Экономика Ирландии

Ирландия

В период колониальной зависимости от Англии Ирландия была ее сельскохозяйственным придатком, поставщиком продовольствия и дешевой рабочей силы. Но со времени получения политической независимости Ирландия превратилась из аграрной страны в аграрно-индустриальную, хотя все же по уровню своего экономического развития продолжает отставать от большинства стран Западной Европы.

Индустриализация Ирландии в послевоенный период была связана с ростом государственных предприятий. Кроме того, правительство поощряет приток иностранного капитала, которому предоставляются различные льготы. Несмотря на довольно быстрое промышленное развитие страны за последние годы, положение ее на миром рынке продолжает определяться сельским хозяйством. Традиционная отрасль хозяйства Ирландии — разведение крупного рогатого скота. Развитию способствовало и обилие зеленеющих круглый год пастбищ, и спрос на продукцию ирландского животноводства на внешнем рынке, преимущественно в Великобритании. По количеству крупного рогатого скота на душу населения и по вывозу в живом виде Ирландия занимает первое место в Европе.

Возрастает и значение молочного хозяйства. Его продукция также идет экспорт, но больше потребляется внутри страны. Молоко перерабатывается в сливочное масло и молочные консервы.

В Ирландии разводят преимущественно мясомолочные породы скота; основные районы молочного хозяйства расположены на юго-западе и севере, а на мясо скот откармливается на тучных пастбищах крупных хозяйств (юго-восточных и центральных районов).

На скудных горных пастбищах запада страны разводят овец, в южных районах на мелких фермах занимаются свиноводством. В последние годы в связи с потребностями английского рынка стало развиваться птицеводство.

Растениеводство играет второстепенную роль. Значительная часть его продукции идет на корм скоту. Традиционно культура ирландцев — картофель выращивается повсеместно, но более всего западе и севере страны. Пшеницу, ячмень и кормовые корнеплоды сеют преимущественно в более сухих восточных и юго-восточных районах.

Как и во многих других странах, в Ирландии растет концентрация сельскохозяйственного производства — сокращается число мелких ферм возрастает доля высокоспециализированных крупных хозяйств. Подавляющею часть земельного фонда, причем лучшие земли, сосредоточена в руках крупных фермеров, имеющих хозяйства свыше 40 га.

Основной энергетический ресурс Ирландии — торф, по добыче которого (около 4 млн. т) страна занимает одно из первых мест в Европе. Разрабатывают его главным образом в районе Больших болот. Нефть же ввозится из-за рубежа. Основная часть электростанций работает на торфе. Все шире используются гидроресурсы. Самая большая ГЭС построена на р. Шаннон около города Лимерика (85 тыс. кВт). Ведется строительство первой в Ирландии атомной электростанции мощностью 280 тыс. кВт.

Из местных ресурсов помимо торфа в небольших количествах добываются каменный уголь и полиметаллические руды.

В ирландской промышленности наиболее развиты отрасли, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья. По всей стране разбросаны маслодельные заводы, производящие сливочное масло и другие молочные продукты.

Ирландия— одна из наименее развитых в индустриальном отношении стран Европы, но по темпам роста промышленного производства (средний ежегодный прирост продукции — свыше 8 %) она опережает многие современные государства.

Тяжелая промышленность развита слабо. Наиболее важное значение имеют заводы сельскохозяйственного машиностроения в Уэксфорде и Дандолке, крупный авто- и тракторосборочный завод в Корке. Там же в Корке находится и единственный в стране металлургический завод; работает он на ломе.

В 70-х годах достигнуты большие успехи в химической промышленности, и в первую очередь в производстве удобрений. Построено несколько предприятий электротехнической и электронной промышленности.

Из старых отраслей имеют значение судостроение и судоремонт. Верфи размещаются в Дублине и Корке.

3/10 промышленных предприятий сконцентрированы в Дублине и его пригороде Дан-Лэре. Важные промышленные узлы представляют собой также портовые города, особенно Корк и восточные порты Уотерфорд, Дроэда и Дан-долк. Программа индустриализации Ирландии, принятая в конце 50-х годов, была направлена не только на рост промышленного производства, но и на его децентрализацию. В последние годы строятся предприятия в окраинных частях страны, чтобы использовать «избыточные» там рабочие руки и сократить этим эмиграцию. Децентрализации промышленности способствует также строительство электростанций вне основных промышленных центров.

Дорожная сеть Ирландии довольно разветвлена. Этому способствует разбросанность по стране городков и хуторов. Главную роль играет более дешевый автомобильный транспорт. Протяженность шоссейных дорог — около 85 тыс. км, тогда как длина железных дорог из-за конкуренции автобусного сообщения сократилась почти до 2 тыс. км. Важное значение имеют перевозки по Большому и Королевскому каналам и р. Шаннон, которые образуют единую судоходную систему. Почти все основные дороги страны сходятся к Дублину. Он же основной морской порт страны. Второй по значению порт — Корк. Морской транспорт обслуживает почти всю внешнюю торговлю. Своих судов в Ирландии еще мало, и перевозки идут в основном на британских судах.

Ирландия — «атлантические ворота» в Европу. Основные ее аэропорты — Шаннон, Корк и Дублин.

Около половины всего торгового оборота и 2/3 экспорта Ирландии приходится на Великобританию. Из остальных стран более или менее значительны торговые связи с США и Германией. Ирландия вывозит в основном мясо, мясные изделия и живой скот. Ввозит же машины и оборудование, химикалии, нефть и нефтепродукты.

Характерно постоянное превышение стоимости импорта над экспортом. Внешнеторговый дефицит покрывается прежде всего доходами от туризма и денежными переводами от эмигрировавших родственников; некоторое значение имеют доходы от капиталовложений за границей.

Обзор стран мира
Добавить комментарий