Культура Кувейта: традиции и современность

Кувейт

Основа традиционного поливного земле­делия Кувейта — ирригационные колод­цы с водоподъемниками арджийя — большими кожаными бурдюками на бло­ке, вытягиваемыми силой ослов, или шадуфами — еще более древними ручными водоподъемниками с противовесом, напоминающим колодезный журавль. Сейчас арджийя постепенно вытесняются бензиновыми насосами. Выли­ваясь в резервуары, вода по мере надобности подается по арыкам – сакийя –на поля, которые еще недавно были ого­рожены глиняными стенами для защиты урожая от бедуинских набегов. Современная сельскохозяйственная техника потеснила, но еще не вытеснила основ­ные старинные орудия земледелия: ши­рокую мотыгу с поперечным лезвием и короткой рукоятью (сахин) для иррига­ционных работ, примитивную соху (иф-дан), деревянные грабли (маса) для заравнивания вспаханной почвы. Эти и другие традиционные орудия в основном те же, что и в других арабских странах. Не отличаются от уже описанных в разделе «Культура Омана» и орудия рыболов­ства и добычи жемчуга.

Населенные пункты Кувейта, в том числе его столица, до недавних лет были беспорядочно застроены «слепыми», выходящими окнами во внутренний двор домами, теснящимися вдоль узеньких улиц и переулков. Преобладали одно- и двухэтажные дома из сырцового кирпича с плоской кровлей, окруженной парапе­том со сквозными отверстиями для стока дождевой воды. Дома побогаче стро­ились из камня на известковом растворе с орнаментированным алебастровой леп­кой высоким сводчатым порталом и несколькими арочными галереями по фасаду.

Для внутренней планировки кувейт­ского дома наиболее характерно тради­ционное деление на семейную, или жен­скую, половину — харам и парадную, или мужскую, половину —диванийя с ее обя­зательным атрибутом — открытым напольным очагом и принадлежностями для варки кофе. Убранство комнат — глав­ным образом циновки или ковры на полу, постельные принадлежности и по­суда в стенных нишах, окованные железом расписные сундучки для одежды, глиняные, плетенные из пальмового ли­ста или кожаные сосуды для припасов. На женской половине к этому обычно добавлялись люлька и ткацкий станок. Некоторое количество таких домов со­хранилось и теперь в старых кварталах Эль-Кувейта, окруженных прежде глино­битной стеной с четырьмя воротами и бастионами через каждые 200 м.

Однако в конце 20 века Эль-Кувейт был в основном перестроен. Крепост­ная стена снесена, улицы распланиро­ваны на европейский лад и озеленены, на месте старых глинобитных домов выро­сли здания из железобетона и стекла или песчано-известкового кирпича. Кровли по-прежнему плоские, но теперь они сде­ланы из железобетонных плит с теплоизоляцией из опилок, битума и глины. При этом в архитектуре правительствен­ных и деловых зданий, дворцов и особняков богатых людей преобладает европей­ский стиль, приспособленный к местным климатическим условиям и сочетаемый с некоторыми элементами традиционной орнаментики. Это достигается, напри­мер, массивными решетками по фасаду, солнце защитными ребрами, стеклянной мозаикой и керамической плиткой на стенах. Напротив, для жилища широких слоен населения обычен стандартный об­лик: это либо выстроенные из новых материалов, но на старый «средиземно­морский» лад дома с внутренним двори­ком, либо бетонные коробки, в которых ютится иммигрантская беднота. То же относится и к интерьеру жилищ: в домах состоятельных кувейтцев он в престиж­ных целях в значительной мере европе­изирован; в домах небогатых людей в основном остается прежним, хотя тради­ционная ремесленная или самодельная утварь теперь полностью вытеснена фа­бричной.

Другие города Кувейта также пере­строены или перестраиваются. Значи­тельное жилищное строительство ведется и на немногочисленных селениях, хотя здесь еще нередки традиционные сырцо­вые или глинобитные домики. Наиболее архаичны по облику лагеря кочевников и полукочевников, состоящие из черных шерстяных шатров общеарабского типа.

Традиционная одежда коренных ку­вейтцев различных групп и слоев обще­ства не отличается от характерного для всех областей Северной Аравии бедуин­ского костюма, описанного в очерке «Саудовская Аравия». Можно лишь от­метить, что мужские плащи — аба здесь часто бывают красного цвета, что, впро­чем, типично и для восточносаудийской провинции Эль-Хаса, а головные плат­ки— куфийя— красные или клетчатые, красно-белые. В современном Кувейте эта одежда все больше уступает место европейской, сохраняясь преимущест­венно лишь в кочевьях и отдаленных селениях. Однако и в городах члены пра­вящей фамилии ас-Сабах редко показы­ваются без традиционного одеяния. Большинство иммигрантов продолжает носить хотя бы куфийю. Многие горо­жанки пока еще не выходят на улицу без покрывала, но уже можно встретить и такое сочетание, как европейское пла­тье и закрывающую лицо вуаль.

Пища широких слоев населения со­стоит из пшеничных или ячменных лепе­шек, овощей, фиников и других фруктов, кислого молока, овечьего сыра, топле­ного масла, свежей или сушеной рыбы. Мясо и птица — пища состоятельных людей и  праздничная  пища бедноты. Из местных традиционных блюд наиболее распространены пшеничная или кукуруз­ная каша с кислым молоком и иногда с кусочками мяса (бургуль), плов с рыбой и овощами (мачбус), рыба или мясо, тушен­ные с различными овощами (салуна), жареное мясо с помидорами (кябаб). Блюда, как правило, приправлены специ­ями и острыми овощами, в том числе местным корнеплодом руад, длинными мясистыми листьями багл и мелкими листочками барбир. В ходу кофе, чай, разбавленное водой кислое моло­ко— лябан. Изготовление и ввоз алко­гольных напитков запрещены, но в последние годы они все шире контрабандно проникают в страну так же, как и некоторые наркотики.

Традиционный транспорт — вьючные и верховые верблюды и ослы и поныне сохраняются в кочевьях и селениях. В столице же эти животные полностью вытеснены автомобилем. Близ Эль-Кувейта отведено даже место для свалки полузанесенных песком разбитых авто­машин. Старинный водный транспорт ку­вейтцев, считавшийся лучшим в Персидском заливе, также в основном вытеснен судами современного типа.

Несмотря на резко ускорившийся в последние два десятилетия процесс мо­дернизации кувейтского общества, в нем еще живы остатки архаических тради­ций. Не только дом ас-Сабах и другие выходцы из кочевой знати, но и все бедуинское племя мутейр считаются «благо­родными» (ашраф, ед. число—шариф). Даже для рядового члена этого племени является зазорной такая работа, как, например, выжигание извести, но счита­ется, что он не уронит своего достоин­ства, нанявшись сторожем или став водителем автомобиля. В противоположность им племена рашаида и хавазим рассматриваются как «неблагородные» — в прошлом они были данниками бедуинов. Многие из рашаида служат в охране ас-Сабахов пли поставляют им ловчих птиц для охоты. Сохраняется заимствованный в Южном Ираке патриархально-фе­одальный обычай приветствовать стар­шего поцелуем в плечо.

Прочны еще религиозные устои, в охране которых духовенству помогает полиция, следящая, например, за соблюдением поста рамадан. Помимо рамадана официально отмечается пять основных мусульманских праздников и траурных дат: день рождения пророка Мухаммеда, Новый год (день переселения Мухам­меда из Мекки в Медину), мирадж (путе­шествие Мухаммеда па небо), ид сагир (разговение   по   окончании рамадана), ид кабир (жертвоприношение через 70 дней после рамадана), а шиита­ми — также траурный день ашура в ознаменование убийства имама Хусейна. Все праздники сопровождаются проповедями и молениями в мечетях и дома.

Еще сильнее староарабские традиции в семейном быту. В имущих слоях сель­ской) населения встречаются большие неразделенные семьи. Минимальный брачный возраст установлен для мужчин в 15, для женщин в 12 лет. Сохраняются брачный выкуп, ортокузенные и обменные браки. Среди консервативной части верхушки общества встречается многоженство. Младшим положено окатывать подчеркнутые знаки уважения не только родителям, но и другим старшим род­ственникам и вообще старшим. Семьи многодетны. Положение жены, родив­шей детей, особенно сыновей, упрочива­ется; бесплодную жену почти наверняка ждет развод. Лишь в самое последнее время новые веяния коснулись даже такой консервативной области, как се­мейный быт. В связи с развитием народ­ного образования молодежь вступает в брак позднее, процессы урбанизации наложили предпосылки для относительной независимости младших членов семьи. В первой половине 1960-х годов в стране воз­никло молодежное и женское движение; появились национальные молодежные и женские организации, одна из важней­ших линий работы которых — борьба против патриархально-шариатского не­равноправия женщин в семье.

Народное творчество кувейтцев близ­ко к саудийскому и южноиракскому. В прикладном искусстве особенно выделяются ювелирные изделия с бирюзой, женские украшения из цветного стекла, деревянные чаши и курильницы с на­кладным узором из серебра или свин­ца. Некогда в Аравии славились соткан­ные кувейтскими ткачами красные узорные головные платки — кушай, но они уже давно вытеснены фабричными из­делиями. Излюбленные традиционные виды спорта — конные скачки и соколи­ная охота—доступны главным образом лишь верхушке общества.

Завоевание Кувейтом независимости и обращение части огромных национальных нефтяных доходов на нужды просвещения и здравоохранения привели к определенным сдвигам в этих областях. В 1955 г. в школах страны было 35 тыс. учащихся, к концу же следу­ющего десятилетия, когда была создана значительная сеть бесплатных детских садов и школ, в них воспитывалось и обу­чалось более 120 тыс. детей кувейтских граждан. Были созданы центры по ликви­дации неграмотности и средние школы для взрослых, в результате чего в сере­дине 1970-х годов 70% населения страны уже умело читать и писать. Обучение в шко­лах Кувейта раздельное, один из обяза­тельных предметов— изучение основ ислама и шариата. В 1966 г. открыто пер­вое высшее учебное заведение — Нацио­нальный университет, а в последующие годы — Научно-исследовательский ин­ститут экономического и социального планирования и Научный институт Кувейта. В Эль-Кувейте есть Центральная библиотека и Исторический музей.

Заметные успехи достигнуты также в области здравоохранения, в частности в борьбе с распространенными в стране трахомой, кишечно-инфекционными и паразитарными заболеваниями. Меди­цинская помощь оказывается бесплатно. Получили развитие современные виды спорта: в стране около 30 спортивных клубов и обществ, кувейтские спорт­смены выступают на межарабских и ме­ждународных состязаниях. Наиболь­шей популярностью пользуется в стране футбол. Он имеет здесь некоторые осо­бенности. В летнее время матчи прово­дятся перед самым заходом солнца, когда спадает жара, причем второй тайм прохо­дит при электрическом освещении. Фут­больные поля лишены мягкого травяного покрова, так как трава при летнем зное и недостатке воды для полива быстро выго­рает.

В стране выходит несколько ежеднев­ных газет и ряд других периодических изданий на арабском и английском язы­ках. С 1950-х годов существуют государ­ственное радиовещание и телевидение; передачи радиостанции Эль-Кувейта слышны далеко за пределами этого ма­ленького государства.

В стране есть несколько частных театров,   ставящих   пьесы   местных и других арабских драматургов. Весьма большой успех снискала, в частности, пьеса кувейтца Сакара ар-Рашида «Пре­града».

В 1971 г. поставлен первый кувейтский полнометражный художественный фильм «Жестокое море», рассказывающий о не­легкой жизни рыбаков и ловцов жемчуга. Но своих киностудий в Кувейте все еще нет. В кинотеатрах страны демонстриру­ются иностранные, главным образом американские, английские, египетские и ин­дийские, фильмы. Местные композиторы (наибольшей известностью пользуется Ахмад Бакир) пишут популярные музы­кальные произведения для любительских и профессиональных оркестров, крупней­шим из которых является оркестр радио и телевидения.

Наиболее развитый вид современного духовного творчества кувейтцев — изо­бразительное искусство. Начав развиваться в своем нынешнем виде в 1950-х годах XX в., оно уже вскоре выдвинуло несколько известных мастеров кисти. Это художник-реалист Муаджиб ад-Дусари, последователь модернистских направле­ний Халифа аль-Куттана, родоначальник историко-этнографической тематики в живописи Айюб Хусейн и др. В целом для старшего поколения художников бо­лее характерен реализм, для младше­го — модернистские течения, развивши­еся под влиянием западного искусства.

Колоссальные нефтяные доходы Ку­вейта открывают широкие материаль­ные возможности для развития культуры, но в Кувейте не уделяется достаточно­го внимания национальной литературе, театру, кинематографии.

Обзор стран мира
Добавить комментарий

  1. Аноним

    Культура Кувейта – это уникальное сочетание традиций и современности. Страна богата историческими местами и наследием, которые сохранились до наших дней. Вместе с тем, Кувейт также является современной и развитой страной с высоким уровнем жизни и современными инфраструктурами. Здесь можно насладиться богатой культурой, обычаями и кухней, а также погрузиться в мир современных развлечений и достижений. Посетители могут увидеть и почувствовать уникальное сочетание прошлого и настоящего, которое делает Кувейт особенным и привлекательным для всех, кто ищет незабываемые впечатления.