Экономика Австрии

Австрия

После образования Австрии как самостоятельного государства в 1918 г. она в течение 20-х и 30-х годов переживала жестокий экономический и политический кризис. Утеряв свои окраинные владения — индустриальную Чехию и аграрные территории Венгрии, а также обремененная огромными расходами на содержание многочисленного чиновничьего аппарата, управлявшего раньше огромной империей, а теперь оставшегося не у дел, буржуазная Австрия долго не могла приспособиться к новым условиям. В годы аншлюса (1938—1945) германские монополии установили свой контроль над тысячами австрийских предприятий и стремились наладить эксплуатацию природных ресурсов Австрии в интересах Германии. Были построены многочисленные гидроэлектростанции, предприятия черной и цветной металлургии, химические заводы, которые должны были обеспечивать военное производство и непосредственно фашистскую армию.

После второй мировой войны, в 1946—1947 гг., а затем по Государственному договору в 1955 г., бывшая германская собственность перешла в Австрии в руки государства, что отвечало интересам всего австрийского народа. Ныне на национализированных предприятиях, объединенных в «Акционерное общество по управлению государственной промышленностью» (ЭИАГ), производится четверть всей промышленной продукции. В этом отношении Австрия не имеет себе равных среди развитых стран. Национализированы главные предприятия тяжелой промышленности и банки. На государственных предприятиях производится полностью или в основном электроэнергия, чугун и сталь, алюминий, добываются железная руда, бурый уголь, нефть и природный газ, перерабатывается нефть, производятся азотные удобрения, искусственные волокна, часть изделий машиностроения. В руках же австрийской буржуазии остались по преимуществу предприятия легкой и пищевой промышленности, а также группа отраслей, связанных с заготовкой, переработкой и обработкой древесины. Тем не менее частные монополии играют важную роль в экономике.

Австрия относится к числу экономически развитых стран с относительно быстро развивающейся индустрией. Хотя мировой экономический кризис 1974—1975 гг. не пощадил и Австрию, но здесь он начался несколько позже. На экономическое развитие Австрии оказывает благоприятное влияние и то, что как нейтральное государство она имеет сравнительно небольшие военные расходы, хотя они и растут.

В послевоенный период индустриальное развитие Австрии значительно продвинулось вперед. Ныне Австрия относится к числу индустриальных стран. Хотя по стоимости продукции промышленность превосходит сельское хозяйство примерно в 7 раз, Австрия обеспечивает свои потребности в основных сельскохозяйственных продуктах на 85% за счет собственного производства.

Зависимость Австрии от внешнего рынка сказывается в том, что она ввозит недостающее энергетическое сырье и вывозит излишки продукции обрабатывающей промышленности.

Главный промышленный и сельскохозяйственный район страны — Придунайские земли. Здесь, на 1/5 территории Австрии, находятся ее жизненно важные хозяйственные центры. На остальной территории, особенно в высокогорной части Альп, преобладают почти не населенные местности, все еще мало связанные с внешним миром и между собой.

Как и в других небольших западноевропейских странах, промышленность Австрии отличается очень неравномерным развитием отдельных отраслей. Некоторые важнейшие отрасли обрабатывающей промышленности отсутствуют совсем, например авиастроение, а другие не имеют большого значения — к ним относятся автомобилестроение, производство электронного оборудования.

Горнодобывающая промышленность в связи с бедностью полезными ископаемыми играет крайне незначительную роль в хозяйстве, за исключением магнезитовой, имеющей экспортное значение. В тяжелой промышленности, которая по объему производства втрое превосходит легкую и пищевую, вместе взятые, повышенную роль играют отрасли, производящие не готовые изделия, а полуфабрикаты и электроэнергию, — металлургическая, лесопильная, целлюлозная, электроэнергетическая и др. В этих отраслях Австрия имеет избыточные мощности, и значительная часть их продукции экспортируется в западноевропейские страны.

Одно из слабых мест австрийской экономики — ее топливная промышленность. Австрия ввозит весь необходимый каменный уголь, больше половины бурого угля, около 4/5 нефти, почти половину природного газа. С начала 70-годов импорт первичных источников энергии по стоимости стал превосходить их производство внутри страны. Особенно большие расходы связаны с ввозом нефти и газа. На нефть и природный газ приходится примерно 60% всего потребления энергии, а на твердое топливо и гидроэнергию — по 20 %.

В стране добывают менее 2 млн. т нефти в год, причем постепенно ее добыча сокращается. Однако нефть залегает сравнительно неглубоко и отличается высоким качеством.

Бурый уголь залегает сравнительно глубоко, небольшими гнездами; его добыча составляет около 3-х миллионов тонн в год, причем она неуклонно сокращается.

Больше половины электроэнергии производится на многочисленных ГЭС, однако значение гидроэнергетики падает, быстрее растет производство электроэнергии на тепловых электростанциях. ГЭС построены главным образом на альпийских реках на западе страны, откуда часть электроэнергии передается в восточные районы, часть экспортируется и лишь немного потребляется на месте.

Особенно больших ГЭС на альпийских реках нет: самые крупные из них имеют мощность менее 350 тыс. кВт.

Огромные энергетические ресурсы Дуная начали использоваться лишь недавно, между тем именно придунайская и восточная части страны нуждаются в наибольшем количестве электроэнергии. На Дунае построено уже несколько ГЭС, но почти все они не имеют ни плотин, ни водохранилищ, поэтому мощности их невелики. Несколько ГЭС построено на пограничной с Германией реке Инн и используются обеими странами совместно.

Первая в Австрии атомная электростанция (мощностью 730 тыс. кВт) построена в Цвентендорфе, к западу от Вены.

Одной из важнейших отраслей австрийской промышленности стала в послевоенный период черная металлургия. Выплавка чугуна (около 3 млн. т в год) и стали (приблизительно 4 млн. т) превосходит потребности страны, и значительная часть черного металла идет на экспорт. Потребности металлургических заводов лишь на 3/4 покрываются за счет местной руды. Все легирующие металлы и металлургический кокс ввозятся из-за границы. Большая часть чугуна выплавляется в Линце, в Верхней Австрии, остальное— в Леобене (в Штирии). Производство стали примерно поровну распределяется между Линцем и Штирийским районом с его многочисленными, но некрупными сталеплавильными заводами. Австрия — родина нового, более эффективного технологического способа выплавки стали, а именно кислородно-конверторного, который все больше вытесняет мартеновский процесс.

В цветной металлургии имеет важное значение только производство алюминия. Развитие этой отрасли в Австрии, не имеющей в своих недрах бокситов, связано с использованием дешевой электроэнергии многочисленных ГЭС на р. Инн. Здесь, в Рансхофене, близ Браунау (в Верхней Австрии), построен один из крупнейших в Западной Европе алюминиевых заводов. Другие предприятия цветной металлургии не покрывают даже внутренних потребностей страны. Из местной руды выплавляется немного меди (Брикслег в Тироле) и свинца (Гайлитц в Каринтии).

Машиностроение хотя и образует ядро всей промышленности Австрии, однако развито в меньшей мере, чем в более индустриальных странах Европы. В результате Австрия несколько больше ввозит (по стоимости) машин, чем вывозит. Машиностроительные предприятия, как правило, невелики: на многих из них работает не более чем по 50 человек.

В больших количествах производятся машины и аппараты для легкой и пищевой промышленности, некоторые типы станочного оборудования, тракторы, оборудование для добывающей промышленности, в том числе нефтяной, электротехническое оборудование. Развитие электротехники происходило в значительной степени в связи с развитием электроэнергетики, поэтому главное место в ней занимает производство оборудования для ГЭС, линий высокого напряжения и т. п., а также электромоторов и кабеля. Производятся бытовые радиоприемники, электролампы, электробытовые приборы. В этой отрасли господствует несколько предприятий, почти все связанные с иностранным, в первую очередь с западногерманским, капиталом. Промышленная электроника развита все еще слабо, значительно слабее, чем электротехника. Крупнейший центр общего машиностроения и электротехнической промышленности — Вена. В транспортном машиностроении видную роль играет производство локомотивов (в Вене, Граце), мотоциклов, мотороллеров, а также речных и даже небольших морских судов (в Кор-нёйбурге, Линце).

Для Австрии довольно характерен комплекс отраслей, включающий заготовку древесины, ее обработку и производство целлюлозы, бумаги и картона. Значение лесопромышленного комплекса далеко выходит за пределы страны. Особенно славится Австрия производством горных лыж. На лесопродукты приходится около трети всего экспорта страны. Крупные заготовки древесины ведутся в горных районах Штирии. Пока еще менее развита промышленность по производству синтетических материалов, зависящая к тому же от западногерманского капитала. Тем не менее эта отрасль быстро развивается, чего нельзя сказать о текстильной промышленности. До сих пор еще преобладают небольшие текстильные фабрики, которые размещаются в неказистых малоэтажных зданиях. Но и здесь сказалось влияние научно-технической революции: станки-автоматы перерабатывают по преимуществу различное химическое волокно. Подавляющее большинство текстильных фабрик находится к югу от Вены — в Винер-Нёйштадтском промышленном районе — и на крайнем западе страны — в основном здесь же производится и ее первичная обработка. Для построенных в этом районе сотен лесопильных заводов сырья уже не хватает, поэтому стали ввозить из-за границы круглый лес.

Продукция химической промышленности мало вывозится за пределы страны. В ней пока еще преобладает технология «вчерашнего дня». Крупнейшее предприятие этой отрасли — азотно-туковый комбинат в Линце перерабатывает отходы коксования, из которых производит большое количество азотных удобрений. Очень крупная фабрика искусственного волокна в Ленцинге (в Верхней Австрии)

В производстве швейных изделий, особенно модных, по многовековой традиции, бесспорно, доминирует Вена, в которой в свое время тысячи ремесленных мастерских и мануфактур поставляли «венский шик» для императорского двора и столичной знати. Современная Вена по-прежнему производит товары, сделанные с большим вкусом, но уже для массового потребления.

Один из наиболее ярких пережитков феодализма в Австрии — сохранение майоратов. Так называются помещичьи владения, не подлежащие разделу между наследниками, продаже, дарению, а переходящие только по наследству старшему в семье или роде.

Более 2/3 продукции сельского хозяйства дает животноводство. Этому способствует и характер угодий: естественные луга и пастбища занимают более половины всей сельскохозяйственной площади. Кроме того, под посевами кормовых культур занято примерно четверть площади пашни. И еще часть кормов импортируется. Все это позволяет содержать 2,5 млн. голов крупного рогатого скота. В последнее время производство мяса и молока покрывает весь платежеспособный спрос населения.

Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве ставит в невыгодное положение мелкие и средние владения, не имеющие возможности приобретать современные средства производства, как это делают крупные хозяйства. Но тот же прогресс позволил повысить продуктивность сельского хозяйства по стране в целом и обеспечить за счет собственного производства потребности населения в пашня, то как пастбище.

Главные сельскохозяйственные культуры — пшеница, ячмень и сахарная свекла возделываются главным образом там, где теплый климат и плодородные почвы,— в придунайской части Австрии и на ее восточной равнинно-холмистой окраине. Здесь сеют также рожь, овес и картофель. Но их посевы распространены еще шире — они встречаются также в предгорьях Альп и горных долинах, на плато Шумавы. Вне горных районов распространены овощеводство, плодоводство и особенно виноградарство. Виноградная лоза выращивается только в теплых районах на северо-восточной и восточной окраинах страны.

Сеть путей сообщения в Австрии довольно густа, и не только на равнине, но и в горах, чему способствует значительная расчлененность Восточных Альп глубокими поперечными и продольными долинами.

Но, несмотря на глубокую расчлененность рельефа, все-таки пришлось пойти на сооружение многочисленных и дорогих инженерных сооружений: тоннелей, мостов, виадуков. В Австрии насчитывается свыше 10 тоннелей, длиной каждый более километра. Самой большой протяженностью отличается Арльбергский автомобильный тоннель (на границе между Тиролем и Форарльбергом), имеющий длину 14 км.

Строительство горных железных и автомобильных дорог не только способствовало освоению лесных, гидроэнергетических и других богатств горных районов, но и «открыло» красоты Альп для миллионов иностранных туристов.

Главные виды транспорта в Австрии — железнодорожный и автомобильный.

От Вены как крупнейшего железнодорожного узла лучеобразно расходятся важнейшие магистрали. Главная из них отходит в западном направлении, связывая придунайские и альпийские земли. На нее «нанизаны» четыре провинциальные столицы: Линц, Зальцбург, Инсбрук и Брегенц. В северо-западном направлении от этой трансавстрийской магистрали идут дороги на Чехию и Германию. Большое значение имеет отходящая от Вены на юго-запад Земмерингская магистраль, связывающая столицу с Верхней Штирией и Италией (портом Триест). Основные магистрали связаны двумя высокогорными линиями, пересекающими Альпы с севера на юг (Линц — Леобен и Зальцбург — Филлах).

Автомобильный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным в перевозках как грузов, так и особенно пассажиров. Теперь только междугородными автобусами перевозится вдвое больше пассажиров, чем по железным дорогам. За последние десятилетия построено несколько участков новых шоссейных дорог типа автострад, важнейшая из которых — магистраль Вена — Зальцбург. Рисунок сети автомобильных магистралей сходен со схемой железных дорог.

Единственная судоходная река Австрии — Дунай. Он судоходен на всем австрийском участке длиной в 350 км. Особенно многоводен он летом, когда тают горные снега и ледники. Все же на речной транспорт приходится менее десятой части общего грузооборота страны. Самый крупный речной порт Австрии — Линц, где металлургия потребляет огромное количество ввозимых в основном по реке каменного угля и кокса, железной руды и другого сырья. Ему по грузообороту более чем вдвое уступает Вена.

Экономика Австрии не может развиваться без тесных связей с зарубежными странами, причем ввоз ею товаров и капитала превышает их вывоз. Но предоставляемые ею услуги зарубежным партнерам по стоимости превосходят услуги, получаемые от них. Речь идет главным образом об иностранном туризме, который играет большую роль в экономике страны. Иностранных туристов привлекают красота и мощь Альп, здоровый климат страны, ее лечебные минеральные источники, многочисленные исторические и архитектурные памятники, богатейшие коллекции венских музеев.

Приезжих путешественников интересует также своеобразный быт крестьян-горцев, особенно тирольцев, сохранивших свои традиционные народные костюмы, обряды, фольклор.

В горах, особенно в Кицбюльских Альпах, находятся лучшие места для занятий горнолыжным спортом, на соревнования по которому приезжают десятки тысяч зрителей и участников. И конечно, Альпы остаются «Меккой» альпинистов.

В последние годы Австрию ежегодно посещает 11—12 млн. иностранных туристов, в том числе более 7 млн. из Германии, а остальные — главным образом из США, Нидерландов, Англии.

Внешняя торговля Австрии имеет отрицательное сальдо, т. е. импорт ее товаров по стоимости превышает экспорт. В отличие от наиболее экономически развитых стран Европы в экспорте Австрии значительное место занимают сырье и полуфабрикаты: древесина и продукты ее частичной переработки (например, целлюлоза), черные металлы, алюминий в слитках, искусственное волокно, азотные удобрения, магнезит, а также электроэнергия. Из готовой продукции вывозятся электротехнические изделия, некоторые виды машин и оборудования, речные суда. В небольшом количестве экспортируется продовольствие — главным образом продукты животноводства.

Ввозятся преимущественно готовые изделия, и в первую очередь потребительские товары; несколько меньшее значение имеет импорт машин и оборудования, автомобилей, изделий бытовой и промышленной электротехники и электроники. В больших количествах ввозятся нефть, природный газ, каменный уголь и кокс, металлоруды, натуральное волокно, химическое сырье, синтетические материалы для дальнейшей их переработки.

Ввозят также пищевые и вкусовые товары (зерно, растительные жиры, табак), продукты тропического земледелия, много кормов.

Первое место и в экспорте, и особенно в импорте Австрии занимает Германия.

Обзор стран мира
Добавить комментарий

  1. Гость

    Очень интересно узнать о сильной экономике Австрии. Эта страна известна своим инновационным подходом и высокими показателями благосостояния. Важный фактор – диверсификация экономики с преобладанием секторов, таких как туризм, автомобилестроение и финансовые услуги. Кроме того, благоприятные условия для бизнеса, сильная инфраструктура и качественная рабочая сила делают Австрию привлекательным местом для инвесторов и предпринимателей.

  2. Аноним

    Экономика Австрии является одной из самых стабильных и развитых в Европе. Благодаря инновационным подходам, высокому уровню внешней торговли и сильной финансовой системе, страна успешно справляется с вызовами глобального рынка. Важным фактором развития экономики Австрии является также высокий уровень образования и трудовой дисциплины населения. В целом, экономика Австрии продолжает демонстрировать стабильный и устойчивый рост, что способствует поддержанию благосостояния и улучшению жизни граждан.