Европа

Великобритания

Содержание:

Внутренние различия и города Великобритании

Различия между отдельными частями Соединенного Королевства многообразны и обусловлены, во-первых, национальными и культурными особенностями ее   историко-географических   областей: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии; во-вторых, пестротой природных условий Британских островов и неравномерностью распределения природных ресурсов; в-третьих, складывавшейся в течение веков региональной специализацией хозяйства и, наконец, неравномерностью экономического развития отдельных районов страны.

К югу от Пеннин расположена наиболее развитая, густонаселенная часть страны. Она составляет 1/3 территории Соединенного Королевства, на которой проживает более половины его населения. Слабо пересеченный рельеф, обширные территории с плодородными почвами, полноводные реки и благоприятный климат, близость месторождений полезных ископаемых и крупнейших портов страны, удобное расположение по отношению к Европейскому континенту — все это способствовало ее быстрому экономическому развитию. В среднем темпы экономического роста и уровень жизни населения здесь самые высокие в Великобритании.

Южнее Пеннин сформировались два крупнейших промышленных узла страны — Юго-восточный и Мидлендский. Здесь же расположена основная часть административных, культурных и научных учреждений национального значения, а также один из финансовых центров капитализма, столица Великобритании — Лондон. Эта часть Англии «насыщена» населенными пунктами, и по ней пролегают главные автомобильные и железнодорожные магистрали. В то же время здесь производится основная часть сельскохозяйственной продукции, а природные ландшафты в целом лучше сохранились, чем в других интенсивно освоенных промышленных районах. Живописная природа и теплый климат южного побережья привлекают многочисленных туристов.

Севернее, по обе стороны Пеннинских гор, расположены территории, которые по своему экономическому развитию и уровню жизни населения занимают среднее положение. Здесь также имеются довольно плодородные холмистые низменности, прорезанные полноводными реками. Они разделены невысокими платообразными Пеннинами, не представляющими существенных транспортных преград. Специфика этой части Англии состоит в том, что она начинала свое развитие в основном как текстильный район: с хлопчатобумажным производством в Ланкашире, к западу от Пеннин, и с шерстяным в Йоркшире, к востоку от них. И Ланкашир, и Йоркшир отличаются в целом более медленными темпами экономического развития, чем южные районы, и преобладанием старых отраслей.

Северная Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия характеризуются замедленными темпами экономического роста. Эти территории имеют гористый рельеф, бедные почвы. По сравнению с Южной и Припеннинской Англией здесь меньше солнца в теплое время и значительно больше осадков в течение всего года. Все эти территории первыми были включены в категорию «районов развития», каждый из которых имеет свои особые проблемы и проблемы, общие для всех.

Для Северной Англии, Шотландии и Северной Ирландии характерен застой в судостроении. По сравнению с другими «районами развития» в Уэльсе сталеплавильное производство крупнее и жизнеспособнее благодаря его более удобному расположению по отношению к основному промышленному поясу страны, для которого Уэльс служит главным поставщиком металла. Промышленный узел центральной Шотланнину Фене, или Фенленд, которая по мере приближения к заливу Уош становится плоской, как стол, и понижается настолько, что море постоянно угрожает захлестнуть аккуратные прямоугольники полей, разделенные большими и малыми каналами и канавами. В прошлом эта местность была сильно заболочена, что очень затрудняло ее связи с другими районами. Поэтому местные жители до сих пор сохраняют некоторые особенности в культуре и свой диалект английского языка.

В Фенленде есть даже несколько мест, расположенных ниже уровня моря. В крупнейшем из этих понижений сохранился довольно крупный лесной массив. Небольшие участки леса из дуба, бука и ясеня встречаются на многих возвышенностях и плато. Сравнительно сухой и солнечный климат юго-востока и плодородные почвы способствовали раннему развитию земледелия в этой части страны. За исключением незначительных территорий, занятых лесами и вересковыми пустошами, вся свободная от застройки земля используется сельским хозяйством.

«Сердце» юго-восточной части Англии — Большой Лондон — одна из самых больших конурбаций в мире. Различные, непохожие друг на друга части юго-востока: застроенная территория Большого Лондона в центре, города-спутники вокруг него, сельские районы, Кента, Гемпшира, Беркшира, Эссекса, порты южного побережья — объединяют радиальной транспортной сетью в единон целое, которое часто называют Лондонским городским районом.

Сельское хозяйство в зоне влияния Лондона обслуживает этот огромный город. Земля здесь дорогая, и поэтому преобладает высокоинтенсивное и высокотоварное пригородное хозяйство. Фермеры выращивают овощи, разводят сады и ягодники. В крупных свиноводческих хозяйствах откармливают свиней, на птицефабриках выращивают домашнюю птицу. К северо-востоку от Лондона большие площади заняты под картофелем и сахарной свеклой.

Лондон

Столица Великобритании и центр юго-восточной части Англии — Лондон — один из самых древних городов страны. Он был основан римлянами в 43 г. н. э. на северном берегу р. Темзы и в течение более чем четырехвекового их господства был главным римским городом на острове Великобритания. Свое современное название он получил от римского Лондиниума. После ухода римлян в V в. н. э. Лондон пришел в упадок. После норманнского завоевания в 1066 г. Лондон становится резиденцией королей и начинает быстро богатеть и разрастаться. Средневековый Лондон — ту его часть, которая теперь называется Сити, — украшали Лондонский мост, королевский замок Тауэр, собор св. Павла, множество церквей и монастырей. В XVI в. резиденция королей была перенесена из Сити западнее, в Вестминстер, в район находившегося там монастыря (Вестминстер — в переводе «западный монастырь»).

После большого пожара 1666 г., полностью сгорело 4/5 лондонских зданий, город застраивался трех- и четырех этажными каменными домами. К западу от Сити была заложена первая в Лондоне площадь Блумсбери с красивыми нарядными домами, положившая начало современному Уэст-Энду. Заново строился бор св. Павла, который был самым высоким зданием Лондона до начала 1950-годов, когда на Хоули-стрит была воздвигнута новая телевизионная башня высотой 189 м.

В XVIII в. были созданы комплексы самой большой и красивой лондонской площади — Гровно-сквер и самой знаменитой — Трафальгарской, проложена широкая улица Парламента, построено здание знаменитого

До конца XVIII в. Лондон занимал сравнительно небольшую территорию в основном на северном берегу Темзы. Он состоял из трех исторических частей: Сити, Вестминстера и Уэст-Энда. Готический дворец Вестминстера строился уже в начале XIX в. на месте сгоревшего средневекового дворца. Его здание завершают две башни: башня Виктории — королевский вход в парламент и часовая башня Биг Бен (Большой Бен) с огромным колоколом. В XIX в. сооружались доки Лондонского порта, каналы, железные дороги и вокзалы. Своеобразным «памятником» эпохи промышленной революции стал рабочий район Ист-Энд, застраивавшийся дешевыми однообразными домами без удобств. В течение последних 150 лет над Темзой поднялись полтора десятка мостов, а Лондонский порт растянулся от Лондонского моста вниз по Темзе на 50 км. И только после второй мировой войны вместо разрушенных бомбардировками домов в Лондоне стали строить современные здания из бетона и стали. Одно из самых последних и значительных среди них — Национальный театр, построенный на южном берегу Темзы напротив собора св. Павла. Это не просто театр, а целый комплекс, занимающий два гектара, где размещены три театра, ресторан, стоянка для автомашин.

Современный Лондон занимает 1,5 тыс. кв. км, и живет в нем более 7 млн. человек. Центральная часть города еще сохранила средневековое переплетение у причем некоторые из них, как и в да времена, имеют четкую специализацию. Деловые   конторы и многочислен банки концентрируются в Сити, одно крупнейших финансовых центров. Дома в Сити массивные, многоэтажные, с темными стенами. Оживленные длинные улицы Сити пустеют к вечеру. Вестминстер — политический и административный  центр столицы  и страны. В Вестминстерском дворце заседает парламент, на улице Уайтхолл находятся многие правительственные учреждения. Даунинг-стрит — резиденция премьер-министра. Здесь же неподалеку, на другой стороне парка Сент-Джеймс, находится королевская резиденция — Букингемский дворец. Уэст-Энд с его классическими симметричными площадями. Теперь же стал центром столичного сервиса: район дорогих магазинов, театров, ресторанов и отелей.

Уже в XIX в. крупные промышленные предприятия стали строить на тогдашних окраинах — полукругом к востоку и к северу от Сити, а позже за предела городской застройки к западу от столицы — в Парк Ройал. Затем промышленные  предприятия  стали обрастать стройкой, состоящей в основном из однообразных двухэтажных коттеджей с крошечными    приусадебными участками. В конце 1940-х годов было начато строительство   вокруг Большого Лондона восьми новых городов-спутников — так называемого Лондонского кольца. Чтобы предотвратить дальнейшее «расползание Большого Лондона, вокруг него был создан «зеленый пояс», где запрещало всякое строительство.

Концентрация населения на юго-востоке Англии создала здесь сложные проблемы. В Лондоне значительная часть доме построена еще в прошлом веке, и многие из них мало пригодны для жилья. Постоянно растет квартплата, а земля в Лондоне стоит баснословно дорого, в связи чем многие жилые помещения пустую Все это привело к тому, что в современном Лондоне больше бездомных, чем годы первой мировой войны.

По мере переселения части лондонцев на окраины и в города-спутники увеличивается и число людей, ежедневно приезжающих в центр города на работу. Создается перегрузка улиц транспортом.

От центра города к другим частя страны лучами расходятся 11 основных железных дорог и 15 автострад. Такое расположение транспортной сети нельзя считать оптимальным, если учесть ее сильную перегрузку. Поэтому начато строительство трех кольцевых автострад.

Саутгемптон

Самый крупный после Лондона и наиболее независимый от него город юго-востока — Саутгемптон с населением более 200 тыс. человек был известен еще во времена римлян, а в средние века уже представлял собой крупный торговый центр. Ныне это важнейший в Великобритании морской пассажирский порт. Благодаря его глубоководности океанские лайнеры швартуются непосредственно у набережной. Через Саутгемптон проходит более полумиллиона пассажиров и 30 млн. т грузов в год. В нем также имеются значительные машиностроительные, химические и электротехнические предприятия и самый большой в стране завод аппаратов на воздушной подушке — «ховеркрафтов». Главные достопримечательности    Саутгемптона: в 911 г., а в 1274 г. в нем уже появился первый из его 26 колледжей. Центральная часть города сохранилась почти в нетронутом виде. В нем есть здания всех архитектурных стилей Англии от XI до XX в. Фасады домов, строившихся преимущественно из известняка, растрескались, хотя это не бросается в глаза, так как почти все они покрыты густым плющом и гирляндами дикого винограда.

Оксфорд и Кембридж

В 80 км к северо-западу от Лондона в верховьях Темзы и примерно на таком же расстоянии от него на р. Кам находятся две архитектурные жемчужины Англии и Европы — старые университетские города Оксфорд и Кембридж, сохранившие до наших дней средневековую университетскую систему колледжей.

Оксфорд, в котором проживает немногим более 100 тыс. человек, впервые упоминается в англо-саксонской хронике.

В Кембридже больше зелени, чем в Оксфорде, а здания (преимущественно готического стиля) массивнее и лучше сохранились. Кембриджский университет всего на девять лет моложе Оксфордского.

В наши дни ни Оксфорд, ни Кембридж уже нельзя назвать чисто университетскими городами: оба они выросли в значительные промышленные центры. Только на автомобильных заводах «Бритиш Лейланда» в Оксфорде занято около 30 тыс. человек.

Одна из важных проблем юго-востока — перенаселенность. Быстрый рост населения происходит главным образом за счет миграции из других районов.

Сельские территории имеют здесь свои особые проблемы. Некоторые деревни уже сейчас перенаселены людьми, работающими в городах. В связи с этим во многих сельских местностях сильно поднялись цены на землю, на жилье. Этосоздает трудности для сельских жителей, которые часто не могут купить землю из-за ее дороговизны.

Полуостров Корнуолл

В отличие от юго-восточной части Южной Англии ее юго-запад (полуостров Корнуолл) заселен сравнительно слабо. Большая часть территории юго-запада представляет собой всхолмленную равнину. Наиболее пересеченным рельефом отличаются графства Девон и Корнуолл. Здесь на плато Дартмур и Бод-мин высятся многочисленные гранитные скалы, напоминающие фантастические зубья. На юге скалистые берега иссечены заливами, при этом каждый мыс имеет свою окраску в зависимости от слагающих его пород.

Окруженный морем полуостров подвержен штормовым ветрам. На возвышенностях растут согнутые ветром ивы и бесконечный вереск. В последние годы насажено 100 тыс. га преимущественно хвойных лесов и эта залесенная территория превращена в национальный парк «Дартмур». По сравнению с другими частями Великобритании лето на юго-западе более умеренное, а зима намного мягче: снег и морозы бывают очень редко. Зато дождей хоть отбавляй. Местные жители говорят, что Корнуолл принимает душ ежедневно по разу и дважды в воскресенье. На юге Корнуолла и на островах Силли климат очень теплый и влажный, благодаря чему здесь хорошо растут даже субтропические растения, а овощи круглый год можно выращивать в открытом грунте. Корнуолл вообще славится своими овощами, особенно ранними. Если Кент— «сад» Англии, то Корнуолл — ее «огород». Однако солнца здесь мало, и его, например, не хватает для вызревания винограда, слив, абрикосов. Злаковые, главным образом ячмень, выращивают на хорошо дренированных, плодородных почвах низменных террито-рий. Около У7 всех сельскохозяйственных земель занято под пастбищами, на которых выпасают крупный рогатый скот, в основном молочный.

На юго-западе природные ландшафты в целом сохранились лучше, чем в других частях страны. Живописное побережье с красивыми заливами, с пляжами, покрытыми белым песком, чистенькие зеленые деревни, небольшие курортные города, национальные парки «Дартмур» и «Эксмур» привлекают сюда тысячи британцев.

На южном побережье Корнуолла в небольшой старинной деревушке Сент-Айв обосновалась целая колония художников. В живописи сентайвской школы преобладают морские пейзажи. Ежегодно здесь устраивается несколько выставок — и в галерее, и прямо на площади.

Корнуолл — древняя земля кельтов. Вплоть до XVIII в. население его использовало собственный кельтский язык. До пор существуют здесь многие кельтские народные обычаи. На Корнуолле возраждаются некоторые старые ремесла: работа по металлу, гончарное дело.

На юго-западе издавна были развиты разнообразные отрасли промышленности, но постепенно эта часть страны становится одним из основных центров самолетостроения и ракетостроения, электротехнической и химической промышленности. Наиболее важный административный и индустриальный центр юго-запада — Бристоль. Здесь в устье р. Эйр расположены разнообразные машиностроительные заводы, пригород Бристоля, Филтон — один из крупнейших британских центров авиаракетостроения.

Бристоль

Бристоль, имеющий более 400 тыс. жителей, — старинный торговый город, морской порт, «столица Запада». В XIV- XV вв. он был вторым после Лондона портом на Британских островах. Корабли под флагами многих стран швартовались у его причалов буквально среди улиц. Их мачты просматривали между домами вперемежку со шпилями многочисленных церквей. Из Бристоля в 1497 г. в дальнее плавание к североамериканским берегам отправился Джон Кабот, проложив туда дорогу вездесущим бристольским  купцам,  которые  позже сбывали там африканских рабов и привозили оттуда табак, ром и сахар. Однако с началом  промышленной  революции первенство на западном побережье перешло к Ливерпулю,   который был намного удобнее расположен по отношению к главным промышленным центрам Бирмингему, Манчестеру и Лидсу. Только в XX в., когда в Бристольском порту были построены новые доки, промышленная жизнь города оживилась. Новые заводы  и фабрики, виллы богачей, скромные домики остальных  жителей строились уже за пределами старой городской черты. Центр Бристоля со средневековой планировкой и административными зданиями викторианского стиля оставался почти неизменным до второй мировой войны, когда фашистские бомбардировщики уничтожили большинство старинных домов города. Ныне центр застроен современными зданиями банков, страховых компаний и других контор. Украшают город прямоугольная башня церкви св. Стефана, ансамбль универси¬тетских зданий в новом готическом стиле.

Район Мидленд

К северу от Южной Англии расположен второй по значению в стране густонаселенный и высокоиндустриальный район Мидленд (центральные графства Англии). Вся его территория, кроме южной оконечности Пеннинского хребта на севере и восточных отрогов Кембрийских гор на западе, представляет собой обширную холмистую равнину с двумя низкими плато: Центральным и Бирмингемским. Главная водная артерия Мидленда — р. Трент несет свои воды через весь район с юго-запада на северо-восток и играет первостепенную роль в его экономике. По климату Мидленд в целом сходен с юго-восточной частью Англии. В его пределах осадков больше в западной части и на плато.

Благодаря центральному положению Мидленд хорошо связан с другими районами Великобритании. Не имея своих морских гаваней, он пользуется крупнейшими портами страны — Лондона, Ливерпуля, Бристоля и Гулля.

Мидленд лучше, чем другие районы Великобритании, обеспечен собственными минеральными ресурсами. Два расположенных здесь угольных бассейна дают необходимый его экономике уголь, да и местные запасы железной руды довольно значительны. В районе в изобилии имеются известняки, а в графстве Стаффордшир — большое месторождение огнеупорной глины, издавна служащее основой крупнейшего в стране гончарного производства.

На базе угольных бассейнов Мидленда выросли его главные промышленные узлы — Западномидлендский и Восточномидлендский. В Западном Мидленде с середины XIX в. на основе местного угля, железной руды и известняка бурно развивалась черная металлургия. Здесь также добывали, обогащали и выплавляли свинец, цинк, медь, латунь, сплавы на оловянной основе и драгоценные металлы. Все эти отрасли «вскормили» разнообразную металлообрабатывающую промышленность. В XX в. Западный Мидленд стал главным британским центром автомобилестроения. Здесь быстро развиваются электротехническое производство, самолетостроение, радиоэлектроника. Эти новые отрасли размещены в основном в крупнейшем городе района, центре конурбации Западный Мидленд — Бирмингеме и в небольших промышленных городах вокруг нее.

В конурбацию Западный Мидленд входят Большой Бирмингем, т. е. город с пригородами, и расположенные к западу от него города «Черной страны» во главе с Вулвергемптоном, составляющие почти сплошную зону городского заселения. «Черная страна» получила свое название еще в прошлом веке из-за насыщенности дымными промышленными предприятиями. В Бирмингеме размещено большинство головных агрегатных автозаводов и разнообразные сборочные предприятия, в «Черной стране», напротив, больше вспомогательных промышленных предприятий.

За пределами «зеленого пояса» располагается кольцо небольших промышленных городов, экономическая жизнь которых тесно связана с конурбацией. Однако расположенный к востоку от Бирмингема город Ковентри сам стал значительным промышленным центром и привлекает рабочих из близлежащих районов на свои автомобильные, авиационные и станкостроительные заводы.

У южной границы Восточномидлендского угольного бассейна, который является продолжением самого крупного в стране Йоркширского месторождения, сформировался большой городской район Ноттингем-Дерби с населением более 1 млн. человек. Южнее расположены не менее важные промышленные города Лестер и Нортгемптон. Все они образуют единый промышленный комплекс, связанный с эксплуатацией перспективного Восточномидлендского угольного бассейна. В самом Мидленде достаточно емкий рынок сбыта угля; его используют, например, более десятка мощных теплоэлектростанций, расположенных по долине р. Трент.

Имеющийся в изобилии уголь в сочетании с железной рудой и электроэнергией привлек в Восточный Мидленд новые отрасли, особенно машиностроительные, которые потеснили традиционные для Восточного Мидленда производства. Ноттингем, продолжая оставаться ведущим в стране центром по изготовлению кружев и производству велосипедов, все больше выпускает оборудования для шахт, землеройных машин, электроэнергетического оборудования и электрооборудования для автомобильной и авиационной промышленности. В Дерби делают дизельные локомотивы, вагоны и другое железнодорожное оборудование. Здесь же расположены заводы по производству авиамоторов и турбин государственной фирмы «Роллс-Ройс». Многие электротехнические и станкостроительные предприятия осели в Лестере, где с автоматизацией производственных процессов в традиционной трикотажной и обувной промышленности высвободилось много рабочих рук.

Несмотря на «насыщенность» промышленностью, в Мидленде, особенно в его восточной части, имеется достаточно земель, которые можно использовать для сельского хозяйства. Вокруг Западномидлендской конурбации развито интенсивное пригородное хозяйство. К юго-западу от нее, в долинах рек Уай и Северн, на небольших фермах выращивают овощи, разводят сады и ягодники. Из яблок изготавливают сидр и консервы. Преимущественно животноводческие фермы размещены в более влажных районах к западу, северу и востоку от Бирмингема. Дальше к востоку, в долине р. Трент с ее аллювиальными почвами, преобладают полеводство и высокопродуктивные сеяные луга. Здесь сеют пшеницу, ячмень, выращивают сахарную свеклу и картофель.

Наиболее серьезные проблемы Мидленда — восстановление разрушенных природных ландшафтов и обновление жилого фонда. В «Черной стране» вокруг центров небольших городов беспорядочно разбросаны кварталы старых закопченных домов и промышленные предприятия. Свободные от застройки земли часто заняты промышленными отвалами, старыми грязными каналами. На города «Черной страны» похож главный город «Гончарного округа» Сток-он-Трент, в котором глиняные карьеры и угольные шахты с неизбежными отвалами пустой породы находятся в самом его центре. Очень неприглядны также бывшие районы добычи железной руды в Линкольншире и районы песчаных карьеров в долине Трента. Несмотря на ведущуюся в последние годы рекультивацию земель, бедленд — безжизненная красноватая холмистая местность — еще остается типичным ландшафтом Восточного Мидленда.

Мидленд — высокоурбанизированный район. Семь самых больших его городов: Бирмингем, Ковентри, Лестер, Ноттингем, Вулвергемптон, Сток-он-Трент и Дерби — входят в число 24 крупнейших городов Великобритании с населением более 250 тыс. человек в каждом.

Бирмингем часто называют «королем» Мидленда. Сделала его «королем» промышленная революция. Еще во времена норманнского завоевания на месте Бирмингема стояла деревушка из нескольких дворов. В центральной части Бирмингема находятся торговые и финансовые, административные и культурные учреждения. Однако в противоположность Большому Лондону децентрализация промышленности и населения Мидленде происходила очень медлен к началу 1970-х годов почти совсем сократилась.

Всего 70 км отделяют Бирмингема «королевы» Мидленда— Ноттингем. Как и подобает «королеве», Ноттингем гораздо элегантнее, чем старый промышленный «король». Его главная площадь с огромным нарядным зданием муниципального совета из белого мрамора тается самой красивой городской площадью в Великобритании.

Ноттингем издавна считается городом женщин. Когда-то в нем на одного мужчину приходилось две женщины.

В 30 км к юго-востоку от Бирмингема находится город Стратфорд — родина Уильяма Шекспира. Город сохранил в почти нетронутом виде средневековый облик и старинные строения, множество готических церквей и неизменный замок.

Стратфорд известен своим большим драматическим Шекспировским театром, где ставятся произведения великого писателя. Ежегодно в день рождения Шекспира в город съезжается много посетителей, чтобы почтить память своего великого соотечественника, возложить венки на его могилу в церкви на р. Эйвон.

Ланкашир

От Мидленда на север по обе стороны Пеннинских гор протянулась Припеннинская Англия. Этот район очень густо населен, особенно его западная часть — Ланкашир, где на 1 кв. км в среднем проживает 900 человек. Основная часть населения района сконцентрирована в предгорьях Пеннин. Припеннинская Англия издавна индустриально развита и в настоящее время и относится к числу более или менее благополучных районов.

Географической «осью» района служат Пеннинские горы, которые с юга на север повышаются с 550 до 720 м над ур. моря. Горы сильно сглажены и во многих местах пересекаются долинами, по которым проходят шоссе и каналы, соединяющие верховья рек западного и восточного склонов. Еще в середине XIX в. здесь были прорыты железнодорожные тоннели. Средняя, сравнительно безлюдная часть Пеннинского хребта, рассеченная узкими глубокими долинами, превращена в национальный парк «Йоркшир Дейлз». Западные и восточные склоны Пеннин, полого понижаясь в обе стороны, переходят в холмистые низменности— Ланкаширскую и Чеширскую на западе, Йоркширскую на востоке. На западном побережье, где много песчаных пляжей, расположены курортные города, среди которых выделяется самый большой английский курорт— Блэкпул. Восточный же берег, наоборот, скалистый, круто обрывающийся к Северному морю.

Климат Ланкашира также отличен от йоркширского. Старая поговорка утверждает, что в Манчестере всегда идет дождь, а в Лидсе и Брэдфорде всегда светит солнце. Действительно, туман может застилать весь Ланкашир, поднимаясь по склону гор до самых вершин, а в это же самое время сразу за перевалом над Йоркширом светит солнце.

На северо-востоке Йоркшира раскинулось обширное низкое плато с крутыми склонами— Норт-Йорк-Мурс. Теперь это национальный парк с такими же узкими и глубокими долинами рек, как в «Йоркшир Дейлз». В августе и сентябре здесь вся земля становится пурпурной от цветущего вереска. Одинокие сосны и группы сосен то тут, то там резко выделяются своей темной зеленью. В парке же можно увидеть уникальное поле диких нарциссов, простирающееся на 8 км.

Как Ланкашир, так и Йоркшир были в авангарде промышленной революции XVIII—XIX вв. Ланкашир и сейчас одна из самых промышленных областей Великобритании. Но хотя он все еще остается главным в стране производителем хлопчатобумажных тканей, его текстильная промышленность давно уступила первенство машиностроению. Машиностроительная промышленность Ланкашира отличается исключительным разнообразием продукции. Здесь выпускают торговые суда средних размеров, электровозы, электронное оборудование для авиационной промышленности, станки. Четыре автомобильных завода производят грузовики и автобусы, серийные легковые автомобили и дорогие «роллс-ройсы».

В последние десятилетия в Ланкашире развились новейшие отрасли химической промышленности — производство пластмасс и искусственных волокон. Из старых отраслей химической промышленности наиболее развито производство мыла и моющих средств. Большая часть химической индустрии контролируется фирмой ИКИ.

Старые отрасли — угледобыча и текстильное производство размещены в северо-восточной части Ланкашира. В Ланкаширском угольном бассейне наиболее доступные пласты уже выработаны, разрабатываются глубинные месторождения.

Текстильные города, как и прежде, в основном делятся на прядильные и ткацкие. Хлопок из Ливерпуля поступает в ближайшие к нему прядильные города. Здесь его обрабатывают и делают пряжу, которая отправляется дальше на северо-восток в ткацкие города — Чорли, Блэкберн, Акрингтон, Бернли и др. Отсюда ткани поступают в Манчестер — крупнейший после Лондона и Лидса центр производства готового платья, главный город «текстильной» конурбации Юго-восточный Ланкашир. В последнее десятилетие построены две крупные прядильные фабрики — около Ливерпуля и в Чорли. У Престона введен в эксплуатацию крупнейший в мире завод искусственного волокна.

Йоркшир

В Йоркшире большая часть населения сконцентрирована в конурбации Западный Йоркшир, включающей города Лидс, Брэдфорд, Хаддерсфилд и Уэйкфилд. Это особый мир, в котором прядение, ткачество, швейное дело и множество других процессов большой текстильной индустрии наложили отпечаток на все сферы жизни населения. Здесь даже говорят на особом «текстильном» жаргоне. В Западном Йоркшире сконцентрировано 70% всего камвольного и шерстяного производства Великобритании; с текстильным производством традиционно связано и машиностроение. Однако в XX в. здесь были построены многие предприятия и транспортного машиностроения.

В отличие от других промышленных узлов района современное производство в конурбации Западного Йоркшира развивается медленно. Рабочих нетекстильной специализации здесь мало, ее транспорт перегружен, связь с основными рынками страны налажена плохо.

В противоположность конурбации устье р. Хамбер на востоке Йоркшира считается «зоной роста», которая получила название Хамберсайд. Здесь имеется глубоководный порт Иммингем, способный принимать крупнотоннажные суда, и удобные площадки для строительства. В Хамберсайд переехало немало промышленных фирм из других районов Великобритании. Вокруг порта Иммингем вырос целый комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий.

Вся территория от южных окраин Западного Йоркшира до Шеффилда занята Йоркширским угольным бассейном. Снижение добычи в нем угля привело к тому, что тысячи шахтеров остались без работы. Территория угольного бассейна чрезвычайно непривлекательна, жилье в населенных пунктах старое, окружающие их ландшафты перерыты шахтами, завалены пустой породой, воздух загрязнен паром и газами коксовых печей. Все еще сильно загрязняет воздух расположенный у южной границы бассейна Шеффилд, который считался «самым черным» из европейских городов. Пятисоттысячный Шеффилд — один из старейших промышленных центров Великобритании. В нем уже в 1780 г. работало 100 металлургических и металлообрабатывающих предприятий, использовавших энергию воды р. Дон и четырех ее притоков, местный уголь, железную руду и точиль¬ный камень. И в наши дни Шеффилд отличается тем, что в нем половина работающих занята в промышленности. В городе есть улицы, сплошь застроенные фабричными и заводскими зданиями. При этом 4/5 всех работающих в промышленности плавят сталь, производят прокат и литье, изготавливают различные металлоизделия, начиная от кухонных ножей и кончая дорогой серебряной и позолоченной посудой.

Ливерпуль

Ливерпуль, расположенный в устье р. Мерси, на западном побережье, и ставший центром конурбации Мерси-сайд, богател и развивался прежде всего как портовый город. До конца XVIII в. он был центром торговли африканскими рабами.. Даже на гербе Ливерпульской биржи были изображены африканцы. Позже через него стали ввозить сахар из бассейна Карибского моря, а с началом промышленной революции— хлопок из США и шерсть из Австралии. И ныне Ливерпульский порт принимает 3/4 хлопка-сырца и 2/5 шерсти, ввозимых в страну. Его доки растянулись на 11 км, а грузооборот, сократившийся в последние 10—15 лет, составляет 26 млн. т в год. Во время второй мировой войны многие улицы в его центре были разрушены фашистской авиацией. Из памятников старины в нем остались только две церкви XII и XIV вв. Уцелела также городская ратуша XVIII в. В Ливерпуле находится самый большой на Британских островах англиканский кафедральный собор с почти стометровой башней. Построен он из красного песчаника. В послевоенные годы Ливерпуль «перекинулся» на южный берег реки, с которым его связал 3,5-километровый тоннель, проложенный под руслом Мерси, и сейчас конурбация Мерсисайд быстро разрастается как на северо-восток, по направлению к Манчестеру, так и на юг вдоль всего Чеширского побережья.

К югу от ланкаширских конурбаций на Чеширской равнине преобладает сельское хозяйство. Здесь фермеры занимаются в основном разведением молочного скота. К востоку от «промышленных» предгорий Пеннин раскинулась равнина Йорка, славящаяся плодородными землями. Это сельский Йоркшир — одна из наиболее продуктивных сельскохозяйственных областей страны. Здесь издавна выращивали «золотую кукурузу», а позже стали высевать ячмень, возделывать картофель и сахарную свеклу. На склонах Пеннинских гор и Кливлендских холмов, как и много веков назад, разводят овец.

Йорк

Центр сельскохозяйственной части Йоркшира — старый город Йорк был заложен римлянами во II в. н. э. на плоской равнине у слияния рек Фосса и Уза. В то время когда Лондон был никому не известной деревней, Йорк уже служил столицей северных провинций римлян. Свое современное название он получил от датчан, которые после ухода римлян избрали его столицей датского королевства Йорк. Лишь в середине XI в., когда Англия стала единым королевством, ее столица переместилась в Лондон. Йорк стал вторым городом Англии — столицей ее северной части, политическим центром и крепостью, защищавшей границы от посягательств шотландских и скандинавских князей. В середине XIV в. город был обнесен мощными стенами, сохранившимися и поныне. С появлением железных дорог в XIX в. он становится главным транспортным узлом, связывающим юг с севером. С 17 тыс. человек в начале XIX в. его население выросло до 100 тыс. в конце 1970-х годов.

Самая северная, высокая и пересеченная часть Пеннинского хребта с примыкающей к ней территорией образует район Северной Англии. Расположенные на северо-востоке района горы Чевиот и вся область к северу от них до границ с Шотландией входят в Нортумберлендский национальный парк, достопримечательность которого — Адрианов вал, стена длиной 120 км, построенная «поперек» Англии римлянами для защиты северных границ завоеванных ими земель от кельтов и пиктов. Линия Адрианова вала издавна считается границей между Шотландией и Англией. В прошлом, вплоть до XIX в., не прекращались на севере Англии стычки с независимыми шотландскими кланами. Этим объясняются особенности архитектуры некоторых встречающихся здесь зданий. И сейчас в этих местах можно еще видеть старые укрепленные квадратные башни, мощные стены которых выдерживали не одну атаку шотландских войск.

На западе широкая долина р. Идеи отделяет Пеннины от Камберлендского массива, или Озерного округа, где расположен еще один национальный парк. С вершины куполообразного массива радиально расходятся речные долины, на которые «нанизано» множество узких длинных озер. Благодаря живописности и сравнительной дикости природы Озер-лика безработица, а уровень жизни населения — один из самых низких в стране. Население уходит в другие районы. Сокращение добычи угля привело к тому, что к началу 1970-х годов 100 тыс. горняков были вынуждены оставить шахты.

Черная металлургия северо-восточного промышленного узла была ведущей в стране вплоть до первой мировой войны, но теперь она уступает металлургии южного Уэльса. Главные металлургические заводы расположены в районе устья р. Тис. Работают они в основном на привозной руде из Швеции, Канады и стран Северной Африки.

С XVII по XIX в. на реках Уир, Тайн и Тис выросли всемирно известные судоверфи. Сейчас они сильно устарели, суда на них строятся долго и стоят дороже, чем, например, суда Японии и Германии. Модернизация судостроительной промышленности проходит болезненно.

Основные населенные и промышленные пункты Северной Англии находятся на северо-востоке, в устьях и долинах трех рек, впадающих в Северное море,— Тиса, Уира и Тайна. Вся экономика этой территории строилась на традиционных отраслях промышленности— добыче угля, черной металлургии и судостроении.

Из современных отраслей на восточном побережье на основе местной соли и ангидрита развилась химическая промышленность, в том числе нефтехимия: производят синтетические смолы, пластмассы и пр. В устье Тиса вырос крупнейший в Великобритании комплекс химических и нефтеперерабатывающих заводов, которые получают новый стимул к развитию, так как нефть Северного моря перекачивается в Тиссайд и здесь же перерабатывается.

Ньюкасл

Самый крупный город Северной Англии, центр конурбации Тайнсайд — Ньюкасл («новый замок») насчитывает около 300 тыс. человек. Заложенный норманнами на самой большой реке этой части Англии — Тайне у прохода через Пеннины, образованного ее долиной, Ньюкасл в средние века был военной крепостью, позже торговым, а во времена промышленной революции «угольным» городом. Сюда свозился уголь со всего «Великого северного бассейна». Отсюда он отправлялся в восточные и южные районы Англии, в Северную и Западную Европу.

Ньюкасле наиболее развито машиностроение. Здесь строят суда, выпускают судовые машины, энергосиловое оборудование, турбины, установки для кондиционирования воздуха, оборудование для угольной, металлургической и химической промышленности. Город украшает тот самый норманнский замок, от которого Ньюкасл получил свое имя.

Уэльс

Один из трех самобытных национальных районов Великобритании — Уэльс. Этот средний по площади район с населением около 3 млн. человек включает гористый полуостров Уэльс и примыкающий к нему с северо-запада остров Англси. Полуостров имеет форму подковы, вогнутую часть которой составляет обширный залив Кардиган.

Почти весь полуостров Уэльс занимают Кембрийские горы, повышающиеся с юга на север, причем высоты здесь небольшие — от 250 до 750 м над ур. моря.

Достопримечательность Северной Англии— университетский город Дарем, выделяющийся зеленым оазисом в центре угольного бассейна. В созданном здесь национальном парке «Сноудония» живописные нагромождения скал чередуются с красивыми зелеными долинами и голубыми озерами. Центральная часть гор выровнена, ллато-образна, а южная — представляет собой серию невысоких хребтов, простирающихся в широтном направлении. Самая высокая гряда этой части Уэльса — Бре-кон-Биконз — стала его вторым национальным парком. Здесь берут начало реки южного Уэльса, поэтому парк выполняет две задачи: рекреационную и водоохранительную. Все реки Уэльса короткие, но полноводные. Слабозаселенный центральный Уэльс стал основным поставщиком пресной воды для более чем двухмиллионного населения конурбации Западный Мидленд. В широких речных долинах и в предгорьях сохранились участки леса из дуба, бука, ясеня и березы. В горах торфяники и верещатники используются   как   естественные   луга.

Уэльс четко делится на промышленный юг и сельские центр и север. Промышленность дает лишь немногим более национального дохода района, остальную же часть дают сельское хозяйств туризм.

Климат полуострова Уэльс влажный, океанический. Здесь так же часто идут дожди, как и на Корнуолле. Зима в этом районе очень теплая, а лето прохладное.

Основное население Уэльса составляют валлийцы, или уэльсцы, — потомки древних кельтских племен бриттов. До сих пор среди них сильно национальное самосознание, несмотря на то что язык их постепенно забывается. Лишь немногим более У5 жителей Уэльса говорит по-валлийски

В последние годы на территории угольного бассейна и на приморских низменностях южного побережья возникли такие современные отрасли промышленное как химическая, электротехническая производство деталей для автомобилей. Вокруг города Суонси размещены предприятия цветной металлургии. На основе нефтеперерабатывающих заводов развивается нефтехимия.

В то же время в Уэльсе до сих пор существует ремесленное производство. На мелких ткацких фабриках на устаревших станках делают шерстяные одеяла, шали и национальную ткань с большим ворсом — шерстяную фланель.

Лучшие сельскохозяйственные земли и наиболее благоприятные климатические условия характерны не для сельского Уэльса, а для промышленного юга. Это низменные территории между угольным бассейном и портовыми городами побережья Бристольского залива и крайний юго-запад полуострова. Здесь рано вызревают картофель и другие овощи, которые отправляются преимущественно на лондонский рынок. Живописное теплое побережье крайнего юго-запада полуострова превращено в национальный парк «Пемброкшир-коуст». В то же время фермеры центральной и северной части Уэльса, где бедные почвы, скудный растительный покров  и  неблагоприятный для сельского хозяйства климат, все больше нищают. На небольших горных фермах здесь разводят овец, в долинах рек и предгорьях — молодняк крупного рогатого скота. За свой труд фермеры часто получают меньше наемного сельскохозяйственного рабочего, многие из них разоряются. На горных склонах выше 260 м над ур. моря животноводство частично уступило место лесному хозяйству. Благодаря лесопосадкам некоторые лесные угодья используются для получения древесины.

Многие жители прибрежных деревень Уэльса—   рыбаки.   Ловят сардины   и сельдь. Рыбная ловля в значительной степени механизирована, но иногда и сейчас местные рыбаки используют легкие переносные лодки, известные еще кельтам,— сплетенные из тростника и обтянутые кожей или брезентом.

Столица Уэльса, его административный, научный и культурный центр — Кардифф с населением около 300 тыс. человек. Это древний город, возникший на берегу Бристольского залива у старого замка, вокруг которого сохранились крепостные стены. Ныне это типичный промышленный город с металлургическими, металлообрабатывающими и машиностроительными заводами. Планировка Кардиффа, как и других городов Уэльса, характерна тем, что центральную ось его образует одна главная улица. К северу и востоку от замка раскинулась благоустроенная, фешенебельная часть города с административными учреждениями, культурными заведениями, большим парком и нарядными особняками богатых буржуа. С другой стороны — бедные рабочие кварталы с рядами скученных «террасных» домов прошлого века и еще дальше— скромные современные пригороды.

Уэльсский народ и ныне сохраняет некоторые черты своей традиционной культуры. До сих пор здесь любимый музыкальный инструмент— арфа, которая стала национальным символом Уэльса. Очень популярно среди уэльсцев хоровое пение. Часто устраиваются конкурсы различных хоров, начинающиеся обычно торжественным шествием по улицам поселка в ярких национальных костюмах.

Ежегодно в августе в одном из городов Уэльса проводится фестиваль народной кельтской культуры. Объявляются конкурсы на лучшие музыку, песню, стихи, картины, изделия прикладного искусства. Все выступления идут на валлийском языке. Особенно интересна церемония присвоения звания барда лучшему поэту Уэльса.

Шотландия

Самый большой район Великобритании — Шотландия. Это крупнейшая ее историко-географическая область, представлявшая собой до Унии с Англией 1707 г. отдельное государство— Королевство Шотландию. В рамках Соединенного Королевства Шотландия сохраняет еще некоторые своеобразные черты в административном устройстве, семейном законодательстве, образовании и т. п. Шотландия имеет и свою национальную церковь — пресвитерианскую.

Площадь Шотландии составляет 1/3 территории страны,  населен же этот район очень редко и неравномерно. Плотнее всего заселена Средне-Шотландская низменность, где наибольшее число промышленных предприятий; а на Северо-Шотландском нагорье (Хайленд) плотность населения самая низкая во всей Великобритании. Основная часть жителей этого района— шотландцы, народ, который сохраняет до сих пор свои национальные особенности и культура которого во многом отлична от английской. Среди шотландцев особенно своеобразна этническая группа гэлов, или хайлендеров, заселяющих горную часть северной Шотландии и примыкающие к ней Гебридские острова.

Шотландия — гористая страна. Горы северной Шотландии достигают значительной высоты, скалисты, пересечены глубокими долинами; в южной же ее части горы ниже, преобладают выровненные плато и округлые холмы с выходами гранитов. Здесь больше широких речных долин и приморских низменностей. В горах Шотландии добывают гранит, найдена урановая руда. Средне-Шотландскую низменность, сложенную в основном древним красным песчаником, можно называть низменностью только условно: в центре ее возвышается цепь холмов вулканического происхождения и повсюду разбросаны сотни более мелких скалистых кряжей. Только вдоль рек тянутся полосы низменностей с плодородными аллювиальными почвами. В пределах Средне-Шотландской низменности находятся основные ресурсы района — несколько месторождений каменного угля. Благодаря отепляющему влиянию Северо-Атлантического течения климат Шотландии намного умереннее и мягче, чем на тех же широтах материка. Зима теплее даже, чем на юго-востоке Великобритании, а лето в среднем на 2—3° прохладнее. Открытые океаническим ветрам западные склоны гор лишены древесной растительности, а на восточных склонах растут шотландские сосны, ели и лиственницы. Выше границы леса господствуют вересковые пустоши, болота и заросли папоротника.

Традиционная отрасль промышленности Шотландии — добыча угля. Однако уменьшение спроса на него, низкая производительность труда, удорожание добываемого угля и его невысокое качество были причиной сокращения угледобычи. В итоге тысячи шахтеров остались без работы.

Вторая традиционная отрасль шотландской промышленности — черная металлургия развилась на основе местных угольных и железорудных месторождений. Железная руда давно вся выработана, теперь используется привозная руда и металлолом. Производство чугуна и стали размещено в окрестностях Глазго. В последнее десятилетие шотландское металлургическое производство все больше передвигается на запад, к побережью, откуда через порт Глазго поступает сырье, и куда вывозится готовая продукция.

Основу шотландской цветной металлургии составляет производство алюминия. Выплавляется он на алюминиевых заводах компании «Бритиш алюминиум», расположенных у гидростанций на Северо-Шотландеком нагорье и у города Инвергордона. Бокситы ввозятся главным образом из Ганы.

Перед второй мировой войной половина британских судов спускалась на воду на р. Клайд, где работало более 20 судоверфей. Однако к началу 1960-х годов устарелость шотландских судоверфей стала сказываться особенно сильно. Они уже не могли конкурировать с иностранными компаниями. Теперь половина британских судов выпускается на верфях Северной Англии. И хотя Клайдсайд остается вторым центром судостроения на Британских островах, многие его судоверфи закрылись, выбросив на улицу тысячи судостроителей. Оставшиеся же верфи с помощью субсидий правительства объединились в два крупных консорциума — «Скотт литгоу групп» и «Аппер Клайд шипбилдерс» — в расчете на то, что это поможет им перестроить и модернизировать свое производство. Однако шотландское судостроение продолжает испытывать серьезные трудности.

К традиционным отраслям промышленности Шотландии относится и текстильная, которая имеет национальную специфику. Здесь производят своеобразные шерстяные ткани— твид и клетчатый тартан, известный во многих странах под названием «шотландка», а также тяжелые клетчатые пледы и толстые одеяла из нерасчесанной овечьей шерсти. На Гебридских островах твид ткут на ручных ткацких станках специально на экспорт.

Новые отрасли промышленности — авиационная, электроника и автомобилестроение— пока играют скромную роль и не могут помочь преодолению острых экономических затруднений, вызванных помимо прочего застоем в традиционных отраслях. Предприниматели считают нерентабельным развитие традиционных отраслей, не субсидируют их модернизацию. В результате число безработных в Шотландии составляет более 7% трудоспособного населения. На Шотландию приходится большая часть официально зарегистрированных «зон упадка» страны.

Основной сельскохозяйственный район Шотландии— Средне-Шотландская низменность. В ее восточной, прибрежной части расположены лучшие пригодные для полеводства земли района и большинство крупных (свыше 200 га) шотландских ферм. Главная полеводческая культура здесь— ячмень, идущий на зимний корм скоту и использующийся для изготовления пива и виски. Из корнеплодов наиболее распространен картофель. В западной же, влажной части Средне-Шотландской низменности почти все сельскохозяйственные угодья— это естественные и культурные луга, на которых круглый год выпасают крупный рогатый скот. Здесь преобладают специализированные молочные фермы. В сельскохозяйственных графствах южной Шотландии также разводят молочный скот, для которого на большей части возделываемых земель высевают травы, выращивают турнепс и кормовую капусту. Только в центральной, более высокой части Южно-Шотландского нагорья на пустошах пасут овец.

Заселенные гэлами Северо-Шотланд-ское нагорье и прилегающие острова — это особый мир. В горах почти нет промышленности, а скудная земля— в основном верещатники и торфяники — не может прокормить и обеспечить работой население. Жизненный уровень хайлендеров — один  из самых  низких в Великобритании. Основная масса жителей здесь — это мелкие фермеры. Их участки настолько малы, что они вынуждены искать дополнительные средства к существованию. В былые времена фермеры на побережье и островах подрабатывали рыбным промыслом, но конкуренция больших фирм с мощными траулерами лишила их и этого дополнительного заработка. Теперь многие фермеры совмещают труд в сельском хозяйстве с работой на небольших фабриках по изготовлению твида или на заводах, где делают виски.

Наиболее густонаселенный городской район Шотландии — конурбация Центральный Клайдсайд. Здесь особенно остро сказались последствия заката традиционных отраслей промышленности. Центр конурбации — город Глазго, имеющий почти 900 тыс. жителей,— самый перенаселенный на Британских островах. Глазго — город тяжелой индустрии с преобладанием машиностроительных и металлообрабатывающих заводов. Глазго — типичный «продукт» промышленной революции. Здания викторианского стиля в центральной части города выглядят внушительно, но за ними виднеются старые мрачные заводские корпуса, в которых когда-то варили сталь, делали пушки. Более 2/5 жилого фонда города, состоящего из четырехэтажных закопченных домов XIX в., официально считается непригодным для жилья. Принимаемые меры по сносу трущоб и строительству новых домов явно недостаточны и существенного облегчения не принесли.

Столица Шотландии — Эдинбург — населена почти вдвое меньше, чем Глазго: в ней живет 470 тыс. человек. Главные отрасли промышленности здесь— пивоварение и полиграфия. У порта Эдинбурга размещаются также машиностроительные 'заводы и судоверфи. Эдинбург— один из красивейших городов Европы— центр всей культурной жизни Шотландии. Расположен он в живописной местности в заливе Ферт-оф-Форт. Над городом на вулканическом холме возвышается замок — бывшая королевская крепость, а ныне музей. Вблизи замка находятся аббатство и дворец шотландских королей Холируд. Город постепенно «спускался» с холма, но, поскольку его с трех сторон окружали заболоченные земли, застроен он в основном многоэтажными домами. На севере Эдинбург «перешагнул» через осушенный городской ров. Здесь в новом городе к северу от старого Эдинбурга проложена нарядная широкая главная улица современного Эдинбурга— Принцесс-стрит и построены жилые кварталы с красивыми архи текстурными ансамблями, со скверами и бульварами. Эдинбург — родина Вальтера Скотта.

Самый крупный город Северной Шотландии — Абердин, в котором проживает 210 тыс. человек. Он служит ее торговым, промышленным и университетским центром. Это также крупный рыболовный порт. Город интересен тем, что он почти целиком построен из добываемого здесь светло-серого гранита, а здания главной улицы Юнион-стрит отделаны разноцветным мрамором.

Расположенный на восточном побережье, Абердин становится основной наземной базой разведки и освоения нефтяных месторождений Северного моря. Открытие богатых нефтяных месторождений приобрело в Шотландии и политическое значение. Теперь местные политические лидеры стремятся экономически обосновать свои призывы к независимости Шотландии.

В последние десятилетия усилилось движение за развитие национальной культуры шотландцев, в которой сохранились еще многие своеобразные черты. С особенностями, например, шотландского фольклора, общественной жизни можно познакомиться на своеобразных кельтских фестивалях. В дни праздника все еще собираются остатки старых кланов. Чтобы принять участие в традиционном шествии, гэлы надевают яркие народные костюмы. В эти дни организуются состязания по национальным видам спорта— бросанию длинного бревна, керлингу и др., играют на народном музыкальном инструменте— волынке, танцуют популярные народные танцы — стресспэй и рилл.

Северная Ирландия

Северная Ирландия (Ольстер)— наименьший по площади и населению район Соединенного Королевства, занимающий северо-восточный «угол» острова Ирландия; живет здесь всего 1,5 млн. человек. Территориально и по своим природным условиям он ближе всего к Шотландии, от которой отделен нешироким Северным проливом и с которой связан авиалинией и постоянным морским сообщением. Однако основные транспортные пути района направлены в сторону Ливерпуля через остров Мэн.

Внутренняя часть Северной Ирландии представляет собой обширную низменность с большим мелководным озером Лох-Ней в центре. По периферии ее окаймляют невысокие (до 700 м над ур. моря) горные хребты. На северо-востоке выступает в море вулканическая возвышенность Антрим, перекрытая базальтовым щитом. На юго-западе три отрога гор Сперрин выходят к р. Эри, в долине которой образовались два крупных озера— Верхний Лох-Эрн и Нижний Лох-Эрн. Так же как в Шотландии, низменные территории покрыты отложениями, принесенными когда-то ледником. В горах много торфяников. Климат Северной Ирландии очень влажный и прохладный, реки полноводны, много мелких озер. Наиболее важная для экономики района р. Лаган течет на восток и впадает в Ирландское море. Здесь у большого глубоководного залива вырос главный порт, промышленный и административный центр Северной Ирландии — Белфаст, в котором живет около 400 тыс. человек.

В Северной Ирландии сложный этнический состав населения. 2/5 его — это ирландцы-католики, коренные жители Ольстера.

На судоверфи, расположенной в устье р. Лаган, строят крупные пассажирские лайнеры, сухогрузы и большие танкеры. Имеются машиностроительные предприятия, где делают текстильные машины, детали автомобилей, оборудование для нефтепромыслов; есть авиационные заводы. В послевоенные годы в окрестностях Белфаста и в соседних с ним небольших городах развилось электротехническое производство.

В сельском хозяйстве Северной Ирландии занята значительная часть ее экономически активного населения. Фермы здесь небольшие, в среднем по 16 га. При этом фермы католиков намного меньше ферм протестантов, хотя, как правило, у католиков более многочисленные семьи. Хозяйства в основном животноводческие: в них откармливают крупный рогатый скот и свиней; разводят птицу и занимаются молочным животноводством. 

Традиционные и до сих пор главные отрасли промышленности Северной Ирландии— текстильная и судостроение. Североирландские текстильщики изготавливают знаменитое тонкое льняное полотно; выпускают здесь также хлопчатобумажные и шерстяные ткани и изделия. Все большее значение приобретает производство вискозы и ацетатных воло¬кон. Текстильные фабрики есть почти во всех городах Северной Ирландии.

Для развития экономики Северной Ирландии характерна непропорциональность, которая к тому же усугубляется социальным неравноправием, дискриминацией в отношении коренных североирландцев. Население и соответственно трудовые ресурсы очень неравномерно распределены по территории района. Основная часть жителей сконцентрирована в радиусе 50 км от Белфаста. Здесь преобладают выходцы из Англии и Шотландии — наиболее зажиточная часть населения Северной Ирландии, преимущественно протестанты. Сам Белфаст, имеющий типично английский облик, в 5 раз больше следующего за ним по величине города, расположенного в западной части района, — Лондондерри, среди жителей которого преобладают ирландцы-католики.

На протяжении многих лет ирландцы-католики ведут упорную борьбу против политического и экономического неравноправия. По своему социальному положению это самые обездоленные слои североирландского общества. Как правило, католики— мелкие фермеры или сельскохозяйственные рабочие. В городах они составляют основные кадры малоквалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, заселяют самые бедные, скученные кварталы. Среди этой части населения наибольшее число безработных и эмигрантов, у них очень низкий уровень жизни. В Северной Ирландии сильна религиозно-национальная сегрегация, искусственно поддерживаемая протестантами во всех областях жизни.

Однако и в этих условиях ирландцы Ольстера сохраняют национальные черты своей материальной и духовной культуры. У них весьма своеобразны типы сельских домов, семейные обычаи, общественные традиции. Традиционный дом коренных жителей Северной Ирландии — это обычно одноэтажная каменная постройка с центральным камином, делящим помещение на кухню и спальню.

Для ирландцев Ольстера характерны довольно поздние браки, многодетные семьи, большая свобода и экономическая независимость женщин, чем у англичан. У ирландцев-католиков популярны старые кельтские праздники, особенно самхейн (конец лета), отмечающийся 1 ноября, и выгон скота на летние пастбища в начале мая. В день самхейна, который когда-то считался в Северной Ирландии началом Нового года, на вершинах холмов разжигаются огромные костры, устраиваются шумные, веселые процессии ряженых.

На ольстерской земле в течение веков сложились и свои местные обычаи. Среди них большое влияние на всю политическую жизнь страны имел праздник протестантов 12 июля в честь победы протестантских войск Вильгельма Оранского над католической армией Якова II вблизи Белфаста в 1690 г. И сейчас в этот день Орден оранжистов, созданный реакционной организацией протестантов-англичан в конце XVIII в. для борьбы с католиками, устраивает шумные шествия по улицам городов. Такие процессии сопровождаются всегда провокациями против католической части населения, что вызывает активизацию выступлений североирландских борцов за равные гражданские права, против дискриминации и угнетения. Чтобы не допустить дальнейшего усиления этой борьбы, ее перерастания в движение за коренные социальные преобразования, британское правительство в конце 60-х годов ввело в Ольстер регулярные войска. Был распущен местный парламент и установлено «прямое правление» из Лондона. На североирландских борцов за гражданские права обрушиваются репрессии. Но и жестокие преследования не сломили мужества участников демократического движения, их решимости добиться удовлетворения своих справедливых требований. Они продолжают борьбу.


2015 www.global-echo.ru