Физико-географические особенности горного Ливана обусловили многие особенности его материальной культуры. Горный ландшафт заставляет крестьян прибегать к террасовому земледелию. Террасированные склоны напоминают лестничные марши, ломаной линией взбегающие от подножия гор к их вершинам. Такая планировка способствует свободной циркуляции влаги после дождей.
Трудоемкие сельскохозяйственные работы издавна выполнялись в Ливане простыми традиционными орудиями. Для вспашки использовалась деревянная соха, имеющая только один железный сошник, насаженный на деревянное острие. Подобная соха, неглубоко взрыхляющая почву, бытует в Ливане, как и в соседних арабских странах, с незапамятных времен и до сих пор еще не вполне вытеснена современным плугом. Сев обычно ведется вручную. В качестве бороны иногда еще используют тяжелое бревно, протаскиваемое по полю для заравнивания борозд. Жнут металлическим серпом, ножом. Молотят при помощи каменного катка или ряда железных дисков. Иногда обходятся без специальных орудий, прогоняя домашний скот по току круг за кругом. Веют широкими деревянными вилами.
При уходе за садовыми и бахчевыми культурами используются мотыга, нож, длинные шесты для сбивания плодов. Применяемые для получения оливкового масла прессы представляют собой большой каменный чан, в котором вращается на оси тяжелый жернов, приводимый в движение тягловым животным. В последние годы в деревне все больше появляется современных сельскохозяйственных орудий.
Традиционное ливанское жилище представляет собой многокомнатный (реже однокомнатный) одно- или двухэтажный каменный дом с плоской крышей. Двухэтажное здание часто имеет форму уступа, и перекрытие первого этажа служит террасой для второго. На террасах сушат зерно, принимают гостей, спят в жаркое время. Нижний этаж используется как хлев, там же хранится топливо и сельскохозяйственный инвентарь. Оконные и дверные проемы обычно оформлены в виде тройных полуциркульных или стрельчатых арок. Кровлю поддерживают один-два каменных столба. Земляная плоская крыша и терраса нуждаются в частой утрамбовке. Для этого применяются тяжелые ручные катки из известняка, постоянно находящиеся на кровле.
С конца XIX — начала XX в. в Ливане стали строить каменные дома под четырехскатной крышей, крытой ярко-красной фабричной черепицей. Постепенно такие дома превратились в деталь традиционного ливанского пейзажа. В 30-х годах дорогостоящую и хрупкую черепицу вытеснили новые материалы. Стали широко применяться железобетонные конструкции. Однако в сельской местности даже такие дома воспроизводят традиционный тип ливанского жилища. У них плоская крыша, хотя уже не земляная, а бетонная.
Несравненно меньше осталось от традиционной архитектуры в городах, особенно в Бейруте. Как все старые города, Бейрут стал обновляться с окраин. Сначала 10-16-этажные здания в стиле модерн окружили его полукольцом, а затем стали пробиваться к центру. И вместе с ними на узкие кривые улочки, которые застраивались много веков назад, когда город еще был окружен крепостной стеной, хлынул поток автомашин. Очень скоро машины заняли в
городе все свободное пространство.
Проблемой стал не только паркинг, но даже проезд через центр. Это толкнуло власти решению построить обводное шоссе вдоль моря. Затем пробили широкую магистраль от центральной площади к аэродрому, соорудили несколько подземных тоннелей и путепроводов для машин, крупные буржуа, банки и компании тут же стали скупать участки вдоль новых проспектов и ставить на месте домов традиционной ливанской архитектуры с внутренними двориками, стрельчатыми сводами и узкими окнами железобетонные коробки, отделанные гофрированным алюминием и пластиком, на плоских крышах которых нередко расположены рестораны. Новые постройки радуют глаз разнообразием, смелостью архитектурной мысли, четкими вертикальными линиями, но лишают Бейрут восточного колорита, делают его близнецом южно-европейских городов.
Здания в центре строят многоэтажные, так как земля в городе ценится на вес золота. Однако городские власти ставят условие архитекторам: высота здания не должна превышать ширину улицы больше, чем в полтора раза. Это делается для того, чтобы улица не превращалась в глубокий колодец, куда совсем не проникает солнце. Домовладельцы и архитекторы нашли выход. Они строят два-три этажа ниже уровня тротуара. Там размещаются склады, подсобные помещения, котельные, гаражи, а иногда магазины и кинотеатры.
Традиционная обстановка и утварь ливанских жилищ в значительно большей степени сохраняется в сельских районах, нежели в городах. В стенах и перегородках деревенских домов сделаны ниши, которые используются для хранения постели, одежды и посуды. В помещении, предназначенном для приема гостей, зычно стоит низкий диван с плоскими подушками в ярких наволочках, прямоугольный стол и деревянные табуреты с плетеными сидениями. В зимнее время для дополнительного обогрева пользуются открытой жаровней. Спят на тюфяках и овечьих шкурах или же на кроватях европейского типа.
Собственно домашняя утварь не отличается разнообразием. Нередко в доме имеются котел, латунный кофейник, ручная цилиндрическая мельница для кофе, большая каменная ступка с пестом, несколько глиняных сосудов различного назначения, медные и плетеные блюда, чашки, стаканы, иногда несколько тарелок и столовые приборы. Особо можно отметить распространенный во многих средиземноморских странах глиняный сосуд для питья, из которого пьют, не касаясь горлышка губами и держа сосуд на весу так, чтобы струя была направлена прямо в рот.
Старинный костюм ливанского горца состоит из черных шаровар, рубахи, подпоясанной широким красным или черным кушаком, и короткой шерстяной куртки. Головным убором служит фетровый колпак, обмотанный белой тканью; обувью— сапоги, подбитые гвоздями, кожаные постолы или туфли без задников. Женский костюм отличается большим разнообразием, но преобладают длинные платья различных цветов и широкие шальвары. Своеобразен бытовавший до середины XIX в. головной убор замужних ливанок — тантур— узкий конус высотой около 30 см, укрепляемый на макушке при помощи матерчатой подставки. С острия конуса ниспадает полупрозрачная белая вуаль, а сам он покрыт чеканным серебром или золотом. Тантур, увеличивая рост женщины, придает ее фигуре подчеркнутую стройность.
Сейчас традиционная одежда даже в селениях встречается обычно лишь в сочетании с элементами европейского костюма. Среди христиан одежда европейского покроя распространена шире, чем среди мусульман.
Важное место в рационе ливанского крестьянина занимает бургуль (крупа из пшеницы), приправленный топленым бараньим жиром, оливковым маслом или кислым молоком— лябаном. Лябан делают из козьего или коровьего молока для того чтобы сохранить на зиму, его обезвоживают, скатывают комки и погружают в оливковое масло. Из козьего молока приготавливают также соленый сыр. В зависимости от сезона к хлебу, бургулю и лябану добавляются бобы, чечевица, маслины, различные овощи и фрукты.
Около половины калорий, получаемых средним ливанцем, приходится на хлеб и хлебные изделия. Хлеб выпекают в деревенской пекарне или дома— в тануре— глиняной печи хлебо-булочные изделия. Тесто налепляют на внутренние стенки раскаленной печи, и через три минуты лепешки готовы. Обычные виды хлебных изделий— широкие или круглые лепешки. Выпекают также различные сладкие булочки с добавлением пряностей, фисташек, миндаля.
Мясо появляется на столе ливанского крестьянина сравнительно редко. Обычно это козлятина или баранина. Варе — круто просоленное баранье мясо сохраняется всю зиму и служит составной частью некоторых блюд.
Для арабов Ливана характерна моногамная семья, включающая мужа, жену и детей, но в некоторых глубинных районах страны еще встречается и большая патриархальная семья, в которой сыновья не отделяются от отца, продолжая вести с ним общее хозяйство.
Во всех слоях населения без различия религиозной принадлежности сохраняется такая древняя форма брачного союза: брак с двоюродной сестрой по отцу — так называемый ортокузенный брак. До сих пор бытует и брачный выкуп за невесту, принимающий нередко вид денежного подарка будущим супругам со стороны родителей жениха. Браком, разводом и наследованием, опекунством, усыновлением в современном Ливане, ведают религиозные суды, особенные для каждой из конфессиональных общин.
Каждая из конфессиональных общин ведет свой религиозный календарь с особыми праздниками и постами. Христиане отмечают еженедельный праздник в воскресенье, а также общехристианские праздники: пасху, рождество и т. д., причем у православных, латов и протестантов одноименные торжества приходятся на разные числа. У мусульман еженедельный праздничный день — пятница. Они торжественно отмечают день рождения пророка Мухамеда, праздник жертвоприношения, праздник разговения после поста в месяц ладан и т. д. Шииты соблюдают траур в месяц мухаррам как память о своих великомучениках. Друзы собираются на еженедельную молитву по четвергам.
Прогрессивные силы Ливана ведут активную борьбу за уничтожение религиозной разобщенности. Все чаще праздник одной из общин становится поводом для торжеств и остальных. Еще важнее то, что весь народ отмечает гражданские национальные праздники Ливана: день независимости (22 ноября) и День эвакуации (31 декабря).
На какой бы ступеньке социальной лестницы ни находился ливанец, он стремится дать своим детям приличное образование, хотя обучение стоит немалых денег. Это стало традицией, которая особенно сильна в христианской общине среди состоятельной части мусульман. Наиболее известные университеты страны находятся в столице. Это Ливанский национальный университет, Ливанский арабский университет (филиал Александрииского), где преподавание ведется с панарабским уклоном. Университет св. Иосифа, созданный иезуитами, и Американский университет. Последний (созданный в 1866 г.) состоит из 7 основных факультетов, гимназии, музея и библиотеки. Ливанцев среди студентов немногим больше половины: остальные приехали из других арабских, многие из африканских и южноазиатских государств. Этот университет уже давно считается крупнейшим проводником американской идеологии и культуры на Ближнем Востоке.
Влиянием, выходящим за пределы страны, пользуется ливанская печать, которая в основном сосредоточена в Бейруте. В городе находятся более 200 имеющихся в стране типографий, издается более 40 ежедневных газет (в том числе четыре— на армянском языке, две— на французском, одна— на английском), 50 еженедельников на четырех языках и около 100 различных журналов— больше, чем в любой другой арабской столице. О ливанских газетах в Бейруте шутят, что они знают о любом событии за час до того, как оно произошло. И действительно, если в самом Ливане или другой арабской стране случилось что-либо важное, местные журналисты проявляют верх оперативности. Уже через час-другой по городу бегают продавцы газет с экстренными выпусками, стараясь перекричать сигналы автомашин. Ведущие газеты и журналы, издаваемые в Ливане, читают в Дамаске, Каире, Кувейте, Аммане и даже в Дакаре.
Ливанская литература— одна из самых развитых в арабском мире. Еще до первой мировой войны в ней началось сильное движение за отход от традиционных догм, связанное с именами таких известных писателей, как Халиль Джебран, Амин Рейхани, Михаил Нуайме и давшее начало ряду новых направлений, в том числе критическому реализму. В творчестве крупнейших современных ливанских прозаиков и поэтов: Аббуда, Ханна, Дакруба, Аш-Шиххаля— видное место занимают социальные и политические проблемы. В то же время в стране немало писателей, произведения которых испытали влияние западного модернизма.
На этом фоне успехи музыкального и драматического искусства выглядят скромнее, хотя ливанцы очень любят песни и танцы, а сельские праздники не обходятся без самодеятельных постановок. На весь арабский мир известно имя замечательной певицы Фируз— исполнительницы народных песен, которая с успехом гастролировала в СССР, Франции, Италии.
Однако в стране еще мало постоянных театров, крупных музыкальных коллективов. В кинотеатрах демонстрируются в основном иностранные фильмы, а собственная кинематография пока еще слаба, хотя и существует с конца 20-х годов. В последнее время небольшие артистические труппы, оркестры, музыкальные ансамбли сконцентрировались вокруг телевидения.
Ярким событием в культурной жизни страны становятся ежегодные музыкальные фестивали в Баальбеке. Для участия в фестивалях приглашают известных певцов и музыкантов из-за границы. Там в течение нескольких дней, среди искусно освещенных развалин храма Юпитера перед многими тысячами зрителей выступают местные танцевальные и драматические коллективы, показываются сцены на исторические и современные сюжеты. В Баальбеке можно услышать и увидеть лучшие образцы ливанского песенного и танцевального фольклора. Эти фестивали входят в туристическую программу для иностранных гостей, но вполне отчетливо проявляется тенденция придать им национальный характер, сделать их таким событием, которое способствовало бы подъему ливанского искусства.
Значительное развитие получили в Ливане изобразительное и прикладное искусство, связанное с гражданским строительством, кустарными промыслами, полиграфией. Распространены узорное ткачество, ковроделие, многоцветная вышивка, чеканка по меди, инкрустация костью и перламутром деревянных и металлических изделий.
Предприимчивость ливанцев находит свое отражение и в культурной жизни, национальном характере, которым присущи отсутствие косности, тяга ко всему новому, современному. Не трудно заметить, что ливанцы во всем предпочитают «модерн»— и в технике, и в одежде, и в архитектуре, и в живописи, и в музыке. Зачастую это вызвано чисто прагматическими причинами, но нельзя пройти мимо того факта, что Ливан опережает многие другие арабские страны и по развитию просвещения, и по числу издающихся здесь газет, журналов и книг на душу населения.