Экономика Люксембурга

Люксембург

Хозяйство Люксембурга некоторыми своими особенностями отличается от экономики других западноевропейских стран. Прежде всего оно чрезвычайно зависит от внешнего рынка: почти вся продукция страны вывозится. Вместе с тем Люксембург вынужден ввозить основную часть необходимого топлива и сырья.

Люксембург — высокоиндустриальное государство: в промышленности и на транспорте занята почти половина экономически активного населения, в то время как в сельском хозяйстве — лишь около 7%. Однако промышленность отличается гипертрофированным развитием одной отрасли — черной металлургии. По выплавке чугуна и стали Люксембург находится на 22-м месте в мире, а в расчете на душу населения имеет уникальные показатели — соответственно 10 т и 12 т в 1977 г., удерживая уже три десятилетия мировое первенство и оставляя далеко позади такие высокоиндустриальные «металлургические» страны, как Бельгия, Германия, США и Франция. Люксембургская черная металлургия тесно связана с металлургией Франции и Германии, составляя часть мощного лотарингско-саарско-люксембургского комплекса. Она работает на промышленность стран мирового рынока, куда направляется до 95% стальной продукции и откуда поступают весь уголь и кокс и 70% железорудного сырья, необходимого люксембургской черной металлургии.

Однако производство стали — главная, но не единственная специализация Люксембурга в современном мире. Подобно Швейцарии, страна превращается в крупный международный центр финансовой деятельности, отличаясь ныне самой высокой в странах «Общего рынка» концентрацией международных банков и других финансовых учреждений. Кроме того, герцогство получает доходы от регистрации у себя на льготных условиях иностранных компаний с международной ориентацией и от торговли ценными бумагами. В Люксембурге находятся некоторые учреждения мирового рынка, в том числе Европейский парламент, Европейский инвестиционный банк и судебные органы ЕЭС. Они разместились в столице Люксембурга в небоскребе американского образца, носящем громкое название «Европейский центр».

Немалые доходы извлекает Люксембург и от обслуживания туристов. Ежегодно страну посещает до 1 млн. туристов из соседних стран, Англии, США.

Большую роль в экономике Люксембурга играют иностранные корпорации. Крупнейший люксембургский концерн «Арбед», владеющий всей горнорудной и металлургической промышленностью, контролируется западногерманским и бельгийским капиталом. Выработка электроэнергии находится в руках западногерманского капитала, а химическая промышленность контролируется американским капиталом. Железнодорожный транспорт наполовину принадлежит компаниям Франции и Бельгии.

Серьезная экономическая проблема современного Люксембурга — нехватка рабочих рук. Ее пытаются решить импортом рабочей силы из других стран. Иностранцы составляют свыше половины общего числа промышленных рабочих, однако в металлургии работают в основном люксембуржцы.

Основная, единственно крупная отрасль промышленности Люксембурга -черная металлургия. Она дает около половины всей промышленной продукции и до 70% доходов от всего экспорт: страны. Металл — основа всего благополучия Люксембурга. И хотя еще сохранились здесь уголки нетронутой природы леса, пастбища, виноградники, лицо страны определяет рабочий-металлург.

Именно развитие черной металлурга обеспечило подъем экономики. До конца XIX в. Люксембург был отсталой в экономическом отношении сельскохозяйственной страной, однако открытые Томасом в 1878 г. способы получения чугуна из фосфоритных руд и выплавки из него стали позволило использовать единственное минеральное богатство страны — железную руду. Тогда и начинается бурный подъем черной металлургии, способствовавший индустриальному развитию страны. Появляются отрасли связанные с металлургическим производством, — железорудная, цементная, химическая, газовая промышленность. К этому периоду относятся начало использования томасшлака как удобрения и рост сельского хозяйства, развитие транспорта, расширение внешней торговли, рос городов и заметные миграции населения по Люксембургу. Крестьянская страна больше не оплакивала своих сыновей уезжавших за океан в поисках работы, рабочие руки понадобились дома. Индустриальное развитие потребовало притока рабочих не только из сельских местностей своей страны, но и из других стран.

Выплавка чугуна в 1977 г. составил 3,6 млн. т, стали — 4,3 млн. т, производство проката — около 4 млн. т. Угол и кокс фактически полностью импортируют из Саарского бассейна Германии; 709 потребляемой железной руды поступает из французской Лотарингии и из Южно Америки. Исторически металлургические предприятия сконцентрированы в районе добычи железной руды на юго-запад страны — в Эш-сюр-Альзете, Шифлаи же, Дифферданже, Дюделанже и Родальже. Здесь находятся все крупнейшие металлургические заводы полного цикла в Люксембурге. По сути эта «металлургическая часть» страны представляет собой единый металлургический комбинат.

Все металлургические предприятия, за исключением одного завода в Роданже, принадлежат концерну «Арбед». Этот концерн владеет также всеми железорудными концессиями страны, железорудными разработками во Франции (Лотарингия) и Южной Америке, металлургическими заводами и шахтами в Германии, имеет долю участия в крупной металлургической компании в Бельгии. «Арбед» является фактически хозяином страны.

С черной металлургией тесно связана железорудная промышленность. Однако добыча руды все более сокращается. Люксембургская руда более низкого качества, чем импортная, но имеет преимущество: она может разрабатываться открытым способом. Поэтому пока разработки экономически выгодны.

Гипертрофированное развитие черной металлургии вызывает в стране стремление несколько изменить однобокость экономики. Разрабатывается, например, «программа создания многоотраслевой промышленности», издается серия законов, поощряющих капиталовложения в новые для Люксембурга отрасли. Проводится политика привлечения иностранного, особенно американского, капитала. Иностранным компаниям предоставляются различные льготы.

В результате такой политики выросло значение электроэнергетической и химической промышленности. В 1965 г. в Виандене, на р. Ур, на границе с Германией, была создана крупнейшая в Западной Европе гидроаккумулятивная электростанция мощностью 900 тыс. квт. В связи с этим сократилась доля ТЭС, на которые до 1965 г. приходилось около 9/10 всего производства электроэнергии в стране. ГАЭС в Виандене принадлежит совместной люксембургско-западногерманской компании и связана с сетью Германией.

Подъем химической промышленности связан со строительством американскими компаниями крупного комплекса по выпуску автомобильных шин в Колмар-Берге компании «Америкен Гудъер» и двух заводов — синтетического волокна в Эхтернахе и полиэфирной пленки в Контерне. Создание этих предприятий ставит химическую промышленность на второе место после черной металлургии по стоимости продукции. В настоящее время до 4/5 химикатов экспортируется.

Из других отраслей, получивших известность не только в Люксембурге, но и за его пределами, можно назвать производство цемента, превосходной фаянсовой посуды, кафельной плитки. Большой популярностью пользуются различные люксембургские вина — виноградные (мозельские), почти половину которых экспортируют, и плодово-ягодные — сидр, кальвадос, кирш. Ценится также люксембургское пиво.

Сельское хозяйство Люксембурга

Сельское хозяйство хотя и ведется интенсивно, но занимает второстепенное место в экономике. Оно обеспечивает потребности населения в продовольствии лишь наполовину. В последние годы роль сельского хозяйства продолжает падать. Численность занятого в нем населения уменьшается, посевные площади сокращаются. Объем производства сельскохозяйственной продукции составляет около 4% валового национального продукта.

Преобладает мясомолочное животноводство, для которого в стране имеются более благоприятные условия, чем для полеводства. На животноводство приходится 4/5 общей стоимости сельскохозяйственной продукции. Разводят в основном крупный рогатый скот. Маленькая страна стремится к интенсификации своего хозяйства, поэтому все большее внимание уделяется стойловому содержанию скота и развитию таких отраслей животноводства, как разведение свиней, птиц, кроликов и пчел.

Используемые сельскохозяйственные земли составляют около половины территории страны. Более трети всех хозяйств — мелкие, имеющие наделы от 2 до 10 га. Мелкие хозяйства разоряются, происходит процесс концентрации земли в руках наиболее крупных собственников.

Из зерновых на юге сеют в основном пшеницу и ячмень, а на севере — овес и рожь. Увеличиваются посевы картофеля, кормовой свеклы и фуражных культур. Расширяется площадь под лугами и пастбищами, на которые приходится ныне свыше половины сельскохозяйственных земель.

Неотъемлемая часть ландшафта Люксембурга— сады. Плодовые деревья, главным образом яблони, груши, сливы, вишни растут вдоль дорог и улиц, на скверах и бульварах городов, у древних стен крепостей и замков, на склонах холмов. Почти возле каждого дома даже в промышленных поселках есть небольшой садик с плодовыми деревьями и цветниками. Вся долина Мозеля и его притока Зауэра — это сплошные сады. Фрукты не только идут на приготовление соков и вин, но и экспортируются.

Транспорт Люксембурга

Грузооборот железных дорог Люксембурга составляет около 750 млн. т-км. По железным дорогам перевозят в основном железную руду, минеральное топливо и черные металлы. Люксембург тесно связан рельсовыми путями с соседними государствами. Международные и транзитные перевозки преобладают над внутренними, на которые падает лишь четверть всего грузооборота. Основные внешние грузопотоки идут между Бельгией и Нидерландами, с одной стороны, и Францией, Швейцарией и Италией— с другой. Главная железнодорожная артерия страны пересекает ее с севера на юг.

Большая часть перевозок в Люксембурге идет по железным дорогам, общая протяженность которых — около 300 км, т. е. на каждые 100 кв. км приходится свыше 10 км железных дорог. Важное значение имеет линия из Дюнкерка через Лилль и Седан на Кёльн и Майнц.

Люксембург имеет густую сеть автомобильных дорог длиною около 5 тыс. км, что составляет почти 2 км шоссейных дорог на 1 кв. км территории. Автострад нет, но есть дороги с трехполосным движением, которые связывают герцогство с Бельгией (через Арлон к Брюсселю), с Германией (через Эхтернах к Бонну) и с Францией (через Фризанж к Мецу).

Основной транспортный узел, в котором сходятся пять железнодорожных и восемь автомобильных линий, — город Люксембург.

Из внутренних водных путей используется только р. Мозель, которая связывает Люксембург с Лотарингией и Сааром. Транспортная роль Мозеля выросла после 1964 г. благодаря завершению дноуглубительных работ и строительству нового речного порта — Мертерт.

Внешние связи Люксембурга

Внешние торговые и экономические связи Люксембург осуществляет вместе с Бельгией в рамках Бельгийско-Люксембургского экономического союза, созданного в 1921 г. Таким образом, как структура, так и географическое направление внешней торговли Люксембурга определяются в основном Бельгией.

Торговый баланс страны, как правило, активный: экспорт несколько превышает по стоимости импорт.

Обзор стран мира
Добавить комментарий