Экономика Ливана

Ливан

Географическое положение страны во многом определило превращение Ливана в важный торговый центр. Большая часть его жителей занята в непроизводительном секторе — в сфере бизнеса обслуживания. Так, в начале 70-х годов сельское хозяйство давало 15 — 17% национального дохода, промышленность — примерно столько же, а торговля, банковское дело, туризм, сфера обслуживания — 60%. Большое место в деятельности занимало посредничеств в валютных операциях между арабским странами и странами Запада. Тайна вкладов и свобода банковской деятельности гарантировались законом. Казна получала немалый доход от этих операции. После того как в 60-х годах деятельность иностранных банков в Сирии и Ираке была запрещена, а их активы национализированы, роль Ливана как финансового центра Арабского Востока еще больше возросла. Воспользовавшиеся ливанскими законами, защищающими частную, в том числе иностранную, инициативу, зарубежные банки, страховые торговые фирмы, действующие в масштабе всего Арабского Востока, переместили свои центры в Бейрут. Тут же стала оседать и часть доходов, получаемых знатью Саудовской Аравии и княжеств Персидского залива от добычи нефти.

В связи с повышением цен на нефть большая часть выручки нефтедобывающих стран стала оседать в сейфах бейрутских банков. Обогатившиеся на нефтяном буме дельцы покупали в Ливане горах участки, строили там летние гостиницы и виллы, а деньги держали обычно в европейских и американских, частично в бейрутских банках.

В Ливане образовалась значительная прослойка рантье. Создалась обстановка, которой в стране, насыщенной капиталистами (в основном частными), слабо развивались промышленность и сельское хозяйство, а предпочтение отдавалось торговле, сфере обслуживания, другим отраслям непроизводительного сектора.

В последние годы в ливанской деревне еще более уси­лился процесс разорения мелкого крестьянства, что связано с резким увеличе­нием арендной платы за землю, ростом стоимости удобрений и фуражных куль­тур.В республике обрабатывается 300 тыс. га земли. Из них 105 тыс. га заняты фруктовыми садами и оливковыми наса­ждениями. Зерновые занимают всего 65 тыс. га. 40% обрабатываемой земли, принадлежащей помещикам, использует­ся для наиболее доходной отрасли сель­ского хозяйства — садоводства.

Сбор основной сельскохозяйственной продукции составляет в среднем: цитрусо­вые— 250, яблоки—180, сахарная све­кла — 140, пшеница — 60, оливки — 45 тыс. т. Выращиваются также бананы, виноград, табак, картофель.

В плане экономического развития Ливана на 1972— 1977 гг. основное внимание уделялось вопросам инфраструктуры страны, а не производства. Все это порождало неустойчивость экономики, ее большую зависимость от конъюнктурной политической обстановки в странах Ближнего Востока.

В результате потрясших страну кровавых событий 1975—1976 гг. экономике Ливана причинен огромный ущерб.

Резко сократилось промышленное и сельскохозяйственное производство, сократились валютные и посреднические операции, сократился поток туристов.

Важной отраслью хозяйства страны является сельское хозяйство. В нем занято около 30% населения, и еще 30% получает в том или ином виде доходы от него. Для аграрного строя Основная форма землепользования — издольщина. 3/4 сельского населения не имеет земли и арендует ее у крупных землевладельцев. В руках помещиков находится свыше половины обрабатываемых земель, а еще15% земли принадлежит мелким помещикам и зажиточным

крестьянам; крупными землевладельцами являются также монастыри.

Сельское хозяйство обеспечивает потребности страны не больше чем на 1/3. Ввозится зерно, мясо, сахар и многое другое. Цитрусовые, яблоки и бананы являются устойчивой статьей экспорта. Их вывозят в Европу, но больше в со­седние арабские страны: Сирию, Иорда­нию, Саудовскую Аравию, Ирак. Тысячи тонн фруктов перевозят из Бейрута в столицы ряда арабских стран на само­летах.

В самом Ливане фрукты и овощи круг­лый год свежие, часто только что снятые с дерева или грядки. Особенно знамениты ливанские яблоки: они круп­ные, сочные, сладкие и к тому же долго не портятся. Лучшие сорта яблонь растут в горах, на высоте от 800 до 1200 м. В тех местах, где условия благоприятны, тер­расированные склоны гор сплошь по­крыты яблоневыми насаждениями.

По всей стране разбросаны упаковоч­ные фабрики. Там яблоки и апельсины сортируют, моют, дезинфицируют, по­крывают тонким слоем парафина. Все это делают машины. Только завертывать плоды в фирменную папиросную бумагу приходится людям. На этой работе заняты преимущественно женщины, часто девоч­ки 14 — 16 лет.

В долине Бекаа поля пшеницы и ячменя, плантации табака и мака чередуются с фруктовыми садами и виноградниками. Почти 70% земли принадлежит там помещикам, которые либо сдают в аренду, либо сами ведут хозяйство фермерского типа. На полях и в садах много машин, но ручной труд распространен еще больше, чем машинный. Работают семьями: женщины, дети, старики. Местных рабочих рук в горячую пору не хватает, и издавна повелось, каждый год сюда приезжают на заработки 150 — 200 тыс. поденщиков из сирийских деревень, а также палестинцы. Их используют на самых трудоемких работах.

В городах и деревнях долины построено несколько десятков механизированных птицеферм, а также других предприятий, тесно связанных с сельским хозяйством: консервных, молочных, винных спирто-водочных.

Ливанская промышленность ориенти­руется в основном на удовлетворение местного спроса. Порой ей бывало труднее господствовать на внутреннем рынке из-за наплыва иностранных товаров. Но по­сле израильского нападения в 1967 г на Египет, Сирию и Иорданию заказов на ливанские промышленные изделия стали значительно в больших размерах чем прежде, поступать из Иордании, Сау­довской Аравии, Кувейта. Дело в том, что

из-за временного прекращения судоходства по Суэцкому каналу после войны этим странам стало выгодней ввозить некоторые товары на грузовиках Бейрута, чем на пароходах из Европы вокруг Африки. В начале 70-х годов некоторые изделия ливанской промышленности стали экспортироваться в страны Западной Европы и в некоторые социалистические государства. Основные промышленные предприятия страны расположены на окраинах Бейрута или в его окрестностях. Как прави­ло оснащенные современным оборудованием, но небольшие фабрики, заводы на которых занято по 200—300 чело-

а часто и меньше. Самые крупные и них — текстильный комбинат, кондитерская фабрика, алюминиевый завод. Из больших предприятий, расположенных за пределами бейрутского района, следует назвать два нефтеперегонных завода. Крупнейший из них и единственная в стране судоверфь находятся в Триполи. Крупный цементный завод росположен в долине Бекаа. Главный порт страны — бейрутский. Здесь занято несколько тысяч людей самых разных специальностей от лоцманов, механиков, инженеров до мелких клерков и сторожей.

Вдоль порта длинными рядами стоят огромные грузовики. В многочисленных кофейнях в ожидании работы отдыхают грузчики — хаммали: едят, пьют кофе, играют в кости или дремлют, бейрутский порт — один из крупных в Средиземном море. Через него проходит 9/10 внешнеторговых грузов Ливана, а поступают товары и для соседних стран. По номерным знакам грузовиков, стоящих возле порта, видно, что прибыли издалека: из Кувейта, Аммана, Багдада. Перевалка грузов в бейрутском порту перевозка их через ливанскую территорию дает казне значительные поступления, так как ввоз товаров и транзит облагается солидной пошлиной. Транзитная торговля превышает собственный внешнеторговый оборот Ливана. В стране есть два других порта, через которые «по весу» проходит грузов больше чем в бейрутском. Это порты Триполи и Захрани, куда поступает по трубопроводу нсфть из Ирака и Саудовской Ара­вии. Нефтепроводы выведены в море к бонам, к которым подходят танкеры. Из Триполи отгружается 15 млн. т не­фти в год, из Захрани — 20 млн. т. За­ливка нефти в танкеры не требует боль­шого числа рабочих, громоздкого обору­дования и не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на экономическое по­ложение окрестного населения. Однако транзит нефти дает государству опреде­ленный доход.

Крупным транспортным предприятием страны является ливанская авиационная компания «MIDDLE EAST AIRLINES». Ее реак­тивные пассажирские самолеты новей­ших марок связывают Бейрут со столи­цами почти всех арабских и многих евро­пейских, азиатских, африканских стран. Самолеты компании успешно конкуриру­ют с компаниями других стран, самолеты которых совершают посадку в Бейруте в аэропорту Rafic Hariri International, являющемся крупнейшим транзитным авиапортом на Ближнем Востоке. Также есть еще один крупный аэропорт Harrisburg Rail.

Основным видом транспорта является автомобильный. Хорошо развита се­ть шоссейных дорог. Железные дороги используются слабо, а на некоторых участках бездей­ствуют.

Умения торговать, финансовой ловко­сти ливанским дельцам не приходится занимать у других. Даже в таких далеких африканских странах, как Сенегал и Берег Слоновой Кости, ливанские биз­несмены владеют гостиницами, банками, торговыми фирмами. И в самом Ливане, особенно в Бейруте, торговый бизнес раз­вит исключительно широко. В значи­тельной степени он ориентировался на многочисленных иностранных туристов, круглый год наводнявших города страны.

Иностранный туризм, при носивший Ливану огромный доход (в 1973 г. страну посетило 2,3 млн. туристов), из-за трагических событий 1975—1976 гг. почти полностью прекра­тился.

Здесь хотелось бы описать торговый центр столицы Ливана таким, каким его видел турист в дни мирной жизни. Мага­зины размещаются в Бейруте в зависимо­сти от ассортимента товаров. Например, есть улица, где продают только мужские костюмные ткани: там 30—40 магазинов, и во всех один и тот же товар — рулоны материала. Есть улица посудных магази­нов, обувных, несколько кварталов свер­кают витринами с радиоаппаратурой, а в других — десятки магазинчиков манят больше всего женщин: там продаются ювелирные украшения. Банки, гостини­цы, рестораны, представительства авто­мобильных и авиационных компаний тоже, как правило, размещаются ком­пактно. Подобная система сложилась дав­но, но и сейчас, когда появились супермаркеты и крупные торговые центры, от нее не хотят отказываться: торговцы и директора фирм находят ее удобной для привлечения покупателей.

Магазины Бейрута поражают разнооб­разием и обилием товаров, доставленных сюда со всех концов света. Но поражают и цены, стремительно растущие из года в год. Приток денежных средств из-за гра­ницы и рост инфляции серьезно подо­рвали экономическую стабильность страны.

Обзор стран мира
Добавить комментарий

  1. Аноним

    Экономика Ливана находится в тяжелом положении из-за сложившейся политической нестабильности и финансовых проблем. Высокая инфляция, высокая безработица и ухудшение жизненного уровня создают трудности для ливанцев. Необходимы реформы и поддержка со стороны международного сообщества, чтобы вернуть экономику Ливана на ноги и обеспечить процветание этой страны и ее граждан.