Экономика Бельгии

Бельгия

Основа экономики Бельгии — прежде всего промышленность, перед значением которой далеко на задний план отходят и гигантские порты, и города-музеи, заполненные туристами, и сельское хозяйство. Доля Бельгии в мировой промышленной продукции более чем втрое превышает ее долю в населении мира. Страна занимает второе место в мире по выплавке стали на душу населения, уступая лишь Люксембургу, а по объему промышленного производства находится на двенадцатом месте в мире. При этом по стоимости промышленная продукция почти в 10 раз превышает продукцию сельского хозяйства, которое дает около 3,4% валового национального продукта против 40% создаваемых в промышленности. В промышленности занято около40% экономически активного населения, а в сельском хозяйстве — лишь 3%.

Важную роль играет Бельгия в мировой торговле. Вместе с Люксембургом, с которым Бельгия состоит в таможенном союзе, ее доля составляет примерно 4% стоимости внешнеторгового оборота среди стран мира. Она обеспечивает почти 1/3 мирового экспорта ковров, стекла, бриллиантов, , 1/5 экспорта тяжелых цветных металлов и 1/6 вывоза стального проката и кинофотопленки. Бельгия стоит на одном из первых мест в мире по производству и вывозу металлического германия и кобальта, а также экспорту буровых инструментов с алмазами, капролактама и автомобилей. Сельское хозяйство страны хотя и не достигает того уровня, какой оно имеет в соседних Нидерландах, все же относится к самым высокоорганизованным в Западной Европе, давая некоторую часть продукции на экспорт.

По территории Бельгии проходят важные транспортные пути, обеспечивающие значительный объем международных транзитных перевозок. Транзитное положение, обилие историко-архитектурных памятников, знаменитые пляжи морских курортов привлекают в страну много иностранных туристов, которые оставляют немало валюты в гостиницах, кемпингах, магазинах и ресторанах.

Бельгия — одна из старейших промышленных стран, вступившая на путь индустриализации еще в начале XIX в. вслед за Англией и достигшая промышленной зрелости ранее других континентальных стран Европы. Выгодное географическое положение, обширная посредническая торговля, имеющиеся месторождения каменного угля в сочетании с когда-то крупными запасами железной и цинковой руды, колониальная эксплуатация богатств Бельгийского Конго — все это способствовало тому, что в XX век Бельгия вступила как промышленная держава, обладательница крупных накоплений свободных капиталов. Однако в годы, последовавшие после двух мировых войн, Бельгия постепенно теряла свою прежнюю роль одной из ведущих промышленных держав, все значительнее попадая по влияние более сильных государств.

После второй мировой войны экономическое развитие Бельгии шло низкими темпами, страна оказалась на одном из последних мест в Европе по темпу прироста промышленного производств, она отстает в области развития научно- исследовательских работ, по производительности труда, развитию новых отраслей промышленности и некоторым другим показателям. Промышленность Бельгии в отличие от большинства других малых государств специализируется выпуске полуфабрикатов. Вплоть до 60-х годов главными отраслями ее экономики были угледобывающая, металлургическая и текстильная промышленность, а основой ее энергетики— каменный уголь. Машиностроение далеко не удовлетворяет спрос бельгийской промышленности на станки и оборудование, о чем свидетельствует постоянное превышение ввоза оборудования над вывозом.

Новым этапом в развитии бельгийской экономики стали 60-е годы. Серьезная конкуренция со стороны стран мирового рынка заставила обновить оборудование и развивать новые отрасли машиностроения и химии. Усиливаются процесс концентрации капитала, государственное вмешательство в экономику страны, проникновение иностранного капитала. Именно с этого периода государство осуществляет серию мероприятии и законодательных актов, стимулирующих развитие новых отраслей экспорт их продукции; особенно это конулось экономически отсталых районов к которым были отнесены также районы промышленно развитые, но с низкими темпами экономического роста из-за устаревшей структуры производства, и так называемые депрессивные районы. Для поднятия их экономики государство предоставляет льготы и кредиты компаниям, строящим на территории этих районов предприятия новых отраслей.

Государство всячески содействует росту и укреплению крупнейших бельгийских монополий. Командные позиции в экономике занимают такие монополии, как «Сосьете женераль Бельжик», которая контролирует более половины банковского капитала, мощностей цветной металлургии и перевозок морского транспорта, металлургический трест «Коккериль-Угре-Провиданс-Эс-перанс-Лондо», химический трест «Сольвей» и др. Однако при высокой степени монополизации в Бельгии почти нет предприятий-гигантов. Преобладают предприятия с персоналом 100—500 человек.

Большую роль в экономическом развитии Бельгии играет иностранный капитал. Повышенный интерес иностранных монополий к экономике этой небольшой страны объясняется прежде всего ее выгодным географическим положением, наличием квалифицированной рабочей силы и хорошо развитой сетью коммуникаций всех видов (в первую очередь крупного морского порта Антверпена), а также поощрительной налоговой системой по отношению к иностранным предприятиям и возможностью получения бельгийского кредита. Как правило, иностранные фирмы вкладывают свой капитал в наиболее динамичные и передовые отрасли промышленности, например, такие, как автосборка, радиоэлектроника и нефтехимия, и захватывают в этих отраслях ведущие позиции.

Первое место по прямым инвестициям в бельгийскую экономику занимают США. На заводах «Дженерал моторс» и «Форд моторс» собирается около 3/5 всех автомобилей, производимых в Бельгии. «Форд» обосновалась в тракторостроении, «Катерпиллер» — в производстве строительно-дорожных машин, «Вестингауз электрик» и «Дженерал электрик» — в электротехнической и электронной промышленности. Растут капиталовложения монополий стран ЕЭС, прежде всего Германии и Нидерландов. Западногерманский капитал инвестируется главным образом в нефтехимию, голландский — в производство электроламп и радиоаппаратуры. Французские монополии вкладывают сравнительно мало новых капиталов, но продолжают играть значительную роль благодаря своим довоенным инвестициям. В последние годы в экономику Бельгии, как и в экономику других западноевропейских стран, упорно пробиваются японские фирмы. Бельгия занимает первое место среди стран Европы по объему японских капиталовложений в обрабатывающей промышленности (1985 год).

Бельгийские власти и деловые круги надеются, что иностранные монополии помогут поднять технический уровень промышленности, внедрить новинки научно-исследовательских работ и решить проблему занятости населения.

Темпы роста промышленности Бельгии приближаются к темпам роста этой отрасли хозяйства в других Европейских странах, хотя и остаются еще сравнительно низкими. В структуре промышленности происходят заметные изменения. Главными отраслями стали черная и цветная металлургия, машиностроение (автосборка, электротехника и электроника) и химическая. Доля же таких некогда важных отраслей, как текстильная и особенно каменноугольная, сократилась. По-прежнему значительную роль продолжают играть стекольная, алмазогранильная и оружейная промышленность. Коренным образом изменилась отраслевая структура энергетики, черной металлургии и химической промышленности.

Основой энергетики вместо угля стали нефть и природный газ, которые составляют более 2/3 энергобаланса Бельгии. Остальное приходится на каменный уголь и атомную энергию. Нефть и нефтепродукты импортируются в основном из стран Ближнего Востока и Северной Африки, природный газ — из Нидерландов. Ныне Бельгия располагает развитой нефтеперерабатывающей промышленностью. Поскольку нефтеперерабатывающие заводы работают на привозном сырье, то почти все они размещены в портовом районе Антверпена и в зоне канала Гент — Тернёзен. Антверпен стал значительным центром нефтеперерабатывающей промышленности Западной Европы. Однако он расположен в 90 км от моря, а узкий и неглубокий эстуарий Шельды затрудняет доступ судам водоизмещением свыше 100 тыс. т.

Добыча каменного угля, которая еще в 50-х годах была в числе основных отраслей бельгийской промышленности, теперь занимает одно из последних мест. Вступление Бельгии в Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) особенно болезненно сказалось на положении угледобывающей промышленности, которая не смогла выдержать конкуренции со стороны других стран Европы. Трудность эксплуатации, низкий уровень механизации и плохое качество делают бельгийский уголь дороже импортного. Кроме того, в бельгийских шахтах самые тяжелые условия труда во всей Европе: в них часто происходят несчастные случаи, уровень профессиональной заболеваемости шахтеров здесь выше, чем на самых вредных производствах. С 1957 г. было закрыто более 100 нерентабельных шахт, и добыча упала с 30 до 7 млн. т в 1977 г. Особенно пострадал Южный угольный бассейн. Сейчас основной угледобывающий район страны — Кампинский бассейн, который имеет лучшие условия эксплуатации и отличается более высокой, чем Южный, механизацией и производительностью труда.

В то время как бельгийские шахты закрываются, растет импорт угля, особенно из Германии. Бельгия ввозит почти половину необходимого ей угля, что серьезно отражается на ее платежном балансе. Острая борьба бельгийских шахтеров против правительственной политики закрытия шахт вынуждает власти ассигновать некоторые средства на поддержку угольной промышленности, разработать комплексные программы, ввести ограничения на ввоз угля. Но импорт угля под давлением стран ЕЭС, в первую очередь Германии, продолжает расти.

Почти вся электроэнергия вырабатывается тепловыми электростанциями, работающими на угле, мазуте и природном газе. Основа будущего развития всей электроэнергетики страны — атомная энергия. Уже построены франко-бельгийская АЭС в Шоо на границе с Францией и две крупные АЭС мощностью почти пс 900 тыс. кВт каждая вблизи Льежа и около Антверпена. В ближайшие годы предполагается создавать только атомные электростанции, которые в начале 80-х годов будут давать около половины всей электроэнергии.

Одно из ведущих мест в мире занимает Бельгия по развитию цветной металлургии, несмотря на почти полное отсутствие месторождений руд цветных металлов. Она входит в число первых пяти — семи мировых производителей и экспортеров тяжелых металлов.

В 1977 г. было произведено 9 млн. т чугуна, 11 млн. т стали и 10 млн. т проката. Преобладают предприятия полного цикла. Металлургические заводы Бельгии работают более чем наполовину на высококачественной шведской железной руде и только на 1/4 — на рудах из Лотарингии.

Предприятия черной металлургии концентрируются на территории Южного угольного бассейна и главным образом в двух центрах — вокруг Льежа и Шарлеруа. Кроме того, металлургические предприятия есть в Брабанте (Клабек) и на крайнем юго-востоке, на границе с Люксембургом (Атюс). В последние годы в Бельгии, как и везде в Западной Европе, новые металлургические заводы строят в портах, куда поступает импортное сырье и топливо. Пример этому — создание крупного металлургического комбината в Зельзате на морском канале Гент — Тернёзен.

Бельгия — один из экспортеров таких редких металлов, как тантал, ниобий и селен. Цветная металлургия Бельгии своим высоким уровнем развития обязана колониальному грабежу в Африке. Сырье издавна вывозили из бывшего Бельгийского Конго, где распоряжались бельгийские монополии во главе с «Юнион миньер дю О. Катанга». После образования Республики Заир и национализации добычи руды в Катанке ввоз сырья не прекратился благодаря заключению между Бельгией и Заиром соглашений о поставках полиметаллических руд. Число стран, поставляющих сырье для бельгийской цветной металлургии, в настоящее время расширилось. Это помимо Республики Заир Канада, ЮАР и некоторые страны Латинской Америки.

В Бельгии развиты почти все отрасли цветной металлургии, включая алюминиевую. Крупнейший не только в Бельгии, но и в Европе медеплавильный завод находится в Олене, столь же крупный цинкоплавильный— в Балене. В целом основные центры цветной металлургии Бельгии расположены в районе Антверпена, куда поступает все импортируемое сырье, в районе Льежа, соединенного с антверпенским портом Альберт каналом, и вдоль каналов в Кампине. Поскольку большая часть выплавляемого металла экспортируется в слитках, характерно преобладание выплавки над обработкой.

Создание значительной металлургии и металлообработки в районе Льежа, Шарлеруа и Монса положило начало машиностроению. Основной район металлообработки и машиностроения, работающих на местной металлургической базе, — узкая полоса вдоль долин рек Самбры и Мааса. Бельгийское машиностроение специализируется на производстве металлоемкого капитального оборудования, с которым тесно связано развитие железнодорожного транспорта, трамвайного хозяйства, строительства электростанций во многих странах Европы. С помощью Бельгии сооружался парижский метрополитен, строились и оснащались во многих странах крупные заводы «под ключ». Всемирную известность имеют бельгийские охотничьи ружья, которые делают в окрестностях Льежа — в Херстале.

Химическая промышленность Бельгии была исторически связана с угольно-металлургическим комплексом.

Несмотря на быстрый рост новых отраслей и изменение структуры производства в последние годы, такая специализация бельгийского машиностроения осталась. Его основные отрасли — автосборочная промышленность, ограничивающаяся в основном сборкой готовых импортных деталей и узлов, и электротехническая, специализирующаяся в основном на выпуске энергосилового оборудования. Электроника развита менее, чем во многих других индустриальных странах.

К самым старым отраслям бельгийской промышленности относится текстильная. Развиты все основные отрасли и циклы текстильного производства. Предприятия хлопчатобумажной, льняной и джутовой промышленности размещены почти по всей Фландрии, где они и возникли. Шерстяная промышленность сосредоточена в Вервье, около Льежа; ее развитие здесь обязано хорошему качеству местных вод, придающих шерсти особую мягкость и эластичность. Наиболее крупные центры по производству тканей из искусственного волокна и кружев — Брюссель, Алст, Нинове.

Большой известностью пользуется продукция бельгийской стекольной промышленности: листовое и зеркальное стекло, специальные стекла и хрусталь. Эта отрасль — одна из немногих, которая полностью располагает собственной сырьевой базой.

Многовековую традицию имеет обработка алмазов, возникшая в Бельгии на базе конголезского сырья. Бельгия — один из крупнейших в мире производителей алмазного инструмента, особенно буровых коронок. Алмазогранильная промышленность сосредоточена в Антверпене, где выполняются все операции по обработке алмазов и изготовляются как бриллианты, так и промышленные алмазы. Антверпен — мировой центр не только алмазогранения, но и торговли алмазами.

Сельское хозяйство занимает в экономике Бельгии второстепенное место. Однако оно отличается высокой интенсивностью, специализируясь на производстве высококачественной продукции, которую получают при больших затратах труда с небольшой территории, и носит черты «пригородного» хозяйства. Вместе с тем Бельгия сильно уступает многим другим странам Западной Европы, особенно соседним Нидерландам, по производству на душу населения большинства важнейших видов сельскохозяйственной продукции. Страна далеко не полностью обеспечивает потребности своего внутреннего рынка и вынуждена ввозить в значительном количестве продовольствие (особенно зерно) и корма. Однако бельгийское сельское хозяйство почти полностью удовлетворяет внутренний спрос на мясо, молоко, сливочное масло и овощи.

Бельгия все еще остается страной мелкокрестьянского землепользования. Более 70% сельскохозяйственных угодий находится в руках землевладельцев с наделами от 5 до 20 га. На долю же хозяйства свыше 20 га приходится лишь 17% земель. Многочисленность мелких землевладений частично объясняется узко выраженной специализацией. Это либо питомники, либо оранжерейные, овощеводческие, цветоводческие, семенные, кролиководческие, птицеводческие хозяйства, расположенные поблизости от крупных городов. Часть же мелких землевладений представляет собой крошечные наделы размером менее 1 га, которые принадлежат промышленным рабочим и служащим, сочетающим работу на производстве с сельским хозяйством.

Характерная особенность бельгийского землепользования — большая дробность хозяйств; в среднем каждое из них состоит из шести и более участков земли, зачастую расположенных далеко друг от друга, даже в разных общинах.

Только треть земли обрабатывается ее владельцами, остальная часть сдается в аренду. Арендные отношения наиболее распространены в Средней Бельгии, что связано с преобладанием здесь крупных хозяйств, высокой плотностью населения и в то же время низкой долей сельскохозяйственного населения и высоким удельным весом обрабатываемых земель.

В послевоенные годы число занятых в сельском хозяйстве Бельгии сократилось почти в 3 раза. Строительство промышленных предприятий, транспортных путей, рост городов и поселков привели к сокращению сельскохозяйственных земель. Ныне площадь используемых земель составляет около половины всей территории страны и медленно, но неуклонно продолжает сокращаться. Рентабельность сельского хозяйства достигается путем усиления специализации, использования техники и минеральных удобрений. По потреблению минеральных удобрений (в расчете на каждые 100 га пашни) Бельгия занимает после Нидерландов второе место в мире. По продуктивности сельского хозяйства Бельгия находится на одном из первых мест в мире наряду с такими странами, как Дания и Нидерланды.

Основная отрасль сельского хозяйства Бельгии — животноводство мясомолочного направления, на которое приходится 3/4 стоимости сельскохозяйственной продукции; 1/5 дает овощеводство и садоводство, и только 1/10— полеводство. Разводят крупный рогатый скот, свиней и домашнюю птицу. Когда-то Бельгия славилась своими знаменитыми конными заводами, но сейчас их становится все меньше. Продолжают разводит лишь известных во всем мире тяжеловозов брабансонской породы, которые еще используются в мелких и средних хозяйствах страны.

Крупный рогатый скот разводят по все Бельгии. В индустриально-урбанизированных районах центральной Бельгии преобладает стойловое содержание скота, во Фландрии же скот почти весь год пасется на улучшенных пастбищах; в Арденнах летом его выгоняют на горные пастбища, а зимой содержат на скотных дворах. Крупные фермы специализируются на разведении мясных пород скота, в то время как поголовье молочных коров рассредоточено в мелких и средних хозяйствах. Свиней и птиц держат всюду, не особенно во Фландрии и вокруг больших городов.

Животноводство имеет в Бельгии хорошую кормовую базу. Под лугами, пастбищами и посевами фуражных культур занято свыше трети сельскохозяйственных угодий. При этом подавляющая часть пастбищ окультурена и дает высокий урожай трав. Луга и пастбища занимают значительные территории на юге и северо-востоке страны. Центральная и западная части Бельгии — в основном земледельческий район с максимальной распаханностью территории.

Из зерновых наибольшую площадь занимают посевы пшеницы и ячменя. Основной район возделывания пшеницы тянется широкой полосой с запада на восток от Кортрейка до Льежа. Однако посевы этой культуры сокращаются, что объясняется невысокой рентабельностью производства пшеницы и ее низким качеством. Выращивают в основном мягкие сорта пшеницы с малым содержанием белка и низкими хлебопекарными качествами. Напротив, посевы ячменя увеличиваются, так как значительная часть урожая используется в пивоваренной промышленности.

Немалое значение имеет также выращивание технических культур (сахарной свеклы, льна, цикория, табака, хмеля) и картофеля. Однако посевные площади под этими культурами, за исключением сахарной свеклы, сокращаются. Возделывание технических культур требует большого числа рабочих рук и значительных капиталовложений. Кроме того, сказалась конкуренция со стороны других стран, особенно в отношении льна. Высокие цены на высококачественный бельгийский лен затрудняют его экспорт, местная же льняная промышленность все более переходит на потребление импортного сырья, иногда даже низкого качества (кудели и очесов).

Расширение площадей под сахарной свеклой объясняется ростом потребления сахара, а также особенно благоприятными для этой культуры природными условиями. Сахарная свекла возделывается в основном на польдерах, в юго-западной и центральной Бельгии; лен выращивают во Фландрии, особенно в долинах рек Лейе и Мааса; посевы картофеля встречаются повсеместно, за исключением Арденн.

Большие площади заняты кормовыми корнеплодами, особенно кормовой свеклой. В качестве кормов используются также подавляющая часть производимого картофеля и почти половина сбора урожая зерновых культур. Тем не менее производство кормов не удовлетворяет потребности животноводства.

В последнее двадцатилетие бурно развиваются овощеводство, садоводство и культивирование цветов. Из овощей выращивают томаты, цветную капусту, спаржу, зеленый горошек и т. п. Среди плодовых культур наиболее распространены яблони, груши, сливы и вишни. Из разводимых цветов многие экспортируются, например розы, азалии, бегонии и орхидеи. Овощи и фрукты выращивают повсеместно, и прежде всего в пригородных зонах, где для этих целей используются парники. Теплицы занимают большую площадь и снабжают население зимой свежими овощами и виноградом.

Транспортные связи Бельгии

Бельгия — один из важнейших узлов коммуникаций Западной Европы. Географическое положение между крупными странами способствовало развитию чрезвычайно густой транспортной сети, которая обслуживает транзитные перевозки и связывает индустриальные районы Бельгии с морскими портами и с соседними странами. Бельгия занимает первое место в мире по густоте железных дорог (131 км на 1000 кв. км), второе после Нидерландов — по густоте внутренних водных путей и четвертое после Нидерландов, Франции и Германии — по густоте автодорожной сети. Кроме того, Бельгия располагает гигантским морским портом — Антверпеном, считающимся вместе с Роттердамом «воротами в Европу».

В сфере транспорта работает свыше 200 тыс. человек, или 5% всех занятых в экономике страны, т. е. больше, чем в сельском хозяйстве. Особенно быстрыми темпами развивается автомобильный транспорт, на который приходится свыше 2/3 всех грузоперевозок в стране; внутренним водным транспортом перевозится 1/4 грузов и по железным дорогам — только 1/6. Выделяются 10 основных транспортных узлов: Антверпен, Брюссель, Льеж, Гент, Шарлеруа, Намюр, Монс, Брюгге-Остенде, Кортрейк и Хасселт.

В последние годы быстро увеличивается протяженность автодорог. Особенно усиленно ведется строительство автострад, которые должны стать частью международных магистралей. Протяженность только основных автодорог— более 25 тыс. км, сеть шоссейных дорог распределяется по территории довольно равномерно. Их техническая оснащенность — одна из лучших в мире. Страну пересекает 7 автострад международного значения.

Протяженность железнодорожных магистралей неуклонно сокращается. С 1950 по 1976 г. она уменьшилась с 5 тыс. км до 4 тыс., из них электрифицировано было 1,3 тыс. км. Почти все населенные пункты страны, за небольшим исключением, связаны железными дорогами. Наиболее густая железнодорожная сеть в Центральной Бельгии и промышленном районе, тяготеющем к Брюсселю и Антверпену. Через Бельгию проходит 5 международных железнодорожных магистралей. Три из них берут начало в Остенде, у железнодорожного парома, соединяющего континент с Англией, и далее идут на Брюссель, где разветвляются: на Намюр — Арлон — Рим; на Льеж — Кёльн — Варшаву и Льеж — Кёльн — Вену — Бухарест. Две транзитные линии связывают Францию с Германией (Париж — Шарлеруа — Намюр — Льеж— Вервье— Кёльн) и с Нидерландами (Париж — Брюссель — Амстердам).

Протяженность внутренних водных путей— около 1,6 тыс. км, из которых свыше 1000 км доступны для судов грузоподъемностью до 1350 т. Основу сети внутренних водных путей составляют Шельда, Маас с притоком Самбра, Альберт-канал и магистральный канал Антверпен — Брюссель — Шарлеруа. В настоящее время ведутся работы по углублению русла Шельды и Мааса и строительству новых каналов. Несмотря на густую сеть внутренних водных путей, Бельгия не располагает крупным речным флотом, таким, как, например, Нидерланды.

Морской флот также относительно невелик — 100 судов общим тоннажем около 1,6 млн. бр. рег. т. Внешнеторговые перевозки большей частью осуществляются иностранными судами. Однако по сравнению с флотами других западноевропейских стран бельгийский флот оснащен более современными судам. Бельгия имеет 5 морских портов: Антверпен, Гент, Брюгге-Зебрюгге, Остен и Брюссель. Более 2/3 всех перевозе осуществляется через Антверпен, годовой грузооборот которого достигает 70-75 млн. т.

Внешнеэкономические связи Бельгии

Одна из важнейших особенностей экономики Бельгии — чрезвычайно сильная зависимость от конъюнктуры на мировом рынке. Внешняя торговля имеет для Бельгии не просто существенное, но жизненноважное значение. Стоимость внешнеторгового оборота составляет значительную часть общей суммы ее национального дохода, т. е. примерно столько же, сколько во Франции. По размерам оборота внешней торговли на душу населения Бельгия вместе с Люксембургом удерживает первое место в мире.

Производство во многих отраслях промышленности намного превышает потребности небольшого по емкости внутреннего рынка; более 2/5 промышленной продукции экспортируется. На экспорт идет до 4/5 стекла, алмазов меди, свинца, цинка, кинофотоматериалов, продукции черной металлургии льна, 1/2 товаров химической промышыленности и около 1/3 продукции машиностроения. Вся Бельгия, как один огромный завод, перерабатывает поступающее со всех концов света сырье и вывозит готовую или полуобработанную продукцию. От того, удастся ли бельгийцам сбыть свою продукцию на мировом рынке, зависит все их благополучие. В не меньшей степени Бельгия зависит и от импорта многих товаров. Она ввозит машины, оборудование и транспортные средства.

Внешняя торговля Бельгии характеризуется постоянным небольшим превышением импорта над экспортом. Дефицит торгового баланса покрывается доходами от «невидимого» экспорта (за счет вывоза капиталов за границу), от транзитных перевозок и иностранного туризма. Ежегодно Бельгию посещает около 8 млн. иностранных туристов.

Обзор стран мира
Добавить комментарий