Европа

Ирландия

Содержание:

 Культура Ирландии

Как в материальной, так и в духовной культуре ирландцев прослеживается сочетание старого кельтского и нового, внесенного ассимиляторской политикой англичан. В сельской местности преобладает хуторской тип поселений, лишь ирландцев живет в небольших кучевой формы деревнях в 10—20 дворов.

Старые кельтские постройки coxpaняются только в наиболее глухих гэлоязычных районах запада. Они представляют собой каменной кладки дома с низкими стенами и очень покатыми тростниковыми или соломенными крышами. В других районах такие дома давно переделаны: их каменные стены штукатурят снаружи и внутри и красят в белый, желтый или розовый цвета; двух- или четырехскатные крыши кроются красным и синим шифером, а чаще черепицей. И в наши дни большинство сельских домов отапливаются камином. Главный вид топлива всему острову — торф.

Наиболее обычный для Ирландии тип городских поселений — небольшие провинциальные городки с населением 5 тыс. человек. В центре их обычно находится рыночная площадь, где расположены торгово-административные здания школа и церковь; от площади радиусам расходятся улицы, застроенные одноэтажными глинобитными или каменными постройками, сходными по планировке внешнему виду с сельскими домами.

Если в жилище ирландцев еще можно обнаружить архаичные черты, то национальная одежда их почти полностью утрачена. Только музыканты оркестров волынщиков, участвующих в праздниках парадных шествиях, носят еще несколько стилизованный старый народный костюм. Он состоит из традиционной юбочки — килта (в отличие от шотландской она не клетчатая, а одноцветная, чаще оранжевая), длинной куртки более темного оттенка, чем килт, и светлую рубахи без воротника. На голове у них надет большой суконный берет, а ногах — клетчатые гольфы и грубые кожаные башмаки. В одежде сельских жителей сохраняются лишь некоторые элементы старого народного костюма: у женщин это — тяжелые шали с яркой цветной каймой и плетеные цветные пояса, а у мужчин — толстые вязаные жилеты и свитеры, отделанные своеобразными узорами. В праздничные дни в одежде горожан и сельских жителей сказывается приверженность ирландцев к зеленому цвету, который считается национальным цветом страны. Мужчины предпочитают зеленые пиджаки и галстуки, женщины — шарфы, юбки, кофты того же цвета.

В пище, так же как и в одежде, мало сохраняется традиционного, ирландского. Хотя ирландцы экспортируют много мяса, сами они едят его не так часто. Большое место в меню ирландцев занимает картофель, в последнее время стали нередкими и рыбные блюда. Наиболее распространенные напитки— чай и портер. По потреблению чая на душу населения (около 5 кг в год) ирландцы занимают одно из первых мест в мире. Чай пьют очень крепким, часто с молоком.

Больше традиционных, своеобразных черт сохраняется в духовной культуре ирландцев, в их семейной и общественной жизни, в фольклоре. Следы старого кланового устройства общества, например, еще прослеживаются в ирландских фамилиях. Большинство их, как и шотландские, имеют приставку «Мак» (пишется Мс или Мае), что по-гэльски означает «сын», или «О»— «внук». Такие приставки указывают на принадлежность человека к тому или иному клану. Например, McLinn — сын клана Линн, или O'Neill — внук клана Нилл.

В сельских семьях еще довольно крепки патриархальные устои. Наследующий ферму сын обычно женится только после смерти отца, так как крошечные участки земли не могут прокормить две семьи. Поэтому в ирландской деревне преобладают поздние браки. Характерно также большое число холостяков. Как и в других католических странах, в ирландских семьях обычно много детей. Разводы по конституции 1937 г. запрещены.

Но патриархальные устои с каждым годом все больше разрушаются, и в этом немалую роль играет эмиграция. Почти каждая ирландская семья имеет близких родственников за границей. Приезжающие на побывку домой эмигранты привозят с собой новые моды, новые привычки, обычаи.

Одна из характерных черт ирландской общественной жизни— многочисленные периодические ярмарки, уже давно ставшие местом народных развлечений. В дни ярмарок на рыночных городских площадях устраиваются игры, танцы, выступают акробаты, фокусники. Танцуют как современные, так и старые народные танцы — рил и джигу. Кстати, в Ирландии много танцевальных площадок, некоторые из них расположены прямо в поле, на перекрестке дорог, ведущих на окрестные фермы. Почти все ярмарки сопровождаются спортивными соревнованиями. Спорт в Ирландии вообще очень распространен. Существуют и гэльские его виды. К ним относится, например, харлинг, разновидность хоккея, о котором есть упоминание еще в древних ирландских сагах. В гэльский футбол ирландцы играют также с давнего времени.

И в общественной и в семейной жизни ирландцев сильно влияние католической церкви, которое сказывается и на политике государства. Такое большое значение церкви до некоторой степени объясняется тем, что в течение нескольких веков она подвергалась гонениям со стороны протестантской Англии, и ирландский народ в своей национально-освободительной борьбе привык видеть в ней союзника. Для Ирландии характерно обилие монастырей и монахов, большое число почитаемых святых.

Особенно велико воздействие католического духовенства на образование. Школы, высшие учебные заведения, культура — все находится под сильным влиянием церкви.

В стране введено обязательное бесплатное образование детей в возрасте от 6 до 14 лет. Хотя начальные (приходские) школы стали государственными, руководят ими по-прежнему приходские священники или другие духовные лица. Велико их влияние и в средних школах, среди которых есть и государственные и частные, где обучение платное. Около трети всех обучающихся детей оканчивают только национальную (начальную) школу; из остальных примерно половина после начальной школы поступает в технические и профессиональные школы. Таким образом, в средние школы приходит лишь треть учеников начальных школ. Здесь некоторые после трех лет обучения сдают экзамены на так называемый промежуточный аттестат, дающий право поступления в специализированные учебные заведения. Лишь небольшая часть учеников продолжает обучение дальше и через два года получает аттестат об окончании средней школы, открывающий доступ в университеты. Их в стране два: старый дублинский — Тринити-колледж, из стен которого вышло много видных политических и культурных деятелей Ирландии, и более новый — Национальный университет Ирландии.

Из всех областей ирландской культуры наиболее богата талантами, известными всему миру именами литература. До сих пор не потеряли своей художественной ценности и переводятся на многие языки мира ирландские саги — древний эпос гэлов. Поскольку завоеватели систематически уничтожали все памятники ирландской литературы, со времен средневековья большое значение приобрело устное народное творчество. Не только народные песни, но и стихи ирландских поэтов XVII—XVIII вв. часто передавались из уст в уста. С XVII в. среди ирландцев стал распространяться заимствованный от англичан жанр баллады. Это были прежде всего патриотические песни, тесно связанные с освободительной борьбой ирландцев. Создавались они в обстановке национального угнетения, поэтому часто в них применялись аллегории, было принято символически изображать Ирландию в образе старой песчаной женщины, закутанной в рваный старыный плащ и закованной в кандалы.

Особенно пышного расцвета достигла ирландская литература в 80—90-х годах XIX в. — в период, известный под названием ирландского Возрождения, связный с подъемом национально-освободительной борьбы и ставивший своей цели создание национальной литературы.

Эмиграция разбросала по свету многих талантливых представителей ирландской нации. Среди них немало было и писателей, обогативших своими произведениями литературу других стран. С первыми группами эмигрантов покинул Ирландию молодой Томас Майн Рид, ставший впоследствии знаменитым американским писателем. Имена многих ирландских писателей неразрывно связаны с английской литературой.


2015 www.global-echo.ru