Население Ливана

Ливан

Бурная история Ливана наложила свой отпечаток на современный состав насе­ления. Являясь одним из арабских наро­дов, ливанцы вместе с тем во многом самобытны и пронесли свою самобыт­ность через века.

Более 90% населения Ливана состав­ляют арабы, остальные — армяне, курды, греки, турки, персы, черкесы. Литературный язык — арабский, разговорный — его ливанский диалект. В отличие от других арабов ливанцы, разговаривая друг с другом, мало жестикулируют, они менее экспан­сивны. Многие образованные ливанцы говорят по-французски.

Религиозный состав населения чрезвы­чайно пестр. Эта страна — единствен­ная в арабском мире, в которой хри­стиане до сравнительно недавнего вре­мени составляли приблизительно по­ловину всех ее жителей.

Остальные же — мусульмане, почти поровну пред­ставляемые суннитами и шиитами, есть здесь и друзы. Среди мусульман сун­ниты чаще принадлежат к обеспеченным, а большинство шиитов относится к бед­ным слоям населения. В городах многие из них занимаются самой низкооплачива­емой работой. Большинство шиитов жи­вет в Южном Ливане — в хозяйственном отношении самой слаборазвитой части страны и занимается земледелием. Среди христиан около 2/3 составляют марониты, называющие себя так по имени осно­вателя секты — Маруна. Эта секта возни­кла в Сирии, и в конце XV в. ее привер­женцы обосновались главным образом в горах Ливана, где легче было отсто­ять религиозную самостоятельность. В XVI в. маронитская церковь подчини­лась Ватикану, но сохранила особую организацию, близкий к православному ритуал и непризнание целибата (безбра­чия священников).

Так, президент республики избирал парламентом из числа маронитов — самой влиятельной христианской общины стране. Премьер-министром мог бы только мусульманин-суннит, а председателем парламента— мусульманин-шиит Законодательный орган страны состоял из 99 депутатов и комплектовался таки образом, чтобы на каждых 6 христиан приходилось 5 мусульман.

Соглашение 1943 г. основывалось на переписи, проведенной еще в 1932 г. согласно которой в Ливане проживал 792 тыс. христиан и 536 тыс. мусульман. С тех пор не проводилось ни одной новой переписи. Ведь она могла бы показать изменение религиозного состава в пользу мусульман, а это повлекло бы пересмотр системы представительства в парламенте, чего любыми способами стремились избежать правые христианские группировки.

Сложный конфессиональный состав населения вызвал в Ливане своеобраз­ную политическую систему, основанную на принципах пропорционального уча­стия в органах высшей власти различных религиозных групп и общин. Введение этой системы было предусмотрено так называемой Национальной хартией — джентльменским соглашением, заклю­ченным устно в 1943 г. между мусуль­манскими и христианскими лидерами в момент провозглашения Ливана неза­висимой республикой и ставшим чем-то вроде второй конституции. Хотя офи­циально это обстоятельство не было уза­конено, но выполнялось оно скрупулезно. Между тем совершенно очевидно, что за 60 лет соотношение конфессиональных групп изменилось.

Все сказанное объясняет особую роль в Ливане религии. Надо иметь в виду, что существующая в Ливане конфессиональная система охраняет интересы наиболее деятельной христианской буржуазии, национально-патриотические силы, про­бивные партии и организации выдвигающие развернутую программу коренных социально-политических реформ в стране одним из основных пунктов которой являлось требование упразднить архаичную конфессиональную систему. Руководители национально-патриотических организаций указывали, что в настоящее время большинство населения страны возглавляет мусульманская община, в то время как командные посты в республики занимают христиане. Таким образом, традиционная государственная система служит серьезным препятствием на пути осуществления прогрессивных преобразований в интересах всего ливанского народа. И жизнь уже начала вносить в нее и коррективы.

После создания в 1948 г. государства Израиль на ливанской территории нашли приют палестинцы, изгнанные из своих прежних мест, в основном мусульмане. Поначалу их было около 150 тыс. человек 1975 г. это число удвоилось. Большаны часть палестинцев живет в специальных лагерях — поселках, состоящих из жалких лачуг. Всего таких лагерей около пятнадцати, они расположены преимущественно в южной части страны, в Бейруте и его окрестностях. Лишь немногим более состоятельным палестинцам удалось получить ливанское гражданство, остальные лишены работы, либо занимаются самой низкооплачиваемой работой: мусорщики, уборщики, чернорабочие на стройках, сельскохозяйственные рабочие.

Несколько раз на протяжении последних лет лидеры реакционных дохристианских организаций, опираясь на влиятельные буржуазные круги, предпринимали попытки вытеснить из Ливана палестинские освободительные организации. Спровоцированные ими начале 1975 г. выступления против палестинцев привели к крупным вооруженным столкновениям, унесшим сотни жизней.

Осенью 1975 г. развязанные правохристианскими эк­стремистскими группировками вооружен­ные столкновения с национально-па­триотическими силами и палестинцами переросли в гражданскую войну. Под огнем артиллерии, минометов и ракет погибли десятки тысяч мирных жителей. Лагеря палестинцев на окраинах Бейру­та, после зверской расправы над их обита­телями, были разрушены, а затем срав­нены с землей. Многие сотни тысяч людей остались без крова, без средств к существованию. Военные действия се­рьезно нарушили экономическую жизнь страны. Ущерб, Нанесенный ожесточен­ными боями, исчисляется многими мил­лиардами ливанских лир.

Ливанский кризис приобрел крайне острый и затяжной характер прежде всего потому, что в нем тесно переплелись достигшие большого накала классовые и религиозные противоречия, а также из-за вмешательства в конфликт внешних, империалистических сил.

В Ливане, где самое высокое положе­ние в обществе занимает христианская буржуазия, кризис вылился в противо­борство реакционных правохристианских группировок с национально-патриотиче­скими силами, действующими совместно с палестинским движением сопротивле­ния. Прямую военную помощь правым оказывал Израиль, войска которого непо­средственно участвовали в боевых дей­ствиях на юге страны, а его военные корабли проводили рейды у ливанских берегов, блокируя Тир, Сайду и другие порты.

Международный империализм вместе с Израилем и местной реакцией стреми­лись разгромить палестинское движение сопротивления, которое находится на пе­реднем крае антиимпериалистической борьбы на Ближнем Востоке, используя для этого спровоцированную ими же бра­тоубийственную войну арабов друг про­тив друга.

Вооруженная борьба послужила при­чиной для ввода в Ливан, в соответствии с решениями конференции в верхах арабских стран (1976 г.) «межараб­ских сил безопасности». Расчеты реак­ции на то, что ей удастся ликвидировать или вытеснить из страны палестинское движение сопротивления, ослабить на­ционально-патриотические партии и организации Ливана, потерпели провал. Натолкнувшись на твердую позицию про­грессивных сил, реакция была вынуждена на время отступить, хотя и не сложила оружия.

Не успела страна залечить раны, нанесенные ей девятнадцатимесячным воен­ным ураганом, как вскоре, весной 1978 г., Израиль предпринял широкую вооруженную агрессию против Ливана. 30-тысячная израильская армия, испо­льзуя новейшее американское оружие, вторглась в страну и оккупировала ее южную часть вплоть до р. Литани. В результате артиллерийского обстрела и бомбежек сотни деревень превратились в руины, погибло и было ранено множество мирных жителей, около 200 тыс. ливан­цев и палестинцев, покинув насиженные места, бежали в северные районы страны.

Израильская агрессия поначалу пре­подносилась ее организаторами как от­вет на действия палестинских партизан, однако факты явно свидетельствовали, что израильское вторжение было давно запланировано и тщательно готовилось. Его целью было разгромить палестинское движение сопротивления и другие про­грессивные силы Ливана. Цель вторже­ния состояла в том, чтобы расчистить путь для сделок между израильскими экспансионистами и арабской реакцией. Правохристианские консервативные си­лы Ливана уже задолго до того вступи­ли в открытый союз с Тель-Авивом.

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от 19 марта 1978 г. в Южный Ливан были введены войска ООН для поддержания мира. Это же решение обязало Израиль вывести свои войска с оккупированной ливанской тер­ритории.

До первой мировой войны, в эпоху турецкого господства, многие ливанцы бежали из родных мест, гонимые нехват­кой земли и безработицей. В годы фран­цузского мандата эмиграция продолжа­лась. Не остановилась она и сейчас. В Ливане сравнительно легко было полу­чить квалификацию и образование; про­цент грамотности здесь самый высокий в арабских странах (78 — 80), но найти приличную, по местным понятиям, ра­боту значительно сложнее. Поэтому мно­гие учителя, врачи, клерки, журналисты, даже квалифицированные рабочие от­правлялись за границу на поиски луч­шей жизни. В настоящее время более 1,5 млн. ливанцев живет за пределами родины: около 0,5 млн. в Северной Аме­рике, примерно столько же в Бразилии, почти 200 тыс. в Аргентине, 100 тыс. в Африке.

С конца 60-х годов несколько десятков тысяч ливанцев приехало в богатые нефтью княжества Персидского залива. Подзаработав, они, как правило, возвращаются на родину, однако часть эмигрантов навсегда остается за границей. 4/5 населения Ливана живет в прибрежных районах, а также на западных склонах гор, обращенных к Средиземному морю. Там разместились почти все значительные города, экономические центры, а плотность населения превышает 500 человек на 1 кв. км. Деловая жизнь этой части страны тяготеет к Бейруту, население составляет 950 тыс., а вместе с прилетающими к нему городками и селениями— 2,0 млн. человек. Городки, разместившиеся на склонах подступающих к Бейруту гор, очень быстро растут, а до событий 1975 г. в летние месяцы население удваивалось за счет туристов из соседних арабских стран и состоятельных бейрутцев, спасавшихся в горах от духоты и высокой влажности воздуха.

Обзор стран мира
Добавить комментарий