Традиционная материальная и духовная культура оманцев, в особенности населения южной провинции Дофар, близка к йеменской и, так же как и она, заметно отличается от культуры расположенных севернее арабских стран. Это и понятно: в Омане сходные с Йеменом природно-климатические условия, а его население испытало те же южноазиатские и восточноафриканские влияния.
Как отмечалось, для ирригационного земледелия Омана характерны фаладжи, в меньшей степени (в области Эль-Батина)— оросительные колодцы. В горах много террасированных полей, на которые подчас доставляют землю из близлежащих долин. Обрабатывают их вручную мотыгой сахин или деревянной сохой, запряженной ослами, быками, а иногда и женщинами. Комья земли тщательно разбивают и растирают руками. Волочильная доска для заравнивания посева, серп или нож для уборки урожая и другие сельскохозяйственные орудия аналогичны йеменским.
Для рыбной ловли применяют пальмовые или тростниковые запруды-ловушки — хадра, а на мелководье — огромные неводы галь длиной до 150 м и плетенные из пальмовых листьев вентери. Несложное снаряжение ловцов жемчуга состоит из рогового зажима для носа, воска или ваты для затыкания ушей, кожаных наперстников для предохранения рук от порезов об острые края раковин, кошелки для улова на шее и кинжала от акул за поясом. Судно становится на якорь у края отмели и спускает в воду два троса: С помощью одного из них, к которому привязан камень, ловец быстро опускается на дно, с помощью другого поднимается на поверхность, когда в легких кончится запас воздуха. Ловля жемчуга сопряжена не только с различными профессиональными заболеваниями: кессонной болезнью, эмфиземой легких, хроническим бронхитом, но и с опасностью для жизни из-за многочисленных акул, водяных змей, электрических скатов.
Типы жилища варьируют в разных районах. В Маскате преобладают отчасти напоминающие йеменские двух- или трехэтажные дома с решетчатыми проемами и балкончиками, круглыми смотровыми отверстиями и обнесенной зубчатым парапетом плоской кровлей. Построены они из камня и сырцового кирпича и покрыты штукатуркой. На окраинах они сменяются глинобитными домиками и хижинами из пальмовых ветвей и циновок. Улицы кривые и очень узкие; нередко над ними протянуты циновки, защищающие прохожих от палящих лучей солнца. Дома Эс-Сохара своей архитектурой скорее напоминают прибрежный индийский город, нежели город Аравийского полуострова. Крестьяне в горах нередко строят башнеобразные дома из камня, на равнинах одноэтажные сырцовые или глинобитные дома с хозяйственными пристройками, в Эль-Батине обычны пальмовые хижины. Своеобразны жилища дофарских кара: они обитают в устланных коровьими шкурами пещерах или строят на каменном фундаменте куполообразные хижины из сучьев, обмазывая этот каркас глиной. Для приготовления пищи и отопления в холодное время служат открытые напольные очаги, а в городах также мангалы.
Разнообразие наблюдается и в одежде оманцев. Наиболее распространена одежда, близкая к йеменской. Это — клетчатая повязка-юбка до колен, называемая в восточной Аравии изар, и тюрбан (часто красный) у мужчин; длинная рубаха с рукавами без манжет — тоб, суживающиеся книзу штаны —сирваль, черный головной платок —пушийя, или мильфа, и закрывающая лицо прозрачная вуаль или маска с прорезями для глаз — батула у женщин. В более состоятельных слоях населения мужчины часто носят белые рубахи, перетянутые кожаным поясом, и полосатые кафтаны. Для феодальной верхушки общества характерен североаравийский бедуинский костюм с черным или красным плащом — абой. Непременная принадлежность оманского мужского костюма — короткий широкий кинжал —джамбийя в искривленных на конце ножнах за поясом. Женщины татуируют лицо и руки синей краской, носят ручные и ножные браслеты, ушные и носовые серьги.
Кара носят черную футу и перекинутый через левое плечо длинный черный шарф — льхаф. Мужчины у них сплетают волосы в многочисленные косички и, уложив их вокруг головы, семь раз обматывают кожаным ремешком — махфуфом. Сохраняют они и особое вооружение: прямые сабли и обтянутые коровьей кожей маленькие круглые деревянные щиты. Женщины одеты в пестрые рубахи, а по праздникам разрисовывают лица синими и зелеными полосами, идущими от подбородка и носа к ушам.
Основу питания составляют финики, ячменные или пшеничные лепешки, просяная каша или сваренный со специями рис. Заметное место в повседневном питании оседлого населения занимают овощи и фрукты, а у кочевников и полукочевников — кислое молоко и топленое масло. К этому в зависимости от достатка добавляется мясо и рыба (во внутренних районах обычно сушеная). Парадное блюдо — жареный или фаршированный барашек, а также плов с бараниной и положенным на дно котла целым цыпленком или ягненком. Едят, как повсюду в Юго-Западной Азии, рано утром, в полдень и за час до захода солнца, сидя за поставленным на пол круглым подносом или разложенным куском ткани. Утром — легкий завтрак, обычно лепешка с чаем, в полдень и вечером еда поплотнее. Некоторые блюда, например вид мясного паштета — харшу с дробленой пшеницей, жиром и специями, едят ложкой. Наиболее распространенный напиток — чай, который в Омане обычно пьют перед едой. Еще одна местная особенность состоит в том, что оманцы в отличие от других арабов едят и даже считают лакомым блюдом мясо гиены. У кара есть свои пищевые запреты: они не едят птиц и яйца.
Сохранившаяся в условиях патриархально-феодального быта племенная организация находится на стадии разложения. Многие подразделения племен и отдельные соплеменники разбросаны по всей стране, но и в тех случаях, когда они живут компактно, далеко не всегда признается власть формально выборного, а фактически наследственного главы племени — тамимы. Тем не менее, в сельских районах еще живы такие архаические обычаи, как кровная месть или вменяющий ее выкуп — крупная денежная сумма, много десятков голов скота, несколько комплектов одежды и вооружения. Собрать все это одной семье не под силу: помогают родственники. В годы повстанческого движения в Дофаре начали работать комитеты по урегулированию межплеменных конфликтов, занявшиеся также и разбором дел о кровной мести.
Остатки патриархальности в общественной жизни до недавнего времени дополнялись искусственно сохранявшимися реакционным правительством средневековыми религиозно-бытовыми нормами ибадизма. Без специального разрешения никто не должен был носить европейскую одежду, темные очки, пользоваться велосипедом или радиоприемником, фотографировать, курить, петь, танцевать и т. д. Нарушение этих запретов, равно как и уклонение от неукоснительного выполнения всех мусульманских обрядов, влекло за собой тюремное заключение или телесное наказание.
В литературе можно встретить высказывания о том, что в Омане женщина не так принижена, как в других странах Аравийского полуострова. Это в известной мере верно в отношении испытавших сильное восточноафриканское и южноазиатское влияние портовых городов побережья, где в домах часто отсутствует традиционное деление на мужскую и женскую половину, где женщина чаще и свободнее появляется в общественных местах и т. п. Но на большей части территории страны положение женщины не лучше, если не хуже, чем в других странах Аравии. «Участь женщины — замужество или могила», — говорят оманцы. Девочек отдают замуж подчас в 10—12 лет и нередко за пожилых людей. В Омане сохраняются браки по выбору родителей (чаще всего ортокузенные), выкуп за невесту (деньгами, ювелирными изделиями и одеждой); в верхушечных слоях общества сохраняется многоженство, допускаются временные браки. Чтобы предотвратить супружескую неверность жен, во внутренних областях Омана практикуют частичное или полное женское обрезание, имеющее целью сделать женщин сексуально холодными. Новобрачную, оказавшуюся не девственницей, муж возвращает родителям.
Изоляция от внешнего мира, в которой до 1970 г. находился Оман, особенно сильно сказалась на развитии его духовной культуры. Чтобы предотвратить какое бы то ни было свободомыслие, правительство почти не открывало светских школ, и до 95% населения оставалось неграмотным. Запрещались издание и даже чтение газет и журналов, демонстрация кинофильмов. Поэтому духовная культура оманцев представлена преимущественно устным и музыкальным творчеством и прикладным искусством.
В фольклоре, особенно музыкальном, сильны африканские влияния: многие оманские песни являются как бы сплавом заунывных бедуинских мелодий с африканской синкопой. Основные музыкальные инструменты — однострунная скрипка — рабаба, флейта — най, барабан — даф и маленькие литавры — тимбаль. Есть особые танцы, исполняемые во время свадьбы, на празднике но поводу обрезания мальчиков, а также военные — наиболее популярные, исполняемые обычно на любых празднествах. Это — машийя, танец с саблями или бедуинскими посохами-бакура, и резиф, мужской танец в две шеренги.
Среди художественных ремесел выделяются резьба по дереву, которой украшаются двери домов и квадратная корма больших морских судов, роспись гончарных изделий, чеканка медных кофейников и других сосудов, златоткачество, искусная отделка золотом и серебром кожаных поясов, ножен, рукоятей кинжалов и сабель.
Еще недавно на весь Оман имелась единственная больница, принадлежавшая американской протестантской миссии. Смертность здесь была одной из самых высоких в мире. Женщины в 30, а мужчины в 40 лет считались уже стариками. Народные лекари и знахари посильно лечили население старинными средствами: раскаленным железом при ранениях и разного рода болях и верблюжьей мочой как антисептическим, слабительным и тонизирующим средством.
После 1970 г. в стране стали развиваться просвещение и здравоохранение. Но то, что сделано в этой области совершенно не удовлетворяет нужды населения страны.
Оман пока еще остается одной из самых слаборазвитых арабских стран. Но в Маскате и Матрахе рядом со старинными дворцами и мечетями уже появились сверкающие стеклом и новейшими отделочными материалами железобетонные здания правительственных учреждений, по улицам городов мчатся автомобили, появилось цветное телевидение. Однако все это— для богатых и власть имущих. Некоторые перемены, произошедшие в Омане за последние годы, призваны создать у народа иллюзию «хорошей власти» и оттолкнуть его от революционной борьбы за социальные преобразования, за подлинную национальную независимость.
Оман — удивительная страна с богатыми традициями и современностью, которые сосуществуют в гармонии. Здесь очаровывает гостеприимство местных жителей, которые с гордостью представляют свою культуру и наследие. Оманские традиции воплощаются в множестве церемоний, религиозных праздниках и рыцарском кодексе поведения — Муроо. В то же время, Оман активно развивается и сохраняет свою историю, создавая уникальное сочетание современных достижений и культурного наследия. Это место, где история и современность соединяются в ослепительном танце, привлекая и восхищая каждого, кто ступает на эту землю.