Азия

Япония

       Содержание:

Экономика Японии

После окончания второй мировой войны и до середины 1950-х годов в Японии шел период восстановления разрушенной войной экономики. В это время поли­тика США в отношении Японии была направлена на восстановление ее про­мышленного потенциала, были созданы условия для притока иностранного ка­питала. Японские монополии, опираясь на поддержку американских оккупа­ционных властей, к середине 1950-х годов восстановили свои позиции.

С середины 1950-х до начала 70-х годов происходило ускоренное развитие япон­ской экономики. В стране начался период экономического подъема. Среднего­довой темп прироста ВНП за 1955 — 1973 гг. исчислялся для Японии в 15% (в ФРГ— 10%, во Франции — 5—6%, в Англии — 3%). Сопоставление данных динамики экономического развития Япо­нии за это время с аналогичными дан­ными других развитых капиталистиче­ских стран показывает, что японский монополистический капитал шаг за ша­гом теснил своих зарубежных конкурен­тов, захватывал одну позицию за другой. В итоге Япония по объему производства к началу 70-х годов вышла на второе место после США в капиталистическом мире, по большинству показателей опе­редив наиболее развитые европейские капиталистические страны.

Япония заняла первое место в капита­листическом мире по судостроению, вы­пуску автомобилей, производству основных видов химической продукции.

Какие же причины сделали возможным такое быстрое развитие японской эконо­мики?

Важным фактором, повлиявшим на развитие промышленности, явился высо­кий уровень накопления капитала в стра­не. Широкое использование передовых научно-технических достижений позво­лило японским монополиям создать крупную индустриальную базу, основой кото­рой стали энергетика, тяжелая промыш­ленность, ведущие отрасли химического производства, модернизированная стро­ительная индустрия. Многие ценные па­тенты закупались за рубежом, особенно в США и ФРГ. Японский монополистиче­ский капитал шел по пути творческого приспособления иностранных новинок к японским условиям.

Росту японской промышленности спо­собствовали также изменения в организа­ционной структуре самого производства. В ведущих отраслях на базе новой тех­ники усилились процессы комплексного характера, возросла роль комбинатов, со­единяющих в одном предприятии раз­ные виды производств, что позволило ши­роко использовать промышленные и сы­рьевые отходы. Особенно усиленно этот процесс проявился в металлургии, маши­ностроении, в химической промышлен­ности.

Всевозрастающее место занимала в хо­зяйстве страны крупная строительная индустрия, ее материально-техническая основа заметно усилилась. Это позво­лило осуществлять крупномасштабное строительство высокоэтажных зданий на антисейсмическом фундаменте, подвод­ных тоннелей, автострад, электростанций, в том числе атомных, больших портов и аэродромов.

В условиях Японии особенное значение имела сравнительно дешевая рабочая сила. Этот фактор не утратил своей роли и в условиях активного внедрения в про­изводство достижений науки и техники. Хотя заработная плата японского рабо­чего на крупных предприятиях и повы­силась, но все же в реальном исчислении она продолжала отставать от оплаты западноевропейских рабочих. Это давало немалую выгоду японским предприни­мателям в их конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате внедре­ния передовой техники и технологии от­крылись новые возможности для усиле­ния эксплуатации трудящихся, возросла интенсификация труда.

Ускоренное развитие экономического потенциала страны завершилось в конце 1973 г., и Япония вступила в период двух­летнего тяжелого кризиса, перешедшего в 1976 г. в фазу депрессии.

Кризис охватил разные сферы хозяй­ства и отразился на социальной и поли­тической жизни страны. Сократилось производство в различных отраслях про­мышленности, особенно в металлургии, машиностроении и химической промыш­ленности. В значительной мере это было обусловлено топливно-сырьевым кризи­сом, охватившим весь капиталистический мир, инфляцией, а также валютными ко­лебаниями и усилением конкурентной борьбы за внешние рынки.

Экономическое положение Японии осложнилось резким усилением зависи­мости от импорта иностранного сырья. Особенно сильно возросли расходы на ввоз нефти в силу значительного повы­шения мировых цен на жидкое топливо. В условиях обострения конкурентной борьбы крупных капиталистических стран из-за экспорта промышленных товаров ухудшились условия сбыта. Это привело к тому, что во времена послекризисной, длительной депрессии, охватившей Японию после 1974 — 1975 гг., замедлилось новое, промышлен­ное строительство, были сокращены бюджетные ассигнования на обществен­ные работы — все это способствовало сокращению емкости внутреннего рын­ка, что в свою очередь усилило экспорт­ную экспансию Японии.

Оживлению экономики мешает непре­рывная инфляция; она развивается в Япо­нии особенно активно, приняв тяжелую форму стагфляции, т. е. сочетания ин­фляционных процессов со структурными кризисными явлениями. В условиях стаг­фляции еще более затрудняется процесс воспроизводства и усиливается неустой­чивость экономического положения.

Большинство перспективных прогно­зов определяли среднегодовой темп раз­вития промышленности в Японии в пределах 4—5%, а в отдельных отраслях еще более низкие темпы. С резким сни­жением темпов промышленного произ­водства связана недогрузка производст­венного аппарата, которая исчислялась в пределах 20—25% и порой принимала хроническую форму. С одной стороны, в Японии наблюдалось сокращение зака­зов, а с другой — сохранялось затова­ривание в торговой сети.

Попытки выйти из кризиса за счет дальнейшей интенсификации труда, взвинчивания цен на товары массового потребления, увольнения рабочих и слу­жащих вызвали организованный отпор масс, продолжались весенние и осенние выступления трудящихся Японии, кото­рые зародились еще в 50-х годах. В стачечной борьбе принимали участие же­лезнодорожники, рабочие различных отраслей промышленности и сферы ус­луг, служащие муниципалитетов, школь­ные учителя. Борьбой трудящихся масс руководили Коммунистическая и Социа­листическая партии Японии и Генераль­ный совет профсоюзов (СОХИО).

В результате упорной борьбы удалось добиться повышения зарплаты трудящих­ся, однако реальные доходы все же заметно отстают от роста цен, сохраня­ется и продолжает увеличиваться безра­ботица.

Кризис сказался и на ухудшении поло­жения слоев мелкой буржуазии. Банкрот­ство — частое явление в деловой жизни Японии. Раньше, однако, оно не охваты­вало столь значительное число средних и мелких предпринимателей, многочисленных субпоставщиков крупных компа­ний (так, за два года — 1980 и 1981 обан­кротилось 35 тыс. мелких и средних фирм).

Более влиятельные группы японского делового мира, связанные с государствен­ным аппаратом, и в сложных экономиче­ских условиях получают немало выгод. Об этом свидетельствует рост их прибы­лей, значительное увеличение вкладов в коммерческие банки страны, быстрое на­растание валютных резервов, которые к началу 1980-х годов достигли небывалой цифры — 33 млрд. долл. Система го­сударственного монополистического ка­питализма была активно использована ведущими японскими корпорациями и смогла, порой даже в кризисных усло­виях, обеспечить им немалые выгоды. Однако в условиях этой системы уровень жизни широких масс населения страны резко снизился.

Современная Япония — страна моно­полистического капитализма, для кото­рого характерна борьба за наиболее выгодные условия деятельности: полу­чение государственных заказов, субсидий и всякого рода льгот.

В отличие от США и стран Западной Европы, где основные средства в расши­рение производства вкладывают сами предприятия, в Японии преобладает иной путь — использование заемных средств: либо долгосрочных банковских ссуд, либо правительственных кредитов (25% падает на собственные средства и 75% — на заемные). Такое положение могло сло­житься в Японии в условиях значитель­ного развития государственно-монополи­стического капитализма.

Весьма важным в деятельности япон­ского монополистического капитала яв­ляется то, что сфера интересов его веду­щих компаний стала выходить за пределы национальных границ: некоторые из этих компаний включились в ряды многона­циональных корпораций.

Одна из своеобразных черт японской экономики — сочетание крупных кон­цернов с большим числом мелких предприятий. С одной стороны, здесь дей­ствует горстка гигантских монополий, охватывающих почти все области эконо­мической жизни, — банки и страховые компании, внешнюю торговлю, промыш­ленность, строительство, сферу развле­чений и туризма и др. Это шесть крупней­ших монополий и их банки: «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Фудзи», «Санва» и «Дай ити кангё». С другой сторо­ны, в Японии существует множество мелких и средних предприятий и масса мельчайших, многие из которых являют­ся субподрядчиками монополий и под­вергаются их нещадной эксплуатации.

В политической и экономической жиз­ни страны значительную роль играют организации, созданные деловыми кру­гами Японии. К наиболее влиятельным среди них относится «Кэйданрэн» —Фе­дерация экономических организаций. В ее состав входят ведущие предприни­мательские компании, наиболее мощные региональные объединения районов Осаки, Нагой, Ниигаты, Кюсю и других, а также индивидуальные члены — лидеры японской финансовой олигархии. «Кэйданрэн» состоит из большого числа раз­ного рода постоянных комитетов и кон­сультативных бюро. Формально в ее задачу входит разработка экономических рекомендаций для японского правитель­ства.

Из других предпринимательских организаций крупного капитала следует назвать созданное в декабре 1975 г. Общество по изучению промышленных проблем. Главная цель этого общества сугубо практическая — установление непосредственных контактов лидеров делового мира с наиболее влиятельными государственными чиновниками.

Большую роль в деле защиты инте­ресов капитала играют два других объ­единения: Торгово-промышленная пала­та с ее многочисленными отделениями на местах и представительствами за ру­бежом, а также «Никэйрэн» — Феде­рация предпринимательских организа­ций.

Промышленность Японии

 В конце 1950-х — на­чале 1960-х годов производственный по­тенциал страны, основу которого с довоенных лет составляла легкая про­мышленность, был переориентирован на тяжелую индустрию. Реконструкции и коренной модернизации подверглись ба­зисные отрасли промышленности — энергетика, черная и цветная металлур­гия, производство различных видов про­мышленного оборудования, станкостро­ение, металлообработка, судостроение, ряд производств основной химии, произ­водство транспортных средств.

В последние годы взят курс на пре­имущественное развитие наукоемких производств при некотором сдержива­нии энергоемких и материалоемких от­раслей. К числу новых производств от­носятся электронное, точное и слож­ное приборостроение, оптика, производ­ство фотоаппаратов, медикаментов, на­учно-лабораторного оборудования.

Довольно долгое время основой энер­гетики страны являлись уголь, вода и дре­весина; импорт топлива играл дополнительную роль. Уголь транспортировался к центрам его потребления из окраинных районов Японии — из Кюсю и Хоккай­до, а гидростанции, расположенные в го­рах Центрального Хонсю, передавали энергию по линиям электропередач. Рост тяжелой промышленности в последние десятилетия обусловил существенные из­менения в энергетической базе инду­стриальных районов Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоем­кие производства. Там резко возросли масштабы потребления импортной неф­ти и коксующегося угля, а доля национальных источников энергетики заметно снизилась. Ввиду этого энергетическая база японской промышленности являет­ся весьма уязвимой, поскольку она в ос­новном находится в зависимости от им­порта нефти, а внутренние источники энергии только дополняют топливный баланс страны. С 1976 г. импорт не­фти составляет около 230 млн. т в год при собственной годовой добыче всего 500 тыс. т. Переработкой нефти за­нято до 50 нефтеперегонных заводов, общая мощность которых достигает 300 млн. т.

В топливно-энергетическом балансе Японии на долю жидкого топлива прихо­дится больше 2/3 общего потребления, на долю угля — 1/5, гидроэнергии — 1/15

Весьма быстро растет потребление га­за, что обусловлено его высоким коэф­фициентом полезного действия по сравнению со всеми другими видами топ­лива.

Учитывая, что от энергетики зависит функционирование многих отраслей хо­зяйства, ведущие японские монополии захватили в ней сильные позиции. Всего несколько частных компаний занимают­ся поставками газа. 5—6 компаний господствуют в угольной промышленности и нефтедобыче. 7—8 наиболее мощных компаний играют ведущую роль в нефте­перерабатывающей промышленности и фактически осуществляют импорт нефти и продажу нефтепродуктов на внутрен­нем рынке. Девять крупных региональ­ных компаний производят 85% всей электроэнергии, в их руках находятся ли­нии электропередач и распределительная система.

Япония относится к числу высокоэлектрифицированных стран. К 1980 г. ежегодная выработка достигла почти 500 млрд. кВт-ч электроэнергии. Одна­ко по выработке электроэнергии на душу населения Япония заметно отстает от Германии и Англии.

В Японии насчитывается свыше 1 тыс. электростанций. По разработанной пра­вительственной программе на ближайшее время намечено строительство большого числа новых электростанций — тепло­вых, гидростанций и атомных.

Тепловые станции — основа японской электроэнергетики. Крупные тепловые станции размещаются вблизи главных городов страны — в районах Токио, Осаки и Нагой. В Японии 570 гидростан­ций общей мощностью 20 млн. кВт.

К 1980 г. в эксплуатации находилась 21 атомная электростанция общей мощно­стью 15 млн. кВт. В ядерной энергетике активную роль играют влиятельные мо­нополии — «Мицуи», «Мицубиси» и «Сумитомо». Поставка уранового сырья производится в основном из Африки.

Разветвленная сеть линий электропередач связывает потребительские районы Японии с центрами выработки энергии. Общее протяжение линий электропередач достигает 60 тыс. км. Долгое время напряжение в сети электропередач ограничивалось 100-170-220 кВт. В связи со значительным повышением мощности электростанций в 1970х годах вошли в эксплуатацию линии сверхвысокого напряжения до 500 кВт.

Черная металлургия в Японии относится к числу особо приоритетных производств. Из 25 крупных металлургических предприятий 20 были построены в 1960-70х годах. За это время в развитие черной металлургии была вложена огромная сумма (свыше 5 млрд. долларов). В 1980 г. выплавка чугуна исчислялась в 87 млн. т, стали – в 111 млн. т, а производство проката превысило 100 млн.т.

Лидер японской металлургии – мощная и влиятельная корпорация «Ниппон сэйтэцу» с годовым оборотом капитала в несколько миллиардов долларов. Корпорация объединяет свыше 500 компаний, организаций и научных учреждений. На девяти крупных комбинатах, оснащенных передовой техникой, выплавляется ос­новное количество чугуна, стали и прока­та, производимых страной. По объему производства металла «Ниппон сэйтэцу» занимает в капиталистическом мире пер­вое место, опережая два американских ги­ганта — «Юнайтед Стейтс стил» и «Бетлехем стил кориорэйшн». «Ниппон сэйтэ­цу» — полугосударственная компания, половина акций которой принадлежит правительству. В японской металлургии существует также много частных компа­ний.

Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентиру­ется на импортные железную руду и коксующиеся угли. Ежегодно ввозится свыше 130 млн. т железной руды. В связи с тем что перевозка ее производится на крупнотоннажных специальных рудо­возах, ввоз из близлежащих к Японии стран, особенно из Филиппин, уменьшается, а растет из более далеких — Индии и Австралии. С начала 1960-х годов увеличи­ваются закупки железной руды в Южной Африке и Латинской Америке — Чили, Перу, Бразилии. Крупными поставщика­ми железной руды остаются Малайзия, Канада. Импорт угля достигает 60 млн. т в год. Основные поставщики угля — США, Австралия и в меньшей степени Индия и Канада.

В последние десятилетия быстро инду­стриализирующаяся Япония намного уве­личила спрос на цветные и редкие металлы. Это связано с тем, что новые отрасли промышленности страны: электроника, самолетостроение, ракетостроение, эле­ктротехника, атомное производство и многие другие — в той или иной степени являются потребителями различных цвет­ных и редких металлов.

Большинство медеплавильных заводов расположено вблизи рудников в север­ной части острова Хонсю и на острове Сикоку. Это связано с тем, что тран­спортировка медных руд с низким содер­жанием металла нерентабельна. Вы плав­кой меди занято много заводов, самые крупные из которых — Асио, Хитати и Бэсси.

По производству рафинированной меди (свыше 800 тыс. т в год) Япония зани­мает второе место в мире после США.

Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития произ­водства цинка и свинца. Эти руды встречаются в залеганиях вместе с медными и серными колчеданами. Крупные заводы цветной металлургии находятся на остро­ве Сикоку вблизи Бэсси, на острове Кюсю в промышленном центре Минкэ и на юге Хонсю около Симоносеки.

Ввиду того что выплавка цинка требует значительного количества электроэнер­гии, ряд крупных цинкоплавильных заво­дов возник вблизи больших электростан­ций. Руда в местах добычи обогащается и в виде цинкового концентрата перево­зится на плавильные заводы. Годовое производство свинца в 1980 г. составляло около 225 тыс. т (четвертое место в мире), а цинка — 740 тыс. т.

По цинку Япония в основном удовле­творяет свои потребности, дополнительно ввозя небольшое количество концентра­та. По свинцу дефицит более значителен: собственное производство невелико; ввоз из Австралии, Канады и Мексики покры­вает потребности на 60—70%.

В процессе развития экономики возро­сли запросы на алюминий со стороны многих отраслей хозяйства. Хотя япон­ская алюминиевая промышленность ба­зируется на привозном сырье из Малай­зии, Индонезии, это не лимитирует ее развития. Выплавляя до 900 тыс. т пер­вичного алюминия в год, Япония обогна­ла Канаду и вышла на второе место в капиталистическом мире. Но и этого коли­чества ей не хватает— приходится много алюминия импортировать.

В номенклатуре производства японской цветной металлургии можно найти разно­образные виды легирующих, малых и редких металлов, спрос на которые растет быстро. В Японии имеется два пути полу­чения этих металлов: либо в природных соединениях комплексных руд, которыми Япония в общем богата (медные и серные колчеданы), либо в ходе производствен­ной обработки руд цветных металлов. Значение последнего пути особенно воз­росло после широкого использования электротермии в технических процессах металлургии. Возможности получения титана в стране значительны, поскольку имеется собственная сырьевая база — магнетитовые пески. Большая часть производимого титана экспортируется.

В Японии сделано немало открытий в области получения малых металлов и минералов из группы рассеянных и редкоземельных элементов. Особое внима­ние уделяется утилизации отходов произ­водства меди и полиметаллов, а также сернокислотных и коксохимических про­изводств. В результате этого в небольших количествах извлекаются такие редкие элементы, как кадмий, селен, теллур, ре­ний, индий, таллий, германий, которые используются в электронике и необхо­димы для изготовления точных приборов и механизмов.

Номенклатура производимых в Японии машин и механизмов разнообразна и насчитывает тысячи наименований. К числу наиболее развитых отраслей можно отнести энергетическую инду­стрию, электротехническое производство, промышленное машиностроение почти для всех видов производств, насосно-компрессорное и холодильное оборудова­ние, транспортное, сельскохозяйственное, строительное машиностроение. Значи­тельное развитие получило приборостроение, изготовление точных и слож­ных инструментов и механизмов, произ­водство шарикоподшипников, медицин­ской и оптической аппаратуры. Однако Япония все же продолжает оставаться импортером оборудования, правда в го­раздо меньших размерах, чем раньше, закупая наиболее технически усовершен­ствованные виды машин и механизмов.

Станкостроение и металлообработка являются старыми отраслями японской промышленности, однако ранее их техни­ческий уровень был невысок и более сложные станки и инструменты ввози­лись из-за рубежа. В последние десяти­летия эти производства были реконструи­рованы и ассортимент выпускаемой продукции расширился. Особенно уве­личилось производство автоматов и полу­автоматов, а также металлорежущих станков и высококачественных сложных инструментов. Создано немало моделей станков с числовым программным управ­лением. Широкое развитие получило производство малогабаритных станков высокой точности, спрос на которые воз­рос со стороны приборостроения, раз­вивающегося очень быстрыми темпами.

По судостроению Япония с середины 1950-х годов занимает первое место в мире по объему производства. Мощность японских судостроительных верфей ис­числяется в 18 млн. брутто-реч. т, на до­лю Японии приходится свыше полови­ны всего мирового тоннажа спущенных на воду судов.

Быстро развивающейся отраслью ма­шиностроения стала автомобильная про­мышленность. Япония в 1981 г. вышла на первое место в капиталистическом мире по производству и экспорту авто­машин. В 1980 г. было произведено 10,9 млн. легковых и грузовых автомо­билей.

Основные крупные центры машино­строения находятся в главных инду­стриальных районах страны. Машино­строительные предприятия размещаются в районе городов Токио — Йокогама, Нагоя, Осака-Кобе. Некоторые виды машиностроения возникли на северо-западе Кюсю, особенно в городе Нагасаки, где имеются крупные судостроительные верфи. Стали создаваться машинострои­тельные заводы в новых районах, преи­мущественно на западе Японии; однако по своему масштабу и оборудованию они меньше, чем на востоке страны.

Значительная часть производимых в Японии машин и механизмов идет на внутренний рынок, однако немалое ко­личество их стало направляться в КНР, в развивающиеся страны Африки и Латин­ской Америки, а также в Западную Европу.

Одной из важных отраслей промыш­ленности Японии за весьма короткий срок стала электроника. Основные направления в японской электронике — это производство специальных электрон­ных приборов и аппаратов, радиоприем­ников, телевизоров, магнитофонов, ап­паратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования.

Электронное производство требует значительных материальных затрат и в большой степени опирается на научно-экспериментальную работу. Японское правительство оказывает поддержку крупным компаниям, которые организу­ют у себя выпуск электронных изделий.

Высокую репутацию за пределами Японии завоевала продукция оптической индустрии, отличающаяся высоким качеством, — киноаппараты, микроскопы, оптические приборы для аэрофотосъем­ки, для подводного фотографирования и др.

Некоторые химические производства, как, например, лакокрасочная, изготов­ление технических масел, косметиче­ских веществ, лекарств и др., существо­вали в Японии уже давно. Значительный рост химическая индустрия получила, когда стали активно использоваться отхо­ды угольной и металлургической про­мышленности и лесного хозяйства.

Следующий большой сдвиг в химиче­ской индустрии имел место на рубеже 1960-х годов, когда форсированными темпами создавалась нефтехимия на базе отходов нефтяного и газового производ­ства. Нефтехимия дает для изготовления синтетических продуктов новое сырье по сравнительно низкой цене и в больших количествах, дополняя и заменяя старые виды сырья, получавшиеся из отходов угля, черной и цветной металлургии.

По размерам производства многих ви­дов химических товаров Япония стоит на третьем месте после США и Германии.

Номенклатура производимых в Японии химических товаров разнообразна. По та­ким химическим продуктам, как сульфат-аммоний, серная кислота, сода, искус­ственное волокно, этилен, пластмассы, синтетический каучук, Япония находит­ся в числе крупнейших производителей капиталистического мира.

Химические товары, особенно пласт­массы и пленки, быстро вошли в по­вседневную жизнь Японии. Пленка широко используется не только в городе, но и в деревне: распространено покры­тие пленкой посевов на полях и в огоро­дах и применение ее для хранения собранного урожая.

Значительное внимание уделяется в Японии биохимии — изготовлению эф­фективных лечебных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, производству витаминов, специальных кислот.

Химические товары являются важной статьей японского экспорта; вывозятся минеральные удобрения, неорганические химикаты, красители, медикаменты, кос­метические изделия, текстильные и мно­гие другие товары.

Долгое время легкая промышленность Японии являлась сферой мелкотоварного производства с широким использованием дешевого ручного труда. Крупных пред­приятий было немного, и они концентри­ровались главным образом в районе больших городов.

В настоящее время основой легкой индустрии стали хорошо оборудованные крупные предприятия. Самостоятельные мелкие и средние предприятия сохрани­лись в отдаленных от индустриальных центров окраинных районах. Однако и на этих мелкотоварных предприятиях стала внедряться новая техника.

Технический прогресс заметно сказал­ся на судьбе текстильной промышлен­ности, занимавшей до 1930-х годов ве­дущее место в японской экономике. Из­менилась структура текстильного про­изводства, обновилось оборудование, вне­дрена новая технология, улучшилось ка­чество выпускаемой продукции, возрос ассортимент изготовляемых изделий.

Две главные отрасли текстильной промышленности — хлопчатобумажная и шерстяная работают на привозном сырье, доставляемом главным образом из США (хлопок), Австралии и Южной Африки (шерсть). На закупку сырья затрачиваются большие суммы. Ввоз хлопка в начале 1980-х годов достигал 700 тыс. т в год, а по импорту шерсти Япония занимала второе место после США.

По темпам развития текстильной инду­стрии Япония из года в год опережала страны Западной Европы и США. Более интенсивно росло производство синтети­ческого волокна, шерстяных и трикотаж­ных изделий. По этим позициям Япония занимала в начале 1980-х годов третье место после США и Индии, вырабатывая ежегодно свыше 22 млрд. м разных тка­ней. Текстильные фабрики и заводы встречаются во многих местах страны, кроме северных.

Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-за­паде Японии. Наиболее значительные комбинаты расположены в районе горо­дов Киото, Хиросима, Ямагути, на западе Хонсю в районе залива Тояма и на севере Сикоку; несколько крупных заводов соо­ружено на Кюсю.

По производству химического волокна (штапельного и филамантного) Япония, уступая еще США, заметно обогнала ряд своих конкурентов в Европе. Много син­тетического волокна вывозится в развивающиеся страны Южной Азии и в Африку. А по производству и экспорту целлюлозного волокна Япония давно за­няла первое место, опередив и США.

Предприятия старых отраслей тек­стильной индустрии — хлопчатобумаж­ной и шерстяной размещаются преимущественно в более населенных портовых городах, где сосредоточивается дешевая рабочая сила и куда доставляется из-за границы сырье.

В числе старинных национальных про­изводств Японии керамическое произ­водство всегда занимало важное место, а в модернизированном виде оно иг­рает значительную роль и в настоящее время.

Япония обладает большим запасом вы­сококачественных глин, особенно каоли­на; всего насчитывается свыше 170 значительных разработок глины, в районах которых находятся обжиговые предпри­ятия. Самый известный центр керамиче­ского производства находится в городе Сэто вблизи города Нагоя.

А всего керамическим производством занято около 35 тыс. различного рода предприятий, в которых насчитывается более 400 тыс. рабочих. Почти 3/4 всех предприятий — мелкие. Эта отрасль промышленности охватывает множество самых разнообразных производств — от изготовления художественных изделий, фарфоровой посуды до производства крупных строительных материалов и важных для хозяйства технических изде­лий — теплоизоляционных, радиотехни­ческих и особого вида стекла.

В прошлом продукция керамической промышленности почти целиком шла на удовлетворение внутренних нужд, загра­ницу вывозились главным образом худо­жественные изделия. В настоящее время до 3/4 производимых товаров экспорти­руется в различные страны мира. Выво­зятся бытовая посуда, лабораторная, хи­мическая и электротехническая керами­ка, сантехника, кустарно-художествен­ные изделия, игрушки.

Обработка древесины получила боль­шое развитие еще во времена феодализ­ма, когда основой строительства были древесные материалы. В наши дни, хотя строительная индустрия Японии до­стигла высокого технического уровня и производит массу различных товаров, древесина по-прежнему сохраняет важное значение.

Лесопиление и различные виды дерево­обработки по количеству предприятий уступают лишь текстильной и пищевкусовой отраслям промышленности. В стране насчитывается до 30 тыс. разного рода лесопильных и фанерных заводов.

Особенностью японского лесопиления является рациональное использование древесины, отходов остается мало. Боль­шинство лесопилен хотя и невелики по размерам, но широко используют эле­ктроэнергию и механические двига­тели.

Крупные лесопильные предприятия на­ходятся в окрестностях больших городов страны — Нагой, Токио и Иокогамы, Осаки-Кобе, Сидзуоки, Хиросимы, Ока-ямы, на севере Кюсю и на юге Хоккайдо. Малые и средние заводы встречаются почти в каждой префектуре. Они разме­щаются обычно у транспортных путей, либо на морском побережье, либо в устьях рек или вдоль каналов, чтобы использовать сплав для доставки древе­сины и перевозить изготовленную про­дукцию водными путями.

Среди деревообрабатывающих пред­приятий насчитывается немало специализированных производств по изготов­лению тары, предметов домашнего оби­хода, японской обуви (гэта), зонтов, ве­еров, посуды, деревянных труб из бам­бука, спортивного инвентаря.

Важная отрасль японской деревообра­батывающей промышленности — фа­нерное производство. По размерам ее продукции Япония уступает только США и Канаде и стоит примерно на уровне Финляндии.

Японская фанерная промышленность широко внедрила новую технологию, в результате чего не только повысилось качество продукции, но и значительно расширился ее ассортимент. Стали изго­товлять фанеру, обладающую хорошей твердостью и большой устойчивостью против воздействия влаги и тепла, огне­упорную, покрытую специальными кра­сками и особым металлическим покрыти­ем, декоративную. Большой спрос на фанеру предъявляют помимо старых потребителей также и такие отрасли про­мышленности, как авиационная, автомо­бильная, радиоэлектронная.

Сельское хозяйство Японии

О японском тради­ционном сельском хозяйстве за рубежом издавна сложилось представление как о весьма отсталом. Это обусловлено рядом причин: преобладанием карликовых кре­стьянских хозяйств мелкотоварного типа, ограниченными капиталовложениями, направляемыми на улучшение земель, слабостью агротехнической базы, кабальной задолженностью крестьян. Однако сельское хозяйство Японии всегда отли­чалось высокой продуктивностью земель. Немало столетий обрабатывались поля и сады, не знавшие отдыха, но благодаря тщательному уходу крестьян за посевами, умелому использованию удобрений (пре­имущественно натуральных), специаль­ному отбору семян высокое плодородие земель сохранялось. К достижениям старинной народной агротехники отно­сится распространение двукратных уро­жаев, а на юге в ряде мест и трехкрат­ных.

По своей структуре японское сельское хозяйство следует отнести к типу много­отраслевых. Основой его является земледелие, главным образом возделывание риса и других зерновых культур, техниче­ских культур и чая. Известную роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. В Япо­нии к сельскому хозяйству относят также лесной промысел, рыболовство и мор­ской промысел (сбор морепродуктов в прибрежных водах).

До второй мировой войны в японской деревне насчитывалось около 4,5 млн. крестьянских хозяйств, обрабатывающих землю. В основном это были малозе­мельные крестьяне, владевшие участками в 1 га и меньше. Подавляющая часть помещиков (а их числилось около 600 тыс.) проживала в городах и не занималась сельским хозяйством. Владея наделом в 5—10 га земли, помещик обычно сдавал свою землю в аренду на кабальных усло­виях.

После войны в 1946 г. вошел в силу за­кон об аграрной реформе, по которому выкуп земли носил принудительный характер. Размер участка у земледельца, самостоятельно обрабатывающего зем­лю, не должен был превышать 3 га в среднем по всей стране (кроме Хоккай­до). Реформа охватывала только пахот­ные земли; лесные участки и ороситель­ные сооружения остались у старых вла­дельцев. Размер арендуемого участка ог­раничивался 1 га (на Хоккайдо — 4 га), натуральная арендная плата была заменена денежной и снижена. В фонд аг­рарной реформы поступило для выкупа свыше 1 млн. га земли, приобрести зем­лю можно было только за плату. Мало­земельные крестьяне реально могли приобрести в среднем не более чем по 0,2 га, а около 2,5 млн. наиболее бедных хозяйств вообще не имели возможности купить землю. Больше всего выиграли от реформы зажиточные хозяйства, ко­торые могли скупать помещичьи земли. Помещикам все же удавалось различны­ми способами скрыть некоторую часть своих земель, особенно на Хоккайдо.

К концу 1950-х годов аграрная политика японского правительства приняла новое направление: под лозунгом «упорядоче­ния деревни» стала проводиться ликвида­ция так называемых «неустойчивых» мелкотоварных хозяйств. Вошел в силу новый Основной сельскохозяйственный закон, который ставил своей целью не облегчение тяжелого положения трудовой части японской деревни, а активное содействие созданию хозяйств фер­мерского типа. В дополнение к этому закону были изданы постановления, раз­решавшие более высокие пределы зе­млевладения для крестьянских семей, активно осуществлявших интенсифика­цию, для пригородных хозяйств фермер­ского типа и для кооперативов.

Наиболее характерной чертой развития сельского хозяйства Японии в это время следует считать усиление капиталистиче­ской основы, распространение пригород­ного земледелия, быстрый рост механиза­ции.

Однако в своеобразных условиях япон­ской системы земледелия роль механиза­ции надо рассматривать по-иному, чем в Западной Европе или США. Дело в том, что, несмотря на аграрную реформу, кар­ликовый тип крестьянских хозяйств (по­рой участок имеет меньше 0,5 га) в большой мере продолжает сохраняться.

Даже небольшие клочки земли нередко не представляют собой одного целого, а разделены на более мелкие и разбросаны по разным местам. В условиях че­респолосицы возможно осуществлять только малую механизацию, используя преимущественно ручной инвентарь и механические двигатели с ручным управ­лением. Более мощная механизация встречается в немногих крупных хозяй­ствах капиталистического типа.

Обрабатываемая площадь страны со­ставляет 6 млн. га, а посевная превы­шает ее в силу того, что в ряде районов снимается по два, а на юге и по три урожая в год.

Под зерновыми занято свыше поло­вины посевной площади, под овощами — несколько больше 1/4, остальная отво­дится под кормовые травы, технические культуры и тутовицу.

Господствующее положение в земле­делии занимает рис. Среднегодовой сбор этой культуры к концу 1970-х годов дости­гал почти 16 млн. т. Урожайность состав­ляет в среднем 45 ц/га на поливных полях, а по отдельным сортам достигает 50—55 ц/га. Поддержание урожайности риса на высоком уровне обусловлено рядом причин: увеличением использова­ния химических удобрений и ядохимика­тов, улучшением подачи воды (особенно в результате широкого применения эле­ктромоторов для орошения), эффектив­ным ведением селекционной работы. Вы­веденные сорта семян отличаются хоро­шей урожайностью и устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям и болезням.

В то же время наблюдается снижение сборов таких зерновых культур, как пшеница, ячмень (в прошлом игравших важную роль в сельском хозяйстве), что вызвано низкой доходностью от их вы­ращивания и конкуренцией импортного зерна.

Большое значение имеет овощеводст­во, которое стало весьма доходной отра­слью для пригородных хозяйств. Овощи в пригородных фермах обычно выращи­ваются круглогодично в хорошо удоб­ренном и защищенном грунте (грядки чаще всего покрываются пленками).

Увеличиваются сборы сахарной свеклы на Хоккайдо и сахарного тростника на юге. Возрастают посадки чая. Сбор чайного листа теперь достигает 100 тыс. т в год. Выращиваются цитрусовые, ябло­ки, груши, сливы, персики, хурма, вино­град, каштаны, грецкие орехи, арбузы, дыни, в теплицах культивируют ананасы. Видное место быстро завоевывает клуб­ника, под которой на юго-западе Хонсю заняты крупные участки. Сбор плодово-ягодных культур составляет более 6 млн. т в год.

Таким образом, собственное растение­водство Японии обеспечивает страну ри­сом, овощами, ягодами и фруктами. Потребность в сахаре удовлетворяется меньше чем на 1/3. Резко возрос импорт пшеницы и ячменя (четверть века назад их продукция обеспечивала половину нужд страны). Потребности в соевых бобах, спрос на которые всегда высок в Японии, удовлетворяются собственным производством всего на несколько про­центов. В целом Япония обеспечивает себя продовольствием на 72%.

Животноводство, ранее относящееся к числу слаборазвитых отраслей хозяйства, после второй мировой войны стало активно развиваться. Это было вызвано увеличением внутреннего спроса на мясо и молочные продукты, ранее имевшие весьма ограниченное распространение. В настоящее время стадо крупного рога­того скота достигает 5 млн. голов, из них почти половина приходится на молочных коров. В южных районах страны быстро растет свиноводство (свиней насчитыва­ется около 7 млн. голов). В пригородных хозяйствах важное место занимает птице­водство. Животноводство Японии харак­теризуется высокой продуктивностью. За четверть века производство мяса уве­личилось в 5 раз и ныне составляет не менее 2 млн. т в год; выход молока удво­ился, достигнув 5 млн. т; возрос также сбор яиц.

Центром животноводства является се­вер  страны  — остров Хоккайдо, где создаются специальные фермы и коопе­ративные хозяйства. Почти 1/4 всего молочного стада Японии сосредоточена на Хоккайдо.

Особенностью японского животновод­ства является то, что оно базируется на импортных кормах (особенно много ввозится кукурузы). Местные кормовые травы считаются малопродуктивными и малопитательными, и сбор их невелик. Собственное производство покрывает не более 1/3 потребности животноводства в кормах.

Лес — одно из важнейших националь­ных богатств страны. Лесная площадь исчисляется в 25 млн. га. По этому показателю Япония находится на уровне таких лесистых стран, как Швеция или Финлян­дия. Леса в Японии располагаются на склонах гор, что крайне затрудняет их эксплуатацию. Велико значение лесоза­щитных насаждений, под которыми заня­то около 6 млн. га.

В лесном хозяйстве Японии историче­ски сложились специфические формы лесовладения. Господствующее место за­нимает частная собственность. В част­ном владении находится более половины всех лесов, в том числе бамбуковые на­саждения.

Подавляющее количество лесовладельцев составляют мелкие крестьяне, име­ющие до 1 га лесной площади. Крупные лесовладельцы имеют участки размером 5 га и выше, что по японским условиям немалая величина. Они, как правило, свя­заны с главными потребителями древе­сины — лесобумажными компаниями, а некоторые из компаний сами являются лесовладельцами. В число крупных соб­ственников лесов входят члены импера­торской фамилии, монастыри, храмы, владеющие наиболее высококачествен­ными лесами.

Несмотря на то, что Япония по своим потенциальным возможностям является страной богатой лесом, все же потребности в деловой древесине национальными ресурсами удовлетворяются недостаточ­но. По перспективным расчетам лесного агентства Японии, общий объем по­требления древесины определяется бо­лее чем в 125 млн. куб. м, а импорт уже сейчас превышает половину этого коли­чества.

На значительной по своему протяже­нию береговой полосе, окаймляющей Японские острова, проживает большое количество жителей, для многих из кото­рых рыболовство и сбор морепродуктов служат подсобным промыслом, а в ряде случаев и основным занятием. Но гос­подствующее положение в японском рыболовстве занимают крупные компании монопольного типа, которые через си­стему разнообразных посредников скупа­ют улов у рыбаков. Так сложилась си­стема тяжелой зависимости многих ры­боловецких хозяйств от «рыбных» маг­натов. Особенно выделяются пять ком­паний, которые располагают своим ры­боловным флотом, технически оснащен­ным для дальних плаваний. Японские суда уходят далеко в Тихий океан, Ан­тарктиду, в воды Индийского и Атланти­ческого океанов. Крупные компании да­ют почти половину валовой продукции рыболовства и контролируют торговлю рыбой.

Морская фауна прибрежной зоны Япо­нии богата и разнообразна. К основным объектам лова относятся сельдь, треска, лососевые, камбала, окунь, сайра, сарди­ны, тунец, палтус, акула, рыба-меч и др. В прибрежных водах добывают морепро­дукты, особенно водоросли (морская ка­пуста) и различные моллюски.

Рыболовный флот Японии насчитывает несколько сот тысяч судов, но только половина из них оснащена механиче­скими двигателями. Общий тоннаж всех судов достигает 2,5 млн. т. На долю крупных судов приходится значительная часть улова рыбы, вместе с тем известную роль играют и малотоннажные суда, в том числе безмоторные парусники.

Японцы ежегодно добывают свыше 10 млн. т рыбы и морепродуктов. Около 1/3 улова дают воды в районе Хоккайдо. Важными промысловыми районами всегда также были северо-восточные по­бережья Хонсю, где у 37° с. ш. встреча­ются мощные потоки холодного и тепло­го течений, и юг страны, где температура воды зимой не ниже 20° тепла; здесь добывают излюбленную японцами рыбу тай, бури (желтохвостик), родственный тунцу бонито, а также устриц и водоросли.

Широкое распространение приобретает аквакультура — искусственное разведе­ние рыб в морских прибрежных лагунах и пресноводных водоемах, особенно в гор­ных озерах и на заливных рисовых полях, где особенно хорошо выращиваются кар­пы. Большой известностью пользуется разведение жемчужных раковин в теплых прибрежных водах.

Прибрежный лов переживает значи­тельные трудности, что связано с некон­курентоспособностью маломощных мел­ких и средних рыболовецких хозяйств, специализирующихся на прибрежном лове, с крупными компаниями, а также загрязнением вод сточными отходами многочисленных фабрично-заводских предприятий, расположенных на побе­режье.

Новым, весьма важным явлением в экономической жизни страны следует считать развитие аграрно-промышленных комплексов, размещающихся в при­городных зонах, в сельской местности. Это по существу новая форма внедрения капитализма в деревню, при которой ис­пользуются местные ресурсы сырья и местная рабочая сила — относительно более дешевая, чем в городах.

Агропромышленные комплексы ох­ватывают земледельческие и животно­водческие фермы, рыболовный флот, холодильники и складское хозяйство, элеваторы, транспортные средства и на­конец предприятия пищевой промышленности и сеть магазинов по продаже готовой продукции. Выгоду от соедине­ния сельского хозяйства с промышлен­ным производством получает прежде всего крупное предпринимательство.

Транспорт Японии

Значительные сдвиги, про­исшедшие в последние десятилетия в эко­номике страны, в немалой степени косну­лись и транспорта. Наблюдался интенсив­ный рост внутренних грузопотоков, и ныне они достигли 300 млн. ткм. Однако темпы промышленного роста опережали развитие транспорта. Тран­спортную напряженность несколько ослабило усиление автомобильного дви­жения по перевозке как пассажиров, так и грузов. В настоящее время на автомо­бильный транспорт приходится около 2/5 всего грузопотока.

Значение железных дорог, по которым раньше транспортировалась основная масса грузов, снизилось в общем грузообороте с 3/5 до 1/5; каботажный флот сохраняет свое значение (2/5 всего грузо­потока).

Длина всех железных дорог страны достигает 28 тыс. км (это больше, чем в Англии). Господствующее положение занимает Корпорация государственных же­лезных дорог — крупное объединение, работающее на коммерческой основе.

Во владении частных компаний нахо­дятся короткие междугородные и местные линий (подъездные пути к фабрично-заводским предприятиям и пригородные до­роги). Частные пригородные дороги заняты почти исключительно транспор­тировкой пассажиров; на их долю пада­ет около уз всех пассажирских перево­зок страны.

Гористый рельеф местности, сравни­тельно неширокие речные долины и узкие прибрежные низменности создали немало трудностей при сооружении железнодо­рожной сети.

Для железнодорожной сети Японии характерны тоннели и многочисленные мосты. Преобладают однопутные узкоколейные дороги. Узкая колея не только сокращала расходы на строительство, но и давала возможность использовать лег­кую конструкцию подвижного состава. Ввиду неровности пути (крутые уклоны и частые повороты) состав поезда обыч­но невелик.

В стране электрифицировано несколь­ко меньше половины всех дорог, а част­ные пригородные дороги электрофицированы почти полностью.

Большое внимание в последние годы уделяется модернизации подвижного со­става: возросло использование более мощных дизельных локомотивов и эле­ктровозов, широко входят в эксплуата­цию специализированные вагоны для контейнерных перевозок. Новое направ­ление в реконструкции транспорта — это сооружение    специальных железнодорожных путей для сверхскоростных по­ездов.

Магистральные железнодорожные пути проходят преимущественно вдоль мор­ского побережья острова Хонсю, опоясы­вая его кольцом. Поперечные железные дороги, более короткие по своему протя­жению, соединяют запад и восток Хонсю, пересекая его гористую часть, втягивая горные префектуры, оторванные от раз­витых центров, в хозяйственную жизнь страны. На островах Кюсю, Сикоку, Хок­кайдо железнодорожные линии связы­вают глубинные, горные районы с бе­реговыми.

Основное звено железнодорожной си­стемы Японии — сверхскоростная маги­страль Синкансэн. Она протягивается от Токио до Фукуоки через Осаку и Окаяму на 1074 км. Средняя скорость экспресса «Хикари» — 150 км в час, а на отдельных участках — 210—220 км.

В 1942 г. было открыто железнодо­рожное движение по подводному тон­нелю Канмон между портом Симоносеки на юге Хонсю и портом Модзи на севере Кюсю. Тоннель трехъярусный —для же­лезнодорожного, автомобильного и пешеходного движения — протяжением 3,4 км. Наличие тоннеля намного рас­ширило возможности транспортировки массовых грузов. В послевоенное время его пропускная способность стала недо­статочной. Был сооружен второй тоннель, получивший название «Син-канмон» (новый Канмон). Он начинается в предместьях порта Симоносеки, несколь­ко поодаль от старого тоннеля, и заканчи­вается на севере Кюсю, в порту Кокура, являющемся частью большого города Китакюсю.

В 1970 г. через пролив Цугару началось строительство тоннеля Сэйкан протяжени­ем 54 км, который соединил двухъярусной железной   дорогой   порты   Аомори на севере Хонсю и Хакодате на юге Хоккай­до. Строительство тоннеля в техническом отношении оказалось чрезвычайно слож­ным: работы велись на глубине до 100 м ниже дна моря; введен в эксплуатацию в середине  80-х годов. Раньше весь путь от административного центр Хоккайдо города Саппоро до Токио железнодорожный состав проходил за 20 часов, а после сооружения тоннеля Сэй кан сверхскоростной экспресс проходит его за 5 часов.

Запроектировано сооружение мостов для соединения юго-востока Хонсю и северо-востока Кюсю с северо-западом Сикоку. Существует проект строитель­ства мостов между югом Хонсю и севе­ром Сикоку. В 1980х годах были запланированы три линии мостов, которые проходят над Внутренним морем Японии (опорами будут служат острова этого моря). Один из мостов пе­ресекает восточную часть моря и проходит от города Осаки через остров Авадзи на северо-восток Сикоку до порта Наруто.

Шоссейные дороги возникли в Японии еще в VIII в. Тогда было пять основных почтовых дорог, при сооружении кото­рых учитывались естественные условия местности. В наше время новые магист­ральные автодороги в общем сохраняют направление исторических шоссейных путей.

Шоссейные дороги в Японии делятся на четыре категории: государственные, или национальные (с твердым покрытием), префектурные, городские и сельские. Об­щее протяжение всей дорожной сети пре­вышает 1,2 млн. км. Шоссейные дороги связывают не только города, но и почти все сколько-нибудь важные населенные пункты страны.

Автомобильный транспорт развивается очень быстро: общее число автомашин приблизилось к 30 млн еще в 1980х годах, из них полови­на — грузовые. Легковые автомобили в подавляющем количестве находятся и частном владении.

Автомобильное движение развивалось настолько интенсивно, что крупные го­рода страны, в первую очередь Токио, оказались перенасыщенными машина­ми.

Метро имеется в Токио, Иокогаме, Осаке, Кобе, Нагое, Саппоро; кроме то­го, в столице введена в эксплуатацию монорельсовая дорога.

В городском транспорте Токио сохра­няет значение кольцевая железная доро­га, к которой примыкают автобусные линии. Для токийцев это наиболее удоб­ный и дешевый вид транспорта. В го­родах страны широкое распространение получило автобусное движение.

Япония располагает большим каботаж­ным флотом общим тоннажем 1 млн. т. До сих пор велико значение грузовых джонок, сочетающих старинный парус с моторной установкой. Небольшие кабо­тажные грузовые суда перевозят такие массовые грузы, как уголь, лес, строи­тельные материалы, рыбопродукты, удобрения. Широкое использование ма­лых судов обусловлено также и тем, что на побережье страны много небольших портов, не принимающих крупных кораблей.

В Японии принято деление портов на три категории: главные — их несколько десятков, они глубоководные, расположены у больших городов, принимают суда, совершающие зарубежные рейсы; мест­ные — обслуживают каботажные и ры­боловные   суда,   обычно иностранные корабли в них не заходят; портоубежища.

Суммарный грузооборот японских портов составляет примерно 3 млрд. т.

По решению властей ведется реконст­рукция главных портов. Основные на­правления портового строительства включают расширение и модернизацию портов для приспособления их к совре­менным операциям (в первую очередь внешнеторговым). В частности, была улучшена обработка контейнеро­возов в крупнейших портах — Токио, Йокогаме, Кавасаки, Кобе, Нагое. До­полнительное внимание уделяется обеспечению безопасности фарватеров, охране окружающей среды.

Для Японии, внешняя торговля которой приняла весьма большие масштабы, мор­ской транспорт имеет исключительное значение. Общий тоннаж японского тор­гового флота превышает 40 млн. т. Оке­анские танкеры доставляют в Японию ежегодно до 200 млн. т нефтетоплива. По тоннажу танкерного флота высокой мощности — свыше 100 тыс. т — Япония занимает первое место в мире. Быстры­ми темпами увеличивается водоизмеще­ние танкеров, строящихся в Японии. Не так давно танкер тоннажем 100 тыс. т вызывал удивление, а уже в начале 1970-х годов был спущен на воду танкер-гигант в 477 тыс. т. Однако в кризисные време­на эксплуатация танкеров-гигантов себя не оправдала.

Но, несмотря на значительный тоннаж национального торгового флота, Япония вынуждена в больших размерах фрахтовать иностранные суда.

Для такой страны, как Япония, где рас­стояние между городами невелико, где развиты другие виды транспорта, внутреннее воздушное сообщение, казалось, не должно играть значительной роли. Однако в последнее время роль воздуш­ного транспорта заметно возросла. Поч­ти все сколько-нибудь значительные го­рода связаны с центрами страны воздуш­ными авиалиниями. Особенно активна работа японского воздушного транспор­та на зарубежных авиалиниях.

Внешние экономические связи Японии

Внеш­неторговый оборот Японии в 1980 г. со­ставил 270 млрд. долл. (экспорт 130 млрд. долл., импорт — 140 млрд. долл.). Хотя внешняя торговля имеет большое значе­ние в экономике Японии, ее экспорт со­ставляет лишь 13% валового нацио­нального продукта страны.

Наибольший удельный вес в японском экспорте занимают машины, суда и авто­мобили, электротехнические товары, разного рода механизмы и точные при­боры, а также металлы (прокат и метал­лические изделия).

Важное место в экспорте принадлежит разнообразным химическим товарам. Текстиль, раньше являвшийся основной статьей экспорта, хотя и растет по разме­рам вывоза, но по стоимости уже не занимает главного места. Однако на мировых рынках роль текстиля Японии по-прежнему велика. Так, например, по экс­порту хлопчатобумажных товаров она занимает второе-третье место в мире, по экспорту химических волокон — первое-второе место.

В импорте первое место принадлежит нефти (почти 40% японского импорта) и коксующемуся углю. Велики размеры импорта металлов, металлолома и бокси­тов.

По-прежнему ввозится большое коли­чество текстильного сырья (хлопок и шерсть) и натурального каучука. Увеличивается покупка строевого леса. Доля промышленных изделий в импорте со­ставляет лишь 23%.

Ввоз продовольственных товаров увеличился за счет кормового зерна (осо­бенно кукурузы), затем бобов, сахара-сырца, морепродуктов и рыбы.

Крупнейшим торговым партнером Япо­нии продолжают оставаться США, даже в условиях значительных американо-япон­ских торговых противоречий. На долю США приходится 1/3 всего внешнетор­гового оборота Японии.

В географическом направлении внеш­ней торговли Японии в последние десяти­летия произошли изменения. Значитель­но расширились торговые связи с Юж­ной Кореей и Тайванем, которые стали крупными покупателями самых разнообразных японских товаров. Торговыми партнерами Японии стали «нефтяные» страны Персидского залива — Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн.

Активные торговые связи сложились у Японии со странами Юго-Восточной Азии — Филиппинами, Малайзией, Таиландом и Индонезией. Эти страны на­правляют в Японию сырье — нефть, же­лезную руду, бокситы, цветные и редкие металлы, лес тропических пород, а Япо­ния вывозит туда потребительские това­ры, комплектное оборудование, транс­портные средства.

Японо-китайская торговля, игравшая значительную роль в довоенные годы, одно время резко сократилась, но затем вновь стала наращивать темпы, однако к концу 1970-х годов приняла неустойчи­вый характер. Объем торговли достигал почти 5 млрд. долл. Япония вывозит из Китая железную руду, нефть, коксующийся уголь, редкие и цветные металлы, все это правда не в столь значительных размерах. Поставляет туда потребитель­ские товары и промышленное оборудование.

В борьбе за новые рынки Японии уда­лось завоевать значительные позиции в Австралии и Новой Зеландии, расширить торговые связи со странами Латинской Америки (особенно с Бразилией и Вене­суэлой) и странами Африки.

Новым явлением в японской внешней торговле является значительный рост торговых операций со странами Западной Европы, в первую очередь с Германией.

Форсированным расширением экспор­та Япония стремится покрыть огромные расходы на импорт сырья. Особенно успешно конкурирует Япония по таким товарам, как автомобили, электроника, оптика, фотоаппараты, пластмассы, синтетические ткани, керамика, одежда, обувь. Японские товары выделяются вы­соким качеством, красивой упаковкой и чаще всего дешевизной, при этом хоро­шо рекламируются, нередко продаются в кредит. Столь активная торговая экс­пансия привела, но существу, к слабо за­маскированной «торговой войне» Япо­нии с другими капиталистическими стра­нами.

Успешное развитие внешней торговли в немалой степени связано с усилением экспорта японских капиталов не только в развивающиеся страны, но и в промышленно развитые. Экспорт капиталов осу­ществляется главным образом ведущими японскими монополиями, опирающимися на активную правительственную под­держку.

Первоначально Япония вывозила свои капиталы в слаборазвитые страны и рай­оны Восточной Азии. Позднее наступил этап более активного усиления экспорта капиталов в связи с политикой создания за рубежом сырьевых баз. В странах Южной Азии, Ближнего Востока, Аф­рики и Латинской Америки японскими монополиями также создаются предприя­тия по добыче и первичной обработке различных видов сырья.

Наиболее значительные вложения на­правляются в Бразилию, Индонезию, Южную Корею, Тайвань, Сянган.

Исходя из своих интересов, японские монополии особое внимание уделяют но­вому строительству, предусмотренному в долгосрочных национальных програм­мах экономически слабо развитых стран, предоставляют кредиты для закупки про­мышленного оборудования и транспортно-строительных средств, посылают сво­их специалистов, создают смешанные предприятия, используя дешевый мест­ный труд.

Большая доля экспортируемых капита­лов направляется в промышленно разви­тые страны, где осуществляется скупка ценных бумаг, выпускаемых крупными зарубежными компаниями. В ряде стран (США, Канада, Австралия, Германия, Англия, Франция) японскими монополиями соз­даются смешанные предприятия.

Японо-Российские экономические связи характеризуются расширением торговых отношений. Этому содействовала заключенная в Москве 19 октября 1956 г. «Со­вместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и о восстановлении дипломатических и консульских отноше­ний». Вслед за этим был заключен 6 де­кабря 1957 г. первый советско-японский торговый договор и досрочное соглаше­ние о товарообороте и платежах сроком на 5 лет. В последующее время он прод­левался.

Наряду с развитием торговых отноше­ний было положено начало совместному осуществлению крупномасштабных проектов на компенсационной основе но раз­работке древесины, угля, по разведке нефти на Сахалине и газа в Якутии. Япон­ской стороной были выполнены заказы по сооружению на Дальнем Востоке ря­да промышленных предприятий. Япон­ская сторона приняла участие в составле­нии проекта постройки крупного Восточ­ного порта вблизи Находки.

Таким образом сложилось новое на­правление в российско-японских эконо­мических отношениях, основу которых составили крупномасштабные проекты, для осуществления которых ведутся за­купки в Японии промышленного оборудования, а оплата кредитов осущест­вляется путем компенсационных поста­вок леса, угля и других товаров.

Россия закупает в Японии различные виды промышленного обору­дования, трубы большого диаметра, некоторые потребительские товары для районов Дальнего Востока. Заметно рас­тет российский экспорт в Японию. Выво­зятся обработанная древесина, целлюло­за, чугун, алюминий, асбест, калийные соли, некоторые виды машин, редкие металлы. Развивается обмен научно-тех­нической информацией.

Осуществляются экономические связи между Приморским краем и кооперативными объединениями западных районов Япо­нии — прибрежная торговля между рай­онами, примыкающими к Японскому мо­рю. Центрами этой торговли стали  порт Находка и города на побере­жье Японского моря — Ниигата, Майдзуру, где сооружены новые причалы для приема дальневосточного леса и других грузов.


2015 www.global-echo.ru