Специфика материальной и духовной культуры австрийцев еще и сейчас довольно отчетливо прослеживается в отдельных районах страны.
Как уже говорилось, основная часть населения Австрии в настоящее время живет в городах. Большинство австрийских городов старые: они возникли еще в период средневековья или даже раньше, как, например, Вена и Линц. Во многих таких городах нередко еще сохраняется старый центр — многоугольная площадь с фонтаном, церковью и ратушей и окружающие ее дома бывших цеховых гильдий. Своеобразный характер этим городам придают примыкающие к центру улицы, застроенные двух-трехэтажными домами. Верхние, жилые этажи этих домов несколько нависают над нижними, в которых в прошлом размещались ремесленные мастерские и лавки. Планировка многих городов — круговое расположение улиц или длинная центральная улица, от которой отходят в разные стороны поперечные улочки и переулки, — указывает на их происхождение от сельских поселений.
И поныне еще нередко встречаются «аграрные города», по планировке и постройкам почти ничем не отличающиеся от сельских поселений. Большинство их жителей занято в сельском хозяйстве, поэтому здесь при каждом городском доме имеются и хозяйственные постройки.
Жилые дома в городах строили сначала преимущественно из дерева, но уже с XIII в. в связи с опасностью пожаров дерево стало вытесняться камнем. Впрочем, в некоторых районах каменная кладка существовала и в более раннее время и, как считают, была здесь введена еще римлянами.
С развитием промышленности, ростом городского населения все более резко определяются социальные контрасты, характерные для современного общества. Как и в других европейских странах, для австрийских городов становится обычным деление их на три части: деловой центр, в котором сосредоточены торгово-финансовые учреждения, кварталы зажиточных слоев населения с множеством садов и парков и фабричные предместья, улицы которых застроены рядами однообразных многоквартирных домов для рабочих. Растет число рабочих поселков, расположенных возле промышленных предприятий или крупных промышленных центров.
Типы и формы сельских поселений обычно связаны с особенностями рельефа, с направлением сельского хозяйства. Для Придунайской низменности, где развито земледелие, более характерны большие деревни кучевого, кругового или уличного типа. В горной местности из-за недостатка удобной для застройки земли крестьяне живут преимущественно хуторами и отдельными дворами. Типичная черта сельских построек Австрии — их вертикальное развитие. Жилища горных районов страны относятся к так называемому альпийскому типу домов. Они представляют собой большую, квадратную в плане постройку с двускатной пологой крышей, крытой дранкой или шифером. Массивные крыши зимой в состоянии выдержать большие толщи снега. Дома эти обычно двухэтажные: нижняя часть их сложена из камня, а второй этаж — деревянный. Жилые и хозяйственные помещения объединены под одной крышей. Жилая часть располагается в передней, торцовой части дома на первом и втором этажах; к ней примыкают различные хозяйственные постройки. Окна второго этажа выходят на галереи, идущие вдоль фасадной, а иногда и боковых стен. Фронтоны, наличники украшены орнаментом, рисунок которого в разных местностях свой собственный. В таких больших домах теперь нередко живет две-три семьи.
Другой тип австрийского сельского жилища, распространенный и в горах, и на равнине, представляет собой небольшой одноэтажный жилой дом с беспорядочно разбросанными по всей усадьбе или около угодий хозяйственными постройками.
Интересны по своей архитектуре дома Верхней Австрии, внешний вид которых напоминает крепость: стены двухэтажного жилого дома и хозяйственных построек смыкаются по углам в одно целое. В образованный таким образом внутренний двор ведут ворота, сделанные в сарае.
Изменения в социальном составе сельского населения за последнее время вызывают перестройку традиционных домов. Много жителей деревни потеряло связь с сельским хозяйством и работает на фабриках или заводах или заняты в сфере обслуживания. В их домах число хозяйственных построек обычно сокращается до минимума, значительно модернизируется интерьер. Однако внешний вид старых жилищ часто сохраняется как своеобразная экзотика, привлекающая туристов, отдыхающих. Нередко в традиционном народном стиле строятся и новые гостиницы, трактиры для туристов.
Значительной трансформации подвергся народный австрийский костюм, разнообразные в прошлом формы которого почти исчезли из повседневного быта.
В сельских местностях в наши дни народные костюмы надевают в основном по праздникам, но в городах народная одежда часто бывает формой служащих ресторанов, кафе, гостиниц.
Распространение народного костюма поддерживается различными организациями, стремящимися сохранить и оживить народные традиции. Интересно, что производство домотканых сукон, употребляемых для народных костюмов, и сейчас не потеряло своего значения.
В последние годы в повседневности распространилась унифицированная народная одежда, сложившаяся на основе штирииского и тирольского костюмов. У мужчин это — белая рубашка, короткие кожаные штаны на помочах, куртка, украшенная вышивкой или аппликацией, небольшая суконная шляпа с пером или кистью.
Для женского же народного костюма характерны белые кофты с пышными рукавами, корсаж, широкие, собранные у талии и в складку юбки, пестрые фартуки. Именно этот костюм известен далеко за пределами Австрии и часто воспринимается в других странах как народный общеавстрийский. Стали вновь использоваться в быту и некоторые виды старой профессиональной одежды австрийцев, например, накидка типа пончо, ранее распространенная среди пастухов; теперь ее нередко надевают и горожане. Отправляющиеся в горы туристы во время непогоды надевают иногда верхнюю одежду дровосеков — две сшитых спереди и сзади полосы ткани, закрывающие грудь и спину. На спине эти полосы значительно шире, так что закрывают и рюкзак.
Для австрийской народной кухни характерно сохранение до сих пор областных различий. Так, в районах альпийского скотоводства основу питания по-прежнему составляют молочные продукты — сыр, творог, молочные супы и т. д. Еще недавно хлеб и мучные изделия были здесь редкостью. Сухие пресные лепешки выпекали лишь 1—2 раза в год и сохраняли их впрок. В настоящее время с развитием транспорта хлеб вошел в повседневный рацион населения этих районов. В земледельческой области на Дунайской низменности особенно много употребляют в пищу мучных блюд, супы с клецками и вермишелью. Клецки как второе блюдо со сладкими и несладкими начинками — обычная пища как в городах, так и в сельской местности. В южных районах, например в Штирии, очень распространены кушанья из кукурузы. Густую кукурузную кашу — пленту едят с молоком или кислой капустой, иногда с тертым сыром, салом. А в Каринтии, где возделывается просо, обычной едой издавна были пшенные каши, похлебки. Любимое праздничное блюдо — колбаса, начиненная пшенной кашей, смешанной с ливером и кровью.
Лучшие блюда народной кухни различных областей охотно готовят и в венских ресторанах. За пределами страны особенно известны мучные кулинарные изделия австрийцев — венская сдоба, слоеный штрудель с яблоками, захерторт (шоколадный бисквит, названный именем повара, который составил его рецепт).
Областные различия существуют и в употреблении напитков. Так, в Каринтии и Штирии из сока яблок и груш приготовляют сидр, в виноградарских районах, конечно, основной напиток — вино, в Зальцбурге из ячменя или пшеницы варят пиво.
Как в городах, так и в деревнях много пьют кофе. В Вене известны различные способы его приготовления. Например, варят крепкий кофе (мокка), черный кофе, забеленный сливками или молоком (браун), черный кофе с небольшим количеством сливок или молока и посыпанный сверху шоколадной пудрой или порошком какао (капуцин), некрепкий черный кофе с большим добавлением молока (меланж) и др.
Национальные особенности австрийцев проявляются и во многих аспектах семейной жизни, и в общественном быту. Так, среди семейных обычаев особенно характерно торжественное празднование именин (в последнее время дней рождения) каждого члена семьи. Пышно отмечается 50- или 70-летие уважаемых лиц в небольших городках или селениях. В такие дни устраиваются народные гулянья, шествия с факелами, массовые поздравления юбиляров и пр.
И в городе и в деревне отмечаются дни поминовения усопших — 1 и 2 ноября (по католическому календарю — дни всех святых и всех душ). В это время посещают кладбище, убирают и украшают могилы, ставят на них свечи. К этим датам приурочены и дни памяти погибших воинов.
В жизни горожан немалую роль играют своеобразные объединения — ферейны. Они представляют собой общества, члены которых принадлежат к одной профессии или объединены общностью интересов (спортивные, певческие, музыкальные и др.). Члены таких союзов проводят вместе часы отдыха, справляют праздники. Местом их собраний в городах служат кафе. Об австрийских кафе нельзя не сказать несколько слов, так как они играют большую роль в организации досуга австрийцев и в наши дни. Многие кафе имеют постоянных посетителей, которые проводят здесь часы своего отдыха за игрой в карты, домино, биллиард. Часто в кафе отмечают семейные события, различные праздники. «Свои» кафе имеют артисты, художники, писатели, ферейны, политические партии.
Большую часть своего досуга австрийцы посвящают спорту. Своеобразная и живописная природа Австрии способствует развитию туризма и в летнее и в зимнее время. Особенной популярностью пользуется лыжный спорт. Интересно, что горнолыжный спорт стал одним из предметов школьного обучения. Многие австрийские горнолыжники имеют мировую известность. Многочисленных зрителей собирают и часто устраиваемые в Австрии международные соревнования по фигурному катанию на коньках. Австрия — родина «балета на льду».
Шумно и весело отмечаются австрийцами народные календарные праздники. Зимой на святки и весной на масленицу устраивают различные шествия ряженых, масок. В альпийских землях Австрии ходят ряженые — «перхты». Часть из них — «страшные перхты» — одета в черные овечьи шкуры, а их лица скрыты под устрашающими масками с большими клыками и рогами. В старину их приход считали добрым предзнаменованием. В Верхней Австрии в конце таких процессий шли ряженые с метлами, которые «выметали старый год».
Рождество австрийцы проводят в кругу своей семьи. Как и в других странах, дети с нетерпением ждут вручения подарков, которые они получают от австрийских мифических персонажей: Санта-Клауса, «Вайнахтсмана» («рождественского человека»), сопровождаемых Крампусом — ряженым в виде черта, приходящим, чтобы «наказывать плохих детей».
Очень живописен австрийский праздник проводов зимы и встречи весны, сходный с нашей масленицей. Он именуется «фашинг» или «фастнахт», а в народе известен также под названием «безумных», или «жирных», дней, так как в это время едят много жирной пищи. Как в городах, так и в деревнях в эти дни устраиваются карнавальные шествия. В Вене организуются балы, танцевальные вечера.
Среди осенних праздников урожая особенно популярен день первой пробы молодого вина, называемого «штурм». Это вино еще мутное, не окончательно перебродившее. Когда же оно становится прозрачным, его называют «хойриге» — «вино этого года». В этот период владельцы виноградников вешают на воротах своих дворов венки из лоз. В такой двор может войти каждый, посидеть за стаканом вина, послушать народных певцов и музыкантов.
На окраинах Вены и в других районах города возникли целые кварталы винных дворов, кабачков и подвалов, где висят венки из лоз. К молодому вину, которое пьется большими кружками, подаются маленькие маринованные луковицы, маринованные огурцы. Здесь же музыканты и певцы — чаще всего это два человека, играющие на скрипке и аккордеоне, — исполняют популярные песни.
Церковные обряды, посты и праздники соблюдаются даже многими неверующими — так сильны многовековые традиции.
В Австрии, как и в других католических странах, распространено почитание католических святых, причем каждый святой имеет свою «специализацию», т. е. считается покровителем той или иной отрасли хозяйства, защитником от бедствий и болезней. Например, в Австрии, стране давнего скотоводства, распространен культ св. Мартина— покровителя пастухов, св. Леонгарда — покровителя лошадей и т. д. В Альпах, где часты стихийные бедствия, перед дорогой принято обращаться к св. Христофору, получившему новую «специальность» — покровителя автомобилистов. К святым совершают паломничества, приносят им вотины — фигурки скота из железа или воска.
Австрийский народ отмечает и некоторые общественные праздники, например 26 октября — День принятия закона о постоянном нейтралитете Австрии, День международной солидарности трудящихся 1 Мая.
До сих пор на семейную и общественную жизнь австрийцев большое реакционное влияние оказывает католическая религия. Ее опора — целая сеть монастырей и церквей. В своих целях католическая церковь использует и различные объединения культурного, профессионального, спортивного типа, молодежные религиозные символы, придорожные распятия, часовни. Статуи святых можно видеть на всех дорогах и перекрестках, святые изображены также в виде фресок на стенах альпийских домов.
Богат и разнообразен по тематике фольклор австрийцев. Особенно славится Австрия своими песнями. Например, тирольские песни получили известность и за пределами страны. Их основная тема — любовь к родному краю, его природе. Особенность тирольского пения наиболее ярко выражают йодли — песни альпийских пастухов; их исполняют фальцетом в виде длинной и свободной каденции без слов. Поют часто и под аккомпанемент народных инструментов — цитры, цимбал, волынки, флейты и гитары. Популярны песни исторического содержания, особенно о войнах с турками и французами. Много профессиональных песен, например шахтерских, где повествуется о тяжелом труде горняков.
Одно из любимых развлечений австрийцев — танцы. Из народных танцев особенно известен лендлер, который считается прототипом венского вальса. Формы вальса различаются по областям (штирийский, тирольский и т. д.). Вальс стали танцевать в городах с конца XVIII в., его распространение связано с именами композиторов Иоганнов Штраусов, отца и сына, и Й. Ланнера. Вальс танцевали тогда на вечерах в кафе, на улицах и площадях городов. С XX в. все больше в быт входят новые модные танцы, хотя мелодии старых не утратили своей популярности в народе.
С народным музыкальным творчеством тесно связано и профессиональное музыкальное искусство. Представители венской школы XVIII—XIX вв. — В. Моцарт, И. Гайдн, К. Диттерсдорф включали в свои произведения, прежде всего в комические оперы, мотивы народных танцев и песен. Народные мелодии были использованы и Ф. Шубертом — родоначальником романтизма в австрийской музыке. Симфоническая школа XVIII в. была создана В. Моцартом, И. Гайдном, а позднее ее представляли А. Брукнер и Г. Малер. Произведения этих композиторов вошли в мировое музыкальное искусство.
Народные танцевальные и песенные мотивы характерны и для легкой музыки. Австрийская оперетта и танцевальная музыка получили известность во всем мире. Именно благодаря их популярности столицу Австрии стали называть «веселой Веной».
Для развития австрийской музыки имело значение пребывание в Австрии композиторов других стран — Л. Бетховена, Ф. Листа, К. Глюка. В Вене протекала деятельность популярных венгерских композиторов, авторов многих оперетт, — И. Кальмана и Ф. Легара. Большое влияние на австрийскую музыку оказало искусство славянских народов, венгров, итальянцев.
Австрийские города, особенно Вена и Зальцбург, до сих пор сохраняют славу музыкальных центров — здесь проходят различные международные конгрессы и фестивали. В Вене находится Международное общество современной музыки.
Так же как и музыка, имеет свою историю и австрийская литература. На раннем этапе своего развития она была еще тесно связана с творчеством соседних германоязычных народов. В XIII в. в Австрии получил свое литературное оформление древнегерманский эпос — «Песнь о Нибелунгах», «Гудрун». Однако уже в те времена придворная поэзия — миннезанг, центром которой была Вена, отличалась значительным своеобразием. Творчество миннезингеров Р. Ф. Хагенау, Г. фон Аиста складывалось под влиянием австрийского фольклора.
Распад феодализма, рост городов, формирование новых общественных классов нашли отражение в бюргерской литературе с ее антифеодальной и антиклерикальной направленностью. Наиболее распространенным жанром были небольшие сатирические рассказы — шванки, а также комические представления — фастнахтшпили, исполнявшиеся на масленицу на городских площадях.
Литература XVII — XVIII вв. отразила установление абсолютизма в Австрии, стремление Габсбургов идеологически обосновать свое господство. Вот почему для литературных произведений этого времени характерно обращение к историческим, особенно античным и средневековым, сюжетам, прославляющим былое величие. В то же время в конце XVIII — начале XIX в. появляется интерес к собственной стране, создаются описания Австрии — географические, исторические ит. д. В XIX в., эпоху романтизма, распространился жанр деревенского рассказа (Ф. Грильпарцер, П. Розеггер,
Н. Ленау). В середине XIX в. как оппозиция против реакции формируются литературные кружки либерально настроенных литераторов. Наиболее популярным стал кружок поэтов и писателей, чьи собрания происходили в венском «Серебряном кафе», где часто проводились обсуждения литературных произведений; в них участвовали, например, поэт Н. Ленау и драматург И. Нестрой. Особенное распространение получила журнальная литература, а во время революции — политические памфлеты. Наступившая в конце XIX — начале XX в. внутренняя реакция отразилась в развитии различных натуралистических и импрессионистских направлений в литературе, наиболее видными представителями которых были Г. Гофмансталь, А. Шницлер.
Крупнейшей фигурой австрийской литературы начала XX в. был мастер психологического романа и новеллы — С. Цвейг.
В настоящее время пользуются большой известностью имена прогрессивных писателей-реалистов — Е. Пристер, Ф. Каина, Г. Леберта, Г. Зайко.
Развитие культуры и науки в Австрии было тесно связано с деятельностью австрийских университетов — в Вене, Граце, Зальцбурге и Инсбруке. Большую роль сыграла организация в XVII в. Высших технических школ в Вене и Граце, Высшей горной школы в Леобене, а также нескольких научных обществ. В 1874 г. была основана Австрийская академия наук.
В настоящее время в Австрии установлена централизованная система народного образования. Большая часть детских садов, общеобразовательных школ, все высшие учебные заведения— государственные; однако наряду с ними есть и частные, главным образом конфессиональные, школы.
С 1966 г. было введено 9-летнее обязательное обучение. Большинство детей посещают двухступенчатые общеобразовательные (народные) школы с 4-годичным, 9-годичным сроком обучения, но лишь немногие имеют возможность продолжать после первой ступени учиться в гимназиях, реальных гимназиях или реальных училищах, подготовляющих к поступлению в вузы.
Значительно развита сеть профессиональных учебных заведений. Особенное внимание здесь обращено на подготовку лиц, занятых обслуживанием туристов.