Экономика Кореи формировалась в сложных исторических условиях. С 80-х годов XIX в. сюда начинает проникать иностранный капитал. Особую активность в этом проявляла Япония, которая уже к концу XIX в. подчинила своему влиянию ряд ведущих отраслей хозяйства страны. Со второго десятилетия XX в. весь полуостров по существу стал аграрно-сырьевым придатком Японии. Богатые природные ресурсы хищнически эксплуатировались. Обрабатывающая промышленность специализировалась на производстве полуфабрикатов, необходимых прежде всего самой Японии. Размещение промышленности обусловливалось лишь одним требованием — удобством вывоза продукции в Японию. Степень обеспеченности сырьевыми и трудовыми ресурсами играла в географии промышленности второстепенную роль.
Основные промышленные центры за годы японского господства создавались преимущественно в городах, имеющих удобные морские гавани. Машиностроение отсутствовало, были только небольшие ремонтные мастерские. Все необходимые стране машины и оборудование ввозились из Японии.
В сельском хозяйстве не наблюдалось никакого прогресса. Основными орудиями производства были соха и мотыга. В соху впрягались буйволы, а нередко сами крестьяне.
Однако экономика Кореи к моменту освобождения, несмотря на ее отсталость и колониальный характер развития, представляла собой в принципе единый производственный комплекс. Северная часть страны, наиболее богатая природными ресурсами, обеспечивала внутренние потребности в топливе, электроэнергии, металлах и других видах промышленной продукции. Южная Корея, издавна являвшаяся аграрным районом, снабжала всю страну продуктами питания.
В 1945 г. экономические связи между Севером и Югом Кореи были прекращены, и их экономическое развитие пошло принципиально разными путями.
Установление социалистических производственных отношений в северной части страны создало условия для сознательно регулируемого непрерывного подъема народного хозяйства. Одним из важнейших условий повышения эффективности общественного производства стало рациональное размещение производительных сил. Новое экономико-географическое районирование КНДР, сложившееся за годы народной власти, позволило широко вовлечь в хозяйственный оборот имеющиеся природные ресурсы, улучшить транспортные перевозки, полнее использовать трудовые ресурсы, повысить степень отдачи капитальных вложений.
На юге полуострова развивается государственно-капиталистическое хозяйство, имеющее тесные экономические связи с империалистическими странами Азии, Северной Америки и Европы. Территориальное размещение производительных сил обусловливается необходимостью вовлечения в хозяйственный оборот прежде всего тех естественных ресурсов, которые нужны для удовлетворения потребностей не внутреннего, а главным образом внешнего рынка. Это привело к диспропорции в развитии национальной экономики, к ее зависимости от иностранного капитала.
Экономика КНДР
В процессе создания материально-технической базы социализма трудящимся КНДР требовалось преодолеть тяжелые экономические последствия долголетнего колониального господства. Помимо того строительству социализма в значительной степени воспрепятствовала война 1950—1953 гг., за время которой были разрушены почти все фабрично-заводские здания, множество мостов и водонапорных плотин, в груду развалин превращено большое число селений.
Трудящиеся КНДР за исключительно короткий срок ликвидировали последствия разрушительной войны. Выполнение этой задачи стало возможно лишь благодаря бескорыстной интернациональной помощи Советского Союза и других стран социализма.
В результате безвозмездной помощи социалистических государств было восстановлено, реконструировано или заново построено большое число предприятий и хозяйственных объектов, составляющих, по существу, костяк современной национальной экономики Корейской Народно-Демократической Республики.
Экономика КНДР развивается на плановой основе. Первый послевоенный план был трехлетним (1954—1956 гг.), задачей его являлось восстановление народного хозяйства.
За последующие два десятилетия были в основном ликвидированы однобокость промышленного развития северной части страны, доставшаяся в наследство корейскому народу от периода пребывания в стране японских захватчиков, и заложены основы социалистической индустриализации.
Основной задачей второго семилетнего плана (1978—1984 гг.) является дальнейшее усиление материально-технической базы социализма и повышение на ее основе жизненного уровня трудящихся. Национальный доход надушу населения, наиболее обобщающий показатель результатов хозяйственной деятельности, в начале 80-х годов достиг 1900 долл. Эти статистические данные говорят о том, что Корейская Народно-Демократическая Республика по душевому размеру производства материальных благ достигла уровня экономически развитых стран.
Примерно 2/3 национального дохода создается в промышленности.
Промышленность КНДР.
В КНДР за годы народной власти, по существу, заново созданы такие отрасли промышленности, как теплоэнергетика, машиностроение, органическая химия, передельная металлургия, т. е. отрасли, обеспечивающие повышение общественной производительности труда за счет широкого использования современных достижений науки и техники. Налажено крупное машинное производство предметов народного потребления. Все это дало возможность ликвидировать существовавшую прежде диспропорцию в структуре промышленности.
В начале 1980-х годов объем промышленного производства превышал уровень 1970 г. в 3,8 раза.
Усиление индустриальной мощи КНДР осуществляется путем преимущественного развития тяжелой промышленности. За период с 1970 по 1980 г. производство средств производства возросло в 3,9 раза, а производство предметов потребления — в 3,7 раза.
Тяжелая индустрия представлена такими отраслями промышленности, как топливная, энергетическая, горная, химическая, машиностроение, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая.
Общие запасы горючих ископаемых древесного топлива и энергии естественных водотоков составляют около 8 млрд. т условного топлива. Среди первичных источников энергии преобладает ископаемое топливо.
Запасы угля оцениваются в 6,6 млрд т в пересчете на условное топливо. Ежегодно из недр республики извлекается около 50 млн. т угля. Крупные карьеры и шахты по добыче антрацита находятся на западе полуострова (Пхеньянский бассейн). На их долю приходится более 2/3 всего производимого в стране угля. Бурый уголь добывается на северо-востоке (Туманганский бассейн) и на западе (бассейн Анджу).
Уголь, добываемый в КНДР, используется преимущественно как энергетическое топливо. В последнее время бурый
уголь стал применяться также в качестве химического сырья. Залежей коксующихся каменных углей до сих пор не обнаружено. Уголь для выжига кокса ввозится из Китая и России.
На территории КНДР не найдено пока месторождений нефти и природного газа. Сырая нефть по трубопроводу перекачивается из китайского месторождения Дацин в западные районы КНДР, где перерабатывается на нефтехимическом комбинате. Другой комбинат на северо-востоке страны (город Унги) работает на нефти, импортируемой морскими судами из России.
Электрификация народного хозяйства потребовала быстрого развития электроэнергетики. Установленная мощность электростанций республики превышает 5 млн. кВт. В электроэнергетике немалую роль играют гидроэлектростанции. Широкое распространение гидроэлектростанций в большой степени объясняется качественными особенностями энергетических ресурсов. Образование речных долин в северной части Кореи происходило путем пропиливания относительно невысоких горных хребтов. В таких сужениях, имеющих прочные скальные основания, и ставятся плотины с мощными ГЭС.
Особенно благоприятные условия для освоения стока имеются у р. Амноккан и ее притоков, на долю которых приходится свыше Уз всех технически возможных к использованию гидроресурсов КНДР. Водами бассейна этой реки питаются крупнейшие в стране гидроэнергетические комплексы: Супхун-ГЭС — 800 тыс. кВт и четыре другие ГЭС — по 200 — 400 тыс. кВт каждая.
Большим энергетическим потенциалом обладает сток р. Туманган. Сейчас ведется интенсивное промышленное освоение ее ресурсов. Сооружение крупного гидроэнергетического комплекса Содусу, которое началось в конце 1960-х годов, позволило ежегодно производить 3 млрд. кВт-ч электроэнергии.
Намечено широкое использование энергетического потенциала р. Чхонч-хонган, стекающей в Западно-Корейский залив. Многочисленные водоемы, созданные в результате перекрытия плотинами притоков этой реки, до последнего времени предназначались преимущественно для орошения полей. Здесь предусмотрено сооружение двух гидроэлектростанций средней мощности.
Воды крупной реки Северо-Западного бассейна — Тэдонган всегда использовались только для орошения полей. Теперь в верховьях этой реки возведена плотина и построена средняя по мощности ГЭС.
Сток притоков р. Ханган, протекающих севернее демаркационной линии, зарегулирован в настоящее время в одном месте; запас воды обеспечивает работу ряда небольших ГЭС.
Запасы гидроэнергии КНДР оцениваются в 8 млн. кВт. На гидроэлектростанции приходится половина всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Однако неравномерность режима стока рек Кореи в течение года отрицательно сказывается в покрытии пиковой нагрузки энергосистем. В засушливые годы наблюдаются перебои в снабжении народного хозяйства электроэнергией. Поэтому в КНДР взят курс на строительство крупных тепловых электростанций.
За последние полтора десятка лет построен ряд тепловых электростанций, некоторые большой мощности, например Пукчханская — 1,2 млн. кВт и Пхеньянская — 600 тыс. кВт, сооруженные при техническом содействии Советского Союза. Тепловые электростанции построены также в буроугольном бассейне Анджу и во вновь возникшем центре нефтехимии Унги.
Одновременно с развитием топливно-энергетических отраслей промышленности в КНДР происходит расширение сырьевой базы тяжелой индустрии.
По разведанным запасам магнезита, графита и вольфрама КНДР входит в число первой пятерки стран мира. Значительны запасы железной руды, свинца, цинка, золота.
Комплексное использование залежей минеральных ископаемых в северной части Кореи стало осуществляться в годы народной власти. Горнорудная промышленность — одна из ведущих отраслей экономики КНДР. Она удовлетворяет внутренние потребности страны во многих видах минерального сырья, а часть продукции дает на экспорт (концентрат железной руды, вольфрама, магнезита, барита).
Черная металлургия страны концентрирована в двух районах — на северо-востоке и на западе. Такое территориальное размещение этой важнейшей отрасли промышленности объясняется тем, что именно в этих местах находятся основные центры добычи руд черных металлов. Однако наряду с тяготением металлургических предприятий к сырьевой базе немаловажное значение имеет выбор мест, удобных для подвоза импортного коксующегося угля. Именно в силу этого крупное производство чугуна налажено в портовых городах или городах, расположенных в низовьях рек, пригодных для морского судоходства.
Крупнейшим центром северо-восточной базы является Чхонджинский комбинат, работающий на Мусанских рудных концентратах. Это предприятие имеет полный металлургический цикл. В настоящее время комбинат реконструируется и расширяется при техническом содействии Советского Союза; сданы в эксплуатацию цеха горячей и холодной прокатки металла, в ближайшей перспективе выплавка стали достигнет 1 млн. т в год. В городе Чхонджин помимо металлургического завода действует уникальный в Азии завод прямого восстановления железа, технологическим топливом для которого служат отечественные антрациты. В окрестностях города Ким-Чхэк расположен второй центр северо-восточной металлургической базы — сталелитейный завод. Это предприятие относится к основным в стране производителям легированных сталей: марганцевистой, хромистой, хромоникелевой.
Западная база черной металлургии расположена в низовьях р. Тэдонган. На берегах этой реки в пригороде города Сонним раскинулись многочисленные корпуса самого крупного в стране металлургического комбината Хванхэ. В тесном производственном контакте с металлургическим комбинатом работает Кансонский сталелитейный завод, являющийся одним из крупнейших в стране предприятий передельной металлургии. Западная база черной металлургии в последние годы усилилась в результате ввода в действие завода прямого восстановления железа, построенного в окрестностях Нампхо; часть продукции этого нового металлургического центра используется как исходное сырье для выплавки электростали на сталелитейном заводе в Кансо. Расширение производственных возможностей всех этих предприятий позволит в ближайшей перспективе намного увеличить производство чугуна, кричного железа, стального проката.
В стране развита цветная металлургия. Ведущими предприятиями этой отрасли являются заводы в городах Нампхо (запад) и Мунчхон (восток), где налажено производство меди, свинца, цинка. Крупным центром цветной металлургии стал город Хамхын. Здесь помимо ранее существовавшего завода, специализировавшегося на выплавке молибдена, никеля, вольфрама и других редких металлов, недавно построен алюминиевый завод.
В территориальном размещении заводов цветной металлургии, сложившемся в годы господства японских предпринимателей, не учитывались ни связь с местами добычи полиметаллических руд, ни близость к источникам дешевой электроэнергии. Во время войны заводы цветной металлургии сильно пострадали от бомбардировок. Тем не менее их восстановили, что было выгоднее, чем строить заново в другом месте. По плану развития народного хозяйства предусмотрен ввод в действие новых производств цветной металлургии. Из новостроек следует выделить завод цветных металлов в Хэджу (Запад). На востоке страны намечается строительство нового медеплавильного комбината, а на западе свинцово-цинкового завода. В Пукчхане построен алюминиевый завод.
Сердцевиной крупной машинной индустрии стало станкостроение, возникшее в годы войны 1950-1953 гг. Создание этой отрасли диктовалось острой необходимостью наладить оборонную промышленность. Строящиеся предприятия размещались в местах, наиболее защищенных от нападений американской авиации, в затерявшихся горах Северо-Западной Кореи, районных городках, таких, как Хичхон и Кусон.
Построенные тогда заводы стали основными в стране центрами станкостроения. Там кроме станков производят и разнообразные инструменты: металлорежущие, измерительные, слесарные, медицинские и пр.
Интенсивный процесс электрификации народного хозяйства обусловил необходимость быстрого развития электротехнической промышленности. Эта отрасль возникла в послевоенный период, и в основе ее размещения лежали уже экономические соображения: близость предприятий-смежников, наличие технически подготовленных кадров и пр. Важный центр электротехнической промышленности — город Теан (юго-западнее Пхеньяна); на его электромеханическом заводе изготовляют мощные электродвигатели, электро-преобразующие устройства, электротехническое оборудование для промышленных предприятий. Производство электрических приборов и приборов средств автоматизации сосредоточено на построенном после войны Пхеньянском электромеханическом заводе. Быстро развивается радиоэлектронная промышленность. Первенцем этой молодой отрасли машиностроения стал завод радиоэлектронной аппаратуры в городе Нампхо.
В развитии машиностроительной промышленности КНДР во второй половине 20 века все большее значение приобретает автомобилестроение. Вскоре после окончания войны в городе Токчхон при техническом содействии Чехословакии был построен завод автомобильных запасных частей. В последующем это предприятие переоборудовали и стали производить на нем грузовые автомобили. Выпуск тракторов освоен на Кымсонском заводе в городе Кияне.
В технической реконструкции подвижного состава железнодорожного транспорта большая роль принадлежит Пхеньянскому электровозному и Вонсанскому вагоностроительному заводам, созданным на основе паровозо- и вагоноремонтных предприятий. В число отраслей, возникших в послевоенное время, входит судостроение.
Наиболее крупные судостроительные предприятия размещены на северо-востоке, в частности в портовом городе Чхонджинет Судоверфи имеются также в городах Вонсан и Нампхо.
Ускоренными темпами развивалась химическая промышленность, занявшая одно из ведущих мест в тяжелой индустрии. Заметно выделяется как центр химии город Хыннам (на востоке). В нем несколько крупных, предприятий по производству синтетического волокна, удобрений, средств защиты растений, фармацевтических препаратов, мочевины, каустической соды, красителей. Сосредоточение крупных химических предприятий в Хыннаме не случайно, так как неподалеку находится все необходимое сырье: пирит, апатит, известняк; имеет значение также близость каскада ГЭС и залежей антрацита, используемого и как топливо, и как технологическое сырье. Несколько химических предприятий за годы народной власти построено на западе республики, чему благоприятствовало наличие здесь крупных запасов разнообразного химического сырья. В лагунах Желтого моря добывают поваренную соль, на суше — известняк и серный колчедан. Выработка химических удобрений в перспективе будет намного увеличена. Предусмотрен интенсивный рост органической химии: планируется ввести в строй действующих предприятий завод по производству искусственного каучука, освоить выпуск автомобильных шин.
В КНДР развитие получила строительная промышленность, вызванная быстро растущими потребностями страны в строительных материалах. Распространенные залежи таких видов полезных ископаемых, как каолин, кварцевый песок, известняк, глина, до освобождения не находили широкого хозяйственного применения. Правда, Корея издавна славилась фарфоровыми изделиями, но чудесные по своей красоте и неповторимые по мастерству чайные и обеденные сервизы создавались в течение многих веков кустарями-одиночками. Фарфоро-фаянсовая промышленность и промышленность строительных материалов в современном понимании этого слова возникли в КНДР лишь в 1960х-1980х годах. Во многих районах построены фарфоро-фаянсовые и стекольные заводы. Повсеместно развернувшееся строительство потребовало создания достаточно крупных цементных заводов и заводов сборного железобетона.
Лесные богатства севера страны позволяют ежегодно заготовлять до 5 млн. куб. м древесины. Основные места заготовки древесины находятся в верховьях пограничных рек Амноккан и Туманган, здесь было построено несколько деревоперерабатывающих заводов.
К моменту разделения Кореи большинство предприятий легкой и пищевой промышленности находилось в южной части страны. Трудящиеся Северной Кореи за короткое время создали собственную базу промышленного производства предметов народного потребления.
Легкая промышленность представлена большим числом текстильных фабрик. Производство хлопчатобумажных тканей сосредоточивается преимущественно на западе. В Пхеньяне сооружен крупный текстильный комбинат, а в других городах района построены средние по мощности текстильные фабрики. В Пхеньяне же имеются шелкомотальные и шелкоткацкие предприятия. Шелковая промышленность развита и на востоке, где она связана с местным производством натурального шелка. Шерстяная промышленность размещается в северной полосе страны, там, где в горах разводят шерстных овец. Самая большая фабрика шерстяных тканей находится в Синыйджу; она использует в качестве сырья как натуральную шерстяную пряжу, так и виналон. В городе Хесан построена фабрика по изготовлению тканей из льна, который выращивают в этом же районе. Основным центром производства обуви в КНДР в течение весьма долгого времени был город Синыйджу. В последние годы стало развиваться производство обуви из натуральной и искусственной кожи. Крупные обувные фабрики были построены в Пхеньяне, Хыннаме, Хэджу и других городах. Для полного обеспечения населения обувью намечается построить кожевенно-обувные фабрики в каждой провинции.
В 1950 гг. пищевая промышленность в северной части страны была представлена преимущественно мелкими кустарными рисоочистительными, маслобойными и соевыми предприятиями. За годы народной власти на западе КНДР построены крупные рисоочистительные и пищевые фабрики, изготовляющие крахмал из кукурузы, крупу, вермишель, растительное масло. Здесь же, в непосредственной близости от сырья, находятся основные центры мукомолья. Сахар долгое время полностью ввозился из-за рубежа. Недавно на северо-востоке, где имеются благоприятные условия для выращивания сахарной свеклы, построен первый отечественный сахарный завод. В послевоенный период в окрестностях Пхеньяна были сооружены мясокомбинат и большая табачная фабрика, работающая на местном сырье.
Существенное место в пищевой промышленности КНДР занимают предприятия по добыче и переработке рыбы. К основным породам рыб промыслового лова относятся минтай, иваси, анчоусы, скумбрия, камбала, бычки, кефаль, тунец, сабля-рыба. Кроме рыбы добываются кальмары, устрицы, крабы, трепанги и водоросли.
Сельское хозяйство КНДР
В КНДР в соответствии с законом о земельной реформе от 5 марта 1946 г. ликвидированы землевладения японских захватчиков и местных помещиков и уничтожена арендная система, как средство эксплуатации крестьян. Земля безвозмездно передана крестьянам.
В 1949 г. стали возникать в деревне первые государственные хозяйства. Сразу же после окончания войны 1950 — 1953 гг. крестьяне-единоличники начали объединяться в кооперативы. Преобразование сельского хозяйства из мелкотоварного в крупное социалистическое в основном было закончено в 1958 г.
Земля в КНДР является собственностью государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий. Кооперированным крестьянам предоставлено право иметь подсобное хозяйство. Сельское хозяйство обеспечивает внутренние потребности в продовольствии и промышленном сырье, часть продукции идет на экспорт. А всего три десятилетия назад северная часть полуострова находилась в большой зависимости от поставок сельскохозяйственных продуктов из южных районов. Земледелие, на долю которого приходится примерно 2/3 всей валовой продукции сельского хозяйства КНДР, ведется методами, основанными на последних достижениях агротехнической науки, применительно к конкретным почвенно-климатическим условиям страны.
В КНДР такие сельскохозяйственные работы, как вспашка, прополка, уборка и молотьба, выполняются в основном машинами. На каждые 100 га пахотных площадей приходится 5 — 6 тракторов. Большие успехи достигнуты также в химизации сельского хозяйства. Отечественная химическая промышленность поставляет деревне азотные и фосфорные удобрения, микроэлементы, гербициды. В конце 1970-х годов в КНДР на каждый гектар пахотных земель вносилось 1500 кг минеральных удобрений в условных единицах.
Северная часть Кореи из-за гористого характера местности обладает ограниченным фондом сельскохозяйственных угодий: общая площадь земель, пригодных для обработки, составляет 2 млн. га, т. е. менее 1/6 территории страны.
При ограниченных размерах пашни и неравномерности выпадения атмосферных осадков важное значение в развитии сельского хозяйства приобретает создание надежных ирригационных систем, обеспечивающих устойчивое орошение. Ирригационные системы в Корее начали создаваться в глубокой древности. Однако они в течение многих веков были примитивными, подача воды на поля производилась за счет использования преимущественно мускульной силы человека. Установление социалистических производственных отношений и успехи в развитии отечественного машиностроения позволили произвести полную техническую реконструкцию ирригационной сети.
Было создано около 1500 искусственных водохранилищ (из них более 100 крупных), построено 16 тыс. водоподъемных станций, прорыты оросительные каналы общей протяженностью 40 тыс. км.
Общая орошаемая площадь достигла 1 млн. га. К орошению чаще прибегают на плодородных равнинах запада и меньше — на прибрежных равнинах востока и северо-востока.
Орошаемые земли используются в основном для производства риса — главной сельскохозяйственной культуры в Корее. Весной (конец марта — начало мая) в специальных питомниках выращивается рисовая рассада. Затем она высаживается на поля, заполненные водой. Предварительно поля выравниваются, производится рыхление почвы, вносятся удобрения. Чтобы поле было постоянно затоплено, оно со всех сторон обносится земляными валиками.
Ведущий рисоводческий район простирается на юго-запад от Пхеньяна, где собирают 1/4 выращиваемого в стране риса.
Другая культура массового потребления — кукуруза распространена повсеместно. Важную роль в зерновом балансе страны играет ячмень.
КНДР — крупный производитель соевых бобов. Соя —повседневный продукт питания корейцев и неизменная составная часть почти всякого блюда в виде приправы. Из нее изготовляют растительное масло — основной вид потребляемых в Корее жиров. Соевые бобы возделывают повсеместно. Они занимают большие площади суходольных полей.
Многие лучшие земли, преимущественно богарного клина, заняты главной в стране технической культурой — табаком. В северных районах значительный массив земли отведен под сахарную свеклу. Оригинальная техническая культура в КНДР — женьшень. Очень давно корейцы научились выращивать это дикое лесное растение на своих полях. Плантации женьшеня сосредоточены в районе города Кэсон; так называемый кэсонский женьшень идет на экспорт.
Овощеводством занимаются повсеместно. Однако основные овощеводческие районы тяготеют к окрестностям крупных городов, где выращивание этой культуры поставлено на индустриальную основу с использованием дождевальных установок, искусственного утепления грунта и т. д.
Хорошо развито садоводство. Сады обычно разбиваются по склонам гор. Они занимают площадь 300 тыс. га. Наибольшее распространение имеют яблони. Однако встречаются также грушевые, персиковые и абрикосовые деревья.
Много плантаций виноградных лоз. Важную роль в хозяйственной жизни КНДР продолжает играть такая древняя отрасль сельского хозяйства, как шелководство.
На животноводство приходится примерно 1/3 валовой продукции всего сельского хозяйства. В основном разводят свиней (их насчитывается примерно 2 млн. голов) и крупный рогатый скот (около 1 млн. голов). Крупный рогатый скот содержится главным образом на искусственных кормах. В горах, в особенности на богатом травами нагорье Кэмо, разводят шерстных овец. В последние годы широкое развитие получило птицеводство.
Транспорт КНДР
Сильно пересеченный рельеф северной части Кореи всегда затруднял сообщение между районами. Издавна наиболее густая транспортная сеть создавалась на западе, в равнинных районах. И в настоящее время на западные равнинные районы приходится большая часть железных и шоссейных дорог. На северо-востоке, где горы почти вплотную подступают к морю, железная дорога проходит вдоль узкой прибрежной полосы, пересекая множество туннелей и мостов.
Западные и восточные районы КНДР долгое время были связаны лишь одной железнодорожной линией — Сунчхон — Ковон. Недавно проложена новая стальная магистраль — ширококолейная железная дорога Пхенсан — Ичхон — Сепхо.
В горных северных районах основным видом транспорта является автомобильный. Однако в последнее время и здесь проложено несколько железнодорожных линий.
Общая протяженность железных дорог КНДР достигает 5,2 тыс. км. Преобладают железные дороги с электрифицированной тягой.
На железнодорожный транспорт приходится примерно 80% всего грузооборота страны.
В перевозках грузов и пассажиров активную роль играет автомобильный транспорт. Шоссейные дороги проходят вдоль восточного и западного побережий страны, пересекают ее с запада на восток, соединяют западные и восточные равнины с северными и северо-восточными горными районами. Разветвленная сеть шоссейных дорог позволяет осуществлять перевозки грузов автомобильным транспортом на довольно большие расстояния.
Важное значение для регулирования потоков грузов и перевозки пассажиров имеет сданная в эксплуатацию в конце 1970-х годов автомагистраль, связавшая портовые города Нампхо на западе и Вонсан на востоке.
Развит водный транспорт. Значительны каботажные морские грузоперевозки; поддерживается регулярное морское сообщение с рядом государств. Основные морские порты на восточном побережье — Чхонджин, Хыннам и Вонсан, на западном — Нампхо. Равнинные реки Амноккан, Чхончхонган и Тэдонган в нижнем и среднем течении широко используются для речного судоходства.
Внешнеэкономические связи. Успехи хозяйственного развития КНДР в значительной степени обусловлены экономическим сотрудничеством с социалистическими странами, и прежде всего с Советским Союзом. Это сотрудничество строится на основе межправительственных соглашений о комплексных поставках машин и оборудования, об оказании содействия в проектно-изыскательских работах, командировании специалистов. При техническом содействии СССР было построено и введено в эксплуатацию около 60 предприятий, сооружений и объектов.
Внешняя торговля КНДР осуществляется на основе долговременных контрактов, что имеет важное значение для планового развития страны, что позволило удовлетворить основные импортные потребности КНДР в жидком топливе, коксующихся углях, сортовом прокате, продукции машиностроения.
КНДР экспортирует различные инструменты, цемент, черные и цветные металлы, химические продукты, яблоки, табак и другие товары. На международном рынке пользуются спросом продукция корейской металлургической промышленности, магнезитовый клинкер, редкие металлы, женьшень, натуральный шелк.
Хозяйство Южной Кореи
В экономике Южной Кореи господствует государственно-монополистический капитал. Развитие хозяйства этой части страны подчинено интересам иностранных монополий, прежде всего американских и японских. Ввоз иностранного капитала осуществляется в разных формах, среди которых особо важную роль играют прямые инвестиции. За счет иностранных капиталовложений в Южной Корее создано более 4/5 всех основных производственных фондов, введенных в действие за период с 1962 по 1980 г. Приток иностранного капитала способствовал оживлению экономической деятельности. Национальный доход за последние пять лет в среднем в год увеличивался на 5,7% и к началу 1980-х годов достиг 43 млрд. долл., что в расчете на душу населения составляло 1160 долл. Однако относительно большой размер национального дохода еще не говорит о «богатстве» этой страны.
Участие во владении основными средствами производства дает возможность иностранным финансовым монополиям присваивать примерно половину всего прибавочного продукта, созданного трудом южнокорейских рабочих.
Значительная часть налога, взимаемого из доходов трудящихся Южной Кореи, идет на погашение иностранных кредитов и процентов по ним. Отчисления в иностранные банки достигают 2,5 млрд. долл. в год. Дефицит платежного баланса вынуждает правительство Южной Кореи обращаться к иностранным государствам за новыми займами, в результате чего общая задолженность Южной Кореи иностранным государствам из года в год растет. На начало 1980-х годов она оценивалась в 12 млрд. долл.
Промышленность Южной Кореи
В экономической политике, проводимой иностранным государственно-монополистическим капиталом, особенно большое значение придается развитию промышленности как сферы предпринимательства, обеспечивающей получение большого размера прибыли и быструю окупаемость затрат, связанных с вложением основного капитала. Объем промышленного производства Южной Кореи за последнее пятилетие (1976—1980 гг.) увеличился в 2 раза.
Однако быстрый рост в последние годы промышленного производства не сопровождается ликвидацией диспропорций в его отраслевой структуре, явившихся следствием долголетней колониальной политики Японии и искусственного разделения страны. В свою очередь это мешает рационально использовать собственные сырьевые и трудовые ресурсы. Промышленные предприятия большей частью размещаются на побережье.
В силу узости внутреннего рынка Южная Корея производит промышленную продукцию главным образом на экспорт. В борьбе за рынки сбыта в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке важная роль отводится такой традиционной отрасли промышленности, как текстильная. На текстильных фабриках работает в настоящее время 1/3 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Одна эта отрасль дает 1/4 общего объема промышленного производства. Развитие текстильной промышленности в прошлом находилось в прямой связи с природными условиями Южной Кореи, исключительно благоприятными для шелководства, хлопководства, культивирования конопли. Вместе с тем американские монополии после установления на юге страны своего господства стали преднамеренно подрывать эту естественную сырьевую базу. Текстильная промышленность в настоящее время работает в основном на импортном сырье. Южная Корея издавна славилась своими шелковыми тканями. В последние годы объем производства тканей из натурального шелка сокращается. Текстильная промышленность размещена в ряде центров на северо-западе, юго-востоке и юго-западе этой части полуострова.
Ресурсами ископаемого топлива Южная Корея сравнительно небогата: достоверные запасы каменного угля насчитывают менее 1 млрд. т (в расчете на душу населения по этому топливу она находится на одном из последних мест в мире). Разрабатываемые месторождения угля сконцентрированы на северо-востоке Южной Кореи. Уголь используется в своей преобладающей части как бытовое топливо. Месторождений нефти и природного газа, имеющих промышленное значение, пока не обнаружено.
В топливно-энергетическом балансе страны за последние годы заметно возросла доля импортной нефти. За счет привлечения иностранного капитала в портовых городах восточного и южного побережий построены нефтеперерабатывающие заводы. Эти предприятия считаются собственностью южнокорейских государственных компаний, по существу же их деятельность полностью контролируется заокеанскими хозяевами.
Несмотря на возрастающий ввоз нефти из-за рубежа, в стране постоянно недостает топлива. А сведение на дрова уже поредевших лесов наносит природе Южной Кореи непоправимый ущерб.
Электроэнергетика страны в основном базируется на привозном жидком топливе и частично местном антраците. Из общей установленной мощности электростанций (5 млн. кВт) более 4/5 приходится на теплоцентрали, наиболее крупные из которых размещены в районе городов Сеула, Инчхона, Пусана, Ульсана, Кунсана. Южная Корея располагает приблизительно 1/4 всех имеющихся на полуострове технически возможных к использованию гидроресурсов, но они используются в небольшой степени. Ряд гидроэлектростанций (наиболее крупные — 200 тыс. кВт) построен на реках, стекающих с западных склонов Восточно-Корейских гор. Имеется одна атомная электростанция.
Растущий спрос империалистических государств на стратегическое сырье вызвал в Южной Корее интенсивный поиск залежей минеральных ископаемых. Всемирную известность здесь приобрело вольфрамовое месторождение Сондон (к юго-востоку от Сеула), значительны также в недрах юга запасы монацита и тория; существенны по размерам месторождения свинцово-цинковых руд.
Выявленные запасы железных руд в Южной Корее невелики. Черная металлургия, созданная с учетом конъюнктуры международного рынка, почти полностью зависит от привозного сырья. Основным центром отрасли является металлургический комбинат, построенный несколько лет назад на иностранные займы в портовом городе Пхохан (юго-восточное побережье). На долю этого предприятия, имеющего полный металлургический цикл, приходится 2/3 объема черных металлов, производимых в южной части страны. В Пхохане намечено создать второй металлургический комплекс. Развитие черной металлургии диктуется не столько внутренней потребностью в металле, сколько нуждами экспорта. Сейчас 1/5 продукции металлургического комбината в Пхохане идет на экспорт. В целях увеличения экспорта металла намного расширен и модернизирован старейший металлургический завод в Инчхоне, работающий на импортном металлоломе.
Цветная металлургия (производство свинца, цинка, меди, редких металлов) долгое время концентрировалась в Чан-хане, расположенном в устье р. Кымган. Недавно в Ульсане (юго-восточное побережье) вступил в строй алюминиевый завод. В Онсане сооружается комбинат по рафинированию цветных металлов. Продукция цветной металлургии в основном экспортируется.
В машиностроении, как и в других отраслях, велико участие иностранного капитала. Построено немало машиностроительных заводов, правда, в ряде случаев это машиносборочные предприятия, получающие части и детали машин из-за границы. Таковы автомобилесборочные предприятия в Сеуле, Пусане, Ульсане, заводы по сборке дизелей в Сеуле и Тэд-жоне, радиоэлектронные заводы в Сеуле и Пусане. Кроме этих предприятий следует назвать завод текстильных машин в Тэгу, судостроительный завод в Ульсане и заводы железнодорожного оборудования в Сеуле, Пусане и Инчхоне. Наряду с крупными машиностроительными предприятиями важную роль продолжают играть еще многочисленные здесь полукустарные мастерские, производящие разнообразные металлические изделия.
Совершенно молодая отрасль промышленности — нефтехимия, созданная путем прямых капитальных вложений зарубежных фирм и иностранных займов, работает почти целиком на привозной нефти. Предприятия нефтехимии размещены в прибрежной полосе в городах Ульсане и Йосу.
В строительную индустрию широким потоком вливаются американские и западногерманские капиталы, предпринимателями из этих стран в ряде городов построены цементные заводы.
В развитии пищевой промышленности предпочтение отдается мукомольной, хлебопекарной, табачной и рыбоперерабатывающей отраслям. Развитие первых двух отраслей связано с необходимостью переработки постоянно импортируемого большого количества пшеницы; табачная отрасль базируется на сырье собственных плантаций на юге страны; рыбоперерабатывающая промышленность основывается на рыбных богатствах омывающих полуостров морей.
У берегов Южной Кореи вылавливают свыше семидесяти видов рыб, из которых наибольшую ценность представляют анчоусы, сардины, скумбрия, палтус, морской окунь, желтохвост. Рыболовецкий моторный флот насчитывает около 40 тыс. единиц, однако большую часть из них составляют небольшие и уже старые суда. Отсталость в развитии рыбной промышленности иностранные капиталисты умело используют для своего обогащения. Японским судам, хорошо оснащенным современной техникой лова, предоставлено право на морской промысел во внутренних водах южной части полуострова.
Сельское хозяйство Южной Кореи
Южная Корея, несмотря на процессы быстрой индустриализации, пока остается аграрно-промышленной страной. Вместе с тем необходимо отметить быстро прогрессирующую тенденцию превращения ее из страны, ориентирующейся главным образом на сельское хозяйство, в страну с экономикой, опирающейся на легкую и тяжелую промышленность.
Важнейшей проблемой, стоящей перед сельским хозяйством Южной Кореи, является растущая нехватка рабочей силы вследствие непрекращающейся миграции в города.
В период японской экспансии в Корее процветало ростовщичество землей. Землевладельцы в виде рентных платежей отбирали у крестьян 50 — 70% выращиваемого ими урожая. Земельная реформа, проведенная в южной части страны в 1949 г., урезала земельную собственность помещиков. Крестьянам была предоставлена возможность приобретать в собственность участки земли. Но плата за землю была установлена очень высокой, поэтому покупать ее могли преимущественно хозяева, ведущие крупное товарное производство с применением наемного труда. Таким образом, у основной массы крестьян остаются прежние земельные наделы, в среднем не превышающие 0,1 га. На таком клочке земли крестьянская семья не в состоянии производить товарную продукцию в каких-либо существенных размерах.
Обработка земли ведется, как правило, примитивными сельскохозяйственными орудиями, основная тягловая сила — буйволы. Высок удельный вес ручного труда. Тракторы и другие современные машины имеются лишь в крупных фермерских хозяйствах.
Южная Корея располагает небольшим фондом сельскохозяйственных угодий. Общая площадь земель, пригодных для обработки, составляет 2,3 млн. га, менее 1/4 ее территории. Основная масса обрабатываемых земель сосредоточена в западных и южных прибрежных равнинах, но и здесь их доля во всей площади невелика. При таких природных предпосылках известный прогресс в сельском хозяйстве мог бы быть достигнут путем проведения научно-агротехнических мероприятий в земледелии. Но пахотные земли эксплуатируются по-прежнему примитивно, вследствие чего структура почв ухудшается, плодородие падает.
Больше половины обрабатываемой площади (1,3 млн. га) орошается, на поливных землях выращивают в основном одну культуру — рис. Значительная часть оросительной системы — это небольшие водохранилища, образованные земляными плотинами, которые часто в период сильных дождей размываются; подъем воды на поля часто производится вертикально поставленным вращающимся колесом с закрепленными на нем черпаками. Густая сеть ирригационных сооружений создана на равнинах западных и южных провинций, где собирают 4/5 риса, выращиваемого в Южной Корее.
Вегетационный период риса совпадает в основном с периодом муссонных дождей (конец июня — середина сентября). Устойчивая теплая погода весной, в начале марта позволяет на орошаемых полях до залива их водой под рис выращивать ячмень, пшеницу и некоторые овощи.
Большое значение имеет суходольное земледелие: с 2/3 площади богарных земель снимают по два урожая в год. Первыми культурами идут ячмень и реже пшеница. Ячмень, занимающий второе место в зерновом балансе страны, возделывают главным образом в южных провинциях. Вслед за уборкой зерновых культур на богарных землях высевают суходольный рис, просо, сорго, кукурузу, бобовые. Особенно большие площади
суходольных земель отводят под бобовые культуры, преимущественно соевые бобы, которые распространены повсеместно. Общий объем валового сбора зерновых в настоящее время достигает 9 млн. т, из них примерно 3/4 приходится на рис и 1/5 — на ячмень. Раньше Южная Корея почти полностью удовлетворяла свои потребности в пищевых продуктах за счет собственного сельского хозяйства. В настоящее время она ввозит из США ежегодно до 1,5 млн. т зерна, главным образом пшеницы.
На юге Кореи издавна культивируются многие технические культуры: хлопок, табак, конопля, рами и др. До недавнего времени этими видами сырья местная промышленность обеспечивалась полностью. В последние годы заметно сокращаются площади, отводимые под технические культуры, в особенности под хлопок, который все больше ввозится из Соединенных Штатов Америки.
Транспорт Южной Кореи
Перевозки пассажиров и грузов в Южной Корее осуществляются преимущественно железнодорожным транспортом. Эксплуатационная длина железных дорог превышает 5 тыс. км. В послевоенный период проведена коренная модернизация магистрали Сеул — Тэджон — Тэгу — Пусан, имеющей важное стратегическое значение. Все остальные железные дороги за долгий период интенсивной эксплуатации серьезной реконструкции не подвергались.
Японцы в 1950-х годах с целью захвата природных богатств Кореи создали на этой части полуострова разветвленную сеть шоссейных дорог. Общая их протяженность исчисляется десятками тысяч километров. В основном это грунтовые дороги. Недавно была проложена современная автомагистраль между Сеулом и Пусаном. Бетонированные дороги стратегического назначения строятся военными властями и в других районах. Общая протяженность шоссейных дорог с твердым покрытием относительно небольшая. Важная роль в каботажных и международных перевозках грузов принадлежит морскому транспорту. Южная Корея владеет 16-ю морскими портами. Первое место по объему грузооборота занимает Ульсан, второе —Пусан, третье —Инчхон. Кроме того, имеется множество естественных гаваней, которые используются для стоянки рыболовецких судов.
Внешнеэкономические связи. Южная Корея ведет торговлю со многими странами, среди которых ведущую роль во внешнеторговых операциях играют Япония, США и Германия. Внешнеторговый баланс Южной Кореи имеет отрицательное сальдо: товаров ввозится больше, чем вывозится.
В связи с упадком сельского хозяйства доля продовольственных товаров в общем объеме импорта постоянно увеличивается. Важными статьями ввоза стали хлопковое волокно, зерно, многие потребительские товары.
Южная Корея в большом количестве вывозит в капиталистические страны минеральное сырье, особенно высоким спросом там пользуется сырье стратегического значения. В последнее время в общем объеме экспорта стала увеличиваться доля продукции обрабатывающей промышленности — тканей, трикотажа, изделий радиоэлектронной промышленности.
Экономика Кореи проявила удивительную стабильность и быстрое развитие за последние десятилетия. Она стала глобальным лидером во многих индустриях, таких как электроника, автомобильное производство и судостроение. Корейские бренды, такие как Samsung и Hyundai, стали узнаваемыми во всем мире благодаря своему качеству и инновационным технологиям. Кроме того, Корея активно разрабатывает и внедряет альтернативные источники энергии, такие как солнечная и ветровая энергия, чтобы уменьшить зависимость от нефти и газа. Экономика Кореи является успешным примером страны, которая эффективно использует свои ресурсы и инновации для достижения высоких экономических показателей.
Корейская экономика впечатляет своим быстрым ростом и инновационными достижениями. Страна успешно развивает глобальные технологические бренды и становится лидером в таких отраслях, как электроника, автопроизводство и кибербезопасность. Кроме того, Корея активно развивает свои экспортные рынки, укрепляет торговые отношения с другими странами и привлекает иностранные инвестиции. Это позволяет Корее поддерживать стабильный рост и улучшать жизнь своих граждан.