В Катаре очень мало пригодных для земледелия почв. В других арабских странах переходившие к оседлости кочевые племена обращались преимущественно к поливному земледелию, в Катаре же они становились главным образом мореходами, рыболовами, ловцами жемчуга, судостроителями. Их орудиями труда стали не ирригационная лопата и соха, а морские суда и промысловое снаряжение.
Как и в других странах Персидского залива, в Катаре пользовались для морских перевозок сравнительно крупными двух-, а подчас даже трехмачтовыми парусными судами, в зависимости от размеров и особенностей конструкции называвшимися багалями, бумами, самбуками или джальбутами. Багаля — парусник, внешне напоминающий старинные португальские каравеллы, бум — также относительно крупный парусник с прямыми носом и кормой, самбук отличается длинным изогнутым носом и приподнятой кормой, джальбут напоминает его, но несколько меньше по размерам. Некогда у всех этих судов передний парус был косым, а задний — прямым, но уже в 19 веке арабские мореплаватели полностью перешли к косым парусам. Традиционная особенность крупных судов — квадратная резная надстройка кормы и фигурный форштевень. Для рыболовного и жемчужного промыслов служили суда поменьше — бакары и баданы. Прибрежный лов велся с гребных шлюпок — абар и однодеревок хури. По обычаю, при ловле рыбы пользовались веслами с опальными, а при добыче жемчужниц с ромбовидными лопастями. Традиционные суда в ходу и сейчас, но на них нередко установлены дизельные моторы.
Обычные рыболовные средства — запруды из пальмовых ветвей или тростника на мелководье, в которых остается рыба после отлива, большие мелкоячеистые сети для сардин, железные крючки на современной нейлоновой леске. Об орудиях лова жемчужниц, в основном сохраняющих свой старинный облик, можно прочитать в разделе про культуру Омана.
В то время как рядовые члены племен кормились морем, их шейхи стремились возможно дольше сохранить бедуинские традиции. Они поддерживали связи с кочевыми племенами внутренних районов, некоторую часть года кочевали сами, занимаясь главным образом охотой на дроф и газелей, женились на девушках из шейхских домов бедуинских племен и отдавали сыновей на воспитание в эти дома. Культурное своеобразие феодальной верхушки Катара было скорее бедуинским, нежели приморским. Сейчас от этой специфики сохранилась лишь любовь к охоте в пустыне: с ловчими соколами и гончими собаками, но уже не верхом, а на быстроходных автомобилях.
Традиционное жилище приморского населения Катара — оштукатуренные сырцовые пли сложенные из коралловых обломков дома. У жителей внутренних оазисов дома из сырца или пальмовые хижины; у кочевых скотоводов — шерстяные шатры. Для многих поселений оседлых племен, если они не расположены рядом с шейхским замком, характерны укрепления для защиты от былых бедуинских набегов: оборонительные стены, сторожевые башни. Таким же был прежде город Доха, состоявший из восьми кварталов, окруженных высокими дувалами сырцовых и каменных домов, в которых более или менее обособленно жили выходцы из разных племен, нескольких мечетей, укрепленного дворца ат-Тани и построенной турками крепости. Теперь от старого города остались дворец, минарет главной мечети и затененные пальмовыми циновками рынки — суки. Выстроены новые кварталы железобетонных жилых домов для состоятельных горожан, целые улицы магазинов, красивые, отразившие те или иные черты арабского зодчества правительственные здания, более сотни мечетей. По всему городу разбросаны причудливые, но не лишенные изящества дворцы членов дома ат-Тани. В окрестностях Дохи построен целый город богатых особняков — Рийян. где за двухметровыми заборами стоят выполненные по индивидуальным проектам дома богачей, над порталами которых вечерами горят неоновым светом имена их хозяев. А в близ лежащих поселках еще нередки глиняные лачуги и алюминиевые бараки, в которых живут иммигранты-рабочие. Многие поселки не благоустроены и даже не электрифицированы.
Для одежды широких слоев населения характерно то же, что и в соседних странах, сочетание традиционных северо-аравийских и европейских элементов. В этом сочетании у коренных катарцев чаще преобладают традиционные элементы, у иммигрантов — европейские. В высших слоях катарского общества более принят, а у женщин абсолютно преобладает национальный костюм. В пище катарцев нет каких-либо специфических, по сравнению с соседними арабскими народами, черт.
В общественной жизни страны большую роль продолжают играть родственные связи и патриархально-феодальные племенные традиции. В этом отношении показательно, что едва ли не все высшие посты в правительстве занимают члены дома ат-Тани. Французские журналисты, побывавшие в Катаре в 1970 г., несколько архаизируя политическую, но правильно подметив бытовую ситуации, писали: «Реальной основой власти эмира является племя, вождем которого он остается. Члены племени, бедуины, участвуют в экономическом «буме» лишь в форме получения «премий за лояльность»… Те, кто не могут расстаться с традиционным образом жизни, остаются в пустыне, сохраняя своих верблюдов и вкус к кочеванию. Те кого привлекает современная жизнь, становятся водителями грузовиков или такси: на этой работе они не чувствуют себя отступниками от традиций».
Крепки в Катаре и религиозные устои: хотя катарские ваххабиты не фанатичны, большим уважением пользуются у них сейиды, считающиеся потомками пророка Мухаммеда и стоящие на следующей после феодальной знати ступени общественной лестницы. Далее следуют члены «благородных» племен, за ними — остальное население и, наконец, бывшие рабы и их потомки. Эта традиционная иерархия сочетается с вполне современным противостоянием имущих и неимущих, а также обладающих различными льготами коренных катарцев и лишенных этих льгот иммигрантов.
Общественное и семейное положение женщины сохраняет черты неравноправия и бытовой сегрегации. Так, потребовалось специальное разрешение шейха, чтобы место диктора на телестудии смогла занять женщина.
Значительные поступления от экспорта нефти при очень малочисленном населении ставят Катар на одно из первых мест в мире по уровню дохода на душу населения. Хотя львиная доля этих средств оседает в карманах правителей страны, треть их отчисляется на государственные нужды и расходуется не только на аппарат управления, но и на просвещение и здравоохранение. И все же несмотря на некоторые успехи в области здравоохранения, медицинская помощь населению недостаточна. В стране распространены тропические инфекционные и паразитарные болезни.
Обучение в школах и медицинская помощь теперь бесплатны. Школьники получают за счет государства завтраки, одежду, учебники. Значительное внимание в школах уделяется преподаванию основ мусульманской религии. Мальчики и девочки учатся раздельно. Причем около половины учащихся — девочки: явление для исламской страны необычное. Между тем едва ли не большинство взрослых катарцев остается неграмотным.
Литературный язык эмирата — арабский, разговорный — его аравийский диалект, но среди образованных катарцев известное распространение имеет и английский язык, еще недавно являвшийся официальным.
В Дохе издаются газеты и журналы на арабском и английском языках, есть публичная библиотека, ведется радио- и телетрансляция.