Длительное османское иго, немецко-фашистская оккупация в годы второй мировой войны, зависимость от иностранных держав, а также бедность природными ресурсами и другие причины привели к тому, что современная Греция еще отстает от развитых в экономическом отношении государств Европы. Лишь в 60-е годы в результате привлечения иностранного капитала, государственной политики стимулирования строительства крупных промышленных предприятий, расширения внешней торговли и других причин Греция превратилась в индустриально-аграрное государство.
Усилился процесс концентрации и централизации производства. Ныне крупные греческие и иностранные монополии контролируют свыше половины всей промышленности страны.
В последние годы промышленное развитие Греции ускоряется, происходит структурная перестройка ее экономики. В 1979 г. на долю промышленности приходилось 34% валового национального продукта, а вклад в него сельского хозяйства снизился до 14%. Однако по-прежнему ведущую роль в создании валового национального продукта (52% в 1979 г.) играет сфера услуг. Важнейшее место в ней занимает морской транспорт, в том числе международный фрахт греческих судов, и иностранный туризм. Растут и денежные переводы греков-эмигрантов. Однако все эти валютные поступления из-за рубежа не могут компенсировать постоянно возрастающего дефицита платежного баланса. Чтобы покрыть этот дефицит, Греция вынуждена, как и прежде, прибегать к иностранным займам. Значительной остается зависимость Греции от американского капитала.
Серьезные проблемы встают перед Грецией в связи с ее вступлением в Европейское экономическое сообщество. Экономика Греции существенно отличается от хозяйства стран Сообщества. С одной стороны, Греция в экономическом отношении менее развита, чем ее партнеры, но, с другой стороны, ее хозяйство развивается более быстрыми темпами, чем экономика ЕЭС в целом.
По сравнению с другими странами ЕЭС в Греции все еще очень велика доля сельского хозяйства в структуре валового национального продукта. Мала доля промышленности и непомерно раздуты непроизводительные отрасли. В то же время среди стран Сообщества Греция выделяется величиной своего морского флота.
Втягивание Греции в ЕЭС отвечает главным образом политическим и военно-стратегическим интересам западного мира, однако оно сильно обостряет существующие в стране экономические и социальные проблемы. В особенно неблагоприятное положение попадает греческое сельское хозяйство, поскольку важнейшие экспортные товары страны — фрукты, овощи, вино — в немалом количестве производятся другими членами Сообщества.
Так, вскоре после подписания договора о вступлении в ЕЭС, летом 1980 г. греческим крестьянам пришлось уничтожить около 50 тыс. т персиков, оказавшихся «лишними» для общего рынка.
Вступление в ЕЭС грозит также разорением составляющим большинство в греческой промышленности мелким предпринимателям. Надежды Греции на получение значительных субсидий в связи с вступлением в ЕЭС не оправдались.
Промышленность Греции
Подобно другим небольшим европейским странам, в Греции промышленность развита непропорционально по своей отраслевой структуре и очень неравномерно размещается на территории страны, некоторые важнейшие отрасли совсем отсутствуют, например авиационная, станкостроение. Тяжелая промышленность находится еще на первоначальной стадии развития. Индустриальное лицо страны до сих пор определяют традиционные отрасли легкой индустрии: текстильная, пищевая, табачная, усиливается экспортное значение швейной и обувной промышленности. Однако в последние годы относительно быстро растут металлургия, нефтехимия, электротехника, цементное производство и традиционная для Греции горнодобывающая промышленность.
Для греческой промышленности характерно то, что наряду с немногими крупными предприятиями существует море мелких заводиков и фабрик, большей частью полукустарного типа и низкого технического уровня.
Греческая промышленность работает в основном на внутренний рынок, хотя и его сравнительно небольшие запросы удовлетворяются далеко не полностью.
Индустриальные предприятия Греции сосредоточены главным образом в Аттике, на острове Эвбея, а также в Центральной и Западной Македонии, тяготея к прибрежным районам, к портам. Особенно быстро развивается индустрия в столичном районе Афины — Пирей, где сосредоточена значительная часть производственных мощностей страны. Единственный промышленный город, который в какой-то мере можно сравнивать с Афинами, — Салоники. Растет промышленность в Патрах, Волосе, Ираклионе. Хотя в Греции провозглашена политика децентрализации размещения промышленности, заметных сдвигов в этом отношении нет, происходит лишь некоторое замедление роста доли Афинского района.
Большое внимание в Греции уделяется развитию традиционной горнодобывающей промышленности. Месторождения полезных ископаемых в стране довольно многочисленны, но большей частью небогаты. Наиболее важна добыча бокситов, железоникелевых руд и бурого угля.
По запасам бокситов Греция занимает одно из первых мест в Европе. Достоверные запасы их составляют 120 млн. т, а вероятные — более 500 млн. т. Бокситы добывают в Центральной Греции, вблизи гор Парнас и Гьона, а с недавнего времени также близ города Флорина, на севере страны.
Близ города Ларимна, на островах Эвбея, Крит и в других районах ведется добыча железоникелевых латеритовых руд.
С древнейших времен в Греции добывают руды свинца, меди, серебра и других металлов. Один из самых древних рудников мира вблизи города Лавриона, на полуострове Аттика, дает ежегодно около 18 тыс. т свинца и примерно 15,5 т серебра. Комплексные сульфидные руды, содержащие эти металлы, добываются также близ Александруполиса во Фракии и на востоке Пелопоннеса. Близ Козани, на севере Греции, обнаружены богатые залежи хромитового железняка и крупные месторождения асбеста. Греция богата также магнезитовым сырьем.
С античных времен славится греческий мрамор разных цветов. И ныне мраморные карьеры есть в Аттике и на некоторых островах, но мрамор уже не играет такой роли в экономике, как в древности. На островах Тира и Нисирос добывают пемзу очень хорошего качества. На острове Наксос — крупнейшее в мире месторождение наждака.
Энергетическими ресурсами страна бедна и располагает лишь довольно крупными месторождениями низкокачественного бурого угля — лигнита, общие запасы которого составляют 5 млрд. т. Главные буроугольные месторождения Греции расположены в окрестностях Птолемаиса и на полуострове Пелопоннес, близ города Мегалополиса.
Недавно вблизи острова Тасос в Эгейском море были открыты месторождения нефти Принос с запасами в 19 млн. т и подводное месторождение газа. Газ обнаружен также и на суше, в районе Флорины.
Основу энергобаланса Греции (свыше 70%) составляет нефть. Пока месторождение Принос еще только начали разрабатывать, поэтому почти вся потребляемая в Греции нефть ввозится из-за границы, главным образом из Саудовской Аравии. Она перерабатывается на четырех нефтеперерабатывающих заводах, самый крупный из которых (мощностью 7 млн. т сырой нефти в год) находится в Коринфе, а остальные — в городах Элефсисе, Аспропиргосе и Салониках.
В стране насчитывается свыше 300 электростанций, большей частью мелких. Ежегодно все они производят более 20 млн. кВт-ч электроэнергии, в том числе 84% ее получают на тепловых электростанциях, использующих местный лигнит или мазут, и 16% — на гидроэлектростанциях. Наиболее крупный электроэнергетический комплекс, общей мощностью 1263 тыс. кВт, использует лигниты Птолемаиса. Крупная ТЭС (550 тыс. кВт) построена на лигнитах Мегалополиса. Гидроэнергоресурсы используются в Греции недостаточно. Суммарная мощность гидроэлектростанций достигает примерно 700 тыс. кВт. Большинство их построено на бурных горных реках, многие снабжены водохранилищами.
Предприятий черной металлургии в Греции не насчитывается и десяти. Все они размещаются в трех центрах: Больших Афинах, Салониках и Волосе. Среди них имеется только один металлургический завод полного цикла в Больших Афинах. Для современного направления развития греческой черной металлургии характерны «мини-заводы», объединяющие небольшие передельные сталеплавильные предприятия и прокатные станы.
Основа металлургии страны — выплавка алюминия и ферроникеля. В Греции действует единственное предприятие по выпуску глинозема и алюминия мощностью свыше 140 тыс. т металла в год, построенное в районе Парнасского месторождения бокситов, рядом с портом для вывоза алюминия — Итеа. В городе Ларимна, в Центральной Греции, на заводе компании ЛАРКО производится ферроникель.
Машиностроение Греции сосредоточено в основном в районе Больших Афин, где производят оборудование для сельского хозяйства и виноделия, различные запасные части. Здесь же имеется и крупный судостроительный завод и небольшие судоремонтные верфи. Быстрыми темпами развивается электротехническая промышленность.
Химические заводы Больших Афин и углехимический комплекс Птолемаиса производят кислоты, минеральные удобрения, аммиак, скипидарное масло и пр., растет производство поливинилхлорида и искусственного волокна.
Заметную роль в хозяйстве Греции играет производство цемента, основанное на использовании местного сырья — пуццолана и пр. По экспорту цемента (4,3 млн. т в 1979 г., что составляет примерно Уз производства) Греция стоит на третьем месте в мире после Японии и Испании.
Несмотря на развитие в последние годы новых производств тяжелой индустрии, первое место среди обрабатывающих отраслей Греции по-прежнему занимает легкая промышленность, в первую очередь, текстильная. Преобладает производство хлопчатобумажных тканей. Развито ковроткачество. В последние годы в текстильной промышленности Греции все больше используются искусственные, синтетические и смешанные волокна местного производства.
Текстильная промышленность — важная экспортная отрасль. Около 80% экспорта текстильных товаров страны направляется в Германию, Францию и Великобританию.
В последние годы текстильные предприятия быстро растут не только в Афинах, но и в Салониках, Волосе, Тебене и Ларисе.
Среди пищевых производств по мощности выделяется сахарная промышленность, полностью удовлетворяющая внутренний спрос страны. Самые крупные сахарные заводы расположены в городах Плати, Лариса, Ксанти, Сере.
Сельское хозяйство Греции
Сельское хозяйство Греции лишь последние десятилетия уступило ведущую роль сфере услуг и промышленности, стране преобладают мелкие крестьянские землевладения, но в наиболее плодородных районах (в Фессалии, Македонии, Пелопоннесе) распространены и крупные помещичьи хозяйства. Проведенная в послевоенные годы аграрная реформа не разрешила остро стоящего земельного вопроса. Сельское хозяйство Греции постепенно интенсифицируется. В хозяйствах стали больше применять удобрений и сельскохозяйственную технику.
Греция издавна специализируется на производстве нескольких трудоемких экспортных культур, главным образом табака, оливок, винограда, цитрусовых и хлопчатника.
В стране мало земель, пригодных для ведения сельского хозяйства. Обрабатывается лишь 3,5 млн. га, т. е.
Многие сельскохозяйственные земли нуждаются в орошении, однако менее 20% обрабатываемых земель — поливные. Основные орошаемые культуры — это хлопчатник, фруктовые деревья, рис, а также овощи, табак, кукуруза. Одна из трудных проблем в сельском хозяйстве Греции — борьба с эрозией почв и повышение урожайности культур.
На плодородных равнинах Фессалии, Македонии и Фракии возделывается пшеница, посевы которой занимают более 60% всех пахотных земель.
На севере страны, в заболоченных низовьях рек Вардара и Стримона, сеют рис. В Эпире, Македонии и Фракии выращивают кукурузу и ячмень. Большие урожаи в Греции дают помидоры — свыше 1,7 млн. т в год.
По берегам Греции, исключая северное побережье Эгейского моря, раскинулись плантации апельсинов, лимонов, мандаринов и других цитрусовых. В садах выращивают яблоки, персики, груши, абрикосы, инжир. Развивается парниковое хозяйство.
Греция — крупнейший в Европе производитель хлопка (в 1979 г. было собрано 451 тыс. т). Хлопчатник выращивают по берегам рек Вардара и Стримона, в Беотии и на острове Лемнос.
Животноводство в сельском хозяйстве Греции играет незначительную роль. Это связано и с малоземельем основной массы крестьян, и со скудостью естественной кормовой базы. Каменистые пастбища пригодны лишь для выпаса овец (8 млн. голов) и коз (4,5 млн.). Неумеренный выпас еще больше обедняет пастбища и вызывает эрозию почвы. Поголовье крупного рогатого скота не достигает 1 млн., и еще меньше поголовье свиней. В горных районах Греции в качестве тягловой силы еще используются ослы, мулы и лошади.
Во многих районах страны разводят домашнюю птицу, кроликов, пчел. На побережье и островах развито рыболовство.
Не менее древняя и культура оливы. По выработке оливкового масла Греция занимает третье место в мире после Испании и Италии. Оливковые рощи занимают 0,5 млн. га в Центральной и Южной Греции и на южных островах.
Холмистые районы Фракии и Македонии — один из крупных мировых центров производства табака, который славится своим качеством.
В южной части Пелопоннеса и на островах ведется традиционный промысел губки на экспорт, но добыча ее постепенно снижается.
Транспорт и внешнеэкономические связи Греции
Огромная роль в экономике Греции принадлежит морскому флоту, связывающему ее разобщенные морем части и на 90% обслуживающему нужды внешней торговли. Греческий флот входит в число «мировых извозчиков». Фрахт морских судов приносит стране большой доход. На побережьях Греции, включая острова, расположено 156 портов. Самые крупные из них Пирей, Салоники, Волос и Патры.
Большинство портов совсем незначительные и служат лишь для местного сообщения, много среди них рыболовецких. По общему тоннажу торговый флот Греции в 1981 г. вышел на первое место в мире.
Железнодорожный транспорт развит слабо. Общая длина железных дорог — 2,6 тыс. км, многие железные дороги узкоколейные. Главная магистраль страны — Афины — Салоники — Идомени, длиной 586 км, ныне модернизируется.
Долгие годы Греция была известна плохими автомобильными дорогами. Сейчас это отходит в прошлое. Дорожная сеть растет и улучшается, главным образом под влиянием туристского «бума». Автострада связала Афины с Салониками, а также с Коринфом и далее с Патрами. В 1979 г. общая длина автомобильных дорог превысила 36 тыс. км. Однако во внутренних, особенно гористых, районах Греции автомобильный транспорт еще развит слабо.
Все главные города и крупные острова связаны между собой авиационными линиями. Через территорию Греции пролегают важные международные авиатрассы, ведущие из Европы в Азию, Африку и Австралию. Грецию называют «мировым воздушным извозчиком». Близ Афин находится важнейший в юго-восточной Европе транзитный аэропорт Эллиникон.
Экономика Греции тесно связано с мировым рынком и в очень сильной степени зависит от него.
За последние десятилетия произошли заметные изменения в составе экспорта и импорта Греции, связанные с индустриализацией страны. Если прежде большую часть вывозимых товаров составляли сельскохозяйственная продукция и минеральное сырье, то сейчас доля этих товаров снизилась, хотя Греция по-прежнему поставляет на внешний рынок большое количество табака, изюма, хлопка, цитрусовых, винограда, оливок и оливкового масла, фруктов, овощей, соков, томатной пасты, а также бокситов, пиритов, хромовой руды и другого минерального сырья. В 1979 г. почти 12% экспорта составили нефтепродукты — новая статья вывоза Греции. Увеличивается торговля страны металлургической, химической продукцией, цементом, одеждой, обувью.
Основная статья импорта — сырая нефть и нефтепродукты, затем следуют машины и оборудование для промышленности, транспорта и сельского хозяйства.
Кроме того, Греция ввозит металлы и пищевые продукты, лес и другие виды сырья. Традиционным торговым партнером Греции были США. Однако в последнее время они уступили свое место в ее внешнеторговом обороте некоторым европейским и азиатским странам.
Ведущее место в греческой торговле теперь занимают страны ЕЭС. На их долю в 1979 г. приходилось 44% импорта и 49% экспорта Греции. В последние годы увеличивается отрицательное сальдо внешней торговли страны с другими членами Сообщества. Объясняется это тем, что Греция стала больше закупать в странах Сообщества готовых промышленных товаров (в частности, продукции машиностроения), в то время как члены ЕЭС ограничивают ввоз греческого табака, оливкового масла и сельскохозяйственного сырья для промышленности, т. е. традиционные статьи своего импорта из Греции.
Усиленно развивается торговля с азиатскими странами, прежде всего с Саудовской Аравией, откуда поступает в Грецию нефть, и с Японией.
Греция — традиционная страна международного туризма. Иностранных туристов привлекают в Грецию ее бесценные античные памятники, интереснейшие музеи, особенно археологические, руины Олимпии, Дельф, знаменитых древнегреческих городов, а также ее приморские курорты, расположенные и на полуострове, и на многих островах. В последние годы Греция переживает настоящий «туристский бум». Если в начале 50-х годов страну посещало ежегодно несколько десятков тысяч туристов, то теперь они исчисляются миллионами, в частности в 1980 г. в стране побывало 5,3 млн туристов. За эти годы в Греции было построено множество отелей разных категорий, кемпингов и т. п. не только в главных туристских центрах, но и в таких уголках страны и ее островов, куда прежде туристы и не заглядывали. Больше всего туристов прибывает из США Югославии, Великобритании и ФРГ причем многие югославские туристы ездят в соседнюю Грецию в однодневные экскурсии.