Внутренние различия и города Нидерландов

Нидерланды

Учитывая различия в природных условиях, в уровне экономического развития и структуре хозяйства разных частей страны, в Нидерландах можно выделить пять районов: Западный (провинции Северная Голландия, Южная Голландия и Утрехт), Юго-Западный (Зеландия), Южный (Северный Брабант и Лимбург), Восточный (Гелдерланд и Оверэйссел) и Северный (Фрисландия, Гронинген и Дренте).

Западный район Нидерландов

Западный район — историческое ядро и важнейший очаг экономической жизни Нидерландов — занимает широкую полосу польдеров. Плоская поверхность, сложенная илистыми осадками маршей, в прошлом сильно заболоченная, ныне полностью осушена и изборождена густой сетью канав и каналов. Местами на месте торфяных карьеров возникли озера. Еще средневековые путешественники сообщали, что в этой местности нельзя отличить, где кончается море и где начинается суша. Большая часть польдеров находится ниже уровня моря и защищена дамбами и полосой дюн.

Хотя Западный район занимает всего 14% площади Нидерландов, он дает основную часть промышленной и сельскохозяйственной продукции страны; в нем сосредоточены все крупнейшие города, составляющие гигантскую конурбацию Рандстад. В плане она имеет форму подковы, которая обращена выпуклой стороной к североморскому побережью, а внутри ее находится область лугов и пастбищ, известная под названием «зеленого ядра». Между городами Рандстада проложены железные дороги, шоссе и каналы. В городах Рандстада особенно развиты судостроение, металлургия, нефтепереработка, химическая и пищевая промышленность. Продукция этих отрас¬лей идет в основном на экспорт. Район играет большую роль в организации транзитных перевозок, в которых лидируют крупные порты Роттердам и Амстердам. Развиты также молочное животноводство, садоводство, огородничество, имеющие пригородный характер.

Одна из основных проблем района — рост конурбации Рандстад. В этой связи большое значение приобретает организация зон отдыха, особенно сохранение незастроенных пространств как в центре конурбации, так и между отдельными агломерациями. Планы регионального развития предусматривают отведение не менее половины всей площади Западного района для рекреационных целей, но практическое осуществление этих целей сопряжено с немалыми трудностями. Весьма перспективно освоение новых польдеров, созданных в результате осушения дна оз. Эйсселмер.

По меткому выражению экономико-географа Г. М. Лаппо, голландская конурбация воспринимается в равной степени и как витрина достижений промышленной и транспортной техники, и как великолепный музей современной архитектуры. Крупнейшие городские центры здесь четко различаются по своим функциям, значению, традициям, облику.

Амстердам

Прежде всего выделяется столица Амстердам с населением около 1 млн. человек (с пригородами). Это один из интереснейших городов не только Нидерландов, но и всей Западной Европы. Его часто по праву называют Северной Венецией: в городе 500 мостов и 50 каналов, многие из которых появились еще в 1610—1622 гг.

В Амстердаме находятся предприятия почти всех отраслей промышленности Нидерландов. Из старых, традиционных отраслей, которыми издавна славился Амстердам, до сих пор еще развиты гранение алмазов и швейная. Амстердамские гранильни бриллиантов пользуются мировой известностью, а амстердамский Дом одежды сосредоточивает более половины оборота швейной промышленности. Этот город — один из крупнейших финансовых и банковских центров Западной Европы.

Амстердамский порт, связанный каналом с Северным морем, обслуживает преимущественно внутренние потребности страны в отличие от Роттердама, выполняющего в основном транзитные функции. После сооружения канала Амстердам — Рейн Амстердамский порт стал играть большую роль в перевозках по Рейну. Его грузооборот превысил 19 млн. т.

Амстердам возник как рыбацкий поселок у плотины на р. Амстел. Первое упоминание о нем относится к 1275 г. Район плотины составил ядро города; в наши дни здесь находится площадь Дам, где стоит королевский дворец и возведен монумент жертвам второй мировой войны, В старой части Амстердама вдоль озелененных набережных выстроились жилые дома и склады с узкими фасадами, дома патрициата, госпитали, приюты, здания гильдий и компаний XVI— XVIII вв. Это замечательные архитектурные комплексы, поражающие сочетанием различных стилей и эпох, создающие в целом неповторимый облик города.

Ни один из домов в старой части Амстердама не выделяется: господствует общая гармония симметрии, которой следовал план застройки еще в XVII в. Однако при близком рассмотрении зданий обнаруживается множество декоративных деталей, которые придают им неповторимую индивидуальность. Некоторые фасады поражают своим геометрическим стилем, другие отличаются простыми плавными линиями, третьи — богатым убранством. Высокие каменные лестницы с перилами подводят к парадным дверям.

Ажурные арки мостов переброшены через каналы, по которым проплывают суда и баржи. На каменных бортах каналов подвешены деревянные ящики с цветами, а в воде отражается зелень вековых лип.

В конце XIX — начале XX в. по проекту архитектора X. П. Берлаге было построено здание биржи, что положило начало новой застройке Амстердама. В городе много построек XX в., особенно послевоенного периода, когда застраивались новые районы и пригороды.

Амстердам — это крупный культурный центр страны. Здесь находится крупнейший в стране университет, основанный в 1632 г., и другие высшие учебные заведения, Государственный музей с богатым собранием картин голландской школы живописи, Дом Рембрандта и Исторический музей.

Как в любом другом крупном городе, в Амстердаме бросается в глаза резкий контраст между центральными кварталами с благоустроенными особняками буржуазии и рабочими окраинами, где зачастую в непригодных для жилья домах ютятся низкооплачиваемые рабочие и безработные.

Столица Нидерландов — город с давними традициями рабочего движения. Этой теме посвящен один из лучших монументов Амстердама, созданный скульптором М. С. Андриссеном, — знаменитый памятник героям февральской стачки 1941 г. «Докер».

Вблизи Амстердама находится город Зандам. Здесь в 1697 г. Петр I знакомился с голландским судостроением. До сих пор сохранился деревянный домик, где останавливался Петр I. Сейчас это музей. Для сохранности он помещен в дом, построенный из кирпича. В центре города Петру I воздвигнут памятник.

Амстердам связан каналами, железными дорогами и шоссе с Роттердамом, Гаагой и другими городами Нидерландов.

Роттердам

Роттердам — важнейший торгово-промышленный центр страны, самый крупный порт мира. Вместе с пригородами он насчитывает более 1 млн. жителей. Роттердам располагается на обоих берегах Рейна. Глубоководным каналом порт соединен с Северным морем и благодаря своему аванпорту Хук-ван-Холланд доступен для крупных океанских судов. Положение Роттердама у выхода к морю Рейна способствовало не только экономическому росту города, но и превращению его в гигантский международный транспортный узел, возле которого на несколько десятков километров протянулась сеть городов-спутников.

Через порт проходит около 2/3 всего ввоза и вывоза страны.

Во время второй мировой войны Роттердам постигла трагическая участь: 14 мая 1940 г. его центр был полностью уничтожен фашистами в результате в варварской бомбардировки. Пострадали замечательные архитектурные памятники.

Город восстанавливала вся страна. Разрушенный центр застраивался уже временными многоэтажными дома: и в настоящее время центральные улицы Роттердама почти ничем не отличаются от новых улиц других европейских городов. По плану реконструкции создана геометрическая сеть улиц, причем центральный проспект — Лейнбан с многочисленными магазинами и кафе. доступных только для пешеходов (эта идея впоследствии была реализована во многих друг городах Европы).

Первое упоминание о Роттердаме датируется 1282.

В Роттердаме находятся Академия искусств, консерватория, Университет им. Эразма, крупнейшие библиотеки музеи. Среди музеев наиболее интересный Музей этнологии, Исторический музей города, Морской музей, Художественны музей Бойманса-ван-Бёнингена. Всемирную известность получил памятник жертвам фашизма «Разрушенный город» созданный скульптором О. Цадкиным.

Гаага

К северо-западу от Роттердама в 3—4 км от берега моря расположена Гаага, резиденция правительства и парламента. Население ее гораздо меньше, чем в Роттердаме; здесь живет около 700 тыс. человек (считая и население пригородов). В Гааге немного промышленных предприятий, но многочисленны учреждения сферы обслуживания, торговые и промышленные фирмы. Фактически с Гаагой слился прославленный морской курорт и рыболовецкий порт Схевенинген. В районе аэропорта Эйненбург размещаются авиационные заводы «Фоккер».

Впервые Гаага упоминается в источниках в 1097 г. С конца XVI в. она становится резиденцией Генеральных штатов, а в начале XIX в. Гаага получает статус города.

До наших дней центр Гааги во многом сохранил средневековый облик. Здесь много архитектурных памятников старины. На берегу оз. Вейвер расположены старинные здания парламента из красного кирпича и серого камня с высокими башенками по углам. Парламент вместе с Трибуналом (XIII в.) и прилегающими домами составляет дворцовый комплекс Бинненхоф. В знаменитом готическом Рыцарском зале (XIII в.) происходят торжественные открытия сессий Генеральных штатов. Здесь же, у оз. Вейвер стоит дворец Маурицхейс (XVII в.), где экспонируются картины Рембрандта, Вермеера и других старых мастеров.

Гаага — один из самых зеленых городов страны, здесь множество скверов и парков. Озеленяются и новые районы, застроенные по более свободной планировке.

В Гааге нередко проходят международные конференции. Многие международные организации избрали Гаагу местом своего пребывания, например здесь заседает Международный суд. В Гааге находится Королевская Академия изобразительных искусств, Королевская библиотека. Весьма оригинальны музеи города — Международный музей прессы, Почтовый музей, Музей костюма. Совершенно уникален музей Мадуродам — целый городок-парк, где в миниатюре представлены наиболее замечательные архитектурные сооружения всей страны.

Другие города запада Нидерландов

К северу от Гааги находится Лейден, один из четырех университетских городов страны. Здесь в 1575 г. был открыт первый в стране университет.

Заканчивая краткое описание Западного района, нельзя не упомянуть еще об одном интереснейшем городе страны — Утрехте. Это старинный культурный центр, крупнейший транспортный узел

с разнообразной промышленностью и административный центр одноименной провинции. Когда-то на месте Утрехта существовало древнейшее батавское поселение. Наиболее известен город тем, что именно здесь в 1579 г. была подписана историческая Утрехтская уния, на основании которой произошло объединение Северных провинций в единое государство — Республику Соединенных провинций, ставшую ядром нынешних Нидерландов.

Город возвышается над протоками Рейна и каналами; одна из его достопримечательностей — двухъярусные набережные с многочисленными складами, мастерскими, книжными лавочками и кафе. Множество архитектурных ансамблей разных эпох и стилей украшает современный Утрехт и делает этот город настоящим архитектурным музеем.

Среди средневековых памятников Утрехта выделяется величественный Кафедральный собор, строительство которого продолжалось несколько веков (с 1254 по 1517 г.). Это одно из лучших произведений готической архитектуры. Рядом с ним находится комплекс зданий университета, построенного в стиле ренессанс.

Город Алкмар в Северной Голландии известен как один из главных центров маслоделия и сыроварения в Нидерландах. Еженедельно, по пятницам, там устраивают знаменитые Алкмарские сырные ярмарки, на которых разносчики сыра появляются в своей традиционной одежде — белых куртках и красных, желтых или синих штанах.

Юго-западный район Нидерландов

Юго-Западный район (Зеландия) охватывает не только материковую часть, но и многочисленные острова в дельте Мааса и Шельды. Плоские низины района в прошлом неоднократно подвергались наводнениям, несмотря на берегозащитные сооружения. С осуществлением проекта «Дельта» опасность наводнений будет устранена, резко изменится хозяйство района.

Мягкий морской климат и плодородные почвы благоприятствуют интенсивному развитию садоводства и овощеводства, продукция которых сбывается в Рандстад. Природные условия позволяют возделывать здесь ячмень, сахарную свеклу, лен и картофель.

В рукавах дельты Мааса и Шельды издавна развивался промысел сельди, анчоусов, креветок и крабов. В связи с перекрытием рукавов по проекту «Дельта» этот промысел приходит в упадок.

Промышленность в районе начала развиваться совсем недавно, причем преобладает машиностроение и судостроение. Вокруг Тернёзена сложился сгусток заводов, выпускающих кокс, азотные и фосфорные удобрения. Центр района Мидделбург, старинный город гёзов, привлекающий тысячи туристов, выполняет главным образом административно-распределительные функции.

Южный район Нидерландов

Южный район (Северный Брабант и Лимбург) занимает низменность, расположенную южнее широтного нижнего участка долины Рейна. Широкие террасы Мааса сменяются на междуречьях полого-холмистой песчаной равниной. Местами на общем фоне культурных ландшафтов сохранились вкрапления лесов и вересковых пустошей. На юге Лимбурга находятся меловые плато, перекрытые лесами с плодородными почвами.

В Южном районе ощущается влияние соседних стран — Бельгии и Германии. На вывесках магазинов появляются французские слова. Потребление вина и птицы достигает больших масштабов, чем в других районах Нидерландов. В Лимбурге на смену широким окнам появляются узкие, а скаты черепичных крыш становятся круче.

Южный район долгое время был аграрной окраиной Нидерландов. Здесь издавна разводили крупный рогатый скот, который давал мясо и молоко. Правда, в последние годы стало также развиваться свиноводство и птицеводство. Возделываемые здесь зерновые культуры и картофель идут в основном на корм скоту. Юг района славится плодовыми садами и огородными культурами.

Развитию промышленности благоприятствовали выгодное положение района, близость металлургических заводов Бельгии и Рура, наличие каменного угля и дешевой рабочей силы местных крестьян. Немалое значение имела также преемственность от традиционных очагов текстильного и кожевенно-обувного производства в городах Северного Брабанта — Тилбурге, Хелмонде и др. В XX в. были созданы всемирно известные электротехнические заводы концерна «Филипс» в Эйндховене, Росендале, Тилбурге. Эйндховен, основная резиденция этого концерна, из заштатного городка ремесленников превратился в крупный международный центр электротехники и электроники с ежегодными выставками и конференциями. Своеобразный выставочный зал «Эволюон» привлекает внимание многочисленных посетителей экспозициями, посвященными роли электроники в современном мире.

Угледобывающая промышленность на юге Лимбурга достигла высокого уровня развития перед второй мировой войной и была восстановлена после войны. Однако с середины 60-х годов начался резкий упадок, сопровождавшийся закрытием всех шахт и массовой безработицей. Проблема трудоустройства шахтеров была разрешена далеко не полностью: лишь небольшая их часть получила работу на новых химических заводах в Гелене и Беке, автомобильных заводах в Борне и Ситтарде.

Административный центр Лимбурга — старинный феодальный город Маастрихт — известен как крупный промышленный, торговый и культурный центр. Здесь сосредоточены машиностроительные, цементные и химические предприятия. Имеется университет. В Маастрихте ежегодно устраивается традиционный праздник встречи весны — детский карнавал.

Восточный район Нидерландов

Восточный район (Гелдерланд и Оверэйссел) охватывает широкую древнюю долину Рейна и окаймляющие ее с севера гряды и равнины. Большую площадь занимают здесь леса. Лесистые гряды поднимаются на 80—100 м над ур. моря и со стороны Рейна выглядят как горы. В этих живописных местах находятся национальные парки и заповедники.

В экономике района довольно велика роль сельского хозяйства с ведущей отраслью — молочным животноводством. В самые последние годы распространилось мясное животноводство, кроме того, здесь стали разводить свиней и птиц. Например, на долю Гелдерланда приходится треть всей продукции птицеводства в стране. На юге Гелдерланда, в области Бетюве, — много садов, которые дают не менее трети всех яблок, собираемых в Нидерландах.

Большие города Восточного района (с населением более 100 тыс. человек) — Неймеген, Арнем, Девентер, Зволле — быстро выросли в нынешнем столетии как центры обрабатывающей промышленности и транзитно-транспортные узлы. Наиболее развиты машиностроение и химическая промышленность. В области Твенте на востоке Оверэйс-ceлиa сложился крупный очаг текстильной промышленности, особенно хлопчатобумажной. Несмотря на продолжительную депрессию в послевоенный период, эта отрасль еще удерживает ведущие позиции в хозяйстве Твенте. Крупнейший центр— город Энсхеде. Кстати, Твенте —• один из немногих районов страны, где можно увидеть старые традиционные дома с большой двускатной крышей.

Северный район Нидерландов

Северный район (Фрисландия, Гронинген, Дренте) отличается тем, что здесь встречаются все типы ландшафтов, типичных для запада Среднеевропейской равнины: барьерные острова с дюнами, мелководные ватты, прибрежные марши и гесты с древнеледниковыми формами рельефа. Северный район наиболее удален от крупных индустриальных центров страны. В его экономике большое значение имеет сельское хозяйство, в основном молочное животноводство, которое нередко здесь сочетается с выращиванием племенного скота. В прибрежных районах Фрисландии и на Западно-Фризских островах разводят овец, а в Гронингене — рысистых лошадей. Для северо-востока Гронингена характерно зерновое хозяйство (область Оддамбт). К юго-западу от этого полеводческого ареала простирается пояс выращивания технического картофеля.

Промышленность гораздо менее развита, чем в других районах Нидерландов, и имеет преимущественно местное значение. Преобладают отрасли, использующие местное сырье, не удобное для перевозки: переработка молока, производство свекловичного сахара, муки, крахмала и патоки, изготовление картона из соломы, эфирного масла из тмина. После второй мировой войны на юго-востоке Дренте (Схонебек, Куворден) была налажена добыча нефти.

Группа предприятий района связана с использованием местных полезных ископаемых: кирпичные заводы на базе месторождений глины, производство соды в Делфзейле и растворимого стекла в Винсхотене на базе месторождений каменной соли и т. д. Недавно в Делфзейле построены алюминиевый завод и завод метилового спирта, использующие местный газ, а также небольшие машиностроительные предприятия, выпускающие каботажные суда, подъемные машины, сельскохозяйственный инвентарь и пр.

Старинный административный, торговый и культурный центр на северо-востоке Нидерландов — Гронинген. Новые предприятия существенно меняют профиль его промышленности, главной отраслью которой издавна была переработка сельскохозяйственного сырья. Наиболее выделяется радиозавод концерн «Филипс» с многочисленными вспомогательными предприятиями. В Гронингене находится один из старейших университетов страны, основанный в 1614 г. Гронинген соединен судоходным каналом устьем р. Эмс. Расположенный на восточной оконечности канала порт Дел фзейл принимает морские суда грузоподъемностью до 10 тыс. т. К северу с Делфзейла сооружается порт Эмсхавен куда смогут заходить более крупные суд (до 40 тыс. т).

Наиболее своеобразна в Северном районе провинция Фрисландия.

Во Фрисландии до сих пор еще сохраняются элементы традиционного крестьянского жилища. Фризский дом, который объединял все жилые и хозяйственны постройки под одной крышей, имел в центре сарай для сена. Сейчас почти вез; жилая часть дома отделена от хозяйственной капитальными перегородками. Зачастую жилой дом стоит совершенно отдельно от хозяйственных помещений.

Как элемент праздничного традиционного костюма у фризских женщин до сих пор используются знаменитые металлические (золотые или серебряные) украшения, которые подвешивают к головному убору и носят на лбу и у висков.

В Фрисландии сильно развит конькобежный спорт. В былые времена совершались знаменитые, ставшие традицией,180-километровые пробеги по замерзшим каналам через 11 городов провинции. Принять участие в пробеге по каналам считалось большой честью, достигшие финиша становились национальными героями. В последние год из-за теплых зим эту дистанцию часто пробегают по искусственному льду.

Обзор стран мира
Добавить комментарий