Европа

Швейцария

       Содержание:

Культура Швейцарии

Пестрота национального состава населения Швейцарии, своеобразие ее исторического развития отражаются в материальной и духовной культуре населяющих страну народов. Однако не всегда распространение тех или иных явлений культуры совпадает с языково-этническими границами. На формировании культуры сказалось влияние и географической среды. Особенно большую роль на протяжении многих веков в жизни страны играли Альпы, имевшие для Швейцарии, по словам одного швейцарского историка, такое же значение, как море для Британии.

Влияние географической среды особенно заметно в формах поселений и типах жилища. Рельеф местности во многом определяет тип и форму сельских поселений. Например, для Миттельланда — Швейцарского плоскогорья наиболее типичны большие деревни различной планировки, а в горной местности преобладают хутора из 1—5 дворов, деревень здесь значительно меньше. По берегам рек и озер обычно распространена однорядная форма поселений, в горных узких долинах чаще встречаются уличные деревни. Особым своеобразием отличаются уличные поселения южной части кантона Тессин. Здесь глухие каменные стены домов, выходящие на улицу, образуют почти одну сплошную линию. Через сводчатые ворота виден внутренний мощеный двор, окруженный жилыми и хозяйственными строениями; вдоль его стен тянется узкая галерея. Для горных районов более характерен кучевой тип поселений, т. е. дома там беспорядочно разбросаны по склонам. В некоторых районах запада и юга страны в горах сложилась особая форма поселений — террасовая: дома селения расположены друг над другом. Такие горные деревни, утопающие в зелени, особенно живописны.

Большие деревни Швейцарии имеют уличную, кучевую или круговую планировку; в таких деревнях от центральной площади, окруженной каменными или деревянными домами, расходятся улицы. Большинство городов Швейцарии по планировке сходны с сельскими поселениями. На площади расположены церковь, школа, административные учреждения, гостиница или кафе — своеобразные клубы для местных жителей.

Очень интересны улицы некоторых больших городов, при строительстве которых была применена арочная конструкция: массивные арки служат опорой для верхних этажей. Длинный ряд таких арок образует одну крытую галерею — улицу, куда выходят двери и окна магазинов.

За последние десятилетия значительно изменилось лицо старых поселений. Почти для всех деревень обычными стали шоссейные дороги, стоянки для автомашин, на окраине их часто возвышаются здания многоэтажных мотелей.

В прошлом в Швейцарии было много лесов, и поэтому там вплоть до последнего времени преобладали деревянные постройки. Камень использовался обычно для строительства фундамента и нижнего этажа. На рубеже XX в. в городах и даже в селах преобладали двух-трехэтажные дома.

В средние века города часто возникали возле возвышающихся рядом замков или монастырей. Таковы, например, города Тун, Сион.

В крупных торговых и промышленных Городах в центре до сих пор сохранились средневековые кварталы с круглой мощеной площадью, вокруг которой размещаются ратуша, дома купеческих гильдий. К площади примыкают узкие извилистые улицы со средневековыми еще постройками. Их оберегают как памятники старилось до настоящего времени. Это вертикальное развитие жилища было вызвано в основном недостатком площади.

Для основной части страны, особенно для Миттельланда, характерны большие дома, объединяющие жилые и хозяйственные помещения под одной крышей. Их планировка, конструктивные особенности варьируют по областям. Так, срубный дом из Бернского Оберланда («шале») известен своей высокой двускатной крышей, края которой выступают очень далеко, что защищает стены от дождя и снега. Характерная черта таких домов — сплошные ряды окон (до 10—15 штук) и балконы, украшенные яркими цветами красной герани.

Очень интересны массивные дома ретороманцев Энгадина. Под толстыми каменными стенами, как под футляром, скрыты вторые, срубные и, как считают, более ранние стены. Небольшие окна находятся как бы в глубокой каменной воронке. Единственным входом в дом служат сводчатые ворота. Каменные стены этих построек украшены росписью.

Другой тип представляют собой каменные дома, распространенные у италошвейцарцев кантона Тессин. Они значительно меньше по размерам, хозяйственные помещения (камора, кухня, сарай) примыкают сзади к жилому дому, но имеют отдельные двускатные крыши.

В настоящее время сохраняется главным образом лишь внешний вид этих построек. Традиционная планировка, в особенности использование внутренних помещений, значительно изменилась.

В последнее время во всех районах увеличилась жилая часть, сократились размеры хозяйственных помещений, что связано с механизацией сельского хозяйства, а также с изменениями социального состава населения. Во многих деревнях появляется значительное число работающих в городах и занятых обслуживанием туристов. Нивелирующее влияние в сельской местности оказывают фабричные поселки, строящиеся часто рядом с деревнями. Здесь однотипные дома стоят вдоль прямых улиц и не имеют участков земли.

Областные, а подчас национальные различия сказываются и в кухне швейцарцев. Сохранению таких различий немало способствует устойчивость традиций. «Чего крестьянин не знает, того он не ест», — говорит народная пословица. Поэтому в пище крестьян Миттельланда по-прежнему преобладают мучные и крупяные блюда, а основной пищей италошвейцарцев остается кукуруза. Швейцарцы много пьют кофе, чаще с молоком. В районах разведения винограда и фруктовых садов делают сухие вина и сидр.

В горных районах едят преимущественно молочные продукты, особенно сыр. Высшие сорта сыра— «эмментальский» и близкий к нему «грюйер», известные у нас под названием швейцарского,— экспортируются. Начало их производства относится к XV в., швейцарские мастера сыроделия еще в XVII в. приглашались в разные страны, в том числе и в Россию.

Швейцарцы употребляют сыр не только как закуску; нежирные сорта его в районах, где преобладает скотоводство, заменяли хлеб. Известны и горячие блюда из него, как, например, сырный суп или сыр, сваренный в вине, — «фондю».

Некоторые старые традиции, национальная специфика сохраняются также в семейной и общественной жизни швейцарских народов. И сейчас еще традиции продолжают сказываться на положении женщины: ее ущемляют в правах наследования, ей сложнее устроиться на работу, ее труд меньше оплачивается, чем труд мужчины. До недавнего прошлого швейцарские женщины были отстранены от общественной и политической жизни страны, до 70-х годов они не имели избирательных прав.

В крестьянских, особенно бедных семьях положение женщины более независимо. Так, в Вале и Тессине, где мужчины издавна уходили на заработки, женщина до сих пор фактически глава семьи.

Одна из характерных особенностей общественного быта швейцарцев — сохранение древних институтов. Этому способствовала длительная изоляция горных районов, их экономическая отсталость. И поныне в некоторых кантонах Альп действует своеобразный законодательный орган — ландсгемейнде. Это общее собрание всех полноправных граждан, подобное древнерусскому вече, происходящее прямо на площади. На нем обсуждаются и принимаются законы, связанные с жизнью кантона.

В Швейцарии много различных общественных организаций. Большинство их построено по профессиональному признаку, часть же объединяет людей на основе общности интересов (музыкальные, спортивные общества и пр.).

Спортивные выступления, народные песни всегда сопровождают все народные праздники. Много различных состязаний устраивается в национальный праздник 1 августа — День образования швейцарского государства, торжественно отмечаемый всеми народами Швейцарии. Днем на городских площадях торжественно зачитывается договор 1291 года о создании союза трех кантонов. Здесь же устраиваются театральные представления, тема которых — борьба Швейцарии за независимость. Вечером на улицах и на балконах домов вспыхивают разноцветные фонарики. На высоких холмах зажигают костры, вокруг которых танцует и поет молодежь.

В разнообразных формах музыкального фольклора народов Швейцарии много общего с фольклором соседних народов.

У народов Швейцарии есть свои любимые игры. Таковы, например, кегли в городах Миттельланда. Любители этой игры объединяются в кегельные клубы. У италошвейцарцев распространена игра с шарами и т. д. Но наибольшее число приверженцев имеют стрелковые клубы — стрелков из лука, арбалета, ружей. Развитию этого любимого швейцарцами вида спорта способствует и милиционная система швейцарской армии: военнообязанные (с 20 до 50 лет) проходят военную подготовку по месту жительства. Каждый из них хранит у себя дома легкое стрелковое оружие и ходит с ним в тир, чтобы там упражняться в стрельбе. Очень популярны гимнастические клубы.

Среди германошвейцарцев, например, преобладает многоголосное хоровое пение, почти каждая их деревня имеет свой хор. Для франкошвейцарцев и италошвейцарцев же более характерно сольное пение.

В Швейцарии введено обязательное обучение всех детей в возрасте от 6 до 16 лет. Швейцарская педагогика развивалась в традициях выдающегося педагога Песталоцци, труды которого хорошо известны и за пределами страны.

В Швейцарии отсутствует единая система образования, так как школы находятся в ведении отдельных кантонов. Программы, сроки каникул, начало учебного года значительно варьируют по областям.

Кантональным властям подчинены и семь швейцарских университетов, которые находятся в Базеле, Берне, Женеве, Лозанне, Невшателе, Фрибуре и Цюрихе.

Очень большую долю студентов составляют в них иностранцы.

В развитии швейцарской науки важную роль играют не только университеты, но и различные научные общества— Географическое общество в Берне, Общество физики и естественных наук в Женеве, Физическое общество в Цюрихе.

Развитие литературы народов Швейцарии происходило на их родных языках — немецком, французском, итальянском и ретороманском.

К литературным произведениям XIII—XIV вв. относятся песни и баллады миннезингеров. Известны и исторические хроники того времени, в которых центральное место занимает прежде всего борьба за независимость.

Острые социальные противоречия, религиозная борьба XV—XVI вв. отразились в произведениях гуманистов-реформаторов.

С развитием капитализма и формированием национальной буржуазии связано стремление обосновать швейцарское единство, образование швейцарской общности. Эти чаяния нашли отражение в задачах и деятельности основанных на западе Швейцарии Гельветических обществ, в публикациях которых помещались труды по истории и культуре швейцарского народа. В XIX — начале XX в. создавались труды известных швейцарских реалистов Г. Келлера, Й. Готгельфа, К. Мейера, Ш. Рамю, Ф. Кьеза. Имена современного швейцарского драматурга Ф. Дюрренматта и романиста М. Фриша хорошо известны советскому читателю.

Швейцария — родина всемирно известного архитектора Ле Корбюзье, создателя блестящих пастельных портретов Ж. Лиотара, современного живописца-монументалиста и графика Г. Эрни, исследователя стратосферы и морских глубин О. Пикара.

В XVI в. появились и первые памятники ретороманской литературы, написанные на диалектах ретороманского языка.

Эпоха Просвещения XVIII— начала XIX в. связана в Швейцарии с именем выдающегося просветителя Ж.-Ж. Руссо. Его идеи оказали влияние на творчество писателей А. Галлера, И. де Крузе  и поэта Ф. Бриделя. Их произведения проникнуты интересом к истории и культуре швейцарцев, к окружающей природе.


2015 www.global-echo.ru