Производственный элемент материальной культуры йеменцев — традиционные сельскохозяйственные орудия — в основном тот же, что и в других арабских странах: деревянная соха с железным сошником, мотыга, волочильная доска-борона, серп. Молотят палками или же прогоняя по снопам рабочий скот: зебу, верблюдов, ослов. Для размола служат преимущественно ручные жернова. Орошение земель производится в горных районах посредством отвода воды из горных потоков в каналы, в равнинных оазисах — с помощью водоподъемников типа насба.
Жилище йеменского горца представляет собой суживающийся кверху, каменный башнеобразный дом в два-три этажа, с плоской крышей и зубчатым парапетом. Нижнее помещение предназначается для скота, утвари и припасов, верхнее — для жилья. Вблизи крупных поселений высятся башнеобразные замки феодалов. На побережье крестьянские хижины делаются из пальмовых ветвей, циновок и глины; они имеют коническую или кубическую форму и окружены изгородью из камыша.
Для городов Джебеля характерны дома-башни в 3 — 7 этажей, причем нижние этажи сложены из тесаного камня, а верхние — из необожженного кирпича. В верхних этажах, где больше воздуха и света, размещаются жилые комнаты, а в нижних — хозяйственные службы: кухня, кладовые, мельница. На узкие улицы, где едва могут разминуться два груженых осла, выходят низкие массивные двери с металлическим билом. В Сане дома украшены белыми полосами и геометрическими фигурами, нанесенными известью. Несмотря на простоту орнамента, он придает зданиям нарядный вид. Для Ходейды типичны оштукатуренные дома с ажурными балконами. В крупных городах есть новые кварталы построек в современном стиле, но с сохранением элементов традиционной архитектуры.
Внутреннее убранство крестьянских домов в основном ограничивается устилающими пол циновками и шерстяными паласами, сложенными у стены постельными принадлежностями, металлической, глиняной, плетенной из пальмового листа или сделанной из тыквы посудой. В Тихаме иногда спят на топчанах, деревянный каркас которых оплетен веревками или сыромятными ремнями. Дома богатых горожан и сельские феодальные замки нередко обставлены низкой, в восточном стиле, мебелью, начавшей входить в обиход еще в годы турецкого владычества.
Костюм горца состоит из традиционной футы, представляющей собой кусок белой или однотонной цветной ткани, который несколько раз обворачивают вокруг бедер, а также рубахи и безрукавки, перепоясанных широким кожаным поясом (хузам). К поясу обычно прикреплен широкий кинжал. Головным убором служит белая шапочка — куфия. Состоятельные люди надевают длинные белые рубахи с широкими и длинными рукавами, которые завязываются на спине узлом, и перекидывают через плечо широкий шерстяной шарф зеленого или голубого цвета. В холодное время года крестьяне надевают овчинные безрукавки, а состоятельные люди — суконные халаты или пальто с узким овчинным воротником.
Большинство населения Джебеля ходит босиком или носит кожаные сандалии местного изготовления — хаза. Мужская одежда жителя жаркой Тихамы ограничивается короткой футой: распахнутой на груди легкой безрукавкой. Женский костюм состоит из длинной юбки и короткой, не закрывающей поясницу цветной кофточки. Головным убором как мужчинам, так и женщинам часто служит высокая, плетенная из соломы шляпа. Костюм богатого тихамца мало отличается от костюма состоятельного горца. Костюм жителя Шарки состоит из короткой темной футы и темной с длинными рукавами рубахи. Голова повязана синим платком.
Основная пища йеменского крестьянина — лепешки из дурры, ячменя или пшеницы, растительное масло, вареные бобы, овощи, кислое молоко. Составная часть большинства блюд — острая приправа из перца и ароматных трав. Мясо и рис — праздничные блюда и пища зажиточных людей. Особенно любим молодой барашек, фаршированный рисом, изюмом, миндалем и пряностями. Распространенные напитки — сладкая вода, чай с молоком и особенно отвар кофейной шелухи — кишр, по вкусу напоминающий смесь кофе и чая. Во всех слоях населения, независимо от пола и возраста, распространена особого вида наркомания — катофагия (жевание листьев наркотического растения кат). В последнее время, благодаря принятым правительством ЙР мерам, плантации ката сокращаются и его потребление снижается.
В общественной жизни йеменцев сказывается не только шариатский правопорядок, но и традиционная иерархия различных социальных групп. Высшей из них являются сейиды — лица, считающиеся потомками Мухаммеда. В результате укрепления республиканского режима в последние годы влияние сейидов в общественно-политической жизни страны, связанных в прошлом как социальная группа, с монархическим режимом, постоянно снижается. Несколько ниже стоят шариатские судьи — коды и представители духовенства — улемы. Следующую прослойку верхушки общества составляют шейхи племен. Далее идут рядовые члены племен — кабаиль. В племенах наряду с шариатом действуют свои нормы обычного права (урф), есть собственные суды и в той или иной степени сохраняется известная автономия по отношению к центральной власти. В самом низу находятся потомки африканских рабов, ахдамы — члены ремесленных цехов, считающиеся «нечистыми». Это мясники, банщики, цирюльники.
Брак, развод, наследование, положение женщины в основном регулируются шариатом, и в этом отношении семейный быт йеменцев почти не отличается от семейного быта саудийцев.
В стране развиты художественные ремесла: изготовление ювелирных изделий, инкрустация по металлу и дереву, вышивка шелком и шерстью с металлической нитью и др. Каждому иностранцу впервые попавшему в Йемен, непременно бросится в глаза одна деталь национального костюма йеменца — его кривой с широким лезвием кинжал, называемый «джамбией». Кинжалы бывают различных форм, размеров и отделки. Причем это зависит не только от социального положения владельца кинжала, но и района его проживания. Йеменцы больше всего ценят кинжалы за их серебряные ножны и рукоятку, изготовляемую из рога носорога, привозимого из Африки. Устное и музыкальное народное творчество арабов Йемена, сохраняя общеарабские традиции, в то же время испытало на себе египетское, а в Тихаме — африканское влияние. Литература, хотя еще со времен древней Сабы сохранились так называемые южноарабские надписи на камне и меди, долгое время оставалась сравнительно неразвитой, на протяжении всего средневековья выливаясь главным образом в формы религиозной поэзии.
Многие поэты современного Йемена и сейчас пишут традиционные касыды. Но в последнее время появились и писатели реалистического направления, группирующиеся вокруг литературного журнала «Эль-Мустакбаль» («Будущее»). |
Ко времени революции 1962 г. больше 90% населения Йемена не умело читать и писать. На улицах городов можно было встретить писцов, которые за небольшую плату писали желающим официальные прошения и личные письма. В 1958 г. в стране было всего 4 неполных средних и 1 средняя школа. Уже к 1970 г. число таких школ увеличилось соответственно в 5 и 10 раз. Три школы были построены с помощью СССР. Появились школы для девочек, учительские колледжи, сельскохозяйственные училища. Основан первый в стране университет; многие йеменцы получают высшее образование за рубежом. В то же время сохранились pелигиозные начальные школы и высшие богословские училища — зейдитское и шафиитское.
Из-за тяжелых условий жизни простого народа, частого недоедания, катофагии и низкого уровня санитарии в стране распространены эпидемические заболевания. Из-за резких перепадов температуры в Джебеле часты простуды. После ликвидации монархии было введено бесплатное медицинское обслуживание и выдача лекарств неимущим, созданы амбулатории и больницы.
Культура и традиции южного Йемена
Материальная и духовная культура арабов южного Йемена сочетает общеарабские элементы со своеобразными чертами, частью
восходящими к сложившейся еще в древности этнографической специфике южноаравийского субрегиона, частью обусловленными длительными взаимосвязями со странами Южной Азии и Восточной Африки.
Традиционные орудия груда не отличаются от орудий населения северного Йемена и других стран полуострова: деревянная соха, мотыга, серп, ручная каменная мельница. Тот же и водоподъемный блок у ирригационных колодцев, называемый здесь сынова. Для рыбной ловли используются одномачтовые суда с косым парусом — самбуки. Рыбаки применяют также неводы и круглые сети с грузилами.
Типы сельских домов и поселений в разных районах различны. Для Хадрамаута характерны многоэтажные башнеобразные дома из камня или сырцового кирпича, лепящиеся друг к другу или стоящие поодаль; есть и селения, состоящие из одноэтажных домов, но тогда в них высятся хотя бы одна-две башни, использовавшиеся в прошлом как сторожевые пункты. На острове Сокотра большинство домов построено из обломков коралловых рифов на известковом растворе, полученном путем обжига тех же обломков. В некоторых районах преобладают хижины из пальмовых ветвей и циновок. Кочевники из-за сильных бурь обычно живут не в шерстяных шатрах, а в пещерах и под навесами скал.
Знамениты многоэтажные лома городов Хадрамаута. в особенности Шибама, который иногда называют «аравийским Манхэттеном». Дома богатых людей подчас достигают 12 этажей. Деревянная дверь, снабженная медным кольцом и билом и запирающаяся на деревянный замок, ведет в прихожую, откуда по лестнице с высокими глинобитными ступенями попадают в помещение для приема гостей. Рядом с ним— кухня с возвышением для очага и туалетная комната с большими глиняными кувшинами и выходящим прямо на улицу водостоком. В комнатах цементированные полы, беленые стены с многочисленными нишами для утвари, прикрытыми резными деревянными дверцами, окна с двустворчатыми. тоже резными ставнями. Двери запираются своеобразными деревянными ключами. Для отопления в холодное время служит жаровня с углями. Улицы напоминают узкие сумрачные ущелья, а дома кажутся двадцатиэтажными, так как в каждом этаже два ряда окон — смотровые и вентиляционные. Некоторые города Хадрамаута окружены средневековыми стенами.
Одежда крестьянина или кочевника обычно ограничивается обернутой вокруг бедер футой и тюрбаном. Мужчины оттеняют глаза темным порошком кухль.
По прическе и форме тюрбана нередко можно определить племенную принадлежность. Горожане носят футу, белую рубаху европейского покроя и вязаную шапочку. Женский костюм повсеместно состоит из штанов, длинного и широкого, прямого покроя платья и головного платка или соломенной шляпы. В городах Хадрамаута, где сильнее влияние религии, женщины закрывают лицо темным покрывалом. Наиболее распространенные женские украшения — серебряные ожерелья и браслеты. В ходу различные украшения из меди, кораллов и жемчуга.
Традиционная пища та же, что и у арабов северного Йемена, но здесь видное место в рационе занимает рыба, в частности сушеные сардины и акулье мясо (лухум), поступающие и в глубинные районы страны.
В общественной жизни южных Йеменцев сейчас происходят прогрессивные процессы, которые ломают старинные перегородки сословно-кастового деления. В Хадрамауте живет около 30 семей сейидов, но они никогда не обладали здесь светской властью. Институт шейхов практически ликвидирован и сохраняет известное значение лишь на северо-востоке, близ границ Саудовской Аравии, где сосредоточены немногочисленные, переходящие к оседлости кочевые племена.
Поскольку арабы южного Йемена в массе менее религиозны, чем население других стран полуострова, в семенном быту меньше ощущается влияние норм шариата. Наиболее свободны женщины Сокотры, где девушка может отказать жениху, а замужняя женщина — легко получить развод.
Своеобразная черта общественного и семенного быта южных йеменцев широкое сохранение традиций пользования знаменитыми местными благовониями, особенно ладаном. Ладан курят при родах и при омовении покойника, при совершении религиозных церемоний и просто в бане. Женщины употребляют ладан и мирру как косметические средства, причем сокотрянки добавляют к этим благовониям мускус, который выдавливают из желез водящихся здесь диких мускусных котов.
В традиционной духовной культуре страны особенно выделяются художественные ремесла: чеканка по серебру и меди, резьба по дереву и др. В орнаментике преобладают геометрические фигуры, растения. Как и в других арабских странах, развит фольклор: народные песни, рассказы, анекдоты, загадки. поговорки.
Из-за отсутствия в прошлом медицинского обслуживания значительное распространение получила народная медицина, в которой наряду с магическими приемами широко применяются прижигание, питье настоев амбры и различных лекарственных растений. Правительство Йемена прилагает серьезные усилия к развитию системы здравоохранения и образования. Расширяется сеть больниц, сельских медицинских пунктов, начальных и средних школ. Открываются университеты и институты. Усиленно внедряется правительственная программа по ликвидации неграмотностиВ развитии современной культуры большую роль играют получившие в последние годы распространение радио и телевидение.