добыча некоторых видов минерального сырья (вольфрам, олово, пириты, уран), лесохимия, пробковая и пищевая промышленность (главным образом производство рыбных консервов, вина, оливкового масла), текстильное и швейное производство. В 60—70-е годы с развитием машиностроения его некоторые отрасли также приобрели экспортное значение, например, судоремонт, сборка радиоприемников и телевизоров. По производству и вывозу отдельных видов продукции (вольфрама, пиритов, продуктов лесохимии, пробки и пр.) Португалия занимает одно из первых мест в мире.

За 1960—1980 гг. промышленность превратилась в главный производственный сектор экономики Португалии. В 1980 г. ее доля в валовом национальном продукте достигла 40,8% (включая строительство и энергохозяйство), а доля сельского, лесного и рыбного хозяйства составила всего 15,3%. В то же время в структуре экономически активного населения остается высокой доля занятых в сельском хозяйстве, что объясняется низкой производительностью труда в этой отрасли, ее общей отсталостью.

Португалия длительное время находилась в сильной зависимости от иностранного капитала, в первую очередь английского. После второй мировой войны она оказалась в сфере деятельности капитала США, а в 50—60-е годы усилилось также проникновение в экономику страны западногерманских, французских и японских монополий. В 60-х годах иностранные монополии получили в Португалии те же права, что и национальные, и это еще больше усилило их влияние. Основная часть иностранных капиталовложений, привлекаемых в португальскую экономику дешевизной рабочей силы, направлялась в промышленность, особенно в ее новые отрасли.

В прошлом аграрная страна с очагами добывающей промышленности, Португалия лишь с середины 1950-х годов начала индустриализацию своей экономики на основе усиления государственно-монополистического регулирования хозяйственной деятельности и осуществления многолетних программ развития экономики. Значительным источником финансирования индустриализации для Португалии до середины 70-х годов были колонии, с 60-х годов — растущие поступления от иностранного туризма и денежные переводы многочисленных португальских эмигрантов.

Хотя темпы промышленного роста в 60—70-е годы ускорились, огромные расходы людских и материальных ресурсов на колониальные войны в Африке, милитаризация промышленности, узость внутреннего рынка, засилье иностранных монополий, сохранение полуфеодальных пережитков в сельском хозяйстве и его общая отсталость тормозили развитие португальской экономики.

После революции 1974 г. в Португалии осуществлен ряд мероприятий, направленных на улучшение состояния экономики страны, повышение жизненного уровня португальских трудящихся, ослабление господства иностранных и национальных монополий. Были национализированы крупнейшие частные банки, страховые компании, ряд предприятий электроэнергетики, добывающей и обрабатывающей промышленности, транспорт.

Аграрная реформа привела к положительным переменам в сельском хозяйстве южных провинций.

Промышленность

По темпам роста промышленного производства в 60— 70-е годы Португалия опередила многие капиталистические страны Европы. Однако по уровню развития индустрии она продолжает занимать одно из последних мест среди западноевропейских стран. Португальская промышленность характеризуется слабым развитием собственной научно-исследовательской базы. Ей свойственна низкая производительность труда, что в большой мере связано с преобладанием мелких, кустарных или оснащенных примитивной техникой предприятий. Также господствуют крупные предприятия межнациональных и национальных монополий. Около 2/3 промышленного потенциала страны сосредоточено на Атлантическом побережье — главным образом в Большом Лиссабоне и Большом Порту.

Основу португальской индустрии составляет обрабатывающая промышленность. Доля добывающих отраслей структуре валового национального продукта невелика. Однако они имеют большое экспортное значение. Португалия занимает одно из первых мест среди стран по добыче апатитов и вольфрамовых руд. Значительня добыча оловянных и урановых руд. В тоже время страна зависит от импорта многих важных для развития промышленности видов сырья и топлива (железных руды, нефти и др.).

Большая часть добывающей промышленности сосредоточена в горных районах Северной Португалии. Главная добыча вольфрамовых руд ведется вблизи города Панашкейра, в среднем течении р. Зезири, а также около Борральи, в течении р. Минью. Оловянные руды (касситериты) разрабатываются в районе верхнего течения р. Зезири, около горе Гуарда, а также на крайнем северо-востоке страны. Основной район добычи урановых руд сосредоточен около города Визеу.

Португалия сравнительно бедна топливными ресурсами. Нефть на ее территории не обнаружена, ресурсы угля невелики. Вблизи города Порту добывается низкокачественный антрацит.

Главный источник энергии в Португалии — реки, в первую очередь Дору, Тежу с притоком Зезири и Каваду. Мощность самых крупных ГЭС на р. Дору составляет от 180 до 260 тыс. кВт.

Тепловые электростанции находятся вблизи главных экономических центров страны — Лиссабона и Порту. Португальская национальная сеть электропередач соединяется с энергосистемой Западной Европы. Производство электроэнергии быстро растет — с 1,4 млрд. кВт-ч в 1953 г. до 16 млрд. кВт- ч — в 1980 г.

Нефтепереработка в Португалии целиком ориентируется на импортную нефть. Два нефтеперерабатывающих завода размещаются в морских портах — в Кабу-Руйбу, около Лиссабона, и в Матозиньюше, недалеко от Порту. Строится также крупный завод, а на его базе — нефтехимический комплекс на юге Португалии, в приморском городе Синише.

В последние десятилетия увеличивается значение тяжелой индустрии в связи со строительством машиностроительных, химических, нефтеперерабатывающих и других предприятий.

Португальская металлургия до 60-х годов была представлена лишь несколькими небольшими предприятиями по выплавке главным образом меди, олова, свинца. Первый и пока единственный значительный по размерам завод полного металлургического цикла вступил в строй только в 1961 г. недалеко от столицы в небольшом городе Сейшал на берегу р. Тежу.

Крупнейший центр цветной металлургии, в основном медеплавильной промышленности, — город Баррейру — практически рабочий пригород Лиссабона.

Главная отрасль португальской индустрии — Машиностроение удовлетворяет потребности страны в машинах и оборудовании примерно на 2/3 . Наибольшее значение имеет транспортное машиностроение, особенно судостроение и судоремонт, а также электротехническая и электронная промышленность. Самые крупные верфи расположены в Лиссабонской бухте и в Сетубале. Строительство в районе Лиссабона (в Маргейре, на южном берегу р. Тежу) крупнейшей судоремонтной верфи сделало португальскую столицу судоремонтным центром международного значения. Верфь в Маргейре в отдельные годы обслуживает до 40% мирового танкерного флота, в том числе супертанкеры грузоподъемностью 300 тыс. т дедвейт и более. Судостроительные и судоремонтные верфи небольших размеров имеются также в других портах Португалии.

Автомобильная промышленность контролируется американским капиталом и представлена преимущественно автосборочными заводами, расположенными в Сетубале, а также в небольших городах вокруг Лиссабона.

Главные центры электротехнической промышленности — Лиссабон и Порту. Среди немногих новейших отраслей в Португалии на базе дешевой женской рабочей силы развивается электронная промышленность, преимущественно сборка радиоприемников и телевизоров.

Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей — химическая промышленность. Более половины продукции португальской химии составляют неорганические химикаты и удобрения, а около 1/4 — химико-фармацевтические товары. Большая часть предприятий размещена в районе эстуария р. Тежу.

В одном из городов эстуария — Баррейру, куда доставляются добываемые в провинции Алентежу пириты, производится часть серной кислоты в стране. Здесь же сосредоточена значительная часть предприятий по производству удобрений. Высокими темпами развивается нефтехимия.

К главным традиционным отраслям обрабатывающей промышленности относятся текстильная, швейная, пищевая и производство пробки.

В структуре важнейшей из традиционных обрабатывающих отраслей — текстильной преобладают хлопчатобумажная и шерстяная промышленность. Главный хлопчатобумажный район — северо-западная Португалия с центрами в городах Порту, Браге, Гимарайнш и др. Северная Португалия — район старых традиций кустарных промыслов. Развитию на севере хлопчатобумажной промышленности наряду с богатством водной энергией способствовало изобилие дешевой рабочей силы, особенно женской и детской, образовавшейся в условиях массового разорения крестьянства и эмиграции значительной части мужского населения.

Основные центры производства шерстяных тканей сосредоточены в небольших городах и поселках предгорий Серра-да-Эштрелы (Ковильян, Гуарда и др.). Здесь издавна существовали кустарные суконные промыслы, перерабатывающие шерсть местных овец.

Растет значение новых текстильных производств, работающих на базе химического сырья.

В значительной степени на экспорт ориентируется швейная промышленность. Жителям многих стран мира известны португальские мужские рубашки, костюмы и плащи. Большая часть швейных предприятий сосредоточено на севере страны. Значительный центр швейной промышленности также Лиссабон.

Важная экспортная отрасль — пищевая промышленность. Особенно развиты производства вина, рыбных консервов, оливкового масла. По производству вина (более 8 млн. гл в 1980 г.) Португалия занимает четвертое место в Европе после Италии, Франции и Испании. Наиболее крупный виноградарский и винодельческий район — в среднем и нижнем течении р. Дору. Крупнейший центр виноделия — город Порту, по имени которого названо широко распространенное во многих странах вино портвейн. Не менее известен другой португальский сорт крепкого виноградного вина — мадера, который изготовляют на островах Мадейра. Значительно также производство вина в долине р. Мондегу и на юге страны, в провинции Эстремадура. Один из центров провинции — Сетубал — известен производством вин типа мускатель. Португальские вина вывозятся во многие страны.

В Португалии во многих городах на маслобойных заводах делается оливковое масло, общее производство которого в стране достигает 52 тыс. т (1980 г.). Оно используется и как продукт питания, и в рыбоконсервной промышленности. Консервированные в масле сардины пользуются большим спросом на мировом рынке. Предприятия по производству рыбных консервов размещаются в основных рыболовных портах страны, особенно много их в районе Порту и в Сетубале.

Сельское хозяйство Португалии — наиболее отсталая отрасль экономики страны. Отсталость его проявляется в слабой механизации, недостаточном использовании удобрений, низкой производительности труда, невысокой урожайности сельскохозяйственных культур, в преобладании экстенсивных форм ведения хозяйства, в сохранении в землевладении и землепользовании феодальных пережитков. В результате Португалия, в сельском хозяйстве которой занята значительно большая доля населения, чем в других европейских странах, и которая обладает благоприятными природными предпосылками для развития самых разных его отраслей, зависит от импорта многих видов продовольствия, особенно зерна. Главная отрасль сельского хозяйства — растениеводство. Животноводство играет подчиненную роль. Более половины обрабатываемых земель занято пашней, структура: господство крупного помещичьего землевладения (главным образом к югу от р. Тежу), крайняя раздробленность землепользования, большое количество безземельных крестьян, широкое распространение многостепенной и краткосрочной аренды и натуральной арендной платы, огромная армия наемных сельскохозяйственных рабочих. Крупным собственником земли была католическая церковь.

Исторически сложились значительные различия в характере землевладения и землепользования между северными и южными районами страны. На севере господствуют мелкое землевладение и еще более около1/5 — садами и виноградниками. Значительная часть земель, пригодных для обработки, до революции 1974 г. не использовалась. Как правило, это земли, принадлежавшие латифундистам. Главным тормозом в развитии сельского хозяйства была его социальная структура: господство крупного помещичьего землевладения (главным образом к югу от р. Тежу), крайняя раздробленность землепользования, большое количество безземельных крестьян, широкое распространение многостепенной и краткосрочной аренды и натуральной арендной платы, огромная армия наемных сельскохозяйственных рабочих. Крупным собственником земли была католическая церковь.

В Португалии проведены важные аграрные После свержения реакционного режима в преобразования. В южных районах страны около 1 млн. га помещичьих земель передано крестьянам, а также образованным после революции 1974 г. государственным хозяйствам и кооперативам. Ограничены размеры крупных хозяйств (до 500 га на неполивных землях и до 50 га на орошаемых территориях), увеличены сроки аренды, снижены цены на удобрения. Однако из-за постоянного сопротивления правых сил эти преобразования не привели к решению коренных проблем сельского хозяйства страны.

Исторически сложились значительные различия в характере землевладения и землепользования между северными и южными районами страны. На севере господствуют мелкое землевладение и еще более мелкое землепользование, здесь доминирует интенсивный способ ведения хозяйства. Чаще всего крестьяне собирают 2 урожая в год. Выращивание летом кукурузы, а зимой — бобовых сочетается с разнообразным плодоводством и животноводством. Однако интенсивность достигается не применением современных агротехнических методов, а огромными затратами человеческого труда, особенно женского.

В южных районах Португалии преобладало крупное землевладение (латифундии) и сравнительно крупное землепользование. Помещики Алентежу и других южных областей, часто владевшие несколькими крупными поместьями, обычно жили в городе и наезжали в свои владения лишь на короткий срок, для надзора. Основной рабочей силой в таких поместьях были постоянные наемные рабочие, а также батраки, нанимаемые временно, на страду. Одна из причин отсталости сельского хозяйства Юга — краткосрочная аренда, часто даже на 1—2 года. Крестьяне, получившие участки на столь короткие сроки, не были заинтересованы в улучшении состояния земель. В южных районах, кроме провинции Алгарви, преобладают экстенсивные хозяйства. Либо это залежи земли, используемые как пастбища для овец, либо огромные поля, отведенные под пшеницу (зерновая монокультура), либо «монтадуш» — редкие рощи каменных и пробковых дубов на землях, засеваемых зерновыми.

Основными товарными отраслями являются виноградарство, плодоводство и разведение оливкового дерева. Среди отраслей, обеспечивающих внутренний рынок, наиболее важные — зерновое хозяйство (сеют в основном пшеницу и кукурузу), выращивание бобовых, картофеля, овощеводство. Виноградники распространены в стране почти повсеместно, но главным образом в прибрежных областях к северу от Лиссабона, по долинам рек Тежу, Дору, Мондегу, а также на острове Мадейра. По сбору винограда (1,6 млн. т) Португалия занимает пятое место в мире.

Оливковые насаждения, как и виноградники, встречаются почти во всех районах страны, но большая их часть на длится в низовьях р. Тежу и в южной по вине Португалии.

Португальское плодоводство отличается большим разнообразием. В северных районах страны плодоводство среднеевропейского типа (выращивание яблок, груш, вишен, слив) сочетается с плодоводством средиземноморского типа (выращивание апельсинов, инжира и др.).

Важнейший район специализированного субтропического плодоводства представляет южная провинция страны — Алгарви. Одна из наиболее распространенны этой засушливой и мало орошаемой области культур — миндаль. В Алгарви растет также инжир, рожковое дерево. Роя используются в винокурении, а также качестве корма для ослов — местного рабочего скота. Орошаемые аллювиальные долины Алгарви часто заняты апельсиновыми рощами. Здесь же встречаются финиковые пальмы.

Сады цитрусовых тянутся вдоль долины р. Тежу. Округ Сетубал — южное побережье эстуария Тежу — известен на всю Португалию своими апельсиновыми рощами. На Азорских островах и Мадейре важное значение имеет тропическое садоводство (выращивание ананасов, бананов и пр.), а также культивирование зимних сортов овощей.

Большая часть посевных площадей страны занята пшеницей и кукурузой. Пшеница — главная зерновая культура в более засушливых центральных и южных районах. На севере преобладают посевы кукурузы. В горных северо-восточных районах главная зерновая культура — рожь. Рис возделывают на затопляемых аллювиальных равнинах в низовьях рек центральной и южной Португалии, особенно рек Тежу, Мондегу, Саду и др.

Бобовые и картофель выращивают преимущественно в мелких крестьянских хозяйствах северо-запада.

Положение основной части Португалии в зоне субтропического средиземноморского климата с его жарким засушливым летом предопределяет огромное значение орошения для земледелия страны. Особенно большие площади орошаемые земли занимают по долинам рек Дору, Тежу, Гвадиана, Саду и их притоков. Однако еще существуют обширные территории, для которых отсутствие ирригационных систем (из-за пересыхания летом рек) является одной из важных причин отсталости и экстенсивности местного сельского хозяйства. В 60—70-х годах в Португалии были частично реализованы отдельные проекты систем орошения в районах с отсталым сельским хозяйством, в частности в Алентежу, за счет использования подземных вод.

Животноводство имеет в основном экстенсивное направление. Серьезная проблема португальского животноводства— необеспеченность промышленными комбикормами. Крупный рогатый скот разводят преимущественно в средних и мелких крестьянских хозяйствах на севере и северо-западе страны. Мягкая зима позволяет круглый год содержать скот на пастбищах. Овцеводство более всего распространено на горных пастбищах внутренних районов, особенно на востоке и юге страны.

Развитый сектор экономики Португалии — лесное хозяйство, имеющее большое экспортное значение. Португалия дает около половины мировой продукции дубовой пробки (219 тыс. т в 1978 г.), занимая по этому показателю первое место в мире. Основные массивы пробкового дуба расположены в центральной и южной Португалии, прежде всего в Алентежу.

На базе лесного сырья производятся и экспортируются скипидар, канифоль, танин и некоторые другие продукты лесохимии. По производству и экспорту этих продуктов Португалия занимает первое место среди стран Европы. Большинство лесохимических предприятий сосредоточены в долине р. Тежу, особенно в районе Лиссабона. Здесь же, в долине Тежу, — главный район целлюлозной промышленности. Для производства целлюлозы используется эвкалиптовая древесина.

С положением Португалии на Атлантическом побережье связано развитие рыбного промысла. Рыболовством занимаются не только профессиональные рыбаки, но и значительная часть земледельцев, для которых лов рыбы служит подсобным промыслом. Особенно много таких крестьян на северном побережье страны. Улов рыбы в 1980 г. составил 261,2 тыс. т, причем примерно У3 его составляют сардины. Рыба и рыбные консервы — одна из главных статей португальского экспорта и важный продукт питания местных жителей.

К главным рыболовным портам относятся Лейшойнш и Матозиньюш на севере страны, а также Сетубал, Фару, Портиман.

Транспорт и внешнеэкономические связи. Транспортная сеть Португалии развита недостаточно. Две железнодорожные магистрали — Лиссабон — Мадрид и Лиссабон — Саламанка и два шоссе в тех же направлениях связывают страну через Испанию с остальной Европой. Длина железных дорог — около 4-х тыс. км; значительная их часть однопутная и имеет узкую колею. Электрифицирована только железная дорога, связывающая Лиссабон и Порту, а также пригородная железная дорога Лиссабонской агломерации. Длина автодорог — 57 тыс. км. Единственная автострада — Лиссабон — Порту.

Для Португалии, открытой к океану, жизненно важное значение имеет морской транспорт. Тоннаж морского торгового флота постоянно возрастает и превысил ныне 1,3 млн. бр.-рег. т. Однако флот пока еще полностью не обеспечивает внешнеторговые связи страны, которые на 95% осуществляются морем. Общий грузооборот портов, включая международные и каботажные перевозки, превышает 20 млн. т, причем наибольшая доля его приходится на Лиссабон, Порту (с его аванпортами), Сетубал, Авейру, Фару, Фуншал, Понта-Делгада. Лисса¬бонский порт пропускает 3/5 морских грузов и является крупнейшим пассажирским портом на трансатлантической линии.

Внутренний водный транспорт невелик, речные пути (около 800 км) в сухое время года не судоходны.

Авиасообщение обеспечивает связь Португалии со многими странами мира. Авиатранспорт находится в руках национальной авиакомпании Португалии (ТАП). Международные аэропорты находятся в Лиссабоне (Портела), в Порту (Педраш Рубраш), на Азорских островах (Понта-Делгада Лажеш, Санта-Мария) и на островах Мадейра (Фуншал, Пор-ту-Санту).

Многообразна география внешних экономических связей Португалии. Большая зависимость страны от мирового рынка сложилась еще в период португальского колониализма.

В экспорте около 30% составляет текстиль, 20% — традиционные продовольственные товары (вино, сардины в масле и др.), 30% — сырье и полуфабрикаты (пробка, руды, целлюлоза), около 20% — готовые промышленные изделия (станки, суда и другие машины, швейные изделия). Рост промышленного производства вызывает увеличение импорта топлива и некоторых видов сырья, а все еще кризисное состояние сельского хозяйства — ввоза сельскохозяйственной продукции.

В импорте до 25% стоимости приходится на продовольствие (зерно, мясо, масло, сахар, кофе и др.), до 20% — на нефть и нефтепродукты, до 20% — на промышленные изделия (машины и оборудование), остальное — на сырье и полуфабрикаты (металл, прокат, хлопок и др.).

Внешнеторговый баланс Португалии постоянно дефицитен. В общем платежном балансе он покрывается за счет внешних займов, переводов из-за границы от португальских эмигрантов, поступлений от иностранного туризма. В страну приезжает за год до 5 млн. иностранных туристов, привлекаемых природой островов и побережья Португалии, многочисленными памятниками культур истории.

Обзор стран мира
Добавить комментарий