Экономическая политика сирийского правительства направлена на укрепление материальной базы, на преодоление технико-экономической отсталости и ликвидацию феодальных пережитков. В целях усиления своей национальной независимости Сирия первой из стран Арабского Востока встала на путь национализации различных предприятий иностранных монополий.
Начиная с 1950-х годов национализированы многие железные дороги, иностранные компании по производству электроэнергии, крупные и часть средних предприятий, принадлежавших сирийским капиталистам, ограничена до 50% доля участия иностранного капитала в местных компаниях.
С национализацией в 1972 г. проходящих через территорию САР нефтепроводов и другой собственности компании «Ирак петролеум» позиции западного капитала в Сирии были окончательно подорваны.
Национализированные предприятия составили основу государственного сектора, на долю которого уже приходится 75% валового объема промышленной продукции и более 70% внешнеторгового оборота.
В рамках госсектора созданы специализированные государственные компании, охватывающие отдельные отрасли хозяйства.
Для 70х годов XX века характерно укрепление и расширение торгово-экономического и технического сотрудничества с СССР. Предоставляемые ими кредиты используются Сирией для укрепления государственного сектора. Советский Союз оказал содействие САР в строительстве почти 50 промышленных объектов, в том числе в сооружении Евфратского гидроэнергетического комплекса, в разведке и освоении нефтяных месторождений.
Ведущая отрасль экономики Сирии — сельское хозяйство. Чтобы представить его значение, достаточно следующих данных: на долю сельскохозяйственного сектора приходится до 30% национального дохода и до 70—75% экспорта страны. Земледелие распространено главным образом в западной части страны; это равнины северо-западной и юго-западной Сирии, долина р. Эль-Аси (Оронта) и примыкающее к ней плато, а также Средиземноморское побережье. Имеющиеся в северо-восточной части страны обширные земельные массивы, пригодные для
обработки (земли Верхней Эль-Джазиры и долины Среднего Евфрата), используются незначительно. На остальной территории, исключая Сирийскую пустыню, распространено полукочевое и кочевое скотоводство с отдельными очагами земледелия оазисного типа.
Площадь, пригодная для возделывания сельскохозяйственных культур, составляет 8,7 млн. га или 45% всей площади страны. Используется, однако, только 6,2 млн. га. Из них орошаемых земель всего — 600 тыс. га. Однако эти земли более чем в два раза продуктивнее богарных: стоимость продукции, полученной на них, достигает 30% общей стоимости сельскохозяйственной продукции страны. САР располагает значительными возможностями для расширения орошаемых земельных площадей. Только за счет рек, по утверждению сирийских специалистов, можно оросить 1,2 млн. га.
Сирийское правительство уделяет большое внимание вопросам ирригации. В конце XX века были построены крупные по сирийским масштабам оросительные системы. В решении проблемы орошения огромную роль сыграло завершение строительства Евфратского гидроэнергетического комплекса, который позволил обводнить свыше 600 тыс. га засушливых земель, прилегающих к долине Евфрата, и не только удвоить общую площадь орошаемых земель, но и значительно повысить общий технический уровень ирригационной системы страны.
На основе законов об аграрной реформе 1958 и 1966 гг. у крупных землевладельцев было изъято 1,6 млн. га земли и распределено среди десятков тысяч семей малоземельных и безземельных крестьян.
При помощи государства на изъятых у помещиков землях возникли кооперативы, в основном снабженческо-бытовые. Они получают у государства различные ссуды и распределяют их между своими членами. В функции кооперативов входило снабжение крестьян семенами, удобрениями, техникой, организация борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, рытье колодцев и каналов, сбыт основных видов продукции. В 1976 г. в стране насчитывалось около 3,3 тыс. снабженческо-сбытовых кооперативов.
В 1976 г. государству принадлежало всего 4% сельскохозяйственных земель, на которых было создано 20 хозяйств. В 1976 г. был издан декрет о запрещении частной торговли земельными участками. Аграрные преобразования нанесли сильный удар по крупной помещичьей собственности и полуфеодальным производственным отношениям. Однако в то же время ускорилось создание мелких индивидуальных хозяйств феллахов.
Среди сельскохозяйственных культур преобладают зерновые, особенно пшеница и ячмень. Под зерновыми занято 70% возделываемой площади. Потребность в хлебе страна удовлетворяет за счет собственного производства. Однако урожаи зерновых подвержены большим колебаниям. Кроме того, возделываются ячмень, кукуруза, дурра и бобовые. Основная техническая культура — хлопчатник, под которым занято 18% возделываемых земель. Сбор хлопка-сырца составляет 400—450 тыс. т в год. Важное место занимает выращивание оливковых и плодовых деревьев. Среднегодовой прирост сельскохозяйственной продукций около 3,2%.
До 30—35% валовой продукции сельского хозяйства дает животноводство. Однако его общий уровень продолжает оставаться крайне низким, так как животноводство носит экстенсивный характер.
Разведение скота служит основным занятием кочевников-бедуинов, которых насчитывается примерно 250 тыс. человек.
Основу современной промышленности Сирии составляют легкая и пищевая отрасли. Вместе с тем все больше развиваются отрасли тяжелой индустрии: нефтяная и нефтехимическая промышленность, металлургия, производство минеральных удобрений, некоторых видов машин и оборудования (двигателей, сельскохозяйственных машин и тракторов); расширяется энергетическая база.
Доля промышленности в валовом национальном продукте около 29 %, а ее удельный вес в экспорте составляет заметные изменения и в нефтеперерабатывающей промышленности, которая до недавнего времени использовала нефть ввозимую из Ирака.
Первенцем химической промышленнссти стал построенный в 1971 г. в Хомс завод по производству азотных удобрений (148 тыс. т в год). В 1972 г. там же вошел в строй суперфосфатный завод. В 1971 в Хомсе вступил в строй завод метало- проката, выпускающий арматурное железо, стальные листы, трубы и проволоку. в том же году начал выпускать продукции тракторосборочный завод в Халебе. С 1972 г. работает завод электромоторов Латакии.
Благодаря сотрудничеству с СССР в 1970х годах Сирия одной из первых в арабском мире начала проводить независимую нефтяную политику и без участия западных компаний осуществлять разведку, добычу, транспортировку и сбыт нефти. С открытием нефтепромысла в Сувайдии Сирия вошла в число нефтедобывающих стран. Вслед за сувайдийским нефтепромыслом в 1969 г. вступили в строй нефтепромыслы Карачук и Телль-Румайлан. В 1975 г. был введен в эксплуатацию нефтепромысел в Джибиси.
Мощность Евфратской ГЭС составляет 800 тыс. кВт, а выработка электроэнергии достигает 2,2 млрд. кВт/ч. Произведенный на ней 1 кВт/ч стоит в 6 раз дешевле, чем на тепловых электростанциях, которые до пуска Евфратской ГЭС преобладали в стране. В начале 1976 г. Евфратская ГЭС была подключена к электросети Дамаска.
В ходе промышленного развития Сирии наметилась тенденция к постепенной децентрализации в размещении фабрично-заводского производства и некоторое снижение роли ранее доминировавших промышленных центров — Дамаска и Халеба, как по числу предприятий и рабочих, так и по объему промышленной продукции. Новыми быстрорастущими промышленными центрами стали Хомс, Латакия, Тартус, Камышлы.
Текстильное производство продолжает занимать ведущее место в промышленности Сирии. Продукция этой отрасли дает почти 40% валовой промышленной продукции страны и идет на экспорт. С текстильной промышленностью тесно вязана вся история возникновения и развития национального фабрично-заводского производства. Дамасская парча, шелковые изделия из Халеба еще в средне века служили образцами высокого мастерства и искусства сирийских ткачей-кустарей. Текстильная промышленность, полностью обеспеченная сырьем и имеющая свои национальные кадры, довольно успешно совершенствует производство и увеличивает выпуск продукции.
Пищевкусовая промышленность занимает второе место после текстильной по числу занятых рабочих и по капиталовложениям. Наиболее развито производство сахара, консервированных фруктов, растительных масел, напитков, мучных и молочных изделий. Построены современные заводы и фабрики: мукомольные в Хаме, Идлибе, Хасеке, сахарорафинадный завод в Ракке, фабрика по переработке винограда в Хомсе, заводы по производству томатного сока в Идлибе и Джебле.
Молодой, но быстроразвивающейся отраслью стала промышленность строительных материалов. Расширение городского строительства и строительство ирригационных систем предъявляют большой спрос на строительные материалы. Цементные заводы в Дамаске, Халебе, Сомсе производят около 900 тыс. т. цемента высокого качества в год. Кроме крупных цементных заводов, составляющих основу промышленности строительных материалов, существуют десятки мелких предприятий, производящих кирпич, кафель, черепицу и т. п. В окрестностях Дамаска расположен крупнейший на Арабском Востоке стекольный завод мощностью 20 тыс. т листового стекла, штампованных и других стекольных изделий в год. Сирийцы гордятся тем, что они в числе первых сотни лет назад освоили изготовление стекла. Согласно народному преданию, начало изготовления стекла связано с травой аль-кали, которую когда-то случайно бросили в костер: перемешавшись с песком в огне костра, она превратилась в прозрачные стеклышки.
Транспорт сравнительно слабо развит и не удовлетворяет потребности страны в перевозках. Это является серьезным препятствием в развитии экономики. Особенно плохо обеспечены транспортной сетью вновь осваиваемые экономические районы, удаленные от основных промышленных и торговых центров. Это в первую очередь относится к районам Восточной Сирии — Эль-Джазире и долине Евфрата.
Для освоения долины Евфрата сирийское правительство прилагает большие усилия. С экономической и технической помощью СССР сооружена железная дорога Камышлы — Латакия (протяженностью 758 км), которая соединила важные сельскохозяйственные районы и город Халеб с портом Латакия. СССР оказало также помощь в строительстве железной дороги Дамаск— Латакия. Общая протяженность железных дорог 2 750 км. В Сирии используются сразу два типа колеи. 2423 км дорог проложено со стандартной колеей 1435 мм, и 327 км — с колеей 1050 мм. Дорога с колеей 1050 мм была построена ещё Османской империей в начале XX века и соединяла Дамаск с Мединой. В настоящее время данная железная дорога не функционирует и нуждается в реконструкции.
Важнейшую роль в перевозке грузов и пассажиров внутри страны играет автомобильный транспорт. На его долю приходится около 90% внутренних перевозок. Длина автодорог 41 тыс. км, в том числе асфальтированных 10,8 тыс. км. Наиболее значительные порты Сирии— Латакия, Банияс и Тартус. Через Сирию пролегают многие международные авиалинии. Аэродромы имеются в городах Дамаск, Халеб, Камышлы, Латакия, Дейр-эз-Зор.
Слаборазвитая промышленность, узость внутреннего рынка, низкий уровень национального накопления предопределяют большую зависимость экономики Сирии от внешнего рынка. Основными статьями сирийского экспорта служат продукты сельского хозяйства и минеральное сырье. Вывозятся также полуфабрикаты и некоторые готовые промышленные изделия. На экспорт идут хлопок и хлопковое семя (43—55% экспортной выручки), пряжа, ткани и другие текстильные изделия, зерновые, фрукты, нефть.
С 1965 г. установлен государственный контроль над внешней торговлей. Торговый баланс на протяжении последних лет отличается значительным дефицитом. Стоимость экспорта покрывает импорт не более чем на 50—55%. Главная причина пассивного сальдо торгового баланса кроется в низком уровне развития производительных сил страны и однобокой структуре экономики.
Стремительное развитие экономики Сирии после тошнотворной гражданской войны является весьма впечатляющим достижением. Благодаря усилиям правительства и международных инвесторов, страна смогла возродить свою промышленность, туризм и сельское хозяйство. Перспективы экономики Сирии остаются обещающими, несмотря на вызовы восстановления и санкции. Находясь на пути к восстановлению, Сирия продолжает привлекать внимание мирового сообщества и демонстрировать потенциал для будущего роста и процветания.