История Греции

Греция

Греческий народ прошел долгий путь исторического развития. На тех землях, где располагается современное государство Греция, жили люди различной этнической принадлежности, происходили сложные и значительные события политического, экономического и культурного характера.

Древнейшая (III — II тысячелетие до н. э.) известная в Эгейском мире культура — Крито-микенская. Памятники ее обнаружены на острове Крит, на месте города-государства Микены (на полуострове Пелопоннес) и на островах Эгейского моря. Это была высокоразвитая культура, от которой остались памятники архитектуры, фресковой живописи и письменности. Ее создатели -— древнейшее индоевропейское население Восточного Средиземноморья — пеласги. Позднее их оттеснили и частично вытеснили протогреческие племена, самыми сильными из которых были ахейцы и ионийцы. Эти группы племен постепенно (от рубежа III и II тысячелетия до середины II тысячелетия) заселили весь юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. В XII в. до н. э. с севера пришли дорийцы, которые заняли среднюю и южную Грецию.

Последующую эпоху (XI—VIII вв. до н. э.) условно называют гомеровским периодом, так как к этому времени относятся события, описываемые в знаменитых эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», автором которых принято считать Гомера. Язык поэм — древнеионийский в своей основе — является памятником высокого поэтического стиля той эпохи.

С начала I тысячелетия до н. э. экономической и социальной основой общества становится рабовладельческий строй VIII—VI вв. до н. э. были периодом бурного экономического и культурного развития Древней Греции. Сельское хозяйство и ремесло выделились в отдельны отрасли. Первые успехи в строительств храмов и других общественных зданий, сооружении кораблей, в гончарном керамическом производстве стимулировали рост торговли и обмена между общинами. Городские поселения, известны ранее как военные укрепления, превратились в торгово-ремесленные центры. Происходило объединение общин.

Возникли новые государственные образования — города-государства (полисы). Между ними развернулась беспрерывная борьба за политическое и экономическое превосходство, заключались и распадались политические союзы. Известен, например, союз городов области Беотия во главе с Фивами в IV в. до н. э. Политическим центром области Аттика стали Афины. Их противником долгие годы было государство Спарта, расположенное в южной части Пелопоннеса. Знаменитое военное искусство спартанцев достигалось строжайшей дисциплиной и суровой тренировкой мальчиков с семилетнего возраста. Отсюда и произошло выражение «спартанское воспитание».

Развитие экономики, основанной на труде рабов, и естественный рост населения были причинами колонизации. Наиболее богатые города-государства основывали колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Этому способствовало развитие мореходства.

Многочисленные колонии были центрами распространения древнегреческой цивилизации среди местных народов.

В эпоху колонизации сложилось общегреческое единство, общегреческий язык койнэ, постепенно вытеснивший местные диалекты. Окончательно он сформировался примерно в III в. до н. э.

Этническое самосознание населявшего страну народа выразилось в установившемся в то время его самоназвании «эллины». Вначале так называлось население лишь небольшой части в Центральной Греции, но постепенно эллинами стало именоваться все грекоязычное население. Греками же называлось одно эллинское племя, жившее на севере Греции. Этим же именем римляне называли греческих колонистов Южной Италии. От римлян слово «греки» перешло в другие европейские языки.

Эллины создали могучую цивилизацию, оставившую неизгладимый след в науке, искусстве и литературе европейских народов. О культуре Древней Греции — мифологии, философии, строительном и изобразительном искусстве — известно каждому образованному человеку.

В середине IV в. до н. э. власть над греческими городами захватила македонская династия. Огромная, но недолговечная империя Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.) включала обширные пространства в Юго-Восточной Европе, Юго-Западной Азии и Северо-Восточной Африке. Поэтому в культуре периода, именуемого эллинистическим (конец IV—I в. до н. э.), характерно сочетание греческих и восточных традиций.

После смерти Александра его империя распалась на ряд государств — эллинистических монархий.

Еще в эпоху эллинизма (со II в. до н. э.) над Балканским полуостровом утвердилась власть Римской империи. Вместо прежних греческих городов-государств были образованы римские провинции. Глубокий социально-экономический кризис Римской империи вызвал в IV в. н. э. распад ее на две части — Западную и Восточную. Восточная часть стала называться Византией по имени греческой колонии—города Византия, который император Константин в 330 г. объявил столицей империи и назвал Константинополем.

Кризис рабовладельческого общества, начавшийся еще в римский период, в Византии стал особенно острым. Вследствие изменения экономических отношений, революционных выступлений рабов и бедноты внутри империи и «варварских» вторжений извне постепенно сложился новый социально-экономический строй — феодальный, который господствовал с XI по XV в.

В границах Византийской империи жили бок о бок греки, славяне, албанцы, валахи и другие народы, которые обменивались друг с другом культурно-бытовыми навыками. Все они тогда назывались ромеями (римлянами), т. е. гражданами Римской империи.

Греки были наиболее многочисленной и культурной этнической общностью среди ромеев, и им принадлежала основная заслуга в создании высокой византийской культуры, одной из великих цивилизаций Европы. Ее философия, история, литература, естественные науки (особенно медицина) оказали большое влияние на развитие культуры народов Балканского полуострова, Западной Европы, Древней Руси, а также ряда областей Азии и Африки.

Идеологической основой византийской культуры было христианство, которое стало государственной религией Римской империи в IV в. Восточная, или православная, церковь складывалась и развивалась как часть государственного аппарата, поддерживала императорскую власть. Разобщенность и вражда с западной христианской (католической) церковью, начавшаяся еще в первые века н. э. (особенно после распада Римской империи), привела к формальному разделению церквей в 1054 г.

Огромная, разноликая, экономически разрозненная феодальная Византийская империя слабела от постоянных войн с соседями, от внутренних политических неурядиц. Распад империи ускорило в начале XIII в. вторжение католических рыцарей-крестоносцев. Участники четвертого крестового похода (1202— 1204 гг.) направились на Восток якобы для освобождения от «неверных» гроба господня и разгромили культурный центр православного христианства — Константинополь, столицу империи. От этого разгрома город долго не мог оправиться.

Затянувшаяся на полстолетие борьба с западноевропейскими феодалами на землях империи, конкуренция итальянских городов в области ремесла и торговли, усиление феодальной эксплуатации крестьянства, мешавшее расширению- внутреннего рынка, острая классовая борьба внутри империи — все это ослабляло государство и экономически, и политически. В то время как в Западной Европе уже вызревали предпосылки для перехода к капиталистической формации, на землях Балканского полуострова еще царило средневековье.

С XIV в. неудержимой лавиной хлынули в Европу турки-османы. В 1453 г. с падением Константинополя Византийская империя прекратила существование, ее территория вошла в состав Османской империи. Константинополь был переименован в Стамбул и превращен в ее столицу. Отдельные греческие области продолжали сопротивление, но к концу XVII в. почти все они были покорены.

Области, населенные греками, были разобщены границами административных единиц Османской империи. Слабели или же совсем утрачивались внутренние хозяйственные связи. Численность населения резко сократилась вследствие войн и эмиграции, образовались колонии греческих эмигрантов в разных странах, в том числе в России. Греки, как и другие завоеванные народы, были обложены многочисленными налогами. Самым тяжелым из них была «дань кровью» — насильственный набор мальчиков для пополнения привилегированного военного формирования янычар: детей отрывали от семьи и воспитывали в фанатичной преданности султану и мусульманской религии.

Различные социальные классы греческого народа занимали неодинаковые позиции по отношению к османскому правительству. Земельные собственники переходили на службу к завоевателям, чтобы сохранить свои владения, а позже они получили доступ к управлению страной. Константинопольская знать сумела захватить высокие государственные должности, греческое купечество взяло в свои руки значительную часть торговли империи. Греческое высшее духовенство приобрело большое влияние в тех областях, где преобладало православие. Слово «фанариот» (житель греческого квартала Фанар в Стамбуле, где находится патриархия) стало обозначать дельца — администратора, предпринимателя, богатея.

Трудовой греческий народ — крестьяне, ремесленники, городской люд и низшее духовенство — не мог смириться с иноземными угнетателями. То тут, то там вспыхивали стихийные крестьянские восстания. Плохо организованные и разрозненные, они жестоко подавлялись. Население восставших областей поголовно уничтожалось или продавалось в рабство. Сотни смельчаков вели в горах партизанскую войну против поработителей. В бессильной злобе враги называли их клефты, что значит «воры», «разбойники»; в народе же это слово стало синонимом мужества и благородства. Простые люди ценили своих защитников, помогали им, воспевали их подвиги в популярных песнях, которые составили особый жанр народной героической поэзии — клефтика.

Некоторые горные области никогда не подчинялись туркам, сохраняли свои древние общинные традиции. Таковы были Сули в Эпире, Мани в Пелопоннесе, Сфакья на острове Крит и др.

В своей героической борьбе греки возлагали надежду на поддержку России. Русские люди издавна питали симпатии к греческому народу. Сближение началось еще с тех пор, как Древняя Русь восприняла от Византии христианскую религию, иконопись и многие другие стороны культуры и искусства.

Русское государство выступало защитником христианских народов, подчиненных Османской империи, а частые русско-турецкие войны ослабляли ее мощь и приближали час падения. Русские солдаты и моряки, участвуя в войнах против угнетателей Греции, помогали тем самым самоотверженной борьбе греческих патриотов.

В XVII—XVIII вв. наметился подъем экономической жизни, особенно в приморских городах. С XVIII в. начинается экономическое развитие Греции: расширяется сфера товарно-денежных отношений, развиваются ремесла, судоходство и торговля. В то время как в странах Западной Европы первоначальное накопление капитала и развитие капитализма основывались на промышленном производстве, на юго-востоке Европы главную роль играл торгово-ростовщический капитал.

С деятельностью зарождавшейся буржуазии связано культурно-просветительское движение, которое испытало влияние философии просветителей Западной Европы.

Происшедшие на землях Греции социально-экономические сдвиги, политическая обстановка в Европе, влияние Великой французской буржуазной революции, просветительское движение — все это способствовало формированию национального самосознания греков. В обстановке острой классовой борьбы между феодальными элементами и демократическими кругами в стране зрело национально-освободительное движение.

В 1814 г. в Одессе возникло тайное общество «Филики этерия» («Дружеское общество»). В него входили греки, жившие в России, многие из которых состояли тогда на русской военной и государственной службе. В начале марта 1821 г. отряд добровольцев, во главе которых стоял руководитель «Филики этерии» — генерал русской армии Александр Ипсиланти, перешел турецкую границу на Дунае. Хотя это предприятие окончилось неудачей, оно дало толчок к национально-освободительной революции греков. Повстанцы на Пелопоннесе заняли город Каламе (Каламату) и создали там первый греческий правительственный орган — Пелопонесский сенат. День начала восстания — 25 марта отмечается в Греции как День независимости, это самый большой национальный праздник в стране.

В 1822 г. была провозглашена независимость Греции. Но кровопролитная война с превосходящей турецкой военной силой продолжалась еще много лет. Со всех концов Европы на помощь восставшим ехали добровольцы, среди которых был и великий английский поэт Байрон.

Передовые люди России горячо поддерживали освободительное движение греческого народа. А, С. Пушкин во время своей южной ссылки в Одессе и Кишиневе общался с этеристами и горячо сочувствовал им: он посвятил народу Эллады чудесные стихи.

Адрианопольский мирный договор, завершивший победу России в войне с Османской империей (1828—1829 гг.), предоставил Греции широкую автономию. 3 февраля 1830 г. по решению Лондонской конференции трех держав (России, Англии и Франции) Греция стала независимым государством. В 1834 г. его столицей были объявлены Афины.

Объединение греческих земель затянулось на долгие годы. В границы нового государства — королевства Греции вошли земли на Балканском полуострове южнее линии от залива Арты до залива Волос, остров Эвбея и острова Киклады. Фессалия и часть южного Эпира вошли в состав Греции после русско-турецкой войны 1877—1878 гг., западная Фракия, остальная часть южного Эпира, южная часть македонских земель и остров Крит — после Балканских войн 1912—1913 гг., а Додеканесские острова—только в 1947 г.

Однако греческое этническое самосознание и стремление к воссоединению у жителей этих земель всегда были высокими.

Великие державы навязали Греции монархическую форму правления. При их поддержке греческий престол занимали отпрыски то баварской, то датской династий. Трудным был дальнейший исторический путь греческого народа. Развитие капитализма шло медленно, росла зависимость от иностранного капитала, и внутри страны шла борьба между различными буржуазными партиями.

В первой мировой войне Греция участвовала на стороне держав Антанты, которые определяли ее политику. Участие в войне ввергло страну в экономический и финансовый кризис, принесло народу обнищание и голод. Трудности военного времени, а главное, Великая Октябрьская социалистическая революция вызвали подъем революционного движения. В 1918 г. был создан единый профсоюзный центр — Всеобщая конфедерация труда. В этом же году возникла Социалистическая рабочая партия Греции (СРПГ), которая с 1920 г. стала называться СРПГ (коммунистическая).

В 1924 г. в результате демократических сдвигов в стране была провозглашена республика, установлены дипломатические отношения с СССР.

В начале второй мировой войны греческое правительство объявило о своем нейтралитете. Однако, когда Италия ввела свои войска на греческую территорию со стороны аннексированной ранее Албании, фашистское правительство генерала Метаксаса готово было капитулировать. Хотя на ультиматум Италии греческое правительство и ответило «Нет!», но ни оно, ни высшее командование не собирались оказывать сопротивления. Но для греческого народа лозунг «Нет!» (по-гречески — «Охи!») прозвучал с полной силой. Армия, командование которой приняли на себя младшие офицеры, и весь народ оказали героическое сопротивление итальянским фашистам. Ныне «День охи» — 28 октября — большой гражданский праздник греческого народа.

Итальянская армия не могла сломить сопротивление греков, и в 1941 г. в Грецию вторглись немецко-фашистские оккупанты. Правительство и король бежали из страны. В этих условиях народные массы с июня 1941 г. развернули партизанскую войну, которая особенно усилилась после начала Великой Отечественной войны Советского Союза.

В сентябре 1941 г. по инициативе Компартии, работавшей в подполье, был создан Национально-освободительный фронт (ЭАМ), объединивший все патриотические силы страны. Летом 1942 г. в Центральной Греции начали действовать первые отряды греческой Народно-освободительной армии (ЭЛАС). Это была народная армия: ее бойцами и командирами были рабочие, крестьяне, служащие, ремесленники, патриотически настроенные профессиональные военные. Весь греческий народ, жители городов и деревень поддерживали свою народную армию. К ноябрю 1944 г., ведя упорные бои, ЭЛАС освободила всю территорию от фашистских оккупантов, чему способствовал разгром гитлеровцев на Балканах Советской Армией. В освобожденных районах возникали демократические органы управления.

Однако после высадки в декабре 1944 г. в Греции английского экспедиционного корпуса началось вмешательство Англии и США во внутреннюю жизнь страны, что помогло установлению режима, угодного местной олигархии и иностранным монополиям. В Афины вернулось из эмиграции правительство. Английские войска начали военные операции против ЭЛАС. В 1946 г. была восстановлена монархия. Начались жестокие репрессии.

После второй мировой войны по воле правящих кругов увеличилась экономическая и политическая зависимость Греции от США. Вступление страны в 1952 г. в НАТО возложило на нее непосильные военные расходы, а присоединение Греции на правах ассоциированного члена к общему рынку (1962 г.) открыло широкий доступ иностранным капиталовложениям в экономику страны, господствующее положение в хозяйстве Греции захватили монополии США, ФРГ, Франции и Англии. Жизненный уровень населения Греции был и остается до сих пор одним из самых низких в Европе. Безработица и нужда заставляли сотни тысяч трудящихся эмигрировать в поисках работы. В начале 1960-х годов эмиграция превысила естественный прирост населения. Тяжелое экономическое положение усугублялось крайней политической неустойчивостью.

В осложнившейся политической ситуации трудящиеся не прекращали борьбы. Репрессии против демократических сил продолжались. В обстановке обострившихся классовых противоречий соотношение сил складывалось в пользу партий, выступавших за демократический путь развития. Однако греческая реакционная военщина, совершив в 1967 г. государственный переворот, установила военный диктаторский режим. Семь лет продолжалось преследование демократии, своего «пика» в 1973 г. во время кровавого подавления войсками восстания в Политехническом институте Афин, не могли уже сбить волну народного сопротивления военному диктаторскому режиму. Правительство было фактически парализовано внутренними противоречиями, недовольством в армии. Организованный греческими диктаторами путч на Кипре привел к политическому кризису. IX съезд КПГ (1974 г.) призвал к широкому единству антидиктаторских сил в борьбе за свержение неонацистской тирании. В 1974 г. диктаторский режим пал. В результате всенародного референдума Греция была объявлена республикой. После 27-летнего пребывания в подполье была легализована Коммунистическая партия Греции. Однако международное и внутреннее положение Греции остается сложным. В последние годы активно разворачивается деятельность различных партий, в том числе и демократических.

Традиции дружбы между нашими народами, сложившиеся в минувшие века, продолжаются до сих пор. Большую роль в налаживании культурных связей играет Греко-российское общество.

Обзор стран мира
Добавить комментарий