В экономическом отношении Катар — отсталая страна. До обнаружения нефти основу экономики составляло сельское хозяйство, в котором господствуют феодальные отношения с пережитками родоплеменного строя.
Земледелие возможно лишь в отдельных оазисах, где почвенные условия и наличие воды позволяют культивировать
финиковую и кокосовую пальмы, просо, кукурузу, сорго, клевер, траву альфа, овощи. Пригодные для сельскохозяйственного использования земли составляют примерно 10% территории Катара и находятся в основном на севере страны, где имеются подземные водные источники. Строительство в 1960 — 1970 — х годах опреснительных установок позволило оросить значительные участки ранее пустынных земель. Начиная с 1960-х годов в связи с ростом населения стало развиваться огородничество. Создан ряд специализированных ферм, на которых работает много палестинцев, принесших с собой высокую культуру земледелия. Продукция этих ферм: овощи и зерновые — удовлетворяет внутренние потребности, а частично даже вывозится в соседние Объединенные Арабские Эмираты. Основной сельскохозяйственный сезон длится с декабря по май.
Животноводством заняты кочевые и полукочевые племена, у которых имеются стада верблюдов, овец, коз.
Прибрежные воды Катара богаты рыбой и креветками. В питании местного населения рыба играет существенную роль, она служит также кормом для скота и птицы. В сушеном виде рыба идет на экспорт.
С мая по октябрь прибрежные жители Катара обычно добывали жемчуг. Однако конкуренция японского жемчуга, культивируемого там на особых промыслах, и уход населения на нефтеразработки привели к тому, что промысел жемчуга резко сократился.
Промышленность находится в зачаточном состоянии. Имеются небольшие кустарные мастерские по производству стройматериалов, тканей, ковров, мебели, лодок и т. п. В последние годы в стране появились авторемонтные мастерские, заводы безалкогольных напитков, холодильники, а в начале 1969 г. в районе Умм- Баб (80 км от Дохи) введен в строй цементный завод (100 тыс. т цемента в год). Сооружаются фабрики по консервированию креветок и мукомольный комбинат. Для удовлетворения потребностей населения и хозяйства в пресной воде в городах Доха, Духан, Умм-Саид построены опреснительные заводы. Общее производство воды составляет около 1800 млн. литров в год. В стране действуют 5 электростанций общей мощностью 345 тыс. кВт, из них две принадлежат правительству и три — нефтяным компаниям. Электроэнергии не хватает, особенно в летнее время, когда резко возрастает ее бытовое потребление, так как около половины всей электроэнергии потребляют кондиционеры для охлаждения воздуха.
Наиболее развитой отраслью хозяйства является нефтедобывающая промышленность. Разведка нефти началась в 1935 г., когда дочернее общество «Ирак петролеум компании» — «Петролеум дивелопмент оф Катар, лтд» с участием английского, французского и американского капитала — получило от правителя Катара концессию сроком на 75 лет на территории 19 тыс. кв. км (почти на всей территории полуострова). Бурение первой скважины началось в 1938 г. вблизи селения Духан, а в ноябре 1949 г. первый танкер отплыл от берегов Катара в Европу. В 1952 г. «Ройял датч-Шелл» получила концессию на морскую отмель за пределами трехмильной полосы территориальных вод (около 26 тыс. кв. км) сроком до 2020 г. и для ее разработки создала дочернюю компанию «Шелл компани оф Катар, лтд». Концессии на добычу нефти на шельфе Персидского залива, близ Катара, были предоставлены также американским и японской компаниям. В 1968 г. была основана Национальная компания развития нефтяной промышленности НОДОКО. Однако ее роль ограничивалась лишь сбытом нефтепродуктов на внутреннем рынке. В конце 1974 г. правительство Катара установило контроль над иностранными нефтяными компаниями.
В 1977 г. в Катаре было добыто около 24 млн. т нефти. По уровню добычи эмират занимает седьмое место среди стран Ближнего и Среднего Востока. Почти вся добываемая нефть вывозится за границу. В нефтяной промышленности занято 8 тыс. рабочих. Центр нефтедобычи — Духан — связан нефтепроводом с портом Умм-Саид, где нефть собирается в 16 нефтехранилищах общей емкостью 250 тыс. т, а затем по подводному трубопроводу подается на нефтяной причал, построенный на острове в 6 км от берега. В 1955 г. введен в строй нефтеперегонный завод в Умм-Саиде, который обеспечивает внутренние потребности страны в нефтепродуктах. Там же в 1972 г. построен мощный завод искусственных удобрений, использующий природный газ, в 1974 г. — завод по сжижению природного газа (для экспорта).
Доходы Катара от экспорта нефти возросли со 122 млн. в 1970 г. до 2 млрд. долл. в 1977 г.
Железных дорог в стране нет. Столица связана с нефтяными центрами и с Саудовской Аравией шоссейными дорогами. Общая протяженность шоссейных дорог — 1,7 тыс. км. Основной вид транспорта — автомобильный. Вместе с тем в качестве транспортного средства продолжают использоваться верблюды и ослы. Длина нефтепроводов около 140 км. Судоходство в Персидском заливе осуществляют суда английской компании. В Дохе имеется современный аэропорт, оборудованный на уровне международных стандартов.
Внешняя торговля имеет жизненно важное значение для экономики страны. Главными статьями импорта являются пищевые продукты, стройматериалы, различное оборудование, автомашины, медикаменты, товары широкого потребления. Экспортируется нефть, удобрения, цемент, а также сушеная рыба, креветки, финики, жемчуг. Катар выступает и как поставщик импортных товаров в соседние страны.
Экономика Катара процветает благодаря нефтяным доходам, высокому уровню инвестиций и развитию туризма. Страна делает акцент на развитии нефтегазовой отрасли, инфраструктуры и инновационных технологий. Катар также активно развивает свой финансовый сектор и стремится разнообразить экономику, чтобы уменьшить зависимость от нефти. Усилия правительства по модернизации экономики приводят к стабильному росту и привлекательным инвестиционным возможностям.