Япония — однонациональная страна. Японцы составляют более 99% ее населения. По расовому облику, достаточно однородному, японцы представляют специфический вариант тихоокеанской ветви большой монголоидной расы.
Из небольшого числа национальных меньшинств, имеющихся в стране, наиболее многочисленны корейцы — около 600 тыс. человек. Они были ввезены в Японию в качестве рабочей силы в годы второй мировой войны и расселены в городах Центральной и Южной Японии. На острове Хоккайдо, в основном в сельской местности, в округе Хидака и отчасти в других округах, проживает около 16 тыс. айнов. Официально считаясь равноправными гражданами Японии, на практике айны подвергаются дискриминации. Поэтому основная часть айнов стремится скрыть свою национальную принадлежность и максимально уподобиться по образу жизни японцам, раствориться среди них. Большая часть молодежи говорит по-японски, айнский язык помнят только старики. Такая ситуация сложилась в течение последних десятилетий, а в начале XX в. айны еще полностью сохраняли свой уклад жизни, язык, духовную и материальную культуру.
Сейчас айнский народный костюм, обрядность, танцы можно увидеть на Хоккайдо лишь в качестве аттракциона для туристов, чем зарабатывает себе на существование часть айнского населения.
Среди отдельных этнографических групп большим своеобразием диалекта и некоторыми особенностями культуры (народным костюмом, обычаями), особенно прочно сохраняющимися в сельской местности на отдельных островах, отличаются жители Рюкю. В средние века они представляли особую народность со своей государственностью, а сейчас влились в японскую нацию в качестве ее особой этнографической группы, которая, в свою очередь, делится на ряд более мелких подгрупп соответственно отдельным группам островов архипелага. Этнографическим своеобразием, особыми обычаями отличается и крестьянское население некоторых других мелких островов и изолированных горных долин Японии. В этом отразилось влияние как расчлененного рельефа страны, так и ее многовековой феодальной раздробленности.
Совершенно специфическое этнографическое явление представляет собой каста «эта», официально именуемая ныне «буракумин» (сокращенно от «токусю бураку мин», или жители особых поселков). Это также наследие феодальной эпохи, когда наряду с четырьмя четко разграниченными сословиями (знатью, рыцарством, крестьянством и горожанами) выделялись в особую, фактически бесправную группу так называемые «люди подлых профессий» — кожевники, мусорщики, скоморохи и т. п. Потомки этих людей и по сей день живут в специально выделенных для них поселках, которых по всей Японии насчитывается около 600, а общая численность «буракумин» достигает 3 млн. человек. Официально жители этих поселков давно уравнены в правах с остальным населением Японии, но на деле их дискриминация во всех сферах общественной и производственной жизни сохраняется. По своим занятиям это преимущественно мелкие торговцы-лотошники, мусорщики, поденные неквалифицированные рабочие, огородники. Расселены они в основном в Юго-Западной Японии и ни по расовому типу, ни по диалекту ничем не отличаются от окружающего населения. Однако вынужденная эндогамность (ибо браки между «эта» и не «эта» чрезвычайно строго осуждаются обывательским мнением и почти не встречаются) и приниженное общественное положение превращают их в особую этнографическую группу кастового характера. Так как перечень специальных поселков широко известен, скрыть свое происхождение «эта» трудно, и доступ им к образованию и квалифицированному труду очень затруднен.
В основу общеяпонского государственного литературного стандартного языка (кокуго, или хёдзюнго) легли диалекты равнины Канто в окрестностях Токио. Этим языком сейчас владеет почти каждый японец. В то же время в стране имеются три большие группы диалектов, распадающихся на множество говоров. Каждый из диалектов имеет значительные фонетические и лексические особенности и на слух малопонятен носителям других диалектов. Сфера употребления диалектной речи ограничена семейно-бытовым общением и неуклонно сужается.
Система современной японской письменности очень сложна. Ее основу составляют китайские иероглифические знаки, каждый из которых обозначает определенное корневое понятие. Этими знаками записываются как заимствованные слова китайского происхождения (большей частью составленные из двух и более знаков), так и корни собственно японских слов. Таким образом, каждый знак имеет одно или два китайских чтения (измененных по законам японской фонетики, но восходящих к тем древнекитайским диалектам, из которых заимствовано включающее данный знак слово) и одно или несколько близких по значению исконно японских чтений. Какое из чтений следует выбрать в каждом конкретном случае, следует из контекста. Первоначально китайскими знаками пользовались для письма на древнекитайском языке, который долгое время был основным письменным языком для текстов делового и научного содержания, подобно латыни в средневековой Европе. Для записи исконно японских текстов, первоначально мифов и песен, использовались те же китайские знаки, но уже сообразно не их значению, а звучанию, т. е. каждый знак использовался для записи одного слога в собственно японском слове. Упрощаясь и изменяясь, слоговые знаки составили японскую слоговую азбуку «кана», состоящую из 50 слоговых знаков и существующую в двух вариантах — округлом (хирагана) и угловатом (катакана). В современном японском тексте корни большинства слов пишутся иероглифами, грамматические окончания и служебные слова — «хираганой», заимствованные слова европейского происхождения — «катаканой», хотя встречаются и тексты, почти сплошь написанные «хираганой».
Система латинской транскрипции японского языка (ромадзи) хорошо разработана, но имеет ограниченное применение, в основном на станционных вывесках, дорожных указателях и других надписях, адресованных скорее иностранцам, чем японцам.
В Японии весьма своеобразна религиозная ситуация. Древние родоплеменные культы многочисленных местных божеств и духов в процессе формирования раннесредневекового японского государства постепенно трансформировались в единую систему, которой было присвоено наименование «синто» (божественный путь). Центральное место в пантеоне «синто» занял образ солнечной богини Аматэрасу. В начале VIII в. различные японские мифы и легенды были сведены в единый текст священной книги синтоизма «Кодзики», в которой обожествлялась власть императорской династии, как происходящей непосредственно от потомков солнечной богини. В дальнейшем все большую роль в общественной жизни страны приобретали различные секты буддизма, который впервые проник в Японию еще в начале VI в. Однако буддизм не вытеснил синтоизма, а выработал с ним форму сосуществования, и оба культа исповедовались параллельно. В эпоху Токугава (XVII — середина XIX в.) буддийское духовенство было фактически включено в государственный административно-полицейский аппарат, а значение синтоизма ослаблено.
Но после буржуазной «революции Мэйдзи» 1868 г., проходившей под знаменем восстановления императорской власти, синтоизм был провозглашен государственной религией, обязательной для каждого верноподданного японца, будь он буддист, христианин или последователь одной из возникших в XIX—XX вв. сект.
В 1945 г., после поражения империалистической Японии во второй мировой войне, синтоистская церковь, несколько десятилетий бывшая своеобразным эпицентром шовинистической, монархической пропаганды, была отделена от государства. В настоящее время она существует в качестве независимой религиозной организации — Ассоциации синтоистских храмов (Дзиндзя кёкай).
В Японии действуют многочисленные крупные и мелкие буддийские секты, а также так называемые «новые религии» — вероучения синкретического характера, возникшие на основе буддийских или синтоистских культов с включениями элементов христианства и различных черт мелкобуржуазной идеологии.
Хотя за последние сто лет в Японии активно действовали европейские и американские католические и протестантские миссионеры, общая численность японцев, принявших христианство, не превышает 1 млн. человек. Подавляющая масса японцев, за исключением христиан и последователей «новых религий», сейчас малорелигиозна и может считаться стихийными атеистами. Тем не менее в японской официальной статистике их числят в своих рядах как синтоистская, так и буддийская церкви.
Японцы стойко придерживаются традиционной семейной обрядности, соблюдение которой считается необходимым условием приличий и достойного общественного поведения. А вся эта обрядность так или иначе связана с религией. Свадебные церемонии проводятся в синтоистских храмах. Встречаются, разумеется, и гражданские свадьбы, но ритуал их не разработан, и они представляют собой редкое исключение даже в среде прогрессивной интеллигенции. Проведение свадеб — основной источник доходов синтоистских храмов, которые в обычные дни посещаются в основном лишь пожилыми женщинами. Что же касается похоронных и поминальных церемоний, которым в Японии придается очень большое значение, то они проводятся только в рамках буддийской обрядности. Практически каждый японец (кроме христиан и адептов «новых религий»), даже бывший всю жизнь атеистом и не посещавший буддийского храма, будет похоронен при помощи буддийских священников и на кладбище при храме той буддийской секты, к которой принадлежали его предки.
Научно-технический прогресс последних десятилетий оказал большое влияние на состояние народонаселения Японии: усилилась урбанизация, выявились новые тенденции миграции и размещения трудовых ресурсов, изменился характер занятости рабочей силы, ее технический уровень, социальная структура.
Первая перепись населения по европейскому образцу проводилась в 1920 г., с тех пор переписи проводятся каждые пять лет. В 1980 г. общая численность населения составила 117 млн., по переписи 2004 года численность населения составила 127,3 млн. человек.
В Японии наблюдается преобладание женщин, которых в 1980 г. было 59,4 млн., мужчин — 57,6 млн.
Характерный для начала 20 века быстрый рост населения, когда число рождений доходило до 36 на 1000 человек, в 1960-х годах стал замедляться. В 1970-х годах рождаемость составляла до 20 на 1000 человек. По сравнению с коэффициентом смертности развитых стран Западной Европы коэффициент смертности в Японии ниже. Это обусловлено различными причинами, в частности улучшением медицинского обслуживания под давлением общественного движения.
С начала 1960-х годов в Японии происходит сокращение количества населения молодых возрастов: число детей и подростков до 14-летнего возраста снизилось с 35% в 1950 г. до 24% в 1975 г. Увеличилась доля населения от 15 до 60 лет (с 60 до 68%), число лиц старшего возраста достигло 8%.
Все экономически активное население Японии в 1980 г. исчислялось в 55 млн. человек. Это основная часть трудовых ресурсов страны в рабочем возрасте. В сельском хозяйстве и связанных с ним промыслах сосредоточивалась примерно 1/5, в промышленности – свыше 1/3 в сфере обслуживания — более 2/5 всего трудоспособного населения.
За период с 1950 по 1980 годы произошли значительные изменения в структуре занятости по отраслям: возросла роль занятых в обрабатывающей промышленности, в сфере услуг, в строительстве, в городском хозяйстве, на транспорте и в связи; расширилось число работающих в государственно-административном аппарате; зато заметно снизилось количество занятых в горнодобывающей промышленности (в результате закрытия шахт, главным образом угольных), а особенно велико было сокращение занятых в сельском и лесном хозяйстве (более чем в 3 раза).
К началу 1980-х годов общая численность рабочих исчислялась в 25 млн. человек, в том числе в производственной сфере (промышленность, транспорт, связь) — 15 млн. и в непроизводственной — 10 млн. человек.
Велика численность женщин (преимущественно молодых возрастов), вовлеченных в производство, — от 30 до 40% от всех занятых. Это значительно больше, чем во многих странах Западной Европы. Доля женского труда высока не только в старых отраслях промышленности (например, текстильной), но и в некоторых новых, особенно в радиоэлектронике.
Пережитком старины является существенное различие в оплате женского и мужского труда. Имеют место также увольнения замужних женщин, что практикуется на крупных предприятиях.
Хотя число занятых на крупных предприятиях страны с начала 1960-х годов увеличилось, однако, как и раньше, трудовые ресурсы Японии распылены по многочисленным мелким и средним предприятиям, где работает почти 1/3 всех рабочих страны.
На мелких предприятиях (а часто и на многих средних) складываются специфические трудовые отношения, резко отличающиеся от отношений на крупных заводах и фабриках. Рабочие этих предприятий в большинстве случаев представляют собой отсталую, раздробленную, часто бесправную массу, находящуюся вне профсоюзов; более резкие формы носит дискриминация работниц, между хозяевами и рабочими до сих пор еще сохраняются старые традиции патернализма.
Во время ускоренного экономического развития Японии, с середины 1950-х до начала 1970-х годов, в стране почти не было безработицы. Молодежь массами устремлялась из деревень в города, и практически каждый находил себе ту или иную работу. Положение коренным образом изменилось в 1974—1975 гг., появились биржи труда, регистрационные центры. Уже в 1975 г. безработных насчитывалось до 1 млн. человек, а к 1982 г. число полностью безработных составило более 1,2 миллионов.
В тяжелом положении находится молодежь, найти ей работу становится все труднее. Это особенно относится к выпускникам высших учебных заведений, а они каждый год пополняют рынок труда.
В последние десятилетия весьма высокими темпами росло население городов. В конце 1940-х годов на долю городского населения приходилась 1/3, а на долю сельского — 2/3. Соотношение изменилось к концу 1970-х годов: в сельской местности оставалась всего 1/4 населения страны, а в городах численность его увеличилась до 3/4 (по уровню урбанизации Япония не отстает от Германии, Великобритании и Франции).
Столь стремительная миграция привела к еще большему усилению урбанизации: если городов с населением 100 тыс. и выше в 1950 г. насчитывалось 60, то четверть века спустя их стало около 200. В 1953 г. был издан закон об укрупнении населенных пунктов. К категории «город» стали относить населенные пункты с числом жителей от 50 тыс. человек.
Десять самых крупных городов Японии насчитывают от 1 до нескольких миллионов жителей (в млн.; перепись 2005 г.): Токио — 8,5, Осака — 2,6, Йокогама — 3,7, Нагоя — 2,2, Киото — 1,46, Кобе — 1,53, Саппоро — 1,88, Китакюсю — 1,0, Кавасаки — 1,3, Фукуока — 1,0.
Массовое переселение в города привело к расширению городских территорий, формированию густонаселенных предместий и городов-спутников, превратившихся в «созвездия городов» (мегалополисы).
Особенно велики размеры столичной агломерации Кэйхин (главные города — Токио, Йокогама, Кавасаки, Тиба), население которой к 1980 г. исчислялось в 27 млн. человек. К числу крупнейших агломераций в Японии можно отнести: Хансин — сочетание городов Осака, Кобе, Киото — с населением 17 млн. человек; Тюнё — город Нагоя и его спутники с населением около 10 млн. человек; агломерацию на северо-востоке Кюсю, возникшую в 1963 г. после слияния пяти портовых городов (Модзи, Кокура, Тобата, Вакаяма, Явата), с населением до 2 млн. человек; агломерацию на Хоккайдо (Саппоро, Отару) — около 1,5 млн. человек.
Таким образом, к середине 1970-х годов сформировалось пять особо крупных агломераций, население которых (более 57 млн. человек) составляет почти половину населения страны.
Урбанизация сказалась на внешнем облике городов. В японских городах стали все чаще сооружаться многоэтажные постройки в стиле абстракционистского конструктивизма. Однако окраины больших городов и провинциальные города в основе все еще сохраняют свой старинный национальный колорит.
При классификации японских городов учитываются различные этапы их историко-экономического развития. Первый тип городов — это старинные центры страны, образовавшие главные экономические районы: Токио, Нагоя, Осака. Второй тип — это города, сформировавшиеся в результате экономического развития новых районов, например города на Хоккайдо: Саппоро, Отару, Муроран, Асахигава и др. Третий тип городов — это специализированные города, в ряде случаев возникшие давно, но пережившие новый этап развития, тесно связанные с той или иной отраслью производства. К ним относятся: Ёккаити — город нефти (на острове Хонсю); Китакюсю — город металла — и Миике — город угле-химии (на Кюсю); Бэсси — город меди (на Сикоку); Хакодате — рыбопромысловый центр, Юбари — шахтерский город, Томакомай — центр целлюлозно-бумажного производства (на Хоккайдо).
Большинство старинных японских городов выросло вокруг резиденций феодальных владетелей, княжеских замков или крупных буддийских монастырей. Центральная часть города, примыкающая к замку, обычно имеет прямоугольную планировку. В таких старинных городах, как Киото, эта планировка охватывает всю основную часть города. В дальнейшем, разрастаясь, города включали в свои пределы все новые и новые деревни и загородные усадьбы, отчего планировка его окраин становилась хаотичной и запутанной. Так в отличие от Киото сложился облик Токио. Что касается сельских поселений, то в Центральной Японии, на равнинах, в районах древнего орошения, преобладают кустовые поселения более или менее прямоугольной планировки, вписанные в сетку укреплений, дамб, оросительных каналов. В горных районах чаще встречаются линейные поселения, вытянутые по склону вдоль дороги. Кое-где, например на равнине Тонами (близ Тояма), на севере Хонсю и на Хоккайдо, встречается и хуторской тип расселения.
Япония — это удивительная страна с богатой культурой и историей. Ее население превышает 126 миллионов человек, что делает ее одной из самых плотно населенных стран в мире. Японцы известны своим трудолюбием, технологическими достижениями и уникальным образом жизни. Их уважение к традициям и глубокому признанию ценностей делает Японию уникальной и привлекательной для многих. Япония — это место, которое одновременно олицетворяет современность и сохраняет свое уникальное наследие.