По разведанным запасам нефти Кувейт занимает одно из первых мест в капиталистическом мире. Запасы «черного золота» достигают в этой стране колоссальной цифры — 9,2 млрд. т. Однако кувейтская нефть долгое время не принадлежала ее законному владельцу — кувейтскому государству. Преобладающая ее часть, находилась в руках англо-американской монополии «Кувейт ойл компани», в концессионном владении которой находилась почти вся территория Кувейта. Теперь она национализирована и стала кувейтской собственностью. В стране также действует национальная кувейтская компания «Кувейт нэшнл петролеум компани» (60% ее капитала принадлежит правительству, а 40% — частному кувейтскому капиталу). Правительство осуществляет шаги с целью поставить, ее под полный государственный контроль. В иностранной нефтяной компании «Спэниш петролеум компани» национальная нефтяная компания имеет- контрольный пакет- акций, составляющий 51%.
Кувейтские нефтяные богатства — источник колоссальных прибылей для иностранных нефтяных монополий. За время промышленной добычи нефти в этой стране с 1946 по 1976 г. «Кувейт ойл компани» вывезла в Западную Европу свыше 1,7 млрд. т нефти. Себестоимость нефти в Кувейте самая низкая в мире, что связано с весьма благоприятными условиями ее залегания. Почти все нефтяные скважины имеют фонтанирующий характер; это избавляет компании от необходимости использования специальных насосных установок. Кроме того, основное нефтяное месторождение Вуркан расположено всего в 20 км от порта вывоза, а соединяющий их нефтепровод проходит по местности, имеющей уклон в сторону морского побережья, поэтому нефть идет самотеком, что обусловливает низкую стоимость ее транспортировки. Значительная разница между высокой продажной ценой на нефть и ее себестоимостью в Кувейте долгое время использовалась иностранными нефтяными монополиями для извлечения сверхприбылей.
Нефтепромысел Вафра на юге страны (в бывшей Нейтральной зоне) — единственный на территории Кувейта, где нефть выходит на поверхность не под давлением: ее надо выкачивать из недр с помощью мощных насосов. Из Вафры тянется нефтепровод к порту Мина-Сауд, где он проложен по морской эстакаде длиной свыше 300 м. К эстакаде подходят танкеры, принимающие нефть.
Средняя производительность нефтяной скважины в Кувейте в 500 раз больше, а оплата труда рабочих-нефтяников в 6— 10 раз ниже, чем в США. Цена нефти даже в порту Персидского залива в 20 и более раз превышает ее себестоимость.
Добыча нефти в Кувейте стремительно растет. В 1946 г. там было добыто всего 800 т нефти, а в 1976 г.— 109 млн. т — 7% мировой добычи. Однако, с середины 1970-х годов стала проводиться политика сдерживания темпов роста нефтедобычи. Доходы от нефти составляют свыше 94% всех бюджетных поступлений страны и являются главным источником покрытия государственных расходов. Они возросли с 0,8 млн. («1946 г.) до 7 млрд. долл. в 1976 г.
До недавнего времени львиная доля поступлений от нефти попадала непосредственно в руки эмира Кувейта и вкладывалась им в иностранные, главным образом английские, банки, но начиная с 1960 г. значительная часть средств направляется на экономическое развитие страны. Вместе с тем кувейтские вклады в банки Англии, США, Японии также составляют огромные суммы. Вначале это было почти беспрецедентным в истории случаем, когда слаборазвитая страна вкладывала свои капиталы в предприятия крупнейших капиталистических государств. Сейчас аналогичные операции ведут и другие страны — крупные экспортеры нефти.
Часть средств, которые Кувейт получает от продажи нефти, направляется с 1961 г. в специальный Фонд экономического развития, из которого предоставляются займы арабским и другим развивающимся странам. Кувейтский капитал вложен в текстильные и фармацевтические фабрики Судана, рыбные промыслы восточноафриканских стран, спичечную фабрику в Нигерии. Большинство отелен («Хилтон», «Шератон», «Интерконтинентал» и др.) на Ближнем Востоке финансируются кувейтскими бизнесменами и бизнесменами из Саудовской Аравии. К концу 1972 г. Кувейт предоставил займы в размере 342 млн. долл. на строительство таких предприятий, как сахарный завод в Марокко и гидротехнические сооружения в Иордании. В 1974 г. кувейтский парламент утвердил предоставление Египту и Сирии займов на общую сумму в 350 млн. долл. и т. д. Около 60% официальных резервов валюты Кувейт держит в цепных бумагах западных стран. Кувейт стал одним из международных финансово-кредитных центров.
Большая часть средств внутри Кувейта направляется в сферу потребления, а инвестиции в производственную сферу, как правило, не превышают 40% расходов государственного бюджета и идут в основном на реконструкцию портов, аэродромов, дорог, а также на строительство предприятий по обслуживанию текущих нужд населения (авторемонтные мастерские, производство предметов домашнего обихода и т. п.). В 1970-х годах начали приниматься меры по диверсификации (созданию новых отраслей) промышленности с целью уменьшения зависимости страны от экспорта нефти.
Сельское хозяйство в Кувейте развито слабо, главным образом из-за недостатка воды. Основная его отрасль — кочевое скотоводство.
Скудность растительного покрова и трудности с водоснабжением обусловливают преимущественно кочевой характер скотоводства. Каждые 10—15 дней даже в зимнее время бедуины (кочевники-скотоводы) вынуждены менять, место выпаса скота. При этом они обычно не ограничиваются только территорией Кувейта, а производят выпас скота в соседних государствах — Ираке и Саудовской Аравии. Лето — самая тяжелая пора для бедуинов и их скота. Растительность выгорает, и даже такие неприхотливые животные, как верблюды, козы, овцы, с трудом находят себе корм. В небольших оазисах, где воду берут из артезианских колодцев (Эль-Джахра и др.), возделывают финиковую пальму, овощи (лук, батат, тыкву) и зерновые (пшеницу, ячмень). В последние годы в Кувейте проводятся опыты по выращиванию овощей методом гидропоники. В 1975 г. на участках гидропоники было собрано 1,6 тыс. т помидоров.
Общая площадь пригодных для обработки земель оценивается в 120 тыс. га. Однако из-за повышенной солености подземные воды могут использоваться лишь для немногих культур (финики, томаты, лук и др.). Помимо орошения посевов опресненной морской водой (в 1975 г.— 2,2 тыс. га) предполагается шире использовать подземные воды (опресненная вода дороже нефти). Для задержки инфильтрации подъемных вод предполагается применить искусственные подземные асфальтовые барьеры.
Рыбный промысел не имеет теперь большого экономического значения. В год вылавливают 12—14 тыс. т рыбы. Основные центры рыболовства Эш-Шувайх и Эль-Кувейт. По лову креветок Кувейт занимает одно из первых мест в мире. Издавна получила развитие добыча жемчуга для экспорта. Однако к началу XX в. эта отрасль пришла в упадок.
Фабрично-заводских предприятий в стране немного. Это главным образом заводы строительных материалов, нефтеочистительные и нефтеперегонные заводы, заводы по производству химических удобрений, металлических труб, санитарно-технических и асбестовых изделий, дизельные электростанции и водоопреснительные установки. Имеются кустарно-ремесленные мастерские для обслуживания бытовых нужд местного населения — главным образом ремонтные мастерские (автомобильные, скобяные, слесарные и т. п.), мастерские по обработке мрамора.
Сравнительно небольшие размеры территории и концентрация преобладающей части населения и производства в двух городах обусловили слабое развитие транспортной сети. Железных дорог в стране нет. Сеть шоссейных дорог насчитывает 1.8 тыс. км. Вместе с тем автопарк Кувейта относительно велик. Это приводит к значительной перегрузке шоссейных дорог и частым автомобильным авариям. Сообщение Кувейта с внешним миром осуществляется в основном по морским и воздушным путям. Кувейт связан регулярными рейсами морских судов и самолетов со многими странами Европы, Америки, Азии и Африки. Кувейтский морской нефтеэкспортный порт Мина-эль-Ахмади — один из самых крупных в Персидском заливе. Кроме того, работают порты Эш-Шувайх и Эш-Шуайба. Кувейт обладает самым крупным танкерным флотом среди всех нефтедобывающих стран региона. Он насчитывает 7 танкеров.
Морские рейсы между Кувейтом и иностранными государствами осуществляются судами иностранных и кувейтских компании. Воздушное сообщение производится самолетами не только иностранных, но и кувейтской национальной компании «Кувейт эйрвэйз компани».
Основной экспортный продукт Кувейта— нефть, которая вывозится преимущественно в страны Западной Европы. Сжиженный газ экспортируется в Японию. На вывоз идут также искусственные удобрения и креветки. В импорте преобладают продукты питания и потребительские товары промышленного производства. Иностранные товары преобладают на внутреннем рынке Кувейта. Часть продовольственных и промышленных товаров, ввозимых в Кувейт, затем реэкспортируется в соседние арабские страны, а также в Иран. Среди капиталистических стран наиболее крупными торговыми партнерами Кувейта является Соедиенные Штаты Америки, Англия, Япония, Германия, Италия, Китай; среди развивающихся государств — страны Аравийского полуострова, Иран и Ирак.
Огромные нефтяные богатства обеспечивают стране высокий национальный доход. В 1976 г. национальный доход на душу населения составлял 11,5 тыс. долл. А число легковых машин на одного жителя там больше, чем в любой другой стране мира. Другими словами, если судить по средним данным (смешивая блага, получаемые миллионерами и рабочими), то уровень жизни населения в Кувейте едва ли не самый высокий в мире. Все эти данные широко используются прессой для того, чтобы представить Кувейт страной, которая якобы процветает благодаря деятельности иностранных монополий. На самом же деле за средними цифрами скрываются огромные социальные контрасты в уровне жизни различных слоев населения. Наряду с богатой верхушкой кувейтцев имеются широкие слои бедного трудящегося населения, особенно среди иммигрантов. По свидетельству Всемирной организации здравоохранения, они живут в очень плохих, антисанитарных условиях и плохо питаются.
Как отмечалось, кувейтцы пользуются огромными преимуществами перед некувейтцами. Высшие административные посты в стране предназначаются только для кувейтской элиты. Образованный молодой кувейтец начинает свою карьеру обычно с высоких постов в государственных учреждениях или в частных компаниях. Нередко кувейтцы занимают высокие государственные посты, даже не имея соответствующего образования. В таких случаях в помощники им нанимают иммигрантов, обладающих специальными знаниями, которым дается статус советников. Но чаще всего на долю некувейтцев выпадает тяжелая работа в качестве дворников, уборщиков, мусоросборщиков, чернорабочих. При найме на работу предпочтение в любом случае отдается кувейтцам. И только при отсутствии претендентов из числа кувейтских граждан нанимают иммигрантов. Рабочий класс Кувейта состоит преимущественно из некувейтцев. Средний заработок неквалифицированного рабочего в Кувейте выше, чем в других арабских странах. Однако это преимущество в значительной мере сводится на нет из-за дороговизны продуктов питания, основная часть которых импортируется в Кувейт. К тому же иммигранты, приезжающие на заработки, обычно отсылают большую часть полученных денег своим семьям, оставшимся на родине. Сами же ведут крайне скромный образ жизни.