В Корейской Народно-Демократической Республике происходит планомерное размещение производительных сил с учетом имеющихся природных и трудовых ресурсов, целесообразности транспортных перевозок, эффективности капитальных вложений. Интенсивно создаются новые хозяйственные комплексы в районах вновь осваиваемых природных богатств, совершенствуется структура ранее существовавших промышленных и сельскохозяйственных центров.
В КНДР выделяются три экономических района: западный, восточный и северный.
Западный район включает провинции Пхенан-Пукто, Пхенан-Намдо, Хванхэ-Пукто, Хванхэ-Намдо. Для рельефа этого района характерны равнины на западе и низкогорья на востоке. Здесь относительно много ровных, покрытых плодородными почвами участков земель, самый продолжительный теплый период, осадков выпадает несколько больше, чем в остальных районах северной части страны. В недрах выявлены разнообразные полезные ископаемые: золото, вольфрам, полиметаллы, титан, графит, барит, слюда; значительны запасы антрацита.
Благоприятные природные условия способствовали тому, что западная часть КНДР наиболее обжита и лучше обеспечена трудовыми ресурсами. Для района характерно многоотраслевое хозяйство, причем многие отрасли не повторяются в экономике других районов.
Промышленные центры рассредоточены по бассейнам рек Амноккан, Тэдонган, Чхончхонган. Весьма значительные центры находятся в бассейне р. Тэдонган, в том числе столица КНДР — город Пхеньян.
Пхеньян — один из старейших городов мира. Он основан полторы тысячи лет назад. Первоначально в низовьях р. Тэдонган располагалось небольшое селение, которое к середине V в. уже было окружено крепостными стенами со сторожевыми башнями; в нем был воздвигнут королевский дворец Ангаккун. Так возникла столица одного из могущественных раннефеодальных государств Кореи — Когуре. Благоприятное географическое положение способствовало быстрому развитию ремесел в Пхеньяне. Постепенно он становится одним из важнейших торговых и промышленных центров страны.
К моменту освобождения Кореи от японской зависимости, в 1945 г., в Пхеньяне проживало около 200 тыс. человек. В 2005 году его население достигло 3,7 млн. человек. По выпуску промышленной продукции —1/5 общего объема промышленного производства КНДР — город занимает первое место в стране. Наибольшее развитие здесь получили машиностроение (заводы электромеханический, электровозов и т. д.), химия и ряд отраслей легкой (самый большой в Азии текстильный комбинат) и пищевкусовой промышленности.
Война 1950—1953 гг. оставила на месте Пхеньяна сплошные развалины. После войны город отстраивался заново. Его территория намного переросла границы, которые он занимал в предвоенные годы.
На месте кварталов с деревянными и глиняными хибарами стоят многоэтажные корпуса. Вместо узких кривых улиц — широкие проспекты. Река Тэдонган, пересекающая город, одета в гранит, через нее перекинуты новые мосты. Другая речка, Потхонган, с некогда заболоченными берегами, превращена в черте города в канал с бетонированными набережными, по обеим сторонам которого разбит большой парк культуры и отдыха.
Столица может гордиться многими сооружениями, важными по целевому назначению и весьма интересными в архитектурном отношении, например зданиями Пхеньянского Большого театра, театров Мансудэ, имени 8 Февраля, музеев Корейской революции и изящных искусств, Дворца народной культуры, президентского дворца и рядом других. В центре города поставлен монумент Чхоллима — могучий крылатый конь, несущий двух всадников — рабочего и крестьянина, что символизирует быстрое экономическое развитие КНДР.
Достопримечательность Пхеньяна — памятник Освобождения, воздвигнутый на холме Моранбон в честь героического подвига Советской Армии, избавившей корейский народ от японского ига. Замечательны реставрированные памятники древнего города — ворота Потхонмун и ворота Чхильсонмун. А особой гордостью жителей Пхеньяна является недавно построенное метро с его дворцами-станциями.
Юго-западнее столицы на обоих берегах р. Тэдонган и ее притоков расположен ряд городов-спутников. Это быстро развивающиеся промышленные центры с населением более 100 тыс. человек в каждом. Производственная деятельность их разнообразна и в ряде случаев скооперирована. На северном берегу залива, в который впадает р. Тэдонган, находится город-порт Нампхо (367 тыс. жителей – 2008 г.).
Являясь крупным узлом морского судоходства, он одновременно и центр многих производств — цветных металлов, кричного железа, предметов радиотехнической промышленности, фарфоро-фаянсовых и стекольных изделий. Город заново отстроен и хорошо озеленен. Коренной реконструкции подвергся сам порт, погрузочно-разгрузочные работы в нем полностью механизированы. Через порт Нампхо осуществляется торговля КНДР со странами Азии, Африки, Латинской Америки и Европы.
Несколько промышленных центров разместилось на соседней к западу территории, в бассейне р. Чхончхонган. Эта часть района издавна славится производством шелка-сырца, выращиванием табака, конопли; в недрах выявлены промышленные запасы угля, железной руды, графита, слюды; близко расположены горные леса, в которых ведется заготовка древесины, относительно хорошо налажены транспортные связи. Все вместе, с учетом и большой плотности населения, благоприятствует развитию в этих центрах многоотраслевой промышленности.
В верхнем течении р. Чхончхонган при пересечении ее с железной дорогой расположился Хичхон (более 100 тыс. жителей). Из отраслей промышленности в нем представлены станкостроение, приборостроение, деревопереработка; кроме крупных предприятий имеются десятки небольших, вырабатывающих пищевые продукты и предметы широкого потребления. В городе широкие прямые улицы, жилые массивы с многоэтажными домами, скверы и парки, налаженный городской транспорт. Южнее Хичхона на одном из притоков той же реки обосновался старинный Йонбен (70 тыс. жителей). За годы КНДР Йонбен полностью перестроен и приобрел вид красивого современного города. Сохранилось несколько старинных памятников, среди которых особую историческую ценность имеет недавно реставрированный храм Погванчжон. Йонбен, бывший до освобождения Кореи уездным городом с несколькими полукустарными предприятиями, превратился в один из крупных центров легкой промышленности КНДР, главным образом по выпуску тканей из натурального шелка.
В нижнем течении р. Чхончхонган находится Анджу (150 тыс. жителей). Незначительный в прошлом уездный городок, современный Анджу — центр многих важных отраслей промышленности, в первую очередь химической, бумажной, прицепных сельскохозяйственных машин и шелкоткацкой. Недалеко от города построена крупная Чхончхонганская теплоцентраль, работающая на местных бурых углях. Преобразился облик города: на месте низких домишек выросли 9—14-этажные дома, широкие озелененные проспекты заменили узкие кривые улочки, разбиты парки с искусственными озерами.
Крайняя северо-западная территория района богата гидроэнергетическими ресурсами, крупными запасами промышленной древесины. Здесь возникло несколько индустриальных центров, из которых самый крупный — Синыйджу (свыше 400 тыс. жителей). Он раскинулся на корейском берегу пограничной р. Амноккан недалеко от ее устья. В нем действует ряд промышленных предприятий, в том числе комбинат химического волокна, который в качестве сырья использует камыш, в изобилии растущий в заводях близлежащего острова Мумен-пхен. Известный в стране Наквонский завод тяжелого машиностроения и несколько предприятий среднего масштаба, например фабрики шерстяных тканей и бумажная, заводы резиновых изделий и эмалированной посуды, — все эти предприятия созданы после окончания войны, так же как, по существу, заново построен и сам многоэтажный красивый чистый город с микрорайонами, в каждом из которых — детские сады, школы, больницы, клубы.
Крайняя юго-западная территория района преимущественно равнинная, теплая, служит важной житницей всей северной части страны; ее недра богаты некоторыми видами химического сырья, в лагунах побережья Желтого моря ведется добыча поваренной соли. Все это, несомненно, сказывается на структуре производства расположенных здесь промышленных центров.
Саривон (100 тыс. жителей) находится в середине плодородной равнины Черен; его предприятия занимаются производством машин и оборудования для сельского хозяйства, горнорудных работ и текстильной индустрии; имеются предприятия легкой и пищевой промышленности.
Город-порт Хэджу (более 150 тыс. жителей) разместился на берегу хорошо защищенной от штормов бухты Желтого моря. В течение столетий это был типичный рыбацкий поселок, сейчас — центр важнейших отраслей индустрии: машиностроения, цветной металлургии, производства строительных материалов (цемента), химии, рыбоперерабатывающей промышленности. Порт имеет конвейерную связь с некоторыми предприятиями города, например с цементным заводом, который отстоит от причала более чем на километр: мешки с цементом из цехов ленточным конвейером доставляются прямо в трюмы судов.
Кэсон (201 тыс. жителей – 2003г.) лежит на границе с Южной Кореей. В прошлом был известен кэсонским фарфоро-фаянсовым художественным ремеслом. Теперь в Кэсоне действует несколько новых крупных производств: машиностроительный и часовой заводы, хлопчатобумажная и трикотажная фабрики, пищевые предприятия. Кэсон — один из стариннейших городов Кореи. В течение нескольких столетий (X—XIV вв.) он был столицей государства Корё. В Кэсоне и его окрестностях сохранилось много исторических памятников. Среди них — гробница короля Конминвана и его супруги (XIV в.), мост Сонджукке, ворота Наммун, колокол Ембокса (VII в.), буддийские пагоды, древние павильоны.
Высокий уровень развития промышленного производства сочетается в Западном экономическом районе с интенсивным ведением сельского хозяйства. Усилению сельскохозяйственной деятельности здесь в значительной степени способствовало создание на равнинах, где сосредоточена основная масса обрабатываемых земель, ряда крупных ирригационных систем. Западноприбрежный район к настоящему времени превратился в основную базу зернового хозяйства, табаководства и шелководства для всей северной части страны.
Восточный район включает провинции Хамген-Пукто, Хамген-Намдо и северную часть провинции Канвондо. Для большей части территории района типичны средневысотные горы, расчлененные узкими долинами и ущельями. Участки, пригодные для земледелия, тяготеют к речным долинам. Здесь несколько прохладнее и суше, чем на западе. В недрах района выявлены промышленные запасы железных руд, марганца, хрома, никеля, кобальта, свинца, цинка. Обеспеченность трудовыми ресурсами хорошая: в районе проживает примерно 1/3 населения Северной Кореи. Большое место в экономике этого района в послевоенные годы заняла промышленность, которая в основном сконцентрирована в двух подрайонах: в северо-восточном и юго-восточном, преимущественно в прибрежной зоне Восточно-Корейского залива.
Северо-восточный подрайон обеспечен запасами руд черных металлов, углем, древесиной, имеет большие возможности для производства дешевой гидроэлектроэнергии. Природные богатства в большей мере предопределили производственный профиль возникшего на северо-востоке промышленного подрайона, который является одной из основных баз тяжелой индустрии, дающей стране железную руду, уголь, черные металлы, машины, химические продукты.
Наиболее крупный центр северо-восточного индустриального подрайона — город-порт Чхонджин (свыше 330 тыс. жителей – 2009 г.). Это второй по величине город КНДР и ведущий центр производства черных металлов; он дает более У3 чугуна и стали, производимых в стране. Металлургический комбинат связан с рудной базой (Мусанским горнорудным комбинатом) трубопроводом, по которому железный концентрат с водой под напором перекачивается через хребет Хам-ген. Коксующиеся угли доставляются из Советского Союза морем. Порт, надежно защищенный от морских волн мысом Камалсан, технически хорошо оборудован, его грузооборот самый большой в стране. Важная отрасль промышленности города — производство химического волокна, сырьем для которого служит древесина, заготавливаемая на склонах соседних гор. Машиностроение представлено крупнейшей в стране судоверфью (строит торговые и рыболовецкие суда), заводами — станкостроительным, горного оборудования и транспортного машиностроения.
Сегодняшний Чхонджин, построенный заново на месте руин, оставленных войной, — многоэтажный чистый город, и ничто уже не напоминает в нем о закопченных гарью заводских труб бараках, которые были типичны для города в период японской оккупации.
В южной части района заслуживают внимания три значительных промышленных центра.
Хамхын (769 тыс. жителей – 2008г.) расположен на восточном берегу р. Сончхонган в непосредственной близости от южных отрогов хребта Пучжонле, подступающих к самым берегам Восточно-Корейского залива. Жилой фонд представляет собой в преобладающей части многоэтажные дома, построенные по типовым проектам. Город разбит на микрорайоны, каждый из которых обеспечен всеми службами быта. Промышленные предприятия размещены по окраинам; из всей продукции, производимой ими, примерно 40% приходится на машиностроительные заводы. Наиболее крупный — Ренсонский машиностроительный завод. Немаловажную роль в экономике этого центра играют и другие предприятия: завод редких металлов, камвольная фабрика, трикотажная фабрика, пищевой комбинат.
Хыннам (200 тыс. жителей) — основной в КНДР центр химии. В нем находятся такие гиганты основной и органической химии, как виналоновое объединение «8 Февраля», Понгунский химический комбинат и Хыннамский комбинат химических удобрений. Жилые кварталы города химиков защищены от вредных промышленных отбросов очистительными и дымоулавливающими установками и хорошей озелененностью.
Вонсан (250 тыс. жителей) — приморский город, пользующийся славой курорта. В бухте, защищенной цепью островков, почти всегда спокойно, морская вода прозрачна и большую часть года теплая. Песчаный берег, полого спускающийся в море, покрыт соснами; на лужайках — кустарники редкого вида морщинистых роз. Вонсан — крупный индустриальный центр и главный порт на восточном побережье страны. Основной промышленный профиль города — машиностроение, в частности транспортное (вагоностроение); развиты так же химия и рыбоперерабатывающая отрасль.
Восточный экономический район из-за пересеченности рельефа имеет ограниченные возможности для ведения сельского хозяйства. Атмосферные осадки быстро уносятся с поверхности в море, земля пересыхает, поэтому искусственное орошение здесь необходимо. Некоторое количество имеющихся ирригационных сооружений предназначено в основном для подачи воды на поля с посевами риса. Увеличивается площадь под сахарной свеклой. В горных суходольных условиях высевают кукурузу, соевые бобы, пшеницу, ячмень, а в прибрежной зоне — лен, табак, коноплю. На пологих склонах гор выращивают яблоневые, грушевые, персиковые деревья и шелковицу.
Северный район включает провинции Чангандо и Янгандо. Этот самый горный район на всем Корейском полуострове располагает выявленными месторождениями благородных, цветных, редкоземельных и рассеянных металлов. Значительны запасы гидроресурсов, древесины и строительных материалов. Климатические условия этого района наиболее суровые в КНДР: в марте, когда в других районах страны ведутся полевые работы, здесь земля еще скована льдом; зимой раньше, чем где-либо на полуострове, ложится снег. Вместе с тем у гор имеются свои преимущества. Формирование Северного района началось в годы войны. Тогда в горах были рассредоточены предприятия, снабжавшие фронт оружием и другими видами снаряжения. На их основе затем и развернулось строительство таких отраслей, как машиностроение, текстильное производство, энергетика, горнорудное дело и деревообрабатывающая промышленность. В больших масштабах ведется заготовка леса. Наиболее значительные города — Канге и Хесан, в которых и сосредоточена большая часть предприятий названных выше отраслей промышленности.
В Северном районе за годы народной власти удалось расширить и улучшить местное растениеводство. Высевают кукурузу, просо, чумизу, соевые бобы; возделывают картофель, лен, сахарную свеклу, хмель; на солнечных склонах гор выращивают фрукты и виноград. Горные пастбища используются преимущественно под выпас овец.