Экономика Турции

Турция

Турция наших дней — это аграрно-промышленное капиталистическое государ­ство с невысоким в целом уровнем разви­тия производительных сил, довольно зна­чительными пережитками феодализма в сельском хозяйстве и четко прослежива­емыми чертами экономической зависимо­сти от империалистических монополий Западной Европы и США. По ряду важ­ных признаков она продолжает отно­ситься к группе развивающихся стран. В международном капиталистическом разделении труда она играет роль аграрно-сырьевой периферии.

Специфика пройденного Турцией пути общественного развития состоит в том, что формально, юридически, она никогда не лишалась своего национального суве­ренитета, хотя фактически была на поло­жении полуколонии западных держав. Кроме того, Турция, совершившая анти­империалистическую революцию еще на первом этапе общего кризиса капитализ­ма, получила возможность начать борьбу за экономическое освобождение значи­тельно раньше других колониальных и зависимых стран. Вот почему она имеет более продолжительный по времени «стаж» развития по капиталистическому пути, равный целому полувеку. За это время капитализм как общественная фор­мация занял определяющие позиции во всех отраслях и сферах экономики, под­чиняя все остальные уклады и системы производства.

Путь буржуазного развития ознамено­вался для Турции противоречивыми ре­зультатами. Социально-экономические реформы Ататюрка, постепенное вытес­нение из хозяйства иностранного капи­тала способствовали оживлению экономической жизни страны и создавали пред­посылки для ускоренного развития про­мышленности и сельского хозяйства. За полвека (1923—1973) объем националь­ного производства в Турции вырос в 10 раз. Происходили, хотя и очень мед­ленно, определенные сдвиги и в структуре хозяйства. Так, доля промышленности (включая строительство) в валовом на­циональном продукте поднялась с 10% в 1927 до 26% в 1976 г., а доля сельско­го хозяйства соответственно упала с 67 до 24%.

За пятьдесят лет республики в не­сколько раз повысился выпуск про­мышленной продукции на душу насе­ления. Кроме производства товаров ши­рокого потребления (продовольствие, одежда, обувь) в стране были заложены основы топливно-энергетической, метал­лургической, химической и металлообра­батывающей отраслей, объем производ­ства в которых возрастал значительно быстрее, чем в старых традиционных отраслях (текстильной, пищевкусовой и др.). Ныне Турция производит чугун и сталь, цемент и стекло, станки и электро­оборудование, суда и холодильники, со­бирает автомашины и тракторы.

Нельзя не отметить при этом, что в Турции начавшей раньше других освободив­шихся государств строительство незави­симого национального хозяйства, возник­ли экономические явления, которые впо­следствии стали характерными для мно­гих развивающихся стран Азии и Африки.

Общеизвестно, например, то, что Ту­рецкая Республика была в числе первых развивающихся стран, сделавших в своей экономической политике упор на всесто­роннее развитие государственного секто­ра. Курс на активное вмешательство госу­дарства в экономическую жизнь получил в Турции наименование политики эта­тизма.

Государственный капитализм в Турции предполагал активное вмешательство буржуазного государства в экономику с целью ускоренного развития в стране капитализма путем создания государ­ственного сектора в базовых отраслях хозяйства, требующих больших капита­ловложений, и проведения мероприятий экономического регулирования, направленных на активизацию частного пред­принимательства, на укрепление полити­ческой и экономической независимости страны. Другими словами, турецкий эта­тизм — это политика форсированного развития капиталистических отношений в слаборазвитой стране, борющейся за эко­номическое освобождение.

В 30-х годах этатизм стал важнейшим принципом экономической политики ту­рецкого правительства. Строительство современных фабрик и заводов, шахт и пиков, железных и шоссейных дорог, основание банков и других кредитно-фи­нансовых институтов, непосредственное вмешательство государства в сферу сель­ского хозяйства и внешней торгов­ли— таков далеко не полный перечень этатистских мероприятий, проводивших­ся в эти годы. Теперь в руках государства находятся весь железнодорожный тран­спорт, средства связи, 1/2 морского тран­спорта, 3/4 кредитно-банковской системы, около 1/3 обрабатывающей и большая часть добыва­ющей промышленности, а также практи­чески все электростанции.

Следует также напомнить, что Турция была первой развивающейся страной Азии еще в 30-х годах начала составлять перспективные программы экономического развития. На основе реализации довоенных планов промышленного развития были постро­ены текстильные фабрики (некоторые из них с помощью Советского Союза) и сахарные заводы, электростанции и пер­венец черной металлургии — комбинат в Карабюке.

Вместе с тем, избрав капиталистиче­ский путь, Турция не смогла решить глав­ных задач национального развития: преодолеть вековое технико-экономическое отставание от промышленно развитых го­сударств Запада, создать многоотрасле­вое высокоразвитое хозяйство, ликвиди­ровать неравноправное положение стра­ны в международном разделении труда, существенно поднять жизненный уровень населения города и деревни.

За полвека доход на душу населения увеличился только в три раза и Турция продолжает оставаться страной низкого подушевого дохода.

С целью повышения темпов хозяй­ственного развития и ликвидации эконо­мической отсталости страны турецкое правительство вновь обратилось к си­стеме планирования. Вслед за двумя пяти­летними планами, которые осуществля­лись в 1963—1972 гг. и обеспечили при­рост производства почти на 7%, Турция с 1973 г. приступила к реализации третьей программы развития.

Экономическая неразвитость порожда­ет ряд острых общественных проблем. Страна, где с земледелием и животновод­ством связано 2/3 самодеятельного насе­ления, не может полностью обеспечить себя продовольствием. Турция оказалась в стабильной позиции импортера продук­тов питания: ныне она ежегодно закупает в США и других странах Запада 500—600 тыс. т пшеницы, кормовое зерно и жиры.

Не менее остро стоит проблема занято­сти. Из 15 млн. человек самодеятельного населения 3 млн. вовсе не имеют рабо­ты, а свыше 800 тыс. в поисках куска хлеба эмигрировали в страны Западной Европы (из них 600 тыс. — в ФРГ). Однако экономический кризис в Запад­ной Европе закрыл двери перед теми, кто собирался ехать сюда на заработки. На родину возвращаются десятки тысяч ту­рок, ставших «ненужными» в ФРГ и других странах, пополняющих армию хронических безработных.

Причина переживаемых Турцией эко­номических трудностей — отсталые об­щественные отношения, являющиеся следствием недостаточности социально-экономических преобразований. Основ­ной тормоз в развитии деревни — архаич­ная система землевладения, порожда­ющая живучесть феодальных пережит­ков. В руках помещиков находится около 1/3 обрабатываемых площадей, а вместе с кулаками доля их владений достигает почти 50 %. Некоторые поместья зани­мают более 1000 га. Мелкие хозяйства, с участками до 5 га, составляют 58% всех хозяйств, но занимают лишь четверть обрабатываемых площадей. Около 25% крестьянских семей вообще не имеют земли и вынуждены работать на чужой земле в качестве арендаторов и батраков. В  целом  контингент  безземельного  и малоземельного крестьянства охватывает почти 1/4 жителей турецкой деревни. Но ошибочно полагать, что в турецкой деревне ничего не изменилось. В насто­ящее время для обработки земель используется большое количество сельскохозяйственной техники. Парк сельскохозяйственных машин непрерывно растет. Тракторным плугом ныне вспахивается около половины полей (принадлежащих крупным землевладельцам). Ими же ши­роко применяются теперь комбайны, се­ялки, веялки и другие сельскохозяйствен­ные машины. Возросло использование минеральных удобрений и ядохимикатов.

Естественно, все это не может не влиять на урожайность в хозяйствах, применя­ющих машины, и ведет к некоторому ослаблению остроты продовольственного кризиса. Но нельзя упускать из виду и социальный аспект механизации. Круп­ные землевладельцы, покупая машины, сгоняют с земли крестьян-арендаторов и основывают на ней крупные современ­ные фермы по производству на мировой рынок хлопка, табака, фруктов. О по­следствиях механизации для крестьян го­ворит такая цифра: 350 тыс. крестьян­ских семей лишились за последние 20 лет земли и средств существования. Часть членов этих семейств стала работать на фермах помещиков, превратившихся в капиталистических предпринимателей, другая — в поисках работы ушла в город. На протяжении полувека руководители Турецкой Республики безуспешно пыта­лись решить аграрную проблему, которая затрагивает судьбы не только 62 % трудо­вого населения страны, занятого в сель­ском хозяйстве, но и всей экономики, по-прежнему базирующейся на этой от­расли. Одна из таких попыток была пред­принята сразу же после окончания вто­рой мировой войны. Однако крупные землевладельцы, имевшие прочные по­зиции в парламенте и правительстве, не пустили вторжения в область их част­ной собственности, и реформа свелась к разделу пустующих земель казны.

В июне 1973 г. парламент Турции под давлением острой экономической необходимости принял, наконец, решение о проведении аграрной реформы. Однако при предшествующей расстановке политических сил она практически не ущемила интересы землевладельцев и мало повлияла на остроту земельного голода крестьянства. Реформой предполагалось охватить не всю страну, а лишь ряд районов. За 15 лет наделы должны были получить при­мерно 0,5 млн. безземельных и малозе­мельных крестьян, что составляет лишь 1/6 общего их числа. Однако в ноябре 1976 г. конституционный суд Турции приостановил действие закона о земель­ной реформе 1973 г. по причине «его не­соответствия интересам страны» и обязал правительство разработать новый законопроект.

Основа сельского хозяйства Тур­ции — растениеводство, дающее 30% (по стоимости) продукции этой отрасли. Обрабатывается в настоящее время более 27 млн. га территории страны. Турция — страна богарного земледелия, ибо искусственно орошается лишь деся­тая часть пашни. В растениеводстве пер­венство по площади принадлежит зерно­вым культурам, прежде всего пшенице и ячменю. В меньших количествах выра­щивается также кукуруза, рожь, овес, просо и рис. Основной район развитого земледелия,   житница   Турции — западная и северная части Внутренней Анатолии. Этот район дает половину урожая зерна в масштабе страны в целом .

Технические культуры возделывают на относительно небольшой площади (около 15 % всех посевов), но их роль в экономике высока, так как они обеспечивают местную промышленность сырьем и состав­ляют вместе с фруктами и орехами основу экспорта. Из технических культур наибо­лее важен хлопчатник, преимущественно американских средневолокнистых сортов, выращиваемый в  Эгейском районе и долине Чукурова. Турция, доведя сбор хлопка-волокна до 0,5 млн. т, стала одним из крупнейших производителей этого ценного сырья. Выращиваемые на севере и западе Турции табаки по своим ароматическим свойствам принадле­жат к числу лучших в мире (сбор в 1970—1975 гг. — от 130 до 170 тыс. т). Сахарная свекла в отличие от первых двух культур производится не на экспорт, а исключительно для внутреннего по­требления (сбор в 1970—1975 гг. — 4—6 млн. т). Значительное место зани­мает выращивание винограда, инжира, цитрусовых, оливок, фундука и грецких орехов. Если Внутренняя Анатолия — кормилица Турции, то приморские рай­оны — главные производители экспорт­ных культур.

Животноводство — вторая по важности отрасль сельского хозяйства. Но продук­тивность его невелика. Так, имея при­мерно равное с Германией поголовье крупного рогатого скота, она производит молока в пять раз меньше, чем в Германии.

Мелкий рогатый скот преобладает над крупным в соотношении 3/1— явление в целом типичное для сре­диземноморских стран, где скотоводство приспособлено к сухим степям и горным пастбищам. Важное экспортное значение имеет разведение ангорских коз, дающих высококачественную шерсть мохер. В районе Бурсы сохранилась старинная отрасль сельского хозяйства — разведе­ние тутового шелкопряда.

В середине 20 века доля промышленности была меньше (по сто­имости продукции), чем доля сельского хозяй­ства. Однако во второй половине 20 века происходило дина­мичное развитие промышленности. В 1975 г. промышленность обогнала сельское хозяйство в доле национального продукта. Произошел определенный качественный сдвиг в структуре экономи­ки. Доля промышленности в настоящее время в экономике страны составляет около 28 %, сельского хозяйства — 15 %, строительства — 6 %, услуг — 51 %. В развитии экономике страны особое внимание уделяется вопросам индустриализации стра­ны. Критерием успехов Турции в эконо­мическом развитии отныне являются доля промышленности в национальном доходе страны, средние годовые темпы роста промышленного производства, наконец, размер капиталовложений, выделяемых на развитие этой отрасли. В соответствии с этой доктриной на цели промышленного развития выделено 45 % валовых капита­ловложений. Основу турецкой промыш­ленности составляет обрабатывающая промышленность, на долю которой при­ходится около 80—82% стоимости всей продукции; затем идет добывающая (око­ло 10%) и энергетика (7—8%). В отли­чие от ряда стран Ближнего и Среднего Востока, имеющих крупные валютные поступления от экспорта нефти и газа, Турция не удовлетворяет даже собствен­ных потребностей в топливно-энергети­ческих ресурсах и импортирует нефть. Большинство турецких нефтяных место­рождений находится в восточной и юго-восточной частях страны. В Турции пять нефтеперегонных заводов совокуп­ной мощностью 15 млн. т в год. Крупней­шие из них в Ярымджа, близ Измита, и в Мерсине. Около половины электроэнер­гии дают ТЭС, работающие на нефти и нефтепродуктах, примерно четверть — электростанции на каменном и буром уг­ле и четверть — гидроэлектростанции. Одна­ко ежегодный дефицит превышает 1 млрд. кВт-ч. Большая часть турецких деревень не имеет электрического освещения. В конце 1974 г. на Евфрате была введе­на в эксплуатацию Кебанская ГЭС мощ­ностью 1,2 млн. кВт. Построена ГЭС на р. Ешиль-Ирмак.

Установленная мощность действующих в Турции электростанций к концу 2005 года достигла 38,82 ГВт, а прирост по сравнению с имевшимися в 2004 году — 36,824 ГВт, или 5,4%). В прошедшее десятилетие и до самого последнего времени энергетика развивалась главным образом за счет строительства ТЭС на природном газе и ГЭС. Турция располагает 161 ТЭС, 145 ГЭС и двумя станциями на энергии ветра. В общем производстве электроэнергии, достигшем в 2005 году 161 млрд кВтч (прирост по сравнению с 150,7 млрд кВтч в 2004 году — 7%), доля ТЭС составляет 75,48%, гидроресурсов — 24,48%, доля использования ветроэнергетических установок — 0,035%. Генерация 70,96 млрд кВтч (43,8% общего объема) была обеспечена в 2005 году за счет использования природного газа, что является достаточным для объяснения растущего беспокойства Турции по поводу роста цен на энергоносители и намерения максимально использовать местный потенциал, а именно: месторождения лигнитов и гидроресурсы, провести широкую программу модернизации турецких электростанций и обеспечить развитие атомной энергетики.

Правительство Турции объявило о решении строительства первой атомной электростанции на Средиземноморском побережье. Местом для будущей АЭС было решено выбрать Аккую. Прежний план строительства ядерного реактора в Аккую, в южной провинции Мерсин, был отвергнут в июле 2000 в связи с финансовыми трудностями и протестами групп по защите окружающей среды в Турции и соседних Греции и Кипре. Строительство завершится в 2013-2014. Ведутся подготовительные работы для создания второго реактора в Турции, недалеко от черноморского города Синоп. Сообщается, что Анкара намерена построить три АЭС, в целях предотвращения возможной нехватки энергии в будущем и независимости от иностранных поставок.

Добывающая промышленность кроме топлива (уголь, нефть) дает железную, медную, свинцово-цинковую и марганце­вую руды, бораты, вольфрам, серу. Довольно интенсивно разрабатываются богатейшие месторождения хромитов. Ведутся разработки каменной, озерной и морской соли.

Наиболее развитые отрасли обрабаты­вающей промышленности — пищевкусо­вая, текстильная, химическая и производ­ство строительных материалов. Создана черная и цветная металлургия. Металлур­гические заводы в Карабюке и Эрегли дают около 1,5 млн. т стали в год. Построен металлургический завод в Искендероне. Функционируют свинцово-цинковый комбинат в Кайсери, алюминиевый комбинат в Сейдишехире, медеплавиль­ные заводы в Самсуне, Эргани и Мургуле.

Производство средств производства находится на стадии формирования. Выпу­скается небольшое число токарных, фре­зерных, строгальных и ткацких станков, аппаратов для электрогазовой сварки, па­ровых котлов, различных прессов и эле­ктрооборудования (аккумуляторов, бата­рей, силовых трансформаторов, моторов, кабеля).

Широкое распространение получила автомобильная промышленность. На территории страны находится большое количество автосборочных заводов. По лицензиям западноев­ропейских и американских компаний производятся грузовые автомашины, автобусы и микроав­тобусы, легковые автомобили.

Распространены электротехнические и электрон­ные предприятия, специализирующиеся на сборке высокотехнологичной техники (телевизоров, бытовой техники).

В стране 10 судоремонтных и судостроительных заводов; находятся они в бухте Золотой Рог, заливе Измит и в проливе Босфор. Железнодорожный под­вижной состав выпускают на заводах в Адапазары и Эскишехире. Шесть заводов сельскохозяйственных машин собирают трактора и другую сельскохозяйственную технику. Один из этих заводов — в Мерсине — изготовляет и собирает зерноуборочные ком­байны. Химическая промышленность Турции представлена семью заводами хи­мических удобрений в Кютахье, Мерсине, Ярымдже, Измите, Искендеро­не. Элязыге, мыловаренными заводами в окрестностях Айвалыка и Измира (поблизости от заводов оливкового масла, служащего сырьем для изготовления мыла), шинными и резиновыми предпри­ятиями в Стамбуле, Измите, Анкаре и Адапазары. Промышленность строймате­риалов состоит из более 30 цемент­ных заводов, крупных стекольных заводов в Пашабахче, Чайирова (оба в районе Стамбула), а также сети мелких кирпич­ных предприятий.

Пищевая промышленность по стоимо­сти продукции занимает первое место среди отраслей обрабатывающей промышленности Турции. В стране до полу­сотни заводов овощных и фруктовых консервов (главным образом на побере­жье Эгейского и Мраморного морей). Во всех крупных городах есть мукомольные заводы и макаронные фабрики. Неболь­шие мукомольные заводы производят местный вид крупы булгур, изготов­ляемый из твердых сортов пшеницы. В стране 18 сахарных заводов, много маслобойных предприятий, два маргари­новых завода (в Стамбуле и Измире).

Текстильные предприятия страны вы­рабатывают хлопчатобумажные, шерстя­ные и шелковые ткани, а также изделия из искусственных и синтетических воло­кон. Расположены они в самых различ­ных районах и городах. Одним из старей­ших предприятий является текстильный комбинат в Кайсери, построенный в 1930-х годах с помощью Советского Союза; хлопкопря­дильная фабрика в Газиантепе, соору­женная в 1970-х годах.

Железные дороги Турции (их общая длина 8,5 тыс. км) преимущественно одно­колейные, со слабой пропускной способ­ностью.

Относительно густая сеть автодорог появилась в Турции после второй ми­ровой войны. Общая протяженность их — 67 тыс. км. Автотранспортом ны­не перевозится около 85% грузов и пас­сажиров.

Для Турции, морские границы которой в три раза превышают сухопутные, тон­наж торгового флота относительно неве­лик — 0,9 млн. брутто регистровых тонн. Своим флотом страна полностью обеспе­чивает лишь каботажные перевозки, а большая часть внешнеторговых грузов транспортируется судами под иностран­ными флагами. Основные порты — Стамбул, Измир, Зонгулдак, Самсун, Трабзон, Мерсин, Искендерон, Эрегли. Кроме того, имеется много мелких портов и пристаней, обслуживающих преимуще­ственно суда каботажного плавания.

Через Турцию проходят важные между­народные авиалинии, связывающие госу­дарства Западной Европы со странами Среднего и Дальнего Востока. В 1933 году была основана национальная авиакомпания Turkish Airlines. Турецкая гражданская авиация располагает большим количеством самолетов, обслуживающих как внутренние так и международные маршруты. Аэропорты международ­ного значения: Ешилькёй (Стамбул), Эс-сенбога (Анкара), Чигли (Измир), Адана. В Турцию совершают авиаперелеты известные иностранны­е компании: КЛМ, САС, «Эйр Франс», «Brussels Airlines» и др. Также в Турцию совершается большое количество чартерных рейсов в том числе и российскими авиакомпаниями (Аэрофлот, S7, Кавминводыавиа, и др.)

Важную роль в экономике Турции играет внешняя торговля. Объем внешне­торгового оборота быстро растет; увели­чилось число стран — торговых партне­ров Турции; расширилась номенклатура импортных и экспортных товаров. В основе этих изменений лежат такие разнородные причины, как расширение сотрудничества в результате ослабления международной напряженности, научно-техническая революция, потребности эко­номического развития Турции.

За период с 1998г. по 2005г. экспорт Турции вырос более чем в 10 раз. Однако его доля в ВНП страны невелика. Для современного этапа развития турецкого экспорта характерно значительное удорожание условной единицы вывозимой продукции, что, в свою очередь, является отражением изменений, наметившихся в структуре экспорта Турции. К числу важнейших из них следует отнести увеличение в вывозе удельного веса промышленных изделий при одновременном падении доли сельскохозяйственных товаров. Основу турецкого экспорта составляют сельскохозяйственные товары, хотя их удельный вес в общей стоимости экспорта постепенно снижается.

В экспорте сельскохозяйственных това­ров основное место занимает хлопок, отнявший лавры первенства даже у зна­менитого турецкого табака. Вывозится около половины всего сбора хлопка, что обеспечивает стране до трети экспортной выручки. Среди капиталистических стран Турция занимает шестое место по экспорту этого важного сырья.

Если многие годы после войны основ­ным внешнеторговым партнером Турции были США, то после присоединения ее в 1964 г. в качестве ассоциированного члена к «Общему рынку» первенство перешло к этой региональной группировке западных держав. Следует подчерк­нуть, что присоединение к «Общему рын­ку» вызывает в Турции растущую тревогу за судьбу национальной экономики. По мере завершения переходного периода ассоциации Турция постепенно снижает таможенные пошлины на товары членов «Общего рынка» и в 1995 г. были сняты таможенные барьеры. Национальная промышленность, существование кото­рой до сих пор поддерживалось различ­ными протекционистскими мерами, столкнулась с серьезной конкурен­цией как внутри страны, так и за грани­цей.

С середины 60-х годов четко обозначи­лась тенденция расширения внешнеэко­номических связей с социалистическими странами, прежде всего с Советским Сою­зом. Одна из старейших форм экономиче­ских отношений между СССР и Турци­ей — внешняя торговля, которая с самого начала строилась на принципах равнопра­вия и обоюдной выгоды. В советских поставках Турции неуклон­но повышается удельный вес машин и другого промышленного оборудования. На турецком рынке СССР закупало тра­диционные экспортные товары этой стра­ны, такие, как цитрусовые, табак, масли­ны, фундук, изюм, живой скот, кожу, хло­пок, шерсть.

В 1967 г. Советский Союз подписал с Турцией соглашение о поставках обору­дования, материалов и об оказании услуг в развитии ее национальной индустрии. Самым большим предприятием, сооруженным при помощи СССР, является метал­лургический завод близ города Искендерона, начальной мощностью 1 млн. т ста­ли, а конечной — 4 млн. т. При экономи­ческом и техническом содействии Совет­ского Союза в Сейдишехире построен алюминиевый комбинат мощностью 60 тыс. т алюминия в год. Советский Союз принимал участие и в сооружении нефтеперерабатывающего завода близ Измира, завода по производству серной кислоты в городе Бандырме и предпри­ятия, выпускающего древесноволокни­стые плиты в Артвине. Благодаря созда­нию этих предприятий получили работу свыше 50 тыс. человек. В конце 1973 г. было подписано советско-турецкое согла­шение о сотрудничестве в строительстве плотины и водохранилища на погранич­ной р. Ахурян (Арпачай). В июле 1975 г. и марте 1977 г. были подписаны новые меж­правительственные соглашения о даль­нейшем развитии экономического и технического сотрудничества на долговре­менной основе.

На основе межправительственного соглашения, заключенного в 1987 году Турция закупает у России природный газ. Объем двусторонней внешней торговли между Турцией и Россией в 2004 году составил около 11 млрд долларов США. На территории России турецкими строительно-подрядными компаниями выполняется значительный объем работ. В то же время российское участие в реализации отдельных проектов в Турции не превышает 400 млн. долларов.

Развиваются внешнеэкономические связи Турции и с другими странами, прежде всего с Болгари­ей. Венгрией, Польшей, Румынией и Чехией.

На наших глазах происходит развитие в Турции туризма как источника иностран­ной валюты. Строятся отели, мотели, кемпинги. Улучшается уровень туристического сервиса. Число посещающих страну ино­странных туристов возросло.

 

Dave
Оцените автора
Обзор стран мира
Добавить комментарий