Йемен— страна контрастов. Юго-западная часть республики во многом отличается от ее юго-восточной части.
Расположенный на западе город Аден (800 тыс. жителей – 2009 г.) выделяемся на общем фоне страны своей развитой промышленностью (здесь сосредоточено около 80% всех производственных мощностей республики), а также как транспортный узел, имеющий международное значение.
Старейший район города Кратер — наиболее оживленный по сравнению со всеми другими частями столицы. Здесь расположены правительственные учреждения и банки. В лабиринтах маленьких улочек— целое скопище лавок и лотков с разнообразными товарами. Вкусно пахнет кофе с имбирем, который можно отведать тут же у столика под тентом. Рядом с пестрым людским потоком среди исступленно сигналящих машин степенно вышагивают верблюды, везущие на рынок овощи и морскую живность.
Аден несколько необычен с точки зрения городской застройки. Аден состоит из нескольких довольно удаленных друг от друга и разделенных пустырями жилых районов, которые соединены шоссейной дорогой. В отличие от сырого, душного Кратера, где в колониальные времена жил простой народ, в прибрежных районах Маалла, Хормаксар и Таиахн в благоустроенных европейских домах до 1967 г. жили местные богатеи и английские офицеры, размещались учреждения английской колониальной администрации. Теперь там живут семьи южнойеменских рабочих и служащих.
По дороге в Бурейку, на повороте к городу Эт-Шааб, лежит поваленный на землю бетонный столб. Это пограничный знак между бывшей колонией Аден и английскими протекторатами Южной Аравии. Здесь проходила граница между европеизированным Аденом и районами где до наших дней сохранились пережитки средневековья.
Другие города западной части страны: Лахдж, Зинджибар, Эль-Кауд — внешне почти не отличаются друг от друга. В центре их высятся бывший султанский дворец и одна-две мечети; за ними — сбитые в кучу глинобитные дома, смотрящие на пыльные улицы маленькими окнами, городской рынок, рощицы пыльных акаций и тамариксов. Лишь море или горы (в зависимости от географического положения населенного пункта) вносят разнообразие в эту обычную картину. С 1960-х г. в этих городах начали строиться новые жилые дома, школы, культурные центры.
Наиболее своеобразной частью восточной половины южного Йемена является Хадрамаут. Долина Хадрамаут — глубокий каньон, стиснутый горами. Горные плато лежат параллельно плоскости долины, а склоны гор почти отвесно обрушиваются вниз, образуя как бы крепостные стены. Почти вся долина засажена финиковыми пальмами, которых здесь насчитывается 12 сортов. В зависимости от сорта и урожая на пальме вырастает до 10—12 гроздей фиников, каждая в 5—8 кг весом. Крестьяне в Хадрамауте практически используют все, что можно получить от пальмы. Собранные осенью финики они очищают от косточек, тщательно перемалывают их в однородную массу и набивают ею большие глиняные кувшины для хранения впрок. Бедуины заполняют финиками бурдюки и возят их с собой как неприкосновенный запас. Косточки не выбрасывают, их толкут в ступе и затем скармливают скоту. Из пальмовых вай (листвы) после вымочки и теребления скручивают прочные веревки, плетут сосуды для хранения чая и сахара и т.д. Хадрамаутский крестьянин от зари до зари хлопочет в своей пальмовой роще, любовно ухаживая за молодыми деревьями. Ему нередко приходится взбираться на высокие пальмы, чтобы очистить их кроны и осторожно удалить обломанные ветром веточки с еще не созревшими финиками.
Предки хадрамаутских земледельцев создали высокую культуру, о которой молчаливо свидетельствуют развалины древних храмов и средневековые дворцы Шибама, Тарима, Сайвуна.
Шибам (10 тыс. жителей), несмотря на свои небольшие размеры, представляет впечатляющее зрелище. Глядя на его многоэтажные ощетинившиеся керамическими водостоками «небоскребы», серой глыбой поднимающиеся из желтого песка, нельзя не поразиться тому, что возник этот город на самой границе бесплодной пустыни Руб-эль-Хали. Такое же яркое впечатление оставляет и Тарим (15 тыс. жителей). Он к тому же и важный религиозный центр, известный своими старинными мечетями. Город издалека виден благодаря минарету мечети аль-Михдар — самому высокому в стране. Сайвун отличается от остальных городов невысокими домами, просторной планировкой.
В одной из бухт Аденского залива у подножия горы Аль-Кара раскинулся город Эль-Мукалла (1 млн. жителей – 2004 г.). Вдоль морского залива узкой грядой тянутся белые минареты, дворцы и дома. В гавани на рейде стоят многочисленные самбуки, доставляющие товары из других портовых городов Аравии. Отсюда ближе всего до острова Сокотра.
Ввиду большого своеобразия этого острова о нем надо рассказать особо. Сокотра — осколок Африканского материка. Он сложен типично материковыми породами, а долины острова являются продолжением долин материкового побережья. По-видимому, Сокотра, как и Сейшельские острова, образовался в результате раскола древнего материка Гондваны, некогда объединявшего материки, располагающиеся сейчас по периферии Индийского океана. Давним отделением от материка объясняется тот факт, что на Сокотре высок процент эндемичных видов растений, нигде больше не встречающихся.
Сокотра горист, высшая точка превышает 1500 м над уровнем моря. В горных долинах растут тропические деревья. Население занимается разведением мелкого рогатого скота, выращивает финиковую пальму сорта сокотри. На побережье развито рыболовство, особенно акулий промысел (акулье мясо солят, сушат и продают в материковой части Йемена). В жилах жителей Сокотры течет смешанная кровь. На острове в разное время жили греки, индийцы, португальцы, сомалийцы, арабы. В течение веков они смешивались между собой. Поэтому сейчас довольно трудно определить, к какой этнической группе отнести островитян. В центре острова живут кочевники, у которых еще сохранились пережитки родо-племенного строя. На острове многое своеобразно: и физический облик населения (смуглые, низкорослые жители долин, темнокожие негроиды на побережье, высокие белокожие горцы), и его язык, и независимое положение женщины. Добавим к этому, что здесь существует и особая форма приветствия, называемая шараджа. Если встречаются два близких человека, то они, взявшись правыми руками, касаются друг друга кончиками носов; такое приветствие, равнозначное поцелую, встречается и в некоторых княжествах Восточной Аравии.
По характеру рельефа и физико-географическим особенностям северный Йемен можно разделить на три района: прибрежную низменность Тихама, Горный Йемен — Джебель и постепенно понижающееся к северо-востоку нагорье — Шарки. Пустыня Тихама узкой полосой протянулась на 400 км вдоль побережья Красного моря. Ее ширина колеблется в пределах 40—70 км. Прибрежная равнина, сложенная преимущественно аллювиальными отложениями, полого поднимается к Джебелю. Восточная предгорная часть Тихамы лежит на высоте— 200-300 м над уровнем моря. Даже в период дождей крупные вади: Забид, Сардуд, Мур и Сихам — не доносят свою воду до моря и теряются в зыбких, вязких солончаках побережья. Вдоль вади, которые представляют собой также дороги в глубь страны, находятся наиболее обжитые участки Тихамы: здесь расположены города и селения, вокруг которых раскинулись поля дурры, индиго, табака, хлопчатника. Поля орошаются не только временными реками — вади, но и колодцами, достигающими глубины — 30-40 м.
Зону предгорной Тихамы вряд ли «можно назвать пустыней в полном смысле этого слова. Там растут низкорослые акации и тамаринды, пальмы дум-дум и пучки жесткой травы. Отдельные участки покрыты базальтовыми полями или усыпаны камнями, как будто накануне прошел каменный дождь.
В Тихаме находится самый большой город приморской равнины и крупнейший порт страны — Ходейда (около 2,1 млн. жителей). Несколько южнее расположены города Бейт-эль-Факих, известный в прошлом центр торговли кофе, и Забид — духовный центр йеменских шафиитов (15 тыс. жителей). Вокруг Забида раскинулись хлопковые поля, и здесь издавна развивалось кустарное текстильное производство. Ткачи Забида специализируются на изготовлении полосатой желто-черной ткани для матрацев и подушек и темно-синей ткани, которая пользуется большим спросом у племен центральных и северо-восточных районов. Эта ткань раньше окрашивалась натуральным индиго, а теперь — анилиновой краской. Краска не закрепляется и при носке втирается в кожу. Йеменские кустарные ткани не отличаются изяществом и красотой выделки, но прочны и долговечны. Суровые хлопчатобумажные нитки, которые служат полуфабрикатом для изготовления местных тканей, окрашивают и растягивают двумя ярусами на деревянной прямоугольной основе, смачивают жидким клейстером и протирают жесткой щеткой, чтобы они стали грубее и не развивались. После такой подготовки два ткача приступают к работе. Они садятся вдоль основы лицами в одну сторону. В челнок, полую гладкую деревяшку длиной пятьдесят сантиметров, вставляется моток смоченных водой ниток. Один ткач бросает между двумя ярусами челнок другому, который ловит его и длинной палкой прибивает нить к краю основы, и ярусы меняют положения, а второй ткач в свою очередь бросает первому челнок, прибивает нитку и меняет положение ярусов. Затем работа начинается сначала. Несмотря на примитивность ткацкого станка, работа у йеменских ткачей спорится и за двенадцать часов работы они могут растянуть основу и соткать без каймы полосатую хлопчатобумажную шаль длиной три с половиной метра и шириной полтора метра.
Дорога в Горный Йемен сначала идет неподалеку от заболоченного берега. Близость моря чувствуется по многим признакам: в блеклом от зноя небе парят белые морские чайки, встречаются караваны резвых осликов, навьюченных мешками из пальмового листа с сушеными сардинами…
Таизз (2,4 млн. жителей) находится уже в Горном Йемене. Город расположен на высоте 1 200 м над ур. моря у подножия заросшей виноградниками и садами горы Сабр. Ветры приносят туда летом облака, которые спускаются с вершины горы к Таиззу, укутывают своей туманной пеленой городскую цитадель, построенную на обрывистой скале, а в полдень изливаются тропическим ливнем. Обильные дожди, многочисленные ручьи, стекающие с горы Сабр, и плодородные почвы позволяют выращивать вокруг Таизза многие овощные культуры и злаки. Важное место в посевах занимает кат.
Дорога из Таизза идет на север в столицу Йемена — Сану. Она минует Джанад, где мусульмане, впервые появившиеся в Йемене, построили мечеть, считающуюся и сегодня особой святыней. Затем дорога следует в город Ибб, центр одной из провинций Йемена, расположенный в плодородной котловине. Здесь в течение года снимают два урожая зерновых, выращивают овощи, бананы, лучшие сорта кофе, кат. Провинция Ибб считается самым богатым сельскохозяйственным районом страны.
Через час машина поднимается на гору Суммара. С ее вершины открывается вид на Центральное плато. Разноцветные поля низины резко контрастируют с горными террасами, сбегающими с вершины до подножия. Перевалив через гору Суммара, дорога спускается на само Центральное плато, обрамленное с востока и запада невысокими горами. Плато поднимается над уровнем моря до 2000 — 2400 м. Высота дает о себе знать: летом здесь никогда не бывает слишком жарко, а зимой нередко случаются заморозки.
Центральное плато делится возвышенностями на несколько небольших участков, которые называются каа («долина»). За каа Ярим, названной по имени города Ярим, лежащего рядом с древней столицей химьяров Дофаром, следует каа Дамар. В городе Дамар находится конный завод, где выводят лошадей арабской породы.
На горизонте показывается столица Йемена Сана, по библейскому преданию основанная Симом, сыном спасшегося от всемирного потопа Ноя. Сана расположена на высоте 2100 м на обширной плодородной равнине, богатой грунтовыми водами.
Сана делится на три части: старый город, квартал Бир Азаб («Колодец сладкой воды»), где живет чиновничество и богатые люди, и Каа Яхуд («Еврейская долина»), где до выезда в Израиль жили йеменские евреи, а сейчас обитает городская беднота. Большинство домов, особенно в Бир Азабе, построено из серого камня, почти в каждом есть свой колодец, откуда с помощью ослов или верблюдов достают грунтовую воду. Старый город — своеобразный музей йеменской архитектуры: здесь совсем нет построек в европейском стиле. Его окружает толстая глинобитная стена, в которой сделано семь ворот.
Местный рынок является центром кустарной и торговой деятельности. Здесь несколько специализированных рядов: соляной, где продается добываемая в районе Мариба соль, зерновой, где можно купить дурру и кукурузу, привозимые из деревень Центрального плато, плодовый, где продают виноград и овощи, собираемые в городских садах и окрестных деревнях. На рынке же изготавливают и продают кустарные изделия, которые могут понадобиться горожанину или заезжему крестьянину. В многочисленных харчевнях посетители обмениваются новостями, там же обычно заключают торговые сделки. У стен Большой мечети в Сане расположились шлифовальщики полудрагоценных камней — сердолика, оникса, халцедона. Осколок невзрачного на вид камня из недр йеменских гор через некоторое время превращается в их руках в овальной формы камешек. Особенно ценятся играющие теплым красноватым цветом сердолики. Эти полудрагоценные камни во всех арабских странах так и называются «аль-акик аль-йеманий» — «йеменский сердолик» и широко применяются для изготовления мужских перстней. Ведь по традиции сердолик приносит его владельцу счастье и благополучие.
В третий, самый дальний район Йемена — Шарки нет хороших дорог (шоссе из Саны в Мариб сейчас строится). Туда быстрее всего можно добраться на самолете. Из окна самолета видны проплывающие внизу лысые, черные горы, в глубоких узких долинах которых ютятся деревушки. Шарки относятся к зоне резко континентального, очень сухого климата. Здесь даже летом весьма прохладные ночи, а зимой температура опускается ниже 0°. Земледелие развито слабо и носит оазисный характер, так как сухие русла рек, пересекающие высокогорные плато и теряющиеся в пустыне Руб-эль-Хали, редко наполняются водой, а грунтовые воды находятся на глубине около 100 м. Недостаток влаги определяет характер растительности. Лишь верблюжья колючка, якорцы и солонцы покрывают галечники пустыни и берега вади…
Шарки — район кочевого скотоводства и оазисного земледелия. Город Мареб с населением около 238 тыс. человек считается здесь крупным населенным пунктом. Дома Мареба, Хариба и других населенных пунктов, находящихся на пороге великой аравийской пустыни Руб-эль-Хали, сложены из необожженных кирпичей и редко — камней, наколотых в близлежащих горах. Значительная часть населения занимается караванной торговлей. Вереницы верблюдов, нагруженных товарами ширпотреба, солью и изделиями йеменских кустарей медленно тянутся по караванным тропам, сопровождаемые погонщиками в коротких юбках — футах. В условиях бездорожья верблюд и в наши дни продолжает оставаться важным средством транспорта, а караванная торговля — единственным средством доставки товаров в районы Шарки.
После дневного перехода караван останавливается на отдых. Верблюды развьючены, напоены и уложены вдалеке от костра рядом с тяжелыми вьюками. Животные одного хозяина или одного племени располагаются отдельно, хотя их в общем трудно спутать — каждый верблюд помечен особой меткой, называемой васм, наносимой на бока верблюда каленым железом. Так, васм племени бени агиль, живущего близ города Хариб, похож по форме на морского конька, а метка племени бени суед и бени шамс напоминает ключ. Некоторые верблюды помечены цифрами.
Тяжелые условия жизни в пустыне могут перенести закаленные люди. Для бедуинов характерна взаимная выручка, стремление оказать помощь другу, попавшему в беду. Они с готовностью отдадут изнывающему от жажды путнику последний глоток воды и поделятся последней горстью фиников. Если они обещали довести вас со своим караваном в другой город, можете им довериться: они не только сделают все, чтобы выполнить свое обещание, но и, не колеблясь, возьмутся за оружие, чтобы защитить вас от обидчика. Это связано с понятием бедуинской чести — каждый бедуин, если он не убережет человека, доверившего ему свою жизнь, тем самым навлечет позор на свое племя и будет изгнан из него.