Европа

Франция

Содержание:

Культура Франции

Наиболее устойчивые элементы традиционной культуры— характер поселений, жилище и национальная кухня.

Характер сельских поселений Франции определяется историческим прошлым особенностями аграрных отношений природными условиями. Для равнинной и холмистой северо-восточной Франции — Пикардии, Шампани, Лотарингии и Эльзаса — характерны большие деревни уличного или рядового плана, к которым примыкают открытые неогороженные поля. Там же, где меньше площадей, удобных для пашен, — в Бретани, Нормандии, Аквитании, Центральном массиве и Провансе — преобладают хутора и небольшие поселки. Здесь крестьянские усадьбы, а иногда и отдельные поля внутри одного владения огораживаются зелеными изгородями или каменными оградами. В горных районах средиземноморского побережья Франции деревни, расположенные на склонах, представляют скопления домов, иногда двухэтажных, прижатых один к другому, с узкими улицами между ними. В центре французской деревни обычно находится мэрия и церковь. Во многих деревнях и городах на площади перед церковью можно видеть монумент воинам, погибшим в двух мировых войнах.

В большей части сельской Франции распространены одноэтажные постройки, вытянутые в одну линию параллельно улице. Под одной крышей объединены жилое помещение и примыкающие к нему слева и справа конюшня, стойла, амбар или погреб для вина. Огороженного двора часто нет. Позади дома или рядом с ним находится сад. Дома чаще всего возводятся каменные или глинобитные на деревянном каркасе. Обычно они оштукатурены и с внешней и с внутренней стороны. В северной Нормандии и Эльзасе стены строят так, что каркас виден снаружи; окрашенный в темный цвет, он красиво выделяется на фоне светлых оштукатуренных стен. Двускатные крутые крыши старинных домов в селах и городах северной и центральной Франции крыты шифером, плоской черепицей, каменными или деревянными плитками.

Крупные фермы, преобладающие в северо-восточной части Франции, Парижском районе, в Пикардии и Фландрии, напоминают крепости: жилые и хозяйственные помещения с четырех сторон замыкают двор, посредине которого находится колодец, прудик для уток.

В горных областях Франции — Альпах и Пиренеях — распространен альпийский тип дома. Это большая двух- или трехэтажная постройка, нижний этаж которой обычно бывает каменный, а верхний — срубный. На первом, основном этаже дома располагаются хозяйственные и жилые помещения, наверху — одна-две комнаты, а под самой крышей — обширный чердак. На юге Франции — в Аквитании, долинах Роны и Соны, на Корсике — распространены небольшие двухэтажные дома под пологими крышами, крытыми изогнутой черепицей. Они бывают каменные, глинобитные или имеют нижний этаж каменный, а верхний — деревянный, с галереей, на которую ведет внешняя каменная лестница. Внизу расположены хозяйственные помещения, наверху — жилые комнаты. Дома подобного типа распространены почти во всех странах средиземноморской Европы.

Жилое помещение крестьянского дома состоит обычно из общей комнаты, служащей кухней и столовой, и одной-двух спален. Жизнь семьи сосредоточивается обычно в общей комнате, где в прошлом самое почетное место занимал камин в нише у фронтонной стены. Он служил для отопления, в нем на чугунном треножнике готовили пищу, перед ним на полках хранилась кухонная утварь. В современном крестьянском жилище почти повсюду камин утратил свое значение, его сохраняют в некоторых домах лишь по традиции. Теперь интерьер крестьянского дома имеет много сходства с городским.

Уже с середины XIX в. перестали во Франции носить красочный народный костюм. Женский народный костюм состоял из широкой юбки со сборками, кофты с рукавами, корсажа, передника, чепца или шляпы. Мужской костюм — это штаны, гетры, рубаха, жилет, куртка (или широкая, доходящая до середины бедра блуза), шейный платок и шляпа. Будничный головной убор крестьянина и рабочего — берет, который носят и в наше время. Старинная народная обувь — сабо — выдолбленные из дерева башмаки. Основные элементы костюма были одинаковыми во всей Франции. Отличие костюмов от провинции к провинции создавалось красочной вышивкой, различной, порой причудливой формой чепцов, разным покроем и украшением корсажа и передника, разнообразием тканей.

В современной Франции народный костюм надевают лишь участники фольклорных федераций во время народных фестивалей, особенно часто организуемых в окраинных провинциях. Теперь повсюду в стране носят одежду общеевропейского покроя. Франция на протяжении веков была законодательницей мод для всех европейских стран, и это сказалось на свойственной французам манере одеваться. Подавляющее большинство французов следует моде. Разнообразие костюмов при единстве стиля составляет характерную черту современной одежды городского населения.

Предмет особой гордости французов — их национальная кухня. В каждой французской провинции есть свои традиционные блюда, тем не менее можно отметить общие характерные особенности пищи французов. Во Франции едят много овощей, но молока и молочных продуктов потребляют здесь меньше, чем в большинстве стран Европы. Из молочных продуктов самый популярный — сыр. Сыров во Франции производят до четырехсот сортов, у городских жителей перед десертом принято подавать несколько сортов сыра.

Уровень питания у разных социальных слоев городского и сельского населения различен, это выражается главным образом в потреблении мяса и мясных продуктов: у рабочих оно значительно меньше средней нормы потребления этих продуктов горожанами. На крестьянском столе мясо также бывает не часто. Очень характерно, что французское выражение «защищать свой бифштекс» (defendre son bifteck) означает «бороться за свои жизненные права». Отличительная черта повседневного меню французов — это вино, которое принято подавать к столу дважды в день. По потреблению вина Франция стоит на первом месте в мире. В городах обязательно подают к столу также фруктовые напитки или минеральную воду. Традиционный напиток в Эльзасе — пиво, в Нормандии, Фландрии и Бретани — сидр. В последние полвека в стране вошли в широкое употребление и крепкие алкогольные напитки.

Если в деревнях режим питания зависит от времени года и характера сельскохозяйственных работ, то большинство горожан строго соблюдает традиционные часы легкого раннего завтрака (птиде-жёне), второго завтрака (дежёне) и обеда (дине).

Традиционными французскими блюдами считаются бифштекс с поджаренным в кипящем растительном масле картофелем, рагу под различного вида соусами, например «бланкет» — рагу из белого мяса под белым соусом. Соусы вообще очень характерны для французской кухни. Мясные блюда нередко заменяются омлетом с различными приправами — ветчиной, сыром, грибами в соусе. Любят во Франции и рыбные блюда.

Основу крестьянского питания составляют супы. В городах предпочитают протертые супы — овощные, грибные, рыбные, которые едят обычно с гренками. Особенно любят здесь суп-пюре из лука порея с картофелем или луковый суп, заправленный сыром. Фирменное блюдо провансальцев — «буйябез» — рыбный суп, сдобренный перцем, а у овернцев — рыбный суп с сыром. У южан одно из любимых кушаний— улитки, приготовленные с ароматическими травами и чесноком.

До недавнего времени Франция считалась страной «семейного хозяйства». В крестьянском хозяйстве работали все члены семьи, включая женатых сыновей. Для этой среды характерны поздние браки: средний возраст вступающих в брак мужчин — 29 лет.

Специфика быта каждого из основных слоев французского общества проявляется в характере семейного уклада. Правда, в последние десятилетия происходят социальные сдвиги, которые приводят к значительным изменениям в структуре семьи и разрушению традиций, соблюдавшихся еще в недавнем прошлом.

Четвертую часть всех французских семей составляют семьи рабочих. Наиболее обездоленные молодые рабочие, не имеющие ни профессии, ни обеспеченной работы, не решаются обзавестись семьей. В последние десятилетия в связи с повышением квартплаты и цен на продукты значительно выросло число работающих женщин из рабочих семей, даже многодетных. В связи с этим усложнила проблема воспитания детей, так как большинство заводов и предприятий не имеет детских учреждений. В рабочей среде тесны связи между соседями, товарищами по работе.

От рабочих и крестьянских семей буржуазные семьи совершенно отличны. Именно в буржуазной семье складывается комплекс бытовых и социальных отношений, основанных на культе денег, на почитании собственности. Силой, цементирующей эту семью, является институт наследования. При заключении брака большое значение придается решению вопроса об имущественных правах будущих супругов. Для жениха выбор невесты нередко определяется стремлением путем женитьбы улучшить свое социальное положение, сделать себе политическую карьеру. Для буржуазных семей характерна замкнутость быта.

Франция была первой страной в Европе, где после революции 1789 г. был введен гражданский брак, регистрируемый в мэрии.

В южных провинциях Франции ко дню рождества принято изготовлять и ставить в доме «ясли»— небольшие макеты, представляющие с помощью сантонов (фигурок, выполненных из дерева, фарфора или обожженной и раскрашенной глины) сценки из легенды о рождении Христа или изображающие картины народного быта. Изготовление сантонов — один из видов народного художественного промысла, развитый в некоторых южных городах.

Новый год, так же как и рождество, — семейный праздник, но его обычно отмечают не «в своем гнезде», а у знакомых.

Важными семейными праздниками, соблюдаемыми в разных слоях населения, являются крещение и первое причастие. Семейным праздником считается и рождество — 25 декабря, один из самых широко отмечаемых во Франции праздников года. По старой традиции, в канун рождества вся семья и близкие родственники собираются вместе за праздничным столом. Задолго до рождества в деревнях начинают откармливать гусей и индеек, заготавливают свинину, родственником или в кафе. Одно из любимых новогодних развлечений — лотереи, которые устраивают в кафе.

Издавна очень широко отмечался в стране праздник Карнавала — самый веселый праздник весны со множеством обрядов, исполнение которых якобы обещало урожай и благополучие. Теперь ритуальный смысл Карнавала, как и других календарных праздников, утрачен. Многие из них в наши дни представляют собой театрализованное действо, собирающее массу зрителей и рассчитанное на привлечение туристов. Таков теперь и Карнавал, организуемый в южных городах Франции. Кортежи машин, украшенных цветами, с огромным чучелом Карнавала ездят по городу. Сопровождающие кортеж участники праздника в самых причудливых масках разыгрывают шутливые сцены, устраивают «битву цветов» и т. д.

Ярмарки, народные гулянья, шуточные состязания сопровождают и такие большие религиозные праздники, как пасха, троица и др.

Большое значение в народном календаре французов имеет «день всех святых» — 1 ноября, поминальный праздник, который ныне носит скорее общественный, чем религиозный характер. В этот день чтят память жертв войн и поминают умерших родственников. В Париже 1 ноября совершается шествие к могиле Неизвестного солдата, над которой горит неугасимый огонь.

Национальный праздник Франции — 14 июля. Это дата взятия народом королевской крепости Бастилии и начала Великой французской революции. До сих пор сохраняется традиция устраивать в этот день народные гулянья и танцы на площадях и улицах городов. В Париже центр народного празднества — площадь Бастилии. Правительство отмечает этот день официальными церемониями и военным парадом на Елисейских полях.

Годовщину трагической гибели борцов Парижской коммуны рабочие Парижа отмечают демонстрацией у «Стены коммунаров».

Во многих областях Франции, особенно в окраинных —  в  Бретани,  Эльзасе, Стране басков, на Корсике, организация праздников — это средство демонстрации местного колорита. В туристский отпускной сезон здесь проходят фестивали народного искусства, которые либо выливаются в особый праздник, либо приурочиваются к традиционным календарным дням.

Непременный элемент празднеств составляют традиционные народные зрелища и игры. На юге страны излюбленные зрелищем, а для части молодежи увлекательным видом спорта издревле являются бои быков и бега коров. Игры заключается в том, чтобы, раздразнить животное, суметь уклониться от его удара или изловчиться и сорвать с него при помощи многозубого крюка кокарду Для подобных игр в некоторых южных французских городах используются арены римского времени. Здесь же, на юге для привлечения туристов устраивают корриды по испанскому образцу, но они менее популярны в народе.

Французов нельзя считать народом, в жизни которого спорт занимает большое место. Но спортивные зрелища здесь любят и воспринимают с энтузиазмом. Подлинным всенародным праздником становится ежегодный велосипедный кросс, маршрут которого пересекает всю страну. Популярны здесь также футбол и регби, а из традиционных спортивных игр — игра в кегли и в шары, называемые здесь були.

Любимый вид отдыха многих французов — рыбная ловля. Удильщики, которых в любую погоду можно видеть на набережных Сены, стали неотъемлемой частью парижского пейзажа. Во многих городах, стоящих на реках, рыбная ловля становится видом спорта. Соревнования удильщиков превращаются в веселый праздник, собирающий все население городка.

Для жителей небольших городов одна из самых привычных форм досуга — уход за садом, разведение цветов.

Велика во Франции общественная роль кафе, которые для определенных социальных слоев служат местом отдыха, общения с друзьями и знакомыми, своеобразным политическим клубом. В кафе можно почитать газеты, журналы, поиграть в настольные игры. Но в воскресные дни миллионы французов устремляются в кафе отнюдь не для того, чтобы отдохнуть, их влечет сюда тотализатор — денежная игра на скачках (тьерсе). Эта игра, выманивающая их денежные средства, широко пропагандируется буржуазной прессой и радио.

В последние десятилетия во Франции все большее значение приобретает местный туризм. Французы, считавшиеся домоседами, начали путешествовать. Главным пристрастием среднего француза стал автомобиль. Приобретение автомашины свидетельствует скорее о гонке за «образом жизни», чем о богатстве или даже достатке ее владельца. Об интересе ко всему, что связано с автомобилем, говорит неизменный успех ежегодно устраиваемого в Париже автомобильного салона, куда приезжают тысячи провинциалов.

Лето — пора, когда во Францию устремляются иностранные туристы. Индустрия международного туризма, имеющая во Франции многовековые традиции, в наше время приобрела небывалый размах. Туристские фирмы, обслуживающие иностранцев, делают бизнес из организации развлечений, чуждых вкусам самих французов. «Ночной Париж» предлагает массу зрелищ, в том числе стриптиз. Но подавляющее большинство французов игнорирует развлечения ночного Парижа и заведения коммерческого толка, предпочитая им скромные клубы и кабаре.

Своеобразие историко-культурных традиций Франции отражается на системе образования в стране. Она характеризуется прежде всего строгой централизацией и административным единообразием. Франция разделена на 23 учебных округа, так называемые академии, охватывающие несколько департаментов. Центр академии — город, в котором расположен местный университет.

Наряду с государственными учебными заведениями во Франции немало частных школ, большая часть которых принадлежит католической церкви. Эти школы имеют свои учебные планы, программы, методы обучения. Однако все дипломы об образовании выдаются государственными комиссиями, проводящими экзамены по государственным программам. Католическое духовенство ведет интенсивную пропаганду среди верующих за определение детей в свои школы. В частных учебных заведениях Франции обучается около 18% всех учащихся.

Проблема «церковь и школа», как и общие вопросы образования, занимает важное место во внутриполитической жизни Франции, влияет на отношения между различными партиями и группировками. Результаты борьбы вокруг проблем просвещения в значительной мере отражают общее соотношение сил демократии и реакции в стране.

Дошкольное воспитание (с 2 до 6 лет) ведется в «материнских школах» (детских садах). Обязательное обучение детей обоего пола начинается с шестилетнего возраста. Первые пять лет дети занимаются в начальной школе по единым учебным планам и программам так называемого элементарного цикла. Затем часть учеников направляется в старшие классы начальной школы, которые открывают путь только в профессиональные технические училища, готовящие квалифицированных рабочих или кадры для неквалифицированных работ в сельском хозяйстве или в сфере обслуживания. Другая часть учащихся заканчивает общеобразовательный коллеж и может продолжать учебу в средних специальных учебных заведениях или в старших классах лицея.

Лицей — единственный тип полной средней общеобразовательной школы. Окончившие его получают право сдавать экзамены на звание бакалавра, но выдержать их удается далеко не всем. Тем не менее только диплом бакалавра дает право поступления в высшие учебные заведения.

Высшее образование получают главным образом дети из обеспеченных семей. Удельный вес детей рабочих и крестьян в высших учебных заведениях не превышает 20%, хотя они составляют около половины всего населения Франции.

Судьбы учеников, получивших в 14 лет неполное среднее образование, решает департаментский совет ориентации, который направляет учеников в то или иное учебное заведение высшей ступени, лицей, коллеж, начальную нормальную школу. Здесь происходит главным образом социальный отбор. Различные типы учебных заведений Франции предназначены фактически для учащихся разных социальных слоев.

Французский лицей издавна славился высоким уровнем гуманитарного и математического образования. В общеобразовательной школе Франции придается особое значение воспитанию художественного вкуса, развитию способностей к эстетической восприимчивости и творческой деятельности в области искусства.

Высшее образование дают университеты и «большие школы» —специализированные высшие учебные заведения типа наших институтов.

Некоторые крупные французские университеты пользуются мировой славой и готовят высококвалифицированных специалистов разных областей знаний; среди них — Парижский университет Сорбонна. Из гуманитарных высших учебных заведений более высокого ранга, чем университет, — Школа хартий, Национальная школа современных восточных языков, Парижская высшая нормальная школа. Среди высших технических школ большим престижем пользуется двухлетняя Политехническая школа, дающая широкое политехническое образование.

Особое место в системе просвещения Франции занимает Коллеж де Франс, где занятия ведут крупнейшие ученые страны. Доступ на лекции свободный. Чтобы стать студентом Коллеж де Франс, не требуется документов о получении образования, а выпускники не получают никаких степеней или дипломов.

На протяжении веков высшая школа предназначалась лишь для подготовки немногочисленной буржуазной элиты. Но в последние десятилетия в связи с научно-технической революцией увеличилась потребность в специалистах, имеющих высшее образование. Поэтому произошла относительная демократизация состава студентов. Однако для выходцев из широких слоев населения получение высшего образования сопряжено с большими трудностями.

Стипендию получают лишь 15% общего числа студентов, причем размеры стипендий ниже прожиточного уровня; 40% студентов вынуждены совмещать учебу с работой. Многим из них не удается закончить курс обучения. Закончившие высшую школу сталкиваются с проблемой трудоустройства, которая является в современной Франции одной из самых острых. Среди безработных около 40% молодежи в возрасте до 25 лет.

Консервативные порядки в системе образования Франции, недостаточная материальная база учебных заведений, запрещение политической деятельности в университетах, отстранение студентов от участия в решении университетских дел — все это послужило толчком к массовым выступлениям студенчества в мае 1968 г. Однако проблемы молодежи, высшего образования не получили разрешения и остаются в центре внимания французской общественности.

Во Франции ведется большая научно-исследовательская работа, но по сравнению с другими промышленно развитыми странами развитие науки во Франции идет более медленными темпами из-за недостатка научных работников и средств,  предоставляемых  исследователям. Крупными научно-исследовательскими центрами являются университеты, Национальный центр научных исследовании (CNRS), Коллеж де Франс, Музей естественной истории и др.

Своеобразным научным учреждением является Институт Франции, объединяющий пять академий — Французскую академию, Академию надписей и изящной словесности, Академию физико-математических наук, Академию искусств и Академию моральных и политических наук. Институт Франции не является научно-исследовательским учреждением, а представляет сообщество наиболее известных и заслуженных ученых преклонного возраста. Функции Института Франции, объединяющего выдающихся деятелей науки, искусства и литературы, заключаются в издании научных трудов, заслушивании научных сообщений и присуждении наград и премий.

Самой большой честью для ученого, литератора или общественного деятеля считается его избрание во Французскую академию. Лишь 40 человек во Франции имеют почетную привилегию быть членом Французской Академии и при жизни носить титул «бессмертный».

Особенно велика была роль французских ученых в развитии математических знаний. В XVII в. Декарт, Ферма, Роберваль, Паскаль, разрабатывая проблемы переменных величин, подвели к открытию дифференциального и интегрального исчислений, ими были заложены основы аналитической геометрии, основы теории вероятности. Величайшие достижения в астрономо-геодезических знаниях связаны с именами Кперо, Д'Аламбера, Лагранжа, Лапласа.

В XVIII в. французские ученые внесли заметный вклад в развитие естественных наук и медицины. Передовые идеи об эволюции земли и живой природы были высказаны Бюффоном в труде «Естественная история». Химик Лавуазье впервые применил химические методы в физиологии. Он применял закон сохранения веса при химических реакциях, впервые объяснил горение как реакцию соединения с кислородом, определил состав воды.

Французские ученые во многом содействовали прогрессу физики. В XVIII—XIX вв. крупные успехи были достигнуты в оптике и учении об электричестве, была разработана волновая теория света. Ампер установил один из основных законов электродинамики — закон взаимодействия электрических токов, предложил первую гипотезу для объяснения магнитных свойств вещества.

Французам принадлежит немало технических изобретений. Изобретение Жаккаром текстильного станка (XIX в.) совершило переворот в текстильном производстве. Во Франции в 1783 г. братьями Монгольфье был создан первый тепловой аэростат, а в 1852 г. Жиффаром— первый дирижабль. К крупным техническим достижениям XIX — начала XX в. относится изобретение Мартеном способа получения литой стали, усовершенствование доменной плавки чугуна.

Важный вклад в развитие географических и этнографических знаний внесли кругосветные плавания французов: экспедиции Бугенвиля (1766—1769 гг.) и Лаперуза (1785—1788 гг.), а также труды французских географов Э. Реклю, Видаль-де Ла Блаша, Деманжона, Мартонна и др.

Важные открытия были сделаны французскими учеными в области биологических наук и медицины. Например, с именем выдающегося ученого — Пастера связано начало развития микробиологии. Пастер разработал метод предохранения продуктов от порчи (пастеризация), а на основании своего учения об иммунитете создал метод предохранительных прививок против бешенства и инфекционных заболеваний. Исследования Пастера и его учеников получили международное признание: в 1888 г. был создан международный научно-исследовательский центр в области микробиологии и медицины, известный как Институт Пастера.

В прогрессе науки XX в. Франция продолжает играть важную роль. Особенно высоко поставлены здесь теоретические исследования в области физико-математических наук: математики, астрофизики и ядерной физики. Открытие в 1896 г. Беккерелем радиоактивности урана дало толчок серии новых открытий. Исследования Пьера Кюри и Марии Склодовской-Кюри привели к открытию радия и полония. Продолжателям супругов Кюри Фредерику и Ирене Жолио-Кюри мир обязан открытием явления искусственной радиоактивности. К исследованиям мирового значения относятся и работы французских ученых в области изучения космоса.

Национальное культурное наследие Франции богато и разнообразно. Во Франции зародились многие течения в области культуры, повлиявшие на ход истории, науки, искусства, литературы. В современной Франции самые крупные достижения в области культуры принадлежат тем ее деятелям, которые продолжают традицию прогрессивной, демократической культуры. Французская культуpa наиболее полно выразила себя в живописи. Изобразительное искусство Франции, тесно связанное с общественной жизнью своего времени, уже с XVIII в. занимало ведущее место в мировой культуре.

В период Великой французской революции живописец Ж.-Л. Давид, возглавивший художественную жизнь страны, создал полотна, в глубоко жизненных образах которых был отражен бурный пафос революции. Важным этапом в становлении реалистического искусства XIX в. было рождение французской романтической школы, отличавшейся смелостью идейно-творческих исканий. Революционным духом и демократической направленностью пронизано творчество живописцев-романтиков Т. Жерико, Э. Делакруа, графика О. Домье — родоначальника критического реализма, в острых карикатурах обличавшего буржуазию, живописцев-реалистов Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле, К. Коро. В этот период была создана знаменитая скульптурная группа «Марсельеза», каменный рельеф на Триумфальной арке в Париже.

Новую эпоху в развитии мирового искусства открыло творчество французских импрессионистов — К. Моне, К. Писсарро, А. Сислея, Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега и других художников, обратившихся к поиску новых средств выражения, сумевших на своих полотнах передать мельчайшие нюансы света, показать природу в ее вечном изменении.

На рубеже XX в. с началом эпохи империализма, искусство Франции переживало кризис. Преобладали различного рода формалистические течения. Обилие картин формалистического толка типично и для современной Франции. На фоне массы чисто декоративных работ выделяются картины тех художников, которые продолжают национальные традиции, связывают свой труд с общественной жизнью страны, выражают прогрессивные идеи современности. Народ Франции гордится именами пейзажистов Марке, Утрилло, живописцев-патриотов Матисса, Пикассо, Леже, Фужерона, остроумного рисовальщика Жана Эффеля — мастера современного плаката. Искусство политического плаката стоит в стране на особенно высоком уровне. Во Франции велико значение художественных салонов. Разнообразными обществами и группами художников организуются и неофициальные выставки на улицах и бульварах Парижа, что особенно характерно для таких центров художественной жизни, как Монмартр, Монпарнас, Монруж.

Франция — страна высокой музыкальной культуры. Международной славе пользуются оперные театры Парижа - «Гранд-Опера» и «Опера Комик», консерватории и симфонические оркестры. В историю мировой музыкальной культуры вошли имена Берлиоза, Сен-Санс Гуно, Бизе, импрессионистов в музыке: Дебюсси и Равеля; создателей классической французской оперетты: Оффенбаха, Лекока, Планкетта.

Франции принадлежит заслуга создания политической революционной песни зазвучавшей в полную силу в эпоху Великой французской революции. Написанная в то время Руже де Лилем «Марсельеза» стал символом революционного протеста, любимой песней революционеров многих стран мира. С конца XIX в. Марсельеза была утверждена как государственный гимн Французской Республики.

Совершенно особое явление в музыкальной культуры страны — французская песня (шансон). Обычай откликаться сатирическими куплетами на различные общественные события возник еще в XVI в. Так сложился особый, близкий к народному творчеству музыкально-поэтический жанр, который неизменно играл и продолжает играть большую роль в общественной и духовной жизни французского народа. Не случайно «шансон» называют иногда барометром времени. В его создании участвовали и участвуют крупнейшие поэты Франции: А.-Ж. Беранже, Г. Аполлинер, Л. Арагон, П. Элюар, Ж. Превер и др. Немало французских поэтов-певцов, выступающих с исполнением своих песен, известных во всем мире. В историю французской музыки вошло имя Эдит Пиаф — «королевы французской песни».

В мировой художественной культуре почетное место принадлежит французскому театру. В борьбе художественных течений отражалась острота социальной и политической борьбы. Французское театральное искусство играло важную роль в развитии европейского театра. Трагедии Корнеля и Расина, драматургия Мольера, комедии Бомарше служили вехами в истории мирового театра. Французский театр середины XIX в. славился демократическими традициями, которые прогрессивными театральными коллективами сохраняются и в наши дни.

Лишь немногие театры субсидируются правительством и называются национальными; среди них «Гранд-Опера», Национальный Народный театр, «Одеон», «Комеди Франсез», театр Шайо и некоторые другие. Большинство же театров — частные. Некоторые театры приспосабливаются к вкусам «светского зрителя» и дают весьма легкий репертуар. Хранителем национальной классической традиции остается старейший, основанный в XVII в. Мольером театр «Комеди Франсез». В его репертуаре пьесы Мольера, Расина, Мариво, Жироду; театр обращается также к лучшим произведениям современной драматургии. «Комеди Франсез» пользуется всемирной славой.

Гордость французского театра составляют также творческий коллектив «Компани Рено— Барро», руководимый талантливым режиссером и актером Жаном Луи Барро, и театр «Ателье». Этот театр, сочетающий классические традиции с новейшими театральными открытиями, пользуется славой пропагандиста русской драматургии: на его сцене прекрасно поставлены произведения А. П. Чехова, И. С. Тургенева, Ф. В. Достоевского.

Огромным событием в культурной жизни страны было создание Национального народного театра, ставшего одним из крупнейших центров передового театрального искусства. С ним связаны имена великолепных актеров: Жерара Филиппа, Марии Казарес и др. Основатель театра, выдающийся режиссер и актер Жан Вилар, ставил задачу приобщения к искусству широких народных масс. Ныне эта задача успешно проводится в жизнь преемником Жана Вилара Роже Планшоном. Этот театр является подлинно национальным, он тесно связан с рабочей аудиторией, со всей страной. Первые спектакли Национального народного театра состоялись в 1947 г. в Авиньоне. Они положили начало ежегодным Авиньонским фестивалям театрального искусства, превратившимся в общенародные праздники культуры. Авиньонские фестивали — это одно из начинаний в ряду мероприятий так называемой культурной политики, осуществляемой правительством под давлением широких слоев. Суть культурной политики состоит в смягчении разительных диспропорций в сфере «потребления» культуры. Французская культура, получившая признание во всем мире, составляла до недавнего времени социальную привилегию буржуазии и интеллигенции. Большинство рабочих и особенно крестьян никогда не были в театре, редко посещают кино, около 3/5 французов не читают книг. Основная масса культурных ценностей Франции, ее театры, концертные залы, музеи сосредоточены в Париже. Лишь в последнее десятилетие сделаны попытки децентрализовать и демократизировать культуру. Новым для культурной жизни страны стало открытие 19 драматических национальных центров и трех национальных театров в провинции.

Французам принадлежит ведущая роль в создании кино и киноискусства. В 1895 г. в Париже братьями Люмьер впервые был дан сеанс кинематографа, продолжавшийся одну минуту. Французское киноискусство в своих лучших произведениях всегда развивало традиции прогрессивной французской культуры. Лучшие произведения французского кино отличаются поэтическим отображением действительности, им свойственны глубокий психологический анализ, размышления на морально-этические темы, достоверность атмосферы действия, поиски новых выразительных средств и др. Чисто французский жанр составляют так называемые пародийные фильмы.

Имена Жерара Филиппа, Жана Габена, Ани Жирардо, Фернанделя и других составляют гордость французской культуры.

Классицизм большинством французов воспринимается как явление специфически французское. Изучению наследия классицизма уделяется исключительное внимание в лицейском образовании, произведения классиков занимают большое место в репертуаре французских театров.

XVIII          век — эпоха распада феодально-абсолютистских отношений и подготовки революции— носит во Франции название «век Просвещения». Тесно связанная с философией и публицистикой, свободолюбивая, мятежная литература этой эпохи была ареной ожесточенной идейной борьбы. Целая плеяда мыслителей — Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо и другие, известные под именем просветителей, ставили в своем творчестве самые острые проблемы философии, социологии, искусства, подвергая беспощадной критике феодальную систему, ее религию, государство, нравы, обычаи. Идея всеобщего равенства впервые была предложена просветителями. Под знаком идей французского Просвещения развивалась вся европейская культура XVIII в.

Самое большое влияние на современников имело творчество Вольтера, именем которого называют иногда и эпоху, а также деятельность просветителей-энциклопедистов, объединившихся вокруг издания «Энциклопедия наук, искусств и ремесел». Среди энциклопедистов были философы-материалисты Гельвеций, Дидро, Гольбах, философия которых легла в основу марксистской философии как ее составная часть.

XIX век — период расцвета французской литературы, когда мировая литература обогатилась творчеством В. Гюго, Стендаля, О. де Бальзака, П. Мериме, Э. Золя, Г. Флобера, Ги де Мопассана, А. Франса, Р. Роллана. Несколько художественных течений отразили особенность общественной жизни в разные периоды этого века. Первая треть XIX в. была периодом рождения и утверждения романтизма. Реакционный романтизм, идеализировавший средневековую патриархальную старину и католицизм, выразителем которого был Шатобриан, во Франции не получил широкого развития: он был оттеснен демократическим и революционно-демократическим романтизмом. Идеи гуманности, любви к простому народу и борьба за справедливость питали творчество представителей этого течения, создателей социального романа— Виктора Гюго и Жорж Санд. Выдающимися поэтами-романтиками были А. де Виньи и А. де Мюссе.

Стендаль и Бальзак положили начало художественному методу критического реализма, дав обличительную картину французского общества первой половины XIX в.; жизнь общества второй половины века нашла блестящее отражение в романах Золя и Мопассана. Во французских романах впервые в мировой литературе было рассказано о жизни простого народа и условиях их жестокой эксплуатации. Научные открытия эпохи оказали огромное влияние на творчество великого писателя фантаста Жюля Верна.

К 50 — 60-м годам XIX в. относится совместное творчество братьев Эдмона и Жюля Гонкуров, пьесы и романы которых, а также исторические и искусствоведческие исследования являются художественными документами современной им эпохи. Имя Гонкуров носит одна из литературных премий, присуждаемых ежегодно во Франции за лучшее произведение начинающего писателя.

Активность прогрессивных сил в культурной жизни Франции определила особенности развития французской литературы XX в. Творчество Р. Роллана, А. Франса, А. Барбюса, П. Вайяна-Кутюрье, Мартена дю Гара в годы первой мировой войны было проводником гуманистических идей, идей пролетарского интернационализма. В годы второй мировой войны Л.Арагон, Э. Триоле, П.Элюар, Ф. Мориак, А. де Сент-Экзюпери — активные борцы движения Сопротивления - утверждали своим творчеством идеи защиты родины, веру в победу.

Сложности послевоенной общественной и духовной жизни выразились в обилии различных модернистских течений, среди которых немало декадентских. Для многих крупных мастеров французской литературы это был период эстетических исканий, часто далеких от реализма.

Большое влияние на духовную жизнь Франции и других стран оказало творчество Ж.-П. Сартра, вождя идеалистического течения экзистенциализма.

Писателями мирового значения являются А. Моруа, А. Камю, Симона де Бовуар. Успехом у читателей всего мира пользуются книги Жоржа Сименона.

Но наряду с произведениями высокого художественного уровня в стране издается много книжек о полицейских и шпионах, мемуары воров и убийц, порнографическая литература. Издательства руководствуются при этом коммерческой выгодой и целями идеологической пропаганды.

В последнее десятилетие заметно возросла активность Франции в области международных культурных отношений.

Пропаганда французской художественной культуры осуществляется путем обмена театральными коллективами. Французские театры совершают сотни турне в год, дают в разных странах мира до тысячи представлений. Более 5 тыс. произведений изобразительного французского искусства демонстрируется на многочисленных выставках во всем мире. Во Франции широко организуются международные театральные, фольклорные фестивали и кинофестивали, например летний Международный кинофестиваль в Каннах, фольклорный фестиваль в городе Кемпере (Бретань), Международные музыкальные недели, музыкальный конкурс имени Маргариты Лонг и Жака Тибо и т. д.


2015 www.global-echo.ru