Географическое положение страны во многом определило превращение Ливана в важный торговый центр. Большая часть его жителей занята в непроизводительном секторе — в сфере бизнеса обслуживания. Так, в начале 70-х годов сельское хозяйство давало 15 — 17% национального дохода, промышленность — примерно столько же, а торговля, банковское дело, туризм, сфера обслуживания — 60%. Большое место в деятельности занимало посредничеств в валютных операциях между арабским странами и странами Запада. Тайна вкладов и свобода банковской деятельности гарантировались законом. Казна получала немалый доход от этих операции. После того как в 60-х годах деятельность иностранных банков в Сирии и Ираке была запрещена, а их активы национализированы, роль Ливана как финансового центра Арабского Востока еще больше возросла. Воспользовавшиеся ливанскими законами, защищающими частную, в том числе иностранную, инициативу, зарубежные банки, страховые торговые фирмы, действующие в масштабе всего Арабского Востока, переместили свои центры в Бейрут. Тут же стала оседать и часть доходов, получаемых знатью Саудовской Аравии и княжеств Персидского залива от добычи нефти.
В связи с повышением цен на нефть большая часть выручки нефтедобывающих стран стала оседать в сейфах бейрутских банков. Обогатившиеся на нефтяном буме дельцы покупали в Ливане горах участки, строили там летние гостиницы и виллы, а деньги держали обычно в европейских и американских, частично в бейрутских банках.
В Ливане образовалась значительная прослойка рантье. Создалась обстановка, которой в стране, насыщенной капиталистами (в основном частными), слабо развивались промышленность и сельское хозяйство, а предпочтение отдавалось торговле, сфере обслуживания, другим отраслям непроизводительного сектора.
В последние годы в ливанской деревне еще более усилился процесс разорения мелкого крестьянства, что связано с резким увеличением арендной платы за землю, ростом стоимости удобрений и фуражных культур.В республике обрабатывается 300 тыс. га земли. Из них 105 тыс. га заняты фруктовыми садами и оливковыми насаждениями. Зерновые занимают всего 65 тыс. га. 40% обрабатываемой земли, принадлежащей помещикам, используется для наиболее доходной отрасли сельского хозяйства — садоводства.
Сбор основной сельскохозяйственной продукции составляет в среднем: цитрусовые— 250, яблоки—180, сахарная свекла — 140, пшеница — 60, оливки — 45 тыс. т. Выращиваются также бананы, виноград, табак, картофель.
В плане экономического развития Ливана на 1972— 1977 гг. основное внимание уделялось вопросам инфраструктуры страны, а не производства. Все это порождало неустойчивость экономики, ее большую зависимость от конъюнктурной политической обстановки в странах Ближнего Востока.
В результате потрясших страну кровавых событий 1975—1976 гг. экономике Ливана причинен огромный ущерб.
Резко сократилось промышленное и сельскохозяйственное производство, сократились валютные и посреднические операции, сократился поток туристов.
Важной отраслью хозяйства страны является сельское хозяйство. В нем занято около 30% населения, и еще 30% получает в том или ином виде доходы от него. Для аграрного строя Основная форма землепользования — издольщина. 3/4 сельского населения не имеет земли и арендует ее у крупных землевладельцев. В руках помещиков находится свыше половины обрабатываемых земель, а еще15% земли принадлежит мелким помещикам и зажиточным
крестьянам; крупными землевладельцами являются также монастыри.
Сельское хозяйство обеспечивает потребности страны не больше чем на 1/3. Ввозится зерно, мясо, сахар и многое другое. Цитрусовые, яблоки и бананы являются устойчивой статьей экспорта. Их вывозят в Европу, но больше в соседние арабские страны: Сирию, Иорданию, Саудовскую Аравию, Ирак. Тысячи тонн фруктов перевозят из Бейрута в столицы ряда арабских стран на самолетах.
В самом Ливане фрукты и овощи круглый год свежие, часто только что снятые с дерева или грядки. Особенно знамениты ливанские яблоки: они крупные, сочные, сладкие и к тому же долго не портятся. Лучшие сорта яблонь растут в горах, на высоте от 800 до 1200 м. В тех местах, где условия благоприятны, террасированные склоны гор сплошь покрыты яблоневыми насаждениями.
По всей стране разбросаны упаковочные фабрики. Там яблоки и апельсины сортируют, моют, дезинфицируют, покрывают тонким слоем парафина. Все это делают машины. Только завертывать плоды в фирменную папиросную бумагу приходится людям. На этой работе заняты преимущественно женщины, часто девочки 14 — 16 лет.
В долине Бекаа поля пшеницы и ячменя, плантации табака и мака чередуются с фруктовыми садами и виноградниками. Почти 70% земли принадлежит там помещикам, которые либо сдают в аренду, либо сами ведут хозяйство фермерского типа. На полях и в садах много машин, но ручной труд распространен еще больше, чем машинный. Работают семьями: женщины, дети, старики. Местных рабочих рук в горячую пору не хватает, и издавна повелось, каждый год сюда приезжают на заработки 150 — 200 тыс. поденщиков из сирийских деревень, а также палестинцы. Их используют на самых трудоемких работах.
В городах и деревнях долины построено несколько десятков механизированных птицеферм, а также других предприятий, тесно связанных с сельским хозяйством: консервных, молочных, винных спирто-водочных.
Ливанская промышленность ориентируется в основном на удовлетворение местного спроса. Порой ей бывало труднее господствовать на внутреннем рынке из-за наплыва иностранных товаров. Но после израильского нападения в 1967 г на Египет, Сирию и Иорданию заказов на ливанские промышленные изделия стали значительно в больших размерах чем прежде, поступать из Иордании, Саудовской Аравии, Кувейта. Дело в том, что
из-за временного прекращения судоходства по Суэцкому каналу после войны этим странам стало выгодней ввозить некоторые товары на грузовиках Бейрута, чем на пароходах из Европы вокруг Африки. В начале 70-х годов некоторые изделия ливанской промышленности стали экспортироваться в страны Западной Европы и в некоторые социалистические государства. Основные промышленные предприятия страны расположены на окраинах Бейрута или в его окрестностях. Как правило оснащенные современным оборудованием, но небольшие фабрики, заводы на которых занято по 200—300 чело-
а часто и меньше. Самые крупные и них — текстильный комбинат, кондитерская фабрика, алюминиевый завод. Из больших предприятий, расположенных за пределами бейрутского района, следует назвать два нефтеперегонных завода. Крупнейший из них и единственная в стране судоверфь находятся в Триполи. Крупный цементный завод росположен в долине Бекаа. Главный порт страны — бейрутский. Здесь занято несколько тысяч людей самых разных специальностей от лоцманов, механиков, инженеров до мелких клерков и сторожей.
Вдоль порта длинными рядами стоят огромные грузовики. В многочисленных кофейнях в ожидании работы отдыхают грузчики — хаммали: едят, пьют кофе, играют в кости или дремлют, бейрутский порт — один из крупных в Средиземном море. Через него проходит 9/10 внешнеторговых грузов Ливана, а поступают товары и для соседних стран. По номерным знакам грузовиков, стоящих возле порта, видно, что прибыли издалека: из Кувейта, Аммана, Багдада. Перевалка грузов в бейрутском порту перевозка их через ливанскую территорию дает казне значительные поступления, так как ввоз товаров и транзит облагается солидной пошлиной. Транзитная торговля превышает собственный внешнеторговый оборот Ливана. В стране есть два других порта, через которые «по весу» проходит грузов больше чем в бейрутском. Это порты Триполи и Захрани, куда поступает по трубопроводу нсфть из Ирака и Саудовской Аравии. Нефтепроводы выведены в море к бонам, к которым подходят танкеры. Из Триполи отгружается 15 млн. т нефти в год, из Захрани — 20 млн. т. Заливка нефти в танкеры не требует большого числа рабочих, громоздкого оборудования и не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на экономическое положение окрестного населения. Однако транзит нефти дает государству определенный доход.
Крупным транспортным предприятием страны является ливанская авиационная компания «MIDDLE EAST AIRLINES». Ее реактивные пассажирские самолеты новейших марок связывают Бейрут со столицами почти всех арабских и многих европейских, азиатских, африканских стран. Самолеты компании успешно конкурируют с компаниями других стран, самолеты которых совершают посадку в Бейруте в аэропорту Rafic Hariri International, являющемся крупнейшим транзитным авиапортом на Ближнем Востоке. Также есть еще один крупный аэропорт Harrisburg Rail.
Основным видом транспорта является автомобильный. Хорошо развита сеть шоссейных дорог. Железные дороги используются слабо, а на некоторых участках бездействуют.
Умения торговать, финансовой ловкости ливанским дельцам не приходится занимать у других. Даже в таких далеких африканских странах, как Сенегал и Берег Слоновой Кости, ливанские бизнесмены владеют гостиницами, банками, торговыми фирмами. И в самом Ливане, особенно в Бейруте, торговый бизнес развит исключительно широко. В значительной степени он ориентировался на многочисленных иностранных туристов, круглый год наводнявших города страны.
Иностранный туризм, при носивший Ливану огромный доход (в 1973 г. страну посетило 2,3 млн. туристов), из-за трагических событий 1975—1976 гг. почти полностью прекратился.
Здесь хотелось бы описать торговый центр столицы Ливана таким, каким его видел турист в дни мирной жизни. Магазины размещаются в Бейруте в зависимости от ассортимента товаров. Например, есть улица, где продают только мужские костюмные ткани: там 30—40 магазинов, и во всех один и тот же товар — рулоны материала. Есть улица посудных магазинов, обувных, несколько кварталов сверкают витринами с радиоаппаратурой, а в других — десятки магазинчиков манят больше всего женщин: там продаются ювелирные украшения. Банки, гостиницы, рестораны, представительства автомобильных и авиационных компаний тоже, как правило, размещаются компактно. Подобная система сложилась давно, но и сейчас, когда появились супермаркеты и крупные торговые центры, от нее не хотят отказываться: торговцы и директора фирм находят ее удобной для привлечения покупателей.
Магазины Бейрута поражают разнообразием и обилием товаров, доставленных сюда со всех концов света. Но поражают и цены, стремительно растущие из года в год. Приток денежных средств из-за границы и рост инфляции серьезно подорвали экономическую стабильность страны.