Экономика Италии

Италия

Италия — экономически развитое государство. По доле в мировом производстве (3,6% в 1981 г.) она уступает лишь США, Японии, Германии, Франции и Великобритании. Италия — индустриально-аграрная страна. Стоимость итальянской промышленной продукции почти в 4 раза превышает стоимость продукции сельского хозяйства. Промышленные изделия составляют большую часть итальянского экспорта.

Значительная часть национальных богатств страны находится в руках крупных монополий, которые направляют развитие итальянской экономики. Особенно выделяются своей мощью группы «Монтэдисон» в химической и электротехнической промышленности, ФИАТ — в машиностроении, и прежде всего в автомобилестроении, «Пирелли» — в резиновой промышленности. 15 итальянских монополий входят в число 500 крупнейших неамериканских концернов мира.

Для итальянской экономики характерно активное вмешательство государственного капитала в промышленность, высокий уровень развития государственно-монополистического капитализма. Наиболее распространенной формой воздействия государства на экономику является участие крупнейших государственно-монополистических объединений — Института промышленной реконструкции — ИРИ, Национального объединения электроэнергетической промышленности — ЭНЭЛ в акционерных обществах в качестве держателя контрольного пакета акций. Наряду с этим иногда государство непосредственно создает предприятия в соответствии с различными государственными программами. Его участие особенно велико в тех областях экономики, где необходимы большие капиталовложения. Государству почти полностью принадлежит энергетика, на 50% — транспорт, на 30% — горнодобывающая промышленность, на 45% — металлургия, на 22% — транспортное машиностроение, а также многие предприятия легкой промышленности, многие крупные банки.

Наряду с крупными объединениями существует огромное количество мелких и мельчайших фирм и предприятий. Распыленность особенно свойственна легкой промышленности.

Значительное участие в итальянской экономике, особенно в хозяйстве Южной Италии, принимает иностранный капитал, главным образом США, Великобритании и Швейцарии. Большую часть иностранных капиталовложений привлекают нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение (особенно электротехническая и электронная промышленность) и сфера услуг.

Участие Италии в Европейском экономическом сообществе, развивавшаяся в его пределах специализация производства вызвали необходимость для итальянской экономики приспособиться к новым условиям рынка. Как и в других странах, экономика Италии развивается стихийно. За некоторым экономическим подъемом 60-х годов последовал спад и затем жестокий кризис начала 70-х.

Остры такие проблемы, как высокие темпы инфляции, рост цен, стоимости жизни, безработица, глубокие отраслевые и территориальные диспропорции прежде всего непропорциональный уровень развития Северной и Южной Италии.

Промышленность Италии

Промышленность — ведущая сфера экономики Италии.

Италия весьма недостаточно и неравно мерно обеспечена сырьевыми и энергетическими ресурсами. Среди полезных ж копаемых страны выделяются по своем промышленному или экспортному значению природный газ, пириты, полиметаллические руды, калийные соли, киновари (ртутная руда), асбест и некоторые другие. Итальянская обрабатывающая промышленность базируется прежде всего на импортном сырье.

В промышленности Италии преобладает тяжелая индустрия, ведущая роль в которой принадлежит машиностроению. За последние годы значительно развились также металлургическая, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая промышленность. В основном в стране развиты отрасли, которые требуют квалифицированной рабочей силы, сравнительно немного сырья и топлива и выпускают большей частью массовую продукцию.

В процессе индустриального развития Италии произошла коренная перестройка ее энергетической базы. Традиционные твердое топливо и гидроэнергия были оттеснены на второй план нефтью, на которую приходится 70% энергобаланса, и природным газом (17%). Из природных источников энергии Италия располагает месторождениями газа, бурными горными реками и незначительными месторождениями нефти. Старое каменноугольное месторождение в Аосте уже не разрабатывается, истощаются и запасы угля «сульчис» на Сардинии. Италия вынуждена закупать за границей 98% всей потребляемой нефти, 80% твердого топлива и 44% природного газа.

Нефтеперерабатывающая промышленность Италии самая мощная в странах Европы. Она обеспечивает не только внутренний спрос, но и самый большой среди всех европейских капиталистических стран экспорт нефтепродуктов. Нефть в Италию доставляется танкерами по Средиземному морю главным образом из стран Ближнего Востока, Северной Африки, а также из РФ. Отечественная добыча нефти составляет около 1,5 млн. т в год. Месторождение Рагуза на Сицилии, еще недавно главное в стране, истощается. Наиболее крупные в стране месторождения — Джела (на Сицилии) и Малосса (близ Милана).

Самый крупный нефтеперерабатывающий завод (мощностью 20 млн. т в год сырой нефти) построен на острове Сицилия, в городе Милаццо. Поскольку итальянские нефтеперерабатывающие заводы используют в основном импортную нефть, ввозимую морским путем, большинство их расположено вблизи морских портов, особенно на Юге. На Севере с его разветвленной системой трубопроводов нефтеперерабатывающие заводы приближены к потребителю — к крупным промышленным центрам внутренних районов.

В связи с энергетическим кризисом последних лет в Италии пытаются снизить долю нефти в структуре энергобаланса, прежде всего путем экономии энергии в разных отраслях хозяйства, а в дальнейшем — путем более широкого использования ядерной, геотермальной и солнечной энергии.

Большое значение для всего хозяйства Италии имеет использование местного и импортного природного газа. Освоены богатые месторождения природного газа в долине р. По, на юге Апеннинского полуострова, на острове Сицилия и на континентальном шельфе в районе Равенны-Римини. В 1980 г. добыча его достигла 12,5 млрд. куб. м. Потребность в природном газе с каждым годом растет, страна импортирует природный газ из Северной Африки, Нидерландов и РФ.

Весьма важную роль в энергетическом хозяйстве Италии играет электроэнергетика, одна из самых развитых в техническом отношении отраслей промышленности. Гидроэнергоресурсы Италии используются практически полностью. В прошлом ГЭС составляли основу итальянской электроэнергетики, но в последние годы 70% производства электроэнергии (186 млрд. кВт — ч в 1980 г.) приходится на тепловые электростанции.

Доля гидроэлектростанций в выработке энергии значительно меньше — 27% в 1980 г. На коротких горных реках Италии с небольшим средним расходом воды преобладают гидроэлектростанции небольшой или средней мощности. Большая часть гидроресурсов сосредоточена в Альпах, там же построены и самые крупные ГЭС: Грозно (428 МВт), Санта-Массенца (355 МВт).

Еще в 1905 г. в Лардерелло (Центральная Италия) появились первые в мире геотермические электростанции, но до сих пор этот вид энергии используется недостаточно.

Доля атомных электростанций в производстве электроэнергии пока еще скромна, но в дальнейшем именно с АЭС связывают в Италии надежду вывести энергетику страны из кризиса. Италия, одна из первых стран в мире начавшая строительство крупных АЭС, впоследствии заметно отстала от большинства развитых государств. В стране имеется несколько атомных электростанций.

Недостаточность топливной и сырьевой базы объясняет весьма значительную зависимость большинства отраслей итальянской промышленности от внешнеэкономических связей. В частности, в большой мере это относится к черной металлургии: коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США, импортируется более 90% потребляемой железной руды, 75% — металлопромышленного лома, 2/3 — марганцевой руды.

Добыча железной руды в самой Италии (на острове Эльба и в долине р. Аосты) невелика по своим масштабам (185 тыс. т в год).

В стране производят в год 12 млн. т чугуна и 24,6 млн. т стали. Металлургия тяготеет главным образом или к портам, через которые ввозятся сырье и топливо для отрасли, или к крупным центрам машиностроения, т. е. к рынкам сбыта.

Наиболее крупные и технически совершенные заводы принадлежат государственному объединению «Финсидер». Ядро отрасли составляют четыре крупных металлургических комбината полного цикла, все они расположены в портовых центрах — в Генуе, Неаполе, Пьомбино и Таранто. Два южных металлургических комплекса — Таранто и Баньоли (Неаполь) дают около половины всей выпускаемой в стране стали. Основная продукция, которая идет на мировой рынок, — это тонкая холоднокатаная листовая сталь и стальные трубы.

В производстве цветных и легких металлов наиболее развиты алюминиевая промышленность, выплавка свинца, цинка и ртути, т. е. те отрасли, которые лучше всего обеспечены местными сырьевыми ресурсами.

По производству алюминия (273 тыс. т в 1981 г.) Италия занимает четвертое место среди стран Европы. Используются в основном привозные бокситы и лишь частично местные. Большинство алюминиевых заводов Италии расположено на северо-востоке страны, в материковых пригородах Венеции и в городах Больцано, Мори, Фельтре. Крупный алюминиевый завод находится в Порто-Весме, на Сардинии. Основной центр производства вторичного алюминия — Милан.

Италия стоит на четвертом месте в Западной Европе по производству цинка (196 тыс. т в 1981 г.) и свинца (129 тыс. т в 1981 г.). Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные, поступающие из месторождений на острове Сардиния и в Альпах. Выплавка цинка как более энергоемкое производство тяготеет к крупным тепловым электростанциям (в городах Порто-Маргера, Монтепони, Порто-Весме) или к крупным ГЭС (Кротоне). Свинцово-плавильные заводы расположены в основном вблизи сардинских месторождений полиметаллических руд (Сант-Антиоко, Сан-Гавино-Монреале, Монтепони).

В последние годы по экологическим причинам Италия почти не использует свои богатейшие месторождения киновари, и уступила Испании мировое первенство по производству ртути.

Одно из первых мест в мире Италия занимает по производству магния. Сырье для этой отрасли встречается здесь почти повсеместно. Производство магния, использующее энергию альпийских рек, целиком сосредоточено на единственном заводе электролиза магния в Больцано.

Известна Италия и своими месторождениями сурьмяной руды — антимонита, из которой получают около 1 тыс. т сурьмы в год на горно-металлургическом комбинате в Манчано, близ Гроссето, работающем на руде с ближайших тосканских месторождений антимонита.

Машиностроение Италии

Ведущая отрасль итальянской индустрии — машиностроение. Оно в состоянии обеспечить почти все основные потребности страны в машинах.

Среди отраслей машиностроения особенно выделяется автомобилестроение. По техническому оснащению важнейших заводов, по качеству и особенно по экономичности выпускаемых автомобилей итальянская автомобильная промышленность занимает одно из первых мест в мире, а по размерам производства — пятое место после Японии, США, Германии и Франции. Италия — один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили (1,3 млн. машин в 1981 г.).

Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ — самая мощная из частных фирм Италии и одна из крупнейших автомобильных монополий мира. На многочисленных заводах концерна, рассеянных по всей стране, выпускают не только легковые автомобили (главным образом малолитражные и микролитражные), но и грузовики, автобусы, двигатели различных типов, металлургическую продукцию, дизельные локомотивы, электровозы, трамваи, троллейбусы, тракторы и пр. Концерн ФИАТ владеет также несколькими компаниями в области промышленного строительства, автотранспорта и судоходства и пр. Ему принадлежит видная туринская газета «Стампа», а также гостиницы, торговые, рекламные предприятия и многое другое. Это настоящая «империя» внутри Итальянской Республики.

Большинство предприятий ФИАТ расположено в Турине и его окрестностях, близ Новары и в Ломбардии. Появились автомобильные заводы ФИАТ и на Юге Италии — в Поджореале, близ Неаполя, и в Термини-Имерезе, около Палермо. Специалисты ФИАТа участвуют в строительстве автозаводов во многих странах мира.

Заводы остальных, менее значительных автомобильных фирм — «Феррари» и «Мазерати», выпускающие гоночные автомобили, «Ланча», государственной компании Альфа-Ромео и др. расположены на севере — в Милане, Турине, Кивассо, Больцано, Модене, а также близ Неаполя.

Италия — родина мотороллера. Итальянские мотороллеры и мотоциклы пользуются большим спросом у местного населения и известны во многих странах мира.

Географические условия и исторические причины объясняют традиционность для Италии судостроения. Около 90% всех судостроительных мощностей страны принадлежат трем крупным государственным судостроительным компаниям во главе с «Италкантьери». На Адриатическом море важнейшие центры судостроения — Монфальконе, где находятся самые крупные в стране верфи, Триест, Венеция с пригородом Порто-Маргера и Анкона. Лигурийское побережье с судоверфями в городах Генуе, Рива-Тригозо,

Специи, Ливорно, Марина-ди-Карра-ра — старейший район итальянской су-достроительной промышленности. На Юге судостроение развито в портовых городах — в Неаполе, Кастелламмаре-ди-Стабия, Таранто, Мессине, Палермо.

Немалых успехов добилась Италия в традиционной для нее электротехнической промышленности, особенно в новой ее отрасли — производстве электронной техники.

Быстро растет производство электрооборудования для бытового потребления. В частности, по выпуску холодильников и стиральных машин Италия выдвинулась на первое место среди стран Европы и на третье — в мире. Самый мощный в стране узел электротехнического производства — Миланская провинция вместе с провинциями Варесе, Бергамо и Комо. В последние годы строительство электротехнических предприятий сдвинулось на Юг, в районы городов Неаполя и Бари.

Электронная промышленность Италии — сравнительно молодая, но быстро развивающаяся отрасль. Важнейший центр этого производства — Милан. В Центральной Италии выделяется Римская провинция, на Юге — Неаполь и его ближайшее окружение.

Италия стоит на одном из первых мест в мире по производству пишущих и счетных машин и другого конторского оборудования. Это производство сосредоточено в основном в руках компании «Оливетти», заводы которой находятся в пьемонтском городе Ивреа.

В крупнейших промышленных центрах Ломбардии и Пьемонта почти полностью сосредоточено производство станков и шарикоподшипников. Итальянская промышленность производит токарные, фрезерные, шлифовальные станки, кузнечнопрессовое оборудование.

Разнообразную и сложную продукцию (фотоаппараты, часы, различные оптические приборы) выпускают многочисленные, большей частью небольшие по размерам приборостроительные предприятия, сконцентрированные в крупнейших промышленных городах — Турине, Милане, Генуе, Флоренции, Риме, Болонье.

Развивается сельскохозяйственное машиностроение. Преобладание сельскохозяйственных угодий, расположенных на склонах холмов и гор, объясняет высокий удельный вес производства гусеничных тракторов. Это особенность сельскохозяйственного машиностроения Италии, ее международная специализация. В наибольшей мере тракторостроение развито в важнейшем сельскохозяйственном районе страны — Эмилии-Романье, в городах Реджо-нель-Эмилия, Модена, Болонья, Пьяченца, Судзара.

На мировом рынке Италия известна и как производитель машин и оборудования для переработки пластмасс и для резиновой промышленности. Международную специализацию Италии составляет также производство оборудования для текстильной, обувной, пищевой и полиграфической промышленности.

В целом машиностроительные предприятия сосредоточены на индустриальном Севере.

Химическая промышленность до начала энергетического кризиса 70-х годов уступала по темпам роста лишь химической индустрии Японии. Господствующее положение в химической промышленности занимает один из крупнейших химических концернов мира — «Монтэдисон», играющий важную роль во всей итальянской экономике. «Монтэдисон» подчинил себе также известную в Италии торговую компанию «Станда», судоходную компанию «Санта-Кристина» и создал свой нефтеналивной флот. «Монтэдисону» принадлежат многие предприятия силикатно-керамической, текстильной, пищевой и кинематографической промышленности, издательства некоторых популярных газет и еженедельников и т. п. В начале 70-х годов в концерне «Монтэдисон» усилилось участие государства. В химической промышленности, особенно в нефтехимии, значительна роль иностранного капитала.

Химическая промышленность Италии

Итальянская химическая промышленность работает в основном на импортном сырье (главным образом это нефть, природный газ, фосфориты, сера, целлюлоза), но частично использует и собственные запасы химического сырья, прежде всего природного газа, пиритов, калийных солей, серы и др.

Лицо отрасли определяют прежде всего предприятия органической химии: крупные нефтехимические комбинаты и отдельные заводы, работающие на нефтепродуктах и природном газе. Важнейшие в стране центры нефтехимической промышленности сосредоточены на Севере: в Миланском индустриальном районе, в Мантуе, Порто-Маргере, Равенне, Ферраре. Главный центр нефтехимии в Центральной Италии-— город Терни. Химическая промышленность Южной Италии почти целиком специализируется на производстве продуктов органического синтеза из нефти и природного газа. Здесь построено несколько крупных нефтехимических комбинатов: в портовых городах Бриндизи, Приоло, Джела, Неаполе, Кальяри, Порто-Торресе, а также на основе местного природного газа — в Пистиччи.

Нефтехимическая продукция весьма разнообразна. Особенно быстро растет производство пластмасс, ставшее одним из главных направлений специализации Италии в международном разделении труда, а также производство химических волокон. В стране вырабатывают и искусственные волокна из целлюлозного сырья, и различные виды синтетических волокон. В Равенне на Севере и в Бриндизи на Юге производится каучук.

Италия выделяется в Европе по уровню развития лакокрасочной и фармацевтической промышленности. Обе эти отрасли сосредоточены на индустриальном Северо-западе, а также в Риме.

С развитием нефтехимии неорганические производства отступили на второй план. В наибольшей мере они определяют направление химической промышленности в Центральной Италии (Розиньяно, Фоллоника). Коксохимия развита на основе металлургических комбинатов, особенно на Севере, в Генуе.

На стыке неорганической и органической химии развивается производство удобрений.

Сохранилось в Италии и одно из самых старых, традиционных производств — выработка натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов. Однако в последние годы натуральные эссенции все больше вытесняются синтетическими.

С начала 70-х годов развитие итальянской химии заметно замедлилось под ударами экономического кризиса, в частности энергетического. Резко повысились цены на нефть и другое химическое сырье. Кроме того, обострившиеся проблемы охраны окружающей среды требуют пересмотра сложившейся технологии и размещения химических заводов.

Тесно связано с химической промышленностью производство резины, использующее в качестве сырья импортный естественный и отечественный синтетический каучук. Главные центры резиновой промышленности Италии — Милан, Турин и Виджевано (к юго-западу от Милана). Основную часть продукции составляют автомобильные шины.

Текстильная промышленность Италии

На втором месте после машиностроения по числу занятых стоит текстильная промышленность, одна из старейших отраслей Италии. Она выпускает ткани и пряжу из хлопка, шерсти, шелка, конопли, льна, джута и химических волокон, а также разнообразный трикотаж.

Из традиционных отраслей итальянской текстильной промышленности выделяются по числу занятых и стоимости выпускаемой продукции шерстяная и хлопчатобумажная. Хлопчатобумажные предприятия широко размещены по стране, особенно их много на Севере — Е Ломбардии и Пьемонте, чему способствует здесь обилие воды и дешевой электроэнергии альпийских ГЭС. Главные районы шерстяной промышленности расположены в Тоскане (г. Прато), Пье монте (г. Бьелла) и Венеции (г. Скис и др.).

Шелковое производство зародилось в стране еще в XII в. и поныне характеризуется высоким качеством и разнообразием выпускаемых изделий. Предприятия шелковой промышленности сосредоточены в районах городов Комо и Тревизо, т. е. в главных ареалах разведении тутового шелкопряда.

С каждым годом все меньше выпускается тканей из натуральных волокон и во больше растет производство искусственных и синтетических тканей и пряжи. Появление искусственного и синтетического волокна вызвало острый и длительный кризис во всей итальянской текстильной промышленности, связанный перестройкой ее структуры, сырьевой базы, технологии.

Италия производит 28% обуви, выпускаемой в мире (320 млн. пар в год). По производству обуви Италия стоит на втором месте мире после США, а по ее экспорту на первом месте; на нее приходится 379 экспорта этой продукции. Большинство обувных фабрик расположено в Ломбардии, в Венето около Неаполя.

Пищевая промышленность Италии

Немаловажную роль в итальянском хозяйстве играет пищевая индустрия. По стоимости продукции она занимает третье место среди отраслей обрабатывающей промышленности после машиностроения и химии. Эта отрасль, развившаяся на базе многочисленных мелких предприятий, столкнулась с серьезными проблемами, так как она вынуждена приспосабливаться к требованиям мирового рынка. Многие производства в связи с этим находятся в кризисном состоянии. Хотя под влиянием мирового рынка идет усиленный процесс концентрации производства, подавляющее большинство предприятий, кроме макаронных, сахарных и консервных, все еще носит полукустарный характер.

Очень важная для страны мукомольная промышленность размещается во всех крупнейших промышленных центрах и портовых городах Италии. На Юге особенно выделяется район Неаполя, где производят не только муку, но и знаменитые итальянские макароны, по выпуску которых Италия занимает первое место в мире. В большом количестве производят макароны на Сицилии, в Ломбардии, Лигурии, Эмилии-Романье и в Тоскане.

По просторам Паданской равнины разбросано около сотни сахарных заводов, перерабатывающих местную сахарную свеклу.

Высоко развито в стране консервное производство, главным образом консервирование фруктов и овощей, и прежде всего помидоров. Около 400 заводов, расположенных в главных районах выращивания этой культуры — в Кампании, Эмилии-Романье и на острове Сицилия, выпускают консервированные очищенные помидоры, томатную пасту и сок.

Мясоконсервное производство сосредоточено на Севере. В крупных и мелких портовых центрах расположены рыбоконсервные заводы, большей частью небольшие по размерам.

Италия издавна славится своим сыром. Наряду с макаронами сыр — традиционная пища итальянцев. Почти вся молочная промышленность сосредоточена в областях Северной Италии, где в наибольшей мере развито молочное животноводство. Лишь главные районы производства овечьего сыра расположены южнее — в Лацио и на Сардинии.

Италия занимает одно из первых мест в мире по изготовлению оливкового масла. В наибольшем количестве его поставляют области самых обширных оливковых насаждений — Апулия, Калабрия, Сицилия и др.

Табачная промышленность Италии полностью монополизирована государством. Большая часть табачных фабрик оторвана от сырьевой базы — табаководческих районов Юга — и размещается в крупнейших городах — Риме, Милане, Турине, Болонье, Венеции.

В послевоенные десятилетия в Италии стала быстро развиваться мебельная промышленность. По сложившейся традиции Италия производит в наибольшем количестве мебель «под старину», которая пользуется большим спросом на мировом рынке, Швейцарии, Ливии. Главные центры мебельного производства — Варедо, Сереньо и другие города вокруг Милана, Турин, а также город Кашина в Тоскане.

Когда-то Италия была крупным поставщиком пробки на мировой рынок, но конкуренция Испании и спад потребления пробки внутри страны привели эту отрасль в кризисное состояние.

Одна из старейших отраслей в Италии — бумажная промышленность сконцентрирована в альпийской предгорной зоне и вдоль верхнего и среднего течения альпийских притоков р. По.

Имеющиеся на территории Италии богатые залежи известняка, доломитов, мрамора, гранитов, глин, гипса, асбеста, мергелей, пуццолана и т. д. способствуют развитию промышленности строительных материалов.

Широко распространено изготовление художественных фаянсовых изделий, традиции которого восходят еще к античным временам. Само слово «фаянс» происходит от названия древнего центра этого производства — города Фаэнца в Эмилии-Романье.

Начиная с эпохи Возрождения и до наших дней в Венеции производится прославленное художественное стекло. В настоящее время 500 стекольных заводов Северной и Центральной Италии выпускают листовое стекло, хрусталь, особо прочное стекло для автомобилей, лабораторную посуду, стекло для оптических приборов и др.

Италия находится на одном из первых мест в мире по развитию ювелирной промышленности и по качеству ювелирных изделий. Эта отрасль развилась из древнейшего кустарного промысла, обогащенного высокими традициями Возрождения. Ювелирные фабрики и мастерские расположены главным образом в крупных промышленных городах и центрах иностранного туризма. Издавна славятся своими ювелирными изделиями Флоренция, Рим, Венеция.

Сельское хозяйство Италии

Сельское хозяйство Италии дает 10% валового национального дохода страны.

В нем занято 14% экономически активного населения. В последние десятилетия многие крестьяне покидают свои хозяйства и переходят в сферу промышленного производства и обслуживания. В наибольшей мере этот процесс затронул мелких землевладельцев.

По урожайности сельскохозяйственных культур и особенно по продуктивности скота Италия сильно уступает многим странам Европы.

Со времени вступления Италии в ЕЭС увеличился ввоз сельскохозяйственных продуктов из стран Сообщества, особенно зерна, мяса, птицы, яиц. Членство в ЕЭС неблагоприятно сказывается на развитии сельского хозяйства Италии. Страна в значительной мере специализируется на производстве средиземноморских фруктов и овощей, которое не пользуется поддержкой ЕЭС в противоположность производству зерновых, сахара, молочных продуктов.

Один из основных пережитков феодализма — раздробленность сельскохозяйственных угодий. Около 70% общего числа хозяйств имеют площадь менее 5 га, особенно их много на Юге. В то же время владения свыше 50 га составляют лишь 1,8% общего числа хозяйств, но занимают они более 40% сельскохозяйственной площади. Средние и крупные хозяйства типичны для Паданской равнины, Тосканы, Лацио, а на юге — для Апулии, Базиликаты, Сицилии.

Доля наемных работников в общем числе занятых в сельском хозяйстве возросла почти до 40%. Усиливается концентрация хозяйств, а также их специализация на производстве зерновых и кормовых культур.

Сельское хозяйство достигло высокого уровня продуктивности только на Севере, особенно на Паданской равнине, где распространены современные крупные предприятия капиталистического типа, высок уровень механизации и в большой мере используются удобрения. В Центральной и особенно в Южной Италии сельское хозяйство находится на более низком уровне агротехнической оснащенности и продуктивности.

Из-за резких сезонных колебаний в выпадении осадков, а в ряде районов и их недостатка на многих землях Италии необходимо орошение. Однако земледелие на орошаемых площадях широко развито только в Ломбардии и Пьемонте. В Центральной и Южной Италии, где ирригация особенно необходима, доля орошаемых земель незначительна.

Во многих сельскохозяйственных районах, особенно на склонах и у подножия Апеннин и на островах, почвы поражены эрозией, а местами происходит их деградация. Сейчас эту проблему пытаются решить, применяя новейшую технику и привлекая довольно значительный капитал.

Около 90% территории Италии составляют земли, пригодные для ведения сельского хозяйства. Наибольшая доля (около 35%) сельскохозяйственных земель приходится на пашню, 19% — на луга и пастбища и 11% — на сады, виноградники, оливковые рощи. Леса занимают 23,4% сельскохозяйственной территории.

Главная отрасль итальянского сельского хозяйства — растениеводство. В последние годы требования рынка диктуют сокращение числа видов сельскохозяйственной продукции, но увеличение их сбора. Свыше половины всех пахотных земель занимают зерновые культуры, в том числе 30% — пшеница. Наибольшие урожаи зерна собирают в Эмилии-Романье, однако самые обширные площади под пшеницей заняты в Апулии и на Сицилии. На самых плодородных землях пшеницу иногда чередуют с кукурузой, наибольшие сборы которой дают северные области. На альпийских склонах и в долинах выращивают рожь и овес. Хорошие урожаи овса и ячменя получают в Апулии.

Италия занимает первое место в Зарубежной Европе по производству риса (около 10 млн. ц в 1980 г.), а по его урожайности (55 ц/га) она входит в число ведущих рисоводческих стран мира. Рис давно уже стал привычной пищей итальянцев. Он выращивается на орошаемых землях Паданской равнины.

Картофель сажают во многих районах страны, но более всего в Кампании, которая дает Уз всего его сбора. В Италии выращивают свыше 100 млн. ц различных овощей: помидоров, капусты, салата, лука, артишоков, спаржи, бахчевых культур. Главный овощеводческий район страны также Кампания. Овощеводство распространено и в других областях, особенно южных. В пригородных хозяйствах выращивают самые разнообразные овощи, нередко в теплицах.

Особенно большую роль в итальянском овощеводстве играет выращивание помидоров, ежегодный сбор которых превышает 40 млн. ц. Часть урожая используется в свежем виде, но в основном помидоры перерабатываются в консервы: томатную пасту и очищенные томаты. Наибольшие урожаи помидоров дают южные и островные области Италии, а на Севере — область Эмилия-Романья. По величине сбора за помидорами следуют различные виды салата, арбузы, артишоки, цветная капуста. Наибольшие урожаи этих культур получают в Апулии, Ломбардии, Лацио и Кампании.

Важнейшей технической культурой в Италии является сахарная свекла, ежегодные сборы которой составляют 135 млн. ц. Она выращивается почти повсеместно, кроме горных районов, но более половины свекловодческих хозяйств сосредоточено в низовьях р. По.

Италию называют «первым садом Европы». Ежегодно в стране собирают около 55 млн. ц фруктов — яблок, груш, персиков, черешни и др. При этом большая часть яблок и груш выращивается на Северо-Востоке, в предгорьях Альп и Апеннин. Кампания славится большими урожаями персиков, абрикосов, черешни, инжира.

Очень распространены (преимущественно в южных областях) миндаль, грецкие орехи, фундук.

Италия — один из крупнейших в мире производителей цитрусовых, ежегодный сбор которых составляет 28 млн. ц. Почти все цитрусовые выращиваются в южных областях, прежде всего на Сицилии. Кроме широко известных апельсинов, мандаринов, лимонов, грейпфрутов, в Италии есть плантации и менее известных видов — бергамота, лиметта, кинотто и др. Похожий на апельсин, но несъедобный бергамот не плодоносит нигде в мире, кроме провинции Реджо-ди-Кала-брия на крайнем юге Апеннинского полуострова. Ценная бергамотная эссенция, используемая в парфюмерной промышленности, вывозится из Италии во многие страны мира.

Огромную роль в сельском хозяйстве Италии играет традиционное виноградарство. В стране выращивается 246 сортов винограда, но наиболее распространены 17 из них. По сборам винограда (свыше 120 млн. ц в год) Италия постоянно соперничает с Францией за первое место в мире, 90% его перерабатывается в вино, по производству которого Италия не уступает ни одной стране в мире. Виноградники распространены повсюду и составляют характерную черту итальянского пейзажа. Свыше половины всего сбора винограда дают области Венето, Апулия, Эмилия-Романья, Сицилия. Славятся также своими виноградниками и высоким качеством вин Пьемонт, Тоскана, Лацио, Кампания.

Другая характерная итальянская культура — олива распространена почти во всей стране. Около 9/10 всего сбора оливок приходится на южные области, прежде всего Апулию. По сбору оливок (33 млн. ц в год) Италия занимает второе место в мире после Испании.

Из технических культур, дающих волокно для текстильной промышленности, в Италии выращивают в небольших количествах хлопок, лен и коноплю. Урожаи этих культур снижаются в связи с вытеснением натуральных волокон в текстильной промышленности химическими.

С каждым годом все большее значение приобретает разведение цветов. Значительная часть цветов идет на экспорт. Первое место по развитию цветоводства занимает Итальянская Ривьера, за ней следует Лацио. Для нужд парфюмерной промышленности цветы выращиваются в большом количестве в Пьемонте, Калабрии, на Сицилии.

На севере Сардинии встречаются целые плантации пробкового дуба, которые дают 80% всего сбора его коры в стране. Повсеместно, но особенно в Кампании, ведется сбор каштанов, традиционного продукта питания итальянцев.

В Италии постепенно повышается роль животноводства. Молочное и мясное животноводство преобладает на Севере страны, для остальных районов характерно экстенсивное животноводство с преобладанием мелкого рогатого скота. Главные районы разведения крупного рогатого скота — Ломбардия, Пьемонт, Венето и Эмилия-Романья, где сосредоточено около половины всех лугов Италии. Овец разводят главным образом на Сардинии. На отходах сахароварения в Эмилии-Романье и Ломбардии, а также — в меньших размерах — в других областях развито свиноводство. В южных областях разводят ослов и мулов, которые используются еще в качестве тягловой силы. После войны в Италии начало интенсивно развиваться птицеводство. Крупные птицефермы построены вблизи больших городов.

Сравнительно слабо в Италии развито рыболовство. Окружающие ее моря не очень богаты рыбой, так как континентальный шельф невелик по площади, мало отмелей, банок. Половина всего улова (сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных) добывается в адриатических водах. Другая важная рыболовная зона — Тирренское море, особенно в районе Тосканского архипелага и у берегов Сицилии.

В искусственных водоемах около Неаполя, Таранто и Специи разводят устриц, невдалеке от Триеста имеется мидиевое хозяйство. Пресноводное рыболовство с каждым годом сокращается в результате загрязнения промышленными отходами речных и озерных вод.

Транспорт и внешнеэкономические связи Италии

В связи с вытянутостью страны с севера на юг ее сеть железных и автомобильных дорог развивалась преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций, за исключением Паданской равнины, недостаточно. Многие автомобильные и железные дороги Италии проложены на крутых склонах гор и поэтому имеют много мостов, тоннелей (например, под перевалами Мон-Сени, Симплон, Сен-Готард, Бреннер, Тарвизио) и пр., что удорожает их эксплуатацию. В международных автомобильных и железнодорожных перевозках особенно большую роль играют дороги, проложенные в Альпах.

В Италии исключительно велика роль автомобильного транспорта. Общая длина автомобильных дорог достигает почти 300 тыс. км, причем около половины их приходится на Северную Италию, на Юге же страны густота дорожной сети значительно меньше.

В 1924 г. в Италии была построена первая в мире автострада (Милан — Варесе). Сейчас по протяженности автострад (5,9 тыс. км) Италия занимает второе место после Германии среди стран Европы. Наиболее густая сеть автострад на Севере. Огромное значение имеет основная транспортная ось страны — автострада Солнца, лучшая из итальянских дорог, соединяющая Турин с Миланом, Флоренцией, Римом, Неаполем и идущая далее на крайний юг, к городу Реджо-ди-Калабрия. На развитии автомобильного транспорта в целом и, в частности, на дорожном строительстве отрицательно сказался топливно-энергетический кризис.

Железные дороги уступают по значению автомобильным. Железнодорожный транспорт Италии развит слабее, чем в странах. Однако в последние годы в железнодорожное строительство стало вкладываться капитала больше, чем в автотранспортное. По техническому оснащению резко выделяются некоторые главные линии, модернизированные в конце 60-х годов. В результате этой модернизации, например, на линии Рим — Флоренция поезд может развивать скорость до 200 км / ч. Протяженность железных дорог Италии превышает 20 тыс. км.

Очень важную роль как во внутренних, так и во внешних перевозках страны играет морской транспорт. Это объясняется положением Италии на средиземноморском водном пути, большой протяженностью береговой линии, наличием островов в составе страны. На берегах Италии расположено 144 порта.

Морским транспортом перевозится 90% импортируемых в страну товаров и 60—65% — экспортируемых. Значительная часть внутренних перевозок также осуществляется морским транспортом. Важный источник валютных поступлений Италии — международный фрахт.

Более половины всего тоннажа итальянского морского флота приходится на нефтеналивные суда, что связано с мощной нефтеперерабатывающей промышленностью.

В грузообороте итальянских портов преобладает нефть и другое минеральное сырье. Самый крупный Итальянский порт Генуя с ежегодным грузооборотом свыше 50 млн. т — один из важнейших во всем Средиземноморье. Генуя служит воротами во внешний мир для всего индустриального Северо-запада Италии, а также для Швейцарии. Это один из ведущих контейнерных портов Средиземного моря. Главный соперник и конкурент Генуи на Адриатике — Триест, второй в Италии по грузообороту (42 млн. т) и один из важнейших нефтяных портов Европы. Кроме того, это главный в Европе пункт по перевалке кофе. Через Триест Северо-Восточная Италия связывается с другими странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Африки и Восточной Азии. Он выполняет также роль главного порта на Средиземноморье для дунайских стран, в первую очередь для Австрии. Триест преимущественно транзитный порт в отличие от Венеции, играющей непосредственную роль в экономике Северо-Восточной Италии.

За последние десятилетия значительно увеличился грузооборот портов Южной Италии (Аугусты и Таранто), что объясняется прежде всего бурным развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Речной транспорт в Италии развит слабо из-за отсутствия крупных рек.

Развитие нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности стимулировало в Италии распространение трубопроводного транспорта. Общая длина магистральных нефте- и газопроводов превышает 8 тыс. км. Наиболее густая сеть трубопроводов на Севере. Некоторые из них имеют международное значение, например газопровод, по которому поставляется природный газ из РФ на Север Италии.

Довольно быстро развивается гражданская авиация Италии. Авиационные линии поддерживают связь крупнейших городов Италии с многими городами Европы, а также других континентов. Крупнейшие аэропорты страны — Леонарде да Винчи близ Рима, Мальпенса и Линате около Милана и др. служат важными центрами международной сети авиалиний.

Полуостровную Италию связывают с ее островами, а также с некоторыми словенскими и греческими портами морские паромы. Особенно напряженна паромная линия, соединяющая Сицилию с Апеннинским полуостровом. Поэтому ставится вопрос о строительстве тоннеля или моста через Мессинский пролив.

Для экономического развития Италик жизненно важны внешнеэкономические связи. Это вызвано активным участием страны в международном разделении труда, избыточными мощностями (с точки зрения внутреннего рынка) во многих отраслях промышленности, в значительной мере работающих на внешний рынок слабой обеспеченностью основными полезными ископаемыми и продовольствием. Почти 15% всего импорта составляет нефть. Италия импортирует также сырье для металлургической, текстильной и других отраслей промышленности, станки, промышленное оборудование, лес, бумагу, различные виды продовольствия. Основные статьи вывоза — продукция машиностроения, главным образом транспортные средства, различная аппаратура, пишущие и счетные машины, сельскохозяйственные и продовольственные товары, особенно фрукты, овощи, консервированные помидоры, сыры, текстиль, готовое платье, обувь, продукция химии и нефтехимии.

Основные партнеры во внешней торговле Италии — страны Европейского экономического сообщества, на которые приходится половина всего ее товарооборота. Особенно активно ведется торговля с Германией и Францией. В последние годы с увеличением закупок нефти усилилась торговля Италии со странами ОПЕК.

Необходимость капиталовложений и нехватка собственных средств по-прежнему нередко вынуждают Италию прибегать к иностранным займам, в ее экономику вложены крупные иностранные капиталы. Но наряду с этим в последние годы с усилением международного характера деятельности итальянских монополистических объединений расширился экспорт итальянского капитала. Чаще всего он выражается в строительстве итальянскими монополистическими объединениями промышленных предприятий н других странах: на Ближнем и Среднем Востоке, в Нигерии, Венесуэле и т. д.

Для Италии характерен хронический дефицит торгового баланса. В последние годы он все больше увеличивается в связи с повышением цен на нефть. Однако Италии удается его в значительной мере покрывать и иногда даже перекрывать с помощью международного туризма, денежных переводов итальянских эмигрантов и доходов от морского фрахта. Италию ежегодно посещает 13—14 млн. иностранных туристов, преимущественно из Германии, Франции, США. В Италии давно уже сложилась материальная база для приема большого количества туристов.

По числу мест в гостиницах (2,6 млн.) она стоит на первом месте в Зарубежной Европе и на третьем месте в мире. Кроме того, в Италии много кемпингов, пансионатов, сдающихся внаем частных вилл и т. д.

Однако в последние годы из-за ухудшения экономического положения многих стран произошел спад «туристского бума».

Обзор стран мира
Добавить комментарий